Исследовательская работа детские игрушки

Обновлено: 05.05.2024

Цель моей исследовательской работы узнать какие физические явления и законы влияют на детские игрушки.

Задачи: постараться «увидеть» физическую суть детских игрушек;

найти в книгах и в интернете информацию, позволяющую объяснить наблюдаемые явления.

Гипотеза: я предполагаю, что при изготовление детских игрушек учитывают физические явления и законы.

Объект исследования – детские игрушки. Предмет исследования – физические явления и законы, используемые в устройстве и работе детских игрушек.

Свое исследование я начал с игрушечной машинки. Я дома и в садике изучил устройство машинку и узнал такое явление – инерция. Инерция – это состояние скорости предмета если его никто не двигает.

Для понимание этого явления я провел эксперимент. Взял машинку и положил монету на нее, и покатил, когда машина остановилась монета упала вперед. В ходе эксперимента мы наблюдали как инерция повлияла на монету.

Следующая игрушка – неваляшка. Почему же она не падает. Из книг я узнал, что на нее действует устойчивое равновесие. В неваляшке находится шарик, который не дает неваляшке упасть и удерживает равновесие.

Мне стало интересно, а почему некоторые игрушки плавают на воде. Изучая этот вопрос, я узнал про архимедову силу. Архимедова сила не выталкивает из воды предметы, которые легче воды.

Я провел эксперимент. Взял два киндер яйца. В одно яйцо насыпал песка, а другое оставил пустым. Отпустив в воде яйца, я увидел, что пустое яйцо плавало на воде и с песком ушло на дно, потому что оно тяжелее воды.

Я подтвердил свою гипотезу, что при изготовлении игрушек мастера учитывают законы физики. При выполнении этой исследовательской работы я узнал много нового, заинтересовался изучением физики. Я рассмотрел лишь несколько игрушек и принцип их действия.

На этом я не собираюсь останавливаться и планирую продолжить свою работу, ведь впереди еще много игрушек и так много интересного.

Список литературы и источников

1. Никандров Н. Н. Малышам о природе. Мир физики и техники – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.

2. Сикорук Л. Л. Физика для малышей – Петрозаводск: Издательство «Кругозор», 1996

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста – Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008

Исследовательская работа «Чудо-пластилин» Пластилин дает возможность изготавливать самые разнообразные поделки, включая: аппликации на бумаге и прочих поверхностях; статуэтки представителей.

Исследовательская работа «Чьё имя носит моя улица?» В народе есть такая поговорка "Иван, родства не помнящий". Так называют самого последнего человека того, кто не помнит своего прошлого,.

Исследовательская работа «Профессия смелых» Введение В детском саду воспитатель нас знакомит с разными профессиями, я узнала, что каждая профессия по-своему является нужной и важной.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Кто такие микробы?» Введение На протяжении всей жизни человек сталкивается с микробами, которые находятся повсюду: в воздухе, в воде и почве, на земле, растениях.

Исследовательская работа «Кто такой слон?» Исследовательская работа «Кто такой слон?» 1. Введение. Красавцы-слоны! Величавые, благородные, умные и внимательные. Большинство людей не.

Исследовательская работа «Этот волшебный мед» "Этот волшебный мед!" Проблема: частые простудные заболевания моих друзей, отсутствие знаний о полезных свойствах мёда нацелило меня на.

Исследовательская работа «Удивительный продукт — мед» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.

Исследовательская работа «Загадочная зеленка» Введение Часто в жизни мы пользуемся вещами, о которых очень мало знаем. Вот зеленка, например, есть в каждой домашней аптечке. Мы используем.

Исследовательская работа «Мой родной язык» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко» Исследовательская работа.

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.Ø данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._igrushki_proshlogo_i_nastoyashchego.docx 42.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

ученица 3 класса В,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

Порохова Кристина Владимировна

учитель начальных классов,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

2.1 История возникновения игрушки.

2.2 Игрушки из дерева и глины

2.3 Крестьянская игрушка

А) куклы обереги

Б) тряпичная кукла

2.4 Игрушки 19 -20 века

2.5 Современные игрушки

2.6 Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства.

3.1 Опрос учащихся 3- х классов.

5. Список литературы и источников…………………………………..

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

  • данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  • В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки прошлого и настоящего».

  • Узнать историю возникновения игрушки.
  • Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
  • Изучить современную игрушку;
  • Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид. У меня дома тоже есть игрушки из глины и они мне очень нравятся.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Хорошо организованная игра – это хорошо организованный досуг ребенка. Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. И это самое главное! Ведь игра дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие!

Актуальность: В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны, как правило, на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки, сделанные своими руками. Поэтому мы считаем, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Нам стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, можно ли сделать современную игрушку своими руками? Как человечество не может существовать без детей, так дети не могут существовать без игрушек.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Влияние игрушек на современных детей».

выяснить, какую роль играют игрушки в жизни детей;

Узнать историю возникновения игрушки.

Найти и изучить литературу по исследуемой теме

Проследить изменения игрушки на протяжении истории;

показать достоинства и недостатки современных игрушек;

исследовать и проанализировать отношение детей к игрушкам

Объект исследования: игрушки.

Предмет исследования: процесс изготовления игрушки.

Методы работы:

1.Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.

3.Поиск информации в сети Интернет

История игрушек

Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали из дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы легко, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

1.2. Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские и филимоновские. Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид.


1.3. Крестьянская игрушка

1.3.1.Куклы – обереги

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

1.3.2.Тряпичные игрушки

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

1.4. Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

1.5. Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл

переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

1.6. Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства

Достоинства.

Традиционные

1.Была "безликой",что позволяло детям мечтать и фантазировать

Её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с неё не снимали

2.Быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде больше не повторялась.

2. Тряпичные куклы были однодневками.

Современные

1.У современных детей очень большое разнообразие игрушек: на любой вкус и цвет.

1.При наличии большого разнообразия игрушек притупляется творческая фантазия для придумывания игр. Частая жалоба современного ребенка: "Нечем заняться "

2.Сейчас много именно развивающих игрушек: логических, творческих, обучающих

2.Современные дети часто, обложенные дорогими игрушками, получают меньше родительского внимания и общения. Родители в условиях этого времени большее внимание уделяют заработку на достаток, чем времяпрепровождению с собственным детем.

3.Почти у каждого ребенка есть по несколько спортивных инвентарей: велосипед, коньки, лыжи, ролики, самокат. Раньше было велосипедов несколько на двор - и катались по очереди.

3."Компьютерная болезнь", плохо влияющая на здоровье ребенка.

Многие современные дети живому общению предпочитают компьтер, что приводит к неумению общаться.

Глава 2. Исследовательская работа

2.1.Мои исследования

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее: на прилавки наших магазинов преобладают игрушки из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена, но часто в их состав входят опасные для здоровья вещества. Аллергические реакции и болезни органов дыхания - это лишь начало перечня заболеваний, которые угрожают ребенку. Так как у меня недавно родилась сестра, мне хотелось бы отгородить ее от этих игрушек и заменить их наиболее качественными игрушками, которые можно сделать своими руками из натуральных материалов.

2.2. Анкетирование учащихся

При работе по данной теме мы взяли интервью у прабабушки и прадедушки, бабушек и дедушек. На вопрос, «Какими игрушками они играли в детстве?» бабушки и дедушки ответили так: « Игрушек было мало. В основном делали игрушки своими руками из подручных материалов.

Кроме этого мы провели анкетирование среди детей детского сада № 22, учащихся начальной школы по следующим вопросам:

Много ли у тебя игрушек?

Тебе игрушки подарили или ты сделал их сам?

Какая у тебя самая любимая игрушка?

Какие у тебя любимые игры?

Согласен ли ты с тем, что компьютерные игры лучше, чем детские игрушки?

Как твои родители относятся к играм на компьютере?




В ходе проведенного исследования на вопросы анкеты дети дали, следующие ответы: игрушек у них много, в основном им их подарили. Самой любимой игрушкой является телефон или компьютер. Любимые игры – компьютерные. Многие дети согласны с тем, что телефон и компьютер лучше, чем детские игрушки. В результате проведенного анкетирования большинство детей среди игрушек, общения со сверстниками и компьютерами выбирают бездушную машину. Детям был задан вопрос о том, как родители относятся к их играм на компьютере. В результате ответ был практически один - многие родители запрещают детям компьютер, боясь за здоровье детей, и лишь не многие родители разрешают неограниченный доступ к нему

Конечно, пользователи компьютера подвергаются излучению от монитора, происходит нагрузка на зрение, компьютерные игры воздействуют на психику, после долгого сидения за компьютером искривляется позвоночник, у ребенка возникает быстрая утомляемость. Но следует отметить, что компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, память и внимание, логическое мышление. На самом деле компьютер может принести только пользу если правильно подойти к решению проблемы компьютеризации. Тут все дело в чувстве меры и в правильно обустроенном рабочем месте

Мы выяснили: что своими руками делали игрушки - 80%; не делали своими руками игрушки - 20%.

Из тех ребят, кто делал игрушку своими руками, понравилось в нее играть - 80%, не понравилось - 20% ребят.

По итогам опроса мы сделали вывод, что большинство ребят, которые делали игрушку своими руками, нравилось с ней играть.


Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Игрушки развивают воображение, учат детей общаться с миром – быть родителями, заботиться об окружающих людях и животных и многому другому из того, что понадобиться им во взрослой жизни.

Изучая материалы книг по истории, мы открыли для себя удивительный мир игрушки. Нам было очень интересно узнать какие игрушки существовали в старину и какие игрушки есть сейчас.

В ходе исследования мы взяли интервью у взрослых и провели анкетирование среди детей детского сада №22, учащихся начальной и средней школы ГБОУ Гимназии и по результатам выяснили, что сейчас пришла эра компьютерных игр, которые уводят детей от реального контакта со сверстниками. Родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру. Чем позже ребенок научится пользоваться компьютерной мышкой – тем лучше. Взрослым необходимо помнить, что пользы от компьютерных игр, даже развивающих, гораздо меньше, нежели игра в игрушки, особенно сделанные своими руками.

Мы предлагаем вспомнить игры, которые составят конкуренцию своим виртуальным собратьям и вернут детям мир реального общения, движения, смеха, азарта. Родителям следует осознано подходить к выбору игрушки. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.

В заключении следует отметить, что у каждого времени своя игрушка и нам хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего не угасал у детей.

Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута первоначально, подтвердилась. Своими руками можно сделать замечательные современные игрушки.

Цель проекта достигнута: мы выяснили, какую роль играют игрушки в жизни детей.

Совсем не обязательно просить родителей купить игрушку в магазине, оказывается можно самой изготовить такую же из натуральных материалов, которая будет близка к душе.

Ребенку для счастья и хорошего настроения просто необходимы яркие, позитивные эмоции, чем и послужат изготовленные ими игрушки.

Список литературы

Ефимова А.В. Сделаем игрушки сами: альбом игрушек – самоделок. М. Малыш, 1970.

Петухова В.И., Савельева Л.М., Ширшикова Е.М. Мягкая игрушка. М.: «Ступень», 1995.

Молотоборова «Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие. - М.: Просвещение, 1990

Ганзикова Г.С. История игрушек/Г.С. Ганзикова, Н.Р. Мавлютова//Мир библиографии. – 2000г.

Русская игрушка. : Советская Россия 1987.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки / Авт. Сост. Н. Г. Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999

Каждый ребенок любит играть. Вот например я очень люблю играть с машинками. А с какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Сейчас в магазинах очень большой выбор разнообразных игрушек: говорящие куклы, машинки на радиоуправлении. Моя бабушка сказала, что раньше таких игрушек не было. Мне стало интересно, с чем играли наши бабушки и дедушки в детстве

и я решил в этом разобраться.

Гипотеза: мы предполагаем, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек.

Цель: изучение игрушек с 60-х годов до наших дней.

Изучить научную литературу и сравнить игрушки 60-х годов и современные.

Посетить музей и изучить игрушки с 60-х годов

Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов по теме исследования.

Взять интервью у жителей села Боград по теме исследования.

Проанализировать результаты опроса и интервью, сформулировать выводы.

Объект: игрушки.

Предмет: изменение игрушек с 60-х годов до наших дней.

Методы исследования: изучение литературы, интервью, анкетирование, анализ результатов.

1. Литературный обзор

1.1. Из истории возникновения игрушек

История возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей. Некоторые ученые считают, что игрушки появились в первобытном обществе совместно с орудиями труда. Они выглядели как уменьшенная копия оружия и орудий труда, что помогало детям осваивать жизненно необходимые навыки. [1, c.12]

Позже игрушки стали не такими примитивными, их делали из ткани и дерева. Такие игрушки изображали животных, кукол.

В Древнем Риме и Греции игрушки считали одним из важных средств воспитания детей. [2, c.37] До наших дней сохранились игрушки тех времен, изготовленные из кости, терракоты, встречались игрушки с заводным механизмом. Так же археологами были найдены мячи и скакалки.

В Европе игрушки во втором веке делались из глины: свистульки, погремушки, куклы, фигурки домашних животных. У представителей знати были фарфоровые куклы, игрушки военного содержания: фигурки коней, мечи, доспехи, щиты в рост ребенка.

У бедных слоев игрушки были из соломы, дерева, глины. [1, c.53]

В дальнейшем начали появляться народные игрушки. Многие такие игрушки дошли до наших дней: Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские игрушки. В 90-х годах появилась матрешка – известная всем игрушка.

История развития игрушек связана с развитием общества. В 19-20 веках общество стало двигаться по пути технического прогресса, что отразилось и на игрушках, появились игрушечные машинки, игрушки с магнитным механизмом, электрофицированные игрушки. [1, c.167]

В двадцатом веке появляются первые конструкторы, электронные игрушки с дистанционным управлением. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры.

1. 2. Игрушки от 60-х годов до наших дней

Игрушка — это предмет, который предназначен для игры. [2, c.13] Детские игрушки отражают жизнь общества. Они развивают ребенка, готовят его ко взрослой жизни. Мир игрушек неисчерпаемо разнообразен. В своей работе мы рассмотрим игрушки с 60-х годов до современности.

Бабушки, вспоминая своё детство, говорят о том, что им особо некогда было играть, потому что они во всем помогали взрослым. Антонина Леонтьевна Свердлова рассказала о том, что игрушки покупали очень редко, она сама шила себе кукол из ткани. Еще ее любимой игрушкой была пластмассовая белочка, подаренная ей за помощь эстонцам в тяжелое для них время.

Игрушки 60-х годов были выполнены в основном из железа, дерева и пластмассы. Из беседы с Антониной Леонтьевной Свердловой, я узнал о том, что игрушки в её детстве (60-е годы) были расписаны вручную. Самыми продаваемыми игрушками того времени были деревянные поезда и куклы для настольного театра, грузовики, пупсы и неваляшки.

Учёные отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы. Девочки в старину, как и в наше время, играли игрушечной посудой размером от 1 до 5 см. Это горшки, кувшинчики, сковородки, даже миниатюрные глиняные светильники, также тряпичные куклы. [1, c.194]

Валентина Фердинандовна Малярова (70-е годы) рассказала нам о том, что у нее была всего одна кукла, она часто играла на улице с ровесниками и помогала родителям. На игры было не так уж и много времени.

Елене Сергеевна Дывдык (70-е годы) рассказала нам о своих игрушках. «У меня была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».

Из воспоминаний Татьяны Вячеславовны Овчинниковой (80-е годы) мы узнали, что её любимой игрушкой был Антошка, кукла, которую ёй прислали из города Березняки Пермской области. Татьяна Вячеславовна все сознательное детство провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы.

Моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева рассказывала, что в ее детстве выбор игрушек был уже довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Одежду на кукол она вязала сама.

Из беседы с одноклассниками я узнал, что у них много разнообразных игрушек, которые очень отличаются от тех, о которых мы узнали у взрослых. Это и радиоуправляемые машинки, говорящие куклы с гнущимися конечностями и наборами одежды, светящиеся, двигающиеся животные и т.п.

3. Социологический опрос учащихся

В какие игрушки современным детям нравится играть? Будут ли нам интересны игрушки наших бабушек и дедушек? Чтобы ответить на эти вопросы я показал ученикам 2-4 классов игрушки с 60-х годов и предложил ответить на вопросы анкеты. Полученные данные представлены в таблице 1 и таблице 2. (Приложение 1)

22% учащихся 2-4 классов были заинтересованы «старыми» игрушками и 78% детей отдали предпочтение современным игрушкам.

Вывод: большинство учеников 2-4 классов предпочитают играть современными игрушками.

4. Интервьюирование жителей села Боград

Любую историю лучше расскажет тот, кто в ней участвовал. Поэтому, чтобы узнать ответы на свои вопросы я отправился к жителям нашего села.

Про игрушки 60-х годов мне рассказала жительница нашего села Антонина Леонтьевна Свердлова.

Антонина Леонтьевна любезно согласилась рассказать истории своих игрушек: « Я хотела бы начать свою историю с любимой куклы.

В сороковые годы на помойке была найдена кукла без головы…. Так как игрушек совсем не было, эта кукла стала моей любимицей. Старшая


Фото1. В гостях у А.Л.Свердловой

сестра сшила голову из тряпки, а из фильтикосовых чулок сделали волосы. До 17 лет я играла с куклой, так как она была единственной игрушкой. Потом моя мама подарила куклу племяннице, и для меня это было настоящей трагедией. Хотя и была сделана кукла из дешевой пластмассы, она была любима.

В 60-70-х годах пошла мода на кукольные театры. Моя коллекция «Волк и семеро козлят» сделана из дерева и раскрашена красками. Она собрана из игрушек 50, 60 и 70 годов. Почти все игрушки сделаны из пластмассы и покрашены. В эти годы было очень много деревянных и алюминиевых игрушек.

Хочется еще немного рассказать об одной моей игрушке детства, о пластмассовой белочке, которую в 1954 году мне подарили за помощь эстонцам. В эти голодные годы я со своими друзьями приносили эстонцам еду, воду, вещи… Белочку подарили мне с жестяной коробочкой чая, которую я до сих пор храню».

С Антониной Леонтьевной можно разговаривать бесконечно. У каждой игрушки своя история, своя судьба.

Так как большую часть своих игрушек Антонина Леонтьевна отдала в музей, я отправился туда, для ознакомления с игрушками советских времен.

В Боградском музее собрана небольшая коллекция игрушек прошлого века. Работник музея, Татьяна Вячеславовна Овчинникова, провела небольшую экскурсию, рассказала из чего сделаны игрушки. Большинство игрушек того времени сделаны из пластмассы, дерева, железа.


Фото 2.В музее

Я познакомился с пластмассовыми Крокодилом Геной и Чебурашкой, солдатиками, деревянными волком и семерыми козлятами, и многими другими игрушками.

Валентина Фердинандовна Малярова, вспоминая о своих игрушках, поделилась с нами: «Я помню свою любимую куклу Машу. Она была красивая, но с ней я играла не часто. Больше любила спортивные игры, поэтому с игрушками играла редко. У мальчишек были пластмассовые солдатики, деревянные и железные машинки».

О игрушках 70-х годов я узнал из беседы с Еленой Сергеевной Дывдык: «У меня в детстве была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».

Татьяна Вячеславовна рассказала мне о своей любимой игрушке – кукле Антошке (80-е годы): «Куклу Антошку, мне прислала в посылке двоюродная сестра Ольга из г. Березняки Пермской области. Антошка – моя любимая игрушка. Все сознательное детство я провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы.

Все мои игрушки с возрастом были раздарены, сломаны, а Антошка прошел со мной всю жизнь, хотя точно никто и не знает его возраст (примерно 45-50 лет). Антошка стал любимцем и для моей дочери Арины, которая так же считала его лучшим другом. Любовь к Антошке помогла сохранить ему жизнь, он до сих пор в хорошем состоянии и ждет свою следующуюхозяйку».

Про игрушки 90-х годов мне рассказала моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева: «Когда я была маленькая, выбор игрушек был довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Я любила играть с куклами барби. У меня была целая семья: мама, папа и три ребенка. Из коробок я делала им мебель в домик, одежду вязала сама. А еще с сестрой мы любили собирать конструктор. На Новый год родители подарили нам по сундучку с лего-конструктором и мы могли весь день напролет собирать различные фигурки».

Оказывается, очень интересно узнавать истории из жизни людей. Я получил очень много информации про увлечения и игрушки жителей села Боград. Со временем игрушки менялись, становились разнообразнее и доступнее. Больше чем за полвека игрушки изменились до неузнаваемости: от плоских деревянных до радиоуправляемых и компьютерных игр.

4. Просветительская работа

В процессе работы, я узнал, что многие дети предпочитают играть современными игрушками. До своего исследования, я, возможно, тоже отдал предпочтение более новым игрушкам. Но когда за каждой куклой, машинкой, неваляшкой следует история человека, по другому смотришь на эту игрушку. У нее есть прошлое, своя жизнь.

Я решил познакомить одноклассников с историями игрушек на классном часе и сделать выставку в классе «История игрушек».

Моим одноклассникам очень понравились истории про игрушки, которые я услышал от жителей нашего села. Мы вместе рассматривали пупсов, кукол и мягкие игрушки, которые предоставили для выставки односельчане.

Игрушка прошла за свою историю большой путь вместе с человечеством. От примитивного подобия орудиям труда до современных интерактивных игр. Большинство детей отдают предпочтение современным игрушкам, им неинтересно играть с однотонными пластмассовыми пупсами и солдатиками, у которых неподвижные части тела. Мне очень понравились истории жителей моего села про их детские игрушки. Я взглянул по новому на «старые» игрушки. Сейчас для меня так же увлекательно играть с ними, как и с современными игрушками.

В ходе нашего исследования, мы доказали гипотезу. Современные игрушки интереснее, разнообразнее своих предков. Дети отдают предпочтение игрушкам с дистанционным управлением, меняющим цвет и говорящим сказочным персонажам.

Мир современных игрушек ярче и наделен большими возможностями. Сейчас есть все, что захочешь: домики, игрушечная мебель, одежда для кукол, а раньше всё делали сами дети, своими руками. Игрушки наших бабушек развивали фантазию и творчество, учили работать своими руками.

Для меня игрушки интересны все, у каждой есть свои достоинства и недостатки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как вы думаете, игрушки мешают вам в учёбе или помогают?

в) затрудняюсь ответить

Как вы относитесь к компьютерным играм?

в) вообще не играю

Помните ли вы свою первую игрушку?

в) затрудняюсь ответить

Играете ли вы с игрушками в настоящее время?

а) да б) иногда в) нет

Какие игрушки вы предпочитаете?

Как вы думаете, игрушки мешают вам в учёбе или помогают?

в) затрудняюсь ответить

Как вы относитесь к компьютерным играм?

в) вообще не играю

Помните ли вы свою первую игрушку?

в) затрудняюсь ответить

Играете ли вы с игрушками в настоящее время?

а) да б) иногда в) нет

Какие игрушки вы предпочитаете?

Как вы думаете, игрушки мешают вам в учёбе или помогают?

в) затрудняюсь ответить

Как вы относитесь к компьютерным играм?

в) вообще не играю

Помните ли вы свою первую игрушку?

в) затрудняюсь ответить

Играете ли вы с игрушками в настоящее время?

а) да б) иногда в) нет

Какие игрушки вы предпочитаете?

Как вы думаете, игрушки мешают вам в учёбе или помогают?

в) затрудняюсь ответить

Как вы относитесь к компьютерным играм?

в) вообще не играю

Просмотр содержимого документа
«текстовая работа»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Школьная научно – практическая

конференция «Первоцвет»


Работу выполнили ученицы 2«Б класса»:

Ночные Валерия и Виктория

Руководитель: Козлова Оксана Борисовна



Русские народные куклы ………………………………………………………стр.5

Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребёнка: ум, физические и нравственные качества. Игра, игрушка – это те понятия, которые сопровождают абсолютно каждого человека, начиная с колыбели.

С помощью игр и игрушек дети моделируют самые разные жизненные ситуации, могут перевоплощаться в других людей из прошлого или современности, «прыгнуть выше себя», ибо они изображают взрослых, «примеривая на себя» далёкий от их повседневной жизни образ.

Наверное, сколько на Земле существуют дети, столько же и существуют игрушки.

Мы учимся во втором классе, но у нас много игрушек, и мы продолжаем с ними играть.

Нам стало интересно узнать, а какие же отношения с игрушками у наших ровесников в нашей школе, и мы решили провести исследование на эту тему.

Актуальность: Как человечество не может существовать без детей, так дети не могут существовать без игрушек.

Игрушки – это вещи, радующие как детей, так и взрослых.

Гипотеза: Игрушки нужны только маленьким детям, а школьников они отвлекают от учёбы.

Цель: выяснить, какую роль играют игрушки и игры в жизни учащихся нашей школы.

узнать некоторые сведения из истории игрушки;

исследовать и проанализировать отношение учащихся нашей школы к игрушкам;

выяснить каким играм отдают предпочтение мои ровесники;

узнать у родственников- какими игрушками они играли;

придумать и изготовить собственную игрушку.

История игрушки

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.
Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Игрушки Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии того времени.
Название дымковских игрушек восходит к названию села Дымково. Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи.
Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все – не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать и т.д. оценивалось взрослыми. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии – её вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребёнку ангелов-хранителей и добрых духов.
Постепенно игрушки становились все более разнообразными – детишки играли уже не только традиционными куклами, но и различными матрёшками, перчаточными куклами, фигурками зверей и птиц, кубиками, деревянными машинками и корабликами.
Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек. А остальные игрушки стали настолько разнообразны, что в огромном выборе можно очень легко заблудиться.

Детская игрушка – интереснейший элемент древнерусской культуры, так как он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Игрушка – 1. Это вещь, созданная для игры. Детские игрушки»

В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» увлеченно пишет: «Играть, игрывать чем-то - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья; издавать и извлекать музыкальные звуки. Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою. Игорщик, игровщик, игральщик - играющий, кто тешится, забавляется чем-либо, участвует в игре. Игрушка, игрушечка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка, вост. балушка, потешка, баловка; южн. цацка.»

На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник», уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева.

Русские народные куклы

Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых. Кроме этого традиционные русские куклы изготавливались и для детей. Считалось, что если дети много и усердно играют с куклами – в семье будет лад и достаток. На изготовление русских народных кукол шли в основном подручные материалы: ткань, нитки, пряжа, дерево, солома, трава и т.п. По предназначению существовали: обрядовые, обереговые и игровые русские куклы. Игровые куклы делались или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию. Были и традиционные детские тряпичные куклы. Чтобы ребенок не боялся оставаться один дома, ему изготавливали «дружка» - маленького «зайчика на пальчик». Была и русская народная игрушка для детей – птичка. Также для игр обычно изготавливали кукол-закруток, причем вместе с девочками. Традиционные народные куклы были в каждой крестьянской избе. Бабушки учили внучек, матери - дочек, старшие сестры – младших. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию, а вместе с тем и к творческому отношению к миру.

Традиционная народная кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. В глубокой древности кукла выполняла чрезвычайную миссию, заменив собой человеческие жертвоприношения. На праздниках стали приносить в жертву богам традиционных кукол-чучел, которые носили свои имена: Масленица, Кострома, Коляда… Время изготовления обрядовых народных кукол зависело от времени ритуала. Кукол обычно делали перед традиционными праздниками. По обычаю обрядовых русских кукол изготавливали женщины, так как с древнейших времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей домашнего очага и народных традиций. Таких кукол изготавливали по строгим правилам, без использования иголок и ниток. Обычно обрядовых народных кукол делали для определенного ритуала, и поэтому когда они выполняли свое предназначение их сжигали (Масленица, Коляда), топили (Купавка), закапывали в землю (Лихоманки, Кострома, Кукушечка) или отдавали играть детям.

Традиционные русские куклы были основными участниками семейно-бытовых обрядов: рождение, свадьба, болезнь, смерть. Для каждого момента жизни делались традиционные народные куклы, которые хранились определенное время, а некоторые даже на протяжении всей жизни. Лицо у традиционных русских кукол не изображалось, так как считалось, что без лица кукла – вещь неодушевленная и не сможет причинить живому человеку какое-либо зло. В то время как по древнейшим представлениям, если у куклы будет лицо, то кукла как бы оживет, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому такая безликая кукла служила оберегом.

В бытовой жизни русского народа существовало множество различных обережных кукол. Уже за две недели до рождения ребенка будущая мать изготавливала традиционную куклу-оберег Куватку и помещала ее в колыбель, чтобы кукла согрела ее. После обряда крещения куклу «Куватку» вешали над кроваткой, чтобы она отгоняла всякие злые силы, оберегала ребенка. Для защиты от болезней делали тринадцать маленьких куколок «Лихоманок» - по другому «сестер-трясовиц». Этих традиционных куколок расставляли на печке около трубы. А над входной дверью в дом помещали куклу Берегиню и считали, что она защищает дом от злого духа и сглаза. Так что эта народная кукла была своеобразной хранительницей семейного очага. Также есть традиционная русская обережная кукла Пеленашка. Спеленатую куклу клали младенцу в колыбель, где она была до его крещения, чтобы сбить с толку злых духов и принимать на себя все напасти. Чтобы был в доме достаток делали традиционную куклу Зернушку или по-другому Крупеничку. В основе этой народной куклы мешочек с зерном или крупой, что символизировало сытую и богатую жизнь. В каждом доме постоянно в красном углу стояла традиционная русская кукла столбушка Плодородие. В каждой губернии изготавливали свою куклу Столбушку, обычно она по месту изготовления и называлась: Владимирская Стобушка, Московка, Курская Столбушка и т. д. Часто к телу основной куклы-матери пояском привязывали несколько деток Пеленашек. Считалось, что большое количество деток ведет к процветанию рода и достатку в доме. Такую народную русскую куклу часто дарили молодоженам с пожеланиями процветания. Для свадебного обряда изготавливалась пара традиционных свадебных кукол – Неразлучников. Это две куклы-куватки – кукла Невеста и кукла Жених. Своеобразная особенность этих кукол заключалась в том, что они имели одну руку, как символ объединения для совместной общей жизни «и в горе и в радости». После свадьбы куклы Неразлучники висели на видном месте, и когда в семье рождался ребенок, кукол раздвигали и между ними подвешивали маленькую куколку из ниток. Так что, глядя на Неразлучников можно было сразу понять, сколько в семье детей.

У каждой хозяйки в доме была интересная кукла помощница Десятиручка. Традиционная народная кукла Десятиручка имеет много-много рук, чтобы все успевать, тогда в доме всегда будет порядок и достаток. Такую народную русскую куклу часто дарили на свадьбу, как своеобразную помощницу для домашних дел. Для невесты на прощанье мать делала специальную куклу Утешительницу, по-другому Зольную куклу. Основа куклы наполнялась углями из домашнего очага, это было символом того, что девушка уносит с собой кусочек родного дома. Эта традиционная народная кукла помогала освоиться и привыкнуть на новом месте, а иногда даже становилась советчицей и утешительницей.

Интересную народную двойную композицию изготавливали для свадебного застолья. Для свадебного пирога делали на березовой веточке с развилкой парную куклу Мировое дерево. На веточку прикрепляют куклу Невесту и куклу Жениха, что является символом единства. После свадьбы Мировое дерево также хранилось на почетном месте рядом с другими обережными куклами.

Для себя и подарков изготавливалось много традиционных народных кукол. Они имели разные предназначения. Например, куклу Масленицу дарили семейным парам, чтобы в доме не было ссор, и жизнь текла как по маслу. Эта народная русская кукла является символом семейного достатка и благополучия. Также делались традиционные обережные куклы Счастье. Они дарились с пожеланием счастья и удачи. Для богатой и успешной жизни делали таких традиционных кукол, как Крупеничка, Богатство, Успешница, Десятиручка. А вот для радости и веселья изготавливали куклу Колокольчик. Эта русская народная куколка – оберег хорошего настроения. Даря куклу Колокольчик, желают получать только добрые вести и быть всегда в хорошем настроении.

Конечно, вышеперечисленными куклами не исчерпывается огромный пласт этой традиционной русской культуры – изготовления народных кукол. Радует, что в последнее время, все больше людей начинает интересоваться традиционными русскими куклами, технологиями их изготовления. Русские народные куклы по-настоящему красивы и своеобразны. Простые и ясные, они делаются с присущим русскому народному творчеству духом свободы и безупречным чувством целого. Два-три цветовых пятна, минимум деталей и … получается не просто кукла – это целый образ. Кроме того народная кукла является замечательным средством эстетического воспитания детей.

Современные игрушки

Современные игрушки позволяют полноценно развиваться и расти детям, а взрослые со своей стороны делают всё возможное, чтобы не отказать ребёнку ни в чём. Сегодняшний ассортимент игрушек просто поражает. Давно позади то время тряпичных мячей и соломенных кукол, деревянных чурочек и лошадок. Сегодня основная масса родителей предпочитает покупать для своего ребёнка Барби, технологические машинки на управлении и современные конструкторы, не задумываясь о том, что ребёнок, у которого в шкафу живёт штук тридцать разноплановых Барби, с удовольствием играет на природе природным материалом.

Игрушечное изобилие – иначе и не назовёшь современный мир, в котором растут наши дети. Стоит только взглянуть на ассортимент какого-нибудь магазина игрушек, это – игрушки для самых маленьких, для девочек и мальчиков, интерактивные и электрифицированные игрушки, роботы-трансформеры и куклы, игрушки для активного отдыха и настольные игры. Всё это яркое, поющее, почти живое. Производители игрушек постоянно следят за новинками кинематографа и мультипликации, и почти все герои и персонажи, которыми увлекаются современные дети, находят своё воплощение в образе игрушек.

Несомненным достоинством является натуральность и естественность современных игрушек, что характеризуется точностью воплощения образа, который воплотившись в мягкую игрушку, внешне обладает характеристиками одушевлённого существа. Дети верят, что их игрушки живые и возможности современного производства лишь лишний раз подтверждают это.

Что касается недостатков современных игрушек, то некоторая пропаганда насилия, которую несут игрушки, изображающие оружие, маски монстров, военизированные игры - это влияние сегодняшнего мира, с повседневным насилием в новостях, фильмах и даже мультфильмах. В этой ситуации лично родители должны решать, какие игрушки покупать своим детям, не забывая о том, что с одной стороны излишество вредно, а с другой, что ребёнку рано или поздно придётся столкнуться с действительностью .

Мои исследования

Анкетирование учащихся

Мы провели исследование среди учащихся 2 «Б» класса в нашей школе. Для этого составили анкету и попросили ребят её заполнить.

Читайте также: