Игрушки свистульки лепка в подготовительной группе

Обновлено: 28.03.2024

ТЕМА: Народный праздник «Сороки».

Лепка птички-свистульки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с традициями весеннего народного праздника - «Сороки». Закрепить известный фольклорный материал. Учить лепить игрушку-свистульку по мотивам работ смоленских мастеров.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям.

Обогащение словаря: закличка, палочка-пичужка.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Этап. Цель Содержание Оборудование и материалы

Настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Выявление знаний детей о народных праздниках.

2. Объяснение нового материала.

Знакомство с традициями и обычаями народного праздника «Сороки».

Лепить игрушку, используя приемы лепки смоленских мастеров– умельцев.

Дополнительно, справившимся с работой раньше других.

IV.Окончание Закрепить пройденный материал.

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

-Идет матушка-весна - отворяй ворота. Первым Март пришел – белый снег сошел.

-Какие народные праздники вы знаете?

Масленица – проводы зимы. Какие традиции связанные с этим народным праздником вы знаете? : едят блины, блин – символ солнца.

Рождество – дети ходят по дворам, поют «колядки».

Пасха – красят яйца, пекут куличи, паски.

-22 марта – день весеннего равноденствия. В этот день в народе отмечают праздник – Сороки. День Сороков – большая встреча весны. В народе так и говорят : «На Сороки день с ночью равняется, сорок птах небесных издали возвращаются».

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Приманивая весну, дети пели песенки-заклички:

-Весна, весна, красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью.

-Давайте и мы с вами весну поторопим, вставайте под карусель и споем вместе песенку-закличку. (Повторение заклички).

-А еще в этот день дети затевали различные игры.

Игра на внимание «Летят, летят».

-Грачи летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу-гу, мы несем весну!»

Дети, взявшись за ленточки, бегут по кругу:

-Журавли летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу, гу-гу, Мы несем весну!»

-Ласточки летят, на всю Русь кричат:

«ГУ-гу-гу, мы несем весну!»

-Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!»

Подойдите ко мне поближе, что вы видите в этой чаше? Это вода не простая, а талая. В праздник Сороки хозяйки набирали в чашу снега и заносили домой, а что случалось со снегом, попавшим в тепло? Эту воду называли «снежицей». Водой талой – «снежицей» окропляли стены домов и комнатные цветы, чтобы все вокруг весной задышало. Побрызгаем и мы водой «снежицей» наши цветы и стены и повторим закличку про весну.

Еще на Сороки разных птичек из теста пекли. Раздавали детям птичек-свистулек из глины, чтобы они их свистом прогоняли злых духов.

-Сегодня мы с вами будем лепить птичку-свистульку, пользуясь приемами лепки смоленских мастеров-умельцев.

Работа детей совместно с педагогом.

• Возьмите в руки глину и немного помните ее. Этот прием называется перемин: (скатать валик, затем сложить пополам и скатать шар, повторить несколько раз). Используется для того, чтобы удалить лишний воздух из глиняного теста, и если плохо очищена глина, мелкие камушки.

• Круговыми движениями ладоней катаем шар.

• Затем расплющиваем до тех пор, пока не получится круглая пластина толщиной 3-4 мм.

• Следующий этап напоминает приготовление пельменей, т. е. пластину сгибаем пополам и соединяем с помощью шликера края.

• В результате получаем вытянутую пустотелую форму с двумя выступами.

• Из одной части лепим мундштук, а из другой шею и голову птички, прищипываем клюв.

• Зарядка для глаз.

Затем приступаем к озвучиванию свистульки: со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкаем отверстие и делаем внизу клиновидный вырез вовнутрь игрушки, примерно под углом 30°.

• Затем настраиваем свистульку.

• Украсим нашу птичку знаком солнца с помощью различных штампиков. Посмотрите на таблицу, на ней изображены различные символы, которые использовали народные мастера для обозначения солнца. Понравившийся вам значок солнца приемом тиснения нанесите на грудь своей птице и по бокам.

Интерактивная игра с триггерами «Дымковская игрушка»

- Какие традиции народного праздника Сороки вы запомнили?

- Как называются песенки, которыми дети кликали весну?

-Как называется палочка с помощью которой озвучивают свистульку?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

«Карусель» - бубен с привязанными ленточками.

Расписная чаша с водой.

Глина, дощечка, мокрая салфетка, палочка-«пичужка».

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия «Народный праздник «Капустница» (старшая группа) Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Создать детям радостное настроение Задачи: Познакомить детей с русским народным праздником.

«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет

«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет Наша Масленица годовая! Она гостюшка дорога! Здравствуй Масленица! Ежегодно в нашей группе и в детско саду празднуем Масленицу. Мы танцуем,.

Мастер-класс. «Свистульки из вербы».

Мастер-класс. «Свистульки из вербы». «Свистульки из вербы».Вербное воскресенье– весенний праздник, отличают его перед Пасхой. В этот праздник было принято устраивать вербные.

Открытый творческо — продуктивный проект Народный праздник весны: «Красная горка».

Открытый творческо — продуктивный проект Народный праздник весны: «Красная горка». Тип проекта: творческо-продуктивный (оформление в виде праздника). Срок реализации проекта: 1неделя. Участники проекта: дети младшей группы,.

Праздник «Сороки» (подготовительная группа). Фотоотчет о прошедших мероприятиях

Праздник «Сороки» (подготовительная группа). Фотоотчет о прошедших мероприятиях Представляю вам частичку нашего годового проекта " Приобщение детей к русским народным и православным праздникам". Хочу вас познакомить.

Праздник «Сороки» — встреча весны КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПРАЗДНИК «СОРОКИ» - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ» Музыкальный руководитель Колесникова.

Сценарий оздоровительного досуга «Сороки. Птичий праздник» Историческая справка. Сороки – 22 марта – день весеннего равноденствия. В этот день праздновалась основная встреча весны на Руси. По старинной.

Тематическая неделя Русский народный праздник «Масленица» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 108 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Занятие по теме: «Птицы» Петушки — свистульки

Занятие по теме: «Птицы» Петушки — свистульки Изготовление Петушков-свистулек к наступающему Новому году. Петушки-свистульки изготовлены из глины (можно сделать из соленого теста, замазки,.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка).

ВложениеРазмер
ptichks_svistulka.docx 26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 50 «Непоседа»

г. Новочебоксарск Чувашская Республика

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (лепка)

в подготовительной к школе группе

«Птичка – свистулька, сувенир для дома ».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Птичка – свистулька, сувенир для дома».

Ведущая образовательная область: художественно – эстетическое развитие

Цель: способствование умению лепить игрушку «Птичку - свистульку»

Обучающая: продолжать формировать умение лепить предмет, передавая его форму, пропорции и характерные детали; совершенствовать технические умения и навыки работы со скульптурным пластилином.

Развивающая : развивать самостоятельную творческую изобразительную деятельность.

Воспитательная : воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе, усидчивость.

Формы организации: индивидуальная, групповая .

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы: создание игровой мотивации, сюрпризный момент, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, игры, активная деятельность детей, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, подведение к выводу.

  • Материалы и оборудование: « Птичка – Свистулька», подарочная коробка, скульптурный пластилин, стеки, деревянные палочки, доски для лепки, влажные салфетки, подставки для готовых изделий, мультимедийная установка, ноутбук.

Ход образовательной деятельности:

Игровая ситуация: Стук в дверь: «Экспресс – доставка: посылка для гр. «Гномики».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого эта посылка? (Дети: доставили нам подарок от наших бременских музыкантов).

Сюрпризный момент: д ети собираются вокруг подарочной коробки, открывают, достают игрушку свистульку.

- « Ой, свистулечка какая,

Посмотрите, какую красивую свистульку нам подарили, вам она нравятся?

- Ребята, а свистулька – что это? (Ответы детей)

-А вы знали, что в древние времена свистульки использовали как магические инструменты, например, для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А со временем, свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву.

В старину дети очень любили играть в разные игры со свистулькой. Одной из таких игр была игра «Жмурки со свистулькой». А вам хочется узнать, что это за игра? (ДА)

- «Выбирали ведущего, остальные детки отходили в разные стороны и закрывали глаза, ребенок со свистулькой начинал издавать звуки. Остальные дети должны были повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание свистульки, не открывая глаз. Глаза дети открывали после того, как свистулька переставала играть, и проверяли, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Если ошибались, выходили из игры».

А вам хочется поиграть в эту игру?

(Выбор ведущего по считалке одного из детей. Игра повторяется 2-3 раза).

- В эту игру мы сможем с вами поиграть еще и на прогулке.

- Где же сейчас можем мы увидеть эти свистульки? (Ответы детей)

- Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, даже не детская игрушка, а сувенир, украшение для дома.

-Ребята, может, у кого- то дома есть такая игрушка?

( Если у кого дома есть такая игрушка: ребенок рассказывает о ней)

-А вам хотелось бы, чтобы у вас была собственная птичка - свистулька? (Ответы детей)

-А что бы вы с ней делали (Ответы детей)

-Тогда приглашаю вас в нашу творческую мастерскую.

(Дети рассаживаются за столы).

Лепить нашу свистульку будем не из глины, а из скульптурного пластилина. Изделия из данного материала получаются такими же крепкими, как из глины.

-Интересно, почему же, эта птичка свистит? (Предположительные ответы детей)

Дальше воспитатель подводит итог на ответы детей:

- В отличие от других игрушек, у нашей игрушки есть пустая полость внутри (она называется камерой), также имеются 2 отверстия, на животе и на хвосте.

-А почему же наш свисток свистит? (Предположительные ответы детей)

Воспитатель подводит итог на ответы детей:

-Именно правильное расположение двух отверстий дает свистящий звук.

Как же нам слепить такую птичку? (Предположительные ответы детей)

Обращение к одному из детей

- (Имя), как бы ты слепил эту свистульку? (Ответ ребенка, если затрудняется или в дополнение, обратиться к другому ребенку).

-Ваши предположения интересные, а как же нам узнать, насколько они правильные? (Ответы детей)

-А сейчас представим ситуацию: вам купили суперновую игру, которой ни у кого нет. Что вы в первую очередь будете делать? (Предположительные ответ детей. Если один из детей скажет, что надо ознакомиться с правилами игры, продолжается рассуждение).

- А тогда, как же нам узнать, насколько были правы (имена детей). (Ознакомится с правилами лепки).

- Вы правы, всегда есть правила, а в нашем случае, инструкция для выполнения изделий. Мы должны соблюдать определенный порядок лепки, чтобы наша птичка свистулька не только получилось красивой, но и свистела.

- Вам хочется ознакомиться с этой инструкцией? (Да)

-А где же нам ее взять, птичка есть, а инструкции нет? (Предположительные ответы детей: книжки, энциклопедии, и т.д. Если один из детей скажет, что надо обратится в интернет:)

-Вы правы, для этого у нас есть компьютер. Спросим у него, как слепить свистульку? ( Дети спрашивают: «О,кей Гугл, как слепить Птичку - Свистульку ?» Слайд №1

Звуковой ответ «Последовательность лепки Птички – Свистульки следующая»

Дети по ней рассказывают порядок лепки.

Обобщение последовательности лепки воспитателем:

«Все правильно сказали: Вначале из пластилина лепим шар, затем вылепливаем из него мисочку. Дальше сужаем и закрываем вход. Вытягиваем хвост. Стараемся это делать очень аккуратно, чтобы не сдавить полость внутри игрушки. Из маленького кусочка формируем клюв, присоединяем к голове, обозначаем место глаз. И теперь самый ответственный момент — нужно сделать отверстия, благодаря которым наша птичка «запоет». Вставляем нашу палочку в нижней части около хвостика под наклоном к поверхности. Затем, плоским концом палочки делаем отверстие в самом хвостике. Кончик лопатки должен выходить на острую кромку, полученную на предыдущем шаге отверстия. С отверстий убираем лишний пластилин, чтобы они не загораживали выход воздуху. Доделываем дополнительные отверстия по бокам. И наша свистулька готова!

А какие правила безопасности есть при лепке из пластилина? (Ответы детей)

–Вот и с нашей птичкой - свистулькой так же, нельзя в нее дуть, пока она не застынет.

- Ребята, мы с вами познакомились с порядком лепки и правилами безопасности. Пальчики так и просятся взяться за работу. Но чтобы у них это хорошо получилось, неплохо бы их разогреть:

Пальчиковая гимнастика: «Пальцы помощники»

Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни : Выбрасывают пальцы из кулаков Так и эдак, эдак-так - Не обидятся никак. Поворачивают руки ладонями вверх-вниз

Можешь пальцы сосчитать: Шевелят растопыренными пальцами

Один, два, три , четыре, пять. Собирают пальцы поочередно в кулак

Один, два, три, четыре, пять. Выбрасывают пальцы поочередно из кулака

Десять пальцев, пара рук - Вот твое богатство, друг. Пожимают руки

Пальчики наши размялась, а глазки говорят : «Мы то же хотим».

Гимнастика для глаз: (Слайд №3)

Глазки видят птичку,

Полетела птичка влево

Полетела птичка вправо,

Полетела птичка вниз,

Полетела птичка влево,

И далеко улетела, посмотреть на мир вокруг

Самостоятельная работа. ( Индивидуальная помощь)

Ну что, ребята, вам понравилось самим изготавливать свистульку?

Что вам больше всего понравилось, какие были трудности, что будете делать с готовой птичкой свистулькой.

Молодцы! Настоящие мастера! Поставим их на подставочки. А когда они застынут, мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

ВложениеРазмер
filimonovskie_igrushki.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной организованной деятельности с детьми подготовительной группы по изобразительной деятельности

Лепка рельефная декоративная по мотивам народной сказки

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

Формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству;

лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики.

Материалы, инструменты, оборудование:

4-5 филимоновских игрушек (курочка, лиса, козёл и пр.), поворотный диск или подставка для демонстрации игрушек, декорация для разыгрывания миниспектакля; дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами филимоновского народного промысла; картон яркого цвета для фона; пластилин белого цвета (или соленое тесто); дощечки или клеёнки; стеки; салфетки бумажные или матерчатые; свистки для воздушных шариков или другие (по возможности); альбом детского творчества «Филимоновская игрушка».

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность :

Альбом для детского художественного творчества «Филимоновская игрушка».

Комплект технологических карт по лепке «Филимоновские игрушки».

История филимоновской игрушки

Г ончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.

История филимоновского промысла

По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.

Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках . Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. Эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и вскоре искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.

Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Техники филимоновских мастеров

Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.

Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.

Изначально филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители : их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и тогда мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.

Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.

В 2009 году недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России «Музей филимоновской игрушки » .

Воспитатель показывает детям филимоновские игрушки (ставит на поворотный диск, вращает, чтобы дети видели фигурку со всех сторон):

- Это не простые игрушки, а расписные и называются они филимоновские игрушки-свистульки. Делают такие игрушки из глины, а глину выкапывают из земли. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Лепят из неё петушков и курочек, лошадок и козликов, медведей и разных других зверушек. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что на длинношеих жирафов похожи. Все они не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшин, у петушков – под хвост, у мишек – под лапой… И во все игрушки можно посвистеть. А еще такие игрушки называют расписными, потому что все они расписаны яркими узорами. Украшают их чаще всего цветными полосками, а еще елочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зелёные.

Давайте мы с вами будем лепить игрушки – курочку или петушка, кто кого захочет. Лепить будем из одного кусочка глины (соленого теста). Раскатаем столбик (цилиндр, колбаску) и согнем дугой – вот голова, а вот хвостик. Вытянем пальчиками клюв, прищепим гребешок, сплющим хвост, вставим глазки из бусинок – птичка готова. Слепим подставку и прижмем к ней нашу птичку – вот так. А теперь прикрепим птичку на цветной картон, чтобы получилась картина, - укладываем и аккуратно прижимаем ладошкой.

Дети рассматривают со всех сторон игрушку, вылепленную воспитателем, и сами начинают лепить птичку (курочку или петушка) по мотивам филимоновской игрушки. Затем выбирают цвет картона для фона и прикрепляют вылепленные поделки, чтобы получились рельефные картины.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-учить лепке птички на основе овала или цилиндра.

-развивать воображение, чувство формы.

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера- народные умельцы.

Материалы и оборудование: 1-2 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с образцами и рисунками филимоновских игрушек, пластелин, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Дети входят в группу и встают полукругом (под музыку)

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить?

У нас в группе есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.

Рассказ "Как появилась филимоновская игрушка" сопровождается показом демонстрационного материала. (показ слайдов)

Филимоновская деревушка - Синий лес, холмы, косогор. Лепят здесь из глины игрушки и расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины! Появляются вдруг из глины на свет - зайцы, коники, павлины, солдатиков целое войско, барышни и др.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны, стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского,будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо, ведь она была одноцветной. В этих краях не бывало никогда урожая богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. А у Филимона ловко получалось - это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.

Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, соловьем –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись.

Используют три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звездочки и треугольники.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.

Воспитатель: Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте ее вместе откроем. Посмотрите, а здесь письмо.

«Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно е лепить. Удачи вам ребята!»

Ну что, ребята,попробуем? А чтобы у нас все получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте ровно по кругу.

Тик-так, тик-так - все часы идут вот так: тик-так

(наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так.

(раскачиваются в такт маятнику)

Налево - раз, направо - раз мы тоже можем так

Тик-так, тик-так, тик-так

(повороты туловища по тексту, руки на поясе).

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух! Создан для парада!

Перья—пух! Перя—пух! Гребешок? Что надо!

Глазки—щелки! Очи зорки! Голосок соловушки!

На цветные перышки!

Воспитатель: Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка пластелина величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмём, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял) .

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть пластелина для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки, чтобы они всех нас радовали.

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все.

Елочные игрушки своими руками (подготовительная группа)

Елочные игрушки своими руками (подготовительная группа) Пустая обёртка - вот это игрушка! Ни шарик, ни бусы, ни, даже, хлопушка. Пустые обёртки - легки и красивы. Фольга отражает огней переливы.

Физкультурное тематическое занятие «Встреча весны» (подготовительная группа)

Физкультурное тематическое занятие «Встреча весны» (подготовительная группа) Задачи: - закрепить знания детей о весне, её приметах; - закреплять умение ходить змейкой между предметами; - совершенствовать умение прыгать.

Итоговое занятие-игра «Путешествие в страну математики» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ : Закрепить представления о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей,сложении и вычитании групп предметов,геометрические.

Конспект занятия по лепке «Городецкая роспись «Ковш-петух» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Городецкая роспись «Ковш-петух» (подготовительная группа) Цель: Продолжить знакомство детей с народным декоративным искусством Нижегородской области – Городецкая роспись Развивающие задачи:.

Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа) Литвинова Наталья Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа) Образовательная область Художественно.

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Филимоновские игрушки» Цели: знакомство с филимоновской игрушкой; лепка фигурок по мотивам народной пластики. Задачи: познакомить детей с филимоновской игрушкой.

Музыкально-тематическое занятие «Прогулка в осенний лес» (подготовительная группа) Видео Цель • развитие личностной активности детей через синтез музыки, движения, речи и образного мышления. Задачи Образовательные • Рассказать.

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа) Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево». (подготовительная группа) Каипова Динара Айгазыевна Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево».

Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа) «Дерево дружбы». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. составитель: Соколова Г. В. ; картину нарисовала воспитатель.



Автор: Вероника Поевская 6,5 лет, воспитаница подготовительной группы МДОУ№98.
Педагог: Часовских Светлана Олеговна, воспитатель МДОУ№98 п.Октябрьский Люберецкий район МО
Назначение: участие в конкурсе.
Цель:роспись дымковских животных пластилином.
Задачи:закрепить знания о дымковских игрушках,элементах росписи.
Закрепление умения работы с пластилином.
Учить составлять знакомые узоры из пластилина.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.
Материал:восковой пластилин, стека, белый картон.



Дымковская игрушка, — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.


Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.




Украшаем шею петуха, волнистые и прямые линии делаем из тоненьких колбасок, расплющиваем маленькие шарики, добавляем контрастные цвета.













Для украшения всех игрушек используем практически одни и те же элементы, эксперементируем в разных сочетаниях элементов и в цвете.Это лошадка.

Читайте также: