Игрушки с психическими расстройствами

Обновлено: 23.04.2024

Плюшевые игрушки с психиатрическими расстройствами. Поиграть в доктора

"У дочки завтра День Рождения, как мне быть? Ой-ой, что бы подарить шестилетнему оболтусу-сыну друзей семьи? Чем бы порадовать крестника?" если вам знакомы эти ужасы и метания заботливого взрослого и наставника, ничего не остается как просто пойти в магазин игрушек и выбрать. а что выбрать? Ктулху Барби? Китайскую радиоуправляемую машинку? Или набор "Сделай сам себе что-нибудь"? Лучше подарка, чем сочные игрушки с психическими отклонениями придумать сложно. Особенно, если выглядят они совершенно нормально.

Плюшевые игрушки с психиатрическими расстройствами. Поиграть в доктора

В комплекте животных-психов, сделанных по флеш-игре есть крокодильчик Кроко с панической боязнью воды, депрессивная черепаха Даб, справляющаяся со стрессом лишь благодаря круглосуточных тренировкам на тренажерах своего хозяина-фитнес-инструктора, грустная овечка Долли, страдающая раздвоением личности, считающая себя волком-в-овечьей-шкуре, гиппопотам Лило, одержимый сборкой паззла-головоломки из кубиков, не замечающий своих окружающих и близких людей, он не разговаривал с ними с самого появления этих проклятых кубиков, ну и, конечно же, гремучая змейка Слай, страдающая от галлюцинаций.

Плюшевые игрушки с психиатрическими расстройствами. Поиграть в доктора

Кто же стоит за этой сумасбродной идеей? Вероятно, это дело рук немца-выдумщика Martin Kittsteiner (Мартина Киттштайнера), который говорит, что его игрушки созданы для взрослых и детей, которые любят ухаживать за прелестными существами. Он говорит, что всепоглощающая фанатская любовь к его игрушкам вызвана тем, что люди любят компенсировать свои собственные недостатки уходом за кем-то, кто действительно нуждается в помощи. Каждую игрушку можно заказать на сайте Мартина, стоят они без доставки 30 евро за штуку, или 38 долларов, или 129,99 евро за весь сумасбродный комплект.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.


Детская шизофрения – загадочное, сложное заболевание. Ему приписывают различные возрастные пределы: 14 лет, до 12–15. Американское психиатрическое руководство установило собственный возрастной лимит – 13 лет. Существует градация заболевания, делящая его на непосредственно детскую (до 10 лет) и подростковую (10-14 лет) шизофрению.

Детский тип шизофрении отличается злокачественностью течения. Чем раньше проявляется расстройство, тем существеннее впоследствии патологические изменения личности.

Характерные черты

Симптомы и признаки расстройства у детей соответствуют симптомокомплексам взрослой формы, они выражаются:

  • продуктивной симптоматикой – бред, галлюцинации;
  • негативной симптоматикой – снижение интенсивности выраженности эмоций;
  • кататонией;
  • нарушением мыслительной деятельности;
  • расстройством речи.

Однако все проявления скуднее, проще, беднее, нежели у взрослых.

Аффективные нарушения способны зародиться еще в младенчестве. Отличаются они следующими признаками:

  • тревожный плач;
  • беспокойный ночной сон;
  • слишком серьезный взгляд;
  • повышенное беспокойство, возбуждение днем. Сопровождается однообразными, монотонными движениями конечностями на скудном эмоциональном фоне;
  • утеря приобретенных навыков;
  • торможение психомоторного развития;
  • вялость, отсутствие двигательной активности;
  • безразличие к игрушкам, голоду;
  • эмоциональная холодность по отношению к родителям.

Особо показательным признаком детской шизофрении является повышенное двигательное возбуждение с эмоциональной скупостью, подпитываемое однообразными, регрессирующими движениями рук.

Детей, страдающих шизофренией, возрастом старше 1 года, отличает:

  • безэмоциональность;
  • двигательная инертность;
  • нежелание контактировать с окружающим миром;
  • нежелание общаться со сверстниками, родителями;
  • аутичность;
  • примитивная деятельность, привлекающая непосредственно исполнением моторных движений – перекладывание предмета, взмахи руками;
  • отсутствие сюжета игры;
  • упрощение двигательных навыков, возвращение к уровню более раннего возраста – ходьбу заменяют ползаньем;
  • отказ выполнять привычные ежедневные навыки: одеваться, кушать, умываться;
  • патологические изменения речи;
  • впоследствии нарушение развития интеллектуальной деятельности;
  • неадекватные эмоциональные реакции;
  • плохая концентрация внимания;
  • проблемы учебного процесса.

Общая картина заболевания детского возраста характеризуется частичным или полным угасанием одних навыков и заменой их более примитивными. При этом последние не соответствуют таковым на предшествующих ранних этапах развития, отличаясь незрелостью, патологичностью, деструктивностью.

Малыш, страдающий шизофреническим расстройством, выражает страх необычного характера, например, боится травы, облаков, языка. Боясь утонуть, маленький шизофреник отказывается напрочь купаться. Опасаясь отравиться, отказывается принимать пищу, хотя аппетит сохраняется. Заставить поесть ребенка невозможно: кричит, упирается, убегает.

Нередко появляются тревожные мысли вокруг собственной или чужой безопасности. Ребенок переживает, что потеряется, останется один в незнакомом месте, его забудут забрать из садика. Возникают навязчивые, беспочвенные страхи за жизнь близких: мама заболеет, младший братик умрет. Подобные мысли изматывают деток, однако избавиться от них невозможно. Маленькие больные продолжают размышлять о страшных событиях.

Шизофренические малыши четко проявляют поведенческую агрессию, негативизм. У них рождается непреодолимое желание совершить опасный поступок: выбежать на дорогу, коснуться огня, исследовать открытый люк. Детей охватывает тревога, беспокойство.

Нередко посторонние, даже близкие люди подвергаются агрессии со стороны маленького шизофреника.

Неугодных людей больные толкают, бьют, обзывают, плюются, способны помочиться, испражниться во «вражескую» обувь, прогоняют ненавистного человека, говоря: «Уходи, ты чужой» или «Уходи, ты черный».

Патологическое фантазирование

Это довольно ранний и частый симптом детского типа шизофрении. Такое явление также называют грезоподобным фантазированием, золотой порой детской лжи. Синдром сопровождает детей различных возрастов, начиная с полутора лет, однако наиболее ярко выражается у индивидов старше 5 лет.

Патологическое фантазирование проходит два уровня развития:

  • невротический;
  • психотический – бредоподобные фантазии.

Различают следующие виды патологических фантазий невротического типа:

  • сверхценные игры, увлечения;
  • игровые перевоплощения;
  • патологии влечений;
  • оговоры, самооговоры.

Фантазийные сверхценные игры, увлечения проявляются уже к 3 годам и выражаются грезами наяву. Например, маленький шизофреник представляет полет на другую планету, прогулки по облакам. Рисунки детей отображают тематику грез. Малыши составляют схемы маршрутов транспорта, присваивая остановкам фантастические названия, рисуют несуществующие города.

Интересы больных нередко противоречат возрасту: строение двигателя, человеческой клетки, схемы приборов.

Игры отличаются однообразной тематикой, сохраняясь длительное время. Носителей данного вида фантазирования сопровождают вычурные страхи, нелепости, гипомании. Впоследствии нарастает аутичность, эмоциональная тупость.

Подростковый возраст подобных детей знаменуется реально существующими увлечениями – музыкой, рисованием, приобретающих вычурный характер.

Фантазийные игровые перевоплощения детей 2–4 лет характеризуются склонностью сопоставления с различными предметами, живыми существами. Детки подражают поведению, свойственному определенному животному. Если речь идет о кошке, маленький шизофреник ползает на четвереньках, мяукает, крепит веревку на пояс, имитирующую хвост, трется о ноги «хозяев», требуя погладить или почесать за ушком, ест на полу из блюдца. Нередко малыши глубоко захватываются образом, теряя связь с реальностью.

5–7-летние детки отождествляют собственную личность со сказочными персонажами, часто не соответствующие их полу, придерживаются соответствующих элементов одежды любимого персонажа, называются их именем, подражают поведению. Некоторые копируют неживые предметы, становятся ручками, дверями, столами, вагонами поезда.

Старшие дети копируют агрессивных персонажей. Подобная тенденция присуща мальчикам. Перевоплощения девочек носят сексуальный характер: они воображают себя невестой принца, придумывают вымышленного друга мужского пола. Фантазии сопровождаются манией величия, особой значимости.

Патологические фантазийные влечения затрагивают младенческий возраст. Груднички проявляют извращенные способы акта дефекации, мочеиспускания, осуществляют манипуляции каловыми массами.

3-летний возраст характеризуется эмоциональными изменениями. Отчетливо выражается холодность к близким людям, бесчувствие. Характерной особенностью является жестокое отношение к животным, особенно мелким, а также младшим, более слабым, детям. Игры сопровождаются садистскими наклонностями: отрывают куклам, игрушечным животным конечности, головы, вспарывают живот.

Маленьких шизофреников привлекают грязные, заброшенные местности – свалки, мусорки. Особое наслаждение они получают, пачкая собственную одежду.

6–7 лет является возрастом наибольшего проявления болезненных влечений, обладающих агрессивно-садистическим характером. Больные красочно представляют насильственные сцены различной тематики: пытки, смертные казни, поедание животными людей. Представляют себя в роли палача, убийцы. Описывают, как снимают человеку скальп, сжигают на костре или подвергают пыткам в газовой камере, протыкают железным штырем, топят в пруду. Способны приписывать подобные действия выдуманным персонажам.

Фантазии подкрепляются извращенными действиями, сопровождаемыми актами дефекации, мочеиспусканием. Характерны болезненные влечения к бродяжничеству, поджогам, клептомании. Особо показательными являются игры с погребением, самоповешаньем.

Фантазийные оговоры часто проявляются утверждениями о неродных родителях. Дети заявляют о жестоком отношении со стороны близких, обвиняют их в избиении, отсутствии должного ухода (забывают кормить, купать, отказываются покупать новую одежду). Говорят, что родители хотят их убить, сексуально домогаются.

Смена невротических фантазий бредоподобными является показателем ухудшения патологического процесса. Бредоподобные фантазии сопровождаются манией величия, могущества, стремлением реализовать собственные болезненные идеи. Дети становятся одержимыми, не поддаются разубеждению нереальности своих замыслов.

Например, мальчик придумал собственную страну Зинидию. Нарисовал карту, распределил города, каждому придумав название. Создал собственный язык. Назначил себя правителем страны. Руководил военными действиями, разрабатывал стратегию войны, пытал военнопленных.

Дети живут двумя жизнями. Бредовые фантазии полностью поглощают их сознание. Больные приобретают образ вымышленного героя: надевают соответствующую одежду, рисуют растительность на лице, снаряжаются соответствующими атрибутами. Ходят подобным образом на улице. Поведение больных полностью отображает характер действий придуманного персонажа.

Мысли шизофреников занимают порой извращенные идеи (мечтают стать мусорщиками, похитителями маленьких детей), носят агрессивный характер.

Девочка 13 лет, поглощенная собственными фантазиями, выкрала грудного ребенка, затем выбросила малыша с балкона 5 этажа.

Довольно часто маленькие шизофреники подвергаются извращенным фантазиям сексуального характера.

Девочка фантазировала, что вступает в интимную связь с женщиной, затем с мужчиной.

Бредоподобное фантазирование является крайней степенью развития патологических фантазий детей, страдающих шизофренией. Оно полностью поглощает детскую изначальную личность, выключает сознание малыша.

Шизофренический бред детской шизофрении подкрепляется слуховыми галлюцинациями – весьма показательным симптомом расстройства. Голоса разговаривают с малышом или между собой. Детки принимают возникшие слуховые галлюцинации за голос родителей, прочих близких людей, сказочных, мультяшных, персонажей. Нередко владельцами голосового сопровождения становятся герои фильмов ужасов. Встречаются также императивные галлюцинации, побуждающие маленького шизофреника действовать, склоняют к агрессивным, насильственным актам.

Виды детского шизофренического расстройства

Шизофрения детского возраста отличается тяжелым течением, влекущим значительные личностные изменения. Различают следующие варианты течения заболевания:

  • непрерывно текущий;
  • приступообразно-прогредиентный;
  • рекуррентный.

Непрерывно текущий тип шизофрении ярко проявляется к 2–3 годам. Клиническая картина характеризуется постепенной аутизацией, отсутствием природного интереса и любознательности, свойственной данному возрасту. Дети отличаются особым упрямством, раздражительностью. Типичным является наличие страхов разнообразного происхождения. Закономерна изменчивость настроения: приступы подавленности сменяются периодами дурашливости, приподнятого настроя.

Обострения болезни сопровождаются неярко выраженными галлюцинациями, интенсифицированием эмоциональных расстройств. Постепенно наступают речевые нарушения, задержка развития психических функций.

Приступообразно-прогредиентная форма характеризуется повторяющимися приступами с тенденцией прогрессирования деструктивных изменений. Впервые заболевание способно проявиться в грудном возрасте. Сопровождается сильным, пронзительным плачем, отличающимся монотонностью. Нередко подобный звук несопоставим с нормальным детским плачем. Характерна резкая смена вялости неестественной жизнерадостностью, активностью. Выражены страхи: людей, посторонних звуков. Далее наблюдается задержка речевого, психомоторного развития, освоения элементарных навыков.

Характерны кататонические нарушения. Периоды сильнейшего возбуждения сочетаются с бездействием. Возбуждение проявляется бесцельными, монотонными движениями: хождение кругами, раскачивание, беспорядочный бег. Такое состояние сохраняется часами. Сопровождается безудержными приступами плача, смеха, агрессии. Детки становятся неконтролируемыми, игнорируют обращенную к ним речь, оклики.

Изменяется походка, приобретает нескоординированные, размашистые черты. Теряется ритмичность, содружественность движений. Наблюдается тенденция многочасовых хождений без признаков утомления. При попытке взрослых остановить такие блуждания, вырываются, идя дальше. Выражение лица – отрешенное.

Импульсивность внезапно сменяется вялостью, адинамией. Маленькие больные долго лежат бездействуя. Принимают вычурные положения тела. Сон нарушается. Просыпаются посреди ночи, долго не засыпают. Малышей сложно уговорить поесть, пойти погулять.

Приступно-прогредиентная шизофрения наделяет деток депрессивно-бредовыми нарушениями, слуховыми, зрительными галлюцинациями.

Рекуррентный вид заболевания детского возраста встречается редко. Он определяется чередованием приступных периодов с ремиссией. Вызывает незначительные личностные изменения. Приступы провоцируются инфекциями, травмами, стрессами.

Рекуррентная шизофрения часто сопровождается усиленным чувством беспочвенного страха, осложняющегося галлюцинациями, бредом. Присоединяется возбуждение, изначально возникающее исключительно вечером, впоследствии оно принимает более выраженную форму, достигающую степени гебефрении – безудержного веселья. Каждое повторное обострение расстройства сопровождается более сильными патопсихологическими симптомами.

Детская шизофрения опасна не только болезненными изменениями, но и нарушением формирования незрелой детской личности. Играет роль возрастной период дебюта болезни, тяжесть течения. Просматривается закономерность: раннее проявление расстройства вызывает более грубое, тотальное недоразвитие личности ребенка, нарушая формирование важнейших элементов мозга, процессов и свойств психики.

Публикуем список из пяти самых необычных психических расстройств, которые доказывают, что странные вещи происходят с людьми не только в кино, а фантазии писателей и режиссеров часто вдохновлены реальными историями.

Наш мозг — огромная вселенная, изучать которую ученые будут еще не одно десятилетие. Но его мощь неоспорима. Взять хотя бы то, как нервная система искажает восприятие мира и заставляет действовать человека во время психических расстройств.

Мы решили коротко рассказать о пяти самых странных, интересных и немного пугающих расстройствах.

Синдром Котара

Одна из ярких характеристик этого синдрома — вывернутый наизнанку бред величия: человек считает, что он или отдельные части и органы его тела уже умерли, сгнили, разложились или просто отсутствуют.

При синдроме Котара человек уверен, что его тело гниет и разлагается

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»

Человек с синдромом Котара часто уверен, что несет катастрофический вред человечеству: что он заразил всех страшной инфекцией, отравил или полностью стер человечество с лица земли, что из-за его гнилостного дыхания скоро вымрет планета.

Напоминает некоторых героев «Пиратов Карибского моря», не правда ли?

Синдром Мюнхгаузена

Названный в честь известного враля, этот синдром характеризуется патологической ложью по поводу состояния своего здоровья. Человек преувеличивает, симулирует или нарочно вызывает у себя симптомы болезни.

Человек идет на всё, чтобы добиться медицинских процедур разной сложности, вплоть до хирургических вмешательств, страховых выплат, поддержки фондов и — самое главное — поддержки, сочувствия, внимания и помощи от окружающих. Смежное расстройство — синдром Мюнхгаузена «по доверенности» — заключается в том, что родственник (обычно мать или супруга) вызывает у близкого человека (чаще у ребенка) симптомы заболевания.

Мать всю жизнь внушала ребенку и окружающим, что он тяжело болен

Кадр из документального фильма Mommy Dead Dearest

Пример всего масштаба и всей трагедии этого расстройства — прошлогодняя история Ди-Ди Бланшард и ее дочери Джипси: мать всю жизнь внушала ребенку, что та тяжело больна целым «букетом» тяжелых заболеваний — начиная с эпилепсии и заканчивая мышечной дистрофией. Повзрослевшая дочь не выдержала и подговорила молодого человека убить мать. Сейчас она под следствием — и у нее нет ни одного симптома ни одного из заболеваний, которыми она «болела».

Ганзеровский синдром

Этот синдром напоминает синдром Мюнхгаузена, так как внутренняя тревога человека трансформируется в демонстративное, вызывающее, неадекватное поведение, которое направлено на окружающих. Другое его название — истерический психоз. Впервые его описал немецкий психиатр Ганзер у человека, который находился под следствием. Расстройство и сейчас чаще встречается, когда социальному статусу человека что-то угрожает — например, судебное разбирательство. Но это может быть и мобилизация в действующую армию, и даже внезапный разрыв отношений.

При этом синдроме человек ведет себя по-детски — сидит на полу, «играет» окружающими предметами. На простые вопросы отвечает неправильно (например, путает лево и право), не может одеться, забывает, как есть. Что странно, человек понимает обращенную к нему речь, но говорит или делает всё как будто «мимо».

Иногда доходит до «одичания» — человек становится на четвереньки, лакает воду из миски, лает, воет и пытается укусить людей вокруг.

После приступа человек не помнит, что с ним происходило. Этот синдром — невероятно редкий. О нем почти не упоминается ни в кино, ни в художественных фильмах. С другой стороны, может быть мы просто плохо представляем себе, что происходит с человеком, которому грозит тюрьма.

Синдром Фреголи

Этот синдром назван в честь актера Леопольда Фреголи, который умел виртуозно менять внешность. Человек с этим необычным психическим расстройством убежден, что его знакомый (чаще преследователь, враг, недоброжелатель) прячется в других людях — просто хочет оставаться неузнанным. Поэтому постоянно меняет внешность, гримируется.

При синдроме Фреголи толпа людей на улице превращается в полчище врагов, где преследователь постоянно перемещается и меняет внешность

Кадр из фильма «Матрица: Революция»

Это синдром — разновидность синдрома Капгра, в котором всё наоборот — человек уверен, что его близкого, например, жену или ребенка, заменил двойник, который умело подделал его внешность и манеры. Этот синдром был хорошо отражен в (страшноватом) фильме «Вторжение похитителей тел».

Множественная личность

Диссоциативное расстройство личности, которое всем известно как раздвоение личности. Синдром, которые многие считают «священным Граалем» психиатрии: все про него слышали, это официальный диагноз в классификаторах болезней, но его мало кто видел.

Предположительно из-за сильной психической травмы в детстве человек как будто внутренне расщепляется на несколько личностей. Чаще больше двух (может быть и тридцать), они разного пола, возраста, с разной мимикой, привычками, у каждого часто свой почерк и даже разные физиологические показатели.

Эти субличности не знают друг о друге, или знают только о некоторых. «Переключаясь» между личностями, человек забывает, что происходило только что с его альтер эго. При этом «переключение» между разными персонажами могут вызывать разные внешние события.

Множественная личность — одно тело, разделенное между несколькими (иногда тридцатью!) людьми

Кадр из фильма «Сплит»

Вся загадочность этого синдрома раскрывается в фильмах и книгах — «Три лица Евы», «Сибил», «Множественные умы Билли Миллигана», «Сплит».

При шизофрении, к которой ученые тоже применяют термин «расщепление», человек сосуществует одновременно со своими голосами и видениями и не страдает от провалов в памяти. Расщепление, раскол происходит с его мышлением и эмоциями — больной не может мыслить целенаправленно и становится полностью черствым, холодным, как механизм.

Читайте также: