Исследовательский проект история новогодней игрушки

Обновлено: 14.05.2024

Дергунова Ольга Анатольевна

В ходе работы над проектом я познакомлюсь с историей появления елочной игрушки, традицией празднования Нового года. Из чего можно сделать елочное украшение и из чего их делали раньше.

ВложениеРазмер
ryabova_d._3b_istoriya_novogodney_igrushki.docx 21.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2075 ШО №4


тема проекта: История новогодней игрушки

Выполнила : уч-ца 3Б класса Рябова Дарья

Руководитель : учитель высшей категории Дергунова Ольга Анатольевна

История появления новогодних игрушек 4

Список литературы 8

Актуальность проекта : Приближается мой самый любимый, чудесный и семейный праздник Новый год. Наряжать елку – это творческий процесс, в котором принимают участи все члены семьи. В процессе подготовки к Новому году я выяснила, что ничего не знаю про новогоднюю игрушку.

В ходе работы над проектом я познакомлюсь с историей появления елочной игрушки, традицией празднования Нового года. Из чего можно сделать елочное украшение и из чего их делали раньше.

Цель проекта : Узнать историю появления новогодних игрушек

Задачи проекта : 1 Изучить возникновение традиции ставить и украшать елку на новый год

2 Изучить историю и этапы развития новогодней игрушки

3 Как видоизменилась новогодняя игрушка (от истоков к современности)

4 Самостоятельно изготовить новогоднюю игрушку

Для проекта необходимо : Ресурсы: подключение к сети интернет, литература по теме, организация поездки в музей елочной игрушки в г.Клин, посещение мастер-класса по изготовлению елочной игрушки. Материалы: картон, ножницы, клей, декор.

Срок реализации проекта 3 недели.

Подготовительный этап: 1 Подбор материала об истории новогодней игрушки. 2.Беседа с родителями, бабушками и дедушками, сбор информации по данной теме. (1 неделя)

Основной этап: 1. Посещение музея елочной игрушки в г.Клин. 2 Посещение мастер-класса по изготовлению елочный игрушки. 3. Самостоятельное изготовление елочной игрушки в домашних условиях из картона. . (1 неделя)

Заключительный этап: 1. Обобщение полученной информации. 2 Создание презентации на данную тему. (1 неделя)

История появления новогодних игрушек

История новогодней игрушки и украшения вечнозеленого дерева имеет давние истоки, берущие начало еще задолго до возникновения христианства. Зародилась эта традиция на территории современной Европы. Германские языческие племена свято верили в существование злых духов. И для того, чтобы задобрить духов, германцы ходили в лес наряжать ели, на которых якобы жили злые силы. Плоды и различные сладости, которыми обвешивалось дерево, и стали прототипом современных елочных украшений.

Традиция новогодней елки и новогодней игрушки в России началась с 1700 года, когда Великий реформатор и первопроходец Петр Первый привез в страну из Европы обычай украшать елку. Согласно указу Петра 1 в каждом доме или во дворе в зимний период теперь должно было стоять хвойное дерево.

Стеклянные игрушки были доступны только состоятельным людям, так как завозились в Россию в основном из Германии (небольшой город Лауша). Простые люди украшали елку подручными средствами - орехи, фрукты, конфеты, печенье. Чуть позже появились игрушки из ваты с металлическим каркасом внутри, картона, и дерева.

Производство елочных игрушек в нашей стране в промышленном масштабе началось после 1935 года. Клинская фабрика «Елочка» выпустила первые шары, которые впоследствии можно было встретить практически в каждом доме.

Я посетила музей елочной игрушки в Клину.

Музей состоит из 12 залов, которые рассказывают нам о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Я попала в новый мир с богатой историей елочной игрушки и понаблюдала за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников. В музее собрана коллекция как из старинных игрушек, так и современные и коллекционные экземпляры.

Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки один из самых увлекательных этапов моего посещения музея. Участвуя в нем, я с интересом выполняла все рекомендации по изготовлению игрушки.

Вдохновившись увиденным, я подобрала все необходимые материалы и сделала елочное украшение из картона. Во время работы со мной были родители, мы обсуждали увиденное в музее, применяли приобретенные знания на практике.

При выполнении проекта я не была уверена, что у меня все получится, но благодаря поддержке родителей у меня все получилось. Я узнала много нового и интересного об истории появления елочных игрушек, а так же о традиции праздновать Новый год. Умения, полученные на мастер-классе и при самостоятельном изготовлении игрушки, я смело применяю в школе на уроках технологии.

Целью моей работы было изучение истории елочной игрушки. В ходе работы я познакомилась с историей празднования Нового года на Руси, историей Новогодней игрушки. Я нашла много интересной информации об новогодних традициях.

Из бесед с родственниками и друзьями и сделала следующие выводы:

- новогодний праздник всегда был и остается одним из любимых праздников детей и взрослых;

- сохранилась традиция наряжать елку в преддверии нового года;

- убранство елки у всех возрастов разное: дети любят сказочных героев, молодые люди – современные игрушки, а старшее поколение предпочитает игрушки своей эпохи.

Наша семья хранит игрушки принадлежавшие бабушкам и прабабушкам. Но мы предпочитаем наряжать елку современными украшениями.

Игрушки и украшения, которые я делаю сама, в настоящее время самые актуальные и востребованные, так как это Hand Made («сделано вручную»).


В данном исследовательском проекте на тему "История новогодней игрушки" авторами была поставлена цель провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими детьми, а также научить дошкольников и учащихся начальных классов изготавливать новогодние игрушки из безопасного материала. Историческая справка содержит диахроническую классификацию новогодних украшений.

Подробнее о проекте:


В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал об истории празднования Нового года в России, а также о вариативности новогодних елочных украшений в разных странах мира в историческом срезе и в наши дни, предложен увлекательный рассказ родителей об их посещении фабрики, на которой производятся елочные игрушки.

При написании исследовательской работы для детей на тему "История новогодней игрушки" использованы информационные материалы из Интернета, журналов и специальной литературы по данной теме, а также взято интервью у родителей одной из учениц, побывавших на фабрике елочных игрушек.

Предложенная исследовательский проект на тему "История новогодней игрушки" имеет большую практическую значимость, а именно: может использоваться для дошкольников и детей на уроках истории, литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях. В рамках проекта об истории новогодней игрушки был проведен мастер-класс по изготовлению новогодних рождественских игрушек учащимися 3 класса.

Оглавление

Введение
1. Из истории новогодней игрушки.
2. Описание собранных игрушек.
3. Рассказ о посещении фабрики по производству елочных игрушек в Нижнем Новгороде.
5. Проведение мастер – класса по изготовлению новогодних игрушек в 3-Б классе.
Заключение
Использованная литература

Введение


Мы знаем много праздников, но самый любимый праздник у детей и взрослых - это Новый год. С чем у нас ассоциируется Новый год? С мандаринами, с ёлкой, с подарками, с новогодними игрушками. Сейчас игрушки более современные, а какие игрушки были раньше? Интересно, когда появилась первая новогодняя игрушка? Наши бабушки и дедушки, мамы, папы , когда были маленькими , тоже наряжали ёлку. А что это были за игрушки? Из какого материала они были изготовлены? Кто был героем этих игрушек? Как сказались истории события в России на производство и изготовление новогодних игрушек?

Проблема: Мы не знаем, когда появилась первая новогодняя игрушка, какими игрушками украшали новогоднюю елку в прошлом веке. Нам хотелось бы знать историю новогодней игрушки.

Реальная ситуация Желаемая ситуация
Мы не знаем, когда появилась первая новогодняя игрушка, и кто создал первую новогоднюю игрушку. Узнать, когда появилась первая новогодняя игрушка и кто её создал. Познакомить учеников начальных классов и одноклассников с историей возникновения новогодней игрушки, научить их делать новогодние игрушки из доступного материала.

Актуальность проблемы: Новый год один из интересных и весёлых праздников. В магазинах, на новогодних ярмарках продается огромное количество новогодних игрушек, выполненных из самого современного материала, но они не всегда нравятся детям и взрослым, часто изготовлены из опасного материала, вредного для здоровья.

  • провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими учащимися.
  • научить учащихся начальных классов изготавливать новогодние игрушки из безопасного материала.

Способы достижения цели: Провести мастер - класс по изготовлению новогодней игрушки и оформить выставку новогодних игрушек прошлого века.

Задачи проекта:

  • Изучить возникновение традиции ставить и украшать елку на Новый год.
  • Изучить историю и этапы развития новогодней игрушки.
  • Узнать, как видоизменилась новогодняя игрушка (от истоков к современности)
  • Провести социологический опрос среди учащихся начальных классов.
  • Провести мастер - класс по изготовлению новогодней игрушки .
  • Изготовить продукт проекта. Защитить проектную работу перед учащимися своего класса.

Ресурсы: Для работы с проектом мы использовали – поисковые сайты интернета, журнал «Новогодние игрушки».

Ресурсы для проведения мастер - класс: ножницы, клей - карандаш, салфетки, нитки, степлер.

Объект проектирования (исследования): для исследования мы выбрали новогодние игрушки 50-х - 80-х годов 20 века.

Методы проектирования:

  • Наблюдение.
  • Опрос.
  • Анализ и синтез.
  • Исследование.

Анализ источников:

В книге Аллы Сальниковой «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку» нашли ответы на вопрос: Когда стали отмечать Новый год?.Чем украшали елку ? Какие традиции были? Из чего делали новогодние игрушки.

Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений. Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья. Из его статьи взяли много полезной информации.

Поиск современной, интересной, новогодней игрушки для проведения мастер – класса.

Подготовительный этап:

Наш проект групповой, поэтому, во – первых, мы определились с тем, какую работу будет выполнять каждый участник нашего проекта. Во- вторых, начали поиск новогодних игрушек, которыми украшали новогодние елки много лет назад. В- третьих, посетили детскую районную библиотеку с целью поиска информации по теме проекта, а также осуществляли поиск информацию в Интернете.

Затем решили провести анкетирование в 4-5-х классах на тему « Что я знаю о новогодней игрушке? » Параллельно осуществлялась работа по поиску материала для проведения мастера – класса по изготовлению новогодней игрушки. Поговорив с учителем начальных классов Лазаревой О.А, определились с тем, что мастер – класс будем проводить в 3 б классе.

Так сложилось, что родители Фомичевой Вари в сентябре посетили фабрику по производству новогодних игрушек в Нижнем Новгороде, поэтому это оказалось очень кстати. Мы решили приобщить данную информацию в свой проект.

Гуськова Ева, Куликов В, Лосева И, Шишликов И., Кузнецова А. принесли несколько новогодних игрушек, которые были переданы им родственниками. Это игрушки, выпущенные в 50-80 годы прошлого века.

Анкетирование на тему «Что я знаю о новогодней игрушке?»

Участники анкетирования – учащиеся 4б и 5б классов. Всего – 48 человек.

1. Из каких материалов изготавливали раньше новогоднюю игрушку?

старая новогодняя игрушка

Из представленной диаграммы можно сделать вывод, что наибольшее количество учащихся указало, что игрушки раньше делали из стекла.

2. В каком году появилась первая новогодняя игрушка?

первая новогодняя игрушка

Вывод. Ученики не знают, когда появилась первая новогодняя игрушка.

3. Кто придумал отмечать Новый год в России 1 января?

кто придумал новый год

22 учащихся затруднились с ответом,11 человек считают, что Новый год стали отмечать по указанию Ивана Грозного. Только 15 учеников ответили верно.


В данном исследовательском проекте на тему "История новогодней игрушки" авторами была поставлена цель провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими детьми, а также научить дошкольников и учащихся начальных классов изготавливать новогодние игрушки из безопасного материала. Историческая справка содержит диахроническую классификацию новогодних украшений.

Подробнее о проекте:


В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал об истории празднования Нового года в России, а также о вариативности новогодних елочных украшений в разных странах мира в историческом срезе и в наши дни, предложен увлекательный рассказ родителей об их посещении фабрики, на которой производятся елочные игрушки.

При написании исследовательской работы для детей на тему "История новогодней игрушки" использованы информационные материалы из Интернета, журналов и специальной литературы по данной теме, а также взято интервью у родителей одной из учениц, побывавших на фабрике елочных игрушек.

Предложенная исследовательский проект на тему "История новогодней игрушки" имеет большую практическую значимость, а именно: может использоваться для дошкольников и детей на уроках истории, литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях. В рамках проекта об истории новогодней игрушки был проведен мастер-класс по изготовлению новогодних рождественских игрушек учащимися 3 класса.

Оглавление

Введение
1. Из истории новогодней игрушки.
2. Описание собранных игрушек.
3. Рассказ о посещении фабрики по производству елочных игрушек в Нижнем Новгороде.
5. Проведение мастер – класса по изготовлению новогодних игрушек в 3-Б классе.
Заключение
Использованная литература

Введение


Мы знаем много праздников, но самый любимый праздник у детей и взрослых - это Новый год. С чем у нас ассоциируется Новый год? С мандаринами, с ёлкой, с подарками, с новогодними игрушками. Сейчас игрушки более современные, а какие игрушки были раньше? Интересно, когда появилась первая новогодняя игрушка? Наши бабушки и дедушки, мамы, папы , когда были маленькими , тоже наряжали ёлку. А что это были за игрушки? Из какого материала они были изготовлены? Кто был героем этих игрушек? Как сказались истории события в России на производство и изготовление новогодних игрушек?

Проблема: Мы не знаем, когда появилась первая новогодняя игрушка, какими игрушками украшали новогоднюю елку в прошлом веке. Нам хотелось бы знать историю новогодней игрушки.

Реальная ситуация Желаемая ситуация
Мы не знаем, когда появилась первая новогодняя игрушка, и кто создал первую новогоднюю игрушку. Узнать, когда появилась первая новогодняя игрушка и кто её создал. Познакомить учеников начальных классов и одноклассников с историей возникновения новогодней игрушки, научить их делать новогодние игрушки из доступного материала.

Актуальность проблемы: Новый год один из интересных и весёлых праздников. В магазинах, на новогодних ярмарках продается огромное количество новогодних игрушек, выполненных из самого современного материала, но они не всегда нравятся детям и взрослым, часто изготовлены из опасного материала, вредного для здоровья.

  • провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими учащимися.
  • научить учащихся начальных классов изготавливать новогодние игрушки из безопасного материала.

Способы достижения цели: Провести мастер - класс по изготовлению новогодней игрушки и оформить выставку новогодних игрушек прошлого века.

Задачи проекта:

  • Изучить возникновение традиции ставить и украшать елку на Новый год.
  • Изучить историю и этапы развития новогодней игрушки.
  • Узнать, как видоизменилась новогодняя игрушка (от истоков к современности)
  • Провести социологический опрос среди учащихся начальных классов.
  • Провести мастер - класс по изготовлению новогодней игрушки .
  • Изготовить продукт проекта. Защитить проектную работу перед учащимися своего класса.

Ресурсы: Для работы с проектом мы использовали – поисковые сайты интернета, журнал «Новогодние игрушки».

Ресурсы для проведения мастер - класс: ножницы, клей - карандаш, салфетки, нитки, степлер.

Объект проектирования (исследования): для исследования мы выбрали новогодние игрушки 50-х - 80-х годов 20 века.

Методы проектирования:

  • Наблюдение.
  • Опрос.
  • Анализ и синтез.
  • Исследование.

Анализ источников:

В книге Аллы Сальниковой «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку» нашли ответы на вопрос: Когда стали отмечать Новый год?.Чем украшали елку ? Какие традиции были? Из чего делали новогодние игрушки.

Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений. Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья. Из его статьи взяли много полезной информации.

Поиск современной, интересной, новогодней игрушки для проведения мастер – класса.

Подготовительный этап:

Наш проект групповой, поэтому, во – первых, мы определились с тем, какую работу будет выполнять каждый участник нашего проекта. Во- вторых, начали поиск новогодних игрушек, которыми украшали новогодние елки много лет назад. В- третьих, посетили детскую районную библиотеку с целью поиска информации по теме проекта, а также осуществляли поиск информацию в Интернете.

Затем решили провести анкетирование в 4-5-х классах на тему « Что я знаю о новогодней игрушке? » Параллельно осуществлялась работа по поиску материала для проведения мастера – класса по изготовлению новогодней игрушки. Поговорив с учителем начальных классов Лазаревой О.А, определились с тем, что мастер – класс будем проводить в 3 б классе.

Так сложилось, что родители Фомичевой Вари в сентябре посетили фабрику по производству новогодних игрушек в Нижнем Новгороде, поэтому это оказалось очень кстати. Мы решили приобщить данную информацию в свой проект.

Гуськова Ева, Куликов В, Лосева И, Шишликов И., Кузнецова А. принесли несколько новогодних игрушек, которые были переданы им родственниками. Это игрушки, выпущенные в 50-80 годы прошлого века.

Анкетирование на тему «Что я знаю о новогодней игрушке?»

Участники анкетирования – учащиеся 4б и 5б классов. Всего – 48 человек.

1. Из каких материалов изготавливали раньше новогоднюю игрушку?

старая новогодняя игрушка

Из представленной диаграммы можно сделать вывод, что наибольшее количество учащихся указало, что игрушки раньше делали из стекла.

2. В каком году появилась первая новогодняя игрушка?

первая новогодняя игрушка

Вывод. Ученики не знают, когда появилась первая новогодняя игрушка.

3. Кто придумал отмечать Новый год в России 1 января?

кто придумал новый год

22 учащихся затруднились с ответом,11 человек считают, что Новый год стали отмечать по указанию Ивана Грозного. Только 15 учеников ответили верно.


В данном исследовательском проекте по истории на тему "Новогодняя игрушка: история и современность" автором была поставлена цель установить степень влияния исторических событий России на дизайн новогодней игрушки и доказать, что новогодняя игрушка – это свидетель ушедших эпох и хранитель семейных традиций.

Особенностью работы является собственный взгляд и отношение автора к излагаемому материалу.


Предложенная исследовательская работа по истории на тему "Новогодняя игрушка: история и современность" имеет большую практическую значимость, а именно: может использоваться на уроках истории, литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.

В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал об истории празднования Нового года русским народом, о том, что такое новогодняя игрушка и как она менялась в связи с историческими событиями, происходящими в России .

При написании исследовательской работы по истории на тему "Новогодняя игрушка: история и современность" использованы информационные материалы из Интернета, журналов и специальной литературы по данной теме.

Содержание

Введение
1. История традиции украшать елку
2. Новогодняя игрушка – свидетель ушедшей эпохи.
3. Социологическое исследование «Новогодняя игрушка-хранитель семейных традиций?»
Заключение
Литература
Приложения

Введение


Эти слова с детства сопровождали каждый год новогодний хоровод. И я думал, где же эти игрушки и розовые пряники? Но ведь откуда-то это возникло? И я, будучи уже взрослым, проявил к этому большой интерес. Может, к моему стыду, я один из моих ровестников не знаю, откуда появилась эта удивительная традиция-наряжать ёлку красивыми игрушками. И поэтому я решил провести исследовательскую работу.

Актуальность темы: Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, собственным. Но, наверное, как и у меня, у многих предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Это чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на радужный блик, отразившийся от стеклянного круглого бока елочного шарика…

Ярким атрибутом этого праздника является елка. А кто-нибудь из Вас задумывался о том, какими елочными игрушками наряжали елку в далеком прошлом?

Какое бы историческое время не вызванивали куранты разных стран, ничто не может прервать эту традицию - украшать новогоднюю или рождественскую ель.

В нашей семье тоже существует эта прекрасная традиция - украшать вместе новогоднюю красавицу. Ежегодно это радостное событие объединяет четыре поколения нашей дружной семьи (Приложение 1).

Цель работы:

  • Установить степень влияния исторических событий России на дизайн новогодней игрушки.
  • Доказать, что новогодняя игрушка – это свидетель ушедших эпох и хранитель семейных традиций.

Задачи:

  • Провести исследование «Новогодняя игрушка в истории России»;
  • Провести социологическое исследование «Новогодняя игрушка – хранитель семейной традиции»;
  • Представить коллекцию ёлочных игрушек.

Объект исследования: традиция – украшение интерьера дома к новогодним и рождественским праздникам.

Предмет исследования: новогодняя ёлочная игрушка.

Гипотеза: я предполагаю, что новогодняя игрушка – это не только свидетель ушедших эпох, но и хранитель семейных традиций.

Методы исследования: поисковый, аналитический, социологический.

1. Традиция украшать елку

Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё более двух тысяч лет назад. В те далёкие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи – как добрые, так и злые, и, чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, приносились обильные дары, которые развешивались на ветках.

В новое время, в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середину стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду мелкими яблочками, сливами, грушами. И лишь XVIII век выбрал ель королевой праздника.

Новогодние ёлочные украшения, являющиеся неотъемлемым атрибутом праздника, прошли длительный путь развития, а их история очень интересна. Классические правила украшения зеленой красавицы до сих пор практически не изменились, хотя современные игрушки сильно отличаются от елочных украшений тех времен.

Верхушку елки венчает «Вифлеемская звезда», которую в советское время заменили красной звездой, «яблоки» - сегодня это шары – олицетворяющие библейский «запретный плод», горящие свечи – сегодня это всевозможные электрогирлянды.

В средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель - как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными, добавились ещё орехи, сладости, конфеты.

В 1807 году на Дрезденской рождественской ярмарке уже продавалось очень много ёлок, их охотно раскупали. Так появилась необходимость в изготовлении специальных игрушек. Стали изготавливать многоразовые ёлочные украшения.

Это были позолоченные шишки и орехи, бумажные цветы и поделки из ваты, звёзды из серебряной и золотой фольги, животные из скрученных проволок и многое другое. Большой популярностью пользовались свечки, которые прикручивали к еловым веткам тонкими проволочками (Приложение 2).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "История и тайны новогодней игрушки".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История и тайны новогодней игрушки"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Исследовательская работа

История и тайны новогодней игрушки

ученик 3 «В» класса

Руководитель:
Ляпина М.В.
учитель начальных классов

городской округ города Бор 2015 год

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников.

С мамой мы не раз участвовали в конкурсе «Креативная ёлка». Там мы придумывали не только необычную ёлку, но и украшение для неё.
В новогодние каникулы мы с нашим классом поехали на фабрику ёлочных игрушек. Там экскурсовод рассказала о первых украшениях для ёлки, которые были сделаны из ваты, мы посмотрели, как выдувают стеклянные игрушки, а также сами стали художниками и раскрасили игрушку-овечку, символ этого года. Увидев производство и старинные хрупкие ватные игрушки, мне настолько стало интересно, что я решил больше разузнать про, казалось бы, такую обыденную вещь, как ёлочная игрушка.

Мне стало интересно, почему люди стали украшать дерево? Почему именно ель? Как появился этот обычай?

Меня очень заинтересовали эти вопросы, и я решил найти ответы на них, как можно больше узнать об этой традиции в России.

Актуальность: тема актуальна, потому что в настоящее время большое разнообразие новогодних игрушек, каждая из которых красива по-своему, и покупатель не знает, к какому периоду развития общества характерна та или иная игрушка.

Цель: узнать историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек.

Задачи:
1.Изучить различные источники с целью получения информации об истории возникновения новогодних игрушек;

2. Узнать технологию производства старинных новогодних игрушек;

3. Узнать о традициях украшения ёлок в нашей стране;

Объект исследования: новогодняя игрушка

Предмет исследования: история новогодней игрушки

Гипотеза: Из года в год, наряжая елку, мы даже не задумываемся о том, где берут свое начало эти прекрасные наряды. А ведь все имеет свою историю.

Методы исследования: изучение литературы по данному вопросу.

1.1.Почему украшают именно ель?

Обычай наряжать елку очень давний: ему около двух тысяч лет. Наши предки верили, что в деревьях обитают духи плодородия, от которых зависит урожай. Ель занимала особое место среди всех деревьев. Будучи вечнозеленой, она символизировала жизнь.

Некоторые ученые считают, что предшественниками новогодней елки были ветки плодовых деревьев, которые ставили в домах в воду задолго до праздников, чтобы они зацвели к Рождеству. А из опасения, что ветки по какой-либо причине не зацветут (это считалось плохой приметой), стали заменять вечнозеленой елкой.
Трудно представить Новый год и Рождество без ели. Это дерево издавна у многих народов использовалось в качестве магического растительного символа. Еще в древней Греции ель считалась священным деревом богини Артемиды. Из Греции до нас дошел миф о том, как ель стала вечнозеленым деревом. Легенда рассказывает, что богиня гор, лесов и зверей Кибела превратила бога Аттиса, умирающего от раны, нанесенной ему кабаном верховного бога Зевса, в дерево, чтобы облегчить его страдания. Сидя под этим деревом, Кибела плакала до тех пор, пока Зевс не пообещал ей, что это дерево станет вечнозеленым.[1] Надо отметить, что и саму ель многие народы наделили особой силой, применяя ее в магии и медицине. Считали, что ель способна излечить многие болезни. Племена индейцев использовали ель для излечения головной боли. [2]

1.2 Старинные легенды о новогодней ёлке.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному значению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней, стесняясь, встала в стороне, боясь уколоть младенца иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, украсив ее яблоками, цветами, орехами. Ель обрадовалась украшениям, поблагодарив всех, тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой ярче засияла Вифлеемская звезда.

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…[3]

1.3. Украшение для ёлки.

Обычай украшать елку имеет давнюю-давнюю историю. Он существовал у северных народов Европы, которые считали елку священным деревом. Вечнозеленое, оно, в отличие от других, не умирало даже зимой. Очевидно, дерево находилось под особым покровительством, а в его зеленых ветвях селились души могущественных предков. Духи были не только добрыми, но и злыми, и чтобы они не вредили людям, чтобы сделать их добрее и получить богатый урожай, нужно было их задарить подарками. Традиционные обязательные «подкармливания» обычно проходили в конце декабря - начале января. Такое практическое значение имел древний праздник ёлки.
К зеленым ветвям ели подвешивали яблоки – символ плодородия, яйца – символ развивающейся жизни, орехи – символ божественной воли, наряжали елку игрушками. Священное дерево украшали фигурками полезных в хозяйстве животных, окружали его веселым пламенем костров; плясками и пением привлекали добрых духов. Затем дерево сжигали. Зола от него тоже считалась священной: ее хранили до весны и выбрасывали на поля.

Установить точное время, когда елка впервые была поставлена в русском доме, не представляется возможным. Первые елки появились в Петербурге, где со дня основания города проживало много выходцев из Германии. К середине девятнадцатого века их число составляло примерно треть населения столицы России. Естественно, что они привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи и обряды, которые поддерживали на новом месте жительства. И первые новогодние елки появились именно в домах петербургских немцев. Газета «Харьковские ведомости» дала такую информацию: «В первый раз в Москве в 1817 году накануне Рождества, по желанию великой княгини Александры Фёдоровны зажглась в Николаевском дворце…германская Рождественская ёлка… » Затем новогодние ёлки пришли и в другие города нашей страны. Однако в 1928 году празднование Нового года с рождественской ёлкой было запрещено. Этот обычай назвали вредным и буржуазным. Перелом случился в середине 30-х годов. И новогодняя ёлка вновь зашагала по стране.
По преданию первая елка была установлена императором Николаем 1 в самом конце 30-х годов, после чего, по примеру царской семьи, ее стали ставить в знатных столичных домах. Остальное население относилось к этому обычаю либо равнодушно, либо вообще не знало о таковом. Стремительное распространение этой традиции относится к середине 40-х

годов девятнадцатого столетия. Столица и ряд крупных городов был буквально охвачен «елочным ажиотажем».
В России обычай новогодней елки ведет свое начало со времен Петра I, хотя при нем елку в домах еще не ставили, но в Новый год стали украшать дома (снаружи), ворота и улицы хвойными ветвями. Началом этого положил указ от 20 декабря 1966 года, который гласит: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостиной Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому, хотя по древцу или ветви на вороты или над храминою своей поставить . а стоять тому украшению января в первый день». После смерти Петра Великого его рекомендации были основательно забыты. Ель как новогоднее дерево появилась в России только в середине девятнадцатого столетия. [4]

Выводы: роль ёлки в жизни русского народа трудно переоценить. Освоение ёлки в России происходило стремительно, сложно, восприятие ёлки менялось со временем. Но, не смотря на это, ёлка сумела остаться желанной и горячо любимой в каждой семье.

Глава 2. Ёлочные украшения.
2.1 Родина новогодней игрушки.

В давние времена у старых кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Связующим элементом между природой и человеком было дерево. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку в повседневной жизни. Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. С распространением христианства ель стала основным атрибутом и символом Рождества. Украшения приобрели христианскую символику. Звезда, расположенная на верхушке, стала означать Вифлеемскую звезду, которая возвестила о рождении Иисуса Христа. Первые елочные украшения были только съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орешки, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Яблоки стали прототипом стеклянных новогодних шаров. Согласно легенде, некогда выдался недородный год, и яблок было не достаточно. Тогда стеклодувы из города Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную подмену этому фрукту. Там и были сделаны первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Германские ёлочные игрушки прославились на весь мир. [5]

2.2 Появление новогодних игрушек в России.

В 1935 г. принято решение возобновить празднование Нового года, тогда Сталин произнес лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее», а в январе 1937 г. состоялась первая советская торжественная новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов – с этих пор праздник вновь завоевал популярность в нашей стране. О стеклянных елочных игрушках написано немало, во всем мире и у нас в стране живут известные коллекционеры игрушек, да и почти в каждой семье найдется своя, пусть маленькая, коллекция раритетов.

Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным произво­дителем и экспортером елочных украшений и оставалась в этой области мировым лидером и монополистом вплоть до 1918 года. Промышленная революция создала недорогие производственные технологии, облегчившие и усовершен­ствовавшие процесс изготовления елочных игрушек и существенно снизившие стоимость продукции.

Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда.

По технологии производства и применяемым мате­риалам елочные игрушки конца XIX — первых десятилетий XX века условно можно было подразделить на следующие основные группы: игрушки, сде­ланные из папье-маше или ваты, накрученной на жесткий каркас; изделия из воска; игрушки, изготовленные с использованием метода хромолитографии; картонажные («дрезденские») елочные украшения; изделия из стекла; сахарно­ пряничные изделия.
И к началу 1940-х годов елочная игрушка прочно вошла в советский, преимущественно городской быт: она уже не вызывала ни зависти, ни удивления. [6]

2.3 Технология производства ёлочной игрушки.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в тех­нологии производства елочных игрушек. В 1930-1950-е годы большинство из прежних технологий сохранилось, но несколько модифицировалось. Кроме того, произошли изменения в приоритетности материалов. На про­тяжении многих десятилетий именно папье-маше в значительной степени составляло основу этой отрасли ремесленно-кустарной и фабричной промыш­ленности.

Формовщики легко делали из пластичной массы фигурки людей, животных, рыб и птиц, овощи и фрукты. Сверху они обычно покрывались специальной солью, уплотнявшей поверхность и придававшей ей слабый ис­крящийся блеск. Изделия из папье-маше, накрученной на жест­кий каркас (иногда они комбинировались), обычно расписывались вручную и украшались дополнительно цветной папиросной бумагой, пряжей, стеклянны­ ми вставками. Такие игрушки были относительно дешевы и несложны в производстве, неплохо сохранялись, поэтому они оказались очень востребованными потребителем.

Другим популярным видом елочных игрушек были украшения из воска. В их изготовлении обычно использовался обесцвеченный цветной пчелиный воск с добавками для усиления прочности. Воск легко отливался в формы, а игрушки получались изящные и «как настоящие». Производились также елочные украшения из металла, дерева, бумаги и прочего.

Большой популярностью на рынке елочных украшений пользова­лись прелестные ватные куколки с проволочным каркасом внутри и личиками, сделанными из того же воска или папье-маше, производство которых началось в последние десятилетия XIX века. В первые десятилетия XX века популярна была серия, изображавшая по-зимнему одетых детей с фарфоровыми головками.

Весьма популярны также были елочные игрушки, изготовленные с применением техники хромолитографии (иногда их называли «облатками» или «хромосами»). Уже в первые десятилетия XIX века в Германии стали изготавливать для елок фигурки ангелочков, фей, принцев и принцесс с красивыми, но как бы застывшими, в соответствии с художественным вкусом той эпохи, плоскими «нарисованными» литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к туловищу из бумаги, ваты, картона, ткани, кружев. Эта технология позднее пришла и в Россию.
К началу XX века лица стали делать выпуклыми — из кар­ тона, позже из фарфора. Фарфоровые кукольные головки-заготовки ввозились в Россию из Саксонии и Тюрингии.
На рубеже XIX-XX веков в России особо популярны стали хрупкие ангелочки,

позолоченные орешки и яблочки, фигурки из шоколада. Славились игрушки из тисненого картона, на которых располагались изображения персонажей из Библии или любимые сказочные герои. Помимо стекла игрушки делали из картона. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. Игрушки, которые появлялись в начале XX века, символизировали развитие технического прогресса. Это были поистине виртуозно изготовленные маленькие автомобили и телефонные аппараты.
С 1950-х — начала -960-х годов в обиход входят нейлоновые игрушки, изготовленные из синельной пряжи, а также изделия из пластмассы. Картонажные игрушки становятся как монохромными, так и полихромными, но в целом по-прежнему востребованными, позволяющими легко и быстро материализовать новые символы и образы. Разнообразные стеклянные шары и фигурки украшаются перламутром, цветным лаком, слюдой, расписываются вручную и по трафарету, на них наносится одно- и многоцветное напыление. В послевоенный период в росписи елочной игрушки стали применять люминофор — светящиеся краски. Кроме того, в 1948 году практически во всех артелях был введен новый, единый способ серебрения елочных украшений — более технологичный и менее вредный. Начали производиться игрушки на при­щепках

В 1950-е годы большой популярностью пользовались монтированные стеклянные изделия — русская модификация елочных украшений из Богемии. Они представляли собой соединенный стальной или медной проволокой стеклярус, монтированный в разнообразные, обычно геометрические формы. Это были и различные декоративные подвески (цветочные корзины, венки, звезды, цветы), и изображения предметов обихода и быта (стулья, столы, качели, люстры, велосипеды, сумочки и пр.), а с конца 1950-х годов — спутники и ракеты. В связи с тем, что эти игрушки по внешнему виду чем-то напоминали люстры, их иногда называли «дворцовыми люстрами». Постепенно стеклянные

елочные украшения стали вытеснять и даже за­мещать изделия, изготовленные из других материалов

Однако, несмотря на очевидные успехи, достигнутые в области производ­ства и усовершенствования советской елочной игрушки, фактически вплоть до 1970-х годов на советских елках по-прежнему оставалось еще много немецких и отчасти чешских игрушек, как сохранившихся с дореволюционных времен, так и ввезенных в страну позднее, особенно после окончания Второй мировой войны. Импортные игрушки считались лучшими, и их было сложно достать. [7]

Со второй половины 1960-х годов производство елочных игрушек в СССР было поставлено на поток. Произошел переход от полукустарного к машин­ному изготовлению елочных украшений. Он сопровождался внедрением новых

технологий и материалов (пластмасса, поролон), максимальным упрощением ассортимента и постепенным переходом от игрушки тематической к игрушке абстрактной. С развитием фабричного производства и приходом моды на минимализм и авангард, советские елочные украшения максимально стандартизировались и утратили свое художественно-стилевое своеобразие. Советская игрушка теряла свою уникальность и в форме, и — во многом — в содержании

О подлинном возрождении ёлочно-игрушечного производства в нашей стране можно говорить лишь применительно к рубежу 1990-2000-х годов, когда произошел возврат от использования стеклодувных автоматов к ручному уникальному способу выдувания игрушек, наполнению их определенным смысловым содержанием и использованию лучших традиций отечественного народного промысла. [8]

Выводы: изначально новогодние игрушки были не такие, как сейчас. Использовались различные техники изготовления, такие как папье-маше, хромолитография, картонаж, изделия из ваты, фарфора и, конечно же, стекла.

Читайте также: