Информация о мастерах филимоновской игрушки

Обновлено: 16.05.2024

Игрушки дошедшие к нам через века. Вот уже 140 лет в окрестностях Тулы появляются на свет яркие, звонкие детские игрушки — свистульки, вошедшие в историю народного искусства под названием филимоновские. Необычный облик этих странных фигурок не изменяется вот уже полтора века. Народная крестьянская их основа не «прогнулась» под давлением новых вкусов и запросов покупателей.

«Все также тянут вверх свои стройные шеи сказочные филимоновские животные, видимо, стараясь разглядеть свое будущее; барыни все также гордо несут свои маленькие головки в изящных шапочках и кружат узорчатые юбки, а их кавалеры-солдаты скачут на маленьких лошадках за ускользающим счастьем»

Современные мастера филимоновской игрушки — наследники древних традиций. Филимоновские мастера продолжают традиции старых крестьянских мастеров. Именно потомственные мастера, выросшие и освоившие мастерство в семьях, являются главными хранителями и продолжателями дела своих предков. Мастера филимоновской игрушки сумели сохранить в своем творчестве идеалы добра, глубокой искренности и чистоты помыслов. Мастера создают очень простые вещи — детские игрушки — свистульки, фигурки животных и людей, декоративные изделия, но они несут детям и взрослым радость, красоту, праздник, в них заключено тепло человеческих рук и сила родной земли.

Православный дар — филимоновская народная игрушка. Такие добрые рукотворные детские игрушки, как добрая мудрая сказка или святочный рассказ, способны благотворно повлиять на формирование души ребенка, а взрослому подарить воспоминания о детстве, умиротворить душу, наполнить ее душевной радостью. Не это ли достигается и в теплой молитве и мудром слове пастыря? Значит и простая игрушка может стать духовным православным даром, если она создана православным мастером с чистыми помыслами и высоким внутренним душевным настроем. Филимоновская народная игрушка никогда не вызовет у ребенка агрессивности, не будет раздражать его пустозвонством фантазии, не испугает своей цветовой, звуковой и пластической дисгармонией. Филимоновские изделия из глины ручной работы очень пластичны по форме, гармоничны в росписи, мелодичны в звучании, имеют выразительный художественный образ и дарят радость детям и взрослым.

Что такое филимоновская глиняная игрушка?

  • Веселые добрые персонажи, выполненные в трогательной, наивной и обаятельной манере.
  • Звонкие свистульки, приносящие радость и весёлый смех Вашему ребёнку.
  • Яркая фантазия, сказочность, поэтизация окружающего реального мира.
  • Необычные животные, украшенные яркими узорами.
  • Добрый юмор в изображении людей и животных.

Уникльные качества филимоновских игрушек:

Рукотворность | Природный материал| Продуманность формы и размера игрушек.

© «ХРАМ и СЛОВО», 2022.
© Идея, Концепция, Содержание. «Храм и Слово», 2013.
Создание сайта — web-студия “ Scrofa Tridens ”.

Представляем вам уникальную семью мастеров филимоновской игрушки, единственную семью на промысле, все члены которой являются мастерами филимоновской игрушки — Народный мастер России Елена Алексеевна Орлова, ее мама — Масленникова Валентина Николаевна, супруг Елены — Владимир Першин и ее сын — Роман Орлов. В родословной этой семьи потомственных мастеров имена лучших филимоновских мастериц.

Родными бабушками Елены Алексеевны были Александра Федоровна Масленникова и Анна Иосифовна Дербенева, «двоюродной» бабушкой была Лукьянова Евдокия Ильинична (она приходилась золовкой А.И.Дербеневой и крестной Валентины Николаевны). Именно Е.И.Лукьянова и ее подруга Е.К.Евдокимова когда-то в трудные для промысла годы сохранили филимоновскую дель, дали ей второе дыхание, возродили промысел вместе с замечательным художником, энтузиастом этого возрождения Денисовым Николаем Васильевичем.

Народный мастер Масленникова Валентина Николаевна (1936 г.р.)

Потомственная мастерица, дочь известной потомственной мастерицы А.Ф.Дербеневой. Плодотворно работает на промысле, создаёт игрушки в своем неповторимом стиле, близком по манере лепки и росписи к работам мастериц, работавших в 50-60-е годы. Ее работы всегда узнаваемы по своеобразной лепке — лаконичной, строгой и композиционно выверенной. В росписи ее манера изящна, графична и находится в гармонии с пластической формой изделия.


Народный мастер Першин Владимир Борисович (1960 г.р.)

Народный мастер, занимается лепкой филимоновской игрушки с 1987 года. Создает замечательные работы, отличающиеся чистотой традиционного стиля, прекрасной пластикой, выверенной в пропорциях и верно найденными силуэтными линиями. Роспись его игрушек всегда безупречно точна и гармонична.


Народный мастер Орлов Роман Вячеславович (1982 г.р.)

Народный мастер, окончил художественное отделение Тульского музыкального училища, в настоящее время работает в Музее Филимоновской игрушки в Одоеве. Молодой художник, прекрасно освоивший традиции пластики и росписи, достойный потомственный мастер и продолжатель дела своей семьи. В своих работах стремится к поиску новых форм и образов, гармонично сочетая традиции и новаторство.


Народный мастер Елена Алексеевна Орлова (1963 г.р.)

Имеет звание Народный мастер филимоновской игрушки, которое она получила в 18 лет в 1981 году, с 1990 года является членом Союза художников России, а также носит высокое почетное звание Народный мастер России. Она является участником всех крупнейших Всероссийских художественных выставок. Свое мастерство и умение Елена Алексеевна впитала от своих бабушек и мамы, училась у них с детства и пробовала свои силы под их чутким присмотром. Сейчас Елена Алексеевна — зрелый мастер, со своим художественным почерком, известный художник и одна из ведущих мастериц филимоновского промысла. В своем творчестве она достигла подлинных вершин мастерства, ее работы говорят сами за себя, демонстрируя уникальный сплав традиции и авторской индивидуальности.

Работы Елены Алексеевны Орловой находятся в собраниях: Государственного Русского музея, Тульского художественного музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея филимоновской игрушки (открыт в 2009 году) Фонда народных художественных промыслов, Музея игрушки «Забавушка»( Общества любителей народного искусства «Традиция», г. Москва), Сергиево-Посадского Музея игрушки, Музея свистульки г.Чезуна (Италия). В том числе во многих частных коллекциях в России и за рубежом.

Слово мастеру

Елена Алексеевна Орлова рассказывает о себе, о творчестве и о промысле.

«Всю жизнь училась у мастеров, у своих бабушек. С рождения жила рядом с этими игрушками, постоянно видела, как их расписывает бабушка. Всю свою сознательную жизнь видела, как лепят, красят, сама пробовала, училась у старших. В 18 лет стала Народным мастером филимоновской игрушки, потом членом Союза художников России. Да, все азы игрушки можно изучить в учебном заведении, но чтобы стать настоящим мастером, надо учиться у мастеров индивидуально. Конечно, кто учится этому ремеслу, постигает умение делать роспись, делает зарисовки, копирует — тот сумеет сделать хорошую роспись.

Но на самом промысле так никогда не делали и я так не делала. Сразу училась расписывать саму игрушку. Когда делаю роспись, чувствую какой узор «просится» на игрушку, но люблю и «экспериментировать» с росписью и сюжетами. Стараюсь вводить в промысел новые сюжеты, чтобы ремесло жило и развивалось. Сама глина, природа подсказывает новое, все оттуда. Мастера, которых я знала, были сама Поэзия, были людьми с поэтической, художественной натурой. А сама, когда делаю игрушку о многом думаю, вспоминаю детство, самые яркие моменты, своих родных. Больше люблю лепить, чем красить. В лепке больше фантазии, творчества, в этом я похожа на бабушку Анну Иосифовну Дербеневу, она тоже любила повторять: «Все лепила бы, лепила, а расписывал бы кто другой». Мне трудно судить о том, врожденное ли у меня «чувство формы», интуиция это или обучение. Все мои предки занимались филимоновской игрушкой, я жила с этим, но и приобретала тоже. А что важнее — традиция или свобода? Скажу, что и то и другое. Традиция — это основа, свобода — это развитие.

В жизни промысла должны появляться новые сюжеты, новые формы, особенно для детей. У них сейчас много информации, большие требования ко всему, появляется спрос на другие игрушки и в жизни промысла должны появляться новые игрушки. Детей сейчас обучают нашему ремеслу, например, в Тульских школах искусств, в Одоеве в школе искусств, мы проводим мастер-классы, также в Поленовском музее они ежегодно бывают в августе-сентябре. Внучка Анечка растёт среди наших игрушек, любит сама что-нибудь слепить или покрасить. Возможно, со временем она тоже унаследует наше семейное дело.

Среди игрушек промысла есть такие новые работы, что кажется — им уже тысяча лет, так они влились в промысел и понравились мастерам. Мастера друг у друга перенимают находки, так как и было раньше. Мои игрушки тоже были восприняты промыслом — «Карусель», «Свинка», «Емеля на печке», «Птица-горлица». Секретов про игрушку не держу, все что знаю и умею — отдаю людям. По молодости казалось, что ты уже настоящий мастер, а сейчас кажется, что надо еще учиться и совершенствоваться».


Современным детям трудно угодить с игрушками, они избалованы многообразием игр и игрушек, о многом информированы и очень требовательны. Дети привыкают к быстрой смене впечатлений и, как говорят психологи, у них развивается «клиповое мышление» и «визуализация» восприятия. Это реальность, которой трудно противостоять! Но надо! Иначе дети не получат таких необходимых в детстве и запоминающихся на всю жизнь образных впечатлений.

Что дарит ребенку яркие образы, впечатления, эмоции?

Искусство — источник впечатлений, оно с детства воспитывает человека, «настраивает» его на определенный лад.

Игрушки, на которых воспитывается ребенок — это одно из первых проявлений искусства в его жизни.

Народные игрушки — произведения искусства, через которые в жизнь ребенка входит «большое» искусство (согласитесь, что современные промышленные игрушки нельзя назвать произведениями искусства)

Мы любим народные игрушки! Мы до-ве-ря-ем народным игрушкам! Мы доверяем мастерам — авторам, художникам, создающим народные игрушки.

Мы любим филимоновские народные игрушки! Мы любим мастеров, авторов народных игрушек (да простят нас искусствоведы за такое словосочетание*) ! Мы знаем каждого из них, видели их за работой,говорили с ними об их искусстве,знаем их взгляды на жизнь. Познакомьтесь и вы с нашими мастерами народной филимоновской игрушки! Узнайте о них и об их игрушках больше в наших статьях.

Родители, бабушки и дедушки, педагоги и воспитатели любят и ценят народные филимоновские игрушки за то, что они подлинные и настоящие. В современном мире, где так много подделок и суррогатов, такая подлинность ценится «на вес золота». А в народе говорят «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго!»

Добрые игрушки от добрых мастеров — вот что такое филимоновская народная игрушка!

Главное, что хранят мастера — это Традиции (именно с большой буквы)! Традиции старых крестьянских мастеров, которые жили «в добре» и «по правде». Теперь принято разрушать традиции, видеть в них пережитки прошлого, не нужного в настоящем. Но уже сказано на все времена, что «без прошлого нет настоящего»!

А традиция это не пепел, а огонь! Традиция не лежит золою в старой печке! Традиция «пылает», то есть живет и развивается! Поэтому настоящие Мастера, какими и являются филимоновцы, делают не старые игрушки, а новые игрушки для современных детей! Но корни их уходят в глубокую древность! Новые игрушки, как молодая зеленая крона на стволе дерева, у которого глубокие мощные корни.

Дети любят филимоновские игрушки за то, что они узнаваемы и сказочны одновременно! Лошадка узнаваема, а большой конь с длинной шеей такой необычный и красивый, как в сказке! В игрушках много фантазии близкой детской. Детям нравится всадник на лошадке, но они с большим удовольствием играют всадником на курице или на свинке. Они такие веселые! Да и где еще встретишь таких «всадников»? Только в детских потешках и в стишках про «небывальщину».

Еще дети любят народные игрушки за то, что они не похожи на обычные игрушки, что все они такие разные и можно выбирать такую игрушку, какой нет ни у кого.

Еще любят за то, что все филимоновские игрушки — свистульки! Веселый мелодичный свист неотделим от игрушки. Так было испокон веков и даже назывались игрушки просто свистки или свистульки, а мастерицы были свистулечницами. И бывало, что игрушка оставалась просто белая некрашеная, но всегда со свистком. Посвистеть в свистульку — любимое развлечение детей, но настоящая свистулька должны быть звонкой и удобной. Так оно и есть у филимоновцев — что птичка, что барашек или курочка — бери любую и она ляжет в детскую ручку удобно и надежно, а свисток всегда порадует чистым, звонким звуком.

Такие они филимоновские игрушки — детям и взрослым на радость, на веселье, на праздник!


Любите филимоновские игрушки! Дарите их детям! Украшайте ими свой дом! Любуйтесь ими и вспоминайте их, когда вам будет грустно или захочется солнца и тепла! Глина, напитанная соками земли, даст вам силу, добрые руки мастеров принесут душевное тепло, яркие краски подарят ощущение яркого мира вокруг вас!

* Название и понятие «народная игрушка» имеет определенные исторические корни. Оно родилось в крестьянской среде, где крестьянские игрушки существовали, как попутный продукт деятельности других мастеров (например, гончаров). Затем их стали называть «кустарными», позже «промысловыми» после того, как игрушечное производство выделилось в отдельную область деятельности. В настоящее время искусствоведы и культурологи спорят о правомерности термина «народная игрушка» для современного состояния народных художественных промыслов. Дело в том, что сейчас, в силу исторических изменений в крестьянстве, утрачены основные составляющие понятия народное искусство — крестьянское мировоззрение и коллективность народного творчества. Сейчас принято называть народные игрушки — традиционными, а традиционные художественные промыслы — Школами традиций. Однако мы не будет вдаваться в подробности научных споров и скажем, что в своих статьях мы употребляем термин «народная игрушка» по отношению к совершенно конкретным игрушкам и изделиям мастеров традиционной филимоновские игрушки и считаем, что, в данном случае, это правомерно по сути их творчества.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки. У нас вы можете заказать и приобрести традиционную игрушку, а также белую обожженную игрушку для детского творчества, посмотреть мастер-классы по её лепке и росписи.

3аа

Ассортимент игрушки насчитывает более сотни наименований.

12491746_973538479387350_4953349895666288460_o
13
филимоновская игрушка - (3)
1а

Прайс-лист представлен в удобной форме фотоальбома.

прайсовая

Приобрести игрушку можно за наличный и безналичный расчет. Мы отправляем игрушку транспортными компаниями в любой регион России.

На нашем сайте представленны обучающие мастер -классы по лепке и росписи игрушки.

IMG_8358а
1 (7)а
е 021
е 037

Также можно посмотреть и заказать авторские работы,

узнать о ежегодном Всероссийском фестивале народного творчества "Поляна".

Читайте также: