Игрушки ссср из дерева

Обновлено: 14.05.2024

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Расхожая шутка о том, что «в СССР игрушки были из дерева и прибиты к полу гвоздями» не так уж и далека от истины, правда, абсолютна лишена того злого сарказма, который звучит в вышеупомянутой реплике. Советские деревянные игрушки, равно как и игрушки из других материалов, были хорошо продуманы с познавательной, созерцательной и развивающей точек зрения, отличались долговечностью, абсолютной безопасностью — как самого материала, так и декоративного покрытия и невысокой стоимостью.

Это сегодня на различные сорта древесины современные родители смотрят как на экологически безопасный вид материала для производства игрушек, в советские же времена дерево ценилось за небольшой вес, солидный запас прочности, легкую обрабатываемость инструментами и хорошую восприимчивость защитных и декоративных покрытий.

Разновидности советских деревянных игрушек

Производство игрушек из дерева в Советском Союзе было налажено в особо крупных масштабах, поэтому вся эта продукция делилась на семь основных категорий: технические игрушки; образные; дидактические; для игр с песком; театральные; забавные и физкультурно-спортивные. Но при этом каждая из перечисленных групп включала в себя огромный ассортимент изделий разных форм и видов, рассчитанных на разные возрастные группы детей: от самых маленьких до школьников.

Технические деревянные игрушки

Самой обширной группой по праву считается категория технических деревянных игрушек, которые отражают все разнообразие советской техники. В первую очередь, это, конечно же, всевозможные автомобили — различного назначения, грузоподъемности, размеров и конструкций. За ними следуют средства водного, воздушного и железнодорожного транспорта; сюда же можно отнести и игрушки, имеющие отношение к типовому городскому транспорту: трамваи, троллейбусы, вагоны метро ( о металлических заводных игрушках советского периода можно почитать на нашем Дзен-канале ).

Разумеется, все, что имеет отношение к транспорту, снабжалось и соответствующими игрушечными наборами-комплексами: вокзал, гараж, аэропорт, пароходная пристань, трамвайное депо и пр.

Не менее обширную группу советских деревянных игрушек представляют и различные модели. В послевоенные годы был налажен выпуск таких интереснейших деревянных моделей, как текстильная фабрика, доменная печь, электростанция — все то, что активно присутствовало в жизни советского человека, находило отражение и в детской игрушке.

советская деревянная игрушка

Также в отдельную категорию деревянной игрушки можно было вынести различные конструкторы, наборы деталей и игровые наборы для архитектурного творчества.

советский деревянный конструктор

Образные деревянные игрушки

Эта разновидность советской игрушки также была направлена на отображение жизненных реалий, но специализировалась на природе, бытовых деталях, народной игрушке, воспроизводящей различных сказочных персонажей. В эту категорию входили фигурки птиц и животных, деревья и плоды, всевозможные постройки, комплексные наборы, изображающие, например, зоопарк или стадо.

образные деревянные игрушки ссср

Дидактические игрушки

Задача этих простых деревянных игрушек заключалась в том, чтобы в процессе игры привить ребенку какие-либо навыки, связанные с умственной деятельностью, наблюдательностью, памятью и мелкой моторикой рук. Как правило, такие игрушки давали начальные знания о цвете, форме, размере: пирамидки, матрешки, кубики и пр.

советские деревянные пирамидки

Игрушки для песочницы

Эта категория была рассчитана, как правило, на самых маленьких, и содержала такие игрушки, как всевозможные совочки, ведерки и формочки. Но при этом данная категория пересекалась с технической игрушкой, т.к. для песочницы часто требовались соответствующие транспортные игрушки: тележки, вагончики, грузовики и пр.

деревянная игрушка для песка ссср

Театральные игрушки

Эти игрушки почти всегда отражали содержание детских сказок, басен и стихов, и представляли собой фанерных персонажей этих произведений. Художественное оформление у таких игрушек было очень образным и узнаваемым, направленным на то, чтобы ребенок сразу понял, к какому произведению относится та или иная игрушка: сказка «Репка», например, или «Теремок».

деревянная театральная игрушка ссср

Забавные или игрушки-забавы

Под словом «забавные» подразумевалось не оформление игрушки, нацеленное на то, чтобы вызвать улыбку, а ее предназначение. Иначе говоря, это были игрушки чисто для забавы ребенка — к ним относились всевозможные Ваньки-встаньки и фигурки, которые с помощью простых рычагов, шарниров и баланса могли совершать несложные движения.

Физкультурно-спортивные игрушки

К этой категории относились те игрушки, которые были направлены исключительно на развитие физических качеств ребенка: силы, ловкости, глазомера, выносливости, координации и пр. Это погремушки, каталки, кегли, настольные игры вроде крокета или хоккея, городки и пр.

бильбоке ссср

Из каких материалов делали деревянные игрушки

Для производства всего этого богатого ассортимента чаще всего использовалась березовая, ольховая или осиновая фанера толщиной 3-10 мм, хотя в некоторых случаях использовалась и древесина бука, груши, ели, липы. Соединение деталей чаще всего было клеевое (казеиновый, мездровый или костяной клей), а для декоративного оформления использовались и масляные, и гуашевые, и анилиновые краски, и всевозможные нитроэмали с последующим покрытием лаком: масляным, спиртовым или нитролаком.

Обычно игрушки окрашивали в два-три слоя с последующим нанесением росписи (в 50-е — 60-е годы это нередко делали вручную), горячим тиснением или методом декалькомании. При сборке конструктивно сложных игрушек могла использоваться и металлическая крепежная фурнитура. Но озвученные выше материалы и способы оформления сильно различались в зависимости от технологических особенностей игрушек: они могли быть токарными, столярно-токарными или резными.

деревянные игрушки ссср

Но к какому бы виду не относились советские деревянные игрушки, все они должны были соответствовать определенным требованиям: не допускались пороки древесины; на поверхности изделий не должно было быть царапин. вмятин и других дефектов; на лакированных игрушках покрытие должно было иметь ровную поверхность — без потеков, пробелов и полос. Те игрушки, что имели звуковой прибор. сигнал должен звучать четко и громко; разборные игрушки должны были разбираться и собираться без усилий, а внутри иметь хорошо обработанную поверхность.

советская погремушка

Комментарии к записи Советские деревянные игрушки отключены

Вам также может понравиться

старые советские игрушки

Самые первые советские игрушки

Игрушки из папье-маше времен СССР

Любимое и последнее детище Леонардо да Винчи, которое он совершенствовал двадцать лет до самой.

Десять самых дорогих документов мира

Есть такие юридические, деловые, политические и многие другие документы, которые ушли с молотка.

Холодное оружие Кавказа — кама

Древний античный клинок, украшенный традиционным орнаментом, занимает значительное место в.

Наша рассылка

Игрушки СССР

Детские игрушки СССР выпускал прочные, безопасные и в большом количестве. В отличие от современных, они не были яркими до рези в глазах, но это как раз плюс, ведь заполучить аллергию от тесного общения с плюшевым зайцем было невозможно. Все, кому посчастливилось вырасти в СССР помнят, какой необыкновенной энергетикой обладали игрушки того времени. Они несли некий сакральный смысл, несмотря на всю свою простоту и непритязательность.

Нынешние игрушки для покупателей (особенно маленьких) выглядят более привлекательно, но иной раз мы не можем понять, кто находится перед нами на витрине – приходится искать информацию на ценнике.

Пользуются ли сейчас спросом игрушки СССР, купить которые предлагает вам антикварный магазин «Лавка старины»? Как ни странно, да. За ними охотятся и коллекционеры, и люди, рождение и пора взросления которых пришлась на советский период. Чаще всего, такие приобретения делаются не для детей, а для истории и ради воспоминаний.

До сих пор многие могут найти старые игрушки на своих антресолях и в гаражах, но даже несмотря на это, люди продолжают их искать, находить и покупать. Всё потому, что не всегда становится возможным найти любимую игрушку детства среди сохранившихся сокровищ, или по какой-то причине она оказалась утерянной.

Как и сейчас, раньше особенно любимыми у девочек были куклы, герои мультфильмов и кухонные сервизы. Мальчики не представляли своей жизни без моделек автомобилей, конструкторов, оружия и солдатиков.

Пластмассовые и металлические машинки СССР выпускал в изобилии, их размер мог варьироваться от 7 до 32 см. Бывали и такие механизмы, которыми можно было управлять при помощи педалей и рулевого колеса. Эдакие прототипы велосипедов, только выполненные в виде авто.

Металлические машинки СССР считаются привлекательными даже для мужчин, далеких от коллекционирования. Если в руки к представителю сильного пола попадет одна единственная моделька такого авто, то можно считать, что он уже примкнул к армии собирателей.

Стойкие оловянные солдатики СССР покорили своей прочностью: их нельзя было сломать, можно было только потерять. Но купить их было сложнее, чем пластмассовых воинов. В продаже также присутствовали отлитые из металла средневековые рыцари, представители русских дружин и моряки.

В антикварном магазине «Лавка старины» вы можете свободно купить машинки СССР, без дефицита и очередей. То же самое касается оловянных солдатиков, персонажей из любимых мультфильмов, мягких игрушек и ставших легендарными – дымковских статуэток. Советские игрушки обязательно порадуют тех, кто ценит качество и хочет, хоть на минутку, вернуться в своё беззаботное детство.

Это послужило толчком к созданию новой коллекции, но в этот раз Александр решил собирать не модели автомобилей, а игрушечные автомобили и обязательно в оригинальном виде, без каких-либо переделок. Тогда же и был заложен основной принцип коллекции, которого Александр придерживается и по сей день: максимальное стремление к оригиналу, минимум новых вмешательств. Коллекция достаточно быстро росла, Александр узнавал много нового. Отдельной радостью было найти точно такие же машинки, какие были и у него в детстве. И, хотя, сейчас у Александра огромная коллекция, в ней до сих пор нет всех игрушек, которые были именно в его детстве.

Изначально формат коллекции предполагал только техническую, транспортную игрушку. Но впоследствии, видя с какой скоростью изчезают игрушки, которые еще совсем недавно были массовыми, были принято решения расширить формат коллекции. Одними из первых к коллекции добавились октябрьско-пионерская символика, конструкторы, книжки-игрушки. В этот момент коллекция уже стала претендовать на звание музея и Александр стал проводить первые выездные выставки. Чуть позже в коллекции появились куклы, звери, резиновые, полиэтиленовые, целлулоидные игрушки, настольные игры.


2. В настоящий момент Александр особенно увлечен наполнением самой новой, кукольной части коллекции. Как признается Александр — «Всю жизнь я был совершенно равнодушен к куклам, но сейчас они захватили меня полностью и последние два года составляют в моей душе серьезную конкуренцию технике».


3. Коллекция охватывает период СССР до 1990 года и немного позже, если разработка выпускаемой игрушки была выполнена еще во времена СССР. Точное число экспонатов в коллекции установить невозможно т.к. нет возможности провести инвентаризацию, но по грубым подсчетам Александру удалось собрать более 1000 игрушек различного года выпуска и состояния. Основная часть собрания лежит упакованной и недоступной для какого-либо осмотра, к тому же в не самых лучших условиях (неотапливаемый гараж с протекающей крышей). А наиболее ценные экспонаты находятся в обычной однокомнатной квартире, занимая в ней практически всё свободное пространство, что тоже совершенно не удобно для просмотра.


4. Мечта Александра открыть настоящий музей со свободным доступом для всех желающих. По его мнению коллекция должна быть доступна для широкого круга посетителей: только тогда она живет. Как минимум необходимо светлое и отапливаемое помещение, в котором можно разместить экспонаты коллекции и проводить экскурсии. Александр пытается вести переговоры с администрацией своего района, но положительных решений пока не было принято.

Этот репортаж показывает общий масштаб коллекции и Александр просит отнестись к нему с пониманием — это не выставка и не музей, это вынужденная мера хранить экспонаты в таком виде за отсутствием иных вариантов. Поэтому не обращайте внимание на пыль, я совершенно спонтанно нагрянул к Александру в гости и у него было возможности подготовиться к моему приходу.

Итак, давайте познакомится с некоторыми экспонатами коллекции:


5. Единственная в советском союзе шарнирная кукла. Ее можно посадить и она будет нормально сидеть.


6. Кукла со следящими глазами.


7. Лошадка на колесиках. Экспонат интересен тем, что это самодельная, а не серийная игрушка, сделанная из подручных материалов.


8. Деревянные машинки Буратино, такие обычно были в детских садах — РАФики и самосвалы. А сверху самосвал ЛТЗ ГАЗ-52 еще с металлическими колесами.


9. Электронная настольная игра Стрелок, это уже начало 1990-х годов.


10. Очень интересные экспонаты из той же коллекции деревянных игрушек. Обратите внимание на стиль и дизайн — это ведь настоящий маскл кар!


11. Огромная коллекция советских кукол: целлулоидные, полиэтиленовые, игровые и декоративные.


12. Различные модели колесной техники.


13. Эксклюзивный и один самых доростоящих экспонатов в коллекции — электрическая железная дорога производства завода «Москабель». С трансформатором, освещением, семафорами и стрелками. Выпущена 60 лет назад. В полной комплектации такая железная дорога в наше время стоит почти 100 тысяч рублей.


14. Планетоход Электроника ИМ-11. Выпускался в 1980-х годах, а за основу был взят разработанный в США BIG TRAK. Имеет память и может выполнять запрограммированный алгоритм действий. Пожалуй, одна из самых технологичных игрушек в СССР.


15. Серия развивающих конструкторов Юность.


16. Культовая игрушка 1960-х годов — Луноход с дистанционным проводным управлением. Умеет ездить вперед-назад, поворачивать и открывать крышку с солнечной батареей.


17. Игрушки занимают все свободное пространство в квартире. ЗИЛы с полуприцепами разных годов выпуска и собрание ЗИС-150 разных годов выпуска.


18. На полке на кухне приютились звери — резиновые, полиэтиленовые, целлулоидные.


19. Гоночные машинки эстонского завода Norma, известного производителя ремней безопасности для автомобилей.


20. А большая часть коллекции хранится в гараже и совершенно не доступна для осмотра.


21. Многочисленные настольные игры.


22. Педальная детская машина Оренбуржец.


23. Александр показывает как в течение времени менялась конструкция шасси выпускаемых игрушек — в первое время конструкцию дорабатывали, чтобы повысить детализацию, а в последние годы выпуска наоборот упростили, чтобы снизить себестоимость производства.


24. Большинство советских игрушек умирали вот таким образом. После чего её выбрасывали.


25. Еще куклы.

А вы нашли игрушки, которые были в вашем детстве?

Александр с огромной радостью примет в дар, купит или обменяет любые старые игрушки времен СССР. И совершенно не важно в каком они состоянии, возможно именно этой игрушки очень не хватает в модельном ряду коллекции. Примите и вы посильное участие в сохранении исторического наследия! Связаться с Александром можно через ЖЖ — shuriken_ru .



Шарль Бертран Д'Энтрейг (1851–1906) «По моему приказу»

Культура и история. Сегодня мы продолжаем рассказ об игрушках, собранных в «Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)».

У каждого из нас, верно, были свои любимые игрушки, но из-за того, что время у каждого из нас было своё, они, скажем так, несколько различались. Ну и плюс, конечно, темперамент, воспитание и окружение – всё это, безусловно, на «мир игрушки» влияет. Автор данного материала родился в 1954 году, в семье учителей, и… самыми моими памятными игрушками самого раннего детства были… большой рычащий плюшевый медведь, такой же, но поменьше, набитый опилками ушастый заяц и… одноглазая ярко-рыжая лиса в сарафане. С медведем я боролся на полу, такой он был огромный, а заяц и лиса… кем только они у меня не были! Настольной любимой игрушкой было заводное метро из раскрашенной жести производства Ленинградского завода металлоизделий.

В то время было много заводных изделий из раскрашенной жести, например, прыгающий и клюющий носом цыплёнок, катер-глиссер, который у меня всё время тонул из-за протечек в корпусе, жестяные пистолеты и автоматы. Для уличных игр у меня был огромный и страшно тяжёлый самосвал. Который я потом увидел и в музее игрушки.

Были деревянные конструкторы – строительные наборы и «деревенская изба» из брёвен – очень красивая, с открывающейся дверью и приятно пахнущая! Ну и, разумеется, конструкторы по типу «Меккано» – из «дырчатых» деталей, свинчивающихся на болтах.

Но тема игрушек, и прежде всего военных, меня особенно заинтересовала после того, как в одном из журналов «Техника-молодежи» военных лет, кажется за 43 год, я обнаружил интереснейшую статью, посвящённую советским военным игрушкам периода Великой Отечественной. Там говорилось, что игрушки продолжают выпускать разные артели, даже несмотря на войну! И, конечно, в основном это игрушки военные. Там были и фото, хотя очень плохого качества. А потом я узнал, что в Загорске существует НИИ игрушки и музей игрушки, и мне очень захотелось там побывать и всё как следует посмотреть.

Вообще, познакомившись с игрушками предвоенной поры, я пришёл к очень интересному выводу: мы победили в ВОВ ко всему прочему ещё и потому, что у советских детей того времени, пусть и не у всех, были просто замечательные игрушки, пропагандирующие именно то, что надо!

Возможность представилась в 1981 году, после возвращения из села, когда на местном ТВ я начал вести детскую передачу по техническому творчеству. Главред хотел сделать её максимально популярной и придумал ей название: «Давайте делать игрушки». И в каждой такой 30-минутной передаче я прямо на экране делал какую-то самоделку-игрушку. Девиз передачи был такой: «Не всякая игрушка модель, но любая модель может быть игрушкой!» Ну и во Всесоюзном конкурсе игрушек участвовал. И в конкурсе 1979 года, и 1980-го – посвящённого 110-й годовщине со дня рождения Ленина, и 1982-го…

Деревянные игрушки 50-ых стали уже похуже, чем были в 30-ые, но всё равно были очень хороши. Вы посмотрите, какие «кораблики» – любо-дорого смотреть!

По итогам первого в производство взяли вездеход-планетоход на шарах-колесах, на втором отметили премией танк «Борец за свободу», а третий был самый удачный – 2-ое место конкурса за модели танков Т-35, Т-26, Т-27, БТ-7 и ИС-2. Пригласили на завод «Огонек», в ассортиментный кабинет Минлегпрома СССР, куда я попал со своими мальчишками-кружковцами с ОблСЮТ и где им чего только не надарили, но самое главное – отвезли в Загорск в НИИ игрушки и в музей. Это было как в сказке – побывать там в 1984 году, когда он только-только разместился в новом здании. Думал тогда, что и дальше буду разрабатывать новые игрушки, но… не вышло. Хотя ТВ-передачи шли вплоть до 1991 года и по их итогам были написаны четыре книги, три из которых увидели свет.

Но умение делать игрушки даром не пропало! Дело в том, что у меня росла дочь, которая, как и все дети очень любила играть. Но вот денег у нас в семье на игрушки для нее не очень-то хватало. А кроме того у советских игрушек выявилась странная особенность, из-за которой основная их часть никому из нас не нравилась. Дело в том, что хорошая каждая сама по себе, они не образовывали игровых комплексов. То есть была кукла-девочка, но не было куклы-мальчика, была кроватка для куклы, но не было куклы, чтобы можно было положить в эту кровать, и так далее и тому подобное. Посуда для кукол или слишком большая, или слишком маленькая, мебель – ужасная, грубая и примитивная. И опять же – совсем не в масштабе. Не было игрушек, пропагандирующих сельское и домашнее хозяйство… То есть стиральная машина выпускалась, но купив к ней куклу, больше уже ни во что другое с этой куклой и машиной играть было нельзя.

А тут мы подарили дочери книгу, изданную в ГДР, где рассказывалось о детских кукольных домах. Текст мы прочитать не могли. Но там было много картинок, которые нас пленили самым совершенным образом. «А почему ничего этого у нас нельзя купить?» – спросила меня дочка, и что я мог ей на ответить? Потому что… так уж у нас получилось! О достоинствах и недостатках социалистической системы хозяйствования я, естественно, перед ней распространяться не стал.

Зато исповедовал одно очень хорошее, на мой взгляд, правило, взятое из фильма «Снежная королева» с артисткой Прокловой в роли Герды: «Детей надо баловать! Вот тогда они вырастают настоящими разбойниками!» И раз уж я не мог ей купить игрушки, то я начал их делать. Бывало иногда тяжело. Придёшь из института после трех пар утром и двух после обеда. Сидишь за столом и совеешь… А она подходит и спрашивает: «Папа! Ты не настолько сегодня устал, чтобы сделать мне пианино, а то мадам Дункан – так звали её главную наиболее масштабную по отношению ко всем другим игрушкам куклу – решила, что её дети должны учиться игре на фортепиано, и хочет его им купить!»



Вот оно, то старое, старое фортепиано… Очень памятное и очень… дорогое. Открывающиеся канделябры уже отвалились, увы. А ведь в них настоящие свечки вставлялись



Швейная машинка «Зингер». «Точь в точь как у бабушки»



Какой старый дом без сундука? И вот вам сундук!



А в нём хранится кукольное бельё

А ещё «семье Дункан» понадобилась мебель и посуда, чайные и столовые сервизы, едва – овощи, фрукты, колбасы, пирожные… Одежда и скатерти. Ну, одежду на всю их семью шила моя жена и как бы между прочим, в игре, научила дочку шить и вязать. Ну а всё остальное было делом моих рук. Включая и ружьё, которое «папа Дункан» купил в оружейном магазине Попова, а было оно системы Франкотта – это я в журнале «Нива» тогда прочитал. Не думал, что когда-нибудь буду писать об этой фирме и её оружии, да ещё и не в журнал, а на электронный портал!



«Семья Дункан» была очень передовой по своему времени. Был у них граммофон с пластинками. Очень было трудно склеить трубу, но… склеил!

Постепенно «семья Дунканов» получила желаемую обстановку, посуду, приоделась, а в выемке под окном ей была оборудована двухэтажная квартира!



Чайный сервиз из пластики. Жена лепила и обжигала, а я расписывал нитрокрасками



Ещё один сервиз



Супница, соусник, пирожки и… «еда на тарелках»



Сервиз «Белая утка»



А это кукольные сладости



И опять тарелки с едой



Для сравнения кукольный сервиз из Мейсена

Дочка выросла и всё это убралось на хранение. Человеком она получилась разносторонне развитым, ко всему готовым, мастером на все руки. Защитила кандидатскую диссертацию в Москве, 18 лет преподавала у нас в университете ПР и рекламу, ну и сейчас не бедствует, а занята интересной и хорошо оплачиваемой работой.



А вот эту карету я сделал для дочери в 1987 году во время учёбы в аспирантуре в Куйбышеве. Ошалел, знаете ли, от всех этих историко-партийных документов и партийного руководства отечественной вузовской наукой и… сделал!



. вместе с кучером и пассажирами. А вот коней не смог сделать. И купить не смог, не было их тогда

Но тут у нас появилась внучка. И когда она подросла, ей тоже понадобились игрушки. Правда, сейчас игрушки стали выпускать как раз так, как мне и хотелось в 80-ые годы и о чём я, кстати, опубликовал большую статью в журнале «Рационализатор-изобретатель», то есть – игровыми комплексами. Если куклы-женщины и куклы-мужчины самого разного масштаба, то и под каждый масштаб имеются аксессуары. Продаются кукольные домики и всё, что в них можно поставить. Но… при всём при этом наши старые самодельные игрушки оказались даже более чем кстати. Опять-таки всё же не купишь!



С внучкой стало проще: всё можно купить, но – главное, полно красок, клея и материалов. Вот этот автомобиль сделан из картонажных упаковок из магазина «Магнит»



Простенькая мебель из палочек-мешалочек для кофе. Любой может сегодня сделать и порадовать детей и внуков



Многие взрослые по наивности считают, что дети сами могут играть. Могут, но плохо. Чтобы от игры была польза, её нужно организовать и обеспечить всем необходимым. И более того, показать, как играть, придумать сценарий… Вот, например, «игра в школу»



А это уже второе поколение семьи Дункан накрывает стол к чаю



Это тоже какая-то их родня, но в подробности семейных связей Дунканов я уже не входил. Там сам чёрт голову сломит, как и положено в благородных семействах

Понятно, что куклу вроде модной Барби самому не сделать. Но… покупать для неё автомобиль за 3000 р., на мой взгляд, слишком накладно. Но… можно сделать! Взяли и сделали, сначала один, потом второй, а затем и школьный автобус – возить малышей (а их постепенно набралось с целый класс!) в школу. Благодаря наличию всевозможной посуды, можно устраивать куклам чаепития, обеды, ужины. При этом ребёнок незаметно для самого себя учится сервировать стол и… хорошим манерам поведения за столом. Вспоминаю своё детство… Учить держать вилку в левой руке, а нож в правой меня пришлось перед поездкой в Болгарию весной 1968 года. Мою дочь этому учить уже не пришлось, она выучилась этому в игре. А внучка… её и учить оказалось не надо. Как-то это умение передалось ей по наследству, хотя все учебники говорят, что «культура по наследству не передаётся». Передаётся и ещё как!



В прошлом материале были показаны фотографии кукол великих княжон. Сегодня мы можем покупать куклы не хуже. Та же французская фирма, тот же фарфор… И правда, чем наши дети хуже царских детей?!



Кукла-индианка. Платье на ней пообтёрлось и жена с дочерью сшили ей новое…



У меня тоже есть «своя кукла» – японский самурай. Хочу сделать ему настоящие мечи, но как-то всё руки не доходят

Ну и кроме того, когда отец и мать делают ему или вместе с ним игрушки, они ещё его и воспитывают. Воспитывают личным примером, воспитывают трудолюбие, учат заботе о близких. «Я делаю тебе письменный стол, а ты моешь посуду! А бабушку мы освободим от работы, пусть отдохнёт!» И так вот в семье постепенно и возникает разделение труда. Без криков, попрёков, обид…



Кстати, к новогодней ёлке тоже можно делать игрушки своими руками. Вот эта пряничная избушка сделана из картона и расписных пряников всё из той же пластики!

К тому же это ещё и удовольствие, сделать своими руками что-то приятное для своих близких… Очень большое удовольствие!

Читайте также: