Информация для родителей дымковская игрушка

Обновлено: 06.05.2024

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с русским народным искусством ( дымковской, филимоновской, жостовской росписью ) в условиях детского сада.

1. Уточнить и систематизировать знания родителей по проблеме приобщения детей к народному искусству;

2. Познакомить родителей с народным искусством « Дымковская, филимоновская, жостовская роспись » ;

3. Провести с родителями мастер-класс по росписи бумажной заготовки в технике жостовской росписи : «жостовский поднос» ;

4. Развить чувства единства, сплоченности.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже связывают ребенка со своим народом, страной. Корни этого влияния – в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим.

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей Хохломой, Дымкой, Гжелью, Городецкой и Жостовской росписью. Эти виды декоративно- прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяются содержание, усложняются элементы их украшения, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности и традиции.

Мы хотим познакомить Вас с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, чтобы вместе с детьми Вы могли рассматривать и любоваться изделиями народных мастеров.

Что же такое декоративно-прикладное искусство. Оно является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей . У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству , мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.

Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811г. В описании рассказывается о народном вятском празднике – «Свистопляске»( Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками. Г ромкий свист должен был отпугнуть злых духов загробного мира, которые могли посетить веселую тризну. Поэтому все гости праздника охотно раскупали тысячи дешевых свистулек. . Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и стоя на валу бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их ).

Постепенно старинный праздник видоизменялся. Прекратились кулачные бои , перестали скатывать шары по оврагу. Важное значение приобрела ярмарка, забылся древний ритуальный смысл праздника.. , во время праздника продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Глиняными игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в другие губернии. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

В начале 20 века древний промысел почти угас и лишь спустя пол века набрал свою силу. В 1958 году союз художников взял под свою опеку оставшихся мастериц и сумел сохранить и приумножить творческий коллектив и привнести в него новые краски.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Здесь работают всем известные прославленные мастера А.А. Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина, которые, сохраняя старые традиции, создают новые оригинальные игрушки. Народные умельцы работают в благоустроенных светлых мастерских. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это барыни-франтихи, барыни под зонтиком, румяные кавалеры, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, петухи, поросята, медведи и олени. Почти все они – свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Дымковская игрушка пережила множество исторических событий, но сохранила при этом исконно русские традиции и уже более полувека является настоящим лицом, символом города. Хочется сказать спасибо тем людям, которые не смотря ни на что сберегли для нас наше наследие и историю. Благодаря им нам есть чем гордиться. Пока есть дымковская игрушка – жива и душа Вятки, а значит и душа России.

Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. По легенде в этом месте жил дед Филимон, который делал игрушки. Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы А.И. Дербенёва, П.П. Илюхина, А.И. Лукьянова и др. Люди и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета. Сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звёзды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Игрушки полыхают огнём, переливаются всеми цветами радуги, налепов в филимоновской игрушке мало, если сравнивать её с дымковской.

Маленький ребёнок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.

Недалеко от Москвы, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении листвы. Роза - королева цветов, её художник изображает в центре, лепестки переливаются множеством оттенков. Но не сразу на подносе появляется такой красивый цветок, это очень длительный процесс.

В начале ХIХ в. На Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Неприменным участником чаепития стали подносы. Форма подносов самая разнообразная - это и шестиугольные и восьмиугольные и даже треугольные подносы. Фон подносов не только чёрный, а красный, зелёный, бордовый, синий, бирюзовый, оранжевый. Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до сих пор. Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. Люди радуются, покупая красочные подносы с жостовскими букетами, дарят друзьям, знакомым.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.

2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову. Гриву и хвостик получим из тонкой «колбаски» , свернутой «косичкой»

3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета, и, напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

У вас вместе все обязательно получится!

Желаем успеха и хорошего настроения!

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Памятка для родителей

1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. На весенних праздниках в Дымковской слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным.

Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото, создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.

Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры. Они делались в виде различных животных. Здесь были: и петушок, и уточка, и олень, и индюк, и лошадь, а также фигурки барышни. Однако со временем назначение праздника было забыто, а вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края. Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.

Как ее сделать? Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка. Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Процесс лепки проводится вручную, поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась, ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость. Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Консультация для родителей «С игрушкой в детский сад» Может ли ребенок брать в детский сад свои игрушки? Прежде всего, это ваш выбор. Ребенок, поступая в детский сад, может брать с собой, так.

Презентация познавательно-творческого проекта «Знакомство с дымковской игрушкой» В нашей группе прошел познавательно-творческий проект "Знакомство с Дымковской игрушкой", целью и задачами которого которого являются развитие.

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой»

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой» .

Получить в детстве возможность приобщения к народной культуре – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, любить уважать и ценить культуру народа, труд мастеров.

Приобщение детей к культуре родного народа – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, который сможет видеть и чувствовать прекрасное, любить свою Родину.

Родителям необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства.

Начиная приобщать детей нужно обратиться к народному промыслу. Начать нужно с дымковской игрушки, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву : фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

Для этого воспользуйтесь нашими советами:

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего родного народа.

Ознакомление с декоративным народно-прикладным творчеством оказывает большое влияние на детей : способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Памятка для родителей

1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

5. Рисуйте вместе с ребенком.

Консультация «Приобщение детей к истокам русской национальной культуре» Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Актуальность: Прививать интерес к культуре.

Конспект спортивного досуга «Приобщение детей среднего возраста к русской культуре посредством народных игр» Ф. И. О: Фоменко Оксана Геннадьевна Должность: воспитатель Название мероприятия : Конспект спортивного досуга к практико-ориентированному.

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Консультация для родителей на тему «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре» В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Приобщение детей к народной культуре посредством фольклорных праздников в ДОУ «Приобщение детей к народной культуре, посредством фольклорных праздников в ДОУ» Фольклор - это устное народное творчество. Ставя перед.

Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русской народной игрушкой Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой Цель : воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников.

Приобщение детей к русской народной культуре. Конспект музыкального занятия в логопедической группе «Путешествие в прошлое» Приобщение детей к русской народной культуре. Конспект открытого занятия в смешанной логопедической группе (5 – 7 лет). «ПУТЕШЕСТВИЕ В.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой» Как говорил великий.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом» Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребёнок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым!

Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление, а если занятие – увлекательная игра, то восторженные глаза ребёнка будут великой наградой взрослому.

Ребёнок, хоть ещё и мал, тянется к прекрасному, его трудно обмануть, убедить принять уродливое за красивое, и роль взрослого – не допустить создания ребёнком «промежуточных» работ, сделанных кое – как, которые он с лёгкостью может порвать или выбросить. Каждая работа должна иметь законченный вариант, даже если это только маленькая божья коровка на зелёном листе или гриб в траве. Помощь взрослого необходима: помогите выбрать сюжет, фон, размер картины, не бойтесь помочь ребёнку вырезать детали, расположить на листе бумаги, приклеить. И обязательно поместите картину в рамочку. Такую работу невозможно выбросить. Выделите ей место на полочке, оцените труд ребёнка по достоинству и не забудьте похвалить его. Похвала, признание творческих способностей ребёнка утверждает его как личность, помогают вырасти уверенности в своё Я («Я могу! Я умею! У меня всё получится!»).

Постепенно к нему придёт опыт, сформируются навыки, и он с лёгкостью выполнит большую, сложную работу самостоятельно, без помощи взрослого, но всегда будет помнить и ценить те первые шаги, которые взрослый и ребёнок сделали вместе.

Информация для родителей.

Дымковская игрушка.

Лепили эту игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки. По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья – гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки. Лепили и фигурки барынь – щеголих, водоносок, нянек с детьми. Также создавались животные–свистульки - собачки, кони, козлы, бараны, олени. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи.

Лепят эти фигурки из красной глины, после обжига их покрывают белым цветом. Затем игрушки расписывают. Орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними – точки, чёрточки, тонкие линии.

Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Её белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный – зелёный, синий – оранжевый или жёлтый). Роспись весёлая, жизнерадостная.

Поговорите об этом с ребёнком! Прочитайте стихотворение о дымковской глиняной игрушке, обсудите его, при желании – заучите наизусть!

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Яркой глиняной игрушкой:

С голосами тонкими,

Змейки, ленточки и точки,

Клетки, кольца, завиточки.

Веселит, ласкает взор

Пестрый дымковый узор!

Полюбуйтесь вместе дымковскими игрушками! Опишите их, используя вопросы «какой?», «какая?». Подскажите ребёнку подходящие прилагательные.

Дайте ребёнку разноцветные краски, которые легко разводятся водой – акварель, а лучше гуашь. Подскажите ребёнку, что:

• Акварель можно разводить водой, а в гуашь добавлять белила – для получения более светлых оттенков.

• Смешав основные цвета (красный, жёлтый, синий, можно получить различные другие цвета.

• Брать краску можно только чисто вымытой кистью, воду надо почаще менять.

Научите ребёнка приёмам работы с кистью: всем ворсом, прижимая кисть к бумаге, вести прямую линию сверху вниз, слева направо, вести волнистые линии, работать кончиком кисти, рисовать кольца, точки, кружки, отдельные короткие мазки.

Рассмотрите вместе основные элементы дымковской росписи. Потренируйтесь рисовать их на отдельном листе бумаги. Придумайте на их основе свои элементы.

Рекомендации для родителей «Радость сотворчества. Дымковская игрушка»


А теперь попробуйте вместе расписать дымковскую барыню, помогите ребёнку советом, подскажите, как лучше расположить узор на платье барыни, какие краски выбрать.

Почувствуйте радость совместного творчества!

Формирование художественных способностей и эстетического вкуса дошкольников. Творческий проект «Веселая мозаика» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Введение Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики.

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Элементы её росписи – это точки, кружочки, кольца и полоски.

ВложениеРазмер
pamyatki.docx 640 КБ

Предварительный просмотр:

Для вас, родители!

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Элементы её росписи – это точки, кружочки, кольца и полоски.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь.

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Читайте также: