Игрушки с батарейками в детском саду

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«БАТАРЕЙКИ – ЭТО ОПАСНЫЙ МУСОР?»

Автор: Кныш Олеся Игоревна, воспитатель

МКДОУ№ 30 снегирек

Мы все живём в таком мире, где уже невозможно представить себе хоть один день без батарейки . На них работают сотовые телефоны, ноутбуки, множество бытовых предметов, а также каждая вторая игрушка. Мы везде сталкиваемся с батарейкой или аккумулятором и редко кто задумывается о том, куда выбросить её после использования .

Актуальность проекта заключается в том, что люди не знают о той опасности, которую таит в себе обыкновенная батарейка. Особенно незащищены дети.

В батарейках содержится множество различных опасных и вредных металлов, которые наносят существенный вред нашему здоровью. Не все знают, что ядовитые вещества из батареек проникают в почву, в подземные воды, попадают в море и водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные вещества с кипячением не исчезают, ведь они не микробы.

Трудно представить, какой вред наносится экологии в глобальном масштабе.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Длительность проекта: краткосрочный.

Цель проекта :

Расширить знания детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы, дать детям представление о том, какой вред, наносится окружающей среде не переработанными батарейками

Задачи проекта:

· Сформировать представления детей о целесообразности вторичного использования бытовых хозяйственных отходов;

· Разъяснить, какую опасность для человека и природы несут выброшенные вместе с обычным мусором батарейки.

· Сформировать представления детей о необходимости сбора использованных элементы питания для дальнейшей транспортировки в пункт приёма и утилизации;

Проблема проекта.

Планирование проекта с помощью «Модели трех вопросов».

Далее был проведён опрос детей с помощью модели трёх вопросов:

1. Что мы знаем о батарейках?

2. Что мы хотим узнать?

3. Где и как мы можем это узнать?

После чего совместно с детьми был составлен план реализации проекта по дням недели.

1. Тема дня: «Мусор – враг природы».

Здесь было и чтение художественной, энциклопедической литературы и информационные беседы – рассуждения «А так ли уж опасны бытовые отходы? (батарейки, лампочки)», и рассматривание иллюстраций, подготовленной презентации о вреде опасных отходов для здоровья человека и окружающей среды. В рамках художественно – продуктивной деятельности дети придумывали и изготавливали запрещающие и разрешающие знаки поведения людей на природе. Проводились игры по тематике проекта:


Запрещающие и разрешающие знаки поведения людей в природе.

«Мусор – враг природы»

Дидактическая игра «Сортировка мусора». Правила игры: из предложенного набора картинок необходимо выбрать те, на которых изображены бытовые отходы: опасные и безопасные и разложить их в разные контейнеры с определенными обозначениями.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-370791-1504844585.jpg

Речевая игра «Я начну, а ты продолжи». Правила игры: воспитатель предлагает незаконченное предложение, ребенок должен его закончить: «Бумага – безопасный бытовой мусор, а батарейки… (опасные бытовые отходы)»; «Машинка сделана из пластмассы, а батарейка… (сделана из металла)»; «Кусок дерева можно выбросить в мусорный контейнер, а батарейку… (необходимо сдавать на утилизацию, а до этого держать в отдельном контейнере)».

О батарейках.

Ученые подсчитали : в среднем одна семья за год использует 60 батареек . Элементы питания используются везде – в детских игрушках, плеерах, фотоаппаратах, пультах управления. Но выкидывать их нельзя, необходима утилизация. Эксперты уверяют, что один выброшенный элемент питания загрязняет 400 литров воды и 20 квадратных метров почвы. На каждой пальчиковой батарейке есть значок – перечеркнутая мусорная корзина. Это означает, что выбрасывать батарейки в мусорное ведро , откуда они попадают на свалку – категорически нельзя.

После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Кипячение воды от тяжелых металлов, в отличие от бактерий, не спасает. Невозможно обезвредить батарейку (как прочий бытовой мусор) и путём сжигания. Диоксины по воздуху распространяются на большие расстояния, воздействуя на всё население, поэтому не важно, живет ли человек в непосредственной близости от мусоросжигательного завода или нет. Поэтому батарейка нуждается в специальной обработке и особом способе утилизации.

2. Тема дня: «Спаси Землю».

Детям были предложены различные игры – лабиринты разной тематики: «Спаси дельфина», «Освободи рыб», «Очисти парк», «Предотврати сброс отходов», «Помоги Тане дойти до контейнера», «Останови загрязнение атмосферы», «Предотврати загрязнение опасными бытовыми отходами», «Спаси морских животных» и т.п. проводились соревнования – эстафеты «Кто быстрее соберёт опасные для окружающей среды предметы»; конструировались всевозможные виды спасательной техники.

Игры-лабиринты «Спасём Землю»

3. Тема дня: «Осторожные сказки»

В этот день дети рисовали «Чистую планету», оформляли альбом с творческими работами, выполненными совместно с родителями. Здесь были и рисунки, и рассказы, и сказки «Заботливые лесные жители», «Сказка про пальчиковую батарейку», «Приключения лампочки», «Сказка про Горе – Злосчастие лесное» и др.

Сочиняем сказки

«Сказка про Горе-Злосчастие лесное», «Сказка про пальчиковую батарейку».

Была придумана экологическая дидактическая игра «Найдите различия».Правила игры: детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки с изображением чистой и загрязненной природы, классифицировать их по темам, обозначить экологическую проблему.

День четвёртый. Тема дня: «Как избежать неприятностей».

Дети с увлечением играли в игры экологической тематики. Была организована сюжетно – ролевая игра «Я спасатель».


Проведена дидактическая игра «Как избежать неприятностей».Правила игры: дети получают карточки с изображением опасных ситуаций. Педагог читает стихотворение соответствующего содержания. Дети должны узнать из содержания стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из экологически опасной ситуации и не попасть в неё вновь.

Речевая игра «Делать этого нельзя – знаешь ты, и знаю я…». Правила игры: воспитатель передаёт предмет (микрофон) ребёнку и произносит фразы: «Разжигать костры», «Бросать мусор в воду», «Выбрасывать батарейки в мусорный контейнер», «Разбивать лампочки», «Пользоваться ребёнку ртутным градусником», «Без разрешения взрослых брать и употреблять лекарства». Дети в ответ произносят слова: «Делать этого нельзя – знаешь ты, и знаю я».

В этот день дети и взрослые познакомились с тем, куда можно сдать на утилизацию использованные батарейки. В Холмогорах есть магазин РАЙПО, в котором возобновлён приём батареек, для этого там стоит специальный контейнер.

4. Тема дня: «Сделаем планету чистой!».

В этот день была проведена итоговая экологическая акция по сбору использованных батареек «Сделаем планету чистой!». В нашей группе «Звездочки» был установлена банка для сбора использованных батареек. Все родители с интересом откликнулись на нашу акцию. Приносили каждый день батарейки .Постепенно наша банка наполнялась. Мама Сони рассказала на работе о нашей акции в детском саду, и её сотрудники собрали и принесли в детский сад почти 100 батареек. Дети радовались каждой батарейке.

Что узнали дети старшей группы № 8?

Вероника Л., 6лет- «Нельзя выбрасывать в мусорное ведро. На батарейке есть значок , где нарисована мусорка, зачеркнутая красным крестом».

Захар З., 5лет – « Батарейки вредят животным и растениям. Детям нельзя брать их в рот. Если животные лизнут, могут отравиться».

Вика С., 5лет –«Нельзя выбрасывать в мусорное ведро, а надо собирать и сдавать на переработку».

Лев Л., 6лет. – «Чтобы люди любили и заботились о нашей природе».

Настя С., 5 лет. –«Чтобы наша планета всегда была зелёной и цветущей.

Маша П.,6 лет –«Чтобы на нашей планете было много цветов, деревьев, птиц и животных».

ВикаС., 5лет –«Чтобы речки были чистыми и в них было много рыбы».

Заключение :

Те ожидания, которые мы включили в проект , осуществились :

• Ребята стали больше задумываться о поступках людей и их последствиях для природы.

• Работа сплотила детей и родителей. Дети чаще напоминали родителям о том, что не надо выбрасывать много мусора, что в природе всё взаимосвязано, а человек не «царь» , а часть большого сложного мира природы.


• Собранные батарейки мы с детьми отвезли в пункт приёма на утилизацию.

Цель: Познакомить детей с вредом, наносимым батарейками окружающей среде и правильным способом их утилизации.

1. Расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.

2. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

Ожидаемые результаты: Понимание детьми, что утилизация батареек – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;

Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Словарь новых слов: батарейка, утилизация.

Оборудование: Презентация; мультимедийное оборудование; игрушки, работающие от батареек; батарейки разных видов. Банка с водой, крышка смазана черной гуашью изнутри. Горшок с погибшим ростком. Контейнер со значком «переработка». Медальки «Охотники за батарейками».

- Чтение энциклопедии «История батарейки»; рассматривание иллюстраций;

- Организация сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Юные экологи»

- Беседа на экологическую тему: «Спасем планету».

Ход познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель: Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник не прозвонил вовремя! (демонстрирует будильник). Я его крутила - вертела, а потом всё же поняла. А вы как думаете, что с ним произошло, отчего электронное устройство отказалось работать? Что в нем вышло из строя? Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!

Дети: Из-за того, что в них разрядились батарейки!

Воспитатель: Молодцы! Да, в моём будильнике разрядились батарейки! Открываю крышечку, а там обычные пальчиковые батарейки! Ребята, как вы думаете, почему их называют пальчиковыми?

Дети: Они похожи на пальчик!

Воспитатель: Да, и это одни из самых распространённых батареек! (демонстрирует). А какие ещё бывают батарейки?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, в магазине часто можно увидеть ещё мизинчиковые батарейки, так как они похожи на мизинец и батарейки – таблетки. (Демонстрирует и даёт рассмотреть ребятам).

Воспитатель: А кто из вас знает, зачем приборам нужны батарейки?

Дети: Они дают электричество!

Воспитатель: Абсолютно верно, батарейки дают электричество. Электрические приборы - холодильники, телевизоры, компьютеры и многие другие - могут работать, только если их подключить к такому источнику тока. А как мы подключаем электрические приборы?

Дети: Включаем их в розетку!

Воспитатель: А откуда ток берётся в розетке?

Дети: Приходит по проводам от больших мощных электростанций.

Воспитатель: Батарейки - это маленькие источники электрического тока. Но вот откуда ток в них берётся?

Дети делают предположения.

Воспитатель: Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, что такое электрический ток. Слайд 6.

Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а электричество. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Слайд 7.

А как же устроена батарейка? Слайд 8.

У каждой батарейки есть положительный полюс (это ионы) и отрицательный (это электроны). Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам. И как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электронов – и есть электрический ток. В процессе работы батарейки электроды постепенно разрушаются и батарейки садятся.

Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. Поэтому приближаться к розеткам детям строго запрещено.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Для этого мы встанем в большой круг и возьмем веревку в руки. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.

Игра «Ток бежит по проводам»

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Ток энергию принёс.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним правила безопасного обращения с электричеством (дети читаю стихи).

1. Ты запомни, юный друг:

Ток не любит мокрых рук.

Прежде чем прибор включать,

Надо руки вытирать! (Элина).

2. Не дёргай шнур и не тяни

Затея выйдет боком

Порвётся провод и тебя

Ударить может током. (Леша).

3. Знай, любые провода

Ведь они опасны слишком -

Замыкание, как вспышка! (София).

4. Гвоздик или пальчик

В розетку не вставлять

Это каждый должен знать. (Радмилла).

5. Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя, тушите свет

И приборы тоже! (Миша).

Воспитатель: Вот теперь мы разобрались, что такое батарейка и как она работает! А вот сумеете ли вы правильно её поставить в электроприбор?

Сначала нужно осмотреть батарейку, отыскать на ней знаки Плюс и Минус. Затем отыскать такие же знаки на корпусе прибора и поставить батарейку именно так, как изображено. Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки, например, в игрушки.

Дети делятся на пары. Каждая пара получает игрушку и батарейки. Ребятам предлагается вставить батарейки в игрушку. Если всё сделано правильно, игрушка работает.

Воспитатель: А теперь я поменяю батарейки в моём будильнике. (Меняет батарейки). И вот, будильник снова работает, стрелка движется. А что же сделать с использованными батарейками?

Воспитатель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Слайд 10.

Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать. Оказывается, батарейка может быть опасна. Как вы думаете, чем?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, в батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, и в воздух. Слайд 11.

Воспитатель: У меня как раз есть росток недавно посаженного лимонного дерева! И я решила ускорить его рост с помощью батареек. Смотрите, чем обернулась моя идея - воспитатель показывает увядший росток. Значит нельзя батарейки в землю закапывать! Я навредили ростку! Он завял! Оказывается, если батарейку закопать в землю, можно навредить растениям, которые в ней растут, а еще и животным, которые эти растения едят.

Воспитатель: Последствия закапывания батареек в землю мы уже видели. А теперь давайте проведем эксперимент с водой!

Опыт с банкой. В банку наполненную водой, поместить батарейку. Крышка плотно закрыть, а банку интенсивно потрясти. Крышку банки заранее смазать черной гуашью изнутри. Когда вы будете трясти банку, гуашь с крышки окрасит воду в черный цвет.

Воспитатель: Ну что, ребята, будем мы батарейки в землю закапывать и в воду выбрасывать?

Воспитатель: А теперь, ребята, я вам покажу, как правильно поступать со старыми батарейками. Я объявляю вас всех «Охотниками за батарейками», награждаю вас отличительными значками. И теперь вы всегда будете утилизировать батарейки правильно. Вы будете выбрасывать их в специальный контейнер, который есть в нашей группе, и вы вместе со своими родителями сделаете такой же дома, а из него батарейки отправятся в пункт переработки.

(Подходят, берут батарейки, бросают в контейнер).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильное решение! Давайте вместе заботиться о нашей планете и не загрязнять землю и воду.

Самоанализ образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет.

Воспитатель Камышева Елена Александровна

Тема образовательной деятельности : «Охотники за батарейками»

Образовательная деятельность относится к образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Образовательные задачи: Расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.

Развивающие задачи: Развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитывающие задачи: Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.

Содержание и структура образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям детей и поставленным задачам. Дети с первых минут были заинтересованы и интерес поддерживался на всех этапах образовательной деятельности. Прослеживалась последовательность, и взаимосвязь всех этапов при этом сохранялась единая сюжетная линия. Методы, приёмы и средства обучения соответствовали поставленным задачам и возможностям детей. Мною применялись разнообразные методы – наглядный, практический, словесный; приё мы: объяснение в сочетании с показом, вопросы разного характера, указания, проблемная ситуация, игровые ситуации. Средства обучения, наглядный и дидактический материал, использован эффективно, в полной мере; динамическая пауза (игра «Ток бежит по проводам») позволила повысить внимание детей Разнообразие видов деятельности, обеспечивало стабильность учебно-познавательной атмосферы. Контрольную функцию правильного выполнения задания осуществляла сама.

Образовательная деятельность проходила в оптимальном темпе, протяжённость соответствовала СанПиН.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной.

Автор: Ильмукова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 186» городского округа Самара
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) «Волшебная батарейка». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. С помощью него можно воспитать у детей интерес к теме электричества, а именно к источнику питания - батарейка.
Задачи:
Развивающие: развивать у детей интерес к электричеству, логическое мышление, внимание, память, творческие способности; навык обобщения, анализа, сравнения, умения правильно и полно высказываться, активно использовать в речи слова по теме и применять знания при выполнении определённых заданий.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к сверстникам при выполнении общих заданий и желание помочь.
Предварительная работа: рассматривание книг об электричестве; беседы об источниках электрического питания; выставка рисунков «Электричество глазами ребёнка».
Методы и приёмы:
Практические: подвижная эстафета, выполнение практических заданий.
Наглядные: рассматривание разных батареек.
Словесные: словарная работа, составление простых предложений.
Материалы и оборудование: неработающая музыкальная игррушка; батарейки, разной формы и напряжения; листы бумаги, карандаши на количество детей; пазли с батарейками; предметы, работающие на батарейках (часы, калькулятор, сотовый телефон, фонарь, пульт, говорящая мягкая игрушка, музыкальная книга) и любые предметы без батареек; пазлы с батарейками; чёрный ящик с часами.
Логика образовательной деятельности
1. Мотивация.
Воспитатель приносит в группу музыкальную игрушку, которая перестала работать.
Детям, возможно, становится интересно и они начинают задавать вопросы и высказывать свои предположения по поводу того, почему игрушка не работает.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте вытащим батарейку из игрушки и попробуем разобраться в том, какое значение она имеет для работы данного предмета.
2. Беседа о ЗНАЧЕНИИ БАТАРЕЙКИ.
- Ребята, вы, конечно, знаете, что многие предметы работают на батарейках.
- Назовите такие предметы?
- А теперь давайте посмотрим разные виды батареек. (Воспитатель показывает детям разные виды батареек).
- Чем они отличаются?
Затем воспитатель рассказывает о батарейках:
- Сегодня в магазине можно увидеть большое количество батареек. Они бывают разной формы и разного напряжения. Однако схема работы у них одна. У каждой батарейки есть положительный полюс и отрицательный; сухой или жидкий электролит. Электрический ток бежит от положительного полюса к отрицательному. Электролит - это среда, в которой перемещаются ионы, которые образуются в процессе химической реакции. В процессе работы батарейки электроды постепенно разрушаются и батарейки садятся.
3. Продуктивная деятельность.
Воспитатель:
- А теперь давайте нарисуем понравившуюся вам батарейку.
(Дети рисуют батарейку)
4. Игра «Собери пазлы с батарейкой».
Воспитатель:
- Ребята, хотите немного поиграть? Тогда давайте соберём пазлы и посмотрим, что у нас получится. (Дети собирают пазлы с изображением батарейки).
5. Игра «да-нетка».
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю поиграть с вами в вашу любимую игру «да-нетку». Я задаю вам вопрос, если вы считаете, что ответ «да», вы хлопаете в ладоши, если «нет», то вы топаете ногами. Согласны?
1. Батарейка – это источник питания?
2. Батарейка всегда будет подавать электрический заряд?
3. Все батарейки имеют одинаковое напряжение?
4 . Батарейку вставляют в предмет любой стороной?
5. Нельзя использовать испорченную батарейку?
6. Использованную батарейку нужно выкинуть в мусорное ведро?
6. Чёрный ящик.
Воспитатель:
- А сейчас, переходим к следующему заданию, очень трудному. Прошу внести в зал чёрный ящик. Вам нужно отгадать, что лежит внутри него:
- Это предмет, который работает на батарейке. Он висит на стене практически в каждом доме. На него мы смотрим несколько раз в день, особенно когда куда-нибудь торопимся. (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель добавляет: «У него есть циферблат и 2-3 стрелки»).
- Молодцы, это действительно настенные часы.
(Воспитатель вынимает часы из чёрного ящика и показывает детям).
7. «Подвижная эстафета»
Воспитатель:
- А сейчас мы узнаем, какие предметы работают на батарейках.
- Я предлагаю вам разделиться на две команды. На другой стороне группы лежат разные предметы. Вам необходимо по одному в порядке очереди добежать до предметов и взять только те, что работают на батарейках (часы, калькулятор, сотовый телефон, фонарь, пульт, говорящая мягкая игрушка, музыкальная книга), а остальное оставить на месте. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
- Молодцы, ребята, вы оказались очень внимательными и быстрыми.
8. Итог:
Воспитатель:
- Ребята, вам понравились игры, в которые мы сегодня с вами играли? А что вам понравилось больше всего? А что вы хотите узнать в следующий раз об электричестве?
- Хорошо, мы обязательно побеседуем и поиграем на эти темы в следующий раз.
- А сейчас давайте вставим в неработающую игрушку новую батарейку. (Воспитатель вместе с детьми меняет батарейку и отдаёт игрушку детям).

Образовательная область "Познание". В ходе совместной деятельности дети знакомятся с физическим явлением - электрическим током, его природой, у ребят формируются основы электробезопасности в быту, экологическое мировоззрение, стремление к осуществлению опытно-экспериментальных действий. Совместная деятельность опробована в двух различных группах детей 6-7 лет. В обоих случаях деятельность получила высокую оценку присутствующих педагогов.

ВложениеРазмер
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе. 63.5 КБ
Презентация к совместной деятельности "Батарейка" 2.74 МБ
Материалы к совместной деятельности "Батарейка" 205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23 с приоритетным направлением деятельности

по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности педагога с детьми

в образовательной области «Познание»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми

в образовательной области «Познание».

Формировать представления детей о физических явлениях и процессах в окружающем мире через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

  1. Познакомить детей с физическим явлением – электрическим током, условиями его возникновения
  2. Рассказать о принципе работы батареек, их разновидностях.
  3. Формировать основы электробезопасности в быту.
  4. Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами.
  5. Формировать экологическое мировоззрение, воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
  6. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
  7. Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения) в передаче образа. Развивать у детей коммуникативные навыки, умение вести диалог, приводить доводы.

Для наблюдения и экспериментирования: будильник; пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки-таблетки; лимоны, медные проволочки, оцинкованные гвозди по количеству детей; соединительные провода, светодиодный фонарик.

Для подвижной игры : канат, эмблемы с изображением электронов, различных электроприборов.

Для взаимодействия с родителями: Инструкция по утилизации батареек в Санкт-Петербурге.

Мультимедийный комплекс, слайд-шоу «Электричество в картинках».

Технология исследовательской деятельности (экспериментирование)

«Безопасность». Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. С-Пб. - Детство-Пресс, 2004.

Ход совместной деятельности

-Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник подвёл меня: не прозвонил вовремя! (демонстрирует будильник). Я его крутила- вертела, а потом всё же поняла, что с ним произошло. А вы как думаете, отчего электронные устройства – машинки, будильники, фонарики и проч., чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя? Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!

- Из-за того, что в них разрядились батарейки!

- Молодцы! Да-да, в моём будильнике разрядились батарейки! Открываю крышечку, а там обычные пальчиковые батарейки! Ребята, как вы думаете, почему их называют пальчиковыми?

-Они похожи на пальчик!

-Да, и это одни из самых распространённых батареек! (демонстрирует, даёт ребятам посмотреть и покрутить в руках). А какие ещё бывают батарейки?

-Посмотрите, в магазине часто можно увидеть ещё мизинчиковые батарейки, так как они похожи на мизинец и батарейки – таблетки. (Демонстрирует и даёт рассмотреть ребятам).

-Ребята, а кто из вас знает, зачем приборам нужны батарейки?

-Они дают электричество!

-Да, они дают электричество или другими словами, являются источниками электрического тока. Электрические приборы - холодильники, телевизоры, компьютеры, фонарики и многие другие - могут работать, только если их подключить к такому источнику тока. Например, как мы подключаем большие приборы?

-Включаем их в розетку!

-А откуда ток берётся в розетке?

-Приходит по проводам от электростанций.

-Ребята, батарейки - маленькие источники электрического тока. Но вот откуда он в них берётся?

Дети делают предположения.

-Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, что такое электрический ток. Кто может ответить?

Дети высказывают версии.

-Ребята, вы конечно знаете, что все вещества состоят из атомов - мельчайших частичек, которые невозможно увидеть глазом. Даже в обычном микроскопе их не рассмотреть. А эти атомы в свою очередь состоят из ещё более маленьких частиц - ионов и электронов. Электроны заряжены отрицательно, а ионы положительно. Ион и электрон живут дружно, а вот два электрончика или два иончика могут и подраться. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе, а два электрона или два иона всегда отталкиваются. И что же происходит в батарейке? На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить иончики и электрончики и не пустить их друг к другу. Электрончики собирают с одной стороны батарейки, а иончики остаются – с другой. Там, где собраны электроны, на батарейке нарисован знак Минус, а где ионы – знак Плюс. Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам. И как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электрончиков – и есть электрический ток. Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. Поэтому приближаться к розеткам детям строго запрещено.

Игра «Электрический ток».

На полу по кругу укладывается канат. На одном участке круга выделяется участок Батарейка, обозначаются её полюса – Плюс и Минус. Дети делятся на две команды. Одна команда – Электрончики, вторая – Электроприборы (например, фен, холодильник, лампочка, сотовый телефон, планшет, стиральная машина, пылесос, фотоаппарат, магнитофон и проч). Игроки получают соответствующие эмблемы (Электроприборы их изначально не показывают Электрончикам). Детям предлагают снять обувь). Электроприборы встают по кругу на канат. Электрончики начинают свой путь от Минуса батарейки, движутся по канату. Достигая Электроприбора, Электрончик дотрагивается до него, и Электроприбор начинает демонстрировать (жестами, позой, звуками) свою работу. Электрончики должны угадать, что это за прибор. Таким образом Электрончики добираются до Плюса батарейки. Затем Электроприборы и Электрончики меняются местами. При этом Электроприборы получают новые эмблемы.

-Вот теперь мы разобрались, что такое батарейка и как она работает! А вот сумеете ли вы правильно её поставить в электроприбор? Кто знает, на что нужно обратить внимание?

-Да, вначале нужно осмотреть батарейку, отыскать на ней знаки Плюс и Минус. Затем отыскать такие же знаки на корпусе прибора и поставить батарейку именно так, как изображено. Иначе электрончики откажутся бежать по нашему прибору, и он не заработает. Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки, например, в игрушки.

Дети делятся на пары. Каждая пара получает игрушку и батарейки. Ребятам предлагается вставить батарейки в игрушку. Если всё сделано правильно, игрушка работает.

-А теперь я поменяю батарейки в моём будильнике. (Меняет батарейки). И вот, будильник снова работает, стрелка движется. А что же сделать с использованными батарейками?

-Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать. Оказывается, батарейка может быть опасна. Как вы думаете, чем?

-Ребята, в батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь закрытыми в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Человек начинает болеть различными заболеваниями, например, у него могут начать выпадать волосы и зубы, отмирать лёгкие и головной мозг, разрушаться кости. Но страдает не только человек, но и вся окружающая среда. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв.м. почвы. В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, а вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами, как батарейка?

-Конечно, её нужно сдать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем городе. А куда выбрасываете использованные батарейки вы?

-Но теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, теперь вы будете утилизировать их правильно! Сейчас я раздам каждому из вас листы, на которых указаны адреса, куда можно сдать отработавшие батарейки. Покажите их родителям и вместе отнесите батарейки в такой пункт.

Воспитатель раздаёт инструкции.

- Ребята, а как вы думаете из чего можно сделать безопасную батарейку, в которой не было бы опасных веществ?

-А я предлагаю сделать батарейки, которые в конце можно съесть. Да-да. Учёные давно придумали, как сделать батарейку из картошки, из солёного огурца, из лимона или других овощей и фруктов. Кто хочет научиться?

-Предлагаю сделать батарейку из лимона.

Воспитатель раздаёт детям лимоны и два стержня (электроды) – оцинкованный шуруп и медную проволочку. Показывает, каким образом необходимо воткнуть их в лимон. Ребята изготавливают батарейку.

-Наши лимонные батарейки очень слабенькие. Каждая из них в одиночку не сможет заставить работать даже маленький электроприбор. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы энергии хватило для того, чтобы загорелся вот такой светодиодный фонарик? (демонстрирует фонарик)

-Можно соединить батарейки вместе!

-Да, если мы соединим наши батарейки между собой проводками, то энергии хватит для работы фонарика.

Дети с помощью воспитателя соединяют лимоны проводками и подключает к светодиодному фонарику. Фонарик загорается. Опыт удался!

-Ребята, у нас получилась самая безопасная батарейка в мире. Когда она разрядится, её можно съесть. Как вы думаете, почему такие батарейки не используют в электроприборах?

-Они занимают много места. Быстро портятся. Дают мало энергии.

-Молодцы! Вы совершенно правы. А теперь расскажите, что нового вы узнали?

-Как работает батарейка!

-Как правильно утилизировать батарейку.

-Как изготовить батарейку из лимона!

-А что больше всего понравилось?

-В следующий раз мы продолжим знакомство с явлениями окружающей среды. А вы не забудьте рассказать родителям о том, как правильно избавляться от старых батареек!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные и яркие игрушки на батарейках присутствуют в жизни каждого ребенка. Дети играют с ними до тех пор, пока хватает зарядки, и всегда расстраиваются, если игрушка перестала работать в самый неподходящий момент. Далее взрослые меняют батарейки, и счастливый ребенок продолжает игру. Мы решили рассказать детям, что батарейка может быть «другом», а может быть очень опасной. На примере утилизации батареек продемонстрировали детям, что только от человека зависит состояние окружающего мира. Предложили дошкольникам исследовать, какой вред батарейка может нанести природе, если ее неправильно утилизировать. Проект «Тайна маленькой батарейки» направлен на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Проект содержит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность на основе интегрированного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме: «Тайна маленькой батарейки»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №39»

Конкурс проектов по организации совместной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей

воспитанников

Проект по теме: «Тайна маленькой батарейки»


Сухомлинова Татьяна Анатольевна,

Майкоп - 2018 год

ПАСПОРТ педагогического проекта

Название проекта

«Тайна маленькой батарейки»

Основная идея проекта

Интересные и яркие игрушки на батарейках присутствуют в жизни каждого ребенка. Дети играют с ними до тех пор, пока хватает зарядки, и всегда расстраиваются, если игрушка перестала работать в самый неподходящий момент. Далее взрослые меняют батарейки, и счастливый ребенок продолжает игру. Мы решили рассказать детям, что батарейка может быть «другом», а может быть очень опасной. На примере утилизации батареек продемонстрировали детям, что только от человека зависит состояние окружающего мира. Предложили дошкольникам исследовать, какой вред батарейка может нанести природе, если ее неправильно утилизировать. Проект «Тайна маленькой батарейки» направлен на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Проект содержит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность на основе интегрированного подхода.

Члены авторского коллектива

Прокопович Г.С., Попелова В.В.

Методологическая основа
проекта

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства Образования РФ от 17 октября 2013. №1155 Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 39» Гринина А.С., Новиков А.Н. «Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка» Кувыкина Н.А. «Опасные промышленные отходы».

Используемые педагогические технологии (указать какие)

Для достижения поставленной цели и задач проекта, использовались следующие технологии: Личностно – ориентированные технологии Медико-профилактические технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника)

Технологии валеологического просвещения родителей. Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

Технология проблемного обучения (эвристические беседы, проблемные вопросы, поисковые задания)

Взаимодействие с администрацией

Подведение итогов проекта Размещение информации о проекте на сайте детского сада.

Взаимодействие с педагогическим коллективом

Педагоги ДОУ: - разрабатывают планы (календарно-тематические, еженедельные) - разрабатывают конспекты ООД, сценарии мероприятий, - осуществляют взаимодействие с родителями и другими педагогами, - организуют проведение плановых мероприятий, - осуществляют анализ реализации проекта.

Взаимодействие с воспитанниками

ООД, ПИД, выставки детского творчества и т.д.

Взаимодействие с родителями

Информирование «Дневник проекта» на информационном стенде в детском саду, на сайте детского сада «Мы участвуем в проекте». Оформление стенда: «Пункт приема батареек» Просвещение Консультации для родителей: «Экологическое воспитание в семье» Изготовление буклетов: «Пять способов сохранить природу» Совместная деятельность Анкетирование родителей: «Что Вы знаете о батарейках?» Выставка: «Спасем планету вместе!» Акция: «Сдай батарейку – спаси ежика!»

Дополнительная информация о проекте

Каждый этап проекта публикуется, дополняется фото и видео материалами, родители могут стать активными участниками проекта на любом этапе, увидеть достижения своего ребенка в проекте. Проект имеет полное методическое обеспечение, видеоматериалы, фотоматериалы. Работать по проекту могут воспитатели ДОУ, учителя начальных классов. Реализуя данный проект, педагоги найдут в приложениях полную подборку материала для успешной реализации.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

Очень важно в работе с семьей: создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение их в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Актуальность проекта:

С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы им придется решать. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно. Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду. При производстве элементов питания используются свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах, - наиболее значимые потенциальные источники кадмия; большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки как поставщики ртути и лития в природную среду; кроме того, литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться. Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. «Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!» Особая роль в экологическом воспитании детей принадлежит природоохранным акциям, в которых принимают участие, как взрослые, так и дети. Экологические акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности. В работе ДОУ на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Данный компонент обеспечивает непрерывность экологического воспитания, повышает уровень педагогической культуры родителей и семьи в целом, содействует успешной адаптации детей к социуму. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни учреждения. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, который умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!

Время реализации проекта: 1 - 10 февраля.

Вид проекта: групповой, информационный, практико-ориентированный, краткосрочный;

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги группы;

Цель проекта: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического

Задачи:

Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

формирование экологического поведения детей ДОО;

расширение представлений о вреде отработанных батареек;

развитие коммуникативных навыков дошкольников;

формирование доверительных отношений между воспитателем, родителями и детьми.

Планируемые результаты:

Информированность всех участников проекта о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения.

Приобщение родителей к экологическим акциям и мероприятиям, проводимых в ДОУ.

I этап. Организационный

Цель: Выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.

Содержание этапа: - анкетирование и организация родителей для помощи и участии в проекте;

- создание информационной базы и подбор материалов по проекту;

- планирование по проекту;

- ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

II этап. Практический

Цель: Разработка системы работы по формированию экологического поведения воспитанников в процессе образовательной деятельности.

Содержание этапа:

- организация РППС;

- совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции ОО;

- педагогическое просвещение родителей;

III этап. Заключительный

Цель: Подвести итоги работы, проанализировать результаты, определить перспективы на будущее.

Содержание этапа:

- подведение итогов деятельности в рамках проекта

- Совместная выставка «Спасём планету вместе!»

- совместная акция: «Сдай батарейку – спаси Ёжика!»

План реализации проекта

Содержание работы

Ответственные, сроки выполнения

Развивающая предметно – пространственная среда

«Макет леса» Разработка дидактических игр Д/и «10 картинок» Д/и «Дорисуй» Д/и «Собери картинку» Д/и «На что похожа геометрическая фигура» Д/и «Кто поступил неверно» Подготовка презентаций к ОД «Полезные и вредные предметы для человека» «О вреде и пользе батарейки»

Работа с детьми

Физическое развитие

ОД, утренняя гимнастика, физминутки, логоритмика психогимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры Познавательное развитие

Реализация проекта: «Тайна маленькой батарейки!»

ФЦКМ: «Мы – защитники природы!», «Зачем нужны батарейки»

ПИД: «Путешествие в прошлое батарейки», «Как работает батарейка» (опыт с лимонной кислотой и содой), «Что будет, если каждый выбросит одну батарейку», «Вода и металл» (эксперимент)

ПИД(конструктивная) «Ёжик» (из природного материала)

Д/и: «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)

Речевое развитие

ОД: «Мы хотим вам рассказать» (сочинение сказки «Наш друг – батарейка!»)

Ситуативные беседы: «Что я могу сделать в защиту природы?», «

Ознакомление с художественной литературой: Чтение экологических сказок Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке» П. Воронько «Хитрый ёжик» (заучивание наизусть) Социально-коммуникативное развитие Безопасность: «Чем опасны батарейки», «Почему нельзя выбрасывать батарейки» Беседы: «Как беречь природу?», «Куда деть использованную батарейку?» Д/и «Можно и нельзя» С/р игры: «Семья», «Детский сад» Художественно -эстетическое развитие Лепка: «Макет леса» (коллективная) Рисование: «Как помочь ёжику» Аппликация: «Здравствуй, лес!» Самостоятельная творческая деятельность детей по теме проекта Слушание музыкальных произведений, просмотр мультфильмов Рассматривание плакатов: «Батарейка – враг?», «Батарейка - друг», фотографий, буклетов.

Читайте также: