Исследовательский проект богородская игрушка

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум строительных технологий и городского хозяйства»

Творческий проект

Деревянная игрушка на основе

богородской резьбы


Студентка группы № 105 Кочарина К.А.

Руководители проекта: Пономарева Н.В.

Тема: Деревянная игрушка на основе богородской резьбы

Актуальность разработки и реализации проекта: В кружках технического творчества с моей точки зрения происходит соединение умственного и физического труда, развитие быстроты мышления, глазомера, эстетического вкуса, аккуратности.

В кружках учат мастерству. Это хорошая возможность самовыражения в своих работах и ты выкладываешь в них свою душу, а это формирует характер и внутренний мир человека. На увлечение резьбой можно посмотреть и с финансовой точки зрения. Даже старинная пословица гласит, что «умелые руки в цене». Или просто приятно подарить кому-либо вещь, сделанную своими руками

Цель : Изучение истории возникновения богородской игрушки и создание собственной творческой работы.

Задачи : 1. Знакомство с историей создания богородской игрушки;

2. Изучение сюжетов деревянной игрушки

3. Определиться с выбором материала для резьбы

4.Развивать фантазию, вкус, творческое воображение;

5. Показать собственный приобретенный опыт в изготовлении

Методы исследования:

Этапы реализации проекта:

1.Определение темы, целей и задач, содержание проекта.

1.Сбор материала по теме из литературы, интернет

2.Проработка и анализ полученной информации, в реализации проекта

3. Изучение истории возникновения деревянной игрушки

4.Создание богородской игрушки. (мастер-класс)

1. Выводы с предложениями.

2. Представление проекта

1.Изучение истории развития Богородской резьбы

Современная техника резьбы способна скопировать даже скульптуру, но цена ручной работы всегда будет высока, ведь ценится самобытность, личность мастера, вложенная в работу, душа художника. И как показывает практика, и никогда не поздно испытать свои творческие способности.

Когда заводят разговор о резчиках по дереву, то некоторые думают, что это чисто мужское занятие. То, что это не так, показывает хотя бы предание о том, как возникла Богородская резьба

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. И пошло дело: жена стала вырезать, а муж продавать. Так и родилась богородская резьба, которая и по сей день славится своими мастерицами.


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

2. Изучение сюжетов деревянной игрушки


Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Она стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.

Персонажи, которых мастера брали за прототипы для своих игрушек, окружали их с детства. Дровосек, крестьянин с коровой, косарь. Позже появились в творчестве богородцев и мастеровые, и барыни да гусары, помещики и чиновники.


Если простой люд в работах богородских умельцев изображался, как правило, с любовью и теплотой, то в фигурках барынь и гусаров почти всегда можно заметить тонкий юмор и иронию.

Характерная особенность богородской игрушки – то, что все персонажи изображены в движении, в действии, присущем данному персонажу. Широко известны такие игрушки, «Курочки», с подвижными фигурками на деревянных планках. Если это дровосек – то он машет топором, если гусар – то гарцует на коне.


Очень известна игрушка «Куры на кругу». Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать нарисованные зерна, причем двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди. Курочки как живые «клюют» зерно,


равномерно постукивая клювиками по деревянному кругу, так что смотреть на это забавное представление не надоедает.

Животные – не редкость в работах богородских резчиков, самый популярный персонаж животного мира в богородской игрушке, конечно же, медведь.

(см. приложение № 1)

Все выше перечисленное и многое другое, что безгранично, как фантазия человека подтолкнуло меня в этот бесконечно прекрасный мир резчика по дереву

3. Материалы для богородской игрушки

Основной материал для изготовления игрушек - липа. Если ее нет, можно использовать осину и ольху. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Липа и пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Самое главное - дерево должно быть хорошо высушенным.


Коль я ставила перед собою одну из задач ознакомиться с историей богородской игрушки, то мне интересна, стала загадка: «В избу - вороном, из избы - белым лебедем»? А разгадка у ней очень интересная. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. Тогда то и появилась эта загадка «В избу - вороном, из избы - белым лебедем»

Руководитель кружка всегда держит про запас липовые чурочки-четвертинки, когда небольшой чурбачок в виде четырех- или трехгранника или части полена обтачивают и придают ему задуманную форму.

В техникуме, некоторый дефицит липы приходится использовать древесину хвойных пород, что предполагает затрачивать больше физического труда

Готовые изделия из дерева следует беречь от влаги во избежание их дальнейшего гниения или растрескивания. Исключением могут являться лишь те изделия, которые имеют защитное покрытие и рассчитаны на использование во влажной среде.

В качестве защитного покрытия используют различные пропитки.

4.Инструмент для Богородской резьбы

Наверное без "богородского"ножа и не было бы Богородской резьбы.


Этот нож ещё называется "ЩУЧКА". (Нож-косяк)

Для резьбы также используются стамески различной формы: плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.

Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления.


Инструмент для резьбы по дереву:

-средняя, круглая стамески,

Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. В этом нам помогает руководитель кружка, которая раскрывает перед нами некоторые секреты.

Я горжусь тем, что имею свой профессиональный инструмент. Заточка инструмента

Инструмент хранится в специальных чехлах из ткани, что бы избежать повреждения и затупления инструмента

1. Снятие фаски на абразивном круге с крупным зерном. Стамеска при этом равномерно поворачивается. Полотно постоянно опускается в воду, иначе можно пережечь лезвие.

2. С появлением заусенцев инструмент продолжают точить на мелкозернистом круге и затачивают фаску.

3. Затем богородский нож затачивают на меловых брусках, так же используют воду, нож часто переворачивают.

4. После этого богородский нож точат на оселке с мылом и водой. Так же часто переворачивают.

5. Стамеску правят на плотном войлочном круге с пастой ГОИ, а нож правят на «правилке» - полоса кожи, натянутая на доску с рукояткой. Так же используют пасту ГОИ.

4.Составление композиции и разработка игрушки стряпуха

Мастер-класс

— Композиция должна быть целостной: все элементы в ней нужно располагать так, чтобы невозможно было что-то заменить, убрать, внести, поменять местами без ущерба для всего целого, иначе это будет новая, хотя и похожая композиция, при этом несущая, возможно, совсем иной смысл.


Работа над заданием (см приложение №2)


Заключение

У нас нет места скуке!

Мы развиваем разум,

Каждый человек знает, что жить в нынешних условиях не подготовленному специалисту сложно. Квалифицированные специалисты стараются получить более высокую квалификацию, чтобы не остаться без работы. Я понимаю нынешнюю ситуацию и приложу все усилия, чтобы стать разносторонним творческим профессионалом. Это и избавит меня от лишних проблем в будущем. Но я думаю, что я не остановлюсь на достигнутом, а буду познавать все больше, жить и работать под девизом: «Знания через всю жизнь»! Окончив техникум, буду повышать свои знания, как в практической, так и в теоретической части. И думаю, что передо мной не встанет серьезный вопрос: «Востребованность на рынке труда» так как люди с моей профессией страдают от безработицы, пожалуй, меньше чем представители других профессий, да и без дополнительных полученных мною умений, по резьбе по дереву, так как без поделок из дерева не обойтись в наше время. Спрос на художественную резьбу все больше и больше повышается. А особенно в цене те, которые относятся к профессии как к искусству, выполняют свои обязанности с душой. В хороших специалистах нуждалась, и будет нуждаться Россия, любимый мой город Курган!

Список использованной литературы

1. Тангибердиева З. И., Варваров В. М. , Художественные промыслы РСФСР, М., 1959

2. Т. Разина, Художественные промыслы Подмосковья, М., 1982

3. Художественные промыслы и игрушка, М., 1973

4. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России, М., 1989

5. ред. Станицкий А. В., Народные художественные промыслы СССР, М., 1983

6. Воронов В. С., О крестьянском искусстве, М., 1972

Приложение № 1

Сюжеты богородской игрушки


Медведь лесоруб

Богородские механические деревянные игрушки сегодня вновь завоевывают популярность у детей и это неудивительно, ведь они вырезаются вручную, и в процессе работы мастер вкладывает в нее заряд позитивности.

Медведь компьютерщик



Идет коза рогатая, идет коза богатая, за ней козленочек бежит, колокольчик звенит.


Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Приложение №2

Создание богородской игрушки «Стряпуха»

Процесс резьбы по дереву включает в себя несколько этапов:

1.Этап:

§ Разработка шаблона. Перевод рисунка на заготовку

2 Этап:

§ Подбор древесины для игрушки. Выбор инструмента


3 Этап:

§ Резьба ножом, стамесками. Установка механизма




4 Этап:


§ Отделка

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Игрушки «Кузнецы» и «Цыплята»

Все чаще в наше время вызывают интерес традиционные детские народные игрушки . И это вполне объяснимо! Глаз устает от множества однообразных магазинных кукол, роботов и прочих персонажей. А народная игрушка - самобытна, интересна своей уникальностью, теплотой, сделана с любовью.
Народная культура и декоративно- прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой культуры.

Актуальность темы

Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "Игрушка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". К сожалению, в мире современных игрушек, начиная от Барби до сложнейшей электронной игрушки, современные дети совсем не знают, во что играли их прародители. Именно это определяет актуальность данной работы.

На основании результатов социологического опроса, проведенных в 1-4 классах школы, мы сделали вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, мы решили познакомиться с историей народной игрушки и создать игрушки своими силами.

Цель работы – дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества на примере богородской игрушки.

1. Рассмотреть историю возникновения и развития богородской игрушки;

2. Охарактеризовать художественно-эстетические особенности и центральные образы богородской игрушки;

3. Изготовить богородскую игрушку.

Ожидаемые результаты

- уметь владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

- знать виды пиломатериалов и уметь учитывать их свойства при обработке;

- знать историю возникновения и развития народной игрушки;

- уметь изготовить народную игрушку.

Практическая значимость

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы все знали традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Историческая справка

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.

С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурбака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, ольхи, осины, композиции из жизни русского крестьянина.

http://stranamasterov.ru/files/u10382/razvod.jpg

Здесь чрезвычайно искусно вырезались для

детей игрушки с движением: фигурки крестьян,

ло­шадки, коньки, медведи, птицы.

и целые хозяйства - группы игрушек из

двух-трех десятков фигур, поставленных на

коробочки и иногда приводившихся в дви­жение скрытым механизмом.

http://stranamasterov.ru/files/u10382/knopochnaya_igrushka.jpg

Баланс. К нопочная игрушка.

Богородские игрушки не рас­крашивались и выполнялись из брусков древесины треуголь­ного сечения (получавшихся при раскалывании полена радиально) в уникальной национальной технике смашной (маховой) резьбы, то есть быстрой, без предварительных эскизов, превосходно передающей оперение птиц, шерсть домашних животных. Эти игрушки отражали окружавшую резчика жизнь: охоту, полевые работы, лавки с купцами, гулянья и крестьян, а также сказочные сюжеты. Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», Характерными для богородского промысла являются игрушки с движением (механические): «Клюющие куры», «Кузнецы - молотобойцы» и др. «Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина.


Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.


Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: «Народ, который создал эту игрушку – великий народ»

Используемая литература

Большая советская энциклопедия , 3 изд. Лит.: Василенко В. М., Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII—XX вв., М., 1960.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тема: « История Богородской игрушки »

Работу выполнила:

Бастраков Егор

Руководитель:

Цель исследования: Узнать о возможном месте появления самой первой деревянной игрушки в России.

Объект исследования: первая деревянная игрушка

Гипотеза : местом появления деревянной игрушки могли стать средняя полоса России или Сибирь, потому что в этих местах огромное количество лесов

Задача исследования:

1. Опрос старшего поколения об их осведомленности про место появления первой деревянной игрушки

2. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.

3. Прививать положительное и бережное отношение к истории России, через изучение основ народного творчества.

4. Поиск информации в различных источниках по интересующему вопросу.

Методы исследования : сбор и последующий анализ полученной из разных источников информации .

На уроках технологии наш класс «познакомили» с Русской матрешкой, а так же рассказали, какие еще бывают деревянные игрушки.

http://www.numama.ru/upload/blogs/a9f30afc6efa448a329d334274d11a06.jpg.jpg

И меня заинтересовал вопрос, откуда в России произошли первые игрушки сделанные из дерева. Я решил поинтересоваться по этому поводу у своих родственников. Дедушка рассказал, что на Руси было не мало мест, где долгими зимними вечерами могли вырезать различные игрушки из дерева. Он сообщил мне, что в Поволжье и в Нижегородской губерниях, издревле вырезали такие игрушки. Папа утверждал, что самыми первыми были всем известные – Богородские деревянные игрушки, но этой информации мне было недостаточно. Я подумал, что деревянные игрушки могли бы появиться, только в той местности, где было очень много леса. Лес ведь это деревья, а из дерева эти игрушки и делали. Наверное, игрушки могли вырезать в основном бедные люди, для дальнейшей продажи. Древесину, которой топили печи зимой, они могли запасти бесплатно. Изучив природные зоны нашей страны, я узнал, что богаты лесами средняя полоса России и Сибирь. Следовательно, на этих территориях и могла появиться первая деревянная игрушка. Эти предположения мне нужно было проверить. Я нашел информацию в интернете, после анализа собранного материала, получил следующие сведения.

Я узнал, что деревянные игрушки подразделяются на несколько видов. С Х VIII века знаменита Городецская деревянная игрушка. Немного позже чем под Городцом, в конце Х I Х века, у федосеевских древорезов прижилась топорная игрушка. В 20-х годах ХХ века у подмосковных мастеров Семёновские умельцы переняли опыт изготовления деревянной игрушки.

Но еще в IХ веке в обиходе восточно - славянских племен были деревянные игрушки – «потешки». Находки археологов на территории древнего Новгорода говорят об этом. «Крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", это Новгородская ярмарка показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками. Но лишь в ХVII веке, в письменных источниках встречается первое упоминание о деревянной игрушке. Еще я узнал, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям кроме сладостей приобретали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в записях дворцовых расходов было сообщено, что для детей Петра I "куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами."

4444.jpg

Богородские деревянные игрушки появились в XV - XVI веках. Богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Следовательно, Богородская деревянная игрушка была первой деревянной игрушкой в России.

Я узнал, что первые деревянные игрушки делали в селе Богородском . Оно стоит на живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны. Богородское - село старинное. В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь. Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Село расположено в 25 км Сергиева Посада, близ Москвы.

Об истории возникновения Богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды. По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице – Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, одарявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

По другой легенде говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделала им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали её Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвёз её на ярмарку. Там нашёлся купец, которому игрушка показалась забавной и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом. Вот уже более 300 лет живут в селе Богородское резчики по дереву. Сейчас в деревне около сотни резчиков. Работают целыми семьями. Там находится фабрика по производству Богородской игрушки. При фабрике есть музей с уникальной коллекцией изделий резчиков по дереву.

Узнав о месте появления первой деревянной игрушки в России, я частично подтвердил своё предположение. Я узнал, что Богородская деревянная игрушка была одной из первых и существует более 300 лет. Мне очень хочется побывать в музее «Богородской игрушки» и узнать подробнее о процессе рождения игрушки.

Результат исследования: была частично подтверждена верность гипотезы.

Исследовал: место появления первой деревянной игрушки в России, историю возникновения первой деревянной игрушки в России.

Результат: выяснил, что Богородская деревянная игрушка была первой деревянной игрушкой в России, а место её изготовления в селе Богородском, которое расположено в лесной зоне близ Москвы в 25 км Сергиева Посада.


Толчком к началу исследовательского проекта по теме «Богородская игрушка» послужила подготовка к выставке «Деревянная народная игрушка» на неделе «Игры и игрушки».

Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особенно, актуальная сегодня.

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

По результатам анкетирования родителей на тему «Любимые игрушки детей» выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. Поэтому мы решили познакомить детей с народной игрушкой, а именно, с Богородской деревянной игрушкой.

Тема проекта была инициирована детьми. Самый большой и живой интерес у них (на выставке игрушек) вызвала очень известная игрушка «Куры на кругу», движущиеся с помощью шарика под кругом. Стоило только раскачать и куры принимались торопливо клевать зернышки в строгой последовательности, по очереди.

Мы решили узнать, почему игрушка называется Богородской? или «Что такое Богордская игрушка?

Дети выдвигали различные предположения. После чтения стихотворения «Богородская игрушка»

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Дети узнали, что игрушки делают из липовой доски, а липа это дерево, значит они деревянные.

Дети предположили, что игрушки делают на заводе специальные машины. А двигаются они потому, что их кто-то заводит.

«Деревянная народная игрушка «Богородская»

  1. Участники проекта – дети подготовительной к школе группы ,педагоги, родители.
  2. Тип проекта (позновательно-творческий).
  3. Сроки проведения (краткосрочный- март 2022г).
  4. Цель проекта.

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с Богородской народной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать материал и делать выводы.

Интеграция областей. Социалльно-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

5. Задачи проекта.

Познавательно-развивающие . Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать Богородские игрушки.

Воспитательные . Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Развивать у детей художественный вкус.

Оказать практическую помощь воспитателям детского сада в организации и проведении мероприятий, направленных на расширение кругозора детей, развитие интереса к истории своей страны. Пополнить новыми экспонатами мини-музей группы.

Организация работы над проектом

Формы организации детей





Работа в парах или группах

Объединение нескольких групп

7.Этапы работы над проектом

1.Опредиление темы, целей и задач проекта

2.Постановка проблемы перед родителями и детьми.

3.Выбор группы заинтересованных родителей и детей.

1.Разработка плана общей и индивидуальной работы для родителей, детей и педагогов.

2.Ознакомление родителей и детей с их индивидуальной частью работы в эксперименте.

1.Работа над проектом: поиск материала; рассматривание фотографий и видеоматериалов; проведение бесед, рассматривание альбомов-раскрасок, журналов, иллюстраций из книг, работа по аппликации, лепка, рисование, инсценировка.

8. Краткое описание проекта

Подготовительный этап работы над проектом начали с выбора темы: деревянная народная игрушка «Богородская». На родительском собрании обсудили участие родителей и детей в каждом этапе работы.

I-й этап – начали со сбора, анализа и систематизации информации. Возникли проблемные вопросы: «Что такое Богородская игрушка?», «Кто и как делают их?», «Почему они двигаются?», Кто нам поможет?» и др.

Внимательно рассмотрев забавную игрушку, дети поняли, что она деревянная. Непонятно лишь, из какого дерева?

Чтение стихотворения «Богородская игрушка» позволило ответить на этот вопрос: игрушки делают из липовой доски.

Беседа «Деревья для Богородской игрушки» дополнила знания детей, что игрушки делают из мягких пород деревьев (ольха и осина).

II-й этап реализации проекта начали с поиска информации об истории возникновения Богородской игрушки в разных источниках. И работа закипела. Мы изучали детские энциклопедии, рассматривали журналы, книжки-картинки, альбомы, интернет. Просмотр мультимедийной презентации «Как делают Богородскую игрушку?» вызвало много вопросов и обсуждения у детей.

На этом этапе проекта были проведены : беседа «Кто вырезал первую Богородскую игрушку? (дети узнали о двух интересных преданиях), работа с родителями по составлению рассказов «Моя любимая деревянная игрушка» (на примере Богородской); слушание интересного рассказа «Секрет мастеров села Богородское»;

знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем, с гербом села Богородское (изображение главной игрушки кузнецы);

ряд занятий по художественно - эстетическому воспитанию: лепка «Белка с молотком»,

«Кузнецы» рисование и аппликация,

ручному труду (обследование и выяснения принципа движения игрушки);

Заключительный третий этап работы над проектом: обобщение собранного материала о Богородской игрушке; создание мини-музея выставки в книжном уголке, оформление альбома (рисунки, аппликации, фотографии) «Самая любимая, интересная, необычная, забавная игрушка».

Данная работа способствовала развитию у детей знаний о разнообразии народной деревянной игрушки; воспитанию любви к традициям нашего народа; формированию у детей интереса желания самим сделать игрушку по типу Богородской.

9. Техническое оснащение

Наглядные средства обучения, обеспечивающие наибольшую продуктивность: компьютер, принтер, фотоаппарат, слайды, интернет.

1.«Богородская игрушка». А.Тимофеевский

2. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР»

3. Энциклопедия для детей.

4. Организация проектной деятельности в ДОУ К.Ю. Белая, Н.В. Теселкина, М.Р. Мурзина и др.

5. Планирование работы по образовательной области «Познание».

6. Приложение (фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация).


Толчком к началу исследовательского проекта по теме «Богородская игрушка» послужила подготовка к выставке «Деревянная народная игрушка» на неделе «Игры и игрушки».

Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особенно, актуальная сегодня.

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

По результатам анкетирования родителей на тему «Любимые игрушки детей» выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. Поэтому мы решили познакомить детей с народной игрушкой, а именно, с Богородской деревянной игрушкой.

Тема проекта была инициирована детьми. Самый большой и живой интерес у них (на выставке игрушек) вызвала очень известная игрушка «Куры на кругу», движущиеся с помощью шарика под кругом. Стоило только раскачать и куры принимались торопливо клевать зернышки в строгой последовательности, по очереди.

Мы решили узнать, почему игрушка называется Богородской? или «Что такое Богордская игрушка?

Дети выдвигали различные предположения. После чтения стихотворения «Богородская игрушка»

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Дети узнали, что игрушки делают из липовой доски, а липа это дерево, значит они деревянные.

Дети предположили, что игрушки делают на заводе специальные машины. А двигаются они потому, что их кто-то заводит.

«Деревянная народная игрушка «Богородская»

  1. Участники проекта – дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
  2. Тип проекта (позновательно-творческий).
  3. Сроки проведения (краткосрочный- март 2022г).
  4. Цель проекта.

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с Богородской народной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать материал и делать выводы.

Интеграция областей. Социалльно-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

5. Задачи проекта.

Познавательно-развивающие . Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать Богородские игрушки.

Воспитательные . Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Развивать у детей художественный вкус.

Оказать практическую помощь воспитателям детского сада в организации и проведении мероприятий, направленных на расширение кругозора детей, развитие интереса к истории своей страны. Пополнить новыми экспонатами мини-музей группы.

Организация работы над проектом

Формы организации детей





Работа в парах или группах

Объединение нескольких групп

7.Этапы работы над проектом

1.Опредиление темы, целей и задач проекта

2.Постановка проблемы перед родителями и детьми.

3.Выбор группы заинтересованных родителей и детей.

1.Разработка плана общей и индивидуальной работы для родителей, детей и педагогов.

2.Ознакомление родителей и детей с их индивидуальной частью работы в эксперименте.

1.Работа над проектом: поиск материала; рассматривание фотографий и видеоматериалов; проведение бесед, рассматривание альбомов-раскрасок, журналов, иллюстраций из книг, работа по аппликации, лепка, рисование, инсценировка.

8. Краткое описание проекта

Подготовительный этап работы над проектом начали с выбора темы: деревянная народная игрушка «Богородская». На родительском собрании обсудили участие родителей и детей в каждом этапе работы.

I-й этап – начали со сбора, анализа и систематизации информации. Возникли проблемные вопросы: «Что такое Богородская игрушка?», «Кто и как делают их?», «Почему они двигаются?», Кто нам поможет?» и др.

Внимательно рассмотрев забавную игрушку, дети поняли, что она деревянная. Непонятно лишь, из какого дерева?

Чтение стихотворения «Богородская игрушка» позволило ответить на этот вопрос: игрушки делают из липовой доски.

Беседа «Деревья для Богородской игрушки» дополнила знания детей, что игрушки делают из мягких пород деревьев (ольха и осина).

II-й этап реализации проекта начали с поиска информации об истории возникновения Богородской игрушки в разных источниках. И работа закипела. Мы изучали детские энциклопедии, рассматривали журналы, книжки-картинки, альбомы, интернет.

Просмотр мультимедийной презентации «Как делают Богородскую игрушку?» вызвало много вопросов и обсуждения у детей.

На этом этапе проекта были проведены :

- беседа «Кто вырезал первую Богородскую игрушку? (дети узнали о двух интересных преданиях),

-работа с родителями по составлению рассказов «Моя любимая деревянная игрушка» (на примере Богородской);

- слушание интересного рассказа «Секрет мастеров села Богородское»;

- знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем, с гербом села Богородское (изображение главной игрушки кузнецы);

- ряд занятий по художественно - эстетическому воспитанию:

-лепка «Белка с молотком», «Кузнецы» рисование и аппликация, ручному труду (обследование и выяснения принципа движения игрушки);

Заключительный третий этап работы над проектом: обобщение собранного материала о Богородской игрушке; создание мини-музея выставки в книжном уголке, оформление альбома (рисунки, аппликации, фотографии) «Самая любимая, интересная, необычная, забавная игрушка».

Данная работа способствовала развитию у детей знаний о разнообразии народной деревянной игрушки; воспитанию любви к традициям нашего народа; формированию у детей интереса желания самим сделать игрушку по типу Богородской.

9. Техническое оснащение

Наглядные средства обучения, обеспечивающие наибольшую продуктивность: компьютер, принтер, фотоаппарат, слайды, интернет.

1.«Богородская игрушка». А.Тимофеевский

2. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР»

3. Энциклопедия для детей.

4. Организация проектной деятельности в ДОУ К.Ю. Белая, Н.В. Теселкина, М.Р. Мурзина и др.

5. Планирование работы по образовательной области «Познание».

6. Приложение (фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация).

Конспект ООД «Богородские игрушки».

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

• Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

• Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

• Развивать умение отличать богородские игрушки .

• Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист , простой карандаш, цветные карандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

• Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Конспект ООД «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.
Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?
Дети. Матрешки.
Показ матрешек.
Воспитатель: Из чего делали матрешек?
Дети: Из дерева.
Воспитатель А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.

Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерствосвое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать.

III. Знакомство с новым материалом

Воспитатель: Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?
Дети: Они не раскрашены.
Воспитатель: У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?
Дети: Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…
Воспитатель : В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать.

IV. Самостоятельная работа

Консультация для родителей


«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:


  • рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (если возможно);
  • рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (глина, дерево, керамика и др.), цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;
  • вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением русских народных игрушек;
  • побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что замечательные красочные предметы (игрушки) создают народные мастера - народные умельцы, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой;

Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»


Расскажите ребенку сказку о хохломе:

«Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать.

Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!»

Рассказ о гжели можно начать с такой сказки:


«Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена.

В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима

с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий.

А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка — гжель.»

Рассказ о матрешке можно начать, так:


«Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

Для меньшей — темница.»

Рекомендуем дидактические игры, в которые можно поиграть дома

с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:


« Назови игрушку» ( образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными):


одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)


«Скажи какая?»

Читайте также: