Игрушки в англии в 19 веке

Обновлено: 01.05.2024

Вчера пожаловалась, что так и не успела сделать игрушки в старинном стиле, а вечером вдруг все получилось.

Вот с этих картинок все и началось. Меня заинтересовали необычные игрушки. Что-то в них было такое удивительное, манящее. Вспомнила, как в детстве играла в бумажных куколок с одежками на клапанах. А эти были такими же бумажными, но с роскошной одеждой из ткани.

Это елочные игрушки в стиле викторианской Англии. Вернее, игрушки тогда в основном импортировались в Англию из Германии. Но именно англичанам довелось усовершенствовать стиль, придать игрушкам шик и благородство. Количество украшений на елке говорило о статусе и богатстве семьи. Понятное дело, что позволить себе такую роскошь могла далеко не каждая семья.

Так и появилась традиция проводить декабрь за семейным изготовлением игрушек. Их личики были фарфоровыми (очень дорогими) или картонными. А фигурки - картонными, ватными или тряпичными.

Есть версия, что изначально такие игрушки использовались модистками и портнихами, чтобы показать качество новых тканей и модных фасонов. Но впоследствии фигурки трансформировались в ангелов и невинных детей, а мода на них захватила весь мир.

В Россию к тому времени тоже поставлялись картонажные игрушки и стоили они часто больше рубля, что являлось достаточно внушительной суммой. Более дешевым вариантом стали картонные заготовки, которые предстояло самим вырезать и собрать. Ангелы и дети считались самыми трудоемкими и сложными. На их изготовление шли старые кружева, бархат и мех. Игрушки бережно хранились и считались дорогим подарком.

Сначала наклеила распечатку на плотный картон. Вырезала головку, ручки и ножки. Ориентировочно нарисовала туловище, но потом несколько раз его усовершенствовала, потому что талия оказалась толстоватой, а ноги разошлись в разные стороны. Никак не изящно.

Вместе с изменением туловища решила отказаться от картонных ручек. Сделала их из проволочки. Прикрепила к спинке их малярным скотчем и согнула в локтях.

Приклеила к туловищу голову и ножки, а потом стала одевать барышню. Шить я не люблю. Поэтому все сажала на клей. А ткань привязывала к талии нитками. Юбку сделала многослойной, внизу белое шитье, сверху розовое кружево.

Одежка полностью зависит от фантазии и наличия материалов. Все, что у вас есть можно смело использовать для создания образа. Например, в качестве шубки у меня остатки от тряпки для уборки. Покупала ее в фикс прайсе, и она очень хорошо подходит по цвету и фактуре к моей задумке.

В первую очередь обклеила головку, потом полочки шубки. Рукава просто обмотала вокруг проволочки. Все сажала на клей Момент Кристал. Добавила немного полубусин, ленточек и глиттера. Завершила образ розовой муфточкой.

Девочка получилась чудесная. Единственно, чуточку она великовата для моей елочки. Все же в викторианских залах стояли лесные красавицы повыше, поэтому такой размер кукол для них был в самый раз.

Следующую обещала делать с дочкой. А представьте, если наделать таких девчулек целую корзинку, какая самобытная елка получится. Как в роскошных домах Лондона. Только лучше, потому что в России торжества были душевнее. Согласны со мной?



Многие исследователи полагают, что истоки романтизма находятся именно в английском искусстве с его классицистической эстетикой и традициями пейзажной живописи. В пейзажном творчестве английских мастеров романтический пафос соединился с элементами реалистической живописи. Крупнейшим представителeм романтического пейзажа в Англии был Джон Констебл. Oн писал долины его любимой «старой, зеленой Англии», ее реки с плотинами, холмы с ветряными мельницами, морской берег с маяками, дамбами, лодками. В простой, неприкрашенной сельской природе он увидел неиссякаемый источник красоты и величия, сумел пронизать глубокой поэзией самые обыденные ее картины. В разное время в художнике боролись две стороны его природы: реалиста и романтика. До 1820 года в нем преобладает реалист, после 1825 года – романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. В настоящее время работы Констэбля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха.

Пейзаж с мальчиками, ловящими рыбу

Кафедральный собор Солсбери


Джон Констебл (John Constable, 1776-1837) родился в 1776 г. в семье мельника в Суффолке. В 1800-1805 посещал Академию художеств в Лондоне, где будущий мастер живописи приобрел навыки в технике рисования, но как художник, крупнейший в 19 веке пейзажист Великобритании, Констебл сложился, в основном, самостоятельно, изучая произведения Якоба ван Рейсдала, Никола Пуссена, Клода Лоррена, Томаса Гейнсборо.
Констебл работал в основном в Лондоне и Суффолке. Отказавшись от многих условностей, свойственных пейзажной живописи 18 века, английский художник обратился к непосредственному наблюдению природы, первым из европейских мастеров стал писать пейзажи полностью с натуры. В разное время в художнике боролись две стороны его природы: реалиста и романтика. До 1820 года в нем преобладает реалист, после 1825 года – романтик.
Первыми его оценили французские романтики. В 1802 году он впервые выставился на выставке в Лондонской академии. Mеждународного жe успеха oн добился в 1824 году, когда картина «Хэй-Уэйн» была показана на Парижском салоне, где он завоевал золотую медаль, которая была присуждена королем. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года.

Бeлaя лoшaдЬ, 1819


Шлюз в Детхэме, Музей Виктории, Лондон, 1820

Юные вальтонцы, 1825 (1000x814, 75Kb)


Юные вальтонцы, 1825

Большой интерес вызывают созданные в период до 1829 г. полотна «Собор в Солсбери из сада епископа», «Хлебное поле», «Хижина среди хлебного поля», «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов». В работах Констебла представлены картины из жизни простого народа и самые обычные сельские виды, в связи с чем сам художник не раз говорил о том, что его произведения не предназначены для аристократии. Английскую знать совершенно не интересуют рыбаки, пахари и мельники, а также все то, что окружает простой народ. Вершиной творчества художника стали полотна, созданные в 20-е гг. XIX столетия: «Телега для сена», «На реке Стур», «Прыгающая лошадь». Они являются отражением творческих поисков художника, его стремления найти такой способ художественного изображения действительности, который помог бы точнее выразить замысел и реалистично передать картину мира природы и людей. В юности Констэбль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды. По словам самого художника, эти сценки сделали его художником, за что он очень благодарен.

Вид на собор Солсбери с луга,1831

Мельница на реке "Стур"

Поле,1826

Телега для сена

Мельница в Гиллингеме, Дорсет, 1826

МАРИЯ БИКНЕЛЛ (МИССИС ДЖОН КОНСТЕБЛЬ), 1816


Постройка лодки в Флэтфорде

Мэлверн, Йоркшир, 1821

В 1892 г. Констеблу присвоили звание академика, к этому времени живописец создал множество произведений, безоговорочно подтверждавших его талант и мастерство. Стремясь создать неповторимые и выразительные пейзажи, живописец внимательно наблюдает за состояниями природы, за миром, который его окружает. Особое внимание в пейзажах художник уделяет изображению неба. На полотне Констебл не только изображает реальный пейзаж, но и стремится выразить свое отношение к природе родной страны. Его интересуют только английские ландшафты, именно поэтому он не путешествует по Италии и другим странам мира, как это делали многие художники, а старается внимательно изучить жизнь родного городка и английской столицы. Хотя живопись Констебла реалистична и правдива, исследователи причисляют художника к романтикам, настолько в его творчестве ярко выражено стремление искренне передать свои чувства и впечатления от увиденного, а также желание показать духовно свободного человека, составляющего единое целое с миром природы.

ДОЛИНА РЕКИ СТУР И ГОРОДОК ДЕДХЭМ, 1814

Плотина, 1824

Малверн Холл,1818



Залив Веймут с горой Джордан, 1816-17 гг.

Мост Ватерлоо

Ферма в долине, 1835

Осенний пейзаж, 1837


В лондонском районе Хэмпстед выставлен на продажу георгианский особняк, который когда-то был домом культового английского художника Джона Констебла. В Хэмпстеде живописец сделал многочисленные этюды облаков, стараясь ухватить и передать на холсте все нюансы природных явлений, тщательно изучая метеорологические сводки. Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов. Сейчас они входят в коллекции ведущих музеев по всему миру, включая Тейт, Национальную галерею в Лондоне, Йельский центр британского искусства и Национальную галерею искусств в Соединённых Штатах.


Хэмпстед-Хит с радугой


небывалый шторм -7 января в ялте 23.02.2012 --> Смотрели: 315 (2)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Дети викторианской эпохи и их игрушки — во что играли дети богачей и бедняков в XIX веке.



В 19 веке в продаже появились фабричные оловянные и заводные игрушки. У детей из богатых семей был довольно большой выбор: поезда, солдатики, лошадки-качалки, куклы, кукольные домики, чайные сервизы, игрушечные магазины с «фруктами», «овощами», «мясом», «лекарствами», кораблики, паззлы, Ноев ковчег («воскресная игрушка»).



в некоторых семьях по воскресным дням детям не разрешали играть ни в какие игрушки, кроме Ноевого ковчега, потому что это история из Библии.







Дети из бедных семей играли в самодельные игрушки — обыкновенная прищепка могла стать куклой, а щепка — корабликом. Иногда родители покупали им совсем дешевые фабричные игрушки.




Дети играли и в подвижные игры в футбол и бадминтон. Бедняки, которые не могли себе позволить настоящий мяч, могли играть раздутым мочевым пузырем коровы или свиньи из ближайшей мясной лавки.



Были популярны и настольные игры: паззлы, головоломки, карты и шашки.


Паззл 1870 года изображает новое развлечение — езду на велосипедах.


Игра «Алфавит» (1850 год).

Реклама игры «Checks, Jacks or Five Stones».


Реклама кукольного дома (1881).


Еще одна лошадка.




Тогда тоже любили котиков).


А это еще одна подборка интересных игрушек, преимущественно XIX век, Англия.


Очень популярная игрушка — Кукольный театр (про театры обязательно будет отдельный пост)

ыы9 (446x700, 103Kb)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

На конец 19 - начало 20 веков пришелся пик популярности этих игрушек. Ни одна детская не обходилась без обязательного атрибута - лошадки-качалки.

ыы3 (700x639, 58Kb)

Историки утверждают, что конь-качалка появился в 5 веке н.э. в Греции, исключительно для развлечения юных греков. Потом он перекочевал в Персию, а может быть процесс создания этой бессмертной игрушки шел параллельно в нескольких странах. Но если бы ни греки, ни персы "не дотомкали" до этого гениального открытия, конь - качалка все равно бы возник в эпоху Позднего Средневековья. Век рыцарства просто не смог бы обойтись без этой игрушки. В это время лошадка-качалка использовалась и как первое "учебное пособие" при обучении навыкам верховой езды. Иногда в двух вариантах - и "качалочном", и "колесном".

ы5 (300x239, 17Kb)

Потом были несколько веков совершенствования, и в 17-18 вв. лошадки - качалки предстают перед своими юными хозяевами в практически современном виде. Правда, в отличие от теперешних для их изготовления использовались натуральные материалы. Лошадь-качалку производили в основном из дерева, амуницию, сёдла и уздечки, делали из кожи, использовали стеклянные глаза и настоящий конский волос для гривы и хвоста. Порой такие игрушки превращались в настоящие произведения искусства, являсь шедеврами ручной работы, и, соответственно стоили немало. Это были игрушки для богатых детей. Такого коня имел в детстве будущий английский король Карл Первый. Его отец, Яков Первый очень поощрял подобные развлечения сына: «Наиболее благородными и достойными одобрения среди игр являются игры на конях».

фф1 (560x440, 119Kb)

Одна из самых ранних лошадка-качалка, 17 век
Музей Виктории и Альберта, Лондон. В 1610 году принцу Карлу 1 было 10 лет. Он был скромным мальчиком с плохим здоровьем, с трудом ходившим и говорившим. Существует версия, что эту лошадку-качалку придумал дворецкий Карла для того, чтобы мальчик развивал свои ноги. Нет возможности это доказать, но с тех пор данный экспонат находился при царской семье и передавался из поколения в поколение.

Вообще, среди преданных поклонников коня - качалки немало незаурядных личностей. К лошадкам - каталкам можно, с некоторой натяжкой, причислить Троянского коня, а к его почитателям всех сражающихся с троянцами ахейцев. Кстати, троянцы тоже не смогли устоять перед его обаянием.

Отдаленная по времени копия троянского коня - лошадь-качалка в Австралии. Высоко в холмах Аделаиды, в городе Гумерача находится демонстрационный образец местной фабрики по производству деревянных игрушек. Посетители могут пролезть сквозь лошадь к трем выигрышным позициям: одной — на кресле, одной — на седле и одной — наверху головы лошади. Она впечатляюще большая, весит 25 тонн, вмонтирована в 80 тонн бетона и возвышается более, чем на 18 метров над уровнем земли. Но при этом всем она, к сожалению , не качается.

Согласно легенде, не расставался со своим конем - качалкой Чингиз Хан. Возил ее собой в самые дальние походы, благодаря тем самым за рожденные на крупе этого "животного" мечты, казавшиеся несбыточными и ставшие явью.

ы6 (560x415, 47Kb)

Rocking Horse изготовленные в Англии в период между 1950 и 1959 годах.

Обожал скакать на своей деревянной лошадке юный Александр Македонский. С неё, очевидно, началась его беззаветтная любовь к лошадям, которую он пронес через всю жизнь. Именно она, в конечном счете, и привела его к гибели.

Цезарь в своих записках вспоминает о своем первом "боевом" коне - любимой деревянной лошадке в Риме.

ы7 (560x409, 46Kb)

Rocking Horse сделано в Англии между 1800 и 1850 году

Наполеону Бонапарту лошадку подарил отец самолично, вырезав ее из дерева. Эта лошадка всегда находилась с императором и на острове Св. Елены, в дни его одиночества. Когда Наполеон умер, английские солдаты, охранявшие его и очень его уважавшие, поняли, что эта игрушка, которой так дорожил император, должна быть похоронена вместе с ним, в той же безымянной могиле.

Лошадка-качалка, сделана в США, 1959
Музей Виктории и Альберта, Лондон

От отца в подарок получил лошадку, вырезанную из альпийской сосны и Папа Римский (Иоанн XXIII). И она тоже стала его любимицей .

ыы2 (480x360, 16Kb)

Популярность игрушки растет, их производство принимает промышленный характер, и в 19 веке целые табуны лошадок - качалок и в Европе, и в Америке врываются в детские. Каждая страна имеет свои фирменные знаки. В Германии предпочитали расписывать игрушки, в Англии же, в основном, лошадки делались резными. Появляются качалки, скачущие вверх - вниз.

ыы4 (604x700, 310Kb)

Этим занимались в США Benjamin Potter Crandall и 4 его сыновей, а Jesse Crandall в 1859 году разработал конструкцию-сендвич из 2 плоских профилей, идеальную для малышей. W. A. Marqua из Цинциннати сделал очень важную вещь: оснастил лошадку металлическими брусками, которые приводили ее в неподвижное состояние и решали проблему порчи полов.

ыы5 (550x375, 189Kb)

В середине 19 века во Франции появились лошадки-велосипеды, которые быстро завоевали популярность

фф2 (448x299, 32Kb)

Изменялся и дизайн качалок. Они все больше напоминали стройных арабских скакунов.

ыы1 (695x700, 324Kb)

В середине 20 века увлечение лошадками - качалками пошло на спад. Они вытеснялись игрушечными автомобилями. Но сейчас на ретро-волне все возвращается на круги своя. Знаменитости дарят своим детям все тех же лошадок. Правда, из чистого золота. Такую качалку получила в подарок д очь Бейонсе и Jay-Z .

ыы7 (440x366, 18Kb)

А у внучки Онассиса Софии самая натуральная лошадка. Хвост и грива у нее из конского волоса, зубы сделаны со слепка зубов настоящей лошади, а копыта покрыты пластинами из отполированного черепашьего панциря.

ыы8 (700x525, 103Kb)

А это оборотная сторона медали, стиль минимализм - дешево и сердито. Две крайности. Истина, очевидно лежит где - то посередине.

Как бы то ни было лошадок - качалок с полным правом можно зачислить в разряд "вечных" спутников детства. И, совершенно ясно, что еще не одно поколения с восторгом скомандует себе: " По коням!"

200 лет назад не было многих, привычных современному человеку вещей, и уж тем более того обилия игрушек, которыми сейчас может похвастаться любой детский магазин. О простых деревянных и глиняных игрушках речь сегодня не пойдет. Поговорим о красивых и необычных игрушках - они были предметом роскоши и их могли себе позволить только состоятельные семьи, а некоторыми владели исключительно особы королевских кровей и их наследники. Такие игрушки были сделаны очень тонко, с большим количеством деталей и чаще всего вручную.

1. Фарфоровые куклы . Неспроста эти куклы так ценятся коллекционерами со всего мира - в то время каждая кукла изготавливалась и раскрашивалась вручную и была целым произведением искусства. Платья шили на заказ у лучших портных, а для энтузиастов выходили специальные журналы с выкройками для кукольных нарядов, обуви и сумочек. Фарфор был очень хрупким материалом и именно поэтому с такими куклами обращались очень бережно и многим детям давали играть с ними под присмотром гувернанток.

Из фарфора делали голову и конечности, тело обычно было тряпичным. Иногда вместо ног делали тяжелую платформу для большей устойчивости. Парики делали из мохера или настоящих волос, конечности крепились к тельцу резиночками, шарнирами, проволокой. Примерно с 1850 года затылки у кукол стали делать мягкими (отрезая заднюю часть головы) из папье-маше, чтобы было удобнее фиксировать парик и устанавливать подвижные глаза.

2. Автоматоны. Такие механизмы были эксклюзивными, штучными, их называют первыми роботами. Это механические устройства, андроиды, способные выполнять довольно сложные операции - рисовать, писать стихи, и даже играть на музыкальных инструментах. Иметь дома такую игрушку не могли себе позволить даже очень состоятельные семьи, их дарили царям, королям и принцессам. Свой бум автоматоны пережили в XVIII-XIX веках, когда их создавали в рекламных целях (например, Пьер Жаке-Дро, для продвижения своей марки часов) или собирали целые представления для публики.

Многие автоматоны были достаточно просты и выполняли набор несложных типовых действий, но были и настоящие чудеса инженерной и изобретательской мысли - они состояли из нескольких тысяч деталей, идеально подогнанных друг к другу, как швейцарские часы, например, автоматон-музыкант "Мария-Антуанетта":

Еще один автоматон, Draughtsman-Writer швейцарского механика Генри Майлардета предположительно 1800-1805 года выпуска, имеет настолько сложную конструкцию, что раскрыть его полный функционал смогли только после его восстановления - он умеет рисовать несколько довольно сложных картинок и писать стихи.

3. Музыкальные шкатулки. Это изобретение начало свою жизнь в 1796 году - часовщик Антуан Фавр из Женевы создал металлическую гребенку, на которой с помощью зубцов можно было воспроизводить мелодию. И в 1815 году в Швейцарии открылась первая фабрика по производству музыкальных шкатулок.

Музыкальные шкатулки - это изделие очень тонкой, ювелирной, исключительно ручной работы и наверняка были одним из самых желанных подарков для ребенка - не только утонченная красота этого механизма, но еще и возможность иметь свою, "карманную музыку" тревожили не один детский ум 200 лет назад. Фантазия мастеров не знала границ - были музыкальные шкатулки в виде часов, роялей, дворцов, с птичками, балеринами и танцующими парами.

Были и шкатулки со сменными "пластинками" с разной музыкой на каждой. В такой шкатулке Crosley Music Box при проигрывании музыки в нижней части танцевали пары и двигались по кругу.

Читайте также: