Историческая справка динамическая игрушка цыплята

Обновлено: 15.05.2024

Александр Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!


Цель: Изготовление динамической игрушки «Клюющие птички».
Образовательные задачи:
1.Познакомить с понятием динамическая игрушка, повысить интерес к этой деятельности.
2.Расширить знания о внешнем виде и образе жизни птиц.
3.Научить делать динамическую поделку «Клюющие птички».
Развивающие задачи:
1.Развивать у детей мелкую моторику пальцев.
2.Развивать внимание, память.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до логического завершения.
Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.


Инструменты и материалы:
Картон,
цветная бумага
ножницы,
гуашь
простой карандаш,
кисть,
клей,
проволока,
зубочистка,
иголка.

1. Обводим шаблоны на картоне желтого цвета. Располагать шаблоны на картоне нужно компактно, обводить - с обратной стороны цветного картона. Обязательно нанести точки – места, где будем прокалывать картон иголкой.

2.Вырезаем заготовки поделки.

3. Склеиваем между собой, чтобы получились двусторонние детали.

4. Раскрашиваем птичек и крылья гуашью.

5. Загибаем основание крыла.

6. Наносим клей только на основание крыла и приклеиваем к птичке.

7. Приклеиваем крыло аналогичным способом с обратной стороны.

8. На листе белого картона с обратной стороны проводим четыре линии на расстоянии 1,5 см.

9. Разрезаем на полоски.

10. Склеиваем между собой, чтобы получились двусторонние детали (для придания жесткости можно склеивать по несколько полосок).

11. Наносим на кормушки рисунок простым карандашом.

12. Раскрашиваем рисунок гуашью и приклеиваем к полоске с обеих сторон.

13. Прокалываем отверстия иглой в заранее намеченных местах (дети делают это с помощью педагога).

14. На расстоянии 5,5 см от кормушки прокалываем отверстия с помощью иглы. Вторую полоску располагаем под первой, сдвигая на 2-2,5 см в сторону. Прокалываем отверстие во второй полоске (между верхней и нижней полоской расстояние должно быть не менее 0,5 см).

15. Изготовление гвоздика для крепления птичек: отрезаем кусочек проволоки примерно 5 см. Наматываем два оборота проволоки вокруг зубочистки.

16. Для крепления необходимо 4-е таких заготовки.

17. Сгибаем под прямым углом шляпки гвоздиков, гвоздики готовы.

18. Прикрепляем птичку к полоске: вставляем гвоздик сначала в полоску, а затем верхнее отверстие птички.

19.Вставляем зубочистку в отверстие и наматываем два оборота проволоки.

20.Вытаскиваем зубочистку, обрезаем лишнюю проволоку и прижимаем (соединение должно быть свободным).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Игрушки «Кузнецы» и «Цыплята»

Все чаще в наше время вызывают интерес традиционные детские народные игрушки . И это вполне объяснимо! Глаз устает от множества однообразных магазинных кукол, роботов и прочих персонажей. А народная игрушка - самобытна, интересна своей уникальностью, теплотой, сделана с любовью.
Народная культура и декоративно- прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой культуры.

Актуальность темы

Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "Игрушка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". К сожалению, в мире современных игрушек, начиная от Барби до сложнейшей электронной игрушки, современные дети совсем не знают, во что играли их прародители. Именно это определяет актуальность данной работы.

На основании результатов социологического опроса, проведенных в 1-4 классах школы, мы сделали вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, мы решили познакомиться с историей народной игрушки и создать игрушки своими силами.

Цель работы – дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества на примере богородской игрушки.

1. Рассмотреть историю возникновения и развития богородской игрушки;

2. Охарактеризовать художественно-эстетические особенности и центральные образы богородской игрушки;

3. Изготовить богородскую игрушку.

Ожидаемые результаты

- уметь владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

- знать виды пиломатериалов и уметь учитывать их свойства при обработке;

- знать историю возникновения и развития народной игрушки;

- уметь изготовить народную игрушку.

Практическая значимость

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы все знали традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Историческая справка

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.

С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурбака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, ольхи, осины, композиции из жизни русского крестьянина.

http://stranamasterov.ru/files/u10382/razvod.jpg

Здесь чрезвычайно искусно вырезались для

детей игрушки с движением: фигурки крестьян,

ло­шадки, коньки, медведи, птицы.

и целые хозяйства - группы игрушек из

двух-трех десятков фигур, поставленных на

коробочки и иногда приводившихся в дви­жение скрытым механизмом.

http://stranamasterov.ru/files/u10382/knopochnaya_igrushka.jpg

Баланс. К нопочная игрушка.

Богородские игрушки не рас­крашивались и выполнялись из брусков древесины треуголь­ного сечения (получавшихся при раскалывании полена радиально) в уникальной национальной технике смашной (маховой) резьбы, то есть быстрой, без предварительных эскизов, превосходно передающей оперение птиц, шерсть домашних животных. Эти игрушки отражали окружавшую резчика жизнь: охоту, полевые работы, лавки с купцами, гулянья и крестьян, а также сказочные сюжеты. Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», Характерными для богородского промысла являются игрушки с движением (механические): «Клюющие куры», «Кузнецы - молотобойцы» и др. «Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина.


Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.


Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: «Народ, который создал эту игрушку – великий народ»

Используемая литература

Большая советская энциклопедия , 3 изд. Лит.: Василенко В. М., Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII—XX вв., М., 1960.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Руководитель : Вернер В.А.

Актуальность выбранной темы…………………………………….3

Цель и задачи проекта………………………………………………3

Технологическая часть……………………………………………. 5

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянной игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребёнка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей.

Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Производство данной деревянной игрушки является мало затратным и не сложным по исполнению, при этом при его изготовлении и отделки могут осуществляться творческие подходы, как самого изготовителя, так и отделочника (художественное оформление изделия). Сама же игрушка, яркая и безопасная может вызвать интерес дошкольников, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Цель проекта – изготовить деревянную игрушку «Цыплята».

· Изучить историю игрушки

· Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире

· Дать экономическую и экологическую оценки изделию

· Удовлетворить потребность школьников в данном роде игрушек

Историческая справка

Игрушка - вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям.

Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой.

Народная игрушка является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему миру.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева - липы, осины, березы. Несмотря на множество эффектных игрушек из новых материалов, выпускаемых промышленностью, деревянной народной игрушкой с удовольствием играет ребенок, она способна очаровать и взрослого, доставить радость любителю народного искусства.

Главный центр игрушечного производства связан с Подмосковьем. Это Сергиевский посад и деревня Богородское.

В Богородской деревне резали в «белье», то есть оставляли без окраски игрушку, а в Сергиевском посаде резали и окрашивали ее. И там нередко окрашивали также изделия богородцев. Самая знаменитая - Богородская игрушка «Кузнецы», а после появилась данная игрушка «Цыплята», которая действует по такому же принципу.

Бумажная радуга ремёсел

Помните игрушку «Медведь и кузнец», в которой двигаешь дощечки - и медведь с кузнецом по очереди бьют по наковальне? Так вот родина этой игрушки, - небольшое село Богородское, неподалеку от Сергиева Посада, признанного исторического центра игрушечного дела в стране. Такие деревянные игрушки делают в Богородском с XVI—XVIII вв.
Вот такие динамические игрушки делали наши прабабушки и прадедушки, когда они были маленькими, но вырезали их из дерева. А мы с детками делаем их из картона. Очень уж нравится им, что они двигаются.

Помните игрушку «Медведь и кузнец», в которой двигаешь дощечки - и медведь с кузнецом по очереди бьют по наковальне? Так вот родина этой игрушки, - небольшое село Богородское, неподалеку от Сергиева Посада, признанного исторического центра игрушечного дела в стране. Такие деревянные игрушки делают в Богородском с XVI—XVIII вв. Вот такие динамические игрушки делали наши прабабушки и прадедушки, когда они были маленькими, но вырезали их из дерева. А мы с детками делаем их из картона. Очень уж нравится им, что они двигаются. (фото 1)

Вот София обводит шаблон цыпленка.

Вот София обводит шаблон цыпленка. (фото 2)

Трудно вырезать левой рукой, но София очень старается.

Трудно вырезать левой рукой, но София очень старается. (фото 3)

. и даже неплохо у нее получается.

. и даже неплохо у нее получается. (фото 4)

А это при помощи проволоки соединяет она детали.

А это при помощи проволоки соединяет она детали. (фото 5)

Еще немного и будет готово. Можно и поиграть.

Еще немного и будет готово. Можно и поиграть. (фото 6)

Село Богородское в середине 15 века принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву. В 1595 году село перешло во владение в Троице-Сергиев монастырь. В селе была построена деревянная Успенская церковь. Говорят, что первую фигурку «Ауку» сделала мама, что бы позабавить своих детей. Куклу потом продали купцу, а он выставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена у купца, и он заказал еще целую партию таких игрушек. В XV – XVI веках богородские крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы Богородской игрушки, художественного промысла обработки дерева. С этих времен село стало одним из центров русского народного творчества в истории прикладного искусства. В настоящее время Богородская фабрика выпускает резные скульптуры и подчасники, резные панно и мебель, и конечно же игрушки с подвижными частями. Игрушки на движение интересны не только резьбой, но и оригинальной росписью и конструкцией. С помощью пружин или подвесного баланса фигурки двигают лапами, поворачиваются и стучат, вызывая радостные улыбки детей. Резная скульптура в Богородском промысле – это, прежде всего богородские фигурки. Классическая форма построения таких фигурок – треугольник. Созданные в 19 веке фигурки «скрипач», и «пляшущий крестьянин» - это яркие представители классического богородского построения фигур. Также классическим считается сюжет изображающий мужика и медведя, вместе играющих, танцующих или что-то делающих («Ход конем», «Вырой колодец», «Мы играем и поем»). Опытные художники - резчики, выполняют резные работы в богородском стиле из различных пород дерева. Прекрасные резные панно на охотничью тему, сцены из сказок, натюрморты украсят любой интерьер.

Игрушке около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло — игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься «игрушечным бизнесом».

Изготавливают деревянную игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону.

Потом обрабатывают инструментами — стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая — готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами.

Хотя традиционно игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком.

Встречаются разные подвижные сюжеты — кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Такая игрушка развивает воображение и руки. Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, «помогают» которому звери. Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера.

Этнографическое исследование.История происхождения игрушки.Педагогические и эстетические требования к игрушке.

ВложениеРазмер
История происхождения игрушки. 25.65 КБ

Предварительный просмотр:

История возникновения игрушки.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Проследив за изменениями игрушек в хронологическом порядке, мы
увидим, что игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они – ее оче-
видцы и свидетели. Изделия народных промыслов расскажут об этнических
особенностях отношения человека к природе, о его понимании прекрасного и
даже о национальном характере. Армии оловянных солдатиков – о сражениях всех веков и народов. Машинки, корабли и самолеты – о развитии технической мысли. Механические игрушки – свидетельство ума и изобретательности человека-творца.
Игрушки – воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект и воображение. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

сюжетные или образные (кукла, собака, кот) – по своему назначению – во многом определяют сюжет игры. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт;

дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры)

игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка);

спортивные – предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. Игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки и др.);

театрализованные – служат для разыгрывания сценок (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски);

технические – вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки);

строительные и конструктивные – наборы строительных материалов, ЛЕГО; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями.


◙ по степени готовности – готовые, сборно-разборные, заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок, материалы для создания игрушек-самоделок;

◙ по виду применяемого сырья. Например, деревянные, пластмассовые, металлические, игрушки из тканей. В том числе набивные, резиновые, из бумаги, картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесно-опилочных масс, папье-маше, из других синтетических материалов.

◙ по величине – мелкие (размером от 3 до 10 см, удобные для руки ребёнка), игрушки среднего размера (от 10 до 50 см), игрушки крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

◙ по художественно-образному решению – реалистические, условные, конструктивные.

Для развития сюжетно-ролевых игр детей важно рассмотреть игрушки, различные по художественно-образному решению: реалистические, условные и конструктивные.

Под реалистическими игрушками понимаются игрушки, которые передают типичные черты вида, яркий характер, индивидуальные особенности объекта. Например, если игрушка изображает собаку, то у неё соблюдаются пропорции тела, узнаётся порода.

В условных игрушках более ярко выделяются определённые детали, подчёркивающие внешние признаки предмета, которые позволяют приспособить игрушку к игре и использовать её динамично. К условной игрушке можно отнести коня-качалку, коня на палочке. Если же это собака, то в ней передаются признаки, характерные для всех собак и отличающие её от других видов животных.

Конструктивные игрушки представляют собой содержательный строительный материал, отдельные части которого скрепляются. Это части дома, автомобиля, трактора, робота и т. п.

Так, в классификации под реалистическими игрушками понимаются такие, которые представляют точные копии предметов. Однако точные копии реальных предметов называются моделями, а не игрушками.

Существует ещё один подход к классификации образных игрушек. В основу её положена функция образной игрушки в развёртывании сюжета игры. Например, Н. Я. Михайленко разделила игрушки на «полисюжетные» и «ключевые». К «полисюжетным» игрушкам она отнесла те, которые используются в разнообразных по тематическому содержанию сюжетно-ролевых играх. Это игрушки-персонажи – куклы, разнообразные звери, а также телефоны, машины.

Группу «ключевых» образных игрушек составили игрушки, которые более или менее жёстко определяют и направляют действия играющих, влияют на характер развёртывания сюжета игры: фонендоскоп, ружьё и т. п.

В работе Н. Я. Михайленко рассмотрены также и другие функции игрового материала и образных игрушек. Их три:

1) функция обозначения игрового пространства (деревянный корабль на участке детского сада; ширма, обозначающая «кабинет врача» и т. п.);

2) атрибутивная функция (специфические предметы, определяющие игровую роль, например, шапочка с красным крестом для врача);

3) игрушка является непосредственным предметом оперирования в игре (игрушечная посуда, руль, бинокль и т. п.).

Первую группу составили «многофункциональные» или «многообратимые» (Е. А. Аркин) игрушки, то есть игрушки, которые меняют свои роли в творческой игре в зависимости от желания и замысла ребёнка. Например, одну и ту же куклу ребёнок может превратить в «свою любимую доченьку», которая «слушается маму, не капризничает» или персонаж какой-либо сказки. Тогда у куклы меняется внешний облик, поведение. Так, кукла в роли Машеньки из русской народной сказки «Машенька и медведь» становится смекалистой, находчивой и умелой хозяюшкой, способной и в доме убрать, и пирожки испечь, и медведя обхитрить. Но эта же кукла, в роли той же Машеньки, но уже из другой русской сказки – «Три медведя» – «превращается» в беззаботную, любопытную девочку, которая всё хочет узнать и потрогать своими руками, не заботясь о последствиях.

Такой же «многообратимостью» обладают и игрушки, изображающие различных животных. Например, медведь в игре ребёнка может быть и сказочным персонажем, и реальным животным, и выполнять профессиональные функции.

«Многообратимостью» обладают и игрушечные грузовые автомобили. Грузовая машина может остаться грузовиком, и тогда она будет выполнять в игре свою основную функцию – перевозить грузы. Но в зависимости от желания ребенка она может быть превращена в «скорую помощь» или «пожарную машину», и тогда её функцией становится функция оказания немедленной помощи.

С изменением функции машины в игре изменяется: во-первых – содержание и направленность игры, во-вторых – состав её участников. На обычной грузовой машине, предназначенной для перевозки грузов, работает один шофёр в одну смену. Закончив работу, он ставит машину в гараж и отдыхает. «Скорая помощь» и «пожарная машина» работают круглосуточно, значит, для игры с ними нужны, как минимум, два шофёра. Кроме того, «скорую помощь» сопровождает врач или бригада врачей, санитары. В пожарной машине обязательно находятся пожарные. Это обстоятельство увеличивает количество участников игры, которым нужно договариваться друг с другом, согласовывать свои игровые действия, советоваться по поводу развития сюжета игры. В-третьих – для разных видов автомобилей меняются правила дорожного движения: «скорая помощь» или «пожарная машина» могут мчаться на помощь людям на красный свет светофора, не останавливаясь; грузовой машине это запрещено.

Функциями «многообратимых» игрушек также являются коммуникативная и моделирующая. Благодаря коммуникативной функции происходит непосредственное общение ребёнка с игрушкой, сверстниками, взрослыми, осуществляется контакт с миром природы и техники.

Моделирующая функция позволяет ребёнку преобразовывать и трансформировать «мысли», «чувства» и «поступки» игрушек-партнёров, определять типы их взаимодействий в игре.

Вторую группу игрушек в нашей классификации составляют «моносюжетные» игрушки. Как правило, они имеют строго определённое назначение, в соответствии с которым и используются. Например, телефон – звонить, стиральная машина – стирать, холодильник – хранить продукты. Поэтому основной функцией использования их в игре является операциональная. Крупные игрушки этой группы могут использоваться для обозначения и разделения игрового пространства, например, кукольная мебель (стол, буфет, шифоньер) отделяет кукольную кухню от комнаты, показывает их границы. Некоторые игрушки из этой группы (бинокль, фотоаппарат и т. п.) выполняют атрибутивную функцию.

Знание классификации игрушек с учётом их игровых функций позволяет педагогу направлять и развивать творческие сюжетно-ролевые игры детей.

игрушка является важным средством воспитания, формирования личности ребенка, способствует умственному, физическому и эстетическому развитию. В России игрушка всегда была другом, помощником, радостью ребенка, с ней жизнь добрее и веселее.

Ключевое педагогическое требование – развитие и закрепление опреде-
ленных навыков, в дальнейшем когнитивной (внимание, память, мышление)
и коммуникативной сферы ребенка.

1) развивающие первоначальные движения и восприятие (до 1 года): погремушки, кольца, подвески;

2) знакомящие детей с окружающей средой и природой, развивают речь: фигурки людей, зверей, посудка, больничка;

3) способствующие физическому развитию детей: санки, скакалки, коляски, мячи;

4) дидактические игрушки, имеющие элемент обучения в процессе игры: лото, менеджер;

5) знакомящие детей с элементами науки и техники;

6) знакомящие детей с трудовыми навыками;

7) игры, способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

8) игрушки - забавы: игрушки заводные (вызывают смех);

9) настольные игры, развивающие у детей усидчивость: игры-головоломки, хоккей, футбол, лото.

По материалу: деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, стеклянные , комбинированные, полиграфические.

Основное психологическое требование – содействие психо-
физиологическому развитию ребенка и познанию окружающего мира. Иг-
рушка должна способствовать позитивному настроению ребенка.

Основное эстетическое требование заключается в том, что игрушка
должна быть привлекательной внешне, сочетая в себе 5-6 цветов, не более 7-
ми и способствовать формированию эстетического вкуса ребенка.

Требования к качеству.

Главное гигиеническое требование – безопасность для здоровья и физи-
ческого развития ребенка.
Качество игрушек должно соответствовать требованиям стандартов. Они должны быть красиво оформлены, иметь гладкую поверхность, игрушки должны быть безопасными, гигиеничными, должны хорошо очищаться и мыться, не иметь царапин.

Игрушки, не должны

— провоцировать ребёнка к агрессивным действиям, вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнёры и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;

— провоцировать сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать нездоровый интерес к сексуальным вопросам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Читайте также: