Игрушки заместители в детском саду

Обновлено: 16.05.2024

Игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

ВложениеРазмер
Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями 18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.

Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутником жизни, источником радости, орудием или материалом игры.

В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними.

Так, например, кукла – обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.

Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению.

Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, её конкретного назначения.

Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:

1. Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).

2. Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).

3. Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого.

Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком-дошкольником. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития. Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители.

Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала.

Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т.д.

Вместе с педагогом дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу», «винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые.

Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.

Как научить ребенка играть с такой игрушкой?

Сначала игрушку- заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры.

Дети с большим любопытством наблюдают, как взрослый, поняв их игровой замысел, из природного материала создает нужный для игры предмет. Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.). Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит». Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», - обычная реакция ребенка. Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно-действенном плане (показателем чего служит детская самостоятельная игра), необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и т.д.)

И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым предметом (дать кукле воображаемое яблоко). Ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для возникновения игры, но самостоятельная игра детей определяется соответствующей организацией предметно-игровой среды и активизирующим общением взрослого с ребенком по ходу её. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей. Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель). Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Очень важно иметь в групповой комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор кубиков; уголок театрализованной деятельности, где имеются маски, игрушки би-ба-бо, разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный бросовый материал: коробки разной формы и размера, природный материал, набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д.

Например, можно сделать из кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки, поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами, кусочками хлеба, пирожными, а конусы превращаются во вкусное мороженное. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона – еда для кукол.

Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками. Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение .

А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых.

А во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов заместителей. Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами-заместителями, к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки. Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку».

Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение. Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем-то другим. Например, говорит от имени куклы: «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет, по форме напоминающий печенье (деталь конструктора, домино, большую пуговицу, протягивает малышу и говорит: «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр. Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы заместители — сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

Прикреплённые файлы:

Мастер-класс «Парковка» для сюжетных игр

Мастер-класс «Парковка» для сюжетных игр Мастер – класс по изготовлению парковки Цель: поддержание интереса к сюжетно – ролевым играм Современные дети стали меньше играть в сюжетно.

Игровое поле «Зима — лето» для театрализованных и сюжетных игр

Игровое поле «Зима — лето» для театрализованных и сюжетных игр .

Игрушки-самоделки, игрушки-заместители Игрушка самоделка, игрушки заместителиЦель: Формировать у детей социально – нравственные качества через игрушки самоделки. Овладенье детьми.

Консультация для педагогов и родителей «Значение сюжетных игр для развития дошкольников» Консультация для педагогов и родителей Значение сюжетных игр для развития дошкольников. Дети дошкольного возраста большую часть времени.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Консультация для родителей “ Роль развивающих игр для детей 3-4 лет” Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 2–3 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста,.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста,.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?.

Консультация для родителей «Как выбирать игрушки для детей 2–3 лет» Статья "Как выбирать игрушки для детей 2-3 лет" Большинству родителей доставляет особое удовольствие дарить детям игрушки. Ведь так хочется.

Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетных игр у детей 2–3 лет Вопросы организации предметно-пространственной среды для игровой деятельности в детском саду всегда актуальны, особенно для детей раннего.

Консультация «Игрушки-заместители в детской игре»


Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческое воображение. Вводить в игру игрушки-заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл «понарошку». В нашей группе ребятам очень нравится играть с такими игрушками, как игрушки-заместители.

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, крышки, пробки, соломки, палочки, пластмассовые яйца, платочки, ткань, небольшие по размеру шнурки, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т. д. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.

Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

В своей группе я очень часто уделяю время таким игрушкам. Всего из нескольких предметов включив воображение можно построить и соорудить необычные конструкции, в данном случае совместно с детьми мы начали сооружать наш Московский «Зоопарк», дети с большим удовольствие предлагали свои идеи, высказывали свои мысли, ребята очень активно участвовали, мальчики в нашей строительстве «Зоопарка» применили и кубики и строительный материал, даже домино имело место там быть, строительный материал был у нас «забор» вокруг нашего зоопарка, в нашем зоопарке мы увидели таких животных как крокодилы (прищепки, бегемоты (яйцо от киндер-сюрприза, жирафа (цилиндр с прищепкой, утки в пруду (каштаны, медведь (конус, барсуки (ракушки, змеи (шнурки, и. т. д. Для развития таких психических процессов как внимание, память, воображение, мышление в своей практике я использую подобные игры. Играя в «Больничку» наши детки могут градусник заменить (карандашом, витаминки (каштаны, шприц для уколов (палочка). Мальчики, играя в магазин, доставка продуктов, овощей и фруктов заменяли машины (грузовые) строительным материалом в него загружали мячи и развозили по магазинам арбузы и дыни. К празднику посвященному «Дню защитника Отечества» ребята построили «Военную базу ВВС» в своей работе они использовали как игрушки заместители, так и традиционные игрушки : военные машины, военные самолеты, ракеты, вертолеты и т. д. Может случиться, что дети не сразу поймут смысл замещения и будут копировать действие воспитателя. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать игрушки-заместители сначала те, что играл со взрослыми, а затем придумывать собственные замещения.

Помощь взрослого в подборе игрушек-заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать возможность деткам самим находить нужный предмет, стимулировать его собственное воображение. Постепенно дети начинают все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использует это в игре. Это закладывает основу настоящей сюжетно-ролевой игры.

«Игрушки». Сценарий театрализованной постановки в рамках недели «Игры и игрушки» Москва, 2014 г. Авторы: Гончарова Е. С., Новотельнова О. М., Тучина Н. В., Сударенкова О. М. Сценарий театрализованной постановки в рамках недели.

«Предметы-заместители в детской игре» Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес. В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру». В этой игре объединились несколько игровых.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

Фотоотчёт спортивного развлечения «Любимые игрушки-спортивные игрушки»

Фотоотчёт спортивного развлечения «Любимые игрушки-спортивные игрушки» Лето-это пора отдыха и всевозможных развлечений. В очередной раз мы решили порадовать детей и разработали сценарий спортивного праздника.

Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители» Чащина Елена Ивановна, воспитатель МДОУ Юго-Камский сад №3, Пермского района, Пермского края Консультация для родителей «В игре всё может.

Памятки по игре Чему обучается ребенок в игре? 1 Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых. 2 Переживать жизненные ситуации других.

Предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх

Предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей,.

Проект создания детской коллекции «Чудеса народных промыслов: игрушки не простые — глиняные, расписные» Продолжительность проекта: 1 месяц Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Возраст детей: 4 - 5 лет Значимая для детей проблема,.

Развитие ребенка в игре Развитие ребёнка в игре. В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий.

Социализация ребенка в игре «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей. Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями, к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку». Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например, говорит от имени куклы: «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет, по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу, протягивает малышу и говорит: «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например: «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или: «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?».

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе, что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами, которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы. Взрослый спрашивает его: «Чем ты кормишь куколку?». Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый задает наводящий вопрос: «Может быть, это яичко?». Ребенок согласно кивает головой: «Яичко». После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет, назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет – заместитель. Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини – исследование на тему: «Предметы –заместители в детской игре».

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру».

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как: хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала, Я спросила у Маши: «Что ты приготовила?». Она ответила : «Готовлю обед».

Маша показывала разные предметы, которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители. Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали. Когда дети пообедали воспитатель спросила: «Что нужно сказать девочкам?» Ребята ответили: «спасибо».

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями. Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала: «Что ты везешь по железной дороге?» Показывая на разные предметы, которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители. Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители, развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

Интегрированное занятие «Опасные предметы» Тема: "Опасные предметы"Цели: - Уточнить представления об опасных предметах, правилах обращения с ними и хранения. - Закрепить привычку.

Анкета для родителей «Что Вы знаете о детской игре?»

Анкета для родителей «Что Вы знаете о детской игре?» Анкета для родителей на тему:«Что Вы знаете о детской игре?» Наши дети очень быстро растут и развиваются. Но развивается ли детская игра,.

Анкета-знакомство для родителей «Что Вы знаете о детской игре?»

Анкета-знакомство для родителей «Что Вы знаете о детской игре?» .

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

Консультация «Игрушки-заместители в детской игре»

Консультация «Игрушки-заместители в детской игре» Игрушки-заместители в детской игре. Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей.

Из опыта работы «Предметы-заместители в детской игре» Введение в игру предметов-заместителей – важнейшее условие формирования творческой игры. Кроме того, это делает игру более интересной, содержательной.

«Опасные предметы» (фотоотчет)

«Опасные предметы» (фотоотчет) Как же нам избежать опасности, которые нас окружают? Мы с ребятами подробно изучили этот вопрос. Я приготовила ватман, на котором указала.

Плакат «Колющие и режущие предметы»

Плакат «Колющие и режущие предметы» Данное пособие изготавливалось к занятию по ОБЖ для знакомства детей с колющими и режущими предметами, т. е. предметами представляющими.

Предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх

Предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей,.

Конспект занятия «Сосчитай предметы» Цель: Закреплять знания о том, что считать предметы можно в любом направлении, считать надо, не пропуская ни один предмет и не один не считать.

B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним из пунктов отмечена необходимость организации полуфункциональности среды и игровых материалов, в частности наличие предметов - заместителей.

Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный-предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это всевозможные палочки, шишки, камушки, веревки и т. п. Такие предметы замещают необходимые для игры настоящие предметы. Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами- заместителями.

Как показывают многочисленные психологические исследования, действительно, включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно – действенного мышления к образному; в старшем дошкольном возрасте, они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_igrushki_zamestiteli.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении

Известно, что на развитие ребенка в значительной степени оказывает среда, которая способна либо замедлить развитие ребенка, так и стать мощным стимулом его развитие.

Так на основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в дошкольном отделении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает развивающую предметно - пространственную среду, которую в течение года необходимо поэтапно изменять дополнять и реорганизовывать ее.

Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» п.4 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Статья 64 Дошкольное образование п.1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.

Именно грамотно организованная предметно - пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним из пунктов отмечена необходимость организации полуфункциональности среды и игровых материалов, в частности наличие предметов - заместителей.

Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный-предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это всевозможные палочки, шишки, камушки, веревки и т. п. Такие предметы замещают необходимые для игры настоящие предметы. Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами- заместителями.

Как показывают многочисленные психологические исследования, действительно, включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно – действенного мышления к образному; в старшем дошкольном возрасте, они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Так же вместе со взрослым дети могут изготовить игрушки- заместители и атрибуты для игр - вырезать из картона, пенопласта, из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Особая ценность этой игрушки в том, что дети постепенно смогут самостоятельно оперировать условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим. Когда ребенок использует предметы - заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, что уже свидетельствует о значительно более высоком уровне развития ребенка, о его креативности.I

Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Здесь очень важна роль взрослого, который может, например, поняв игровой замысел, из подручного материала создать нужный для игры предмет, предложить новое направление развития сюжета, включить нового участника, наделив его интересной ролью и т.д.

Необходимо отметить, что возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями. Родители должны знать о возможностях игрушек-заместителей, их значении для умственного развития ребенка, в частности, его воображения. Ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Источник : Алешина И.Н., Онощенко СВ. Влияние игрушки на формирование личностного потенциала ребенка-дошкольника//Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй всероссийской конференции. 17-19 июня 2003г. /Отв. Ред. Е.А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003, С.3-7..

Читайте также: