Игрушки тарарушки полхов майдан изо 2 класс

Обновлено: 19.05.2024

Народный промысел; народная деревянная игрушка; матрёшка; токарный промысел; тарарушки; роспись; мотив росписи; элемент росписи; узор; орнамент; палитра; цветовой контраст.

Термины и понятия

Игрушки-тарарушки - деревянные игрушки из села Полховский Майдан Нижегородской области.

Примеры игрушек - тарарушек: матрёшки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки.

Контраст по цвету (цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.

Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчёркивают яркость друг друга, усиливают.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Народный промысел - форма народного творчества, в которой прослеживаются русские традиции.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Полховский Майдан. “Майдан” - очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках. Затем эту посуду начали покрывать выжженным контурным рисунком. Ремесло развивалось и вскоре посуду начали раскрашивать яркими масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более дешёвой и простой в исполнении наводкой тушью.

Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова. Тогда-то и стали крестьяне точить из дерева липы всевозможные игрушки для продажи на ярмарке. Как правило, мужчины делали заготовки, а женщины их расписывали.

До сих пор делают в Полховском Майдане яркие расписные деревянные игрушки - тарарушки — это матрёшки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки, толкушки для кухни и т.д. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

Матрёшки, которые здесь производят, отличаются от всех известных яркостью красок и оригинальностью. Обратите внимание, фигурка матрёшки удлинённая, прямая. Посмотрите, как расположен узор. Как будто ветка проходит по всему фартуку, а на ней- крупный цветок, украшенный ягодками, листиками.

Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий:

Деревянное «бельё» - заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.

Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

Нанесение контура - тонкой кисточкой или пёрышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

Роспись - заполнение контура узора цветом. Роспись происходит постепенно, начиная с жёлтого и с помощью метода лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

Излюбленный мотив Полхов-Майданской росписи - большой цветок на ветке: роза, тюльпан, шиповник, мак, ромашка, который дополнительно украшается веточками, небольшими цветами, листочками и ягодками.

Основной приём в Полховской росписи так называемые «цветы с наводкой» - цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром.

Все изделия расписаны необычайно ярко и празднично.
Огромное значение придаётся цветовому контрасту. Синий кладётся рядом с оранжевым, красный с зелёным, жёлтый с фиолетовым. Ощущение, что красное как бы переливается в жёлтое; зелёное переливается синим. Поэтому рядом кладутся почти всегда два листа: один зелёный, другой синий.

Все сделано для того, чтобы заострить, усилить яркость, праздничность изделий.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:


Разбор типового контрольного задания:

Восстановите последовательность этапов работы мастеров Полховского Майдана над украшением изделий.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Авторские программы по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ


Курс профессиональной переподготовки

Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Горы»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ - производство расписных т.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ - производство расписных токарных
изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское
Нижегородской области.
Село Полховский Майдан.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬТокарные изделия мастеров этого промысла - матрешки.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные
яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной
орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов
наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЕ РАСПИСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЕ РАСПИСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ


ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬВ процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как м.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше
прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от
прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано.
Для этого изделие лучше держать за дно.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЕ МАТРЁШКИ


ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬПри росписи применяют чистые яркие краски, например.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
При росписи применяют чистые яркие краски, например,
синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении
друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и
фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно
выполненному контуру, который наносят при помощи туши.
Виды элементов росписи: цветок –мальва, яблочки, листочки, усики, завитки, ягоды шиповника.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИЦВЕТЫЯГОДКИ

Возьмите тонкую кисть. 1. Изобразим цветом крупно цветок из пяти лепестков.

Возьмите тонкую кисть.
1. Изобразим цветом крупно цветок из пяти лепестков. В каждом лепестке- изгиб посерединке.
2. Покроем весь цветок внутри цветом. А самую серединку не закрываем.
3. Нарисуем 2-ой элемент- ягодки. Сначала зелёным цветом наметим ветку, а на ней с обеих сторон – красные ягодки.
4. Украсим цветок и ягодки красивыми крупными листьями. Зелёным цветом нарисуем волнистую их форму.
5. Последнее украшение-это усики-завитки. Их нарисуем тонко-тонко чёрным цветом. Также чёрным цветом подчеркнём серединку цветка- точками, нарисуем прожилки в листьях.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИЦВЕТЫЯГОДКИ





Краткое описание документа:

В презентации представлен материал о создании полхов-майданской игрушки, фотографии: игрушек, предметов быта, виды росписи, объяснение рисования одного из элементов росписи, страницы творческой рабочей тетради, образец рисунка "Грибок", расписанный в стиле полхов-майданской игрушки, этапы его рисования.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 743 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

Урок 29. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 27. Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображения
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Пейзаж в графике: монотипия УДАЛИТЬ
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 24. «А сама-то величава, выступает, будто пава . » Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 30. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 29. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 28. Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 31. Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Оставьте свой комментарий

  • 12.04.2020 2370
  • PPTX 6.1 мбайт
  • 402 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Моисеева Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

67 минут

«Семейная форма обучения: возможности, горизонты, риски»

24 минуты

«Для чего нужно и кому подходит рисование двумя руками!?»

25 минут

«Гаджеты и ребенок: мифы и реальность»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ФИО учителя: Устьянцева Д.А класс: 2

конспект урока изоискусства

Тема урока: Тарарушки из села Полховский Майдан

Цели деятельности учителя:

- ознакомить с изделиями Полховского Майдана;

- освоить этапы выполнения изделия Матрешка;

- развивать воображение, творческое мышление, внимание.

Планируемые результаты:

- понимание важности изучения народного прикладного творчества;

- стремление к использованию художественных умений в жизни.

- использование практических приёмов изображения элементов арнамента;

- применение знаний о Полховском Майдане на практике;

- включение в творческую деятельность.

Тип урока: открытие нового знание

Оборудование урока: для учителя: шаблон, образец, гуашь, кисти, желтый лист А4.

для учащихся: шаблон, желтый лист А4, гуашь, кисти.

Словарная работа: Полховский Майдан, старинная утварь.

Методы, приёмы

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

2.Мотивационный

Актуализация знания и опыта

- Над какой темой мы работаем в этой четверти на уроках изоискусства?

-Что мы с вами проходили на прошлом уроке?

-Что такое колорит? Назовите его художественные особенности.

отвечать на вопросы, оценивать свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

Подведение к определению темы урока.

- Сейчас я загадаю вам загадку, ваша задача предположить, какую тему мы будем изучать:

- Она на вид одна, большая,

Но в ней сестрица сидит вторая,

А третью-во второй найдешь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри из всех – малютка, крошка,

Все вместе –сувенир-(Матрешка)

- Предположите какова тема нашего урока? (Тарарушки из села Полховский Майдан)

- Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с тарарушками из села Полховский Майдан.

- Как вы думаете, какое задание мы сегодня выполним? (матрёшку)

Тема на слайде.

-познакомиться с понятием Полховский Майдан и его историей;

-познакомиться со старинною утварью (грибки-копилки, птички-свестульки, матрешки);

- рассмотреть элементы орнамента (цветок-мальва, листья, ягоды, оживки-усики и завитки);

-рассмотреть основные цвета в композиции.

Познакомимся с историей Полховского Майдана и изделиями

Выполним работу - матрёшку

самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг учебных задач

4.Решение учебной задачи

наглядный, словесное пояснение

1). Знакомство с новым материалом-3-4мин

- Ребята, как вы думаете, кто такие тарарушки?

- Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.

- Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" – слово старинное, означает "место собраний, сходов у казаков; станичный круг", а реку назвали "Полховка" (полыхать, гореть) потому что переселенцам приходилось расчищать берега под пашню, выжигая заросли и бурьян. Вот и получился – Полховский Майдан.

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

- Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. В 1928–1930 выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи. В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.

Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

2). Анализ изделий (образов, композиций) -2-3 мин.

- Давайте с вами посмотрим какие еще бывают изделия Полховского Майдана. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки. Все они щедро украшены сочными орнаментами и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках.

-Ребята, давайте с вами рассмотрим матрешку. Из чего состоит матрешка?

(Лицо, платок, фартук, платье)

-Какие элементы характерны, что вы видите? И как расположены элементы?

(Цветок, листья, ягоды, оживки. Цветок в центре, листья вокруг)

- А в каких цветах выполнено изделие?

(синий, малиновый, зеленый, черный –контур)

Педагогический показ приёмов выполнения задания-3-4мин.

По этапам описать действия при показе

(Цвет фона –желтый)

1этап- нанести черным фломастером контуры лица, платка, и фартука.

2-ой этап – окрасить фон платка (красным или зеленым)

3-ий этап- нанесение крупных элементов узора на фартук гуашью ( Цветок в центре, листья вокруг)

4-ый этап – украшение фартука мелким деталями (мелкие листья, ягоды, гуашью или черным фломастером)

5-ый этап – изображение лица черным фломастером.

6-ой этап-окраска красным(зеленым) цветом гуашью платья внизу на подставке.

- вначале изображаем контуры лица, платка, фартука.

- размещаем в центре крупно цветок

- далее дополним мелкими элементами

продолжим работу над образом фартука

4). Постановка творческой задачи- 15 сек.

-Выполняем эскиз росписи матрешки по шаблону

- Желаю вам успешной, творческой работы

5). Самостоятельная практическая работа учащихся -20мин.

- Поощрение всех учащихся.

- Демонстрация лучших работ классу с анализом достоинств

наблюдать за объектами;

высказываться по теме;

аргументировать свое мнение;

анализировать особенности объекта;

под руководством учителя или самостоятельно выявлять особенности композиции, характеристик объекта

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс профессиональной переподготовки

Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Горы»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ - производство расписных токарных
изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское
Нижегородской области.
Село Полховский Майдан.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные
яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной
орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов
наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЕ РАСПИСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше
прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от
прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано.
Для этого изделие лучше держать за дно.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
При росписи применяют чистые яркие краски, например,
синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении
друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и
фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно
выполненному контуру, который наносят при помощи туши.
Виды элементов росписи: цветок –мальва, яблочки, листочки, усики, завитки, ягоды шиповника.

ЗАДАНИЕ
Нарисуй силуэт народной игрушки. Распиши его орнаментом весёлым, ярким и нарядным, таким, каким расписывают свои тарарушки мастера Полховского Майдана.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 743 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

Урок 29. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 29. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 27. Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображения
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Пейзаж в графике: монотипия УДАЛИТЬ
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 24. «А сама-то величава, выступает, будто пава . » Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 30. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 29. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 28. Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Тема: Урок 31. Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Оставьте свой комментарий

  • 16.04.2020 2721
  • PPTX 6 мбайт
  • 642 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ермилова Кристина Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

67 минут

«Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка»

93 минуты

«Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни»

92 минуты

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Народный промысел; народная деревянная игрушка; матрёшка; токарный промысел; тарарушки; роспись; мотив росписи; элемент росписи; узор; орнамент; палитра; цветовой контраст.

Термины и понятия

Игрушки-тарарушки - деревянные игрушки из села Полховский Майдан Нижегородской области.

Примеры игрушек - тарарушек: матрёшки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки.

Контраст по цвету (цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.

Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчёркивают яркость друг друга, усиливают.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Народный промысел - форма народного творчества, в которой прослеживаются русские традиции.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Полховский Майдан. “Майдан” - очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках. Затем эту посуду начали покрывать выжженным контурным рисунком. Ремесло развивалось и вскоре посуду начали раскрашивать яркими масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более дешёвой и простой в исполнении наводкой тушью.

Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова. Тогда-то и стали крестьяне точить из дерева липы всевозможные игрушки для продажи на ярмарке. Как правило, мужчины делали заготовки, а женщины их расписывали.

До сих пор делают в Полховском Майдане яркие расписные деревянные игрушки - тарарушки — это матрёшки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки, толкушки для кухни и т.д. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

Матрёшки, которые здесь производят, отличаются от всех известных яркостью красок и оригинальностью. Обратите внимание, фигурка матрёшки удлинённая, прямая. Посмотрите, как расположен узор. Как будто ветка проходит по всему фартуку, а на ней- крупный цветок, украшенный ягодками, листиками.

Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий:

Деревянное «бельё» - заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.

Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

Нанесение контура - тонкой кисточкой или пёрышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

Роспись - заполнение контура узора цветом. Роспись происходит постепенно, начиная с жёлтого и с помощью метода лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

Излюбленный мотив Полхов-Майданской росписи - большой цветок на ветке: роза, тюльпан, шиповник, мак, ромашка, который дополнительно украшается веточками, небольшими цветами, листочками и ягодками.

Основной приём в Полховской росписи так называемые «цветы с наводкой» - цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром.

Все изделия расписаны необычайно ярко и празднично.
Огромное значение придаётся цветовому контрасту. Синий кладётся рядом с оранжевым, красный с зелёным, жёлтый с фиолетовым. Ощущение, что красное как бы переливается в жёлтое; зелёное переливается синим. Поэтому рядом кладутся почти всегда два листа: один зелёный, другой синий.

Все сделано для того, чтобы заострить, усилить яркость, праздничность изделий.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:


Разбор типового контрольного задания:

Восстановите последовательность этапов работы мастеров Полховского Майдана над украшением изделий.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Авторские программы по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Читайте также: