Интересные факты о деревянных игрушках

Обновлено: 04.05.2024

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э.

Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-

транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Было время, когда детские игрушки делали массово только из дерева или металла. Промышленность была подготовлена только под такие материалы.

Потом наступила эра пластика. Это был дешёвый прочный материал, удобный и для производителей, и для потребителя: его можно было легко делать любого цвета и формы.

Сейчас мы даже не задумываемся, из какого материала сделана игрушка. Мы смотрим на цену и на суть игрушки - для какого она возраста и как с ней, собственно, играть.

И вот тут с некоторых сайтов долетают до родителей и сеют в них сомнения такие советы, как "ваш ребёнок должен развивать тактильные навыки; ручками и пальчиками чувствовать текстуру материала; только дерево - ведь это натуральный, экологически безвредный материал; дерево - это тёплый материал" и всё в таком же духе.

Разберёмся, что из этого правда, а что нет, и стоит ли гоняться за деревянными игрушками.

Игрушки из дерева всегда красивее. Так думают, в основном, бабушки и дедушки и некоторые не очень молодые родители. Почему? Потому что в детстве они видели именно такие игрушки. И теперь вид деревянного поезда или куклы вызывает у них приятные воспоминания.

А попробуйте-как сделать из дерева функциональную игрушку: экскаватор с ковшом, пожарную машину (да, у меня мальчики )) или не дай Бог - сачок. В этом плане современные материалы и технологии бесспорно выигрывают.

Дерево экологически безопасный материал. Тут не всё однозначно. Вот, например, одежда из хлопка всегда будет лучше для тела, чем синтетика. Дерево тоже натуральный материал. Но одного этого недостаточно, чтобы стать безопасным. Если, например, пирамидку из пластика сразу можно сделать разноцветной, то её аналог из дерева надо будет, безусловно, покрасить. Какую краску будет использовать производитель?
За дерево ещё можно быть уверенным, что это просто дерево. Каким бы ни был хорошим или плохим производитель, дерево останется деревом. А вот краску он может взять любую, а её ребёнок оближет и сгрызёт в первую очередь.
А у нас в семье как раз был случай. Никите где-то в возрасте двух лет купили набор, из которого надо было собирать на манер пазла кораблик и ещё цветные машинки разной формы, которые тоже надо было укладывать в подходящие по форме ячейки. В этом возрасте он их естественно всячески грыз. А потом получил отравление.

Даже если каким-то образом представить себе совершенно неокрашенную и не покрытую никаким лаком игрушку из дерева, то всё равно - дерево материал мягкий, разгрызается легко. Зачем нам куски дерева в организме? Плохой пластик тоже грызётся, конечно. Но так надо выбирать хороший.

Ребёнку надо чувствовать пальчиками дерево. Это правда. Малыш познаёт мир не только через глаза и уши, но и трогая всё подряд руками. Дайте ему металлическую ложку, и он узнает, что такое холодный металл. Дайте резиновый мячик, и он узнает, какая на ощупь мягкая резина. Свою деревянную кроватку он и так потрогает.
Как видите, для тактильного освоения мира совершенно не обязательно гладить поверхность деревянного Чиполлино.

Кроме того, игрушки из дерева всегда дороже аналогичных из пластика. На то есть две причины: 1) их действительно дороже производить; 2) покупатель готов платить больше и не удивляться этому. "А как иначе? Ведь это же не какой-то там пластик, а та самая - редкая, ценная, безопасная, уникальная игрушка из дерева! Дайте две!"

Мой вывод. Если деревянная игрушка выпущена именитым брендом из сертифицированных материалов, и вам очень хочется её купить, покупайте. Но это делать не обязательно. Для развития ребёнка отлично подойдёт и пластиковая игрушка, при условии, конечно, что она тоже хорошего качества.

Если я что-то забыл, напишите в комментариях, какие ещё есть причины, по которым надо выбирать деревянные игрушки. Обсудим.

Понравилось? Поставьте лайк. И не забудьте подписаться на канал, впереди ещё много интересного.

Наверное, только игрушки из него. Деревянные игрушки обладают непередаваемой энергетикой, долговечны. В чем преимущество и польза развивающих игрушек из дерева и как их правильно выбирать – памятка для родителей

Положительное воздействие на формирование тактильных навыков

Приятная, а главное такая разная фактура дерева — именно то, что нужно для развития мелкой моторики пальцев.Осязая и исследуя разные по форме и текстуре игрушки, ребенок получает массу информации.

Безопасность
Игрушки из природных материалов не могут навредить. Дети могут без ущерба для здоровья их исследовать: чесать десны, когда режутся зубки, грызть и сосать, грызть и облизывать — вреда не будет, а будет только польза от получения новых впечатлений и бесценного опыта. Гладкая текстура и натуральные красители очень важны для безопасности малыша.

Энергетика
Деревянные игрушки обладают непередаваемой энергетикой. Они настраивают на положительный лад, дают ребенку правильный настрой, что все живое — ценно.

Эстетика
Что может быть красивее дерева? Наверное, только игрушки из него. Темные и светлые прожилки, годовые кольца, проступающие на поверхности кукол и домиков, дают ребенку правильное представление о гармонии и красоте, развивают фантазию и воображение. Ролан Барт описывал пластик и металл как «неизящные» и «химические», и говорил, что дерево — «знакомая и поэтическая субстанция, не отсекающая ребенку близкий контакт с лесом, со столом, с полом. Дерево не ранит и не разбивается. Оно не ломается, а изнашивается, и может прослужить долго».

Долговечность
Не так просто сломать игрушку, изготовленную из дерева. Более взрослые дети, которые интересуется тем, как все устроено и из чего сделано, могут смело ронять, бить, пытаться сломать деревянную игрушку, ведь она будет очень прочной и выдержит любые нагрузки. Даже самому гиперактивному ребёнку будет крайне сложно сломать игрушку из дерева.

Гигиена
Деревянные игрушки довольно легко мыть, достаточно окунуть в мыльный раствор, ополоснуть и вытереть насухо. Пластмассовые также можно мыть, но если в них встроен какой-то механизм или батарейки, процесс будет сложным.

Как правильно выбрать деревянную игрушку:

  • Текстура. У игрушки не должно быть шероховатых поверхностей, трещин, заноз.
  • Красители. Краска и лак должны быть качественными (пищевые и акриловые красители). Для детей менее года – без красителя.
  • Конкретное назначение – для тренировки счета, для обучения различиям в цветах и пр. Избыток функций – это лишнее для детской игрушки.
  • Простота. Чем проще игрушка – тем быстрее происходит развитие творческого начала ребенка.
  • Возраст и личный график развития своего малыша. Например, ребенку менее трех лет не следует брать конструктор из мелких деталей.
  • Для малышей менее 3 лет вес игрушки должен быть до 100 г; острые углы/выступы недопустимы; шнурки у каталок и прочих должны иметь ограничители и толщину от 2 мм.
  • Выбирая цвет, сразу исключайте черные рисунки на темных фонах – чтобы малыш не напрягал зрение.

Помните, когда-то набор деревянных кубиков был у каждого советского ребенка? И кукольная мебель из дерева. И пирамидка с деревянными кольцами. Сейчас на смену им пришел пластик и игрушки из него.

Иногда они прекрасны, иногда оставляют желать лучшего, но в любом случае это совсем не то же самое. И когда мы хотим порадовать малыша чем-то особенным, мы делаем выбор в пользу дерева.


Первая в мире деревянная игрушка

Ученые склонны полагать, что первая деревянная игрушка появилась примерно тогда же, когда человек создал и другие предметы быта из дерева, но официально самой старой считается египетская кукла, возраст которой оценивается в 4000 лет, найденная в одной из детских гробниц. Впрочем, есть и другая версия. Согласно ей, первыми деревянными игрушками были копии самых обычных «взрослых» предметов: маленькие топорики, дубинки и луки, с которыми дети забавлялись, подражая старшим. Такие игрушки были найдены, например, в Африке.

Долгое время деревянная игрушка была уникальной вещью, которая создавалась вручную родителями ребенка. Только к XVIII веку производство поделок из дерева постепенно начало приобретать промышленный характер, а настоящего расцвета достигло в XX веке, когда фабричные игрушки в целом (не только деревянные) стали повсеместно доступны.


А вот к началу XXI века деревянная игрушка, к сожалению, была смещена с пьедестала почета более дешевым и доступным пластиком. Но это не значит, что она стала хуже. Скорее, наоборот.

Польза деревянных игрушек для детей

Развитие фантазии

Не всегда, но очень часто деревянные игрушки многофункциональны и имеют нелинейную открытую природу. Что это значит? Что ваш ребенок сможет использовать один и тот же предмет по-разному. Детали деревянного конструктора становятся не только строительным материалом для домика или замка, но и всем, чем угодно (насколько хватит фантазии у детей и их родителей). Такая особенность вдохновляет на творческую игру, развивая познавательные способности и навыки решения разных проблем.

Развитие органов чувств

Дерево, в отличие от пластика, имеет более ощутимый вес, совсем иную текстуру и даже «звучит» иначе. Все вместе это позволяет ребенку получить новую гамму ощущений от игры и стимулирует развитие чувств, приглашая его к новым исследованиям и открытиям. Это может быть особенно полезно для детей с задержкой в ​​развитии мелкой моторики или с сенсорными расстройствами, потому что такие игрушки помогают им почувствовать свои движения.


Развитие зрительно-моторной координации

Соединять между собой деревянные детали – совсем не то же самое, что скреплять детали конструктора. Здесь задействованы другие принципы взаимодействия с предметами. Ребенку нужно больше учитывать гравитацию, неосознанно производить простые вычисления, позволяющие создавать новые конструкции. Кроме того, дети должны прикладывать больше энергии во время игры: например, колеса деревянной машинки могут двигаться не так плавно, как у пластиковой или металлической.

Эстетическое развитие

Как правило, большинство деревянных игрушек – еще и красивы. Даже неокрашенные кубики способствуют развитию чувства красоты у ребенка. Ведь всякая деревяшка имеет свой неповторимый узор, она уникальна, а игрушки из натуральных материалов всегда создают особое ощущение уюта в детской.

Важные доводы для взрослых

Давайте будем честными. Покупая игрушки своим детям, мы во многом опираемся не только на их желания, но и на свои убеждения и предпочтения. А нам важно, чтобы игрушка была практичной и вызывала положительные эмоции. Поэтому, приобретая деревянные кубики, каталки и домики, мы обеспечиваем себе:

уверенность, что ребенок не поранится (трудно поцарапаться хорошо отшлифованной гладкой игрушкой);

уверенность, что малыш не контактирует с токсичными веществами (не всякий пластик безопасен, а вот дерево – наверняка);

уверенность, что игрушка прослужит долго (сломать деревяшку тоже очень трудно);

чувство радости от поддержания идеи экологически чистого мира (вещь, которая не ломается, не окажется на свалке через месяц после покупки и даже через год, а если окажется, не будет засорять землю, поскольку сделана из природного материала);

снижение шумового фона (обычно деревянными игрушками дети играют тише, чем пластиковыми);

чувство эстетического удовольствия (не только же детям радоваться красоте разноцветных кубиков, родителям это тоже важно!).


А у вас много деревянных игрушек? Может быть пора пополнить коллекцию?

Читайте также: