Искусствоведы уверенно насчитывают более сорока сюжетов романовской игрушки

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И -НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Формулировка задания : укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(З)ые краски.

Правильный ответ: 3.

Формулировка задания: укажите все цифры, на месте которых пишется НН (Н)

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

Алгоритм выполнения задания.

  1. определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы;
  2. применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи.

Имя существительное:

1. Если корень слова оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н:

малинник (малина)

2.Если сущ. образовано от прил., имеющего НН, или от причастия:

болезненность (болезненный)

избалованность (избалованный)

3. Запомни: бесприданница

1. В словах, образованных от сущ., у которых есть суффиксы -ин-,-ан-, -ян-

торфяник (от сущ. торф)

2. В словах, образованных от прил. с одним Н: ученик (от прил. учёный), мученик, труженик

багряница (багряный) ,конопляник(конопляный)

вареник (варёный),копчёности (копчёный)

костяника (костяной) ,мудрёность (мудрёный)

масленица (масленый),овсяница (овсяный)

гостиница (гостиный),дровяник (дровяной)

смышлёность (смышлёный),великомученица

Имя прилагательное:

1. сущ. -Н+ -Н-: карманный

2. -ОНН-, -ЕНН-: комиссионный,клюквенный,

3. исключения с -ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

! юннаты (юные натуралисты)

1. -ИН- : гусиный

2. исключение ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)

3. -АН- (-ЯН-): кожаный

Запомните: юный;

багряный, румяный, рьяный, пьяный, пряный (историч. суф. - ЯН-); бараний, свиной, синий, зелёный, единый, ядрёный.

В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных

туманная даль – даль туманна

ветреная девушка – девушка ветрена

Н – НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. Есть приставка: просеянная мука

(кроме приставки не-)

Но: непрос еянная мука

1 .Есть приставка не-: несеяная мука

2. Нет ¬, но есть ЗС: сеянная через сито мука

2. Нет ¬: сеяная мука

3. есть суффикс -ова-/-ева-:

маринованные огурцы

3. Исключения: кованый, жёваный, клеваный (-ов-, -ев- входят в состав корня)

4. Образовано от бесприставочного глагола совершенного вида:

Решённая задача (решить – что сделать?)

Но: израненный, раненный в ногу боец

! Будучи раненным, солдат оставался в строю.

Женщины тут же развешивали стиранное.(Страдат. прич., т. к. сохраняют глагольное значение, указывают на временное состояние, а не на постоянный признак-качество)., безветренный

4. Исключение: раненый, ветреный

5. Эти же слова в прямом их значении будут причастиями: названная пьеса, конченная работа.

5. При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова: смышлёный ребёнок, незваный гость, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье, конченый человек.

Исключения: жеманный, желанный,

неслыханный, невиданный, священный,

нежданный, негаданный, нечаянный, деланный, медленный, недреманный, чванный, чеканный

6. Написание не меняется в составе сложных слов: златотканый, ломаный-переломаный, Слово все в целом имеет значение прилаг. (высокая степень качества), а не значение «прилаг. + причастие».

7. Краткие причастия: девочка избалована

Краткое прилагательное

Краткое причастие

Девочка воспитанна (сама– краткое прилаг.). Можно заменить полным прилагательным: воспитанная.

Девочка воспитана в детском доме (кем?) – краткое прич.. Заменяется глаголом: девочку воспитали.

Краткое причастие среднего рода

Он отвечал обдуманно (как? каким образом?).

Дело обдумано ( каково?) со всех сторон.

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазывала их масле(2)ым перышком и посыпала солью, крупной, как толче(3)ое стекло, от коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В мезонине было прибра(1)о, на обеде(2)ом столе, обычно захламле(3)ом, аккуратно разложе(4)ы общие тетради, папки.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Я собирался встретить дирижёра на станции, но он неожида(1)о приехал с более ра(2)им поездом, и я представился ему лишь в гости(3)ице.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Деревя(1)ый вместительный дом с некраше(2)ым дощатым полом, отштукатуре(3)ый изнутри, прочно стоял на каме(4)ом фундаменте.

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: "Свинцовый карандаш". Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Искусствоведы увере(1)о насчитывают более сорока сюжетов романовской игрушки. Глиня(2)ые барышни и дамы в красивых нарядах и больших кокошниках слегка нарумяне(3)ы. Под стать им кавалеры, среди них преобладают вое(4)ые в перетянутых портупеях, фуражках и высоких папахах.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Проникновение в язык иностра(1)ых слов, связа(2)ых с политикой и экономикой, вызва(3)о прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью совреме(4)ого общества для международных контактов.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н .

Дверь в комнату была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медле(3)ый этюд.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Круглый красного дерева стол и полка уставле(1)ы и увеша(2)ы хлебными изделиями: здесь ржа(3)ой с поджаре(4)ым краем хлеб, румя(5)ые ватрушки.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

11. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В кафе широкий ассортимент: разнообразные сорта кофе, слоё(1)ые масля(2)ым кремом пирожные, глазирова(3)ые фрукты, коктейли.

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тропинка взбиралась на гору лома(1)ой линией и вела в нерасчище(2)ый лес. При лу(3)ом свете деревья казались причудливыми великанами, уходящими ввысь к серебря(4)ым звёздам. Вскоре немощё(5)ая песча(6)ая дорожка исчезла.

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В лавке было немало интересных вещей: стари(1)ые кофейники, маленькие серебря(2)ые ложки, фарфоровые тарелки, украше(3)ые разноцветными узорами.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Просторная комната было густо заставле(1)а запылё(2)ыми цветами в краше(3)ых охрою кадках и глиня(4)ых горшках.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Кругом расходятся дли(1)ые, широкие улицы, немощё(2)ые, с деревя(3)ыми тротуарами.

16. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

История самая обыкнове(1)ая. Но вы, кажется, скло(2)ы придавать ей преувеличе(3)ое значение.

17. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Необразова(1)ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

18. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мы брели по полю, где трава не была скоше(1)а. Давно не коше(2)ая, она была нам по пояс. На лугу разнообразие трав неслыха(3)ое. Непуга(4)ые птицы нас соверше(5)о не боялись.

19. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Путешестве(1)ики увидели в непролазной дикой чащобе зеле(2)ые, вспаха(3)ые и засея(4)ые человеком поля.

20. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

21. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н .

На хо­зя­и­не была тка(1)ая ру­ба­ха, под­по­я­са(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

22. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.

23. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой.

24. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Прогулочные шлюпки с полотня(1)ым тентом, нарядные, свежевыкраше(2)ые, были рядком пришвартова(3)ы к ограждё(4)ому канатами причалу.

25. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.

На внутре(1)ей стороне двери висела аккуратно приклее(2)ая репродукция картины, где была изображе(3)а живописная речка с плотиной и небольшой ветря(4)ой мельницей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Задание 14 ЕГЭ (2016) Правописание н-нн в разных частях речи

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазывала их масле(2)ым перышком и посыпала солью, крупной, как толче(3)ое стекло, от коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В мезонине было прибра(1)о, на обеде(2)ом столе, обычно захламле(3)ом, аккуратно разложе(4)ы общие тетради, папки.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Я собирался встретить дирижёра на станции, но он неожида(1)о приехал с более ра(2)им поездом, и я представился ему лишь в гости(3)ице.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Деревя(1)ый вместительный дом с некраше(2)ым дощатым полом, отштукатуре(3)ый изнутри, прочно стоял на каме(4)ом фундаменте.

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: "Свинцовый карандаш". Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Искусствоведы увере(1)о насчитывают более сорока сюжетов романовской игрушки. Глиня(2)ые барышни и дамы в красивых нарядах и больших кокошниках слегка нарумяне(3)ы. Под стать им кавалеры, среди них преобладают вое(4)ые в перетянутых портупеях, фуражках и высоких папахах.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Проникновение в язык иностра(1)ых слов, связа(2)ых с политикой и экономикой, вызва(3)о прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью совреме(4)ого общества для международных контактов.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н .

Дверь в комнату была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медле(3)ый этюд.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Круглый красного дерева стол и полка уставле(1)ы и увеша(2)ы хлебными изделиями: здесь ржа(3)ой с поджаре(4)ым краем хлеб, румя(5)ые ватрушки.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

11. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В кафе широкий ассортимент: разнообразные сорта кофе, слоё(1)ые масля(2)ым кремом пирожные, глазирова(3)ые фрукты, коктейли.

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тропинка взбиралась на гору лома(1)ой линией и вела в нерасчище(2)ый лес. При лу(3)ом свете деревья казались причудливыми великанами, уходящими ввысь к серебря(4)ым звёздам. Вскоре немощё(5)ая песча(6)ая дорожка исчезла.

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В лавке было немало интересных вещей: стари(1)ые кофейники, маленькие серебря(2)ые ложки, фарфоровые тарелки, украше(3)ые разноцветными узорами.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Просторная комната было густо заставле(1)а запылё(2)ыми цветами в краше(3)ых охрою кадках и глиня(4)ых горшках.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Кругом расходятся дли(1)ые, широкие улицы, немощё(2)ые, с деревя(3)ыми тротуарами.

16. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

История самая обыкнове(1)ая. Но вы, кажется, скло(2)ы придавать ей преувеличе(3)ое значение.

17. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Необразова(1)ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

18. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мы брели по полю, где трава не была скоше(1)а. Давно не коше(2)ая, она была нам по пояс. На лугу разнообразие трав неслыха(3)ое. Непуга(4)ые птицы нас соверше(5)о не боялись.

19. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Путешестве(1)ики увидели в непролазной дикой чащобе зеле(2)ые, вспаха(3)ые и засея(4)ые человеком поля.

20. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

21. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н .

На хо­зя­и­не была тка(1)ая ру­ба­ха, под­по­я­са(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

22. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.

23. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой.

24. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Прогулочные шлюпки с полотня(1)ым тентом, нарядные, свежевыкраше(2)ые, были рядком пришвартова(3)ы к ограждё(4)ому канатами причалу.

25. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.

На внутре(1)ей стороне двери висела аккуратно приклее(2)ая репродукция картины, где была изображе(3)а живописная речка с плотиной и небольшой ветря(4)ой мельницей.

26. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.

Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

27. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.

Необыкнове(1)о изменилось её лицо под гримом: оно стало как будто незнакомым, черты его проявились резче и красивей, глаза были подведе(2)ы тёмной краской и, неестестве(3)о громадные, ярко блестели от внутре(4)его волнения.

28. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Ели и сосны, скова(1)ые мо­ро­зом, за­сты­ли чер­ные и не­по­движ­ные, толь­ко из­ред­ка сухо по­трес­ки­ва­ли, слов­но про­сту­же(2)о каш­ля­ли. Волк под­нял го­ло­ву и завыл – тоск­ли­во и дли(3)о. В ответ ему ис­пу­га(4)о за­ла­ял в избе пес.

29. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Исти(1)ый талант — это, безусловно, врождё(2)ое качество, но не все от природы талантливые люди готовы в нужной мере развить свои способности и пройти творческий путь дли(3)ою в жизнь.

30. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Татьяна была измуче(1)а произошедшими накануне событиями, и я не нашёл в себе сил искре(2)е ответить на зада(3)ый ею вопрос о судьбе драгоце(4)ых камней её матери.

Романовская игрушка

Романовские глиняные игрушки узнаёшь с первого взгляда. Они не похожи ни на какие другие. Почти все — со свистками. Раскрашены неярко, обычно в четыре цвета — жёлтый, красный, зелёный, чёрный. Иногда мастера добавляют серебристый — его называют «алюминиевый оттенок». Им расписывают важнейшие детали фигурок, наносят традиционный узор в виде штрихов, ёлочек, точек.

Искусствоведы насчитывают более сорока сюжетов романовской игрушки. Глиняные барышни и дамы в красивых нарядах и больших кокошниках слегка нарумянены. Под стать им кавалеры, среди них преобладают военные при погонах, в перетянутых портупеях, фуражках и высоких папахах. Необычайно забавны и романовские животные: индюки, козлы, бараны, олени. Самая маленькая игрушка — летящий жаворонок — лишь слегка раскрашена, зато голосиста. Умельцы извлекают из неё всевозможные трели.

Имя этим игрушкам дал город Романов, его ещё называли Романов в степи. Он был основан на реке Воронеж в XVI веке как оборонительная крепость для защиты русских земель от воинственных степняков. Город строился, расширялся. Его жители осваивали различные ремёсла. Появились в Романове и гончары. Благо глины вокруг было предостаточно, причём разноцветной — белой, чёрной, красной и жёлтой, — наиболее подходящей для посуды. На гончарных кругах мастера вытягивали из кусков глины крынки, горшки, миски. Слегка подсушивали заготовки и отправляли в «пыл-жар» — в горящую печь. После обжига ими можно было пользоваться. Романовская посуда ценилась не только в городе, её возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки.

С годами гончары расширяли и разнообразили своё производство. Некоторые мастера начали лепить мудрёные игрушки со свистками — свистульки. Для них использовали только чёрную глину — наиболее прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать.

Сюжеты игрушек брали из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Фигурки получались узнаваемыми. С помощью ножей и палочек делали дырочки, насечки, защипы, проколы — они передавали и подчёркивали детали лиц людей, фасон и форму одежды, морды животных. Вылепленные игрушки расставляли на дощечках для просушки, а затем отправляли в печь. Оттуда их вынимали слегка розоватыми. Затем изделия остужали и раскрашивали.

Известность к глиняным романовским игрушкам приходила постепенно. В этом заслуга не только мастеров, но и купцов, развозивших самобытные свистульки по России. Романовская игрушка становилась знаменитой — как каргопольская, дымковская , филимоновская .

Со времён Петра I Романов постепенно начал приходить в упадок. При Екатерине II он потерял статус города, разделившись на три села. Но гончарное и игрушечное ремёсла не пострадали. Спрос на изделия не упал. Игрушки издавна причисляли к оберегам, помогающим от сглаза и порчи. Посвистишь в такую игрушку — неприятности, хворь проходят, в дом возвращаются покой и здоровье. Фигурки считались символами добра, счастья, успеха. Бык — знак достатка, индюк — отпугивал злых духов от детей, конь — воплощение солнца, олень — покровитель молодых, коза — успех в плодородии. Романовская дама — романушка — берегиня, хранительница очага, продолжательница рода.

В первой половине ХХ века гончарное и игрушечное дело в этих местах почти зачахло. Если посуда кому-то ещё была нужна, то с игрушками дело обернулось совсем плохо — их перестали лепить. Казалось, промысел был обречён на исчезновение. Но сохранились знатоки и ценители: по крохам, по музейным собраниям, частным коллекциям, археологическим раскопкам, пожелтевшим фотографиям, старым публикациям, разбитым черепкам они сумели возродить романовскую игрушку. А делают её в селе Троицкое, недалеко от Липецка, где работает центр «Романовская керамика».


Глиняные поделки села Романово ныне Липецкой области известны с XVI в. Принято считать, что гончарный промысел в Романове появился после того, как в эти края переселились крестьяне из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии и было это в XVI веке.

Эту глиняную игрушку в народе ласково прозвали по названию села — «романушка». О ней написано много статей и книг. С первого взгляда, она впечатляет своей выразительностью и разнообразием образов.

Романовская малая скульптура сохранила милую непосредственность и самобытность, праздничность и сказочность, не утратила поэтического строя.

Лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре — более 40 основных сюжетов насчитывалось уже по официальным упоминаниям в конце XIX века.

Барыня с ребенком. Романовская игрушка, Липецкая обл. 1919 г. ГМЗ Царицыно.

К перечисленному можно прибавить: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег.

Все они имели и обрядовый смысл: собака — охранитель; индюк — игрушка для ребенка и оберег, её привязывали к люльке; козел ржаной — хлебное изобилие.

Позже появились образы утки, селезня, быка, коровы.

К наиболее поздним (начало XX в.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

Игрушка романушка. Всадник на коне.

История романовской игрушки

Романовской эта игрушка называется по названию села Романово. Там и в ближайших сёлах Пады, Хрущевка, Троицкое активно развивался гончарный промысел, лепили посуду и игрушки. В этих местах на высоком берегу реки Воронеж отличные месторождения гончарных глин разных сортов.

Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с романушкой произошло именно так. Игрушки ценили как малую скульптуру, их охотно покупали в городе и в деревне. Скупщики покупали и вывозили романушку далеко за пределы области.

Скорее всего, они и стали заниматься гончарным ремеслом, да и игрушки, если присмотреться, чем-то напоминают скопинские скульптуры.

Научный и искусствоведческий интерес к игрушки-романушки возник благодаря известному просветителю, подвижнику и краеведу Михаилу Павловичу Трунову (1867–1942 )и «Петровскому обществу». Игрушки стали покупать для коллекции. В отчете общества за 1909 год говорится:

В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ.

Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя.

Именно тогда и начали собирать первые глиняные игрушки для Краеведческого музея и для других российских музеев.

Наибольшего расцвета романовский промысел достиг во второй половине XIX в., а вот к 1930-м годам промысел стал угасать. Новое развитие он получил в 1980-е, когда его стали изучать студенты Липецкого педагогического института.

В настоящее время современные мастера, опираясь на романовские традиции прошлых веков, возрождают древний игрушечный промысел Липецкого края.

Офицер. Традиционный сюжет. Полива.

Романовская игрушка очень разнообразна, мастера лепят более полусотни сюжетов — от глубоко традиционных животных, птичек-свистулек, всадников, до современных сиринов и медведей; от простых собачек, до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Как и встарь, игрушка покрывается поливой или окрашивается краской.

Село Романово

История села непосредственно связана с династией Романовых и начинается в XVI веке. Земли Романовых в Скопинском уезде были разорены и тогда крестьян переселили сюда.

Образовалось городище, затем город Романов. Поначалу земли относились к Тамбовской губернии, а потом перешли к Липецкой. До сих пор иногда, в описаниях фондов музеев, в описании можно встретить, что игрушка — Тамбовской губернии.

С XVIII века город снова стал селом. После революции 1917 года село Романово переименовано в Ленино, так оно зовётся и сейчас.

За всё время существования села там процветал гончарный и игрушечный промысел. Угасание произошло с приходом технического прогресса и в связи с политическими переменами в стране после революции.

Есть предположения, что отказ кустарей от гончарного производства в этих краях связан с высоким налогом на гончарство.

Музыкальная игрушка

Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий.

Поют в романушке и барыньки, и медведи, и диковинные петухи с огромными гребешками. Мастера утверждают, что именно местная глина даёт необыкновенные акустические возможности.

Курортный сувенир

Игрушка поначалу была довольно простой, лепили в основном образы домашних животных. На развитие сюжетности во многом повлияло открытие Липецкого курорта в XIX веке.

Игрушки стали яркими и более выразительными. Появились многофигурные композиции: сани с возницей, гуляющие пары в нарядных одеждах, тройки, шикарные диковинные птицы-индюки с пышными хвостами.

Каждый, кто приезжал на Липецкие воды, считал необходимым увезти красивый сувенир.

На сюжетность игрушки также ещё повлияла и мода на фарфоровые статуэтки. Появилось выражение «комодная игрушка». Барыни, офицеры, нянюшки и наездники — эти образы появились сразу в разных ремёслах — сергиевской игрушке, тульской городской и других, не обошли они и романушку.

Романовская игрушка

Так уж повелось, что не было на Руси такого городка или села, где не процветали бы ремесла. Не исключение и Липецкая земля.
Традиции романовского промысла имеют глубокие корни. Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой нашей области.
Делали ее гончары из с. Романова (ныне с. Ленино Липецкого района), расположенного в 15 км от Липецка. В XVI в. на эти земли, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из с. Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые глиной.
О природных богатствах нашего края пишет краевед, писатель, этнограф, журналист, А. Леопольдов в «Очерках Липецка», опубликованных на страницах «Тамбовских губернских ведомостей» в 1858 г.: «Природа наделила городъ Липецкъ своими редкими и не оцененными дарами. Кроме красивой местности и благораствореннаго воздуха, къ естественнымъ богатствамъ его относятся: воды, грунтъ земли, камень и чугунная руда».
Местная гончарная глина, причем всех сортов – черная, красная, желтая и даже белая, с отличными качествами, позволила переселенцам развернуть традиционный промысел на новом месте. Со временем промысел окреп.
Д. П. Семенов – ученый-статистик, сын известного нашего земляка, выдающегося географа П. П. Семенова-Тян-Шанского, в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества : настольная и дорожная книга для русских людей» (1902 г.) писал: «В Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ. ».
В начале XX века Михаил Трунов создает липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний. Тогда и стали собирать первую коллекцию глиняных игрушек для краеведческого музея. Об этом говорится в «Отчете Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний за 1909 год»: «В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ. Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя». Романовская игрушка ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. За пределами области игрушки стали известны благодаря скупщикам, развозившим изделия по губерниям. Именно к Егорьевской ярмарке, проводимой в г. Липецке, с. Борино и Усмани с 17 по 23 апреля, было приурочено их массовое производство. Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX века. Это различного рода свистульки в виде: коней, оленей, петухов, баранов и небольшие фигурки, покрытые желто-зеленой поливой, изображающие поездки и всадников. В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию. Простые свистульки увеличиваются в размерах, нередко до 30-40 см высотой. У петуха появляется высокий гребень причудливой формы, красивое оперение, нарисованное палочкой по сырой глине. Раскраска становится яркой, сочной, броской. Это уже не просто игрушка, а нарядная декоративная статуэтка.



Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы. К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.
Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Поэтому у каждой эпохи своя свистулька.
До Петра I чаще лепили домашних животных, а открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты – тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, появились барышни в роскошных нарядах. Романовская игрушка была очень популярна на Липецком курорте, каждый отдыхающий непременно хотел увезти с собой на память понравившийся местный сувенир.



В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла.



Сегодня трудно сказать, почему Иван Митин решился на такой риск. До 1918 года семейство Митиных работало сообща. Как отмечал искусствовед А. Фрумкин: «Иван Павлович делал замечательные традиционные игрушки: поездки, всадников, кавалеров, дам, самые разнообразные свистульки и прочее». Когда в 30-х годах промысел стал постепенно угасать, лишь сын И. П. Митина – Василий Иванович (1912-1975) продолжал «крутить дудки». Не оставил он любимое дело даже во время войны. Вернувшись с фронта, Василий Иванович стал передавать опыт своим детям. До середины XX в. вся семья трудилась над созданием игрушек: всю зиму лепили, сушили на печи, а весной начинали обжигать, затем раскрашивать и готовить на продажу. Этим и жили. В 60-е годы романовская игрушка былого интереса уже не вызывала и дохода не приносила. Да и дети стали разъезжаться из родного дома. Но навыки, полученные в детстве, помнят все Митины.

mv22



Накопив богатый творческий опыт, с 1987 г. он стал охотно обучать мастерству студентов ЛГПИ. Ивану Федоровичу в 1993 г. было присвоено заслуженное звание «Народный мастер России». Трудно перечесть сюжеты мастера, даже в традиционных игрушках присутствуют разнообразные авторские варианты. Игрушки мастера не раз экспонировались на областных и всероссийских выставках. Сейчас они хранятся в частных коллекциях и в Липецком областном краеведческом музее.


Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке. 10 лет Виктор Васильевич постигал технику лепки и пластику романовской игрушки и выработал свой неповторимый стиль. Его птица сирин, которую до него никто не делал, - авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы.



Среди игрушек Маркина есть разнообразные свистульки: жаворонки и сирины в кокошниках, петухи с гребешком-полусолнцем, утки с выводком утят и горделивые индюки, а также столь любимые мастером и весьма сложные в работе лихие запряжки с седоками и всадники-казаки, танцующие медведи и мужики, и конечно, барыни-романушки и романцы.



С 1993 г. Виктор Маркин участвует как мастер романовского творчества на выставках и фестивалях (Москва, Беларусь, Тверь, Италия, Скопин, Воронеж). В декабре 1997 г. состоялась его персональная выставка в Центральном Доме художника в Москве. Сегодня работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт- Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).



В 1998 г. В. Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м стал членом Союза художников России.
Более 20 лет В. Маркин обучает искусству создания глиняной фигурки собственных учеников. В 1986 г. им был организован кружок в местной Троицкой школе. В 2004 году появился «Центр традиционной романовской керамики». Сегодня традиции романовского промысла продолжают в Областном Центре романовской игрушки, который был открыт в 2011 году.
Гости центра могут принять участие в увлекательных мастер-классах. Ученики В. В. Маркина: Снежанна Ильина, Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и др. занимаются изучением игрушки: восстанавливают ее роспись, собирают по крупицам то, что было утеряно в прошлом веке. Успешно проводят занятия с детьми.


Погрузиться в уютный мир творчества и попробовать смастерить своими руками свистульку можно в студии романовской игрушки Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Занятия там проводит народный мастер, член Союза художников России Елена Смолеевская. Впервые она познакомилась с романовской игрушкой во время учебы в ЛГПИ. Вместе с однокурсниками художниками она выезжала на практику к Ивану Федоровичу Гункину. Незабываемые впечатления получила она от знакомства с мастером, и спустя годы уже сама привозила к нему студентов перенимать бесценный опыт. Игрушки художницы, в большинстве своем, музыкальные. Елена Геннадьевна и сама с удовольствием наигрывает на уточках и лошадках интересные мелодии. Так же в ее творчестве представлены сложные композиции: это и герои 1812 года – офицеры, драгуны, гусары, уланы; пары, танцующие на балу Липецкого курорта; библейские сюжеты; образы царской семьи.





Несмотря на то, что сегодня многие предпочитают «цветную» романушку, Елена Смолеевская выбирает традиционную палитру – желто-зелено-красную, но находит свое решение – добивается эффекта «стекловидности», отчего ее игрушка кажется более тонкой. Еще одна отличительная особенность творческого почерка народного мастера – тонкий изысканный юмор. Вот почему работы художницы узнаваемы и вызывают интерес не только в России, но и за рубежом. Сегодня наши мастера - участники международных, Всероссийских фестивалей и семинаров, лауреаты и победители выставок и конкурсов.

Невероятно тепло встретили народного мастера Ольгу Волокитину в Олимпийской деревне в Сочи. Несколько дней липецкий мастер показывала, как лепить романовскую игрушку. Среди гостей нашлось много желающих попробовать свои силы в этом ремесле. Старинный промысел, делающий нашу жизнь богаче и красочнее, жив и развивается стараниями замечательных людей В. Маркина, О. Волокитиной, С. Ильиной, Е. Смолеевской и многих других липецких мастеров. Благодаря им романовская игрушка стала одним из символов Липецкого края, а с. Троицкое – перспективным туристическим центром региона.

Читайте также: