Игрушки самоделки в доу

Обновлено: 08.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23

«Мир самодельных игрушек»

Старшая возрастная группа №14 «Фантазеры»

Автор: воспитатель гр. № 14

Лубенникова С. А.

Одинцово 2019

Вид проекта: творческий

Участники проекта : воспитатели, дети 5-6 лет, родители

Актуальность

Одна из глобальных проблем современности – это развитие и становление творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать, поставленные жизнью вопросы. Ведущими психологами и педагогами доказано, что в дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами такого развития. В связи с чем, одной из главных задач, которую ставят перед собой организации дошкольного образования, становится - выявление и эффективное использование разных подходов, ориентированных, прежде всего на развитие креативности. Изготовление самодельной игрушки с целью развития креативности у детей старшего дошкольного возраста, обуславливает актуальность проекта.

Цель проекта

Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления и применения в игровой деятельности самодельной игрушки

Задачи проекта

Для детей

Развивать коммуникативные качества и гибкость мышления.

Развивать умение системно мыслить с пониманием происходящих процессов.

Формировать умение анализировать, синтезировать.

Для педагога

Выявить возможную динамику уровня креативности детей старшего дошкольного возраста.

Разработать учебно-тематический план занятий по изготовлению самодельной игрушки и экспериментально проверить эффективность данной деятельности в развитии креативности детей дошкольного возраста.

Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Для родителей

Повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений.

Формы реализации проекта

Форма работы с детьми

В процессе организованной деятельности: изучение свойств «игрушек-материалов», изучение экологических свойств материалов. Формирование знаний об изменение формы в зависимости от материала. Изготовление игрушек-самоделок. Применение игрушек самоделок в различных видах деятельности.

Форма работы с родителями

Консультации, анкетирование, совместные мероприятия, совместное изготовление игрушек самоделок. Обыгрывание различных ситуаций.

План реализации проекта

Учебно-тематический план занятий по изготовлению самодельной игрушки

работы, материалы

Креативные качества

креативности

Сентябрь - диагностика

Путешествие вокруг света

Изучение свойств «игрушек-материалов» (глина, пластилин, тесто, бумага, ткань) изготовление различных форм (круг, шар, квадрат, куб и т.п.)

Показ, рассказ, демонстрация, дидактические игры, моделирование

Ломает привычные стереотипы об игрушках у детей

(мяч, гусеница, бабочка, зонтик, кот) бумага, пластилин, картон, ткань, шерстяные нитки, бросовый материал.

Показ, рассказ демонстрация, моделирование

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Изучение экологических свойств материалов

(бумага, глина, пластилин, хлопчатобумажная ткань, шерстяные нитки, полиэтилен, резина и т.п.) Изготовление игрушек самоделок (мяч, бабочка, слон, жираф)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование экспериментирование

Показывает мир в системе определенным образом связанных между собой элементов

Тематические и самостоятельные игры с игрушками- самоделками

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

Развивает коммуникативные качества и гибкость мышления

Формирование знаний об изменение формы в зависимости от материала (глина, пластилин, ткань, бумага, тесто, бросовый материал и т.п.) Изготовление одной и той же формы из разных материалов)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Показывает мир в системе определенным образом связанных между собой элементов

Изготовление игрушек- самоделок (яблоко, груша, слива, ананас) (бумага, ткань, капроновые носки, синтепон, тесто и т.п.)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Изготовление игрушек- самоделок (огурец, помидор, кабачок, баклажан, капуста) (бумага, ткань, капроновые носки, синтепон, тесто и т.п.)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Тематические игры по собственным правилам с игрушками-самоделками

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

Развивает коммуникативные качества и гибкость мышления

Формирование умения анализировать свойства материалов и соединять несоединимое (прищепки, вата, синтепон, песок, ткань, бросовый материал, полиэтилен и т.п.) Изготовление разных форм из одного и того же материала

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра, проблемная ситуация

Развивает умение рассуждать, анализировать, делать выводы

Ломает привычные стереотипы об игрушках у детей

Изготовление игрушек- самоделок (курица и цыпленок , ласточка, снегирь, воробей) (бумага, ткань, капроновые носки, синтепон, тесто, шерстяные нитки и т.п.)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Изготовление игрушек- самоделок (Заяц и зайчонок, ежик, белка, собака, лошадка) (бумага, ткань, капроновые носки, синтепон, тесто, шерстяные нитки и т.п.)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Новый год в лесу

Тематические и игры по собственным правилам с игрушками-самоделками

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

Развивает коммуникативные качества и гибкость мышления

Развитие самостоятельной деятельности по выбору материала для изготовления игрушек-самоделок (самостоятельный выбор материала для изготовления рождественского подарка)

Проблемная ситуация, показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Развивает умение системно мыслить с пониманием происходящих процессов. Развивает разнообразные эмоции и чувства.

Изготовление игрушек- самоделок (Снеговик, снежная крепость, сани и т.п.) Синтепон, бумага, бросовый материал, шерстяные нитки и т.п.)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Изготовление игрушек- самоделок (пингвин, белый медведь, сова, северный олень) Ткань, бумага, носки, синтепон, перчатки, нитки, вата и т.п.

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Тематические и игры по собственным правилам с игрушками-самоделками

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

Развивает коммуникативные качества и гибкость мышления

Моя родина- РОССИЯ

Учить анализировать и подбирать материал в зависимости от формы игрушки (бумага, глина, пластилин, ткань, бросовый материал) Изготовление форм по заданному образцу.

Показ, рассказ демонстрация, моделирование упражнение, проблемная ситуация,

Развивает пространственное мышление

Край, в котором я живу

Изготовление игрушек- самоделок (разные виды построек: дом, театр, сад, Спасская башня) бумага, ткань, картон, пластилин и т.п.)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование упражнение

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Изготовление игрушек- самоделок (танк, самолет, корабль, солдат) Глина, бумага, бросовый материал, ткань

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Тематические и игры по собственным правилам с игрушками-самоделками

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

Развивает коммуникативные качества и гибкость мышления

Закреплять умения самостоятельно подбирать материал для изготовления игрушки (Подснежник, солнышко, божья-коровка, птичка) самостоятельный подбор материала по заданному образцу

Развивает наблюдательность и гибкость мышления

Развивает умение системно мыслить с пониманием происходящих процессов. Развивает разнообразные эмоции и чувства.

Все для мамочки моей!

Изготовление игрушек- самоделок: букет цветов, одежда для мамы, мамины помощники (самостоятельный подбор материала)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Изготовление игрушек- самоделок: изготовление разных видов народных кукол (бумага, ткань, салфетки, шерстяные нитки, бросовый материал)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение. Развивает разнообразные эмоции и чувства.

Тематические игры по собственным правилам с игрушками-самоделками

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

Развивает коммуникативные качества и гибкость мышления

Рассказ, Проблемная ситуация

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Синий цвет земли (подводный мир)

Изготовление игрушек- самоделок: рыбки, кит, дельфин, черепаха, кораллы (бумага, ткань, пластилин, бросовый материал, природный материал)

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Земля и ее соседи

Изготовление игрушек- самоделок: планеты, космонавт, инопланетянин, луна) бумага, пластилин, ткань, бросовый материал, природные материалы

Показ, рассказ демонстрация, моделирование дидактическая игра

Формирует умение анализировать, синтезировать. Развивает воображение

Тематические и игры по собственным правилам с игрушками-самоделками

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

Развивает коммуникативные качества и гибкость мышления

Май-диагностика

Содержательное наполнение выстраивалось по принципу - от простого к сложному и реализовалось на занятиях по образовательным областям в течение четырех недель. Каждая неделя несла свою тематическую наполняемость.

Например – тема «Экологическая акция» - рассматривалась через содержательную наполняемость нескольких образовательных областей. Раздел «Формирование целостной картины мира» образовательной области «Познавательное развитие». Введение в тему – знакомство с экологическими свойствами материалов. Закрепление – насекомые и животные вокруг нас. Содержательное наполнение раздела «Развитие трудовой деятельности» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализовывалось на занятии «Ручной труд» при освоении детьми работ с разными материалами. При создании детьми самодельных игрушек на этой неделе через изобразительную, конструктивно-модельную деятельность решались задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Последняя неделя месяца заканчивалась игрой «Осенние встречи», в ходе которой дети могли проявить свою инициативу, самостоятельность, фантазию и творчество не только в презентации своих игрушек – самоделок, но и в организации самой игры.

При реализации каждого занятия особо акцентировалось внимание на развитие у детей креативных качеств.

Для более полной картины краткое содержание 3-х занятий тематической недели «Экологическая акция». В ходе, которой использовались занятия по изготовлению самодельной игрушки.

Название темы недели: «Экологическая акция». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическая».

Цель: через изготовление самодельной игрушки раскрыть понимание бережного отношения к Природе.

расширить представление об экологических процессах;

познакомить с разными видами материалов;

научить моделировать игрушки, используя полученные знания об экологических свойствах материалов.

Тема первого занятия: «Мир материалов».

Методы: Показ, рассказ, экспериментирование, беседа.

Показ материалов: бумага, глина, пластилин, хлопчатобумажная ткань, шерстяные нитки, полиэтилен, резина.

Рассказ о свойствах материалов.

В процессе экспериментирования раскрываем экологические свойства материалов: бумага, полиэтилен, нитки – полиэстер, шерсть.

Используя процесс горения определяем остаток материала.

С помощью техники разрыва определяем прочность материалов.

Анализируем и приходим к выводу об экологичности различных материалов.

Выбираем необходимый материал для создания самодельной игрушки.

Вывод: данное занятие ломает у детей привычные стереотипы об игрушках.

Тема второго занятия: «Необычный мяч».

Методы: демонстрация, моделирование.

Демонстрируя различные игрушки, напоминаем названия, экологические свойства материалов (пластмасса, резина, бумага и т.д.)

Изучаем игрушку – мяч (из каких материалов может быть изготовлен). Устанавливаем возможность изготовления бумажного мяча.

Знакомим с техникой папье-маше. Моделируем самодельную игрушку.

Вывод: Формируем умение анализировать, синтезировать. Развиваем воображение.

Тема третьего занятия: «Экологические игрушки».

Методы: Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

В ходе организованной воспитателем сюжетно-ролевой игры «Магазин полезных игрушек» закрепляем знания детей об экологических свойствах материалов.

Моделирование детьми игровой ситуации с использованием самодельных игрушек.

Вывод: Развиваем коммуникативные качества и гибкость мышления.

Таким образом, в процессе формирующего эксперимента был разработан и апробирован учебно-тематический план занятий по изготовлению самодельной игрушки (составленный с учетом развития четырех параметров креативности, в опоре на программный материал образовательных областей).

Данный проект был направлен на исследование влияния занятий по изготовлению самодельной игрушки на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

Изучив психолого-педагогическую литературу о развитии креативности, были сделаны выводы:

- Что подходы к пониманию феномена креативности многообразны и противоречивы. В своем проекте я придерживаюсь видения понятия креативности как способности, основанной на развитии дивергентного мышления и выражающейся в умении отказываться от стереотипных способов мышления.

- Для успешной реализации процесса развития креативности у детей старшего дошкольного возраста важным фактором является выбор программно-методического содержания занятий и условий их выполнений. Особый вклад в развитие у них креативности могут внести занятия по изготовлению самодельной игрушки. Самодельная игрушка – это предмет, предназначенный для игры, выполненный ребенком совместно со взрослым или самостоятельно, обладающий уникальностью и оригинальностью исполнения, используемый в игровой деятельности.

- Главным условием успешного развития креативности у детей, является креативная личность - педагог. Он должен владеть всем педагогическим инструментарием, постоянно стремиться к саморазвитию.

На рисунке рассмотрим более подробно, по каким критериям развития дивергентного мышления (Ф. Вильямс) произошли изменения. Произведено сравнение развития по критериям (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность).

Для диагностики уровня развития креативности были применены тесты дивергентного мышления Ф. Вильямса «Тестовая тетрадь» и Опросник для родителей и педагогов «Шкала Вильямса», модифицированные Е.Е. Туник.

Сравнительный анализ результатов позволил констатировать значительное наличие динамики креативного развития у детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абраменкова В.В. «Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка». — М.: Лепта Книга, 2008.

Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? // Современный ребенок в игровой цивилизации. – М: Даниловский благовестник. 2001. — 144 с.

Абраменкова В.В. Осторожно…игрушка! // Семья России. — 2006.№ 3.

Авдулова Т.П. Психология игры: учебник для академического бакалавриата 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 232 с. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. ФГОС М. Мозаика – Синтез.: — 144с.

Ветлугина Н.А. и др. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. 415с.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография. — М., 1972. — 288 с.

Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр.соч., — М., 1982. Т.2.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.: 2001. – 93 с. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить 2 – изд.,доп. — М.: Просвещение. 1984 — 159с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. — СПб.: 2007 — С.185.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Учебник для гуманитарных вузов. — СПб.:2009. 656 с.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М., 2008. — 208 с.

Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. — С. 123.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности./ Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2012 — 448с.

Макаренко А.С. Книга для родителей: к 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1988 — 304 с.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Под редакцией Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — С.18;

В настоящее время очень огромный выбор игрушек для детей – ярких, красивых, необычных. Выбирай любую! Но всегда приятнее и интереснее сделать что-то своими руками.

Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности.

Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Немного фантазии – и никто не догадается, из чего в действительности сделан ваш уникальный арт-объект.

Живёт лишь тот, кто творит. В игре ребёнок развивается, умнеет. Но какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем веселее и интереснее играть, а особенно если эта игрушка сделана самим ребёнком или вместе с взрослым.

1. Формировать интерес детей к изготовлению игрушек из бросового материала и бумаги.

Воспитывать желание доставлять себе и другим радость игрушками, изготовленными своими руками.

2. Развивать творческое мышление, художественный вкус, воображение при создании образа, аккуратность и самостоятельность.

3. Использовать способы преобразования и конструирования (конус, цилиндр, коробочка, картонка - превращаются в игрушку).

Дополнять предложенный вариант деталями, путём приклеивания и подрисовывания.

4. Формировать умение организовать рабочее место, планировать этапы своей деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца.

5. Определить эффективные формы работы с родителями.

Психологически «прячась» за игрушку, выступая от ее имени, ребенок становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения.

Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают, корректируют поведение. В процессе изготовления игрушек-самоделок дошкольники приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление. У детей развивается вкус к прекрасному и появляется желание сделать это своими руками. Необходимо всегда хвалить ребенка и поддерживать таким образом его интерес. Во-первых, это очень увлекательное занятие, во-вторых, делает детей ближе друг к другу. С изготовленными самодельными игрушками можно не только играть, но и дарить их своим братьям, сестрам, бабушкам.

В процессе работы дошколята советуются, обсуждают, подходит ли деталь, радуются, если у них получается задуманное. Так создаются условия для формирования детского коллектива, диалогического взаимодействия, дружеского речевого общения.

А эти русские народные пословицы – тоже помогают во время работы:

Глаза страшатся, а руки делают.

Начиная дело, о конце размышляй.

Без труда – не вытащить и рыбку из пруда.

Без ножниц платья не скроишь.

Мало хотеть, надо знать, да уметь.

Поспешишь – людей насмешишь.

«Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут.

Семь раз примерь, один отрежь.

Тяп да ляп – не выйдет корабль.

Дети любят игрушки, сделанные своими руками, не боятся сломать, испортить поделки, так как могут самостоятельно их отремонтировать. Но, самое главное – это то, что здесь проявляется фантазия ребенка, он раскрывается внутренне, раскрепощается. И каждая, на первый взгляд ненужная вещь превращается для ребенка не только в интересный персонаж для игр, но и в дорогого друга.

Наверняка у вас дома остаются на выброс коробочки из-под сыра Хохланд или из-под конфет. Из них можно изготовить сказочных героев или персонажей мультфильмов, а ножки и лапки героев сделать с помощью крышек от йогурта или кефира.

Игрушки своими руками

Волосы, мордочка и ноги Нюши вырезаны из вискозной салфетки, ромашка на волосах сделана из ватных дисков.


У Машеньки волосы также вырезаны из вискозной салфетки.

Из пробки от шампанского, ватных дисков и вискозной салфетки так же можно изготовить персонажей настольного театра.


Вот такие бабушка с дедушкой получились для театральной игры.

Увлекательными получаются игрушки, сделанные из необычных флаконов шампуни, немного фантазии и вот какие игрушки получатся



Из коробочек от крема можно изготовить вот такие машины, колеса сделать либо из картона, либо из крышек из-под лимонада.



У этого КАМАЗА цистерна сделана из баночки «Растишки».

Этот рыжий котик изготовлен из коробки от крема, голова из полоски бумаги свернутой в рулон, мелкие детали вырезаны из цветной бумаги


Мир человеческих фантазии не иссекаем, стоит только взять в руки любой бросовый материал, немного творчества, вот и готова игрушка-самоделка. Из рулона туалетной бумаги, пластмассовой катушки, крышки из-под крема получилась вот такая кукла для театрализованной игры


Вот таких зверюшек можно сделать из стаканчиков йогурта и ватных дисков


Эта веселая лошадка – символ года сшита из вискозной салфетки, внутри вата, грива и хвост из ниток двух цветов, глаза из пуговиц.


К 23 февралю в подарок папам можно сделать вот такие самолеты и танк. В работе использовали картон, спичечный коробок или яйцо от киндер-сюрприза, цветную бумагу, клей, а колеса сделаны из макарон и раскрашены в черный цвет.




Этот солдат сделан из плотной белой бумаги, склеенной в форму цилиндра, для украшения использована цветная бумага и картон.


У этой коровы голова и тело также сделаны из белого картона склеенной в цилиндрическую форму, мелкие детали вырезаны из цветной бумаги.


Поросеночек вылеплен из соленого теста и раскрашен гуашью.


А это с виду обыкновенные баночки из-под леденцов, а внутри, если открыть выскакивают игрушки-сюрпризы «Веселый Петрушка», «Зайка»


В этой игрушке главное правильно сделать пружинку (взять две разноцветные полоски, склеить их, сгибая поочередно, то одну, то другую полоску до конца - получится двухцветная пружинка, нарисовать по собственному желанию любую мордочку, вырезать и приклеить ее к хвостику пружинки, противоположный конец пружинки приклеить ко дну баночки, закрыть крышку. Игрушка - сюрприз готова.


Таким образом, игрушки - самоделки имеют огромное значение для развития ребенка любого возраста. Они развивают не только мелкую моторику, но и фантазию, умение выразить себя и понимание окружающего мира.

Вот так мы играем с игрушками-самоделками







Проект «Ярмарка игрушек»

Проект «Ярмарка игрушек» Проект "Ярмарка игрушек"Участники проекта:дети с ОНР подготовительного к школе возраста, родители, учитель – логопед, воспитатели группы. Срок.

Создание бумажного театра «Теремок»

Создание бумажного театра «Теремок» Чем больше игрушек, тем веселее и интереснее играть, а особенно если эта игрушка сделана самим ребёнком или вместе со взрослым. Игрушки.

Цель: Формировать у детей социально – нравственные качества через игрушки самоделки. Овладенье детьми игровыми действиями с игрушками – самоделками.

Задачи:

• Активно использовать игрушки – самоделки в воспитательно-образовательной работе;

• Привлечь к изготовлению самодельных игрушек родителей;

• Познакомить детей с игрушками – самоделками из бросового материала и бумаги;

• Овладение умением использовать игрушки – самоделки в играх;

• Воспитывать интерес к игрушкам – самоделкам.

В настоящее время очень огромный выбор игрушек для детей – ярких, красивых, необычных. Выбирай любую! Но всегда приятнее и интереснее сделать что-то своими руками.

Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски; для сюжетно-ролевой игры – «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Материал для игрушек может быть разнообразным это:

1. неоформленный (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт);

2. полуоформленный (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы);

3. Из природных материалов (шишки, желуди, ветки, солома, глина).

Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности.

Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

В процессе изготовления игрушек-самоделок дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление. У детей развивается вкус к прекрасному и появляется желание сделать это своими руками.

Не так - то просто смастерить игрушку : её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством педагога ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

Дети любят игрушки, сделанные своими руками. И каждая, на первый взгляд ненужная вещь превращается для ребенка не только в интересный персонаж для игр, но и в дорогого друга.

Часто по собственной инициативе дошкольники начинают разыгрывать сценки, за каждого персонажа произносят реплики, изменяя при этом голос, старательно подражая манере речи героя, какой они себе ее представляют. У детей наблюдается интерес к подробному описанию своих персонажей, их внешности, характера, особенности поведения. Многие ребята, рассказывая о своих поделках, включают их в сюжет знакомых сказок. Рассказы некоторых детей бывают довольно оригинальными. Нередко придумывание сюжетов вызывает у маленьких актеров желание изменить фигурку, дополнить её соответствующими повествованию признаками.

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческое воображение.

Если поблизости нет нужных игрушек, ребёнок заменяет. Сначала по подсказке взрослого, а затем и самостоятельно находит доступное для его возраста решения, используя заменители.

Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага, легко разорвать на мелкие кусочки – салат; свернуть в трубочку – термометр; нарисовать узор – скатерть, салфетка, коврик. Каждая такая игрушка ценна тем, что её делает ребёнок. Поэтому, уместно в каждой группе иметь например, ящик, а в нём различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки ткани и меха и другой материал, который может потребоваться в игре. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т. д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

В игре маленького фантазера простые предметы могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты.

Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.

Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

Предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заменителю – удобство в выполнении игровых действий.

Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры.

1. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. - М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

2. БугельскийЮ. А., Игрушки самоделки. - М. : Просвещение, 1965. – 71 с.

3. ГудилинаС. И., Чудеса своими руками. -М. : Аквариум, 1998. – 264 с.

4. Куцакова Л. «Игрушки своими руками». М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ., 2010. – 115с.

Аппликация «Игрушки»

Аппликация «Игрушки» Сегодня у воспитанников младшей группы №3 «Земляничка» прошло занятие по теме «Игрушки». Дети с воспитателем Валентиной Ивановной с удовольствием.

Игрушки и антиигрушки

Игрушки и антиигрушки Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и опыт, пополняет и активизирует активный словарь,.

Игрушки из капрона

Игрушки из капрона Самодельные чулочные куклы появились недавно, но благодаря простой технологии и легкодоступным, дешевым материалам, стали популярным.

Музыкальное занятие «Игрушки» Тема: «Игрушки» Программные задачи: 1. Продолжать формировать навыки ритмичного движения, добиваться четкости движений. 2. Познакомить с.

Презентация «Расписные игрушки» 1. слайд Расписные игрушки 2. слайд Что? От куда? Когда? С возникновением первых людей и началась история появления игрушек. Игрушки появились.

Проект «Мои игрушки» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: творческий - исследовательский Вид проекта: краткосрочный (5 дней). Участники проекта: дети 2-х лет, педагоги,.

Проект «Игры-игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 «Городок» г. Мытищи Московская область ПРОЕКТ «ИГРЫ И ИГРУШКИ».

Проектная деятельность «Игрушки» МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 8 «Лебёдушка» Воспитатель: Шаблий Лидия Игоревна Дата реализации проекта: 21.03.2016-25.04.2016.

Рекомендации родителям «Игрушки» Рекомендации для родителей 1. Рассмотрите с ребенком несколько игрушек: - определите материал, из которого каждая из них сделана (деревянная,.

Презентация «Современные игрушки» Современные игрушки Современная игрушка – польза или вред! Игрушка - это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала,.

Замечательная подборка оригинальных мягких игрушек, созданных своими руками, собрана на страницах этого раздела. Это и узнаваемые герои отечественных и зарубежных мультфильмов, и сказочные персонажи, и звери – символы года по восточному календарю, и по-настоящему эксклюзивные авторские модели мягких игрушек.

Все публикации выполнены в виде пошаговых мастер-классов либо полезных рекомендаций для рукодельниц; многие снабжены выкройками и проиллюстрированы наглядными фотографиями. Имеется большое количество материалов о создании мягких игрушек из носочков, об изготовлении «актёров» кукольных театров, мягких «книжек-развивалок».

«Игрушки с душою» от МААМовских искусниц.

Содержится в разделах:

Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки «Курочка Нюра»

Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки «Курочка Нюра» Конспект занятия объединения «Мягкая игрушка» Курочка Нюра Автор: Бударина Ирина Викторовна педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №89 г. Санкт-Петербург Рада приветствовать Вас на моем мастер-классе по изготовлению курочки Нюры! Данная игрушка подойдет и в качестве.

Мастер-класс по созданию мягких елочных игрушек из фетра

Мастер-класс по созданию мягких елочных игрушек из фетра Хочу поделится с вами мастер-классом по созданию мягких елочных украшений из фетра. Подобные игрушки очень ярко и оригинально смотрятся на новогодней ёлке. Можно сделать различных животных (и не только) – лисичек, зайчиков, ежиков, собачек, кошечек, медвежат. Но сегодня я.

Мягкие игрушки своими руками. Выкройки, мастер-классы - Учебный творческий проект «Шитье мягкой игрушки зайчик»

Учебный творческий проект «Шитье мягкой игрушки зайчик»

Публикация «Учебный творческий проект «Шитье мягкой игрушки. » Учебный творческий проект Тема проекта: «Шитье мягкой игрушки зайчик» Выполнила Мальцева Анна Александровна Студентка группы Д3А Педагогического отделения Руководитель: Весельев ВФ 2021 Содержание 1. Теоретический этап. 1.1 Описание внешнего вида изделия 1.2 Название техники.

Мягкая развивающая текстильная книга-игрушка «Колобок»

Мягкая развивающая текстильная книга-игрушка «Колобок» Мягкая развивающая текстильная книга - игрушка «Колобок» Цель: развитие речи, мелкой моторики, сенсорики, воображения детей дошкольного возраста, воспитание любви к родному слову, книге. Преимущество текстильной книги: прочность и безопасность для ребенка, экологичность.

Мастер-класс «Изготовление мягкой игрушки «Барбос»

Мастер-класс «Изготовление мягкой игрушки «Барбос» Мастер – класс «Изготовление мягкой игрушки «Барбос». Автор: Святых Татьяна Валентиновна. Игрушки ручной работы индивидуальны и эксклюзивны. Из года в год популярность мягкой, авторской игрушки растет. Каждая из игрушек ручной работы по-своему очаровательна и оригинальна и не.

ДИ с мягкой игрушкой «Знакомство» Цель иг ры: • развитие и обогащение сюжетов игр • формирование у детей умения к самостоятельному созданию игровых замыслов. Задачи игры: • развивать слуховое внимание • продолжать учить пользоваться игрушками – заместителями • закреплять у детей умение выполнять игровые.

Мягкие игрушки своими руками. Выкройки, мастер-классы - Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки Ам-Ням в стиле амигуруми

Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки Ам-Ням в стиле амигуруми

Статья «Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки Ам-Ням в стиле. » Сегодня расскажу, как просто и быстро связать известного многим персонажа мультфилама Ам-Няма. Вязала я в технике амигуруми. Для изготовления нам понадобятся нитки зеленого, белого, красного и черного/коричневого цвета. Я использовала то, что было под рукой - детская пехорка.

Учебный творческий проект «Изготовление мягкой книжки-игрушки по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

Учебный творческий проект «Изготовление мягкой книжки-игрушки по мотивам сказки «Заюшкина избушка» Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский социально-педагогический колледж» Учебный творческий проект Тема: Мягкая игрушка-книжка из ткани с изображением героев русской народной сказки «Заюшкина избушка». В.

«Мягкая игрушка своими руками»

«Мягкая игрушка своими руками» Проект «Мягкая игрушки своими руками» реализуется в рамках образовательной области «Художественное творчество». Реализация проекта предполагает участие детей, родителей, педагогов. В проекте предоставлены фото решения задач в процессе познавательной, творческой деятельности.

Мягкая развивающая игрушка «Гриб-домик для мышки»

Мягкая развивающая игрушка «Гриб-домик для мышки» Все уже знают, что умственное развитие ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Именно с этой целью сейчас стало очень актуально изготавливать развивающие пособия своими руками. Использование нетрадиционного материала для развития мелкой моторики рук вызывает.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Педагогический проект «Игрушки-самоделки»

для детей среднего дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель Батова М. А.

Тема проекта: «Игрушки-самоделки»

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный (в течение недели).

Участники: воспитатели, дети и родители средней группы.

Актуальность.

Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что в условиях дошкольных учреждений недостаточно используются самодельные игрушки, хотя они вызывают у детей восторг, удивление, желание играть и общаться.

Цель: пополнение предметно-развивающей среды игровыми пособиями, сделанными детьми и членами их семей.

- создать условия для развития творческой активности детей;

- обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь;

- развивать пространственное воображение, образное и логическое мышление; художественный вкус, коммуникативные навыки;

- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.

Ожидаемые результаты:

- развитие интереса к самодельным игрушкам;

- укрепление детско-родительских отношений и взаимодействия со сверстниками в процессе изготовления игрушек и игр с ними;

- активизация и пополнение словарного запаса, умение вести диалог с взрослыми и сверстниками;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный

- подбор методической литературы по теме, художественной литературы, наглядных пособий, материалов, посвященных способам изготовления разных видов самодельных игрушек, материала для художественного творчества;

- составление перспективного плана;

- подготовка и проведение консультации для родителей «Игрушка, сделанная дома»;

- вовлечение родителей в работу над проектом;

- помощь родителям в выборе моделей и материалов для изготовления игрушек.

2.Основной (смотреть приложение).

3.Заключительный:

- оформление выставки игрушек-самоделок;

- проведение презентации игрушек, сделанных детьми и родителями

План мероприятий

Образовательная

область

Мероприятие

Социально-коммуникативное развитие

· Дидактические игры: «Что из чего сделано», «Угадай на ощупь», «Игра – дело серьезное», «Угадай по звуку» (музыкальные игрушки)

· Настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Найди пару», «Разрезные картинки».

· Театрализованные игры : «Мячик», «Таня и мячик».

· Сюжетно -ролевые игры: «Магазин игрушек», «Фабрика игрушек».

· Игровая деятельность с игрушками самоделками.

· Игровые ситуации: «Сломанная игрушка», «Мы идем в магазин игрушек».

· Беседы по ОБЖ: «Безопасность в нашей группе»

· Общение: «Моя любимая игрушка»,

«Я берегу свои игрушки», «Как мы играем с друзьями», «С кем ты любишь играть», «Игрушки нашей группы».

· Игровая ситуация «Игрушки заболели»

· Использование загадок об игрушках.

Познавательное развитие

· Рассматривание сюжетных картин из серии: «Играем в детском саду».

· Рассматривание картинок и иллюстраций на тему «Игрушки».

· Рассматривание альбома «Игрушки самоделки».

· Рассматривание выставки «Игрушки своими руками»

· Рассматривание динамических игрушек: богородские, заводные, попрыгунчики.

· Экспериментальная деятельность «Из чего сделана игрушка»

· НОД

Мир природы

«Самоделкин пришел в гости»

Математическое развитие

Речевое развитие

· Заучивание стихотворений об игрушках, загадок.

· Беседы по сюжетным картинам и предметным картинкам.

· Словесные игры : «О чем еще так говорят?», «Что это значит?», «Опиши игрушку по опорной схеме», «Назови ласково», «Чудесный мешочек».

· НОД

«Моя любимая игрушка»

Художественно- эстетическое развитие

· Знакомство с музыкальными игрушками.

· Чтение художественной литературы:

1. Н. Калинина «Разве так играют?»

2. Л. Герасимова «Сбежали игрушки»

3. Заучивание загадок об игрушках

4. Е. Чарушин «Захочешь есть - научишься говорить»

5. В.Кодрян «Наряды», «Между прочим», «Испорченные игрушки»

· Конструктивная деятельность: «Мост»

· Творческая мастерская : «Игрушки своими руками» (бросовый материал).

· Рассматривание альбомов «Игрушки самоделки», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Игрушки из глины».

· НОД

Лепка: Моя любимая игрушка»

Рисование: «Нарисуй какую хочешь игрушку»

Физическое развитие

· Использование игрушек самоделок во время физминуток, разминок, утренней гимнастики.

Развивающая среда

· Игры развивающие и настольно-печатные: «Найди пару», «Разрезные картинки», кубики «Игрушки».

· Предметные картинки на тему: «Игрушки»

· Сюжетные картин из серии: «Играем в детском саду».

· Альбомы для рассматривания: «Игрушки самоделки», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Игрушки из глины».

· Шаблоны, трафареты игрушек

· Счетный материал по теме: «Игрушки».

· Контейнер с бросовым материалом (лоскутки, веревочки, катушки, пробки и т.п.)

Работа с родителями

· Консультации: «Игрушка своими руками».

· Составление рассказов о сделанной игрушке.

· Изготовление поделок на выставку «Игрушка своими руками».

Читайте также: