Исследовательская работа игрушки наших предков

Обновлено: 27.03.2024

Каждый ребенок любит играть. Вот например я очень люблю играть с машинками. А с какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Сейчас в магазинах очень большой выбор разнообразных игрушек: говорящие куклы, машинки на радиоуправлении. Моя бабушка сказала, что раньше таких игрушек не было. Мне стало интересно, с чем играли наши бабушки и дедушки в детстве

и я решил в этом разобраться.

Гипотеза: мы предполагаем, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек.

Цель: изучение игрушек с 60-х годов до наших дней.

Изучить научную литературу и сравнить игрушки 60-х годов и современные.

Посетить музей и изучить игрушки с 60-х годов

Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов по теме исследования.

Взять интервью у жителей села Боград по теме исследования.

Проанализировать результаты опроса и интервью, сформулировать выводы.

Объект: игрушки.

Предмет: изменение игрушек с 60-х годов до наших дней.

Методы исследования: изучение литературы, интервью, анкетирование, анализ результатов.

1. Литературный обзор

1.1. Из истории возникновения игрушек

История возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей. Некоторые ученые считают, что игрушки появились в первобытном обществе совместно с орудиями труда. Они выглядели как уменьшенная копия оружия и орудий труда, что помогало детям осваивать жизненно необходимые навыки. [1, c.12]

Позже игрушки стали не такими примитивными, их делали из ткани и дерева. Такие игрушки изображали животных, кукол.

В Древнем Риме и Греции игрушки считали одним из важных средств воспитания детей. [2, c.37] До наших дней сохранились игрушки тех времен, изготовленные из кости, терракоты, встречались игрушки с заводным механизмом. Так же археологами были найдены мячи и скакалки.

В Европе игрушки во втором веке делались из глины: свистульки, погремушки, куклы, фигурки домашних животных. У представителей знати были фарфоровые куклы, игрушки военного содержания: фигурки коней, мечи, доспехи, щиты в рост ребенка.

У бедных слоев игрушки были из соломы, дерева, глины. [1, c.53]

В дальнейшем начали появляться народные игрушки. Многие такие игрушки дошли до наших дней: Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские игрушки. В 90-х годах появилась матрешка – известная всем игрушка.

История развития игрушек связана с развитием общества. В 19-20 веках общество стало двигаться по пути технического прогресса, что отразилось и на игрушках, появились игрушечные машинки, игрушки с магнитным механизмом, электрофицированные игрушки. [1, c.167]

В двадцатом веке появляются первые конструкторы, электронные игрушки с дистанционным управлением. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры.

1. 2. Игрушки от 60-х годов до наших дней

Игрушка — это предмет, который предназначен для игры. [2, c.13] Детские игрушки отражают жизнь общества. Они развивают ребенка, готовят его ко взрослой жизни. Мир игрушек неисчерпаемо разнообразен. В своей работе мы рассмотрим игрушки с 60-х годов до современности.

Бабушки, вспоминая своё детство, говорят о том, что им особо некогда было играть, потому что они во всем помогали взрослым. Антонина Леонтьевна Свердлова рассказала о том, что игрушки покупали очень редко, она сама шила себе кукол из ткани. Еще ее любимой игрушкой была пластмассовая белочка, подаренная ей за помощь эстонцам в тяжелое для них время.

Игрушки 60-х годов были выполнены в основном из железа, дерева и пластмассы. Из беседы с Антониной Леонтьевной Свердловой, я узнал о том, что игрушки в её детстве (60-е годы) были расписаны вручную. Самыми продаваемыми игрушками того времени были деревянные поезда и куклы для настольного театра, грузовики, пупсы и неваляшки.

Учёные отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы. Девочки в старину, как и в наше время, играли игрушечной посудой размером от 1 до 5 см. Это горшки, кувшинчики, сковородки, даже миниатюрные глиняные светильники, также тряпичные куклы. [1, c.194]

Валентина Фердинандовна Малярова (70-е годы) рассказала нам о том, что у нее была всего одна кукла, она часто играла на улице с ровесниками и помогала родителям. На игры было не так уж и много времени.

Елене Сергеевна Дывдык (70-е годы) рассказала нам о своих игрушках. «У меня была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».

Из воспоминаний Татьяны Вячеславовны Овчинниковой (80-е годы) мы узнали, что её любимой игрушкой был Антошка, кукла, которую ёй прислали из города Березняки Пермской области. Татьяна Вячеславовна все сознательное детство провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы.

Моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева рассказывала, что в ее детстве выбор игрушек был уже довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Одежду на кукол она вязала сама.

Из беседы с одноклассниками я узнал, что у них много разнообразных игрушек, которые очень отличаются от тех, о которых мы узнали у взрослых. Это и радиоуправляемые машинки, говорящие куклы с гнущимися конечностями и наборами одежды, светящиеся, двигающиеся животные и т.п.

3. Социологический опрос учащихся

В какие игрушки современным детям нравится играть? Будут ли нам интересны игрушки наших бабушек и дедушек? Чтобы ответить на эти вопросы я показал ученикам 2-4 классов игрушки с 60-х годов и предложил ответить на вопросы анкеты. Полученные данные представлены в таблице 1 и таблице 2. (Приложение 1)

22% учащихся 2-4 классов были заинтересованы «старыми» игрушками и 78% детей отдали предпочтение современным игрушкам.

Вывод: большинство учеников 2-4 классов предпочитают играть современными игрушками.

4. Интервьюирование жителей села Боград

Любую историю лучше расскажет тот, кто в ней участвовал. Поэтому, чтобы узнать ответы на свои вопросы я отправился к жителям нашего села.

Про игрушки 60-х годов мне рассказала жительница нашего села Антонина Леонтьевна Свердлова.

Антонина Леонтьевна любезно согласилась рассказать истории своих игрушек: « Я хотела бы начать свою историю с любимой куклы.

В сороковые годы на помойке была найдена кукла без головы…. Так как игрушек совсем не было, эта кукла стала моей любимицей. Старшая


Фото1. В гостях у А.Л.Свердловой

сестра сшила голову из тряпки, а из фильтикосовых чулок сделали волосы. До 17 лет я играла с куклой, так как она была единственной игрушкой. Потом моя мама подарила куклу племяннице, и для меня это было настоящей трагедией. Хотя и была сделана кукла из дешевой пластмассы, она была любима.

В 60-70-х годах пошла мода на кукольные театры. Моя коллекция «Волк и семеро козлят» сделана из дерева и раскрашена красками. Она собрана из игрушек 50, 60 и 70 годов. Почти все игрушки сделаны из пластмассы и покрашены. В эти годы было очень много деревянных и алюминиевых игрушек.

Хочется еще немного рассказать об одной моей игрушке детства, о пластмассовой белочке, которую в 1954 году мне подарили за помощь эстонцам. В эти голодные годы я со своими друзьями приносили эстонцам еду, воду, вещи… Белочку подарили мне с жестяной коробочкой чая, которую я до сих пор храню».

С Антониной Леонтьевной можно разговаривать бесконечно. У каждой игрушки своя история, своя судьба.

Так как большую часть своих игрушек Антонина Леонтьевна отдала в музей, я отправился туда, для ознакомления с игрушками советских времен.

В Боградском музее собрана небольшая коллекция игрушек прошлого века. Работник музея, Татьяна Вячеславовна Овчинникова, провела небольшую экскурсию, рассказала из чего сделаны игрушки. Большинство игрушек того времени сделаны из пластмассы, дерева, железа.


Фото 2.В музее

Я познакомился с пластмассовыми Крокодилом Геной и Чебурашкой, солдатиками, деревянными волком и семерыми козлятами, и многими другими игрушками.

Валентина Фердинандовна Малярова, вспоминая о своих игрушках, поделилась с нами: «Я помню свою любимую куклу Машу. Она была красивая, но с ней я играла не часто. Больше любила спортивные игры, поэтому с игрушками играла редко. У мальчишек были пластмассовые солдатики, деревянные и железные машинки».

О игрушках 70-х годов я узнал из беседы с Еленой Сергеевной Дывдык: «У меня в детстве была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».

Татьяна Вячеславовна рассказала мне о своей любимой игрушке – кукле Антошке (80-е годы): «Куклу Антошку, мне прислала в посылке двоюродная сестра Ольга из г. Березняки Пермской области. Антошка – моя любимая игрушка. Все сознательное детство я провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы.

Все мои игрушки с возрастом были раздарены, сломаны, а Антошка прошел со мной всю жизнь, хотя точно никто и не знает его возраст (примерно 45-50 лет). Антошка стал любимцем и для моей дочери Арины, которая так же считала его лучшим другом. Любовь к Антошке помогла сохранить ему жизнь, он до сих пор в хорошем состоянии и ждет свою следующуюхозяйку».

Про игрушки 90-х годов мне рассказала моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева: «Когда я была маленькая, выбор игрушек был довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Я любила играть с куклами барби. У меня была целая семья: мама, папа и три ребенка. Из коробок я делала им мебель в домик, одежду вязала сама. А еще с сестрой мы любили собирать конструктор. На Новый год родители подарили нам по сундучку с лего-конструктором и мы могли весь день напролет собирать различные фигурки».

Оказывается, очень интересно узнавать истории из жизни людей. Я получил очень много информации про увлечения и игрушки жителей села Боград. Со временем игрушки менялись, становились разнообразнее и доступнее. Больше чем за полвека игрушки изменились до неузнаваемости: от плоских деревянных до радиоуправляемых и компьютерных игр.

4. Просветительская работа

В процессе работы, я узнал, что многие дети предпочитают играть современными игрушками. До своего исследования, я, возможно, тоже отдал предпочтение более новым игрушкам. Но когда за каждой куклой, машинкой, неваляшкой следует история человека, по другому смотришь на эту игрушку. У нее есть прошлое, своя жизнь.

Я решил познакомить одноклассников с историями игрушек на классном часе и сделать выставку в классе «История игрушек».

Моим одноклассникам очень понравились истории про игрушки, которые я услышал от жителей нашего села. Мы вместе рассматривали пупсов, кукол и мягкие игрушки, которые предоставили для выставки односельчане.

Игрушка прошла за свою историю большой путь вместе с человечеством. От примитивного подобия орудиям труда до современных интерактивных игр. Большинство детей отдают предпочтение современным игрушкам, им неинтересно играть с однотонными пластмассовыми пупсами и солдатиками, у которых неподвижные части тела. Мне очень понравились истории жителей моего села про их детские игрушки. Я взглянул по новому на «старые» игрушки. Сейчас для меня так же увлекательно играть с ними, как и с современными игрушками.

В ходе нашего исследования, мы доказали гипотезу. Современные игрушки интереснее, разнообразнее своих предков. Дети отдают предпочтение игрушкам с дистанционным управлением, меняющим цвет и говорящим сказочным персонажам.

Мир современных игрушек ярче и наделен большими возможностями. Сейчас есть все, что захочешь: домики, игрушечная мебель, одежда для кукол, а раньше всё делали сами дети, своими руками. Игрушки наших бабушек развивали фантазию и творчество, учили работать своими руками.

Для меня игрушки интересны все, у каждой есть свои достоинства и недостатки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВРаботу выполнил: Печенкин Святослав ученик 3 «Б» класса.


Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Развитие навыков грамотного письма у младших школьников с ОВЗ


«Формирование и развитие устойчивости к воздействию СМИ у детей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВРаботу выполнил: Печенкин Святослав ученик 3 «Б» класса.

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВ
Работу выполнил:
Печенкин Святослав
ученик 3 «Б» класса
МБОУ «Лицей № 1
П. Первомайский»


Цель : Узнать с какими игрушками играли наши предки; Какую роль выполняли иг.

Цель :
Узнать с какими игрушками играли наши предки;
Какую роль выполняли игрушки в жизни наших предков.

Задачи проекта:
1.Изучить и обобщить информацию о старинных детских игрушках.
2. Провести опрос среди учащихся 3 классов по данной теме.
3. Провести опрос среди родителей одноклассников.
4. Узнать из каких материалов сделаны старинные игрушки.
5. Сделать игрушки своими руками, использовав материал, которым пользовались раньше для изготовления самодельных игрушек.

Актуальность: Считаю эту тему одной из актуальных на сегодняшний день. Связь.

Актуальность:
Считаю эту тему одной из актуальных на сегодняшний день. Связь времён, сохранение традиций , культуры -это наша история.
Гипотеза:
Предполагаю, что игрушки наших предков отличались от современных игрушек не только внешним видом, но и предназначением.


Игрушки наших предков

Игрушки наших предков





Опрос среди одноклассников. Много ли у тебя игрушек? Да-23 Нет-0 Тебе игрушки.

Опрос среди одноклассников.
Много ли у тебя игрушек?
Да-23
Нет-0
Тебе игрушки подарили или ты сделал их сам?
Подарили-19
Сделал сам-4
Какая у тебя самая любимая игрушка?
Смартфоны -14, другие (роботы, трансформеры,винксы,феи)
Какие у тебя любимые игры?
Компьютерные-15
Согласен ли ты с тем, что компьютерные игры лучше, чем детские игрушки?
Да-17
Нет-6
Как твои родители относятся к играм на компьютере?
Отрицательно-23




Любимый игрушечный герой?

Любимый игрушечный герой?


Исследование № 2 В какие игры любит играть ваш ребёнок?

Исследование № 2
В какие игры любит играть ваш ребёнок?

Какие игрушки покупаете ребёнку?

Какие игрушки покупаете ребёнку?

Есть у вашего ребёнка гаджет?

Есть у вашего ребёнка гаджет?

Откуда у ребёнка гаджет?

Откуда у ребёнка гаджет?


Чему учат нас эти игрушки…?

Чему учат нас эти игрушки…?

До начала эксперимента…

До начала эксперимента…

Наша творческая мастерская

Наша творческая мастерская




КУКЛА-НЕРАЗЛУЧНИК

Вывод:Моя гипотеза о том, что игрушки, которые изготавливались в старину, име.

Вывод:
Моя гипотеза о том, что игрушки, которые изготавливались в старину, имеют духовное богатство, подтвердилась.
Цель, поставленная мною в начале работы, достигнута.
Во-первых, я узнал, какие игрушки были у наших предков, во- вторых, выяснил, что роль у игрушек старины огромна.
И это наше культурное наследие, о котором мы не должны забывать!


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 858 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент - персональная эффективность преподавателя»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 12.10.2016 3164
  • PPTX 8.4 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куюмжу Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

67 минут

«Специфика преподавания немецкого языка с учетом ФГОС»

42 минуты

«Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

66 минут

«Имидж современного студента как часть образовательной среды»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МКОУ «Розовская СОШ»

Игрушки наших бабушек.

Продолжение истории в наши дни.

Научный руководитель:

Учитель начальных классов

Бичёва Ирина Анатольевна

1. Литературный обзор

1.1. Исторические сведения об игрушке. 4 стр.

2. Материалы и методы.

2.1.Воспоминания « Игрушки бабушкиного 8 стр.

2.2. Результаты опроса и наблюдений. 10 стр.

«Отношение современных девочек

к самодельным игрушкам»

3. Заключение 11 стр.

4. Библиографический список. 12 стр.

5. Приложение 13 стр.

Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у

каждого есть своя любимая, о которой он вспоминает с теплотой и трепетом.

Куклы с давних пор нравятся девочкам. Однако с того времени, как была

сделана первая из них, они прошли большой путь, и потому современные

куклы совсем не похожи на своих предшественниц.

Однажды в кладовке мы с мамой нашли мешочек. Он был украшен красивой вышивкой. В нём мы увидели необычную куклу. Оказалось, что это была самодельная кукла моей бабушки Кондрашовой Зинаиды. Весь вечер бабушка рассказывала мне о том, в какие игрушки играли ребята её детства. Меня этот рассказ очень увлёк. И захотелось подробнее узнать историю игрушки.

Думаем, что сведения полученные в ходе работы будут интересны не только нам, но и всем кому интересна история наших предков..

Нашу исследовательскую работу мы назвали «Игрушки наших бабушек. Продолжение истории в наши дни».

Цель: узнать, в какие игрушки играли наши бабушки в разные периоды 20 века, и будут ли эти игрушки интересны современным детям.

Задачи: узнать об истории игрушек;

побеседовать с бабушками села Розовка о куклах их детства;

сравнить игрушки разных периодов 20 века

узнать об отношении современных девочек к самодельным игрушкам, которые мастерили бабушки.

Методы работы: анализ литературных источников, Интернет-ресурсов;

метод беседа ; опрос; наблюдение;

метод анализа и сравнения.

Объект исследования: бабушки села Розовка Омского района

Предмет исследования: игрушки, в которые они играли.

1. Литературный обзор

1.1. Исторические сведения об игрушке.

Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальная. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже из обожженной глины. Ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране- это глиняные погремушки, фигурки людей.

Со времён петровских преобразований постепенно в Россию стали проникать из-за границы игрушки, в том числе куклы, для богатых людей. Самым крупным санкт-петербургским центром по изготовлению рукотворных кукол в национальных и светских костюмах разных времен и народов стало художественно-производственное объединение «Потешный промысел». Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского.

Это были потешные лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, куклы. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место.

Широкую известность в России и за ее пределами приобрели народные промыслы, специализирующиеся на изготовлении деревянных и глиняных потешек. Сергиев Посад, Городец, Дымково, Богородское, Филимоново, Полхов Майдан, Семеново - далеко не полный перечень центров их производства.

В 20 веке дети играли не в такие игрушки, которыми могут похвастаться дети, живущие в современном мире. В то время было немного разновидностей

игрушек, играли даже в самые простые вещи, которые иной раз даже трудно назвать игрушкой!

В начале 20-х годов XX в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишь на базарах и ярмарках у кустарей - одиночек. Но, уже несколько лет спустя, в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще - в кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани». [Юрина Н. Г. Как куклы пережили войны и революции // Куклы. М.: Слово, 2002.] Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами - розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино. Московская артель «Забава детей» в те годы выпускала тряпичных кукол: работниц в красных косынках, почтальонов, пожарных, молочниц. Загорские мастера вытачивали красноармейцев, матросов, уличных регулировщиков, пионеров барабанщиков. А для мальчишек из жести и из папье-маше лепили коней и каталки. Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад. Но к 1943 г. оно возобновилось.[Лаврова С А Русские игрушки, игры и забавы. «Белый Город», 2008] В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы - мальчики и куклы - девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и

профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.

В 50 - е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени - их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.

Разрушенное войной хозяйство постепенно восстановилось. В производстве

игрушек появились новые технологии и материалы. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями.

Лошадок существовало несколько разновидностей, и они имели разные названия. «Например, «Лошадка малая» изготавливалась из папье-маше, её окрашивали разноцветными масляными красками, соответственно определённой масти. Ушки были изготовлены из кожи. Обязательной была уздечка, изготовленная из разноцветной тесьмы».[Абрамова И. Всё равно тебя не брошу. // Витебский курьер. 2004. №87] Помимо этой модели были также «Лошадка средняя», основное отличие которой заключалось в том, что у неё имелись колёса, и её можно было возить по полу. «Лошадка героическая» напоминала о подвигах кавалеристов. Но мечтой каждого мальчика была «Лошадка озвученная». Голова её была подвижной, но самое интересное в том, что она умела ржать. Специально для этого, внутрь лошадки вставлялось звуковое устройство. Естественно, что цена её была дороже, чем у предыдущих.

Помимо лошадок изготавливались такие игрушки, как «Мишка», которого

шили из чёрного или коричневого плюша и набивали ватой, стружками или

опилками, «Собачка», изготавливаемая также из плюша.

«Познавательно - техническую нагрузку несла игрушка «Ветряная мельница».

Её делали из отходов фанеры. Она крепилась к небольшой площадке. Крылья мельницы можно было приводить в движение путём вращения прикреплённой оси и короткого шнура. ». [Абрамова И. Всё равно тебя не брошу. // Витебский курьер. 2004. №87]

Таковым является ассортимент игрушек поколения 50-х годов. Но это не означает, что нужно ограничиваться лишь им. Кроме этого, на фабриках выпускали кукол, различные машинки и т.д.

В 50е, 60е годы начали продавать картонные куклы. Этих кукол можно было одевать в бумажную одежду. Дети с огромным удовольствием вырезали прилагавшиеся к куклам бумажные платья и одевали их.

Кстати, в 50-е годы фабрики выпускали кукол по частям, что называется «доделай сам»: покупали голову малыша из целлулоида, а «тело» набивали ватой и пришивали самостоятельно Одновременно с «мягкотелыми» в семьях жили жесткие целлулоидные куклы-пупсы — бесполые голыши нежно-розового цвета. Руки, ноги и голова у них крепились между собой внутри пустого тельца резинками. Со временем резинки растягивались, и кукленок превращался в «инвалида». Как правило, все попытки придать ему былой бодрый вид завершались провалом. Часто больших пупсов наряжали в одежку, из которой мы вырастали - ползунки и кофточки помогали держать все части тела в сборе. Кстати говоря, кукол и другие игрушки из целлулоида делали где-то до середины 60-х. Потом их производство запретили из-за высокой горючести материала — ребята нередко делали из игрушек «дымовуху». Тем не менее, на полках советских универмагов «горящие» куклы пролежали до самого развала Союза - до 90-х годов. Самыми популярными были маленькие голыши -недорогие и очень трогательные.

Все эти тряпичные, пластиковые, фарфоровые и даже бумажные (вырезанные из специальных, популярных тогда наборов) Маняши, Дуси, Кати и Зиночки были одновременно чи подружками, которым рассказывали сокровенные тайны, и детьми, которых «воспитывали», подражая взрослым. И они покорно воспринимали все капризы своих хозяек. Закрывали глаза, когда их укладывали

спать, открывали рот, когда их кормили «кашей» из одуванчикового пуха, не плакали по поводу многочисленных ушибов и травм.

2.Материалы и методы.

2.1.Воспоминания «Игрушки бабушкиного детства»

Чтобы подтвердить полученные исторические сведения мы отправились в гости к бабушкам – жительницам нашего села Розовка. Побеседовали с 11 бабушками. Все полученные сведения поместили в таблицу. (Приложение1)

Вывод: в результате анализа полученной информации выяснилось, что игрушки бабушек отличались, так как детство бабушек проходило в разные годы 20 века.

1. Бабушки, которые родились в 20-30 годы 20 века, мастерили игрушки сами. В то время было немного разновидностей игрушек, играли даже в самые простые вещи, которые иной раз даже трудно назвать игрушкой! Это кукурузные початки и берёзовое поленце, это комок коровьей шерсти, скатанный в шарик, тканевая скрутка и зольница, у которой голова была из влажной золы, обтянутая тканью. Каждая имела своё имя «Крупеничка», «Забава», «Десятиручка»

И все они были любимыми игрушками. «Ведь любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа»- из воспоминаний Кондрашовой 3. В.

2. Бабушки, у которых детство проходило в военные годы( 1935- 1940 года рождения), также мастерили игрушки сами из лоскутков, глины, травы, хотя и были фабричные куклы, что свидетельствует цитата: «Были уже фабричные игрушки: ванька-встанька, юла, лошадки-качалочки, резиновые мячики и куклы из твердой пластмассы, у которых ручки и ножки двигались. Игрушки старели, ломались, купить новые не было возможности. А в годы войны, тем более»- из воспоминаний Краснопёровой М.Н

Для этого периода вообще характерно бедное существование многих семей. И поэтому люди не могли себе позволить покупать игрушки для своих детей.

3. Как и сегодня, большинство девочек советских времен 1946- 1950 годов рождения обожали играть в куклы. Правда, советская легкая промышленность особым разнообразием подрастающее поколение не баловала. Куклы выпускались в небольшом ассортименте, и внешне они выглядели довольно убого. Многие тогдашние куклы были изготовлены следующим образом: туловище — тряпичное, голова, руки и ноги — из папье-маше, приклеенный намертво парик - из шерсти или какой-то искусственной пакли. Были куклы «Сделай сам». «Головы кукол из целлулоида, в них были вставлены «плечики» с четырьмя дырочками, к которым пришивалось туловище. Самостоятельно шили туловище, набивали ватой и пришивали к голове.»- из воспоминаний Шпыновой Г.П. Рисованные куклы тоже пользовались популярностью. Девочкам нравилось придумывать и рисовать им наряды. Да и куклы у всех получались разные, непохожие друг на друга. Но любили их ничуть не меньше, чем мы любим своих суперсовременных Барби.

4. В следующую группу мы включили бабушек с 1956 по 1965 год рождения, так как, сравнив игрушки их детства, мы увидели много общего. Все они играли с фабричными куклами, сделанными из твёрдой пластмассы. Голова, руки, ноги вкручивались в туловище или соединялись резиночкой. «А вот глаза делали из стекла - ну прямо, как настоящие!»- цитата из воспоминаний. У некоторых кукол, когда их укладывали, глаза закрывались, а некоторые даже могли говорить «мама». Были куклы «Школьница», « Медсестра». На них были соответствующие одежды. У юных хозяюшек были утюги, посуда, мебель, предметы для лечения кукол, предметы личной гигиены. Дети катались и качались на гипсовых лошадках, играли с заводными игрушками Появились настольные игры, конструкторы, плюшевые медведи, собачки. Имелись в хозяйстве лопатки и грабли, лейки и ведёрки. Дети всегда хотят стать взрослыми, и игрушки помогают им в осуществлении мечты.

Но кроме этих игрушек были и самодельные.

«Забава Ивановна» (на основе верхушки сосны)- из воспоминаний Березиной Е. А.

«Детская утешница» Игровая кукла утешница была одновременно игрушка и сладкий гостинец. В основе куклы берёзовое поленце. Связано с обереговой силой берёзы. Поленце обматывается тканью. А под неё подкладывается ватин, чтобы кукла получилась мягкой, приятной на ощупь. Украшается конфетками»-из воспоминаний Буловой Нины Викторовны.

Изменялось время, изменялись игрушки, но общая среди них была самодельная кукла .

Наши собеседницы подтвердили изученный нами исторический материал об игрушке. В 20 веке дети играли не в такие игрушки, которыми могут похвастаться дети, живущие в современном мире.

2.2. Результаты опроса и наблюдений .

Интересно, а в современном мире есть место самодельным куклам?

Чтобы убедиться в том, что самодельная кукла привлекает девочек, и они с удовольствием будут их мастерить, мы решили понаблюдать за одноклассницами.

В классе перед началом уроков на первую парту положили кукол Барби, Братцы и куклы самоделки « Десятиручку», « Крупеничку», «Утешницу», «Скрутку» и стали наблюдать. Какие куклы будут рассматриваться, браться в руки?

Наши наблюдения завершились в пользу кукол самоделок. Девочки трогали ручки у куклы «Десятиручки», пытались узнать, что находится внутри «Крупенички», из чего сделана «Утешница» и «Скрутка». Когда узнали, что мы их сделали сами, то попросили научить делать такие куклы. Этими игрушками увлеклись и мальчики. А на родительском собрании родители любовались творением своих детей.

Опрос учениц начальной школы ещё раз доказал нам, что самодельные куклы интересны современным девочкам.

Из 30 опрошенных девочек только 2 первоклассницы не делали кукол.

14 девочек занимаются в кружке «Мягкая игрушка». В их коллекции есть

обрядовые куклы, клоуны, снеговики, Дед Мороз и Снегурочка, слоники и

медвежата. С этими куклами девочки играют сами и дарят в качестве подарка родственникам и подружкам. Остальные девочки мастерили кукол из фантиков, из слоёного теста, вязали, шили самостоятельно, а также с мамами, бабушками.

Несмотря на изобилие фабричных игрушек, и современные девочки не перестают делать куклы своими руками самостоятельно или же при помощи взрослых.

3. Заключение.

На основе справочной литературы и бесед с бабушками села Розовка, мы узнали, в какие игрушки играли бабушки в детстве. Это были в 20-30 годы самодельные игрушки, так как фабричные фарфоровые не были доступны крестьянским детям.

В 30-40 годы это были самодельные игрушки, так как детство проходило в военные годы.

В 46-50 послевоенные годы было восстановлено производство игрушек. Были целлулоидные куклы, картонные, из разряда «сделай сам» и, конечно, самодельные.

В 50-60 годы появились доступные, разнообразные игрушки: пластмассовые куклы, плюшевые зверюшки, конструкторы, настольные игры, заводные игрушки и т.д. И среди этих разнообразных игрушек в игровом уголке девочки была куколка, сделанная своими руками.

И современные девочки готовы подружить куклу Барби с той, которую сделали сами.

С изменением времени изменялись и игрушки. Только во все времена остаётся желание сделать куклу своими руками, в которой отражается частичка твоей души, и которая поможет окунуться в прошлое, в детство наших бабушек.

4. Библиографический список.

1. Абрамова И. Всё равно тебя не брошу. // Витебский курьер. 2004. №87

2. Горичева В.С.Куклы.- Ярославль: «Академия развития», «Академия ,К»,

3. Лаврова С А Русские игрушки, игры и забавы. «Белый Город», 2008

4. Чурзина Н.О. Игрушки своими руками- М: ОЛМА-ПРЕСС; СПб: Издательский дом»Нева», 1999

5. Юрина Н. Г. Как куклы пережили войны и революции // Куклы. М.: Слово, 2002.

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.Ø данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._igrushki_proshlogo_i_nastoyashchego.docx 42.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

ученица 3 класса В,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

Порохова Кристина Владимировна

учитель начальных классов,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

2.1 История возникновения игрушки.

2.2 Игрушки из дерева и глины

2.3 Крестьянская игрушка

А) куклы обереги

Б) тряпичная кукла

2.4 Игрушки 19 -20 века

2.5 Современные игрушки

2.6 Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства.

3.1 Опрос учащихся 3- х классов.

5. Список литературы и источников…………………………………..

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

  • данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  • В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки прошлого и настоящего».

  • Узнать историю возникновения игрушки.
  • Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
  • Изучить современную игрушку;
  • Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид. У меня дома тоже есть игрушки из глины и они мне очень нравятся.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Читайте также: