Игрушки способствующие развитию речи

Обновлено: 19.05.2024

Цель разработки - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

1. Игра на формирование орудийно-предметных действий

Игра "Прокати шарик"

Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке. Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина. Ход игры : взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого

Игры-стучалки

Игра "Выбей шарик"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому. Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком. Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает ребенка к самостоятельным действия

Игра "Посадим грибы"

Цель: формировать соотносящие действия.

Оборудование: основа – полянка со штырьками, грибы.

Ход игры : взрослый показывает ребенку полянку и грибы, говорит: «Давай их посадим». Ребенок повторяет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия

• Сенсорная коробка - емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.

• Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными, Например, наполненная землей песочница с грузовиками – про транспорт и строительство, лед с белыми медведями – Антарктида, свежая трава и животные – ферма, цветы и бабочки с божьими коровками – насекомые. Это игрушка универсальная, которая дает возможность детям экспериментировать

Игра "Что в коробочке?"

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.

Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы, логомарблс, логопуговицы

Ход игры : Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку, достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой.

Ход игры : Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".

Ход игры:

Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

Игра "Дом животных"

Цель: развивать соотносящие действия, учить выполнять задания, используя метод проб.

Оборудование: настольная игра "Дом животных" (прямоугольная доска с вкладышами, изображающими животных). Ход игры : взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые "живут в своих домиках". Ребенку предлагается "выпустить" каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно найти и "вставить" животных на свои места. При затруднениях используется метод проб

Домики с вкладышами

Игрушки с выскакивающими животными

Игра "Собери пирамидку-качели"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому.

Оборудование: игрушка пирамидка -качели.

Ход игры : взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

2. Игры на формирование предметно-игровых действий

Игра "Покатай матрешку"

Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними. Оборудование: тележка, 2 матрешки (двухместные). Ход игры : взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ", сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

Игра "Покатай ежат"

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия. Оборудование: игрушки - карусели, ежата (мелкие предметы). Ход игры : взрослый показывает игрушки, говорит: "Вот ежик - ни головы, ни ножек!", предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый рассказывает потешку: Еле-еле, еле-еле, закружились карусели, А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

Заводные игрушки

Игра "Построим забор"

Цель: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: игрушки - машина, кирпичики, домик, петушок. Ход игры : взрослый обращает внимание ребенка на домик, в котором живет петушок. Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг домика. Ребенок действует, подражая

Игра "Угощаем кукол"

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия. Оборудование: куклы, набор детской посуды, крупа в кастрюле. Ход игры : взрослый ставит перед ребенком кукол, объясняет, что они пришли в гости и их надо угостить "кашей", напоить "чаем". Затем взрослый выкладывает две тарелки и просит ребенка раздать их куклам. Далее ставит кастрюлю с крупой, кладет ложку и просит ребенка покормить кукол. В случае необходимости показывает, как надо насыпать крупу, либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: "Чем будут куклы есть кашу? Чем ты ешь кашу?" Просит взять ложки, раздать куклам, покормить их, произносит: "Кушай, Ляля,- ам-ам". Аналогично раздаются чашки и наливается в чашки "чай" из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия.

Игра "Сделаем мебель для матрешки"

Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка. Ход игры : взрослый предлагает ребенку сделать мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол - кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель обыгрывается.

Игра "Позвони по телефону"

Цель: развивать у ребенка интерес к общению. Оборудование: 2 детских телефона с дисками. Ход игры : взрослый предлагает ребенку позвонить своим маме по телефону: одной рукой ребенок берет трубку, второй рукой набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его. Действия сопровождаются словами: "Алло! Алло! Мама, это я Аня".

Игра "Построим лесенку"

Цель: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: игрушки - машина, кубики, маленькая кукла. Ход игры : взрослый предлагает ребенку построить лестницу для куклы. Они нагружают кубики в машину и везут в игровой уголок. Затем взрослый вовлекает ребенка в постройку лестницы, показывает, как нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М. : Просвещение, 1990.

• Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М. : Бук-мастер, 1993.

• Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С. -Петербург: Союз, 1998.

источник - Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №5, 2004

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы Тема: «Любимые игрушки ребят». Рассматривание и описание игрушек. Образовательные области: познавательное, речевое, физическое. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Выбираем игрушки для прогулки» для детей младшей группы Тема «Выбираем игрушки для прогулки» Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы Тема: «Из чего сделаны игрушки» Задачи: учить определять название игрушек и материал, из которого сделаны; развивать слуховое восприятие,.

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят» для детей младшей группы Цель: - расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Образовательные; - учить правильно образовывать формы слова: деревянная, железная,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Памятка для родителей «Игры и игрушки в жизни детей»

Памятка для родителей «Игры и игрушки в жизни детей» - Рассказывайте ребёнку о своих игрушках и увлечениях,показывайте ему те игры,в которые вы играли в детстве и которые были интересны вам.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина)

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина) Игра предназначена для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми (дома или в детском саду); для игр с родителями или воспитателем.

Не все развивающие игрушки одинаково полезны. Сегодня рынок детских "развивашек" пестрит разнообразием, давайте разберемся, что будет полезно для развития речи и мышление детей второго года жизни.

Возможно, вы удивитесь, что в моей подборке такие простые игрушки. Где же интерактивные зайчики, компьютеры, детское фортепиано и прочие современные игрушки? К сожалению, все эти детские гаджеты не несут большой пользы.

Какими должны быть игрушки?

Игрушки в зоне ближайшего развития

В этом возрасте продолжается активное формирование и развитие психических функций. Важно: игрушки должны быть со смыслом, чтобы ребёнок тратил запас внимания с пользой. Кроме того, игрушки должны соответствовать навыкам ребенка или входить в, так называемую, зону ближайшего развития. То есть то, что ребенок пока не умеет делать самостоятельно, но может делать с помощью взрослых. То, что он на данный момент ещё не освоил, но что по уровню сложности ему будет под силу в ближайшее время.

Например, ребенок сам может построить башню из двух кубиков, а с помощью мамы - из пяти. В скором времени он сможет самостоятельно строить башню из большего количества кубиков.

Как только ребенок начинает справляться с игрушкой с лёгкостью и мгновенно, она перестает для него быть развивающей.

На игрушках для малышей не нужны цифры и буквы.

Знаковая система малышам второго и третьего года жизни не нужна. В этом возрасте буквы и цифры лишь будут перетягивать внимание ребёнка, в то время, как ему особенно важно сконцентрироваться на предметах, понятиях, действиях, звуках.

Как и для детей до года остается актуальным разнообразие текстур и фактур игрушек.

Отдаем предпочтение деревянным, тканевым игрушкам в противовес пластмассовым. Иногда набор отрезков разных тканей может оказаться во много раз лучше десятка одинаковых на ощупь пластмассовых машин и нереалистичных персонажей.

Помним, что в возрасте до трёх лет у малышей основная - предметно-манипулятивная деятельность.

Соответственно, ребёнку подходит то, что можно открывать и закрывать, вкладывать одно в другое, ставить одно на другое, нанизывать, рассыпать и собирать и т.д.

Приведу несколько вариантов конкретных примеров игрушек и расскажу, как правильно в них играть.

Логическая пирамидка

В первые месяцы второго года жизни остается актуальной пирамидка. К 1.5 годам ей на смену приходит логическая пирамидка. В моём примере она пластмассовая, но всё-таки лучше покупать деревянную, если есть такая возможность.

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня разговор о том, как развивать речь.

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня разговор о том, как развивать речь малыша с помощью простых "бабушкиных" игр и игрушек, которые есть в каждом доме.

Чтобы у родителей не возникло разочарований, отмечу: все, о чем здесь написано, известно, а публикуется эта статья для того, чтобы обратить внимание родителей на важность регулярного общения в форме игры с самого раннего возраста. Именно слова с повторяющимися слогами первыми вычленяются ребенком из речи, и эти слова он первыми начинает говорить. Эта статья может быть руководством к действию - и это даст хороший результат, что неоднократно проверено на практике, а может быть стимулом вашей фантазии в области игрового творчества. Слова приговорок подбирались таким образом, чтобы малыша с самых первых дней окружали сочетания всех звуков русской речи, чтобы весь алфавит был представлен в незатейливом "мамином" языке.

Начнем с самых простых вещей - сопровождения определенными, часто повторяющимися словами и приговорками ежедневных режимных мероприятий. (Все, о чем будет сказано ниже, можно делать с самого рождения малыша - это будет очень полезно.)

Вот ваш кроха проснулся (после ночного сна или одного из дневных) - вы приветствуете его улыбкой, ласковыми словами и возгласами "агу-агу", нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете: "Потягушеньки-потягушеньки, порастушеньки-порастушеньки, ножки побегушеньки, ручки похватушеньки". Годится любой вариант, например, из пестовальной гимнастики. Вот настало время массажа или гимнастики - опять же используете подходящие случаю пестушки или даже самые простые ритмичные словечки: "топ-топ" - опуская согнутые ножки на поверхность пеленального столика, "хлоп-хлоп" - разводя и сводя ручки малыша. Наконец, при отсутствии в данный момент фантазии можно просто делать упражнения на счет "раз-два, три-четыре". Для массажа ладошек и пальчиков отлично подойдет "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. ", для обхватывания груди ручками - "Ладушки, ладушки, где были - у бабушки. " с непременным окончанием "Ши-и-и-и, полетели, на головку сели!" (ручки обхватывают голову). Здесь же можно поиграть: приговаривая "ку-ку", на несколько секунд спрятать личико малыша под легким платочком (месяца в 3 ребенок уже начнет сам его стягивать).

Любые водные процедуры тоже нуждаются в "озвучивании" - так они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! - скажем при умывании, а во время подмывания под струей воды прочитаем шаловливое:

Чижик-пыжик, где ты был?

Я под краном попу мыл, Вымыл, вымыл, вытирал И штанишки надевал.

Кстати, с точки зрения гигиены, простейшего закаливания, а также развития ощущений ребенка лучше не пользоваться влажными салфетками при наличии дома водопровода. Привыкните подмывать, умывать малыша, мыть ручки под струей воды - вообще чем больше вокруг ребенка воды, тем лучше.

В этом смысле малыши, с которыми занимаются грудничковым плаванием, находятся в привилегированном положении. И для них есть свои специфические "словечки" - например, команда "Ныряем!".

Еще один совет на стыке активизации речи и гигиены. Пока вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, кормите его, находитесь в непосредственной близости, в тактильной и речевой активности - не держите его в одноразовых подгузниках. Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями. Вот он начал писать - тихонько скажите ему "пись-пись", похвалите, вызовите положительную реакцию на его отправления (то же самое - и с "большими" делами).

Если ваш ребенок пользуется пустышкой, старайтесь не использовать ее,

когда малыш активен, общается с вами. Очень трудно выражать свои

впечатления от игры или от прогулки, если рот занят. Да и маме проще

"успокоить" протестующего кроху, дав ему соску, чем постепенно учиться

договариваться с ним в случаях капризов и противоречий. "Поселите"

пустышку в кровати малыша - ведь по-настоящему (для восполнения

недостатка в сосательных движениях) она бывает нужна перед сном, во время

ночных пробуждений, после еды из бутылочки.

Когда придет пора кормить малыша из ложки, не забывайте произносить "ам-ам" - пробуя повторить за вами, ребенок сам будет открывать ротик навстречу еде!

Полезно - для маминых нервов и развития малыша - превратить в игру и одевание на прогулку. Можно зарифмовать самостоятельно одеваемые части тела и предметы одежды - например, вот так:

Вот колготки на ногах!

Влезли руки в рукава, и т. п.

Можно придумать стихи и посложнее:

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы (натягиваем рукава) Бы-бу-ба - из окна торчит труба (голова вылезает из горловины).

Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. По моему глубокому убеждению, процесс засыпания маленького ребенка обязательно должен сопровождаться маминой речью - колыбельной, простой сказкой, и никакие аудиозаписи классики для детей или звуков природы этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов, самой маме кажущиеся успокоительными:

А ворота скрип, скрип, Наша Маша спит, спит.

(На мой взгляд, аудиозаписи сказок до момента хорошо сформировавшейся фразовой речи неполезны для большинства детей. В разумном объеме можно ставить ребенку детские песенки, испытанные временем.)

Помимо описанных ситуаций хочется привлечь ваше внимание к словам, которые мы употребляем каждый день по многу раз. Не поленимся и перечислим эти слова : имя ребенка, мама, папа, имена брата, сестры, бабушек

и дедушек (баба Таня, деда Володя, тетя Оля, дядя Вася, кошки, собаки. Слова есть (от "еда", каша, суп, щи, жуй, рот, пюре, хлеб, а также: шапка, вот, вода, где,на, дай, иди, пить, большой, маленький, много, мал

о, чуть-чуть, ля-ля-ля, кач-кач, тра-та-та. Редко встречающихся букв алфавита в этих словах нет, но можно говорить "на цыпочках", делая гимнастику; играть в "юлу", наряжать "елку", надевать "фартук", включать "фары". Заметили: каждая буква алфавита присутствует в этих словах не один раз, а повторяя их многократно, вы тренируете слух малыша и провоцируете его на повторение этих слов при соответствующих действиях.

Пассивный словарный запас (понимание слов) у малыша формируется с момента его рождения. Для того чтобы сделать его использование более эффективным и произвольным, научите малыша показывать как можно больше предметов по вашей просьбе. Ребенок, еще не умеющий ходить, перемещаясь оп комнате у вас на руках, уже может показать окно, лампу, кошку, кровать, протянуть руки навстречу маме, папе, бабушке, дедушке.

Игры-говорилочки

А еще в течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете.

"Правила" этих игр у нас в крови, стоит напомнить лишь первую строчку: "Идет коза рогатая за малыми ребятами. " Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее - "забодаю-забодаю-забодаю!". Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем - жестами и речью.

По ровной дорожке (малыш сидит у вас на коленях, вы его чуть-чуть

Потом по песочку (начинаете потряхивать,

По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам (подбрасываете на коленях,

В ямку - бух! ("роняете" между коленей)

Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша - а ему так хочется "бух!" - он у вас это попросит-произнесет.

Так же исполняются (причем в любом возрасте) "Гуси, гуси - га-га-га. ", "Киска, киска, брысь под лавку" и другие.

В идеале в репертуаре мамы могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита. В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры - вот и окружили малыша звуками родной речи. Вот еще один принцип придумывания таких игр:

Жук жужжит - жу-жу-жу-жу,

Я вам глазки покажу,

Я вам лобик покажу,

Я вам ушки покажу (и так далее).

Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, - и ребенок называет слово сам, как может.

Игрушки-завлекалочки

Если вы читаете нашу статью сразу после рождения малыша, то, во-первых, мы очень рады вас поздравить, а во-вторых, порекомендовать вам обзавестись погремушкой - маленькой, легкой, с тонкой ручкой, которую можно вкладывать в пока зажатый кулачок малыша, в правую руку. Совершая непроизвольные движения руками, малыш постепенно начнет фиксировать свое внимание на звуке и ощущении.

Позже вам понадобятся другие игрушки. Пусть они заранее появятся в доме и хранятся на виду - но вне досягаемости для ребенка. Их много среди народных динамических игрушек, простейших музыкальных инструментов. Время от времени вы достаете то колокольчик ("динь-динь-динь", то большую юлу (настоящую, которая падает) или маленький деревянный

волчок ("у-у-у-у") - и заставляете их "работать". "Давай попросим мишек постучать - тук-тук-тук!" - и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз "озвучиваете" игрушку закрепленными за ней звукосочетаниями, даете поиграть или извлечь из нее звук самому ребенку. Привлекательность таких забав для малыша проверена веками, и каждое поколение родителей открывает их для себя заново. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще раз. Попросит. теми самыми звуками, которыми вы обозначали игрушку :

курочки на кормушке - "цып-цып-цып";

маракасы или берестяная погремушка-шаркунок - "шу-шу-шу".

По такому же принципу можно "добавить звучания" и любимым игрушкам малыша, с которыми он самостоятельно взаимодействует каждый день. Машина получит прозвище "ж-ж-ж-ж" или "бр-р-р", куклу или пупса советую назвать именем, непохожим по звучанию на имена домашних. Так, если дочку зовут Лена, а кошку Муся, то куклу можно назвать Катей - и качать ее, укладывая спать: "а-а-а, а-а-а". Вообще с куклой малыш после года-полутора прекрасно осуществляет все те режимные моменты, о которых мы написали в самом начале, - и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.

Казалось бы, зачем возвращаться к старым, забытым, на первый взгляд, не очень выразительным игрушкам? К сожалению, яркость, "озвученность" и "механизированность" многих современных игрушек не способствует развитию возрастных навыков, так как сила воздействия ребенка на эту игрушку не соответствует силе ответа. Исключение - так называемые развивающие центры (пластмассовая панель с набором разнообразно звучащих и движущихся игровых деталей). Его отличие от "неправильных игрушек" - в том, что для получения ожидаемого эффекта воздействие на все детали этого центра должно быть разным по сути и по силе.

Речь - это дыхательная деятельность, и ровная, плавная речь напрямую зависит от вдоха и выдоха. Вот игры, которые ненавязчиво тренируют контроль за силой выдоха и развивают легкие.

1. Извлечь звук из свистка, дудочки; свистнуть резко или протяжно.

2. Подуть на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуть на свечку - так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.

3. Шариковый футбол. Вам понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык "управления" шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника - на чьей стороне будет удача? "Высший пилотаж" - это взять шарики разного цвета и сражаться друг против друга.

Одни из первых книг, которые появляются у малыша в полгода, а то и раньше,

- с изображениями животных. Книжек может быть несколько - картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить "шерсть" овечки или подергать хвостик у хрюшки, бывают непромокаемые книжки для ванной. С их помощью, а также привлекая игрушечных животных, наборы картинок, пазлы и т. п. выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу "сказать" за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных, а через какое-то время на ваш вопрос: "Кто говорит "му"?" малыш ответит: "Корова".

Вот списочек зверей, птиц и их "речей", который мы составили для своего и вашего удобства - а вы всегда можете дополнить!

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


Дети узнают окружающий мир через игру. Так малыши учатся развивать воображение, творческие возможности, ловкость, обмениваться информацией, делиться впечатлениями.

Если ребенок играет вместе с взрослым, игра превращается в диалог, в ходе которого происходит увеличение словарного запаса малыша. Мы собрали активности, способствующие развитию речи в нежном возрасте.

Игрушечный телефон

С этой игрушкой ребенок может «звонить» дедушке с бабушкой или вымышленным персонажам, и рассказывать им, как у него дела.

© Depositphotos

Кубики

Во время игры малыш будет называть цвета, количество кубиков, рассказывать, что планирует из них построить.

Набор игрушечной посуды

Кроха может организовать чаепитие для своих игрушек. Они, разумеется, станут между собой общаться. Ребенку будет интересно поддерживать «беседу».

Игра в мяч отличным образом развивает детскую речь. Перебрасывая его друг другу, можно называть цвета, предметы в комнате, числа, явления природы, пеерчислять съедобное и несъедобное.

© Instagram @ karapuz_voronezh

Наборы овощей и фруктов

Подобные наборы хороши для игры в «магазин», «кухню», «ресторан». Ребенок может делать покупки или планировать меню. Смотрите мастер-класс, как сделать такой набор своими руками.

Игрушечная касса

Малыши обожают игры, связанные с профессиями. А еще они просто обожают нажимать на разные кнопочки. Касса — игрушка, которая способна отличным образом развивать детскую речь. Кроха будет продавать продукты и называть сумму к оплате.

© Instagram @ little_yet_big

Сортеры

Сортеры хороши тем, что они созданы на любой возраст. Соответственно, отличается и степень сложности. Во время игры можно обсудить, почему красный куб нужно вставить именно в этот проем, а не в другой. Ребенок научится не только принимать решение, но и пояснять его.

Интерактивные игрушки

Малыши очень любят «говорящие» игры. Они слушают вопросы, которые произносит телефон, паровозик, машинка, зайчик и отвечают на них.

Головоломки

Отличный вариант для увеличения словарного запаса и развития речи. Когда ребенку непросто принять решение, он начинает рассуждать.

Детское лото

Ребенок выучит все названия фигурок, изображенные на бочонках или других игровых фигурках.

© Instagram @ little_yet_big

Пальчиковый театр

Магия театра у вас дома… Покажите ребенку, как с помощью мини-фигурок можно устраивать настоящие представления. Мы подготовили целый мастер-класс, как сделать пальчиковый театр из бумаги.

Конструктор

Если у крохи уже есть любимые персонажи, их можно собирать из конструктора. Во время процесса обсуждать, что и как соединять. А когда фигурка будет готова, начать игру.

Детские игрушки для развития речи

Каждая мама знает, что заниматься развитием малыша нужно постоянно.

Изо дня в день ребенок сталкивается с разными задачами, приобретает новый опыт, учится справляться с трудностями, а помогать ему должны родители.

Одним из самых важных аспектов является развитие речи.

Игрушки для развития речи малышей до 1 года

Для грудничков подойдут ладошковые поглаживания и манипуляции с пальчиками. В 3 месяца кроха уже замечает свои пальцы и они вызывают у него интерес. Он их разглядывает, сует в рот, цепляет погремушки, рейки кроватки. В общем, исследует все и вся.

Когда он уже может сидеть на диване (в 6–7 месяцев) и теребить свои погремушки с радостными криками, самое время начать с ним заниматься. Движения рук пока у него неосознанные, механические, но центры, ответственные за это и развитие речи находятся в подкорке рядом друг с другом и взаимозависимы. Природное стремление к знаниям нужно подкреплять.

Можно вспомнить нехитрую считалочку с загибанием пальчиков: «Сорока-ворона кашу варила. ». Это подойдет для детей 6–7 месяцев. В этом возрасте вышеуказанные центры начинают взаимодействовать.

Моторику разовьют и разные мелкие предметы: бусы, пуговицы, ручки, но нужно следить, чтобы малыш не тянул все в рот. Взаимодействие центров объясняется и тем, что сами кончики пальцев испускают импульсы, подающие сигнал речевому центру и способствующие его развитию.

Игрушки для детей до года:

  1. Пирамидка (с 6 месяцев) — прекрасно развивает словарь малыша и моторику. С ней ребенок быстро освоит понятия «большой-маленький», познакомится с сортировкой, научится сравнивать и узнавать цвета. Но пирамидка для этого возраста должна быть правильной — иметь ровный одинаковый по всей толщине стержень, не больше 5 колец, дырочки одного диаметра, устойчивое основание.
  2. Мячи (с 6 месяцев) — чем больше их разнообразие по цвету, размерам, цветам и свойствам, тем лучше. Они помогут малышу сравнивать, понимать цвета, размеры. А их разная поверхность (гладкая, пупырчатая, жесткая, мягкая) будет развивать и тактильные ощущения.
  3. Кубики (с 7 месяцев) — набор может содержать самые разные формы (кирпичики, призмы, цилиндры). Помогает развить фантазию и воображение.
  4. Машинка на веревочке (с 7 месяцев) — притягивание игрушки веревочкой научит делать вывод о причинно-следственных связях. А позже, в 8 месяцев, хорошо заиметь самосвал. Малыш упоенно крутит колеса, а машинка возит игрушки, выбрасывает мусор, объезжает препятствия. То есть у ребенка появляются понятия пространства, он начинает оперировать предлогами, приставками.
  5. Кукла (с 8 месяцев) — обычная кукла нужна и мальчикам, и девочкам. Ведь это проекция человека в игрушечном мире. На ней ребенок научится показывать части тела, предметы одежды, расширит словарь существительных. Кукла может помогать обыгрывать бытовые ситуации.

Игрушки развивающие речь ребенка после 1 года

В эту категорию можно определить следующие игрушки:

  1. Матрешка — ее назначение напоминает пирамидку, но уровень развития более сложный. С ней ребенок может манипулировать, она поможет освоить порядковые числительные, прилагательные и предлоги.
  2. Сортер — это прекрасная игрушка для развития, где нужно предметы сортировать по разным признакам. В первом сортере лучше не больше 3 отверстий простой формы. Даже такое число поможет ребенку различать и соотносить форму и размер фигур с их изображением на плоскости. Сортер поможет развить логику, зрительную память и мелкую моторику. Ребенку постарше можно купить более сложный по количеству отверстий и форме сортер.
  3. Пазлы — рекомендованы с 2 лет. Их любят не только дети, но и взрослые. Для малыша пазлы хороши тем, что прекрасно развивают мелкую моторику, знакомят малыша с понятиями части и целого, вырабатывают у него усидчивость и логическое мышление. Для маленьких нужны пазлы с небольшим количеством элементов, максимум — 8–15 и желательно мягкие. С возрастом конструкции можно усложнять до 1–2 тысяч элементов. Пазлы различаются дизайном, всегда красочны и познавательны. Они сравнимы с конструктором.
  4. Посуда — еда для человека архиважна, с ней связаны голод и насыщение — две основные потребности. Поэтому так занимательны и познавательны игры с посудой. Здесь можно создавать сюжеты, что стимулирует развитие речи. Вспомните игру «дочки-матери». Детская посуда задействует мелкую моторику, развивает сенсорные ощущения.
  5. Фигурки домашних и диких животных, игрушечные овощи и фрукты, куклы — самые популярные игрушки для развития речи. Они воспроизводят реальный мир и прекрасно дополнят игру с посудой. Главное — помните, что игрушки должны иметь естественную форму и цвет. Игрушечная лягушка должна быть зеленой, а не синей, чтобы не было искажения понятий и эмоций. Без речи здесь не обойтись. Малыш дает персонажам названия, разговаривает за них, сочиняет истории и установки. А это не что иное, как отработка притяжательных прилагательных, изучение и запоминание частей тел и названий животных, классифицирование их по разным признакам, составление рассказов-описаний. Происходит имитация реальной деятельности и формируется связная речь, воображение и мышление.
  6. Конструктор. Эта игрушка дает всегда мощный толчок развитию фантазии. Ребенок начинает себя самовыражать и делать это с детства. Благо, сегодня конструкторов огромное множество, на любой вкус — блочные, металлические, магнитные, даже в виде ковриков на липучках, детали которых крепятся к ковролину-основе. Детские конструкторы обычно изображают определенную техническую, реально существующую модель: танк, самолет, автомобиль, катер и пр.

Игры Монтессори

Система итальянского врача и педагога Марии Монтессори очень популярна в России. Она предлагает игрушки, развивающие познание мира.

Обычно рекомендуются:

  1. Игры-шнуровки. Предназначены для развития мелкой моторики и памяти. Шнурок продевается через какой-то определенный предмет с дырками (сыр, пуговица, ботинок). Иногда для облегчения присутствует игла. Это своеобразная модификация пирамидки. Игры-шнуровки для старших детей — это разные сюжетные игры. Например, инсценировка «Репки». Ребенку читается сказка и вместе с помощью мамы он должен сцепить шнурком поочередно всех участников событий (бабку, дедку, жучку и пр.)
  2. Рамки-вкладыши. Элементы должны быть одного цвета и ровно вставляться на свои места. Чем-то напоминает сортер, но сложнее.

игры из под ручных средств
Игры из подручных средств

Развивать речь можно и с помощью подручных средств, а не только купленными игрушками.

Ведерки, кастрюльки, ложки, картонки-коробки, домашние одеяла, подушки — ребенок будет играть с этими знакомыми и в то же время новыми предметами. Будьте креативными.

Игры с прищепками — самые часто используемые средства. Они великолепно развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память, готовят руку ребенка к письму, способствуют развитию речи.

Варианты игр с ними самые разные. А ведь это обычный бытовой предмет. Их ребенок с удовольствием рассортирует по цвету и размерам, сделает из них фантастические фигурки — изобразит солнце, дождик, ежика, домик и пр. Детям они очень нравятся. Позволяют придумать и воссоздать образ, что стимулирует речь. Прищепки должны быть не тугими, чтобы ребенок не прищемил пальцы, и достаточно мягкими, чтобы можно было свободно манипулировать.

Сортировка — дети это обожают. Научить сортировке можно по цвету, размеру, форме и области применения. Сортировать можно все подряд — одежду, обувь, столовые приборы, посуду, крупы. Ребенок учится сравнивать, анализировать, классифицировать. Здесь работает не только моторика, но и мышление, логика и воображение.

Игры с крупами — дети это обожают, прятки — самое любимое дело. Они с огромным неиссякаемым удовольствием будут в емкости с крупой искать клад или пропавших детенышей зверей или своих пупсов. Можно создавать целые истории, фантазировать, а это и побуждение говорить. Не что иное, как потребность в речевой коммуникации.

Игрушки для развития речевого дыхания

Развитие речевого дыхания улучшает артикуляцию, дикцию, поможет правильно произносить звуки. Все люди говорят на выдохе, который и приводит в движение механизм под названием звук. Без речевого дыхания человек не сможет говорить.

Игрушки позволяющие развить речевое дыхание:

  1. Аэробол — по сути, простой логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя отверстиями и шариком из пенопласта. Ребенок вдувает в отверстие воздух как можно длительнее так, чтобы выдох был и сильным и мог удерживать легкий шарик в воздухе. Получается увлекательная, забавная игра, которая действительно ставит речевое дыхание. Струя воздуха от малыша позволяет шарику взлетать и удерживаться. Это завораживает ребенка. Суть в удержании шарика, чтобы он не свалился на пол. То есть ребенок должен контролировать поток струи воздуха и дуть с разной силой — сильнее, слабее, долго или коротко и пр.
  2. «Сдуй мячик» от BondiBon — нужна не только для развития речевого дыхания, но и зрительно-моторной координации движений. Струей воздуха мяч передвигается по кругу, задача в том, чтобы не дать ему упасть. Если он сойдет с пути, нужно все начинать сначала. Игрушка больше подходит для детей с нечистой речью. Прекрасно развивает артикуляционный аппарат. Удержать баланс шарика сложно, но возможно. Такую игру лучше покупать ребенку старше 3 лет. Раньше нет смысла.

Список игрушек огромен, но их нужно выбирать по конкретной ситуации. Не обязательно, чтобы их было много. Интуиция и помощь специалиста обеспечат успех в развитии речи у вашего ребенка.

Читайте также: