Игрушки татарского народа национальные

Обновлено: 30.04.2024

ГБОУ СОШ № 544 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 4 ГРУППА № 5 « УЛЫБКА» СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ ТЕМА : « ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА » Участники проекта: семья Бариевых (мама Алсу и Ильяс ), воспитатель Дегтярева Т. М. Руководитель проекта: воспитатель Дегтярева Т. М. Время проведения : апрель 2014 г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формировать у детей интерес к истории и к ультуре народов, живущих в нашей стране ч ерез образ традиционной народной куклы. Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам народов, живущих на территории России. Привлечь родителей к совместной работе с детьми.

« РОЖДЕНИЕ КУКЛЫ» Тряпьё, да и иголка, да ниток катушка, В умелых руках оживает игрушка. Влагает в неё непонятною властью Частицу души своей кукольный мастер. Наверное, так же ночными часами, Трудился когда – то Создатель над нами. Бывает довольно кусочка рогожки, Чтоб вылепить тело, и ручки, и ножки. Вот труд завершён, старых ножниц щелчок – И мир изучает пытливый зрачок. Живёт человечек! И сквозь бесконечность Глядит на него седовласая вечность…

Возникновение идеи… Однажды в детском саду мы делали русскую народную игрушку – тряпичную куклу и вывесили свои работы на стенде.

Мама увидела эти замечательные поделки и у неё возникла идея сделать нашу народную татарскую куклу – курчак .

Вечером мы попросили эби (бабушку) рассказать, в какие игрушки она играла в детстве. Вот что мы услышали: « К огда я была ребёнком, шла страшная война. Для того, чтобы победить, делали оружие, а не игрушки! Взрослые были очень заняты, да и у детей мало было времени для игры – нужно было помогать родителям!»

« Но дети всё равно хотели играть. Обычно они брали поленце, заворачивали его в старый кусок ткани – вот кукла и готова!»

Мы с мамой приготовили всё необходимое: деревянную палочку, нитки, кусочки ткани, вату и принялись за работу.

Сначала сделали голову: в кусочек ткани положили вату, обвязали нитью и прикрепили к палочке – туловищу.

Обернули куклу тканью – это платье – кулмэк . Свернули в трубочку кусочек тряпочки – получились ручки.

Из нитей сплели две косы, подвязали их бантиками. Повязали на голову платок - яулык.Та - тарские женщины завязывают его назад.

Татарские женщины очень любят украшения: б раслеты, бусы, серьги и специальные украшения для волос – чулпы . Когда женщина шла, её можно было услышать издалека.

Очень красивая курчак у нас получилась. Она будто живая, потому что мы сделали её с душой своими руками. В магазине такой не найдёшь. Надеемся, что и Вам она понравилась!

Традиционные татарские куклы

Все дети играют в куклы и игрушки. В России у одних народов игрушки похожи на русские, а вот у других они совсем уникальные. В этом материале мы поговорим про татарские народные куклы, посмотрим на материалы и традиции их изготовления, а также расскажем, какие поверья с ними связаны. И это очень интересно, поскольку татарские куклы изучаются даже этнографами.

Тщательность в деталях

У татарского народа куклы с давних времён были постоянными предметами для детских игр, а также выполняли роль духов-помощников. Они помогали вести домашнее хозяйство. Изготавливались такие куклы из различных материалов. Это могло быть дерево, глина, солома или кожа, но всё же основным материалом изготовления оставались разнообразные ткани. Лица таким куклам вырисовывали или вырезали на дереве, после чего изделия одевали в специально сшитые для них длинные рубахи.

Наряды для кукол шились с особой тщательностью из пёстрого ситца, яркого кумача или белого холста. При этом кукольные наряды полностью повторяли настоящую одежду в покрое и украшениях. Внимание к деталям было очень тщательным, поэтому их проработка была так важна.

Душа куклы

Следует отметить, что лица были не у всех кукол. В большей степени они оставались безликими. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье. Поэтому относились к ним не легкомысленно, а с должным почтением. Если кукла представляла собой женскую фигуру, то её дополнительно подвязывали поясами и платочками. Ставили такие куклы на окна в доме сразу по несколько штук, в углу на полках, укладывали в корзины, ящики или специальные небольшие домики в подполе, но чаще всего относили на чердак. За такими куклами у татар было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили.

При этом куклы никогда не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего создателя, поэтому поделке всегда уделялись почёт и уважение. Также татарские куклы не получали имён. А ещё невероятно важным считалось настроение, с которым изготавливали кукол. Делать их следовало только с добрыми намерениями и в полном спокойствии.

Традиционные татарские куклы (курчак) изучались и изучаются этнографами и искусствоведами. Благодаря им мы можем открыть нечто ранее неизвестное о жизни и нарядах наших предков. Посетив Государственный объединённый музей Татарстана, где в наше время хранится пусть и небольшая, но весьма интересная коллекция игрушек, можно наглядно оценить искусство и посмотреть на татарские куклы и другие поделки для детей.

Как и в любом другом промысле, основная ценность народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём образе самобытность и характерные, отличительные черты народа, создающего её. Так что эти поделки являются бесценными носителями опыта и традиций народа, веками жившего рядом с русскими. По каждой детали на традиционной татарской игрушке мы можем изучать народный дух этого этноса.

Народная игрушка XI - начала XX веков

Любимая игрушка есть у каждого - малыша ли, отрока или зрелого мужа. У кого какая. Привязанность к ней - а ну-ка, отними! - бывает необычайной: тут уже не только слезы ручьем, прямо-таки горе горькое. Случается, обретение утраченной игрушки возвращает больного ребенка к жизни. Вот что такое игрушка! С ней маленький человек входит в большой мир. Это его поводырь, пуповина, связующая сокровенное, то, что запрятано ото всех-всех, порой даже родителей, и - внешнее, неумолимо вторгающееся и дающее взамен взлелеянным воздушным замкам новые, иные.

В мире детской игрушки живут рядом сказка и реальность, современность и традиции. С помощью игрушек ребенок постигает жизненный опыт взрослых, в них своеобразно отражаются общественный уклад, быт, нравы и обычаи.


Детские игрушки существует с незапамятных времен. Какими же они были?

В фондах Государственного объединенного музея Татарстана хранится небольшая, но очень интересная коллекция игрушек. Самыми ранними из них дети забавлялись еще в XI - - XIV веках, в основном это погремушки, обнаруженные при археологических работах на Джукетау, Болгарском, Билярском городищах. Одна из игрушек, возможно, была найдена известным казанским коллекционером второй половины прошлого века А.Ф. Лихачевым, который страстно увлекался археологией и упоминал в письмах о своих неоднократных изысканиях в районе Булгар и Билярска. Известно, что археологи находили и другие игровые предметы, однако нельзя с полной уверенностью называть их только игрушками: возможно, в далекие времена они имели и культовое предназначение. У многих народов игрушка была охранительницей рода, "оберегом" ребенка. Та же погремушка не случайно находилась в люльке, она должна была своим шумом отгонять "нечистую силу", болезни, охранять от "сглаза",

В последние годы сотрудники музея в ходе археологической экспедиции на Богдашкинском городище нашли две фигурки лошадей, вылепленные из глины, и фрагменты керамической посуды. Видимо, эти вещи предназначались для игр и, возможно, быть сделаны самими детьми, причем - с полным знанием дела, так сказать, со строжайшим соблюдением технологии изготовления керамических изделий! Вероятно, игрушки мастерили не только из глины, использовали прутья, сучки, листья, цветы, плоды - все то, что окружало человека. Но слишком коротка была жизнь этих поделок: очень уж хрупок и недолговечен материал, и они безвозвратно исчезали после того, как ими, надо думать, вволю натешится ребятня.

В музее нет игрушек более позднего времени, однако о них известно по документам. Например, по расходной царской книге можно узнать, чем играли дети Петра I. В XVIII веке для них были куплены: "три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей. ". К сожалению, по этой записи нельзя узнать о материале, из которого были изготовлены все эти звери-птицы, но по ней мы можем судить о том, что игрушки сочинялись не только для собственных утех, но и на продажу мастерами-игрушечниками.

Многообразны в собрании музея игрушки конца XIX первой четверти XX века. Наиболее интересны и самобытны игрушки крестьянских отпрысков. С их помощью дети получали первые трудовые уроки, приспосабливались к крестьянскому быту.

  • Повозка Повозка
  • Название Название
  • Кукла. Конец XIX— нач. XX вв. Кукла. Конец XIX— нач. XX вв.
  • Кукла "Негр". Начало XX в. Кукла "Негр". Начало XX в.
  • Погремушки. Булгары Погремушки. Булгары
  • Кукла. Конец XIX в. Кукла. Конец XIX в.
  • Мебель для куклы: скамья, стул. Плетение. Соломка. Нач. XX в. Мебель для куклы: скамья, стул. Плетение. Соломка. Нач. XX в.
  • Кукла в русском костюме. Конец XIX— нач. XX вв. Кукла в русском костюме. Конец XIX— нач. XX вв.
  • Татарский костюм. Конец XIX—нач. XX вв. Татарский костюм. Конец XIX—нач. XX вв.
  • Корзина городская Корзина городская

Крут игр девочек связан, конечно, с женским, "материнским" трудом: приготовлением пищи, прядением ниток, шитьем. Одной из распространенных игрушек была прялка. В музее - два ее вида: обычная прялка и самопрялка. Играя, девочки повторяли движения старших сестер, подруг и приобретали первые навыки прядения. В воспитании навыков шитья большую роль играли куклы, которых девочки сами шили и одевали. Несколько таких кукол входят и в музейное собрание игрушек татарская, русская, мордовские. Матерчатые куклы были самыми распространенными, их ладили в каждой крестьянской семье. У многих народов, в том числе у русского, кукла была символом продолжения рода, и родители не препятствовали играми в дочки-матери. Автор книги "Русская игрушка" Г. Дайн приводит любопытный рассказ, записанный со слов девяностолетней жительницы одной из ярославских деревень: "Моя бабушка вышла замуж в 14 лет и привезла с собой в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердак, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не смел доглядывать за ней - то был строгий наказ свекра. ".

Однако игра с куклами поощрялась не у всех. Татары довольно сдержанно относились к этим затеям детей, так как по религиозным канонам запрещалось изображать людей. Но детский мир живет по своим законам, и куклы мастерились детьми одна другой краше. Делались они просто, все зависело от материала, находившегося под рукой. Самой популярной была кукла, свернутая из куска материи. Основу, если она оказывалась темной, оборачивали светлой тканью, перевязывали нитью - и кукла готова, остается только нарядить. Наряды шились очень тщательно из бережно собираемых лоскутков пестрого ситца, яркого кумача, белого холста. Кукольные наряды полностью копировали настоящую одежду в покрое, украшениях. Кстати, именно в них могли сохраниться некоторые архаичные элементы одежды, и нехитрые кукляшки могут открыть нам кое-что доселе неизвестное о нарядах прабабушек и прадедушек.

У татарской куклы из музейной коллекции отсутствует лицо: мусульмане считали, что кукла с лицом обретает душу и становится опасной для ребенка и его семьи, безликая же остается предметом неодушевленным, а, значит, не может никому нанести вреда.

Табу на изображение лица существовало не только у татар, но и у. других народов: русских, мордвы. Однако к концу прошлого века оно практически у них исчезает и продолжает сохраняться только среди татар-мусульман, под влиянием религиозных верований.

К восьми-десяти годам девочки и мальчики играли уже отдельно. Если будущие матери настраивались на женский труд, то мальчики в своих играх подражали взрослым мужчинам в семье: пахали, сеяли, убирали хлеб. Для этого они мастерили игрушки, копировавшие земледельческие орудия труда - бороны, сохи. Особенно много в музее различных кошевок, саней, телег, для изготовления которых требовались терпение, знание свойств материала, умение владеть топором, ножом и другими инструментами. Ясно, сынам помогали старшие: детей учить - не лясы точить.

Чаще всего игрушки мастерились из дерева, оно было более доступно и удобно в обработке; иногда применяли полые кости домашних животных и птиц: среди детей башкирских татар были популярны игрушечные телеги, двуколки, изготовленные из трубчатых гусиных косточек.

В старину фантазия детей была так же неистощима, как и у теперешних ребятишек. Появлялись из-под детских рук все новые и новые игрушки из самых немыслимых материалов, лишь небольшая их толика дошла до наших дней. Зато, какие выразительные! Ведь игрушки - неотъемлемая часть мира детства, зеркально отображающего мир взрослых. Приглядитесь к ним, мамы и папы - вы лучше поймете своих чад и самих себя. А среди многих свидетельств прошлого, памятников и письменных источников игрушка уж точно не обманет, не сфальшивит и позволит что-то иначе увидеть в таинственной глуби веков.

Зульфия Габдулхаковна Набиуллина
и.о. заведующего отделом этнографии Государственного объединенного музея Татарстана.

Из истории татарского костюма (Татар киеме тарихыннан). Традиционная одежда татар состоит из следующих основных элементов: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавно эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стиль.

ВложениеРазмер
prkzentatsiya_kukol2.ppt 2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кукла в русском национальном костюме"

Презентация для детей подготовительной группы "Кукла в русском национальном костюме".


Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах.

Презентация "Татарская национальная одежда"
Презентация "Мастер-класс по изготовлению татарского национального костюма для куклы"

Презентация мастер-класса по изготовлению татарского национального костюма для куклы поэтапно показывает, как самому сшить это изделие. Становится понятно, из каких материалов изготовить костюм, как е.

Конспект занятия "Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме"

КОНСПЕКТ РАЗРАБОТАН ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ,ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ КОНУСНУЮ КУКЛУ ИЗ БУМАГИ.


Дидактическое пособие по поликультурному воспитанию и обучению языкам "Татарская национальная кукла Айсылу"

Игрушка, и, чаще всего, кукла становится активным участником общения на татарском языке на наших занятиях, в режимных моментах, а воспитатель общается с детьми при помощи куклы (персонажа), которая по.

Куклы старались делать без ножниц и иголок.

Гости чемпионата мира покупали в Казани не только футбольные сувениры. Настоящим открытием для них стали традиционные русские и татарские куклы.

Как сделать их своими руками, корреспондент «АиФ-Казань» узнал у казанского мастера по традиционным народным игрушкам и традиционным куклам Веры Белоноговой.

Веселушки и травницы

Через куклу человеку легче раскрыться.

«Куклы – очень старинное искусство, - говорит Вера Васильевна. - Во все времена все дети хотели в них играть. Они сопровождали человека с самого рождения до смерти. Первые куклы мамы делали для младенцев, эти игрушки подвешивали в люльке. Потом дети сами участвовали в их изготовлении. Кукол часто дарили на свадьбу с пожеланиями рождения ребёнка. Какие-то из них считались оберегами. Люди верили, что если куклы есть в доме, болезни вселяются в игрушки, а человека они обходят стороной. На то, чтобы сделать народную тряпичную куклу, может уйти от 15 минут до полутора часов. Это зависит от того, какая кукла по сложности».

Считается, что в татарских семьях кукол не было, потому что в исламе запрещены изображения людей, а кукла - подобие человека. Вера Белоногова называет это мнение не более чем мифом. Она опирается на исследования московского искусствоведа Галины Дайн, объездившей всю Россию, в том числе и татарские, башкирские селенья. Искусствовед выяснила, что, даже если взрослые запрещали делать кукол, дети всё равно их делали – из палочек, щепочек. Тяга человека к игре, к игрушке была у людей разных национальностей во все времена.

Вера Белоногова начала делать куклы потому, что, создавая их, может использовать все виды рукоделия: шитьё, вязание, вышивание бисером. Лепит своими руками даже глиняные кувшины, которые держат в руках её тряпичные красавицы.

У славян была не только кукла Коляда и кукла Масленица, которых мастерили для Рождественских колядок и на проводы зимы. Дети обожали веселушек и хороводниц. Этих кукол, посаженных на длинные палочки, можно было крутить в ладошках, развивая пальчики. На зиму делали куклы с мешочками ароматной травы: мяты, лаванды, тысячелистника - внутри или в руках. Их называли кубышками-травницами.


Кызы превращается в эни

«В татарских деревнях куклы делали на щепках, - говорит Вера Белоногова. - Щепочка обматывалась ниткой или тканью. В качестве столбика для основы куклы в старину могли взять и обычную деревянную палочку или скрутить полоску бересты. Народные тряпичные делались без ножниц и иголок. Их не шили - просто привязывали лоскуточки друг к другу. Щепочка, обмотанная цветными нитками, и щепочка, наряженная в платье, символизировали мужа и жену, считались семейным оберегом.

В Татарстане восстановили русский традиционный костюм, который носили крестьянки Казанской губернии.

У славян любимым развлечением девочек и взрослых женщин были куколки-перевёртыши, в которой сочетаются два возраста. Вера Белоногова делает кукол-перевёртышей в татарской национальной одежде. Стоит перевернуть дочку с двумя толстыми косами (кызы), как она превращается в степенную маму (эни). Кукле-матери обязательно делали грудь из кусочка ветоши – она кормит, воспитывает своих деток.

Очень часто в семьях внучки больше дружат не с мамами, а с бабушками, у них особенно тёплые отношения. Поэтому появился и другой вариант куклы, когда мама (эни) в один миг превращается в бабушку (эби). Такая игрушка стоит примерно от 1 тыс. рублей. «Эта кукла представляет собой чудо преображения: юная девушка превращается в пожилую женщину или наоборот, старая женщина вновь становится молодой, - говорит мастер. - В душе мы все остаёмся молодыми, кукла помогает продлить это ощущение, позволяет дольше не стареть. С такой куклой можно проигрывать роль мамы, бабушки, дочки».


Кому косы, а кому платки?

Тряпичная кукла начинается со скрутки - скрученной ткани, бересты или бумаги. Есть даже такое выражение «крутить куклу». Скрутку с помощью нитки оборачивают и закрепляют узлом. В качестве наполнителя можно использовать вату или намотать кусочки ткани, чтобы получился шарик для головы. У традиционных кукол нет лиц. В народной традиции было много суеверий. Люди боялись, что, если сделать кукле лицо, в неё может вселиться злой дух и навредить человеку, для которого сделана эта кукла.

Никольский хоровод - магическое действо.

Вера Белоногова тщательно подбирает ткани не только для кукольных костюмов, но и для их лиц. Потемнее для лица бабушки, а для внучки посветлее. Если в костюме бабушки преобладают светлые, более сдержанные тона, то в костюме мамы больше ярких, радостных красок. Беспроигрышный вариант для Татарстана – ткани всех оттенков зелёного – цвета, символизирующего жизнь у тюркских народов. В старину кукол делали из старой поношенной одежды. Считалось, что кукла, сделанная из одежды отца, оберегает мальчика. А девочке лучше играть с куклой, сделанной из одежды матери.

В народной традиции замужние женщины всегда надевали головной убор. Он обязателен и для тряпичных кукол. В славянской традиции молодые девушки ходили либо с одной косой, либо распускали волосы. Перед свадьбой расплетали одну косу, расчёсывали, заплетали две косы и прятали под платок. Это означало, что с этого момента женщина заботится не только о себе, но и о муже. В татарской же традиции две косы у девушки вполне допустимы. Никаких хиджабов татарочки не носили. Надевали тюбетейки или калфаки, но причёски не были полностью закрыты.


У каждой свой характер

«Конечно же, у каждой куклы есть свой характер, - рассуждает Вера Белоногова. – Думаю, то, какой она получится, во многом зависит от самого мастера». Вера Васильевна вспоминает, как девочка, увлекающаяся танцами, выбрала для своей куклы изогнутую палочку. И её кукла будто бы тоже начала танцевать. Другая мастерица сшила для куклы сарафан, а он вдруг оказался ей велик. «Что-то кукла то худеет, то толстеет! Ну это точно про меня!» - смеётся женщина. А её подруге долго не удавалась кукольная рука: выходила то короче, то длиннее. Оказалось, что у женщины в тот момент действительно болела рука. «В кукле в той или иной степени отражается человек, - считает Вера Белоногова. - Многие воспринимают изготовление кукол как медитацию. Можно гармонизировать свой внутренний мир. Выравнивая куклу, вы выравниваете себя. Например, можно забыть о проблемах, потому что куклы несут позитивный настрой. У учёных есть объяснение этого «волшебства»: при изготовлении куклы работают все мышцы рук, эта моторика позволяет активизоваться всем зонам мозга».

Читайте также: