Игрушки сломаны замасленный фартук воспитанный юноша копченая рыба сломанный бурей дуб

Обновлено: 26.04.2024

Тест по русскому языку формата ЕГЭ «Н и НН во всех частях речи».
15.docx
1. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется Н
Листопадов вышел из вагона на каком-то безымя(1)ом полустанке и увидел стра(2)ую фигуру, закута(3)ую в теплый домотка(4)ый платок и обутую в валя(5)ые теплые валенки.
2. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН
На краю деревни у овся(1)ого поля протекала речка, окруже(2)ая глиня(3)ыми берегами, поросшими зеле(4)ой осокой и прибрежным кустарником, усыпа(5)ым белыми цветами.
3. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН
Он прошел через оси(1)ик, поднялся на холм и увидел вдали каме(2)ый домик с соломе(3)ой крышей и оцинкова(4)ыми трубами, которые блестели, освеще(5)ые солнцем.
4. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется Н
На спокойном чернеющим море показалась лу(1)ая дорожка, колеблющаяся и мерцающая; с берега веяли медвя(2)ые запахи свежих цветов и трав; погода стояла теплая и безветре(3)ая, и серебря(4)ый свет луны, разливаясь в неподвижном воздухе, казался таинстве(5)ым и дикови(6)ым.
5. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН
Осе(1)ие тучи неугомо(2)о сеяли мелкий дождь, капли которого мерно барабанили по стекля(3)ой крыше серого дома, построе(4)ого на скоше(5)ом илистом берегу местной речонки.
6. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется Н
Передо мной стояла маленькая девочка в лата(1)ом, рва(2)ом полушубке, который торчал на ней как накрахмале(3)ый, топорщась в разные стороны.
7. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН
Он купил суше(1)ых фиников, кале(2)ых орехов, свежемороже(3)ых лещей, топле(4)го в печи масла и поехал на домой на старом трамвае, краше(5)ом масля(6)ой си(7)ей краской.
8. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется Н
Картина была написа(1)а акварельными красками, и художник, горевший тожестве(2)ым огнем призна(3)ого гения, созерцал свою работу, стоя в плохо натопле(4)ой мастерской, освеще(5)ой несколькими свечами.
9. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется Н
В меню входила рубле(1)ая селедка, борщ из вымоче(2)ой свёклы, туше(3)ый картофель с копче(4)ой грудинкой, гречневая каша из поджаре(5)ой крупы, рыба, запече(6)ая на гриле, а на десерт подавали слое(7)ые пирожки, мороже(8)ое из ягод и кофе со сгуще(9)ым молоком.
10. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН
Нежда(1)о-негада(2)о в комнату ворвался щенок, беше(3)о лая и повизгивая, а вслед за ним прибежал незва(4)ый мальчонка, тщетно пытающийся поймать пушистого беглеца, отчая(5)о размахивая руками и неожида(6)о приседая от беспомощности.
11. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется Н
На Масле(1)ицу все выходили на улицу и предавались веселью: катались а деревя(2)ых сенях с ледя(3)ых горок, пили пря(4)ый час с блинами, поджаре(5)ыми до румя(6)ой корочки, сжигали соломе(7)ое чучело, и ни ветре(8)ый день, ни ле(9)ость не могли заставить остаться дома.
12. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН
За ю(1)ой невестой давалось прида(2)ое: стари(3)ая серебря(4)ая пудре(5)ица, оловя(6)ая шкатулка с кова(7)ыми украшениями, полотня(8)ое покрывало, вытка(9)ое золоче(10)ыми нитками и написа(11)ая на непонятном языке книга в кожа(12)ом переплете.
13. Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется Н
Беше(1)ый ветер налетел разъяре(2)ым зверем на ставни маяка, завыл торжествующим воем, и через несколько минут громадные льдины, разлома(3)ые и испачка(4)ые следами чаек, разбились о скалистый берег.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН
В намоче(1)ом дождем еще зеле(2)ом саду пышно цвели последние осе(3)ие цветы, похожие на искусно собра(4)ый каким-то волшебником букет.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН
Перед праздником ребята засиделись за столом в гости(1)ой, чтобы доклеить деревя(2)ый домик, вырезать бумажные серебря(3)ые звезды и убрать краше(4)ые акварельными красками игрушки, сдела(5)ые отцом из пенопласта.
16. цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н
Надя была бесприда(1)ицей, и все ее прида(2)ое состояло из слома(3)ых золоче(4)ых часов, доставшихся от матери, домотка(5)ой рубахи, вышитой воще(6)ой ниткой, и мешочка с пря(7)ыми травами, привезе(8)ыми пару лет назад отцом с Кавказа.
Ответы
1. 4,5
2. 2,5
3. 1,2,3,4,5
4. 2,4
5. 1,2,3,4,5
6. 1,2
7. 4,5
8. 1
9. 1,3,4,7,8
10. 1,2,5,6
11. 1,3,4,6,8,9
12. 3,6,9,11
13. 1
14. 1,3,4
15. 2,4,5
16. 2,4,5,6,7

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Поморевой Оксаны Викторовны, учителя русского языка и литературы.

1. Проблемы, связанные с изучением темы «Причастие»…………….. 3

Склонение имен прилагательных и причастий………………………. 8

4. Образование причастий……………………………………………….. 11

Действительные причастия настоящего времени…………………… 12

Действительные причастия прошедшего времени………………….. 15

Страдательные причастия настоящего времени…………………….. 16

Страдательные причастия прошедшего времени…………………… 17

5. Краткие страдательные причастия…………………………………… 25

6. Правописание суффиксов страдательных причастий

прошедшего времени и отглагольных прилагательных..……………… 30

7. Правописание кратких страдательных причастий

и кратких прилагательных отглагольного образования………………. 34

8. Контроль усвоения темы «Причастие»

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗУЧЕНИЕМ ТЕМЫ «ПРИЧАСТИЕ».

Изучение русского языка в плане содержания и выражения стоит сейчас в центре внимания лингвистов, методистов и учителей-практиков. Такой подход к языку оправдан не только с точки зрения постановки общетеоретических проблем, но и со стороны практического обучения школьников русскому языку. В этом отношении важность изучения причастий очевидна. Это одна из самых трудных тем в школьном курсе русского языка. Трудности, которые возникают в процессе работы над ней, объясняются несколькими причинами.

Во-первых, в отличие от других лексико-грамматических групп, причастие изучается только в одном ( VII ) классе. И времени, отводимого на усвоение причастий, далеко не всегда достаточно для практического овладения этой категорией.

Вторая причина заключается в том, что причастие как особая форма глагола является принадлежностью книжной речи, т.е. в речи детей она почти не встречается. При изучении причастий следует уделять внимание работе по усложнению синтаксического строя речи школьников. Важно показать учащимся, что причастие – книжная форма; она является экономным способом выражения мысли, и употребление ее обогащает речь, делает ее более яркой, образной. Кроме того, учащиеся далеко не всегда умеют правильно квалифицировать причастия, смешивая их с прилагательными, деепричастиями, а краткую форму – с глаголами.

Отсюда целый ряд весьма устойчивых ошибок. Предупредить их можно, если в работу на уроке вводить элемент сопоставления, систематически подчеркивать специфику данной формы по сравнению с другими, похожими на нее. Также большое значение при изучении причастий имеет правильно организованное повторение прилагательного и глагола, без знания которых не может быть сознательного, прочного усвоения грамматических особенностей причастия.

Большую трудность для учащихся представляет усвоение правописания безударных суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени, Н и НН в кратких и полных причастиях и прилагательных, НЕ с краткими и полными причастиями.

Неумением учащихся устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами объясняется большой процент не только пунктуационных и синтаксических ошибок, но и ошибочных написаний НЕ с причастиями.

При изучении причастий вопросам орфографии следует уделить особое внимание. Причастия, как правило, сложны по своему составу, многоморфемны, правописание этих глагольных форм требует четкого знания того, как они образуются и чем объясняется выбор того или иного суффикса, умения быстро проверить безударные окончания.

В работе рассматриваются основные темы раздела «Причастие», трудности, связанные с усвоением этого материала и пути преодоления их при помощи предлагаемых алгоритмов, тренировочных упражнений и различных заданий.

Целью работы является укрепление знаний грамматической теории, выработка у учащихся навыков правильного произношения причастий, правописания, употребления в речи путем проведения на уроках различных специально подобранных устных и письменных упражнений и использования наглядного материала в виде опорных таблиц.

Тему «Склонение причастий» обычно начинают с повторения склонения прилагательных. Легко усвоить, что причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, в полной форме имеют те же падежные окончания, что и полные прилагательные, проверяются теми же вопросами (какой? какое? какая? какие?); тем не менее ошибки в правописании окончаний причастий довольно часты. Поэтому полезно провести несколько тренировочных работ.

1. Согласовать причастия и прилагательные с существительными.

а) 1) (Умирающий) звезды виднелись кое-где на (побледневший) (зеленоватый) небе. 2) Я мечтал о (бодрящий) (морской) воздухе, о (чудесный) (белый) песке. 3) В воздухе стоял (сладкий) запах (распускающийся) зелени. 4) Я часто приходил к уже (высохший) и (заросший) (густой) камышами пруду. 5) Я узнал о (случившийся) в нашем городе (необычайный) происшествии.

б) 1) Я прожил с ними несколько недель в Зальцбурге, небольшом силезском городке, (славящийся) своими водами, будто бы (излечивающий) чахотку. 2) Голос его звонко разносился в (неподвижный) чутко (дремлющий) воздухе. 3) Лошади при чуть (брезжущий), слабо (льющийся) свете звезд тоже лежали, понурив головы. 4) Уже полились кругом меня по (широкий мокрый) лугу, и спереди по (зеленевший) холмам, от лесу до лесу, и сзади по (длинный пыльный) дороге, по (сверкающий) (обагренный) кустам, и по реке, стыдливо (синевший) из-под (редеющий) тумана – полились сперва (алый), потом (красный, золотой) потоки (молодой, горячий) солнца.

(из произведений И.С. Тургенева)

2. Поставить данные сочетания слов в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа.

Выглянувший солнечный луч; приближающаяся грозовая туча; улыбающееся детское лицо.

3. В данных сочетаниях слов существительные среднего и мужского рода заменить существительными женского рода и поставить в именительном, винительном и предложном падежах единственного числа.

Серебристый, сверкающий снег; поросший камышом и залитый водой берег; бескрайнее волнующееся море.

4. Составить предложения, употребив данные словосочетания в дательном, винительном, творительном и предложном падежах.

Оттаявшая земля, затихающая песня, возвращающиеся рыбаки, строящаяся дорога, освободившееся место, поднявшийся ураган, повторяющиеся слова, встретившиеся путники.

Обращаем внимание на то, что окончания причастий всегда безударные, в то время как у прилагательных окончания могут быть ударными и безударными.

Окончания причастий мужского рода, единственного числа, так же как и безударные окончания прилагательных в именительном и винительном падежах, не совпадают с окончаниями вопросительного слова какой?

Часто не умеют правильно находить то существительное, с которым причастие согласовано (т.е. определяемое слово), смешивают его со словами, которые подчиняются причастию, зависят от него. Необходимо научиться различать эти слова, правильно находить каждое из них. Для этого при разборе ставим вопрос от определяемого слова к причастию, например: Наташа взяла книгу (какую?), лежавшую на столе.

Окончание вопроса совпадает с окончанием причастия. Затем находим слова, которые сами подчиняются причастию, т.е. зависимые: лежавшую (где?) на столе.

Для тренировки в разборе можно использовать такие предложения.

1) На нем (бурмистре) был синий армяк, подпоясанный красным кушаком (Т.). 2) Прибрежный камыш слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной (Т.). 3) Ее пугала тень от большого ракитового куста, падавшая на дорогу, тускло озаренную месяцем (Т.). 4) Картина, изображавшая каких-то разряженных охотников в париках, тоже говорила о чем-то бесконечно далеком (Г.-М.). 5) Керосиновая лампа, пристроенная на боковой стене, тускло освещала ободранное купе второго класса, висящее на крючках оружие, книги, разбросанные повсюду, военные карты (А.Н.Т.).

Причастия имеют возвратную форму (строиться – строящийся – строившийся). Но возвратными могут быть только действительные причастия, так как возвратность глагола указывает на его непереходность, а от переходных глаголов образуются только действительные причастия.

Трудности вызывает правописание возвратных причастий; не чувствуя их возвратности, иногда пропускают суффикс -ся или, наоборот, пишут его в невозвратных причастиях, например: «Вскоре мы увидели приближающую тучу», «Заржавевшиеся трубы заменили новыми». Для определения возвратности причастия нужно найти глагол, от которого это причастие образовалось: причастие приближающаяся образовано от возвратного глагола приближаться, заржавевшие – от невозвратного глагола заржаветь.

Следует отметить, что у причастий не бывает возвратного суффикса -сь, а только -ся, в отличие от глаголов, у которых после гласной стоит -сь (учись), а после согласной -ся (учится).

Полезно выполнить несколько специальных упражнений.

1. Определить, от какого глагола образовано причастие.

Выбравшиеся на поляну охотники; утоляющее боль лекарство; заблудившиеся в лесу ребята; знамя, развевающееся на ветру; поезд, приближающийся к станции; помутневшее стекло.

2. От глаголов образовать причастия: метель разбушевалась – разбушевавшаяся метель.

Снежинки кружатся в воздухе. Облака плывут по небу. Теплоход приближается. Волосы растрепались. Кислород содержится в воздухе. Флаг развевается по ветру.

После всех тренировочных работ полезно составить таблицу склонения прилагательных и причастий, которая может служить справочным материалом.

СКЛОНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ.

Мужской род

И. огромный светящийся шар (какой?)

Р. огромного светящегося шара (какого?)

Д. огромному светящемуся шару (какому?)

В. огромный светящийся шар (какой?)

Т. огромным светящимся шаром (каким?)

П. (об) огромном светящемся шаре (каком?)

Средний род

И. огромное светящееся окно (какое?)

Р. огромного светящегося окна (какого?)

Д. огромному светящемуся окну (какому?)

В. огромное светящееся окно (какое?)

Т. огромным светящимся окном (каким?)

П. (об) огромном светящемся окне (каком?)

Женский род

И. огромная светящаяся витрина (какая?)

Р. огромной светящейся витрины (какой?)

Д. огромной светящейся витрине (какой?)

В. огромную светящуюся витрину (какую?)

Т. огромной светящейся витриной (какой?)

П. (об) огромной светящейся витрине (какой?)

Множественное число

И. огромные светящиеся рекламы (какие?)

Р. огромных светящихся реклам (каких?)

Д. огромным светящимся рекламам (каким?)

В. огромные светящиеся рекламы (какие?)

Т. огромными светящимися рекламами (какими?)

П. (об) огромных светящихся рекламах (каких?)

При изучении склонения причастий после того, как вы научились правильно выделять определяемое и зависимое слово, обратите внимание на то, как выделяется запятыми причастный оборот.

1. Причастный оборот поставить перед определяемым словом, подчеркнуть окончания причастий. Образец: Высыхает земля, согреваемая лучами солнца. - Высыхает согреваемая лучами солнца земля.

1) В городке, славившемся стариной, работали археологи. 2) Вокруг виднелись деревья, одетые зеленой листвой, и холмы, пестревшие цветами. 3) Мы сидели за столом, покрытым белоснежной скатертью.

2. Причастные обороты поставить после определяемого слова, подчеркнуть окончания причастий. Образец: За раскинувшимся на берегу селом шла перестрелка. - За селом, раскинувшимся на берегу, шла перестрелка.

1) На берегу лежало принесенное водой бревно. 2) Дорогу перегораживала недавно обрушившаяся береза. 3) Между холмами вьются заросшие кустами овраги. 4) Вдалеке виднелась сплошь увитая плющом каменная ограда. 5) Оставленный для прикрытия взвод не пропустил рвавшегося к деревне врага. 6) Взвешенные и приготовленные к отправке грузы хранились под навесом.

3. К данным причастиям подобрать зависимые слова, образовавшийся причастный оборот поставить перед определяемым словом и после. Образец: Охотники вышли на заросшую кустами поляну. - Охотники вышли на поляну, заросшую кустами.

1) С появившегося парохода стали спускать шлюпку. 2) Зазеленели посаженные березки. 3) Введенная в бой дивизия закончила разгром врага.

4. Из данных предложений выписать в два столбика причастия и прилагательные с определенными словами.

1) Взвилась ракета. При свете ее Ленька увидел накренившуюся набок груженую повозку, лошадь, спокойно щиплющую высокую траву, и бойца, уткнувшегося лицом в землю (В. Некр.). 2) Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами (П.). 3) Куров провел мальчика в свое маленькое, отгороженное стеклянной переборкой помещение и указал ему на пропитавшуюся маслом табуретку (Б. Пол.).

5. В предложениях причастие заменить глаголом, образовать простые или сложные предложения. Подчеркнуть в них главные члены, расставить знаки препинания. Образец: Соня, прибежавшая за ключом, вывела нас из этого тяжелого положения. – Соня прибежала за ключом и вывела нас из этого тяжелого положения.

Утомленные ребята мечтали поскорее добраться до дома. Огромная туча, медленно надвигающаяся с востока, напугала детей. С деревьев, окутанных легким туманом, скатывались крупные капли дождя.

6. Из данного текста выписать причастные обороты с определяемыми словами, поставить причастие в именительный падеж.

Мы живем на речном берегу, заросшем кустарником, переходящим в густой лес. Здесь можно встретить лося, на глазах путешественника переплывающего реку. Лось, вышедший на берег, будет спокойно смотреть на человека, так редко встречающегося здесь. Охотник, не стремящийся настрелять много дичи, счастлив в этих краях. Он забудет о ружье, оставленном в лодке, и долго будет любоваться раскрывшимся перед ним миром.

Здесь можно подглядеть бобров, строящих свой домик из поваленных деревьев и сорванных на берегу веток.

Рано утром мы встречаем солнце, ярко загорающееся над рекой. Освежающий ветер обвевает наши лица, шелушащиеся от загара. Весело потрескивает костер, сложенный из веток. На нем в закопченном котелке варится уха из только что наловленных окуней. Вокруг шалаша шелестит нескошенная густая трава. Сердце наполняется радостью, когда думаешь о предстоящем чудесном дне.

7. Записать под диктовку. Подчеркнуть причастные обороты.

1) В белесой дымке, висевшей над сверкающим морем, проступили высокие извилистые берега (Б.Пол.). 2) По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л.Т.). 3) В сумерках заняли хутор, раскинувшийся по берегу запруженного оврага (А.Н.Т.). 4) Часы, проводимые с молодежью, были для Павла зарядкой бодрости (Н.О.). 5) Пришел к обеду и Тушин, еще накануне приехавший в город (Гонч.). 6) И вдруг все кончалось обрывом, поросшим кустами, идущими почти на полверсты берегом до Волги (Гонч.). 7) Оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно (Купр.). 8) В это время въехала во двор коляска, запряженная шестью лошадьми (П.).

Приступая к изучению образования причастий, надо повторить такие категории глагола, как спряжение, вид, переходность, потому что:

1. причастие сохраняет вид того глагола, от которого оно образовано;

2. от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида – причастия только прошедшего времени;

3. от переходных глаголов образуются действительные и страдательные причастия, а от непереходных глаголов страдательные причастия не образуются;

4. правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени определяется тем, к какому спряжению относится глагол.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

Образование действительных причастий настоящего времени обычно не затруднительно. Если хорошо усвоено правописание глаголов I и II спряжений, то довольно легко заменить глагольные окончания 3-го лица единственного числа суффиксами причастий.

Тренировочный вариант №3 ВПР 2022 по русскому языку 8 класс. Всероссийская проверочная работа 2022 по русскому языку 8 класс варианты.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Каме(н,нн)ые ма(сс,с)ивные ворота ра..пахиваясь(3) вели на широкий двор усыпа(н,нн)ый как в ц..рке мелким ж..лтым песочком. Сам дом выходил на двор двумя чист..нькими под..ездами. Между под..ездами была устрое(н,нн)а затянутая теперь в..ющейся зеленью те(р,рр)аса.(4) И эта те(р,рр)аса низенькими широкими ступенями спускалась в красивый цветник огороже(н,нн)ый деревя(н,нн)ой зелёной реш..ткой. В глубине двора стояли крепкие хозяйстве(н,нн)ые постройки. (В)доль дома т..нулась живая стена душистых акаций и с..реней зелёной щ..ткой поднимавш..хся из(за) красивой чугу(н,нн)ой реш..тки с изящ..ными столбиками. Когда вы вход..те(2) в переднюю, вас охват..вает та атм..сфера довольства, которая стояла в этом доме испокон веку. Обе половины дома пре..ставляли ряд светлых уютных комнат с бл..стящими полами и свеженькими обоями. Потолки были расписа(н,нн)ы пёстрыми узорами, и (не)большие белые двери всегда бл..стели, точно они вчера были так выкраше(н,нн)ы.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)подготовлен к уроку; ещё (не)затопленные острова; (не)разрывно сочетается
2) (не)переставая читать; ничем (не)интересуясь; (не)тронутая тишина
3) вовсе (не)грустная; зал (не)освещён; ещё (не)поспевшая клубника
4) (не)прибегая к помощи; (не)слабый, а сильный; крайне (не)осторожно

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) известие получе(н,нн)о, наруше(н,нн)ая тишина, дети организова(н,нн)ы и усидчивы
2) копчё(н,нн)ый окорок, нескоше(н,нн)ая трава, страуси(н,нн)ое яйцо
3) глиня(н,нн)ый горшок, правило выуче(н,нн)о, име(н,нн)ой пистолет
4) засуше(н,нн)ый листок, история стра(н,нн)а, порва(н,нн)ый кафтан

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Согнутый, торты, ненадолго, послала.

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Вопреки прогнозов метеорологов, осень на территории России была тёплой и солнечной.
2) Любуясь спокойным течением реки, отдыхающие стояли на палубе белого прогулочного катера.
3) Жилище человека должно быть не только прочным, тёплым, удобным, а также красивым.
4) По окончании конгресса его участники прибудут во Владивосток, откуда отправятся в Москву.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7−17.

Текст 2

(1)В нашей семье отец был всегда непререкаемым авторитетом. (2)В мальчишеских играх не было места матери. (3)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, так незаметно… (4)В нашей семье не было принято говорить нежности. (5)Мы не целовали маму перед сном. (6)И не говорили в порыве чувств: «Я тебя
люблю…»
(7)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (8)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным. (9)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не
замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.
(10)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (11)И только однажды она смогла увлечь меня своим планом. (12)Речь шла о полёте на самолёте! (13)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти вишни можно было
выгодно продать.
(14)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (15)Но сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие. (16)Деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (17)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря
которому я могу сейчас ощутить её характер в своём. (18)Я так же фантазирую, читаю, мечтаю о великих делах. (19)Так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках
лучшей доли на рынке нынешнего дня.
(20)Только став взрослым, я начал это понимать. (21)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас.
— (22)Спасибо, мама, я тебя люблю.
(По Ю. Нечипоренко)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.

9. Определите, какое средство языковой выразительности используется в словосочетании штурмовать небо в предложении 19. Запишите ответ.

10. В предложениях 1–3 найдите слово с лексическим значением «лицо, пользующееся влиянием, признанием». Выпишите это слово.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) лучшей доли
2) жили рядом
3) мы жили
4) обратились в чувства

12. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

13. Определите тип односоставного предложения 4. Запишите ответ.

14. Среди предложений 3–5 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово.
Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

15. Среди предложений 15–17 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

16. Среди предложений 20–22 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.


17. Среди предложений 17–19 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

ОТВЕТЫ

1. Каменные массивные ворота, распахиваясь(3), вели на широкий двор, усыпанный, как в цирке, мелким жёлтым песочком. Сам дом выходил на двор двумя чистенькими подъездами. Между подъездами была устроена затянутая теперь вьющейся зеленью терраса.(4) И эта терраса низенькими широкими ступенями спускалась в красивый цветник, огороженный деревянной зелёной решёткой. В глубине двора стояли крепкие хозяйственные постройки. Вдоль дома тянулась живая стена душистых акаций и сиреней, зелёной щёткой однимавшихся из-за красивой чугунной решётки с изящными столбиками. Когда вы входите(2) в переднюю, вас охватывает та атмосфера довольства, которая стояла в этом доме испокон веку. Обе половины дома представляли ряд светлых уютных комнат с блестящими полами и свеженькими обоями. Потолки были расписаны пёстрыми узорами, и небольшие белые двери всегда блестели, точно они вчера были так выкрашены.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)


2. Морфемный разбор слова

Морфологический разбор слова
Распахиваясь(3)
1. Вели (что делая?) распахиваясь – деепричастие;
2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., возвр.
3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения
Между подъездами была устроена затянутая теперь вьющейся зеленью терраса.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом.
Грамматическая основа: терраса (подлежащее, выражено именем существительным) была устроена (составное именное сказуемое, выражено глаголом-связкой и кратким причастием).
Второстепенные члены предложения: (терраса) затянутая теперь вьющейся зеленью – согласованное определение, выражено причастным оборотом (причастием с зависимыми
словами); (была устроена) между подъездами – обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом (возможно: косвенное дополнение, выражено именем
существительным с предлогом).

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: вовсе не грустная, зал не освещён, ещё не поспевшая клубника;
2) объяснение условия выбора раздельного написания: вовсе не грустная (прилагательное с усилительным отрицанием вовсе не), зал не освещён (краткое причастие), ещё не поспевшая (причастие, есть зависимое слово) клубника.
Ответ может быть дан в иной формулировке

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: засушенный листок, история странна, порванный кафтан;
2) объяснение условия выбора написания НН: засушенный (причастие сов. вида, есть приставка) листок, история странна (в краткой форме прилагательного, как и в полной, НН), порванный кафтан (причастие сов. вида, есть приставка).
Ответ может быть дан в иной формулировке

6. Вопреки прогнозам метеорологов, осень на территории России была тёплой и солнечной. Жилище человека должно быть не только прочным, тёплым, удобным, но и красивым

7. Основная мысль текста:
Самый близкий человек — это мама, и нужно всегда её ценить и не жалеть для неё слов любви.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

8. Верный вариант ответа:
В чём состоял бизнес-проект мамы.
Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

9. Верный ответ: метафора

10. Верный ответ: авторитет

11. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: лучшей доли, жили рядом, обратились в чувства;
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: лучшей доли (согласование), жили рядом (примыкание), обратились в чувства (управление)

12. Верный ответ: отец был авторитетом

13. Верный ответ: безличное предложение

14. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: конечно;
2) подбор синонима к вводному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: несомненно, бесспорно, безусловно, разумеется.
Могут быть подобраны другие синонимы

15. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 16;
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени существительного, с двух сторон выделяется запятыми, так как находится в середине предложения.
˟
ИЛИ [сущ., |п.о.|,…].
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе

16. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 20;
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который находится в начале предложения и поэтому выделяется с одной стороны запятой.
˟
ИЛИ [|д.о.|, гл.].
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе


Крашенный масляной краской пол, песчаный берег, экскурсионный маршрут, львиная доля, не раз штопаная кожаная куртка, свежезамороженное мясо, тканный золотом наряд, златокованное изделие, воспитанный юноша, купленные продукты, брошенный камень, священный долг, лошади подкованы кузнецом, испуганный стуком огни давно потушены, кульминационный момент, небеленные стены, рубленные из еловых сосен, шинкованная капуста, бракованные детали, бешеная скорость, позолоченное кольцо, рассерженный голос, нежданный посетитель, нечитанный роман, кошенный по росе луг, сеянная мука, пущенное в срок производство, неписанное правило, подписанный документ, письмо отправленное, стужёный на морозе напиток, прожёванная пища, необоснованная жалоба, ещё не скошенная трава, золочёная рамка, полированная мебель.


Всавте пропущенные буквы н или ннВсавте пропущенные буквы н или ннРане?

Всавте пропущенные буквы н или нн

Всавте пропущенные буквы н или нн

Ый боец - изране.

Ая вода - вскипяче.

Ое молоко, краше.

Ый пол - покраше.

Ый клевер - скоше.

Ая трава, стреля.

Ый воробей - подстреле.

Ая ворона - испуга.

Ая известь - погаше.

Ая скатерть - вытка.

Ое письмо, копче.

Ая колбаса - закопче.

Ые стены, балова.

Ый ребёнок - избалова.

Ое дитя - девочка избалова.

Ая родителями, кова.

Ое железо - скова.

Ые движения, стире.

Ый мальчик - коротко стиже.

Ые волосы - остриже.

Ая голова, дистиллирова.

Ая вода , асфальтирова.


Вставьте, пожалуйста, Н и НН в слова?

Вставьте, пожалуйста, Н и НН в слова!

Вороне…ая сталь, холе…ые ручки, уче…ый секретарь, некоше…ый луг, непроше…ый совет, мече…ый атом, мудре…ое решение, море…ый дуб, некраше…ая крыша, клее…ая фанера, даре…ая книга, жаре…ые грибы, рубле…ое мясо, суше…ые овощи, неноше…ое платье, ране…ый боец, жаре…ая картошка, груже…ая машина, потроше…ая рыба, туше…ое мясо, луще…ый горох, кваше…ая капуста, дробле…ое зерно, гране…ый стакан, масле…ый блин, балова…ая девочка, вяза…ый шарф, деморализова…ый противник, импровизирова…ое выступление, нежела…ый визит, дра…ая рогожа, некова…ая лошадь, невида…ое чудо, лома…ые весла, локализова…ый очаг, ликвидирова…ая задолженность, нехоже…ая тропа, пломбирова…ый вагон, нежда…ый гость, механизирова…ый отряд, невида…ая скорость, неслыха…ый результат, изолирова…ая комната, непуга…ая дичь, кова…ый ларец, реза…ая рана, нечая…ая ошибка, неписа…ое правило, пиле…ый сахар, некормле…ый скот, копче…ая рыба, некоше…ый луг, асфальтирова…ая площадка.


Вставьте пропущенные буквы Н или НН?

Вставьте пропущенные буквы Н или НН.

Выделите суффиксы у слов с пропущенными буквами.

Ю. ые натуралисты, полотная.

Ая скатерть, моното.

Ой паштет, глиная.

Ый кувшин, урага.

Ый ветер, дискуссио.

Ая проблема, торжестве.

Ая встреча, подли.

Ое искусство, карти.

Ая галерея, стари.

Ое здание, песча.

Ой воздух, бесчисле.

Ые звезды, журавли.

Ый инструмент, шерстя.

Ая ткань, соловьи.

Ая трель, серебря.

Ый солдатик, масля.

Ые краски, безымя.


Ране…ый боец, остриже…ый наголо, засея…ое поле пшеницы, писа…ая красавица, кова…ый сундук, лома…ая линия, рубле…ое мясо, вымоще…ая камнями аллея, подстреле…ый олень, намасле…ый блин, деревя…ый ложки, ?

Ране…ый боец, остриже…ый наголо, засея…ое поле пшеницы, писа…ая красавица, кова…ый сундук, лома…ая линия, рубле…ое мясо, вымоще…ая камнями аллея, подстреле…ый олень, намасле…ый блин, деревя…ый ложки, застекле…ые окна, вставле…ый в раму, разреза…ый арбуз, невида…ое чудо, выдержа…ый в теплых тонах, поноше…ое пальто, вяле…ая на солнце рыба, рискова…ый поступок, жела…ый ребенок, непроше…ый гость, свяще…ое описание, точе…ая фигурка, златотка…ый платок, подкова…ая лошадь, ране…ый в живот бандит, постира…ое белье, жева…ая ткань, посеребре…ый инеем, румя…ое лицо, оловя…ые солдатики, полотня…ый платок, вооруже…ый отряд, ледя…ое сердце, краше…ые хной волосы, масля…ые краски, толче…ые в ступке орехи, уче…ый муж, лише…ые имущества, не коше…ый с лета луг, стекля…ная посуда, подвяза…ая веревкой рубаха, песча…ые отмели, маринова…ые в кадушке грибы, ветре…ый день, проветре… ая комната.

Вставить пропущенные буквы, составить с данными словосочетаниями простые осложненные предложения.


Поноше…ое пальто, ноше…ые вещи, растеря…ый человек, отвлечё…ое рассуждение, смышлё…ый малыш, подстреле…ый воробей, пуга…ая ворона, напуга…ый зверь, тиснё…ый переплет, тиснё…ый золотом билет, краше…ые ?

Поноше…ое пальто, ноше…ые вещи, растеря…ый человек, отвлечё…ое рассуждение, смышлё…ый малыш, подстреле…ый воробей, пуга…ая ворона, напуга…ый зверь, тиснё…ый переплет, тиснё…ый золотом билет, краше…ые парты, некраше…ый пол, неслыха…ая наглость, нежда…ый приезд, погаше…ый свет, скоше…ая трава, коше…ая вчера трава, коше…ый луг, некоше…ые травы.


Н или нн Прошу помогите?

Н или нн Прошу помогите!

Золочё…ые ложки, позолоче…ый поднос, неноше…ая одежда, давно ноше…ое пальто, испорче…ое настроение , порче…ое яблоко, краше…ые волосы, ненакраше…ые губы , расклее…ые афиши, клее…ый конверт , тщательно глаже…ые вещи , глаже…ые брюки , выгложе…ое платье, несолё…ое мясо, пересоле…ый суп, калё…ые орехи, раскалё…ое железо, жжё…ый сахар, разожжё…ый костер, мече…ый атом, размече…ая шкала, высокобле…ая доска, скоблё.

Ый пол, вымоще…ая дорога, мощё…ая булыжником площадь, мощё…ый путь, вяза…ый шарф, вяза…ая бабушкой кофта, связа…ый свитер.


Задание : спишите, вставив пропущенные буквы?

Задание : спишите, вставив пропущенные буквы.

Карма…ый фонарь, клюкве…ый морс, земля…ой вал, кожа…ая куртка, це…ый приз, ледя…ая горка, лу…ый календарь, перро…ый ларёк, обеде…ая зона, оловя…ый солдатик, ю…ый натуралист, деревя…ый стол, соловьи…ые трели, глиня…ый кувшин, овчи…ый полушубок, болезне…ый вид, румя…ая девица, тушё…ый картофель, неслыха…ая радость, жёва…я тетрадь, огне…ый столб, маринова…ые огурчики, багря…ый закат, нечая…ый гость, дела…ый ребятами, ветря…ая мельница.

Задание : спишите, вставив пропущенные буквы.

Жестя…ая банка, звери…ый рык, искусстве…ая ёлка, каме…ая ограда, мгнове…ый результат, шерстя…ое платье, огне…ый смерч, безветре…ая погода, соловьи…ые трели, трёхто…ый грузовик, време…ый журнал, листве…ая куча, журавли…ые крики, станцио…ый смотритель, торжестве…ый день, инфекцио…ое заболевание, пря…ые смеси, жела…ый ребёнок, невида…ые тропы, смышлё…ый малыш, ране…ый боец, кова…ая лошадь, песча…ая буря, соломе…ая шляпа.


Ая не раз повесть, прочита.

Ый роман, малоезже.

Ая дорога, подкова.

Ый конь, златокова.

Ый картофель, жаре.

Ый на масле картофель, густонаселё.

Ый район, кипячё.

Ое молоко, кипячё.

Ая в чайнике вода, краше.

Ый дом, недавно краше.

Ый забор, выкраше.

Ая скамейка, свежевыкраше.

Ые стены, плавле.

Ый сыр, расплавле.

Ый металл, догожда.

Ое объяснение, запута.

Ый котёнком клубок, очарова.

Ый красотой Рима путешественник, полирова.

Вставить суффиксы причастий.


По какому признаку можно сгруппировать эти словосочетания?

По какому признаку можно сгруппировать эти словосочетания?

Ый рукав, отшлифова.

Ая деталь, дисциплинирова.

Ая ученица, организова.

Ая экскурсия, испуга.

Ая красками картина, мороже.

Ая рыба, замороже.

Ая рыба, свежемороже.

Ая рыба, некипячё.

Ое молоко, позолоче.

Ый браслет, купле.

Ые дороги, неслыха.

Ая радость, жела.

Ый подарок, нехоже.


Вставьте пропущенные буквы и укажите причину написания в данном слове Н или НН Смышле?

Вставьте пропущенные буквы и укажите причину написания в данном слове Н или НН Смышле.

Ый ребёнок, Балова.

Ый ребёнок , Прида.

Ое невесты Линова.

Ая тетрадь Дети причеса.

Ы Комната украше.

Ые в духовке грибы Рыбки покормле.

Ая рыба Девочки наряже.

Ый подарок Тетради разброса.

Ое письмо Полузашторе.

Ое молоко Сложе.

Ая мною схема Кваше.

Ая капуста Броше.

Ый силуэт Адресова.

Ые юбиляру слова Расчище.

Ая дорожка Краше.

Ый масляной краской Позолоче.

Ые листья Окружё.

Ый забором Документы спрята.

Ая бумага Газирова.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Вставьте Н или НН?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

16 . Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

2. Остап (1) воодушевлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4)перебороть грохот и стоны Терека.

3. Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

4. Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

5. Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

6. Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

7. Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

8. Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.

9. Высокая трава (1) наклонившаяся к земле (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных дождём (4) стволов деревьев.

10. Опустившая (1) голову Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) её плечи.

11. Мы смели веником снег с ботинок (1) и (2) несколько смущённые (3) вошли в дом.

12. И елка(1) залитая огнями(2) и озарявшая все вокруг(З) так и манила сорвать(4) растущие на ней цветы и плоды.

13. Спать (1) несмотря на весенние заморозки (2) перешёл в конюшню (3) поближе (4) к жеребцам.

14. Подчёркнуто простая геометрическая форма «Чёрного квадрата»

Малевича (1) не увязанная ни с каким образом или понятием (2)

существовавшим (3) в мире до неё (4) свидетельствовала об

абсолютной свободе её создателя

15. К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.

16. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

17. Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (6) и тише.

18. Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.

19. Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казала сь живым существом.

20. Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

Тест по теме «Знаки препинания в простом предложении»

Задание 16 ЕГЭ 2015.

16 . Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Читайте также: