История глиняной игрушки детям

Обновлено: 28.04.2024

Программное содержание: Познакомить детей с историей глиняной посуды; закрепить знания о свойствах и качествах глины, о ее применении в жизни человека; учить составлять простой узор из элементов народного орнамента; воспитание интереса и уважения к русским народным промыслам.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.

Формы организации: отгадывание загадок, игры с правилами.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Горшок каши»; рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях русского народа от древности до наших дней; посещение мини - музея русская изба; разучивание пословиц, поговорок о посуде, труде.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер; выставка деревянной посуды; русский народный костюм, трафареты посуды, краски, кисточки, баночки с водой, аудиозапись русских народных песен, ТРИЗ - игра «Как помочь Федоре», Изделия из глины (керамическая плитка, косметическая глина в баночке, лечебная глина в коробочке), элементы росписи.

Ожидаемый результат: составление простого узора из элементов народного орнамента, создать у детей веселое радостное настроение.

Звучит русская народна музыка, «На горе – то калина». Дети заходят в зал, их встречает Марья рукодельница в русском народном сарафане.

Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь! Вы любите отгадывать загадки?

Марья : Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки-

Кто смышленей, погляжу.

1 Она бывает, глубока, она бывает мелка,

Однако это не река, ведь из нее едят всегда.

2 Я пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Пейте чай, вода вскипела!

Хозяину в угоду;

4 У кого ответа нет-

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля.

Суп сварить - нужна

5 Оближи и снова положи.

Марья: Верно! Скажите, для чего нужна посуда?

Дети: Чтобы из нее кушать и пить.

Марья: Из чего ее делают?

Дети: Из металла, пластмассы.

Марья : Раньше на Руси посуду из чего изготавливали?

Марья: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

Я приглашаю вас на выставку деревянной посуды.

Рассматривание выставки деревянной посуды.

Марья: А еще посуду делали из глины.

Марья: Используют глину – матушку люди давно. Однажды древние люди, наблюдая затем, как ласточка строит свое гнездо, заметили, что кроме былинок она использует и глину. Размягчая специальными железами ласточка как заправский мастер комочек за комочком лепит глубокую чашу и высыхая она становится такой прочной, что упав с высоты гнездо не разобьется.

Такие наблюдения навели человека на мысль использовать глину для жилища: хаты – мазанки, делали глиняные полы, а чтобы они были более прочными, поливали соленой водой. Так же люди вручную начали изготовлять из глины посуду: чашки, кувшины, миски.

Ручное изготовление изделий называется ремеслом. Людей, которые своими руками изготавливали разнообразные изделия, называли ремесленниками, умельцами. Ремеслу учились с детства, передавая секреты мастерства своим детям и внукам. О людях, которые могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи, говорят, что у них золотые руки. А как это понять? Они из золота сделаны?

Дети: Нет! Просто человек может многое делать своими руками.

Марья: А вы знаете пословицы об умелых руках?

Дети: 1 Умелые руки не знают скуки.

2 Одной рукой узла не завязать.

3 Говорить легко, делать трудно.

4 У работающего в руках дело огнем горит.

Марья: Молодцы! Но из глины делают не только посуду, но и разные другие предметы. В современном жилище глина присутствует в виде керамической плитки. А еще глину используют, как косметическое средство, на ее основе делают маски для лица. В лечебных целях – употребляют внутрь для лечения желудка и кишечника.

Я предлагаю вам друзья поиграть в русскую игру «Горшки».

В зал вбегает плачущая Федора.

Федора: Вот бедная я, одна,

И плачу, и плачу я.

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушел

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю пойди – поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы

Ой- ой – ой! Ой- ой- ой!

Помогите вернуть мне

Марья: Ребята, поможем Федоре?

Марья: Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?

Дети: «Федорино горе».

Марья: Кто автор сказки?

Дети: К. Чуковский.

Марья: Почему посуда убежала от Федоры?

Дети: Потому, что она не заботилась о ней.

Марья: Я приготовила заготовки разной посуды, только вот расписать не успела. Поможете мне?

Марья: Для начала проведем физкультминутку.

Если б все на свете было

(вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед – назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(прыжки на месте)

Марья: Садитесь за столы и приступайте к работе. Назовите элементы народного орнамента.

Дети: Волнистые линии, точки, круги.

Марья: Подумайте, как бы вы хотели расписать посуду.

Во время работы звучит русская народная музыка.

Марья : Кто закончил, положите свои работы на поднос.

Организуется выставка работ.

Марья: Посмотрите, какая замечательная у нас получилась посуда. А теперь вспомните, что больше всего вам понравилось?

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство

На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.



ПРОЕКТ

https://www.culture.ru/storage/images/67f085add98fc0fc9a1f5edaebf32885/78d2390da30a530a5499046612321621.jpg

Подготовила и провела

воспитатель средней группы №11

МБДОУ «Детский сад №14 «Кораблик»

Хомченко Любовь Федоровна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

https://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/03/Filimonovskaya_igrushka_2-768x768.jpg

Игрушка – это часть культуры народа. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью. Она имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации.

В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей.

Являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.


МАТРИЦА ПРОЕКТА

1. Пояснительная записка: Значимость народной игрушки

2. Актуальность, проблемы.

3. Цель и задачи, предполагаемые результаты .

4. Материально-техническое обеспечение, продукт проекта.

5. Этапы реализации проекта

6. Формы и методы работы с детьми и родителями по образовательным областям

7. Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям

8. Результаты по проекту

9. Перспектива развития проекта

https://www.culture.ru/storage/images/383aefa6dfbed02a8c5925e1ac9ed8df/4d9f482e6519ba06e8d911e37d068c89.JPG


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека… »

К. Д. Ушинский

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой

Продолжительность: среднесрочный (январь- март 2021г.)

Участники проекта : воспитатели, воспитанники средней группы №11,

Актуальность

В наше время дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки.

Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с глиняными игрушками дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс.


Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не вла-деет достаточной информацией о русской народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки необходимо знакомить детей с народной глиняной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России .

Способствовать формированию познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с народной глиняной игрушкой.

ü познакомить с разнообразием русских народных глиняных игрушек

ü знать характерные особенности разных промыслов ;

ü развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.

ü развивать желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

ü развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

ü обогащать и расширять словарный запас детей;

ü воспитывать интерес к истории и культуре русского народа, к народному творчеству, патриотические чувства.

Родители:

ü повышать компетентность родителей в вопросах воспитания с исполь-зованием народно - прикладного искусства

ü развитие совместного творчества родителей и детей;

ü развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

ü заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

ü привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством ;

Педагоги

ü пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки;

ü разработать методические рекомендации для педагогов и родителей

ü подобраны дидактические игры по теме проекта


Предполагаемые результаты

Ø для педагогов

¾ повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

¾ создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с народной игрушкой

¾ поддерживание эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и педагогами.

Ø для детей

¾ познакомятся с народными промыслами (Филимоново, Дымково, Каргопольская игрушка), их характерными особенностями;

¾ повышение интереса детей к народной глиняной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

¾ развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

¾ возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности ;

¾ активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.

Ø для родителей

https://i2.wp.com/mam2mam.ru/upload/medialibrary/5bd/35212c2cd153f015f24a458de90feb66.jpg

¾ активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ

¾ осознание родителями важности поддержки интереса у детей к народной культуре;

¾ участие родителей в совместной деятельности с детьми по созданию глиняных игрушек для мини – музея народной игрушки


Используемые педагогические технологии

ü Проектный метод.

ü Здоровье сберегающие технологии.

ü Обучение в сотрудничестве.

ü Информационно - коммуникационные технологии.

ü Исследовательские методы в обучении.

Работа над проектом осуществлялась

ü во время непрерывной образовательной деятельности;

ü в ходе режимных моментов;

ü в самостоятельной деятельности детей;

ü в совместной деятельности.

Материально-технические ресурсы:

Ø Телевизор для просмотра презентаций, мультфильмов

Ø Наглядно-методические пособия

Ø Предметы декоративно-прикладного искусства для выставки народной игрушки

Ø Настольные игры и дидактические игры: пазлы, лото, домино и др

Ø Игровые и изобразительные материалы.

Продукт проекта

Ø Методические рекомендации для родителей, педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой .

Ø Создание картотек: дидактические игры, загадки, стихи, потешки, подвижные игры, физ.минутки и пальчиковые игры о народных игрушках

Ø Информационно-методический материал для родителей (сборник консультаций) о народной игрушке

Ø Создание мини – музея «Народная игрушка» с игрушками, созданными из глины основе народных промыслов

Ø Презентации «Проект «Мир глиняной игрушка», «Педагогам о народной глиняной игрушке»

Форма итогового мероприятия:

Вечер развлечения «Ярмарка народных глиняных игрушек»


Этапы проекта

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (информационно-аналитический)

Цель : Создание организационных условий обеспечивающих реализацию педагогической системы работы по проблеме.

Ø Определение темы, целей и задач проекта;

Ø Подбор и изучение литературы по теме;

Ø Выявление уровня знаний детей о народной игрушке;

Ø Анализ пространственно-предметной среды группы;

Ø Подбор наглядно-дидактического материала;

Ø Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;

Ø Составление перспективного плана работы по данной теме;

Ø Анкетирование родителей «Ч то знает ваш ребенок о народных глиняных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

2 этап – ОСНОВНОЙ (организационно-практический)

Цель : Оптимизация процесса ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Ø Проведение занятий по ознакомления с различными видами глиняной игрушки

Ø Подбор презентаций о народных промыслах

Ø Составление картотек стихов, загадок, дидактических и подвижных игр к проекту

Ø Мастер-класс в виде презентации для родителей по созданию игрушки, консультации для родителей по теме проекта;

3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – итоговый (презентация проекта).

Цель: Подведение итогов работы про проекту.

Ø Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Ø Соотнесение результатов с поставленными целями;

Ø Формулировка выводов; обобщение опыта в форме презентации,

Ø Отчет на педагогическом совете с использованием презентации.

Ø Проведение вечера развлечения «Ярмарка глиняных игрушек»

Ø Выставка работ детей по теме проекта

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА



Формы и методы работы с детьми и родителями

по образовательным областям

Ø Работа с детьми

¾ Знакомство с видами игрушек, разнообразием материалов

¾ Знакомство с промыслами (Дымково, Филимоново, Каргопольская игрушка)

¾ Обыгрывание ситуаций в сюжетно -ролевых играх «Магазин игрушек», «Ярмарка», «Семья»

¾ Просмотр мультфильмов по сказкам.

¾ Дидактические игры: пазлы, лото, домино и др..

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0760/0011ba9f-27319f75/hello_html_4994d925.jpg

¾ Чтение стихотворений, сказок и их обсуждение.

¾ Загадывание загадок об игрушках, промыслах.

¾ Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений, потешек

¾ Словесные дидактические игры

¾ Рассматривание народных игрушек, дидактических пособий

¾ Чтение стихотворений и рассказов, сказок

¾ Прослушивание русских народных песен

¾ Конструирование, аппликация и лепка игрушек


Ø Работа с родителями

¾ Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

¾ Анкетирование родителей «Ч то знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

¾ Помощь в пополнении уголка народной игрушки.

¾ Презентация «Мастер-класс по созданию глиняной игрушки»

¾ Презентация для группового сайта родителей «Знакомство с народной глиняной игрушкой»

¾ Совместное изготовление родителей с детьми глиняных игрушек для мини-музея

¾ Консультации «История народной игрушки», «Русская народная глиняная игрушка», «Загадка дымковской игрушки»

https://www.i-igrushki.ru/upload/iblock/d8c/d8c5c81ed987eaa1ee9d0d53eddc1bcf.jpg

¾ Помощь родителей в распечатке и изготовлении раскрасок, дидактических игр и пособий к проекту «Мир глиняной игрушки»

Читайте также: