Использование народной игрушки в работе с детьми

Обновлено: 01.05.2024

Автор: Зайцева Ольга Геннадьевна
Должность: доцент кафедры "дошкольное и начальное образования"
Учебное заведение: ФГАОУ "Севастопольский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного

Зайцева Ольга Геннадьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно- педагогический институт: ул. Гагарина 13, г. Севастополь, 299028 РФ
Аннотация:
Статья посвящена проблеме приобщения дошкольников к народному наследию. Народная игрушка – это неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания. Использование ее в работе с детьми дошкольного возраста способствует освоению ими культурных традиций заложенных в ней, формирует интерес к народному творчеству и любовь к своей Родине.
Ключевые

слова:
народная игрушка, игра, дети дошкольного возраста, народная педагогика, художественные и педагогические традиции народной игрушки.
Об

авторе:
Зайцева Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольное и начальное образование»; Федеральное г о с уд а р с т в е н н о е а в т о н о м н о е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно- педагогический институт, e-mail автора: olga zaytseva00@mail
Постановка

проблемы.
В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальной культуре. Именно в дошкольный период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своим народом. Народная игрушка это и средство воспитания ребенка и своего рода идеология. Без нее патриотов не вырастить. Не будет патриотов – не будет государства.
Ц е л ь

с т а т ь и
состоит в раскрытии философских, исторических, искусствоведческих аспектов народной игрушки, а также психолого- педагогических основ для использования ее в качестве приобщения дошкольников к национальному наследию. Народная игрушка представляет собой уникальное культурное явление в народном творчестве. Она несет в себе разнообразные социокультурные функции. Народная игрушка отражает художественные традиции,
эстетические предпочтения и мировоззрение народа. Это обуславливает ее педагогическую роль как важного средства воспитания ребенка на национальных традициях. Важным условием этого направления является ознакомление дошкольников с ее художественными и ремесленными традициями в сочетании с познавательным, эстетическим, нравственным и эмоциональным содержанием, а также воспитание правильного понимания культурно- исторического значения народной игрушки. Дети должны знать предназначение народной игрушки в жизни людей, уметь определять средства художественной выразительности народной игрушки – материал и способы ее изготовления, пластическое решение, декоративное украшение; владеть навыками творческого использования народной игрушки в разных видах деятельности (игровой, изобразительной и др.) Это предусматривает работу по ознакомлению символическим содержанием традиционных игрушечных образов, их связь с народными обычаями и верованиями, со способами украшения народной игрушки, того или иного промысла. Практическую деятельность детей по использованию полученных знаний в собственных поделках. Создание разнообразной художественно- эстетической среды для формирования у детей вкуса и элементов национального самосознания.
Философские,

исторические

искусствоведческие

игрушки.
С философско-культурологических позиций в игрушке раскрываются вопросы функционирования ее в культуре, рассматривается специфика игрушки, ее сущность, характер, воздействие на личность. Опираясь на выявленные закономерности эстетического познания действительности ( Ю.Б. Борев, С.С. Коган, М.И.Киященко, Л.М. Столович) было определено взаимодействие игрушки с искусством и предметным окружением человека, ее место и роль. Определив границы игрушки, как феномена эстетической культуры, О.П. Постникова раскрыла содержание игрушки посредством функций, которые опосредованы конкретно- историческими условиями жизнедеятельности человека, его способом жизни, ориентацией общества на воспитание конкретного типа личности. Последовательно рассматриваются гедонистическая, воспитательная, эвристическая, коммуникативная функция игрушки, а также функция сохранения и накопления информации.
Функциональная ценность игрушки обозначена в качестве основного понятия для определения места игрушки в игровой деятельности и состоит в сигнально-побудительной способности игрушки вызывать игру, в процессе которой возникает активизация духовных сил и творческих способностей субъекта. Выявление специфических качеств игры (процессуальность, двуплановость, условность, неутилитарность) позволило определить место игрушки в игре. Игрушка предстает как средство моделирования предметного окружения, как сигнал включения субъекта в игру. Игрушка выполняет опосредованную функцию между содержанием и условием игры, между реальностью и фантазией в игре. С помощью игрушки снимается несоразмерность мира взрослых путем создания своего, собственного, детского представления о внешнем мире. Вместе с тем, функционирование игрушки в культуре осуществляется и тогда, когда она теряет свою игровую функцию. К примеру, народная игрушка в новых условиях выполняет не присущую ей ранее функцию культурного образца и ценности, она осуществляет связь современности с духовным наследием прошлого. Народная игрушка функционирует в мире культуры и как вид декоративно-прикладного искусства, как национальный сувенир, украшение. Таким образом, игрушка выступает не только инструментом для развития игровых действий, но и несет в себе определенную эстетическую значимость, что дает основание считать ее специфическим средством активизации и концентрации человеческих чувств. Народная игрушка способствует расширению мира детства, мира игры, она выводит ребенка в мир взрослой культуры, а также – в мир искусства. Исторические и искусствоведческие аспекты народной игрушки постоянно находятся в центре внимания отечественных и зарубежных ученых ( М.Д, Бартрам, А.В. Бакушинский, Б.С. Бутник-Сиверский, В. М. Василенко, Л.Я. Деньшин, С.Глаголь, Е.Герцик, Г.Л. Дайн, И.В. Сакович, Р.В. Захарчук-Чугай , М.А. Некрасова, С. Хансман и др.). Исследователи раскрывают генезис и основные этапы развития народной игрушки. Выделяют ее художественную специфику, определяют игрушку как самобытное, глубоко жизненное по содержанию и значительное культурное явление, в котором выражены
локальные, национальные и общечеловеческие черты материальной и духовной культуры. На многочисленных примерах выявляется органическое единство народной игрушки с другими видами народного творчества (фольклор, сказки и др.), что позволяет сделать вывод о том, что в единой системе народного искусства игрушка выступает важным средством культурного наследия, посредством которого передается и сохраняется социально-культурный, в том числе и художественный опыт, осуществляется связь поколений. В этом заложена и состоит ее духовная ценность.
Психолого-педагогические основы использования народной игрушки для

приобщения дошкольников к национальному наследию.
Корни национальной психологии, национального характера, мышления и самосознания закладываются в дошкольном детстве. В этот период активно формируются нравственные нормы поведения, закладываются основы таких чувств и качества характера, которые невидимо, но глубоко и крепко связывают его со своим историческим корнем, влияют на формирование исторической памяти, любви к родителям, близким, отчему дому, народу, чувства преданности Родине, закладываются основы национального менталитета. Для изучения детей разных национальностей Л.С. Выготский предлагал исследовать национальную среду, ее структуру, динамику, содержание, все то, что и определяет этническое своеобразие психических процессов. А.Р. Лурия еще в 1931-32гг. показал , что смена общественно-исторического строя и характера общественной практики приводит к коренной перестройке психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения). Народная игрушка выступает важным фактором психического развития. Она влияет на развитие познавательной, эмоциональной сфер личности, ее творческих способностей, активизирует продуктивную деятельности, способствует формированию самостоятельности детей. Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре, ставит перед собой благородную воспитательную задачу, учит добру и красоте, мудрости и сопереживанию.
Как свидетельствует анализ психолого-педагогических источников, нравственное становление дошкольника оптимально реализуется тогда, когда ребенок растет и развивается, усваивая духовное наследие своего народа. Когда в воспитательном процессе широко используются вековые средства влияния, благодаря которым каждое последующее поколение, практически продолжает национальные традиции и обычаи, семейно- бытовую и общественную культуру. Традиция является основным механизмом передачи из поколения в поколение духовных ценностей, идеалов, которые лежат в основе народного характера. Обычай - это бытовая традиция. Функционирование традиций и обычаев обеспечивается социально-психологическими механизмами: эмоциональной заразительностью, наследованием, переубеждением. Придерживаясь традиции той или иной социальной среды, человек выражает солидарность и принадлежность к нему. За это он получает от него одобрение и поддержку - источник позитивно окрашенного, приятного эмоционального состояния, которое можно назвать чувством защищенности и поддержки. Народ всегда выступал воспитателем молодого поколения, только народное воспитание, отмечал К.Д.Ушинский, является, живим органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает чрезвычайное воспитательное воздействие на формирование национального характера, национальной психологии человека. Неудивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и построенное на народных основах, имеет воспитательную силу, которой нет в наилучших системах, построенных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. Значительный интерес представляют работы, в которых раскрываются прогрессивные достижения народной педагогики, определяется роль народной игрушки в воспитании детей. Отмечается, что дети всех народов мира имеют характерную черту – естественное стремление к игре. По своему содержанию игры детей тесно связаны с жизнью, трудом и поведением взрослых членов общества. Сюжеты игр очень разнообразны. Они меняются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка. Народная педагогика выделяет две основные группы игр – спонтанные и сюжетные (ролевые). Игры первой группы возникают сами по себе. Во время
их дети наследуют функции взрослых, те, которые в будущем станут для них серьезной обязанностью. В массовой практике народного воспитания ребенок приобщается к игре очень рано. Первые формы игры появляются уже во втором полугодии первого года жизни ребенка. Это разнообразные манипуляционные действия с разными предметами. К завершению раннего детства с развитием самостоятельности ребенка, появляется ролевая, или творческая игра, как основной вид игровой деятельности. Ролевой она называется потому, что дети стремятся выполнить в ходе игры определенные функции взрослого человека. В ролевых играх отображается, как правило, все то, что придется делать ребенку, когда он станет взрослым. Дети очень наблюдательны, внимательны и впечатлительны, склонны к подражанию. Все, что они слышат, видят в семейной и общественной жизни, труде, отображается в их играх. Подражая старшим, дети играют «в свадьбу», нянчат младенцев, участвуют в строительстве домов, мостов, приготовлении еды. То есть делают то, что они со временем будут делать в реальной жизни. В этих играх девочки выполняют функции женщин, а мальчики – мужчин. Реакция, на увиденное , бывает очень оперативной. Например, достаточно ребенку побывать в магазине, как он сразу под свежим впечатлением, начинает играть в магазин, а после посещения врача - в больницу. Дети также любят представлять себя в роли животных – котов и собак, кукушек, курочки, петушка и многих других. То, что в обыкновенной неигровой ситуации для ребенка является скучным и утомительным, в игре, благодаря ее эмоциональной привлекательности, делается легким и увлекательным. Правильно организованная игра является действенным методом формирования таких черт характера как дисциплинированность, сообразительность, смелость, организованность, сдержанность. Кроме того, игра учит напрягать усилия, руководить собой, быть точным, придерживаться правил поведения, действовать в коллективе. Игры, которые отображают труд взрослых, способствует трудовому воспитанию детей. Кроме ролевых игр, в детской среде бытуют предложенные народной педагогикой игры с готовыми правилами – подвижные и умственные, или дидактические, которые способствуют физическому и интеллектуальному развитию детей. Выдающиеся педагоги высоко оценивали роль игры в жизни детей. Какой ребенок в игре, такой он будет и в работе, когда вырастет, - писал А.С. Макаренко.
Игрушка, являясь постоянным спутником детской игры, условно отображает реальные предметы, вещи, предназначенные для игр и забав. Игрушка воспроизводит предметы жизненной и общественной деятельности в упрощенной и схематизированной форме, такое обобщение приспосабливает ее к особенностям детей определенного возраста. Народная игрушка существует в быту с давних времен. Тематика, образы и содержание игрушек разных народов очень похожи между собой. Они отображали особенности народного труда и быта, способы изготовления и оформления. Необходимо отметить, что кустарная русская народная игрушка изготовлялась в духе древнерусских народных искусствоведческих и педагогических традиций и одновременно несла в себе и национальную окраску. Наиболее популярными были игрушки, которые воспроизводили предметы домашнего употребления, орудия сельскохозяйственного труда, средства транспорта, домашние животные, а также кукла. Мальчики, подражая своим родителям, делали лодочки, тележки, мельницы, вертушки. Девочки охотно делали игрушки из глины, воска, травы, кочанов капусты. Наиболее любимой игрушкой для них была кукла, с которой они вели себя как с живым существом, Они с ней разговаривали, одевали, шили для нее одежду. Как правило, каждая кукла кого-нибудь олицетворяла - маму, бабушку, тетку, детей, играя куклами, девочки готовили себя к будущим обязанностям взрослого человека – обязанностям жены, матери и хозяйки дома. Большое влияние на детей оказывают игрушки, которые характеризуются художественным совершенством. К этому стремились народные умельцы, изготавливая красивые и привлекательные игрушки. Не случайно в разговоре, когда кто-нибудь хочет подчеркнуть красоту в чем-либо, говорили: «Красива, как кукла» Этнопедагогика содержит в себе ценнейший опыт нашего народа по всестороннему воспитанию детей. Народная игрушка многофункциональна и очень эмоциональна, благодаря ей, малыши удовлетворяют и эстетические потребности, и любознательность, и неутомимое стремление к движению, и творческое мышление, предрасполагают к коллективному сотрудничеству.
Анализ педагогических исследований свидетельствует о том, что игрушка выступает важным средством познания окружающего мира, приобщает ребенка к осознанной деятельности, через действие с игрушкой он приближается такому способу, который требует от него вещь, символом которого является конкретная игрушка. Из случайных движений, которые ребенок осуществляет над вещью, постепенно отрабатывается необходимое действие, формируется воображение ребенка о вещи и способы действия с этой вещью. В игрушке любая вещь приведена в соответствие с размерами к человеку и представлена так, что ребенок может обхватить ее руками целиком. Через действие с игрушкой формируется движение ребенка, посредством которого видна общественная необходимость действия, соответствующего общественной деятельности. Народная игрушка формирует характер и интересы ребенка, помогает воспитывать ее активной, творческой личностью, патриотом своей страны (А.С.Макаренко, Е.А. Флерина, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, П.Г. Саморукова). В педагогических исследованиях игрушка рассматривается как необходимое условие для развития игровой деятельности (Л.В.Артемова, О.К. Васильева, Г.Г.Локуциевская, О.Н. Литвинова, С.Л.Новоселова, В.П. Пряхин), для формирование нравственных качеств и патриотических чувств (М.Ф. Виноградова, Л.Х.Давлетшина, О.Б.Горунович, Ф.Ш.Халикова), для эстетического развития и творческих способностей (О.О. Дронова, И. А. Лыкова, Ю.В. Максимов, Р.М. Смирнова, Н.Б. Халезова). Стратегия воспитания детей на традиционно народной игрушке отнюдь не архаизирует общество. Она позволяет сохранить национальную самобытность в условиях современной глобализации.
Список литературы
1. Коротаева Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. // Дошкольное образование. 2015-№4 2. Матова А. П. Основные аспекты развития патриотизма и гражданственности у обучающихся. // Методист.2016-№1
3. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2013. – 144 с. 4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М.: Изобраз. искусство, 1983.-344 с.

Народная игрушка – традиционный элемент процесса образования. Через игрушку и игру ребенок узнает мир, адаптируется в обществе. Русская народная игрушка имеет свою историю, которая подтверждает, что она не случайное явление, а значительная часть народного искусства, имеющая свои традиции, но несправедливо забытая.

Игрушка – элемент терапии в работе с детьми. Увеличение количества детей с ОВЗ заставляет высококлассных специалистов искать новые, более эффективные направления, приемы и методы коррекции.

Игрушки развивают глазомер, ловкость, силу, координацию движений, общую и мелкую моторику, согласовывают разнонаправленные движения обеих рук, ног, движения и речь. Сами по себе они служат мощным средством развития нейронных связей, выступающих основой совершенствования высших психических функций.

При этом использование русской народной игрушки не требует специального обучения и присутствия специалистов.

Своими возможностями (волчок на высокой ножке двигается по комнате, фурчалка, быстро крутясь, гудит) она завораживает ребенка, создает мотивацию повторить чудесное действие, самостоятельно управлять ею. Ребенок действует не по показу, не по просьбе взрослого, а по своей инициативе. Он не выполняет движений, хоть и очень полезных, но не демонстрирующих результат.

Ребенок, учась запускать игрушку, видит результат своих стараний и действий, что дополнительно создает положительный эмоциональный фон. К тому же движение некоторых игрушек (фурчалок, волчков, кубарей) плавные и динамичные, что успокаивает.

Это объясняет то, что некоторые дети любят длительное время наблюдать за ними. Можно сказать, что игрушка – доступный, привлекательный и эффективный элемент развивающей среды. Взаимодействие средовых и биологических факторов для каждого ребенка индивидуально.

Народная игрушка настолько универсальна, что имеет несколько вариантов действий с ней, и становится доступной ребенку и младшего и старшего возраста.

Так как большинство игрушек предполагает физическое действие с ней, то и развивающий эффект в первую очередь воздействует на моторную зону.

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Исследования Л. А. Венгера, Н. С. Жуковой, А. В. Запорожца, М. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показали, что движения играют важную роль в психическом развитии ребенка с первых месяцев жизни.

На основе движений и действий формируются процессы восприятия, что создает основу для развития более сложных видов движений и деятельности, которые, в свою очередь, способствуют становлению более сложных форм восприятия и формированию понятий. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает мозг, что способствует более интенсивному психическому развитию ребенка.

Двигательная зона служит основой развития речи, через нее нельзя перешагнуть, поэтому с точки зрения нейропсихологии логично в начале коррекционного процесса отдатьпредпочтение именно двигательным методам.

В 3 – 7 лет активно формируются основные двигательные, гностические и праксические системы. предлагая ребенку в этот период игру с русской народной игрушкой, элементами движения и речи, мы создаем среду, адекватную ее потребностям.

Например, используя такую игрушку, как фурчалка, можно решить следующие задачи: развить ловкость, моторику, координацию движений, усидчивость, фонетический и темпоритмический слух.

Преимущества использования русской игрушки :

- многофункциональность (одну игрушку можно использовать как забаву, тренажер для развития моторики, элемент сюжетно-ролевой игры);

- вариативность целевого использования (развитие ловкости, внимательности, усидчивости, пространственных представлений, моторики, сенсорных компонентов и т. д.);

- возможность применения в разном возрасте (игрушка, как правило, включает в себя несколко вариантов деятельности с ней, от упрощенного для дошкольного, до сложного, доступного не каждому взрослому);

- возможность регулирования трудности задания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка;

- использование индивидуально и в группе, самостоятельно и под руководством взрослого.

Русская народная игрушка рассматривается, в основном, как элемент культуры, имеющий художественную ценность и значимость.

Однако, хотелось бы вернуть ей ценность практическую, исторически доказанную.

Игрушка решает задачи социально-коммуникативные, познавательные, речевые, художественно-эстетические и физические. Она соответствует принципам, предъявляемым к игрушкам в современном образовательном пространстве: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности.

Консультация для педагогов «Значение игры в нравственном развитии дошкольников» Консультация для педагогов на тему «Значение игры в нравственном развитии дошкольников» Проблема этического развития, или формирования нравственных.

Консультация для воспитателей. Значение зрительного восприятия в развитии дошкольников Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических.

Проект по теме: «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников».

Проект по теме: «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников». Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание. Э. М. Ремарк Создание.

Роль логоритмических упражнений и мнемотаблиц в развитии речи дошкольников. Что такое логоритмика и ее значение. Часть 2. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания.

Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить.

Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Значение физкультурных занятий в развитии дошкольников Сарычева Н. Н., Курылева О. Н. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В современном обществе предъявляются новые, все более.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников. Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, перевоплощение, игровая роль, игровая традиция, социокультурные ситуации, «социальный заказ». Согласно.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с ОНР "Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с ОНР" «Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Технологии использования народной игрушки в развитии дошкольников

Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа.

Игрушки «рождались» в труде, народные мастера учились у одного учителя  природы, поскольку работали с естественными материалами (глина, дерево, лоза, солома, ткань, береста, кости и рога), передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется универсальной общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.

Что же такое игрушка? Есть много определений, одно из которых дано в словаре Ожегова: «Игрушка-это вещь, служащая для игры»[5, с. 147]. На страницах толкового словаря живого великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» [3, с. 68]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Известно, что самые древние игрушки относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, в том числе и самые первые игрушки детства-погремушки. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые были призваны оберегать не только детей, но и взрослых от природной стихии и таинственных злых сил.

Так, например, известно, что женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли, конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие, различные птицы символизировали весну и служили вестниками весны для матери-земли.

«Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, специфику восприятия основных природных стихий  земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык» (Б.А.Рыбаков) [6, с. 62].

Проходило время, изменялся уклад жизни, менялся и мир игрушек, многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в культуре, сильной своими традициями. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки  гармоничное ощущение радости труда и красоты. Поэтому, как и прежде, народные мастера делают игрушки серьезно и с «душой», заботясь о будущем поколении. По утверждению А.Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно, для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир-игрушечное царство» [23, с. 95].

К художественно-педагогическому потенциалу народной игрушки во все времена обращались ученые, педагоги, психологи, искусствоведы, историки, этнографы, художники. По словам Бенуа: «Русская народная игрушка-это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше не найти нигде» [18, с. 76].

Педагоги Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам, А.С. Макаренко, С.И. Сорокина, Е.Л. Флерина занимались проблемами значения народной игрушки, особенностями использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, ее психолого-педагогических возможностей воздействия на ребенка [7].

Крупская Н.К. писала о возможности народной игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Значение игрушки для всестороннего развития детей исследовали психологи А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Славина, А.П. Усова. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, отмечали, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности.

Знакомство младших дошкольников с народной игрушкой осуществляется путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения мини музеев, изготовление кукол-куваток, разучивание подвижных и дидактических игр, а так же путем анализа традиционных народных промыслов.

Проводя работу по ознакомлению младших дошкольников с народной игрушкой, решается целый комплекс задач:

 познакомить детей с русскими народными игрушками;

 прививать любовь и бережное отношение к народным игрушкам;

 расширять сенсорный и культурный опыт детей в процессе приобщения к духовным ценностям народного искусства;

 учить приемам игры с народными игрушками (матрешки, волчки, бирюльки), правильно их называть, определять из чего они сделаны;

 стремиться к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми;

 воспитывать патриотические чувства через ознакомление детей с народным творчеством.

Организованная систематическая работа с детьми по ознакомлению с народной игрушкой, влияющая на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, невозможна без развивающей среды, способствующей развитию игровой деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал особое значение среды, «пропитанной народными традициями и народной культурой» [10].

С этой целью в группе создают патриотический уголок, сенсорный и изоцентры, где присутствуют экспонаты декоративно-прикладного искусства.

Здесь ведется работа по формированию у дошкольников эстетического отношения к своему окружению, подготовка к эмоциональному восприятию произведений искусства. Именно здесь дошкольники получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к людям труда, к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем, знакомятся с художниками и мастерами, создающими красоту. Они учатся не только видеть красоту, но и понимать ее ценность. Народная игрушка присутствует как «гостья» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.

Приобщение младших дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Организованная образовательная деятельность проводится, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: обязательно присутствует сюрпризность, художественное слово, музыкальные образы.

Знакомство детей с произведениями народного творчества способствует художественному развитию младших дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности цветовых и пластических решений. Проведение организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен.

Младшие дошкольники в организованной образовательной деятельности выполняют задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписывают дымковскую барышню, коня, усваивают навыки росписи матрешки, тем самым воспитывается чувство красоты, любознательность, это помогает понять с самого раннего возраста, что они  часть великого русского народа.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений  тактильный, визуальный, звуковой. Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру.

Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают в нашем детском саду народные праздники и традиции, где широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, заклички). В русском фольклоре каким-то особым образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность; сохраняются особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, где воспевается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи художественной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников.

1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / Н.А. Виноградова. - М.: Форум, 2012. - 256 c.

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2008. - 352 с.

3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.

4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Синтез, 2007. – 264 с.

5. Головчиц, Л.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.: Владос-Пр., 2013. - 320 c.

7. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. - 2009. - №2. - С. 66-69.

8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 416 c.

9. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.

10. Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Новиковская. - М.: АСТ, 2011. - 878 c.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулика Мария Владимировна

Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в рамках изучения отношения учащихся младших классов и их родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе, а также даются некоторые рекомендации по использованию народной игрушки в образовательном процессе .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулика Мария Владимировна

Результаты экспериментального исследования по изучению влияния народной игрушки на духовно-нравственные качества младших школьников

THE VALUE OF POPULAR FOLK TOYS IN THE LIVES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article discusses the importance and functions of folk toys in education. It analyses the scientific literature. It presents data from survey conducted in the study of the relationship of junior pupils and their parents to the use of traditional toys in education, and provides some guidance on the use of traditional toys in the educational process .

Текст научной работы на тему «Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста»

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в рамках изучения отношения учашдхся младших классов и их родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе, а также даются некоторые рекомендации по использованию народной игрушки в образовательном процессе.

Ключевые слова: игрушка, многофункциональность игрушки, образовательный процесс.

Игрушка - непременная принадлежность детства, поэтому весь смысл любой игрушки должен соответствовать интересам детей с учетом современной действительности.

Во все исторические эпохи игрушка была связана с ребенком, в процессе происходило формирование его умственных, физических и нравственных качеств. Исторические и экономические условия каждой эпохи накладывали отпечаток на форму, содержание игрушки, но, несмотря на это, некоторые игрушки обладают устойчивостью и универсальностью [1, с. 8].

Необходимо отметить, что ребенок, рожденный в конце ХХ - начале XXI в., использует игрушки, которые были распространены в более ранние века и эпохи. Все образы народной игрушки решены творчески. Творчество как фантазия, остроумие, смелость, изобретательность проявляется в этой области с особенной полнотой и многосторонностью.

Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помо-шью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление [2, с. 96].

Рассматривая значение народных игрушек в жизни детей младшего школьного возраста, необходимо проанализировать функции, которые несет в себе игрушка:

- культурологическая - заключается в том, что игрушка выступает объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития;

- эстетическая - в ней строго соблюдается «закон красоты». Эстетическая привлекательность -один из самых главных критериев при выборе той или иной игрушки. В то же время именно игрушка является «эталоном» красоты, которую ребенок проносит через всю свою жизнь;

- гуманизирующая - данная функция просматривается в том, что она создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей. Роль игрушки в этом процессе очень велика;

- воспитательная - заключается в воспитании сознательного отношения детей к ценностям этого мира, а также способна отражать ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Поэтому игрушка всегда отражает общечеловеческие ценности, характерные для всех стран и народов: материнство, добро;

- креативная - выступает в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Этот аспект используется в учебном процессе, когда ставится задача активизации творческих способностей ученика, повысить интерес к процессу обучения. В этом случае творчество может носить «субъективный характер», так как познание будет новое лишь для ученика;

- когнитивная - заключается в изучении знаний о мире с помощью предметно-пространственной среды на этом обобщении образов и восхождении мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному;

- информационная - заключается в том, что являясь источником информации о предметном мире, игрушка выступает средством предметного моделирования объектов;

- функциональная - позволяет ребенку узнать функцию назначения многих сложных вещей раньше, чем он сможет понять слова, которые характеризуют ту или иную функцию вещи;

- образовательная - заключается в использовании игрушки как дидактической единицы в обучении различным учебным предметам [3].

Как отмечает Г. Л. Дайн, игрушку используют в образовательном процессе в XIX в. Использование игрушки способствовало развитию средств обучения, в том числе и игрушки, которая используется и на учебных занятиях в школах. Начиная с 70-х гг. XIX в. в России выходило большое количество учебных пособий и обучающих игрушек. Среди них головоломки, пиротехнические забавы, «лабиринты», архитектурные игрушки, тематические наборы. С их помощью ребенок начинал свой первый опыт в различных областях знания [4, с. 104].

Необходимо отметить, что наравне с функциями народной игрушке присущи следующие отличительные черты:

- гуманизм (человечность, доброта);

- мягкость и лиричность;

- жизнелюбие и праздничность [1].

Современная педагогика предъявляет к игрушке следующие основные требования:

1) содействие воспитанию подрастающего поколения;

2) быть средством всестороннего развития детей, затрагивая умственные, нравственные, эстетические и физические качества ребенка.

Поэтому современные педагогические технологии уделяют большое внимание воспитательнообразовательному значению игрушки. Разрабатываются новые типы и образы игрушек, соответствующие по своему содержанию и оформлению различным возрастам и запросам детей.

Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывая волевые качества, способствуя развитию мелкой моторики.

Отражающая действительность, быт, родную природу, традиционная народная игрушка способствует формированию интересов детей, помогая воспитывать их активными и творческими людьми.

В своих проявлениях игрушка во все времена служила импульсом к действию, требуя от ребенка живого участия, при этом на ранних этапах в нее необходимо было вложить частичку своего труда, а впоследствии - вложить и творческое начало [5].

Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Готовый результат не должен украшать полку, а обязательно должен быть использован по прямому назначению.

Соглашаясь с мнением Г. В. Лабунской, мы можем сказать, что игрушка пробуждает у детей знание об окружающей действительности. Воспринимаемая младшим школьником как эстетический объект, народная игрушка воспитывает эстетические чувства. Благодаря игрушке в жизнь младшего школьника входит искусство.

Таким образом, значение народной игрушки в жизни детей обуславливается следующими положениями:

- во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности младшего школьника;

- во-вторых, способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожест-венный и этнокультурный компонент;

- в-третьих, формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формиро-

ванию ценностного отношения к окружающей действительности.

Анализируя приведенные выше теоретические знания, нами был поведен социологический опрос среди учащихся общеобразовательных школ города.

Так, отвечая на предложенные вопросы анкеты, мнения 59 детей распределились следующим образом:

- 15 детей отрицательно относятся к народной игрушке;

- 32 ребенка считают народную игрушку неотъемлемой частью культуры своего народа;

- 12 детей считают народную игрушку не нужной в современных условиях жизни, но при этом они могли бы посещать кружок по изучению и изготовлению игрушки, а также отметили, что игрушку можно использовать на уроках музыки (см. диаграмма 1).

Диаграмма 1. Отношение учащихся к использованию народной игрушки на занятиях

Также в социологическом опросе принимали участие родители детей младшего школьного возраста. В результате были получены следующие данные:

Мнения 24 опрошенных родителей распределились следующим образом:

- 11 родителей уверены, что игрушка является одним из основополагающих компонентов воспитания ценностей у их детей;

- 10 родителей не знают практически ничего о народной игрушке и равнодушны к ней. Хотя некоторые родители могут допустить мысль о том, что игрушка может помочь в формировании ценностного отношения к миру;

- отрицательное отношение к народной игрушке высказали всего трое родителей, не мотивируя своего ответа (см. диаграмма 2).

■ отрицательное отношение I положительное отношение I нейтральное отношение

Диаграмма 2. Отношение родителей к формированию ценностей через народную игрушку

Анализируя анкеты с учетом возрастного ком -понента, мы заметили, что родители, чей возраст составляет 27-30 лет, в основном придерживаются мнения о том, что игрушка является пережитком прошлого и ее нельзя использовать в целях обучения и воспитания. Родители, чей возраст ограничивался 31-37 лет, высказали нейтральное отношение к игрушке, так как они мало знают о влиянии игрушки на сознание и психологиче-

После обработки и анализа данных анкет были разработаны следующие рекомендации. Так, учителям начальных классов, которые хотели бы использовать игрушку в качестве составной части урока, можно предложить следующее:

- классному руководителю придумать игрушку в виде одного из сказочных персонажей, который будет «ходить» в школу вместе с учениками. Учитель через эту игрушку будет следить за правописанием и прилежным поведением учеников;

- на уроках математики составлять задачи, используя сказочные мотивы и вводя народные игрушки в процесс обучения;

- на уроках внеклассного чтения - разделить класс на группы и устраивать состязания: «Кто быстрее поможет любимой игрушке пройти все препятствия», «Строим домик для тряпичной куклы» и т. д. За быстрое и правильное прочтение определенной части текста или за очень близкий пересказ ко -манда получает какую-то часть домика, карты и т. д.;

- для проведения внеклассной работы со школьниками 1-4-х классов организовать кукольный театр с самостоятельным изготовлением русских народных игрушек (глиняной, тряпичной) и разыгрыванием в нем спектаклей с использованием фольклорных мотивов;

- организовать цикл бесед по этике с использованием игрушки.

Опираясь на разработанные рекомендации, приходим к выводу о необходимости разработки спецкурса по дисциплине «народная игрушка».

Данный спецкурс составлен для учащихся начальной школы. Программа предусматривает различные виды деятельности - лекции, беседы, конкурсы и викторины, игры.

В ходе реализации дисциплины планируется проведение письменных работ, творческих зада-

скую сторону развития ребенка, но считают при этом возможным ее использование в процессе воспитания. Родители, чей возраст 39 и старше, высказались в пользу положительного влияния игрушки на процессы формирования ценностного отношения (см. табл.). Ведь посредством игрушки могут быть сформированы такие ценности, как трудолюбие, усидчивость, чувство красоты, доброты и т. д.

ний, а также организация выставок детских поделок.

1) познакомить учащихся начальных классов с историей возникновения игрушки и раскрытие проблем, связанных с современными игрушками;

2) дать представление об игрушках регионов России (севера, центра и юга).

- рассмотреть особенности всех видов народных игрушек (глиняной, тряпичной, деревянной);

- развитие творческого мышления;

- контроль усвоения теоретических знаний при помощи загадок, игр;

- развитие художественно-творческой деятельности путем включения в процесс самостоятельного решения изобразительно-пластических задач на основе региональной и национальной школы народной игрушки;

- зародить интерес к культурному наследию своего народа через народное художественное творчество.

В разработанный спецкурс «Народная игрушка» также входят:

- примерный тематический план занятий с учащимися 1-х классов;

- планы практических занятий;

Необходимо также отметить, что введение игрушки в общеобразовательный процесс должно сопровождаться рядом целевых ориентаций, таких как:

- преследование дидактической цели, которая проявляется в расширении кругозора, а также развитии общеучебных и трудовых навыков;

- воспитательная целевая ориентация включает в себя воспитание самостоятельности, формирова-

Отношение родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе

с учетом возрастных особенностей

Гипотеза 27-30 лет 31-37 лет Старше 39 лет

Отрицательное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 3 100 0 0 0 0

Положительное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 0 0 2 18 9 82

Нейтральное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 6 60 4 40 0 0

ние нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, коммуникативность;

- развивающая ориентация, когда развивается внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять, а также стимулирует развитие воображения, фантазии, творческих способностей;

- социализирующие целевые ориентации заключаются в приобщении ребенка к нормам и ценностям общества, адаптируют к условиям среды.

В результате, исходя из основных положений государственного стандарта и авторских программ, игрушку можно применять в различных программах общеобразовательных школ.

Использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все - от личностного отношения педагога к ребенку до содержания программ - направлено на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Таким образом, народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как имен-

но через нее ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения. При рассмотрении проблемного поля, можно отметить, что народная игрушка является составной частью проблем этнопедагоги-ческого взаимодействия учителя и ученика, поэтому проблемы этнокультурного образования связаны именно с содержательным компонентом [6].

Процесс подмены ценностей детского сознания не должен пройти для воспитания незамеченным. Как раньше, так и сейчас определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствует его нормальному физическому развитию.

Педагогические исследования, основанные на изучении процесса игровой деятельности, показали, что нет одинакового подхода к созданию и отбору игрушек, поэтому педагог должен особым образом учитывать возрастные закономерности развития.

2. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути исторического развития. М.; Л.; АНСССР, 1936. 109 с.

3. Жданова Н. С. Многофункциональность игрушки - как фактор активного использования ее в учебном процессе // С. 5 - 8.

4. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981. 192 с., ил.

5. Блинова Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. М.: Детская литература, 1977. 189 с.

6. Малиновская С. М. Развитие идей этнопедагогики в историческом контексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 99-102.

Шулика М. В., ассистент, аспирант.

Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Ул. Королёва, 7, Белгород, Россия, 308034.

Материал поступил в редакцию 27.11.2013.

THE VALUE OF POPULAR FOLK TOYS IN THE LIVES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article discusses the importance and functions of folk toys in education. It analyses the scientific literature. It presents data from survey conducted in the study of the relationship of junior pupils and their parents to the use of traditional toys in education, and provides some guidance on the use of traditional toys in the educational process.

Читайте также: