Игрушки способствующие физическому развитию детей

Обновлено: 01.05.2024

В возрасте от двух до семи лет с ребенком происходит еще много важных событий. Наиважнейшее из них - развитие физических органов, включая мозг. Внутренние органы только к семи годам приобретают окончательную форму, в которой они будут расти и развиваться дальше.

ВложениеРазмер
igrushka_i_fizicheskoe_razvitie.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В возрасте от двух до семи лет с ребенком происходит еще много важных событий. Наиважнейшее из них - развитие физических органов, включая мозг. Внутренние органы только к семи годам приобретают окончательную форму, в которой они будут расти и развиваться дальше.

Общее развитие ребенка должно происходить таким образом, чтобы он мог соответствовать требованиям, необходимым для поступления в школу. То есть ребенок должен быть здоров физически, хорошо воспринимать цвет, иметь хорошую координацию движений, представления о простых понятиях и настолько развитое сознание, чтобы быть способным к восприятию сообщаемых ему знаний.

Игрушки, как минимум, не должны мешать этому развитию. Взрослые должны отчетливо понимать, что развитие физических органов зависит от физического окружения ребенка, а ближайшим окружением у детей являются игрушки. Если игрушки сделаны из природных материалов, то они воздействуют на все органы ребенка, активизируя работу мозга. Когда руки ребенка касаются игрушки из искусственного материала, то на привыкание к ней, «оживление» тратятся жизненные силы ребенка.

Цвет игрушки, оттенки цвета влияют на зрение. Городские дети растут в условиях, когда зрение лишено тренировки далью. Тем большее значение приобретает цвет обстановки, окружающей ребенка. Дети очень хорошо воспринимают четыре цвета: огненно-красный, солнечно-желтый, изумрудно-зеленый и небесно-синий, но не их пеструю смесь. Доводы типа: «Дети любят яркие пестрые цвета», - неосновательны. У ребенка есть потребность в цвете. и мотылек летит на огонь. Задача взрослых не усугублять искушение цветом, а, исходя из 5 своего сознания и понимания происходящего, удовлетворять детскую потребность в цвете, стараясь окружить ребенка естественными, природными цветами.

Игрушка воздействует не только на физическое, но и на духовное, интеллектуальное развитие. Все родители мечтают увидеть своего малыша в зрелом возрасте здоровым, умным, счастливым, преуспевающим. Этот перечень можно продолжать долго. В обществе сложилось мнение, что всего этого можно достигнуть, развивая ребенка, в первую очередь обучая его ранней сознательной деятельности, используя для этого и игрушки. В качестве развивающих игрушек выступают конструкторы и игры, которые помогают ребенку как можно раньше научиться читать, считать и писать.

Не думаю, что родители считают это действительной гарантией развития ребенка. Трудно остаться не умеющим читать и считать, когда все вокруг читают и считают. Так может быть, это время потратить на развитие других качеств и навыков у малыша? Навыков, которые могут стать основой побудительных мотивов для понимания законов природы и развития человека.

Эти навыки и качества относятся к чувственной сфере, в которую почти полностью погружен ребенок дошкольного возраста. Чувство ритма, вкус слова, чувство прикосновения, чувство цвета, ощущение взаимосвязи происходящего вокруг - все это искусственно сокращается за счет внедрения в чувственную сферу ребенка преждевременной рассудочной деятельности, такой как чтение, счет, письмо и тому подобное.

Во взрослом мире достаточно специфично относятся к чувственной, ощущающей сфере человека, считая ее принадлежностью людей искусства. Между тем, каждый взрослый может вспомнить, что решение каких бы то ни было проблем всегда происходит после напряженной мыслительной работы, но всегда в виде озарения. И только потом заботливая логика выстраивает мостик между условием жизненной задачи и ее решением, как бы контролируя правильность проделанной работы.

То есть активное мышление вместе с развитым воображением рождают новые понятия о мире. Но если мышление как сознательную деятельность человек совершенствует всю жизнь, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, то воображение, не развитое в раннем возрасте, будет постоянно ослабевать именно под воздействием тех же самых жизненных ситуаций.

И если взрослые хотят подобрать для ребенка игрушки, то в первую очередь надо выбирать такие, которые развивают чувственную сферу, сферу, которая и так по мере взросления малыша естественным образом уходит на задний план под натиском все более развивающегося сознания.

Детская игрушка наравне с детскими играми и фольклором является одним из феноменов детства. То есть она существует помимо воли и желания взрослых, отражая тем самым потребность детской души. Спрячьте от ребенка все игрушки, и у него включится воображение. Он будет мастерить из всего, что попадется под руку.

Эта потребность имеет две существенные особенности: наиболее ярко потребность в игрушках проявляется в довольно небольшом возрастном периоде, как правило, от двух до семи лет; эту потребность в нынешних условиях удовлетворяют взрослые, а не сами дети.

Последнее обстоятельство сегодня обернулось серьезным испытанием для детей, которое выдерживают немногие. Взрослые отвечают на детскую потребность из своего, пронизанного материалистическим сознанием, мира - имеют свои требования к игрушкам.

Воспитатели детских садов хотят, чтобы игрушка соответствовала официальным программам воспитания детей, была бы по возможности групповой и хорошо дезинфицировалась. Родители покупают такие игрушки, чтобы они были не хуже, чем у знакомых, были бы, с их точки зрения, развивающими и настолько затейливыми, чтобы как можно дольше удерживали возле себя ребенка, освободив время для взрослых.

Производители и продавцы игрушек стараются удовлетворить все требования тех, кто платит за игрушки, то есть взрослых. Результатом такого сотрудничества взрослых стало повсеместное распространение ярких пластмассовых игрушек. Иногда таких затейливых форм, которые просто мешают ребенку формировать правильное понятие о мире.

Так что же это за потребность, которую мы, взрослые, призваны удовлетворить? Невозможно себе представить, что это потребность в забаве. Это, должно быть, нечто такое, что совершенно необходимо человеку для дальнейшей жизни и что можно с максимальной эффективностью получить именно в возрасте от 2-х до 7 лет, когда восприятие мира является скорее чувственным, чем сознательным. И для чего все-таки необходимы игрушки?

Оказывается, для развития воображения. Воображения, которое, основываясь на реальном, помогает найти связь известного с неизвестным и сформировать понятия о мире. Но не каждая игрушка развивает воображение. Если она сделана очень детально и является точной копией предмета или живого существа из взрослого мира, что обычно весьма умиляет родителей, такая игрушка будет шорами на воображении ребенка. Зачем воображать, если указаны и подчеркнуты все мельчайшие детали? Если форма игрушки очень затейлива и «прикольна», то это наверняка вызовет трудности при формировании правильных понятий уже у взрослого человека (после 21-го года жизни), связанных с жизненным образом такой игрушки.

Например, если это лошадка, собранная из простых геометрических форм, то потом человеку трудно будет всем своим существом понять, что лошадь — первый помощник человека и сыграла в развитии цивилизации немалую роль. Или это будет образ разухабистой мультяшной коняги, так и зовущей к «приколам», то трудно будет понять, что не только лошадь помогает человеку, но и уход за трудящимся животным требует большого труда от людей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Презентация на тему: «СПОРТИВНЫЕ ИГРУШКИ» Заверняева Елена Алексеевна


Курс повышения квалификации

Ранняя диагностика, коррекция и предупреждение нарушения речи у детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии на физкультурных занятиях в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

«Ресурсное состояние, эмоциональная сфера, эффективное родительство – мифы и реалии нашей жизни»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «СПОРТИВНЫЕ ИГРУШКИ» Заверняева Елена Алексеевна

Презентация на тему:
«СПОРТИВНЫЕ ИГРУШКИ»

Заверняева Елена Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, к.

ВВЕДЕНИЕ
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
А. С. Макаренко

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспе.

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Актуальность Игрушки, способствующие физическому развитию детей очень разноо.

Актуальность
Игрушки, способствующие физическому развитию детей очень разнообразны и предназначены для детей всех возрастов. Они способствуют укреплению физических сил ребенка, развитию мускулатуры, ловкости и гибкости всего тела.

Спортивные игрушкиТакие игрушки способствуют физическому развитию малышей и п.

Спортивные игрушки
Такие игрушки способствуют физическому развитию малышей и подойдут для особо активных детей.
Некоторые спортивные игрушки больше способствуют развитию активных движений, бега, прыжков и т. д. (каталки, велосипеды и т. п.).
Другая категория игрушек больше воздействует на укрепление мышц рук, развивает ловкость, координацию движений. К этим игрушкам можно отнести мячи, кегли и т. п.

Спортивные игрушки -мячи, прыгалки, кегли, обручи и т.д. Решают задачи физиче.

Спортивные игрушки -мячи, прыгалки, кегли, обручи и т.д. Решают задачи физического развития детей.

Спортивные (спортивно-моторные) игрушкиблошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке.

Спортивные (спортивно-моторные) игрушки
блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи (направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений);
каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки (содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища);
настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг (спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр).

К спортивной группе относятся игрушки, необходимые: для упражнений в ходь.

К спортивной группе относятся игрушки, необходимые:
для упражнений в ходьбе и беге
(каталки, тележки, вожжи, санки и др.)

Для развития и укрепления мускулатуры ног (велосипеды, спортроллеры, педальн.

Для развития и укрепления мускулатуры ног (велосипеды, спортроллеры, педальные автомобили, лыжи, коньки)

Для развития меткости (ружья, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев (м.

Для развития меткости (ружья, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев (матрешки, пирамиды, чашечки).

Заключение Игрушки для спортивных групповых игр помогают не только лучше раз.

Заключение
Игрушки для спортивных групповых игр помогают не только лучше развить себя физически, но и учат общению в коллективе.
Спортивные игрушки предназначены для детей всех возрастных групп, но окажут положительное действие только в том случае, если подобраны с учетом возраста и физического развития ребенка.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 725 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

Оставьте свой комментарий

  • 18.10.2017 1805
  • PPTX 741.4 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Заверняева Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

65 минут

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС»

61 минута

«Одаренные дети. Специфика обучения и сопровождения»

19 минут

«Мнемотехники «Память на 5+»»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Это и атрибуты активных подвижных игр, и спортивный инвентарь, и всевозможные подручные материалы, направленные на физическое развитие малыша.
Кроме того, к игрушкам для физического развития могут быть отнесены большинство динамических игрушек, и даже игрушки‑тренажеры для сенсорного развития…

Какие игрушки можно отнести к игрушкам для физического развития для ребенка первого года жизни?

Подвески и растяжки
Их можно использовать уже по исполнении малышу 1.5 месяцев. Уже тогда случайное прикосновение ручек или ножек ребенка к погремушке‑подвеске вызывает не просто зрительную и слуховую стимуляцию, но и способствует развитию координации движений. Позднее крохе будет интересно пытаться достать ручками висящую над ним игрушку, потрогать ее, попытаться схватить.

Шары и мячи:
-Надувные шары
Надувные шарики малыш сможет отталкивать ручками или ножками уже после 3-4 месяца.

Небольшой мячик
Небольшие округлые мячи помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет. Это может быть лоскутный или вязанный из хлопка мячик с колокольчиком внутри, а также мячики из любого другого материала. Хорошо, если их будет несколько – разных цветов, фактур, и даже веса.

После 6-го месяца жизни младенца мячи станут необходимы в качестве стимуляторов, вызывающих ползание.

Деревянные звучащие мячи‑неваляшки
Они обычно бывают со смещенным центром тяжести. Такой мяч катается полукругом, сначала отдаляясь, а потом возвращаясь к ребенку. Неожиданные траектории движения и привлекательный звук обязательно вызовут, в том числе и физическую активность малыша, побуждая его к движению.

Резиновый, надувной, массажный мячи, фитбол
Ближе к году для других спортивных игр (перекатывания, бросания, подбрасывания) Вашему крохе пригодятся: небольшой резиновый мячик, надувной мяч. Полезно будет приобрести и массажный мячик‑ежик, кроме массажного эффекта – его и проще всего захватывать. Также, для гимнастических занятий на мяче, можно приобрести фитбол.

Звучащие цилиндры для перекатывания
Эти игрушки состоят из цилиндра, через стенки которого отчетливо видно шарик или бубенчик внутри него. Такие цилиндры бывают как деревянные реечные, так и прозрачные надувные или пластмассовые.

Польза такого цилиндра для физического развития ребенка в том, что он будет с увлечением катать его и стараться ползти за ним. Кроме того, он развивает и наглядно‑действенное мышление ребенка – его локомоторику, координацию движений. Ведь наблюдая за интересным крутящимся предметом и прислушиваясь к его мелодичному звону, кроха сможет соотнести все это с собственной активностью, с движениями своих рук или ног.

Игрушки – каталки
В качестве первой игрушки‑каталки, помогающей малышу впервые встать на ножки, можно использовать устойчивую тележку. Она даст чувство уверенности и опору – так необходимую малышу при первых шагах.

Можно также в игре использовать каталки на веревочках. Чтобы играть ими – малышу вовсе не обязательно уметь ходить, достаточно лежать на животе – и подтягивать каталку за веревочку к себе.

Каталки на палочках
Такие каталки пригодятся, если Ваш кроха уже научился ходить. Они, как и другие представленные в этой статье игрушки, в первую очередь направлены на улучшение координации движений ребенка. Каталки на палочках будут даже интереснее для развития ходьбы, чем каталки на веревочке — в том плане, что ребенок, ведущий каталку впереди себя идет прямо, не оборачиваясь назад.

Турничок
На нем можно учить малыша подтягиваться за ручки. А также можно подвешивать различные игрушки, помогая малышу тянуться за ними. Хорошо, если есть возможность приобрести спортивный комплекс, состоящий из небольшой шведской стенки, горки, турничка.

Качели, игрушка‑качалка
Для скорейшего приобретения малышом чувства равновесия, так необходимого в ходьбе, можно использовать качели, подвешенные в дверном проеме, а также классическую качалку‑лошадку, например. Конечно, при таких играх ребенка придется поддерживать, и не раскачивать слишком сильно – ведь он может испугаться.
Кроме физических навыков в процессе качания кроха приобретет и отличное настроение.

Спорткомплекс
О пользе спорткомплекса можно петь оды! :) Все родители хотят, чтобы их ребенок рос сильным и здоровым. А для этого в первую очередь нужны постоянные активные занятия и физические нагрузки! Детский спорткомплекс становится любимым местом для игр.

Спортивно-игровой комплекс "Ранний старт" предназначен для занятий с детьми c рождения. Удобный, компактный, он позволит Вашему малышу расти крепким и здоровым! Ранний старт просто незаменим в малогабаритных квартирах.

Уникальная разработка дает возможность вырастить крепкого, физически развитого малыша. Уже с рождения вы можете выкладывать ребенка на горку, используя её как трек Домана. Вторым этапом считается этап ползания: именно на горке малыш учится ползать, а затем и вставать, держась за перекладины лестницы. Освоив горку и научившись ползать, ваш малыш спокойно будет передвигаться внутри комплекса, держась за различные перильца. Все перекладины комплекса имеют диаметр, рассчитанный специально на маленькую ручку, расстояние между ними небольшое, что позволяет малышу легко дотягиваться до них.

Несмотря на небольшую высоту, комплекс интересен не только самым маленьким, но и детям постарше. Ведь основная задача не залезть повыше, а иметь возможность движения «в объеме». Забравшись на верхнюю ступеньку, можно переместиться на крышу, повиснуть на перекладине, сделать кувырок, перебраться на противоположную лесенку, скатиться с горки…

Дети воспринимают Ранний старт как игровое пространство, как площадку, где можно висеть, качаться, спрыгивать, залезать, кувыркаться, играть в ролевые, сюжетные игры, обучаться, общаться друг с другом, читать книги, решать задачки, совершать путешествия, фантазировать. Это место самых разнообразных активных и тихих игр. Это и домик, и корабль, и замок, и многофункциональный спортивный тренажер…

По используемым материалам игрушки делят на деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, стеклянные (елочные).

Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

• развивающие первоначальные движения и восприятия;

• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;

• способствующие умственному развитию;

• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;

• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

• знакомящие детей с элементами науки и техники;

• способствующие физическому развитию;

• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.

Наиболее целесообразно классифицировать игрушки по их основной педагогической направленности, выполняемой в про­цессе игры, т.е. по воспитательному назначению, по возрасту детей, для которых предназначена игрушка, и по виду основного материала, из которого она изго­товлена.

Классификация игрушек в зависимости от их основной пе­дагогической направленностиобъясняется свойствами игрушек влиять на умственное, физическое и эстетическое развитие детей, позволяет наиболее полно проанализировать их потребительские свойства. В соответствии сэтим признаком игрушки объединяют в следующие группы.

Игрушки, способствующие развитию перво­начальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха развивают координацию движений), являются самыми первыми в жизни детей, дают ребенку первое представление о форме, размере, цвете. Это самые первые погремушки, различные кольца, шары, кубики, пи­рамиды и др. Игрушки этой группы яркие и разноцветные, пре­имущественно пластмассовые и резиновые. Для развития дви­жений детей до года большое значение имеют кресла-каталки, мячи, каталки на палке.

Игрушки, способствующие физическому раз­витию детей, развивают силу, ловкость, меткость ударов ибросков, координацию движений. Для детей в возрасте одного года это мячи и каталки; в более старшем возрасте дети играют с кег­лями, прыгалками, обручами, настольными играми в футбол, хоккей, го­родки, игрушечное оружие. Для подвижных игр детей приме­няют санки, самокаты, велосипеды, лыжи и др.

Игрушки, знакомящие с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки), знакомят детей с внешним миром, людьми, животными, природой, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек на­иболее разнообразен. Многие образные игрушки имеют меха­низмы, приводящие их в движение. Особое место в группе об­разных игрушек занимают куклы различных размеров, знако­мящие детей с разными национальностями, профессиями.

Игрушки, знакомящие с элементами науки и техники (политехнические игрушки), включают раз­личные конструкторы, наборы для опытов по физике, химии, для сборки моделей самолетов, судов, автотранспорта, теле­фона или телеграфа, микроскопы, фильмоскопы, действующие модели машин и механизмов, электронные, аэродинамические, пневматические, радио- и электромеханические игрушки, телеигры. Технические игрушки развивают у детей стремление к конструированию, способствуют их умственному развитию, прививают трудовые навыки, знакомят с устройством машин, приборов.

Игрушки, способствующие трудовому воспи­танию, включают садово-огородный инвентарь, наборы бу­маги для труда, переводные картинки, наборы для кроя одежды и детские швейные машинки, наборы различных столярных и слесарных инструментов, наборы для выжигания и чеканки и др. Они воспитывают у детей трудолюбие, трудовые навыки.

Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей – это театральные и музыкальные игрушки.

Театральные игрушки (образы героев сказок и рассказов в театральных костюмах, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, ёлочные и карнавальные украшения) знакомят с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, вызывают у детей много радости.

Музыкальные игрушки (игрушки в форме музыкальных ин­струментов) развивают музыкальный вкус, знакомят с осно­вами музыкальной грамоты, прививают любовь к музыке.

Игрушки-забавы вызывают смех и удивление. Для них характерен элемент неожиданности. Это фигурки-неваляшки, волчки, прыгающие и кувыркающиеся животные, сказочные персонажи, а также игрушки, у которых имеется элемент неожиданности, головоломки и фокусы и др.

Настольные игры: развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Классификация игрушек по возрасту детейдиктуется тем, что воспитательное значение игрушки может быть достигнуто лишь в том случае, если она правильно подобрана к возрасту ребенка. Игрушки, непонятные ребенку (или слишком прос­тые), не представляют для него никакого интереса. Поэтому главной задачей воспитателей является правильный подбор иг­рушек.

Детский возраст подразделяется на три периода: ясельный (до 3 х лет), дошкольный и школьный.

В раннем, ясельном, возрасте (до года) количество игрушек не­велико. Они имеют наиболее простую и наиболее совершен­ную геометрическую форму (шара или куба). Это яркоокрашенные погремушки, кольца, некоторые резиновые игрушки. После года у детей появляется потребность в игрушках, спо­собствующих организации подвижных игр (мячи, каталки и др.). К концу второго года любимыми играми детей становятся копание в песке, катание шариков, возникает потребность в пе­сочницах, формочках, ведерочках, лейках, лопаточках, сопках, автомобилях. Затем с двух с половиной лет ребенка начинает интересовать кукла. Игрушки должны соответствовать размеру руки ребенка, развивать его интерес к окружающим предметам и явлениям.

У детей дошкольного возраста (от 3 х до 6 и лет) игры становятся более содержательными и разнообразными. Дети начинают проявлять больше выдумки, фантазии, самостоятель­ности. Игрушки становятся более разнообразными.

Дети младшего дошкольного возраста играют с куклами и кукольной мебелью, мишками, зайцами, автомобилями, элект­ровозами, простейшими конструкторами, мозаикой, музыкаль­ными игрушками, игрушками для игр в песок и др.

У детей среднего дошкольного возраста значительно воз­растают подвижность и активность в играх. Им нужны мячи, кегли, прыгалки. В этом возрасте повышается значение транс­портной игрушки.

Игры детей старшего дошкольного возраста более органи­зованны и длительны. Им рекомендуются куклы разных разме­ров, гарнитуры мебели, кухонная посуда, транспортная и тех­ническая игрушка. Для детей этого возраста важное значение приобретают игры и игрушки, готовящие их к занятиям в шко­ле (наборы букв и цифр, настольные игры и др.).

Игры детей школьного возраста более серьезны и целенаправленны (шахматы, шашки, конструктор, компьютерные игры, наборы по радиотехнике, различные инструменты). На первых порах дети играют с теми же иг­рушками, что и в дошкольном периоде. Однако характер игр, их содержание становятся более углубленными. В этом воз­расте требуется также много новых игрушек, развивающих кру­гозор, способствующих закреплению учебного материала. Это технические наборы, настольно-печатные игры, различные кон­структоры. На протяжении всего школьного периода дети иг­рают в спортивные игры с мячом, в кегли, городки, настольный футбол, хоккей и др.

Школьники старших классов увлекаются конструированием и моделированием, фото- и радиотехникой, занятиями в круж­ках физики и химии. Возникает потребность в радиоконструк­торах, наборах опытов по физике, оптике, разнообразной тех­нической игрушке. Большое значение в этом возрасте имеют содержательные настольные игры по различным отраслям на­уки и техники.

Акселерация детей привела к смещению границ возрастных групп, поскольку большая часть детей в возрасте 7 лет умеет читать и писать.

Классификация игрушек по материалу изготовленияносит в основном производственный характер, так как предприятия, выпускаю­щие игрушки, часто специализированы по виду материала для их изготовления.

Пластмассовые: отличаются лёгкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций; должны обладать высокими эстетическими, эргономическими (в том числе и гигиеническими) свойствами, надежностью и безопасностью. Металлические: 2 ая и 3 ая возрастные группы; ассортимент: транспортные игрушки, садово-огородный инвентарь, конструкторы, инструменты. Деревянные и керамические игрушки: ограниченный ассортимент: гарнитуры кукольной мебели, лукошки, корзинки, свистки, копилки, городки; в настоящие время в целях безопасности заменены пластмассовыми. Резиновые игрушки: изготовлены из натурального каучука, имеют ограниченное применение; в настоящее время их заменяют мягкие игрушки из ПВХ-пленок и ПВХ-пластизоля. Надувные игрушки: изготавливают из ПВХ-пленки, предварительно закладывая специальный клапан, через который игрушки надувают. Мягконабивные: из искусственного и натурального меха, различных ворсованных тканей; игрушки могут иметь заводной механизм и украшение; выпускают в широком ассортименте, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

Кроме этого выпускают игрушки из папье-маше, стекла (елочные украшения), картонажные. Знание характеристики игрушек с учетом такой классификации важно для контроля качества игрушек, поскольку стандарты разрабатываются на игрушки из определенного материала.

Читайте также: