Игрушки вызывающие агрессию у детей

Обновлено: 10.05.2024

Актуальность проблемы определяется необходимостью изучения влияния современных игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста, так как на современном этапе развития нашего общества появилась проблема агрессивности в детском возрасте. В настоящее время появилось много видов и форм игрушек, способствующих негативному влиянию на психическое развитие ребенка.

ВложениеРазмер
statya_agressivnye_igrushki.docx 17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы определяется необходимостью изучения влияния современных игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста, так как на современном этапе развития нашего общества появилась проблема агрессивности в детском возрасте. В настоящее время появилось много видов и форм игрушек, способствующих негативному влиянию на психическое развитие ребенка.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой ребенок моделирует различные ситуации. Игра ребенка направлена на будущую деятельность, но, главным образом, на деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его людей, подражает ей и переносит ее в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями. В своих играх дошкольники используют игрушки. Под игрушкой мы понимаем модель предмета, его заместитель, с помощью которого ребенок проигрывает жизненные ситуации.

В процессе игры с некоторыми современными игрушками, у детей формируется агрессивное отношение к проигрываемой ситуации и проявляется агрессивное поведение по отношению к окружающим сверстникам и взрослым. До сих пор не все родители и педагоги знают, что игрушки могут не только приносить пользу, но и оказывают вред. Поэтому целью исследования явилось влияние различных типов современных игрушек на развитие агрессивного поведения дошкольников.

Проанализируем, что же развивают заполонившие наши рынки и магазины импортные игрушки. Не все они приносят пользу детям, а некоторые откровенно вредят. Мальчикам предлагаются «игрушки-ужастики»: доисторические чудовища, скелеты, вампиры и пр. предметов их забав стали «атрибуты правосудия»: игрушечные наручники, резиновые дубинки. Родители должны понимать, что это ориентирует ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие – самый короткий путь решения проблемы. Игрушки – трансформеры, разные выходцы из преисподние, вызывающие ассоциации с насилием и агрессией. Чего удивляться растущим невротическим реакциям детей, их депрессивным состояниям, когда им приходится жить вместе с нечистой силой, от которой нет защиты. Для девочек придумали другие игрушки. Барби – признанный среди кукол секс – символ. Заокеанская мисс и ее многочисленные вариации потеснили отечественных пупсиков, добрых, с наивными личиками.

Взрослые придумали для детей и электронные игрушки, компьютерные игры, которые уже окрестили виртуальным наркотиком. Многие дети перестают понимать разницу между виртуальным и реальным миром. Легкость, с которой ребенок постепенно реагирует на умирание, должна насторожить родителей, поскольку именно эта легкость может запечатлеться в сознании и превратиться в социальную установку в будущем. Электронная игрушка способна проектировать жизненные установки ребенка на будущее, формировать моральные стереотипы поведения. Все эти игрушки агрессивны по своей сути, они манипулируют детским сознанием, превращая ребенка в раба игрушки, отчуждая его от реальной любви в пользу виртуальной.

На основе эмпирических исследований можно сделать следующие выводы: игрушки агрессивного характера оказывают отрицательное влияние на настроение и поведения ребенка; используя «негативные игрушки», содержащие агрессию, дошкольники придают своей игре агрессивную направленность; сюжеты игр, в которых используются «негативные игрушки», не позволяют детям адекватно отражать реальные жизненные ситуации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней представлены рекомендации для родителей и игры на стятие агрессивного поведения.

Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики.


Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям ДОО при организации работы с детьми.


Методическая разработка по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Разработка представляет собой программу. Программа направлена на профилактику агрессивности и проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) часов.

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний, является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против.

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний, является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против.

Физическая активность как средство профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

В статье рассматриваются проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, специфика проявления детского агрессивного поведения. Предлагаются наиболее продуктивный путь профилактики.

Многих родителей сейчас беспокоят такие вопросы: «Если ребенок играет в солдата, ходит по городу и убивает других солдат, это ужасно?» Или: «Сын в детском саду ходит с монстром в руке и «нападает» на всех. Это растет «монстр» в моем ребенке?». Давайте посмотрим, что здесь действительного тревожного, а что – слегка преувеличенное беспокойство родителей.

Мужская ролевая модель в современном обществе

Еще в недалеком прошлом все мальчишки играли в войнушку, казаки-разбойники, солдатиков. Это сопровождалось у детей яркими эмоциями, радостью, выбросом энергии, азартом. И ни у кого не вызывало озабоченности. Общество соглашалось, что подобная игра способствует формированию у мальчика нормальной мужской идентичности и таких качеств, как смелость, находчивость, способность постоять за друга, выносливость. Никого не смущало, что в “Детском мире” продавались пистолеты, автоматы, и прочее «оружие», поскольку было нормальным считать мальчика способным быть воином, быть сильным. Это не наводило на мысли о какой-то неправильной агрессивности мальчика. Такова исторически сложившаяся мужская ролевая модель. Всем в целом было понятно, что только в случае войны и нападения врага мужчина становится солдатом и берет в руки оружие. Мальчишки дрались, их ругали, но озабоченности излишней озлобленностью у родителей не было.

Что же происходит сейчас? Общество очень интенсивно меняется в связи с распространением новых технологий, интернета, гаджетов, существенных сдвигов в политике в сторону гибридных войн. Место героя-мужчины замещает другая модель — мужчина-бизнесмен, мужчина-профессионал, мужчина-лидер общественного мнения, спикер, мужчина-ученый. Модель героя-воина уходит в иллюзорный мир фэнтези, компьютерных игр, где мужчина может в визуальном и эмоциональном формате отыграть свои «агрессивные» импульсы. Которые, заметим, есть и у женщин. Агрессия, как показал Конрад Лоренц, — это (в упрощенном виде) инстинкт, позволяющий выживать виду в своей борьбе за территорию и ресурсы. Агрессия в этом смысле не имеет целью убить или причинить зло на пустом месте. Агрессия – это способ выживания, способ реализации своей активности любого живого существа. Когда я заявляю о своем желании, о своем намерении, я тоже в каком-то смысле агрессирую, символически угрожая желаниям или намерениям других людей, то есть их границам.

Агрессия – зло или естественное свойство?

Так вот, война – это прекрасный способ легализации этого врожденного агрессивного инстинкта. Война делит всех на правых и виноватых, что очень облегчает жизнь и дает морально оправданный выход агрессивным импульсам. Мы – хорошие, а они – враги, плохие. Очень психологически комфортное для человека состояние, как это ни парадоксально. Нет полутонов, все ясно и понятно, куда идти и что делать. Но с новыми экономическими условиями и распространением концепции гуманизма война несовместима, и человеку приходится придумывать, чем ее можно заменить. Кибервойной, гибридной войной, блоггерством, как реализацией своего права на захват аудитории. Конкуренция – это ведь тоже один из видов агрессии, вполне приемлемый в обществе.

Поэтому мальчик, или подросток, или мужчина погружается в игру-стрелялку, чтобы прочувствовать или примерить на себя эту вымирающую мужскую идентичность воина-победителя-героя, иногда разрушителя, в случае, если ему бессознательно хочется почувствовать свою силу, свою власть, то есть отреагировать нормальные и биологически заложенные агрессивные импульсы. Но, надо заметить, не все мальчики это делают, во-первых. А во-вторых, если и делают, то это происходит в безопасном режиме в формате игры, а наш мозг четко разделяет игровую ситуацию и реальность. Побыл в игре терминатором — и в школу за пятерками или в семью любящим мужем. Все нормально.

Современные исследования подтверждают, что между страстью к злодейским играм и проявлением агрессии в реальности связи нет. Скорее наоборот: те мужчины, у которых действительно присутствует игровая зависимость, отыгрывают в безопасном месте свою реальную несостоятельность. Для них это возможность разрядить накопившийся заряд фрустрированности в жизни, где они не состоялись в роли героя. Конечно, не стоит поощрять игровую зависимость, здесь правильный выход – стимулировать способность к действительной самореализации, помогать искать ходы в реальном мире.

Времена героев и однозначных смыслов закончились

Истории про героев, классические нарративные сюжеты, с которыми мы идентифицировались, остались в прошлом. Вот однозначно положительный герой и вот его альтер-эго, злодей. Например, Илья-Муромец и Змей-Горыныч или Спайдермен и Доктор Октопус. Плохой персонаж как бы подсвечивает внутренние дефекты хорошего персонажа, и через борьбу с этим несовершенством и злом герой достигает своего триумфа, воцарения – по мысли исследователя сказок В.Я. Проппа. Это классический, нормальный сюжет борьбы в человеке хорошего и плохого начал. Проходишь испытания и становишься кем надо. Добро и зло четко разделены, что такое хорошо и плохо — понятно и всем очевидно.

Но сейчас эта модель перестает работать, исчезают базовые человеческие конфликты, которые определяли смыслы на протяжении огромного количества лет. Герои мультипликационных полнометражек — это не совсем однозначные победители. Шрек – хороший, добрый, любящий, но людоед, любящий болотце, не заморачивающийся на чистоте и далеко не красавец. Моана – герой, но женского рода и весьма строптивого темперамента. Мальчик Коко путешествует по загробному миру, где царит светская жизнь, и даже высшие силы не раскусили обман одного из персонажей, то есть идея высшей справедливости на вечном суде «пролетает» с ветерком. Времена героев, сильных людей с повышенным индексом чистоты, праведности и благородства закончились, наступили времена всеобщего удовольствия и повсеместного «развлекалова». Сегодня уже сложно предположить, что в обществе будет осуждаться и вызывать агрессию, каковы будут критерии толерантности и, соответственно, куда может быть перенаправлена агрессия в ее приемлемом, «экологичном» виде.

Почему современных родителей беспокоит детская агрессивность

Здесь вполне закономерен вопрос – а откуда возникает родительская тревога на тему возможной агрессивности ребенка? Если раньше родители нормально относились к саблям, шашкам, даже рогаткам, то сейчас это пугает и настораживает.

В современном обществе доминируют две тенденции. Во-первых, стремление к удовольствию, полноте и качеству жизни, ее продолжительности и, как следствие, избегание всякого рода страданий в самом широком смысле слова. В тренде снижение уровня фрустрации во всех сферах на фоне взлета ценности самой жизни. Не понравился партнер по отношениям – «Тиндер» тебе в помощь. Не можешь сам себя заставить что-то делать — нанимаешь коуча, и он тебя подстегивает плеточкой. Все проблемы, теоретически, могут быть решены легко и быстро. И отсюда вторая тенденция — одержимость безопасностью, всякие виды ЗОЖ, как быть счастливым каждую минуту и жить бодро до ста лет.

Отсюда вытекает желание полностью обезвредить детей, чтобы они не являлись источником и производителем этой самой агрессии, чтобы ни в коем случае не были заподозрены в проявлении какой бы то ни было агрессивности. Тем самым они получат лояльность в обществе, которая обеспечит им хорошую социальную позицию, место работы, друзей, партнеров и пр. Дети должны быть «причесаны», как и все мы, только бы не заиметь репутацию чем-либо и кому-либо угрожающего человека в самом широком смысле.

Но это тема для социологов и футурологов. А мы вернемся к вопросу: есть ли связь между агрессивными игрушками и развитием у ребенка агрессивных тенденций?

Могут ли агрессивные игрушки повлиять на психику

Здесь надо разделять игрушки онлайн и офлайн. Вторые — это те, которые у ребёнка в руке, и он с ними играет сам по собственному сценарию. Он активен по отношению к игрушке, то есть фантазирует свою игру. В игре он будет воплощать то, что с ним происходило до этого момента, или то, что он наблюдал в семейном окружении, или то, что увидел в кино или мультфильме. Но это неслучайный выбор. В основе все-таки лежит реальность его жизни, его опыт.

Рассмотрим два противоположных примера. Если родители вовлекают ребёнка во взаимоотношения по типу взрослый — это хороший, правильный, главный, умный персонаж, а ребёнок — непослушный, неправильный, «не дорос ещё» или «ничто и звать никак», то мы увидим один тип игры. Ребенок будет всех «мочить», в игре будут преобладать сцены насилия или агрессии. В этом случае он пытается восстановить свое эго, подвергшееся унижению в семье, стремясь как бы идентифицировать себя с сильной фигурой властного родителя и хотя бы в фантазии восстановить травмированное самоуважение. Возможно, он станет придумывать в игре «хороший» исход, то есть играть в хеппи-энд, — но такая самопсихотерапия редка, чаще мы видим первый вариант.

Второй пример: у ребёнка благоприятное окружение, родители внимательны к его личности, самости, чувству собственного достоинства. Вместо «как тебе не стыдно?” или «ну-ка, убери руки, куда полез!» ребенка мягко направляют и обучают вести себя по-человечески, эту самую человеческую модель адекватных отношений ему и демонстрируя. Например: «Слушай, знаешь, в аптеке не принято распаковывать коробочки, ее может открывать только продавец, такое правило!» Или: «А что, если ты дашь вот эту красную машинку Пете поиграть? Тогда сможешь попросить у Пети его машинку, а просто брать, не спрашивая, не нужно, договорились?» Тогда ребёнку не придут в голову агрессивные сценарии. И даже если у него в руках окажется пистолет или страшная кукла-вампир, то сама его игра будет в стиле «добро побеждает зло», поскольку ему не нужно идентифицироваться в игре с отрицательным, то есть агрессивным персонажем.

Так что если ваш ребенок предпочитает исключительно устрашающие или пугающие игрушки, это действительно повод задуматься. Предполагаю, вы неминуемо будете сталкиваться с его агрессией и в реальной жизни, возможны жалобы других детей или их родителей на ребенка.

Если же ребенок разово увлекся неким спорным персонажем-игрушкой, возможно, дело в том, что он просто посмотрел мультик и хочет в это поиграть. Либо ему нужна подобная вещь для проигрывания отрицательных или амбивалентных чувств, подавляемых частей личности, овладения каким-то ресурсом. Тогда пугаться не стоит.

Настольный хоккей или компьютерная стрелялка

Если ребёнок играет в онлайн игру, где есть уже заложенный «злодейский» сценарий, то здесь он оказывается в игре не по своим правилам. Но, напомню, агрессивные импульсы есть у всех людей, это нормально. Все мы сталкиваемся в той или иной мере с фрустрацией, когда наши потребности не могут быть удовлетворены. И вот, эти наши сдерживаемые импульсы накапливаются, и возможность их разрядить не так уж плоха. Взрослый для этого играет в свои «игры» — секс, юмор, те же компьютерные игры, алкоголь — это все способы «разрядиться». Ребёнок получает такую возможность в игре.

Даже если с самооценкой ребёнка все нормально, вокруг атмосфера поддержки, тепла и любви, он все равно вынужден сдерживать свои импульсивные желания. Например, когда родитель ему говорит: «Машенька, уже поздно, давай выключать мультик и идти чистить зубки». Машеньке надо сдержать свое желание смотреть мультик до потери пульса и идти туда, куда посылает мама, которую она любит, она у неё хорошая и добрая, и расстраивать ее не хочется. И поэтому если ребенок в игре покидается морковкой в птичек или популяет в кого-то из чего-то ради просто ощущения «ого, у меня получилось! я в цель попала!», это не будет иметь каких-то агрессивных последствий в отношении людей и живых птиц. Это будет просто манипуляция с объектами игры, удовольствие от своих, скажем так, высших психических функций — мелкой моторики, концентрации внимания, скорости реакции, настойчивости. Больше ничего.

В этот момент ребенок, выполняя игровую функцию-задачу, не в состоянии еще и думать об нравственной составляющей, это слишком для его интеллектуальных возможностей. Это совершенно то же состояние, как если бы он играл в настольный хоккей и пытался «агрессивно» выиграть у папы. Ребёнок вполне разделяет мир живых людей и существ, обладающих психикой, и мир игрушек, неживых объектов. Он не думает, что его медвежонок живой. Он играет с ним, как с живым, но он в курсе, что если игрушки вдруг ночью оживут, то это будет какое-то нереальное волшебство.

Слово «запретить» имеет отношение к насилию

Наши достоинства есть продолжение наших недостатков, и наоборот, наши недостатки — суть продолжение наших достоинств. Попытка запретить агрессивные игрушки парадоксальным образом сама является актом агрессии, слово «запретить» имеет отношение к насилию. Как правило, борьба с агрессией кончается не очень хорошо. Гораздо эффективнее задумываться о той атмосфере, в которой растет и воспитывается ребенок, о тех моделях, которые ему предлагаются его окружением, о том, что демонстрируют ребенку взрослые и к каким реакциям его подталкивают своими порой не очень осознанными действиями.

Уважайте детей, будьте аккуратны с их личным мироустройством, старайтесь бережно относится к их достоинству. Тогда скорее всего у них не будет причин для агрессивного поведения, выходящего за пределы нормы.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. Сухомлинский.

В данной статье мне хотелось бы донести до родителей и других воспитателей детей, насколько велика роль игрушки и игры в жизни ребенка, а также как они могут разрушать психику малыша.

Мои дети давно выросли и мне не было надобности заходить в магазины игрушек. Недавно у меня родился первый внук и поэтому я решила зайти что-нибудь выбрать малышу. Когда я зашла в отдел игрушек, первое, что осознала – это желание поскорее отсюда уйти. Я начала разбираться, что меня так здесь зацепило. Когда я внимательно разглядела этих всех страшных и неестественных цветов разных кукол, монстров и прочих непонятных чудовищ – стало очень грустно, даже печально. Куклы серо-синего цвета, черные монстры, ядовитых цветов ужастики – и все импортное. Я, взрослый человек, пробыв 5 минут среди этих игрушек, испытала гамму неприятных чувств, а каково ребенку, который находится дома среди игрушек сутками напролет?! Но самое страшное, что ребенок этих чувств не осознает! И это совсем не значит, что они на него не влияют. Влияют, и еще как! Но об этом попозже, а сейчас начнем с теории.

Как мы знаем, игра – основной вид деятельности ребенка и поэтому крайне важно ответственно и разумно подходить к выбору игрушек, с которыми ваш малыш проводит большую часть своей жизни.

Для начала рассмотрим, какую роль выполняют игрушки в жизнедеятельности детей:

— Самовыражение . Через игрушку ребенок выражает свои чувства, эмоции, желания. Поскольку эмоциональная сфера у ребенка развивается раньше речевой, то через игрушку он выражает то, что пока не может облечь в слова;

— Познавательная . Понятно, что игрушки – это уменьшенные части модели мира. Через игры и игрушки дети знакомятся с окружающим пространством: людьми, животными, природой, культурой, искусством, отношениями, профессиями, т.е. всем тем, что они будут постигать по мере взросления. Знакомство с традициями, обычаями, развитие познавательных способностей и творческого начала;

— Идентификационная . Ребенок, беря ту или иную игрушку, тем самым как бы «сливается» с ней, становится ею и играет роль, присущую данной игрушке. Таким образом он проигрывает множество ролей, знакомится со средой людей и природы;

— Обучающая . Через игру ребенок учится познавать мир, жизнь, отношения. Учится творчеству, мышлению, любви, заботе, сочувствию;

— Воспитательная . Именно игрушки и игры, наряду с семейными ценностями, закладывают в ребенка этический аспект, нравственные составляющие будущей личности. Воспитывают ценности добра и гуманизма;

— Эстетическая . Через игры и игрушки ребенок познает чувство прекрасного, красоты, гармонии, формирует вкус, изящность;

— Социальная. Человек – существо социальное и потому роль общения также важна в развитии, как и другие виды деятельности. Ребенок знакомится с окружающим миром и через игру учится взаимодействовать с другими, строить отношения, познавать характеры детей, близких.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» Н.В. Шелгунов.

А теперь посмотрим, как справляются современные игрушки и игры со своими функциями. У меня возникает прямой вопрос: «Какое нравственное начало закладывает современная игрушка в наших детей и с какой целью она вторгается в жизнь ребенка?»

Для примера сравним современные игрушки с игрушками советского периода. Возьмем куклы:

Налицо видны все функции данной игрушки, с которыми она успешно справляется. Она и воспитывает, и учит заботиться (кукла – ребенок), и эстетична, и ребенок легко с ней идентифицируется. Такую игрушку приятно брать в руки, она вызывает положительные эмоции. Лицо и тело выполнены искусно и правдоподобно, чтобы ребенок мог переживать положительные эмоции.

Эта статья из раздела о наболевшем. Сил уже нет объяснять некоторым родителям и детям, что некоторые игрушки совсем не хорошие, а очень даже плохие. Так что - вашему вниманию "крик души" воспитателя-психолога.

Роботы-трансформеры. Некоторые родители утверждают, что они вполне себе безобидны. Что может произойти с ребенком, который играет с роботом, переделывает его в машинку и обратно? В принципе - ничего страшного. Но робот роботу - рознь. Обратите внимание, что большинство из них - с агрессивным выражением лица, с оружием, многие (из дорогих моделей) - оснащены звуковым эффектом. И тут, дорогие мои, только диву даешься, как озвучивают этих трансформеров! Угрозы жизни, драка и смех над побежденным - вот в основном то, что слышат дети, играя с таким роботом.

Родители говорят: "Ну, не обязательно же играть так, чтобы получалась драка между роботами?" А как? Как вы представляете себе должны играть дети? Укладывать их спать? Кормить манной кашей? Купать? Эта игрушка сама предполагает действия игры с ней.

Оружие. Тут многие психологи и педагоги ведут споры. С одной стороны - агрессия, с другой - патриотическое воспитание, растим защитников. Я лично склоняюсь к тому, что подобное оружие должно быть куплено по возрасту и играть с детьми с такими игрушками должны взрослые (папы, дедушки). Предварительно провести беседу, "включить" ребенка в игру, рассказать, возможно, какие-то военные действия ВОВ, тогда и игрушка будет служить не оружием драки, а атрибутом патриотической игры.

  • Мы договорились с Сашей, что он не будет целиться в детей. Пусть возьмет в группу бластер.
  • А как он будет с ним играть?
  • Ну, не знаю, понаблюдайте.

Наблюдаю. Саша ходит с бластером по группе. Скучно. Мальчишки просят дать подержать. Дает. Они начинают стрелять, бегать. Саша забирает бластер назад, объясняет, что мама сказала не стрелять. Мальчики обижаются и отходят от Саши. Саша садится на стульчик. Думает. Встает, подбегает к друзьям и со всему маху бьет их игрушкой по голове. А что? Мама ж не говорила, что нельзя бластером бить, только стрелять нельзя.

Вечером разговариваю с мамой. Оказывается, он и дома так играл. Но мама думала, что в группе он будет играть по-другому. А как? Мы не устраиваем в саду реконструкцию военных сражений. Уж извините. Не та специфика. Патриотическое воспитание у нас есть, и о героях ВОВ мы рассказываем, но объясняем, что война - это плохо. Мы не играем в саду в войну!

Игрушки-динозавры. Нет, я не против этих игрушек. Дети должны иметь представление о том, какие животные проживали на нашей планете в разное время ее существования. Но, дорогие родители, смотрите каких динозавров вы покупаете своим детям. Я не говорю о том, что нужно приобретать только миловидных плюшеподобных зверушек. Нет. Пусть они будут натуральноподобными. Но без агрессивного выражения морды, без позы нападения! А еще (тут я вообще выпала "в осадок" когда увидела) есть такие динозавры, у которых открывается бок, а так торчат кости, мясо, прости Господи, кишки наружу. Это как. Как играть с этим кошмаром?

В продолжение о кошмарах. Не одни мальчики играют в агрессивные игрушки. И девчата вносят свою лепту в подобные игры. Сколько ужасных куколок и мягких игрушек приносили в группу вполне безобидные девочки. Сначала как-то и не было ничего плохого в том, что они играли с такими игрушками. Ну, играли и играли. Пока я не заметила, что игра стала напоминать собой похороны.

Да, представьте себе. Прямо-таки похоронная процессия с укладыванием в "гробик" (укрывали различными мягкими модулями), с возложением цветов, и дальнейшим воскрешением зомби. На мой вопрос - где вы видели такую игру, ответили:

  • А мы такие мультики смотрели. И попросили купить такие игрушки.
  • Поняяяятнооо. А дальше что? После того, как зомби воскрес?
  • Он должен гоняться за другими детьми и съедать их мозг.

Кстати, о мозге. Приносили и такие игры. С полным расчленением человека или животных. (Пишу, а у самой тошнота к горлу подкатывает). Спросила у ребенка - зачем тебе это купили? Отвечает - чтобы я анатомию изучал.

Нет, меня безумно радует наличие познавательного интереса у детей. Это похвально. Но. Но не такого же и не в таком возрасте! Я ж потом у этого мальчика отнимала червяка, которого он пытался вскрыть палочками, чтобы проверить, есть ли у него печень. А дальше что? Воробышки? Котята? Люди? Вы кого хотите вырастить? Хирурга, патологоанатома или маньяка?

А еще лучше - купив, поиграйте вместе с ребенком в эти игрушки. Уверяю - вы откроете для себя удивительный и загадочный мир ранимой детской психики!

Спасибо за внимание. Если вам понравилось - ставьте палец вверх, пишите комментарии, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс развития ребенка и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

Агрессивный ребенок

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Агрессия у детей

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Читайте также: