Игрушки своими руками для развития речи детей

Обновлено: 13.05.2024

Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

познакомить родителей со значимостью игрушек-самоделок для развития речи и мелкой моторики рук,

дать понять, что самодельная игрушка полезна для всестороннего развития ребенка,

укреплять взаимоотношения родителей и детей,

предоставить родителям возможность в процессе игры почувствовать увлекательность и простоту, доступность и несложность игр на развитие мелкой моторики рук.

Ход мероприятия:

Период дошкольного детства - это очень благоприятное время для всестороннего развития вашего малыша, которое ни в коем случае нельзя упустить.

Поскольку проблема развития речи считается одной из наиболее важных и широко распространенных в последнее время, воспитатели и логопеды усиленно акцентируют на ней внимание родителей. Ведь всем давно известно, что стимулирование нервных окончаний детских пальчиков напрямую влияет на развитие той части головного мозга, которая отвечает за речь.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застегнуть пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, они отказываются работать с пазлами, мозаикой, не хотят заниматься лепкой и аппликацией, им трудно рисовать карандашами.

Вот почему взрослым важно следить за развитием общей и мелкой моторики детей.

Игрушки и игры для развития мелкой моторики чрезвычайно полезны, ведь с их помощью вы помогаете ребенку освоить и сформировать различные необходимые навыки. Но помимо этого, вы делаете косвенный вклад в развитие речи своего ребенка, его мышления, творческих способностей, памяти, координации движений и т. д.

Сегодня в детских магазинах можно встретить огромное количество различных развивающих игрушек. Однако не всех родителей устраивает либо их цена, либо качество. Да и хочется, чтобы подобная игрушка послужила подольше, не надоедала малышу.

Существует альтернатива покупным игрушкам – вещи, сделанные своими руками. Для этого вам понадобится совсем немного времени и некоторые предметы домашнего обихода, которые вы наверняка собирались выбросить.

Развивающие коврики или панно, на которых можно разместить любые задания и игры, сенсорные подушечки или другие предметы, шнуровки, липучки, замочки, кнопки, пуговки, крышечки, прищепки, развивающие книжки с множеством тактильных задач, игрушки для развития мелкой моторики с водой, крупами, песком, кукольный театр, дидактические игры.

Все это можно творить и создавать в любом тематическом направлении, параллельно осваивая счет, буквы, цифры, цвета, геометрические фигуры, названия тех или иных предметов. Игрушка, сделанная своими руками, будет расти и видоизменяться по мере роста ребенка.

Приучайте малыша постепенно, начиная с раннего возраста. Сначала он попробует все детали и запчасти на зуб, поэтому позаботьтесь о безопасности и натуральности материалов. Но потом, потихоньку взрослея, ребенок начнет осваивать те или иные навыки: завязывать шнурочек, застегивать пуговки и замок и т. д. Даже такие простые умения пригодятся ему для самостоятельного обращения с одеждой. Не говоря о том, что тренировка мышц руки избавит вас от посещений логопеда и проблем с письмом в школе.

Не заставляйте и не ругайте ребенка, ведь для совершенствования мелкой моторики, а значит, и речи, необходимы положительные эмоции малыша и ваши.

И сейчас я предлагаю вам рассказать о ваших игрушках-самоделках, которые вы сделали сами для своих малышей.

Слово предоставляется родителям.

Как видите, развивающие игрушки для мелкой моторики можно легко изготовить самостоятельно, без каких-либо особенных навыков или умений. При этом, ваши денежные и временные затраты для этого будут минимальны, главное – вооружитесь желанием и фантазией.

Игрушки-самоделки для развития речи и мелкой моторики своими руками.

Очень полезно для мелкой моторики также застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, кнопки и молнии. Весь ассортимент тренажеров для рук можно уместить в объёмную мягкую книжку, на каждой страничке которой малыша будут ждать всевозможные приключения и открытия. Содержимое этих книжек зависит от вашей фантазии и рукоделия. Можно выбирать определенный сюжет: времена года, цифры, буквы, цвета, фигуры, а можно делать ассорти, когда ребенок параллельно будет изучать все вместе.

Собирать конструкцию книжки можно на гардинные кольца или ленту (понадобится прошить петельки в каждой страничке). Чтобы книга была мягкой, вложите слой синтепона в страницы. Для выпуклости отдельных элементов тоже подойдет наполнитель или синтепон. Детали можно проклеивать и пристрачивать к фону. Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т. д. ; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т. п.

Деткам очень нравятся передвижные и шуршащие элементы. С помощью книжек, созданных своими руками, можно не только прекрасно развивать сенсорные способности малыша, но и его фантазию, а также – обучать различным знаниям и навыкам.

Игрушки из крышек

Маленькие детки большие любители откручивать крышки от бутылок. Оказывается, это необычайно полезное занятие для тренировки мелкой моторики!

Для того чтобы сделать развивающую игрушку своими руками нам понадобится: коробка от обуви, обрезанные горлышки от бутылок с крышками, цветная бумага.

Аккуратно вырезаем в крышке от коробки отверстия. В них вставляем части бутылки так, чтобы горлышки остались внутри коробки, а крышки снаружи. Декорируем все цветной бумагой.

Сшитые «развивашки»

Мамам, которые имеют хоть какие-то способности к рукоделию можно своими руками создать уникальные развивающие игрушки из лоскутов ткани и швейной фурнитуры.

Это может быть коврик, панно, кукольный театр и даже объёмная книжка. Объединённые общим сюжетом аппликации, кармашки, нашивки декорируются такими полезными для мелкой моторики пуговичками, молниями, липучками и кнопками.

Мелкую моторику рук отлично тренируют даже простые прищепки. К тому же, с их использованием можно придумать массу дидактических игр. Сделайте простые заготовки из цветного фетра или плотной бумаги (под солнышко, ёжика, тучку, ёлочку, гусеницу и т. д.) и разыгрывайте с ребенком различные истории. Так малыш будет учиться составлять связные рассказы, придумывать сказки, фантазировать. Заодно можно изучать цвета и количественный счет. Подобные игры делают и со скрепками (пластмассовыми и цветными).

Развивающая доска

Можно сделать даже целый стенд (из дерева или ДСП-панели, на который стоит прикрепить все, чем ребенок интересуется в «большой» жизни: выключатели, дверные замки или щеколды, телефонный диск, кнопки, ручки и прочее.

Подобные шнуровкам, можно сделать и тактильные игрушки для перебирания и перетягивания ленточек и шнурочков. Их выполнение бывает самым разнообразным: наиболее простой способ тренировки рук вытягивать ленточки (с двух сторон завяжите узелки) из обычной любой баночки (в крышке понадобится пробить шилом дырочки). Чуть сложнее вариант – это вшить в какую-нибудь тканевую заготовку или мягкую игрушку разноцветные и разнофактурные ленточки, лоскутки, шнурки с бусинами.

Игры, которые родители могут провести со своими детьми дома

Для игры нужен кусочек теста (можно взять оставшиеся от стряпни или приготовить соленое тесто). Тесто предлагается раскатать круглой, квадратной или любой другой формы. Затем возьмите мелкие кубики (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д. формы) и выдавите на тесте отпечатки. Затем закройте глаза и при помощи пальцев определите форму отпечатка.

Играя в эту игру, вы тренируете у ребенка мелкую моторику руки, умение ориентироваться на поверхности (размести «след» внизу, вверху, развивается фантазия, нестандартное мышление.

Например: след от квадрата- здесь мог проходить квадратный человек, инопланетянин и т. д. А дальше вы можете составить про него сказку, обыграть. Это в свою очередь развивает умение детей высказывать свои мысли, строить предложения, составлять рассказы.

А дальше преобразив тесто (разгладив его) вы можете предложить ребенку поиграть в мозаику из того, что есть у вас под рукой: горох, бобы, фасоль, бусинки, папины болты и гайки, разного цвета и размера пуговицы, можно настричь трубочки для коктейля.

Предложите ребенку выложить геометрические фигуры, какие- то предметы, пусть ребенок сам придумает себе тему.

Эта игра также направлена на развитие мелкой моторики руки, развитие творческих способностей ребенка. Играя в эту игру можно закрепить знание цветов, геометрических фигур.

Бусы можно собрать из того, что есть у вас под рукой: разного цвета и формы макароны, цветные трубочки, разного размера и цвета пуговицы, косточки от бабушкиных счет.

Чтобы сделать бусы из цветных трубочек, ребенок самостоятельно готовит исходный материал: расстригает трубочки.

Делая бусы, вы чередуете их по цвету, размеру, материалу из которого они сделаны. Также, надев одну бусинку, после нее можно завязать узелок и дальше уже чередовать их. Предложите малышу посчитать синие и красные пуговицы, сравнить каких больше, меньше и насколько. Усложните задачу: с закрытыми глазами посчитать узелки и бусинки и т. д.

Помимо решения задач на развитие мелкой моторики руки и творческих способностей ребенка в этой игре развиваются математические способности ребенка: умение считать, сравнивать, чередовать цвета (развивается чувство ритма).

Также в процессе игры идет развитие памяти, внимания, умения ребенка логически мыслить, отвечать предложением на поставленный вопрос.

Для организации этой игры нужно взять разноцветные шнурки, веревки из маминых ниток для вязания, кусочки, оставшиеся от бельевых веревок.

Сделайте два мешочка и разместите в них: бобы и фасоль. Размещать предметы нужно аккуратно, равномерно распределяя их по всей поверхности мешочка.

Задайте ребенку вопрос : по какому признаку можно объединить предметы в этих мешочках?

Далее в мешочки можно поместить геометрические фигуры разного цвета, разного размера, одной формы, но разные по размеру, цвету и, разного вида и цвета макароны, пуговицы, отличающиеся размером и цветом и т. д.

Во время этой игры развивается мелкая моторика пальцев, логическое мышление, умение ребенка анализировать свои действия и отвечать на поставленные вопросы.

Играя с ребенком в такие игры, обязательно соблюдайте некоторые очень важные правила:

- дайте ребенку возможность самому выбрать игру;

- будьте всегда заинтересованным и внимательным партнером;

- игра должна быть непродолжительной по времени;

- дайте четкую и понятную ребенку инструкцию;

- всегда подводите итог игры (делайте рефлексию) : что вы узнали, что научились делать и что ребенку понравилось больше всего.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи «Веселые фруто-крышки»

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи «Веселые фруто-крышки» Многофункциональная дидактические игра "Веселые фрутокрышки". Практически все родители балуют своих детей вкусными фруктовыми пюре. А вот.

Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия.

Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия. Несколько лет я работаю по теме о развитии мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому многие мои посты так.

Игры для развития речи детей своими руками








Детские магазины - настоящее царство игр и игрушек. Кажется, чего там только нет! На все вкусы и возрасты: и настольные, и механические, и деревянные… Море красок и – океан желаний. И не хватает там только тех игр и игрушек, которые сделаны руками родителей, ведь эти игрушки отличаются от магазинных тем, что сделаны они с душой и любовью.

Игрушки и игры – одно из самых сильных воспитательных средств, в руках родителей и педагогов.

Предлагаю изготовить игры для своих деток своими руками.

«Задуй шарик в ворота»

Для изготовления нам понадобится:

- картон (по размеру ворот);

- трубочка для коктелей;

Картон обклеиваем самоклеивающей пленкой, приклеиваем мордочки животных и игра готова.

Цель игры : кто быстрее задует шарик из ваты в ворота, играют 2 игрока.

Для изготовления нам понадобится:

- Трубочки для коктейлей, цветная бумага, ножницы, клей.

«Солнышко с прищепками»

Для изготовления нам понадобится:

Вырезаем из картона круг, обклеиваем его желтой бумагой, рисуем глазки, ротик.

Эта игра поможет ребёнку развивать свои пальчики, импровизировать, придумывать сюжеты.

«Кукольный театр на палочках от мороженого»

Для изготовления нам понадобится:

- палочки от мороженого,

- вырезки персонажей из ненужных журналов или книг;

- ножницы, клей момент.

Вырезаем персонажей, приклеиваем их на палочки от мороженого.

Такая забава помогает детям развивать моторику, координацию движения рук, речь.

«Покорми животных»

Такая забава - понравится малышам. Для ее изготовления потребуются прищепки, круг из картона, мордочки животных, а так же изображение того, что они едят.

Таким образом ребенок познакомится не только с животными но и то чем он питается!

Дидактические игры своими руками по развитию речи

Дидактические игры своими руками по развитию речи Воспитатель: Глебова Я. В Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон.

Игры своими руками для развития мелкой моторики, зрительного внимания, порядкового счета

Игры своими руками для развития мелкой моторики, зрительного внимания, порядкового счета 1. "Дорожки" Выкладываем различные дорожки цветными камешками. Развиваем мелкую моторику, зрительное внимание, усидчивость. 2. "Одень.

Дидактические игры по развитию речи своими руками Конспект Тема : «Дидактические игры по развитию речи своими руками» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические.

Дидактические игры своими руками для детей 3–4 лет

Дидактические игры своими руками для детей 3–4 лет Понятие «дидактическая игра», функции дидактической игры, их характеристика Дидактические игры является разновидностью игр с правилами.

Дидактические игры своими руками для сенсорного развития детей в первой младшей группе

Дидактические игры своими руками для сенсорного развития детей в первой младшей группе Все мы знаем, что основным видом деятельности ребенка дошкольника является игра. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного.

Игры для развития мелкой моторики, сделанные своими руками

Игры для развития мелкой моторики, сделанные своими руками С давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока».

Игры для развития мелкой моторки своими руками. Консультация для родителей

Игры для развития мелкой моторки своими руками. Консультация для родителей Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают.

Мастер-класс для педагогов «Использование пластилина своими руками как средства развития речи» Цель – повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности. Задачи: - расширить.

Развивающие игры своими руками для детей 3–4 лет

Развивающие игры своими руками для детей 3–4 лет Развивающие игры своими руками для детей 3-4 лет. Такие игры развивают у детей внимание, память, логическое мышление, представления об основных.

Создание развивающих поделок своими руками совместно с детьми – не только увлекательное времяпрепровождение, но и мероприятие приносящее пользу. Для развития малышей не обязательно нужны лекции, конспекты, справочники, куда лучше развивать с самого малого возраста мелкую моторику. Она положительно скажется и на речи, и на мышлении, и на различных навыках, умениях.


Содержание

Для детей от года до трёх

Поделки развивающие мелкую моторику рук сыграют немаловажную роль в мышлении, возможности анализировать и рассуждать. Когда речь идёт о малышах, которые только недавно начали самостоятельно ходить, важно учитывать, что их усидчивость минимальна.


А способность правильно держать и управлять карандашом или ножницами в руках или лепить фигурки из пластилина настолько редка в повседневной жизни, что приравнивается к чему-то особенно восхищающему. Именно поэтому малыши делают поделки под пристальным присмотром взрослого.



Про доскональную правильность, ровность и красоту в работе с годовалыми можно забыть. Главное, чтобы такая форма общения приносила положительные эмоции обоим, и возникало желание продолжать.


На просторах интернета можно найти множество фото развивающих поделок, вид которых воодушевит на творение, их создание. При этом материалы используются самые разнообразные, начиная от листьев, веточек, бумаги и до специализированной атрибутики.

Здравствуйте дорогие родители! Создаем на заказ ламинированные карточки для раннего и общего развития малышей от 6 месяцев и деток постарше!

моя первая "Книжка-малышка"

Крупные и яркие иллюстрации стимулируют развитие зрительного восприятия, а также внимания и пространственной ориентации. С книжкой малыш весело проведет время и пополнит свой первый словарный запас и кругозор, повысит свою эмоциональную активность.

мои сертификаты

Света Архипова

Игры на липучках представленные в моих альбомах:

1.Способствуют формированию целостной картины мира, расширяют кругозор.

2.Развивают сенсорные способы познания математических свойств и отношений.
Показать полностью.

3.Способствуют расширению и обогащению словаря, развитию связной речи.

4.Развивают зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.

5. Совершенствуют координацию руки и глаза; продолжают развивать мелкую моторику рук.

6.Способствуют обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

7. Создают целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду

Игры на липучках.Развитие речи.Логопед

Игры на липучках.Развитие речи.Логопед запись закреплена
✿ Развитие и воспитание детей ✿

Игры на липучках.Развитие речи.Логопед

Игры на липучках.Развитие речи.Логопед запись закреплена
Белка Умелка

✏

УЧИМСЯ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ
Занятия для детей 5-7 лет

Игры на липучках.Развитие речи.Логопед

Игры на липучках.Развитие речи.Логопед запись закреплена
Логопед. Развитие речи. Нейродефектолог

Развитие межполушарных связей

Игры на липучках.Развитие речи.Логопед

Игры на липучках.Развитие речи.Логопед запись закреплена
Типичный нейропсихолог

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.
Показать полностью.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком pacсматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. » — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья. »

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек. » — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента. » — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым.

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой.

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».

11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и. (стала умываться).
— Коля оделся и. (побежал гулять).
— он замерз и. (пошел домой).
— стали они играть. (с зайчиком).
— зайчик испугался и. (побежал, спрятался)
— девочка обиделась и. (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше — тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Развитие речи в игровой деятельности дошкольников

Устная речь – это один из главных инструментов в жизни современного человека. Она позволяет общаться, устанавливать контакты и взаимодействовать с социумом. Правильно сформированная речь у ребенка — это залог успеха в будущем.

Известно, дети любят играть. Игры занимают большую часть их активной деятельности. В играх малыш познает мир и себя, приобретая новые навыки общения и развивая речь. Важная роль отведена сюжетно-ролевым играм.


Суть сюжетно-ролевых игр в том, что малыш примеряет на себя разные социальные роли. Выполняя задания, дети взаимодействуют и общаются друг с другом в форме диалога. Сюжетно-ролевые игры помогают научится с 2-3 лет самостоятельно совершенствовать навыки общения, тренируют память, внимание, воображение и имеют прямое влияние на развитие диалогической речи.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей

Мелкая моторика рук влияет на развитие правильной речи. Доказано, что речевой аппарат развивается под влиянием импульсов, поступающих в мозг от нервных окончаний кончиков пальцев. Развитие моторики считают одним из основных средств по формированию грамотной и правильной речи. Разработан целый комплекс упражнений для тренировки мелкой моторики рук. Одним из них является пальчиковая гимнастика.

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи

Упражнения пальчиковой гимнастики оказывают прямое влияние на развитие речи у детей, потому что импульсы, поступающие из нервных окончаний на кончиках пальцев, стимулируют участки мозга, отвечающие за речь.

Важно! Родителям необходимо знать, что пальчиковой гимнастикой с малышом можно заниматься, начиная с 3-4 месяцев, так как в 2-3 года уже будет поздно.

Упражнения помогают равномерно развивать правое и левое полушария мозга. Правое отвечает за образное мышление, левое за воспроизведение слов, обозначающих конкретный объект.


Пример пальчиковой гимнастики

Обратите внимание! Чтобы речь не отставала от формирования мыслей, необходимо использовать пальчиковую гимнастику.

Картотека дидактических игр по ФГОС

Примеры интересных настольных игр:

  • «Один-много». Возраст: 4-5 лет. Цель — обучить детей образованию множественных чисел и употреблению слов в родительном падеже, подбор определений к словам и обучение означающим действие. Материал: карточки с картинками предметов. Суть: показывают карточку с рисунком и задают вопросы об изображенном на ней предмете, а малыши отвечают.
  • «Где чей дом». Возраст: 5-6 лет. Цель: развитие речи, памяти, образного и логического мышления. Материал: 2 типа картинок: с изображением животных и жилищ животных. Суть: карточки распределяются среди детей поровну, а потом они ищут правильную пару к своим картинкам.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

С детьми средних и старших групп детского сада игры можно смастерить своими руками. Для создания подойдет подручный материал, а инструментарий есть в каждом доме и детском саду:

  • бумага (плотная);
  • цветные карандаши;
  • принтер (цветной);
  • клей;
  • ножницы;
  • журналы с картинками.


Дидактические игры по развитию речи для старшей группы

Набор картинок для активизации глагольного словаря «Бежит-лежит» предназначен для расширения словарного запаса и развития навыков правильного использования глаголов. 27 картинок делятся на 2 типа: парные изображают людей и животных, совершающих какое-либо одно действие, и непарные (людей, совершающих действия, характерные только для человека). Набор легко смастерить своими руками, используя вышеперечисленные инструменты и материалы.

Применяют и сказку с помощью игрушек. Ребенок учится вместе с персонажами любимых сказок.

Обратите внимание! Задачей игры является развитие творческого и ассоциативного мышления, памяти и расширение словарного запаса. Используют игрушки, сделанные своими руками.

Детям дается задание сделать персонажа любимой сказки из бумаги или других материалов (ткань, глина). После того как игрушки готовы, дети выбирают себе один из персонажей и пересказывают своими словами его роль в сказке.

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы — это специальные картинки, где для определения конкретного слова или словосочетания, схематически изображается объект, ассоциирующийся с ним. Применяются для развития зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления и связной речи. Преимущества использования:

  • Информация о словах привязывается к зрительным образам и звукам.
  • В мозг ребенка одновременно поступают несколько сигналов из разных источников: слух, зрительные, тактильные.
  • Сигналы объединяются, создавая в мозге сложные нейронные связи и единый образ, облегчая процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  • Ребенку достаточно вспомнить один из элементов ассоциативного ряда, чтобы мозг воспроизвел цельный образ.

Обратите внимание! Изготовление мнемотаблиц не требует особых навыков и талантов. Достаточно подобрать слово или предложение и изображения, наглядно иллюстрирующие их. Эти изображения объединяются в один пошаговый слайд (склеиваются в правильной последовательности).


Обратите внимание! Игра «Расскажи сказку по картинкам», это яркий пример использования мнемотаблиц. Суть: детям показывают мнемотаблицы с иллюстрациями детских сказок, а малыши своими словами описывают происходящие действия. Карточки со сказками можно скачать в сети и распечатать.

Лучшие настольные игры для детей 6-7 лет

  • «Кармашки с сюрпризом». Цель: формирование и совершенствование тактильных ощущений и восприятия, закрепление умений узнавать предметы на ощупь и называть их вслух, развитие мелкой моторики рук и внимания в младших группах. Суть: в кармашках, которые легко сшить из обрезков ткани, прячут картинки с выпуклыми буквами и цифрами. Задача ребенка: достав из «кармашка» картинку, на ощупь точно определить и назвать букву или цифру, изображенную на ней.
  • Серия мнемотаблиц «Времена года». На таблицах изображены времена года, их можно подписать строчками из стихов. Дошкольники учат названия времен года, тренируют память и расширяют словарный запас.
  • «Найди лишнее в картинках (4-й лишний)» — игра по развитию речи в подготовительной группе своими руками. Цель: развитие логического мышления у дошкольников. На картинках изображены 4 объекта (животные, растения, предметы), один из которых явно не подходит для ассоциативного ряда. Задача ребенка: не только определить лишнее, но и логически объяснить, почему.

Обратите внимание! Таким образом, игровая деятельность оказывает ключевое влияние на развитие речи у дошкольников. Важно с детства тренировать малыша.

Читайте также: