Исследовательская работа филимоновская игрушка

Обновлено: 17.05.2024

Участники проекта : дети, родители, воспитатель, учитель-логопед.

В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы любви к прикладным видам искусства, истории и традициям. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний.

Знакомство детей с филимоновской игрушкой в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Формирование у детей навыков обводить по трафарету, правильно держать кисть, наносить аккуратно мазки при работе с красками, а также карандашами, фломастерами и восковыми мелками; подбирать палитру цветов, соответствующие филимоновскому орнаменту.

Цель проекта : знакомство детей с Филимоновской игрушкой, историей и традициями изготовления.

Задачи проекта :

1. Приобщать детей к русскому народному прикладному искусству в условиях дошкольной практической творческой деятельности.

2. Оформление образца элементами декоративного орнамента.

3. Обратить внимание детей на разнообразие узора, изображение «дерева жизни», цветов.

4. Воспитывать интерес и художественно-эстетическое отношение к народному прикладному искусству.

5. Совершенствовать навыки рисования, использовать различные материалы.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством – Филимоновской игрушкой, беседа об истории возникновении промысла.

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, знакомство с особенностями выполнения письма и изготовления изделий.

1. Развитие детского интереса к одному из видов прикладного искусства.

2. Развитие инициативы и любознательности, со стороны детей, в получении новых знаний и умений.

Знакомство с историей и традициями Филимоновской игрушки воспитывает эстетическое отношение к предметам культуры и искусства.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование + работа с ножницами

Тема: «Филимоновская игрушка» (Петушок, барашек, свинка)

1. Познакомить и закрепить знания детей о филимоновской игрушке.

2. Формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

3. Закрепить умение обводить по трафарету, прорисовывать декоративные элементы и узоры.

4. Закрепить навыки работы с ножницами, вырезать по контуру.

Тема: «Филимоновская игрушка» (Петушок)

1. Закрепить умение разминать пластилин, раскатывать, придавать форму заготовки, разглаживать неровности.

2. Закрепить умение отделять от большого куска небольшие кусочки, раскатывать колбаски, выполнять орнамент.

ОО «Речевое развитие»

Тема: «Филимоновская игрушка»

1. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

2. Закрепить умение составлять описательные предложения и пересказ по дидактическим картинкам.

3. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

4. Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию.

5. Развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

6. Совершенствовать умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Стихи про Филимоновскую игрушку.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет.

Есть среди них фигурка,

Так непонятная для меня,

И глаза ее – сноп огня.

И узор из кругов и линий

Обегает подола край:

В руки взяв, смотри и играй.

Но она строга, как богиня,

Властелинша полей и нив,

Может быть, в ее взоре синем

Отражается древний миф?

Всем по нраву глиняные забавы!

Наши курочки в окно –

А как Петя – петушок

Рано – рано поутру

Нам споет – ку-ка-ре-ку!

Филимоновский козлик

Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же :

Наш козлик из Филимоново

Раскрашен ярко, здорово.

Был у мастериц в руках,

Загляденье, просто ах!

И она уж так старалась,

Легко глина поддавалась.

Глину солнце подарило,

Тайну глины ей раскрыло.

Вот и козлик наш готов,

Посмотри – ка, он каков!

На ногах зеленые копытца,

Ему на месте не стоится,

Рожки красные торчат,

Глазки удивленные глядят.

Мастерица краски набрала

И везде полоски навела.

Сверху вниз и поперек,

Между ними уголок.

Полоски красные, зеленые,

На ножках веточки сосновые.

Ну, игрушка, просто диво,

Загляденье, как красива!

И не зря ведь говорится:

«Дело мастера боится» Сидорова Галина

Игрушки разрисованы,

Они из Филимоново.

Словно солнышко горят.

В руках приятно подержать.

Они, как солнце желтоваты,

Но, их шеи длинноваты.

Петушки, и, поросята.

Медвежата и козлята.

За кисти, краски взялись.

Вот зелено-красные полоски,

Солнце, елки и горошки.

В сказку мы с тобой попали,

Такое чудо, где видали?

Ярмарка, для вас ребята.

Слышен свист далековато.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор. (В. Василенко)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора!

Кони, барышни, барашки

Длинношеи и стройны.

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки)

С переливами поет, утром будит весь народ.

Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)

Ходит князь по двору,

Придирается ко всему.

Раньше всех он встаёт,

Громко песенки поёт. (Петушок)

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей. (Филимоновская игрушка)

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть. (Приседания.)

Рядом со столом идем, (Ходьба на месте.)

И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)

Фотоотчет «Филимоновская игрушка»

Фотоотчет «Филимоновская игрушка» В январе в подготовительной группе я проводила занятия по ознакомлению ребят с народными промыслами,познакомила с историей создания "Филимоновской.

Конспект НОД «Филимоновская Игрушка» для средней группы Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему:«Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста[/b] Цель: эстетически.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка Конспект занятия по окружающему миру Подготовила:Чуксина Э. Г. Тема: Филимоновская игрушка Цель Знакомство с народным промыслом – филимоновская.

Консультации для родителей «Филимоновская игрушка — жемчужина народного искусства» «Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства» Филимоновская игрушка, впервые упоминается в летописи XVI века. В самом сердце.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Проект «Дымковская игрушка» Проект на тему «Дымковская игрушка» Тип проекта: долгосрочный, информационно-творческий. Участники проекта: дети второй младшей группы,.

Проект «Глиняная игрушка» . Проект: «Глиняная игрушка» 2. Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы воспитатели Данилова А. М., Пустовалова.

Рекомендация для родителей «Филимоновская игрушка-жемчужина народного искусства» «Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства» Филимоновская игрушка впервые упоминается в летописи XVI века. В самом сердце России,.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Проект Филимоновская глиняная игрушкаВыполнила: Михайлова Светлана Николаевн.


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность


«Технологии организации полевой туристско-краеведческой практики»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект Филимоновская глиняная игрушкаВыполнила: Михайлова Светлана Николаевн.

Проект
Филимоновская глиняная игрушка
Выполнила:
Михайлова
Светлана Николаевна
Учитель технологии

Цель: Формирование знаний учащихся об истории создания филимоновской глиняно.

Цель:
Формирование знаний учащихся об истории создания филимоновской глиняной игрушки.
Задачи:
Изучить историю создания филимоновской глиняной игрушки;
Изучить технологию изготовления народной игрушки;
Изучить особенности филимоновской глины;
Выявить особенности росписи филимоновской игрушки.
Основополагающие вопросы:
Народная глиняная игрушка – это история нашей страны?
Проблемные вопросы:
О чем рассказывают глиняные игрушки;
Особенности росписи глиняной игрушки;

Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушк.

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники, павлины
И солдатики – войска цвет.
Есть среди них фигурка такая
Непонятная для меня,
Молчаливая, не простая,
И глаза ее – сноп огня.
И узор из кругов и линий
Обегает подола край:
Красно – черный, порою синий, -
В руки взяв, смотри и играй.
Создана рукою умельцев,
Говорит все еще она
О младенческих снах земледельца,
Где за солнцем спешит луна.
В. Василенко

История филимоновской игрушкиПромысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевс.

История филимоновской
игрушки
Промысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевском районе Тульской области в среде местных гончаров.
Кто и когда сделал первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Технология изготовления филимоновской игрушкиПромысел зародился благодаря пр.

Технология изготовления филимоновской
игрушки
Промысел зародился благодаря превосходной по своему качеству глине, залежи которой находились совсем рядом с Филимоново. Наличие природного материала способствовало развитию гончарного промысла. Над обработкой глины трудились целыми семьями. Мужчины изготавливали посуду, женщины лепили игрушки.
Природные свойства местной глины отразились на внешнем облике игрушки. Глина под Одоевом была очень жирная и пластичная. Из-за этого при просушке она деформировалась и покрывалась мелкими трещинками. Поэтому в технологию филимоновской игрушки пришлось добавить еще одно действие - мастера обычно заглаживали их влажными руками. Это давало неожиданный эффект – после таких «поглаживаний» фигурка утончалась и вытягивалась, приобретая изящную форму. После обжига глина приобретала ровный белый цвет. Изделие после такой обработки не требовало грунтовки.

Роспись филимоновской игрушкиБольшинство традиционных филимоновских игрушек –.

Роспись филимоновской
игрушки
Большинство традиционных филимоновских игрушек – это свистульки. После того, как глину очистили, просушили в течение 2 дней на солнце, ее обжигали в печи. Следующий этап технологии изготовления филимоновской игрушки был самым ответственным - роспись игрушки.
По технологии изготовления филимоновской игрушки раскрашивались они яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце. Кисточек ранее не было и в помине. Вместо них мастерицы использовали куриное перо. Палитра, с одной стороны, скупая – только малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета, но, с другой стороны, игрушки все равно всегда получались яркими и веселыми. Но можно сравнить роспись филимоновской игрушки с росписью других игрушек и увидеть разницу.
Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.

Современные мастера филимоновской игрушкиПроизводство филимоновских игрушек с.

Современные мастера филимоновской игрушки
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.
Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ работ мастериц).
Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Выводы:В результате проведенного исследования учащиеся изучили историю создан.

Выводы:
В результате проведенного исследования учащиеся изучили историю создания филимоновской игрушки;
Изучили особенности росписи филимоновской игрушки;
Сравнили природные свойства филимоновской глины с другими видами глины;
Можно сделать вывод, что удлиненные пропорции фигурок объясняются природными свойствами местной глины, жирной и пластичной.

Результаты проекта:Визитная карточка проекта Презентация учащегося «Роспись п.

Результаты проекта:
Визитная карточка проекта
Презентация учащегося
«Роспись петушка»
«Особенности росписи глиняной игрушки»
Публикация
«Народные глиняные игрушки»
Выставка работ учащихся;
Участие в школьной конференции
«Первые шаги в науку».

Список источников Литература: Горячева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сдела.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

История промысла

«ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0515/0003ae94-bbcf0350/1/hello_html_m2f6395fa.jpg

Выполнила : учащаяся студии «Образ»

СОБОЛЕВА СОФЬЯ СЕРГЕЕВНА

Руководитель: педагог дополнительного образования

ВОЕВОДИНА НАДЕЖДА ЛЬВОВНА

Ефремов 2018 г.

История возникновения Филимоновской игрушки

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый – дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

· сначала накладывают желтые полосы и пятна;

· потом их обводят красным;

· затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.

Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

CIMG0090.JPG

Моя работа выполнена в технике аппликация по мотивам Тульского промысла Филимоновская игрушка. При изготовлении был использован материал: фетр, тесьма, бусинки. Я считаю, что данная работа может использоваться для украшения интерьера и напоминать и традициях нашего народа, вносит в повседневную жизнь яркие краски и поднимать настроение!

Цель: Воспитание духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

ü​ Формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним;

ü​ Пробудить чувства любви к Родине;

ü​ Знакомить детей с народно-прикладным творчеством;

ü​ Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю;

ü​ Формирование нравственных качеств, для установления позитивных межличностных отношений;

ü​ Создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.

Сегодня мы все чаще слышим о том, что дети все дальше и дальше отдаляются от своих корней. Они не знают ни своей родословной, ни семейных традиций. Задача взрослых сделать так, чтобы детям было интересна история своей семьи, история своего города, история Отечества. С чего же начать эту сложную работу? Что нужно сделать для того, чтобы возобновить связь младших поколений со старшими? На наш взгляд помочь нам в этом может знакомство наших воспитанников с народно-прикладным творчеством. Ведь именно этот вид живописи непосредственно приближает нас к своим корням.

ü​ Данный проект закрепит знания детей о Дымковской и Филимоновской игрушки;

ü​ Развитие восприятия прекрасного;

ü​ Дети смогут использовать вылепленные игрушки для создания узоров в стиле народных росписей;

ü​ Разовьет умение выделять элементы росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи

ü​ Расширить кругозор родителей по данной теме;

ü​ Развитие интереса к деятельности детей в группе и в детском саду, и вовлечение их во взаимодействие, как с ребенком, так и с педагогами;

ü​ Формирование союза «ребенок-родитель», видеть ребенка и взаимодействовать с ним, опираясь на его сильные стороны.

ü​ Реализация своего творческого потенциала;

ü​ Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, поддержка детской инициативы и самостоятельности;

ü​ Организация детской деятельности, способствующей развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества.

Краткое содержание проекта

Свою работу мы начали с создания мини-музея, что позволило детям соприкоснуться с миром народно0прикладного творчества не только через иллюстрации, но непосредственно с изделиями народных умельцев. На протяжении всего времени проекта нами были проведены НОД, беседы, народные игры, мастер класс для родителей, развлечение для детей под названием «Ярмарка». Все это помогло нам приблизить наших воспитанников к народно-прикладному творчеству, сблизить их.

Этапы реализации проекта

I этап. Создание мини-музея народно-прикладного творчества.

Цель: выявить уровень знаний детей о видах народно-прикладных видах искусства, заинтересовать предстоящей деятельностью.

Воспитателями вместе с детьми были вылеплены из соленого теста игрушки, в дальнейшем они были расписаны в стиле Дымковской и Филимоновской игрушки. Данная ситуация показала нам, что дети ценят произведения народных мастеров, у них возникает чувство уважения к результатам труда других людей. После этого момента наш мини-музей потихоньку начал пополняться. Ребята могли лично познакомиться с разными игрушками, внести некоторые из них в игровые ситуации, также экспонаты нашего музея послужили источниками вдохновения для творческой деятельности родителей с детьми. Ребята с большим удовольствием стали непосредственными участниками создания изделий народного творчества. Мы не только расписывали готовые формы, но и создавали сами такие изделия.

II этап. «Поиск информации»

Следующим этапом стал «Поиск информации». Следует отметить, что данный этап строился на интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».

Образовательная деятельность осуществлялась педагогом:

ü​ В ходе режимных моментов;

ü​ В процессе организации различных видов детской деятельности;

ü​ В ходе самостоятельной деятельности детей.

На данном этапе ребята пополнили свои знания о народно-прикладном творчестве. Но наша работа сводилась не только к беседам и росписям различных предметов. В процессе режимных моментов дети с большим удовольствием использовали примеры устного народного творчества. Разученные потешки, пословицы и поговорки были использованы в процессе игр, разрешении конфликтов, да и просто для того, чтобы устная речь носила более окрашенный характер.

III этап. «Мастер класс для родителей».

Воспитатели провели с родителями беседу о различие Дымковской и Филимоновской игрушке. Следующим этапом работы с родителями была роспись изготовленных вместе с детьми игрушек. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с русскими народными промыслами, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

IV этап. «Досуг для детей».

На заключительном этапе воспитатели провели для детей развлекательное мероприятие на тему «Ярмарка». Цель мероприятия: Познакомить детей с историей России. Задачи: Учить различать народные промыслы (Дымковские и Филимоновские изделия).Уточнять и расширять знания об их характерных особенностях. Формировать у детей интерес к художественным произведениям русских мастеров. Развивать мыслительные операции, воображение, память, чувство цвета, эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.На прилавках были выставлены игрушки Дымка и Филимоновские, дети должны были правильно назвать ту или иную игрушку. Участие в проекте значительно повысило познавательную активность детей: ребята стали задавать больше вопросов, стали активно проявлять интерес к народно-прикладным видам искусства.

Эта работа позволила закрепить знания детей о народно-прикладном творчестве.

Вот такая работа ведётся в нашей группе. Мы надеемся, что в результате наши воспитанники не только приобрели знания о различных видах народно-прикладного творчества, но и станут хотя бы немного ближе к своим истокам.

Список используемой литературы

1.​ Н.С. Голицына, «Конспект комплексно-тематических занятий» ООО «Издательство Стрипторий» 2003 г.

2.​ И.А. Лыкова «Конспекты занятий и методические рекомендации изобразительная деятельность в д/сад» ООО Издательский дом «Цветной мир» 2010 г.

3.​ Л.А. Парамонова, «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва ОЛМА Медиа групп 2014 г.

4.​ Программа «Истоки» Л.А Парамонова, Т.И Алиева, Т.В. Антонова, «ТЦ Сфера, 2014 г.

В современном мире, где дети перегружены обилием информации и избалованы разнообразием игрушек народное творчество обладает особой нравственной, познавательной и, конечно же, эстетической ценностью.

Национальные игрушки являются особым видом народного творчества, которые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство прекрасного, развивают познавательные способности, образное мышление и воображение. А также играют огромную роль в развитии патриотических чувств ребенка, так как хранят в себе исторический опыт многих поколений.

Знакомство детей с одним из старинных промыслов России - Филимоновской игрушкой, будет способствовать художественно – эстетическому, нравственно- патриотическому, творческому развитию младших дошкольников.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через ознакомление с одним из видов русских народных промыслов - филимоновской игрушкой

- приобщать детей к народной культуре;

- познакомить детей с филимоновским промыслом, его историей и традициями;

- создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

- развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

- развивать познавательные способности, образное мышление и воображение, мелкую моторику, цветовосприятие и цветосочетание.

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа

- прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Участники проекта : воспитатель, воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта : информационно – творческий, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : октябрь – май, 2020 – 2021г.

Информационные ресурсы - научная и педагогическая литература по теме.

Материально - технические ресурсы: магнитофон, компьютер, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, раскраски, фотографии, образцы филимоновских изделий, материал для продуктивной деятельности.

Методы и приемы:

- метод наглядности (рассматривание наглядных пособий - подлинных изделий, открыток, иллюстраций, альбомов и др.);

- словесный (беседа, художественное слово, указания, пояснения, объяснения);

- практический (самостоятельное создание детьми декоративных изделий);

- исследовательский (постановка проблемных вопросов);

- мотивационный (поощрение).

Планируемый продукт: создание мини – музея «Филимоновская игрушка», выставка детского и совместного творчества.

Этапы реализации проекта :

I этап: подготовительный (организационно-диагностический).

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор необходимого материала (художественная литература, иллюстрации, дидактический материал, наглядные пособия и т. д.);4

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- подготовка просветительского материала для работы с родителями (консультации, памятки, журнал и т. д.);

- создание развивающей среды

II этап: основной (практический).

Проведение занятий: лепка рельефная декоративная по мотивам народной пластики «Филимоновские игрушки – свистульки», рисование декоративное «Укрась птичку»

Чтение художественных произведений: стихи, потешки, загадки.

Беседы: «Народные игрушки», «Филимоновская свистулька», «Народные умельцы», «История возникновения филимоновской игрушки»

Рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов.

Просмотр видеоматериала «Филимоновская игрушка»

Свободная продуктивная деятельность: роспись бумажных силуэтов игрушек, лепка из пластилина, глины, теста, работа с раскрасками

Дидактические игры «Продолжи узор», «Найди филимоновские игрушки», «Парные картинки», «Сложи узор»

Народные игры и забавы

Пальчиковая гимнастика «Давайте сделаем»

Экскурсии в изостудию (просмотр выставок)

Проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек

Работа с родителями

Консультации «Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства», «Филимоновская игрушка – средство для детского творчества», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Памятка «Творим вместе с детьми», рекомендации «Знакомим детей с филимоновской игрушкой»

Совместные рисунки, поделки из глины, соленого теста «Филимоновская игрушка»

Совместная работа по созданию в группе мини - музея «Филимоновская игрушка»

III этап: заключительный (итоговый).

- обобщение результатов работы;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки;

- создание группового мини-музея «Филимоновская игрушка»

- у воспитанников сформируются первоначальные представления об истории возникновения народного промысла – филимоновская игрушка, его богатстве и разнообразии, особенностях орнамента, используемых цветах и формах;

- раскроются творческие способности детей, умение в самостоятельной художественной деятельности применять полученные на занятиях знания, умения, навыки;

- укрепится интерес детей к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за талант и творческое наследие русского народа;

- повысится компетентность родителей в вопросе приобщения детей к культурному наследию;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.

Вывод по проекту

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное художественно – эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, а значит, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Познавательный проект с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность»

Познавательный проект с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность» Воспитатели : Роводзянова М. Ю., Симакова Н. В. Участники проекта: Воспитатель, дети младшей группы, родители. Тип проекта: краткосрочный,.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В младшем.

Проект «Наш друг — Мойдодыр» для реализации с детьми младшего дошкольного возраста Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте,.

Проект театральной недели для младшего дошкольного возраста

Проект театральной недели для младшего дошкольного возраста В рамках "Года театра-2019" с 25 февраля по 1 марта в нашем детском саду прошла "Театральная неделя". Цели: • Нравственное воспитание детей.

Сюжетная лепка «Игрушка — пластилиновый ежик» для совместного и индивидуального творчества с детьми дошкольного возраста

Сюжетная лепка «Игрушка — пластилиновый ежик» для совместного и индивидуального творчества с детьми дошкольного возраста Изготовление данной поделки предназначено для детей дошкольного возраста. Назначение: пластилиновая игрушка. Цель: Учить лепить пластилиновую.

Читайте также: