История игрушек из пластилина

Обновлено: 28.03.2024

Жизнь современного ребёнка нельзя представить без пластилина или теста. Они развивают мелкую моторику, способствуют развитию фантазии и, наконец, дают родителям спокойно пообедать. Но ещё 150 лет назад пластилина просто не существовало в природе. Лиса Лелькова рассказывает, как он появился и почему стал настолько популярным. А художник Алексей Микулин даёт советы, как заинтересовать лепкой ребёнка.

Кто придумал пластилин и почему изначально он был серым

Вопрос о том, кто именно изобрёл традиционный пластилин, до сих пор остаётся не до конца решённым. Модельную массу под названием «Plastilin», первым запатентовал немецкий фармацевт Франц Колб (Franz Kolb) в 1880 году. По другой версии, прототип современного пластилина и вовсе придумал 27-летний американец Джо Маквикер только в 1956. Первоначально вещество было изобретено для ремонта и очистки обоев от пятен. Но сестра Маквикера, работавшая воспитателем в детском саду, догадалась найти пластичному и безопасному материалу применение среди детей.

Сколько бы теорий ни было, официальный титул создателя пластилина закреплён за Уильямом Харбуттом, который родился в 1844 году и после окончания Королевского колледжа искусств в Лондоне работал там же учителем рисования. В 1874 он был назначен директором школы искусств и дизайна, а в 1877 году уже вместе с женой, тоже талантливой художницей, открыл собственную художественную школу.


В те времена студенты-скульпторы использовали глину, которая при этом быстро высыхала и покрывалась корочкой. Уильям решил самостоятельно найти ей замену. Спустя несколько сотен проб и экспериментов с различными веществами, в 1897 году, Харбутт наконец обнаружил, что идеальную комбинацию дают смесь мела, вазелина и стеариновой кислоты. Эту массу легко было размять руками, при нагреве она размягчалась и плавилась, а главное — не высыхала и сохраняла пластичные свойства.

В 1899 году Уильям Харбутт запатентовал «незасыхающую глину Plasticine»

Поначалу изобретение использовали лишь в образовательных целях, но слава о нём быстро разошлась по городу, в результате чего к Харбутту выстроилась вереница художников и скульпторов в надежде заполучить немного чудо-массы. Наибольшее впечатление пластилиновые игры производили на его шестерых детей. В результате было принято решение поставить учебный эксперимент на коммерческие рельсы.

После получения патента Харбутт запустил фабрику по производству «пластицина», который рекламировал как «чистый, безвредный и вечно пластичный модельный материал… для профессиональных скульпторов, любителей, детей и взрослых. Отличный подарок для любого ребенка, гения или двоечника».


Оригинальный пластилин, предложенный студентам, был скучного серого цвета, но после открытия фабрики в 1900 году его догадались красить пигментами. В итоге поколение художников, архитекторов, инженеров и, само собой, детей начала 20 века росло уже на знакомом нам пластилине. Сам Сальвадор Дали в течение жизни создавал пластилиновые модели своих полотен и писал с них. При помощи пластилина создавались военные карты, модель первого космического скафандра и самолётов, рабочие экспонаты для музеев и стоматологов.

Следом материал пришёл в мультипликацию. В России самые популярные мультфильмы создал Александр Татарский, автор знаменитой «Пластилиновой вороны», выпущенной в 1981 году. Мировую известность получила серия фильмов и сериал британского режиссёра Ника Парка о приключениях Уоллеса и Громита, также созданные в жанре пластилиновой анимации.

Чем пластилин так хорош

Польза пластилина для современного детского творчества неоспорима: он развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, чувство цветов, усидчивость, визуальную память, фантазию. Художник Алексей Микулин остаётся верным этому материалу на протяжении нескольких десятилетий. Он создаёт кропотливые, впечатляющие по размерам работы со сценками уютного быта, жизни больших и маленьких городов.

Родителям начинающих пластилиновых гениев Алексей советует организовать для ребёнка стационарное рабочее место с устойчивой, надёжной поверхностью не меньше чем метр на полметра. Это пространство должно всегда быть удобно ребёнку и стимулировать его к постоянной работе через творчество. Родителям важно принимать процесс и не бороться за совершенство изделий.

Какого бы ребёнок ни сделал колобка, не стоит говорить ему, что нужно бы слепить колобка получше

Важно, чтобы ребёнок вошёл во вкус и сделал множество своих собственных колобков или чего угодно другого, что привлекает его внимание в повседневной жизни. Ведь образцом для поделки может стать любая деталь.


Подбирая материал, отдавать предпочтение иностранным пластилинам смысла нет: Алексей считает, что по вязкости и другим характеристикам аналоги уступают классическому российскому пластилину. Он совсем не изменился со времён его детства — только стал ярче, а палитра — богаче. Возможно, какие-то зарубежные образцы могут быть чище по экологическому составу, но лепить из них в любом случае сложнее. Главное же преимущество российского пластилина, зачастую недооцененное, в том, что это многоразовый материал. Все несовершенства можно переделать, а из старой поделки — сделать новую.

Как слепить из пластилина целый сад

Лепить из пластилина хорошо тем, что самые сложные композиции и работы состоят из простых деталей. Алексей Микулин показывает на своих пластилиновых скульптурах, что любая визуально сложная композиция в сути своей всегда состоит из простейших элементов: набора колбасок, шариков, кирпичиков. Из них можно воплотить и всё реальное, и фантастическое.

Так, одним из самых грандиозных и оригинальных пластилиновых проектов считается британский сад телеведущего Джеймса Мэя. В 2009 году за 6 недель он выстроил 35 квадратных метров, сплошь озеленённых пластилиновыми растениями в натуральную величину: кустами, плодовыми деревьями, овощами, ягодами и цветами всех сортов, от маков до нарциссов, под которыми ютились насекомые и ёжики. Сорняков и вредителей не появлялось, цветы не увядали, а над выращиванием сада из 2,6 тонн материала трудились сам Мэй и около 2 тысяч помощников, многими из которых были дети.


Сегодня в магазине можно найти не только обычный пластилин, но и его вариации — от съедобного теста для лепки до «умного пластилина». В состав первого обычно входят мука, растительные масла и большая доля соли: одним словом, едва ли он покажется ребёнку вкусным, но зато не будет вредным.

Умный пластилин, также известный как хэндгам (от англ. handgum — жвачка для рук), был придуман в Шотландии ещё в 1943 году и внешне напоминает большую жевательную резинку без запаха, вкуса или намерения липнуть к рукам. В основе хэндгама содержится нетоксичный силикон, который не рвётся, не ломается, иногда меняет цвет или даже магнитится и светится, а при длительном интервале превращается в жидкость, но при лепке вновь принимает форму и ненадолго застывает.

Как сделать пластилин дома

Самым увлечённым можно даже приготовить домашний пластилин. И по силам это даже ребёнку.

Что нужно, чтобы приготовить пластилин дома:

  • ½ стакана соли;
  • 2 чашки воды;
  • 2 ст. л. растительного масла;
  • 2 стакана просеянной муки;
  • 2 ст. л. природных квасцов (можно купить в аптеке);
  • пищевой краситель.

Соль нужно растворить в кастрюле нагретой воды, затем снимите с огня и после охлаждения добавьте остальные ингредиенты, замесив всё до однородной массы. При желании можно добавить 1 столовую ложку лимонной кислоты, чтобы ребёнок не перепробовал весь пластилин из кастрюли на вкус. Хранить его следует в холодильнике в герметичном контейнере или плёнке около 2 месяцев.





Мой друг - пластилин


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1Введение.

Много ли людей имеет увлечения и хобби? И что для них значат эти, простые на первый взгляд, слова. Интересы у людей разные, кто-то выращивает кактусы, разводит рыбок, танцует, поет, сочиняет стихи. Сидение перед телевизором и компьютером, наверное, тоже можно назвать хобби.

В словарях я нашел значение слов хобби и увлечение

Хо́бби (от англ. hobby — увлечение, любимое дело) или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. 1

Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений — помочь само реализоваться.

Оказывается хобби или увлечение это постоянное и регулярное занятие, каким то интересным делом, например рукоделием, рисованием, спортом, фотографией, модой, походом в театр, чтением, разгадыванием кроссвордов.

Хобби не приносит ни славы, ни денег. Хобби у каждого человека исключительно для души. Оно сближает человека с миром музыки, природы, искусства, спорта. Возможно, даже помогает найти смысл жизни

Хобби делится на виды: активное и пассивное. К активному виду относятся – катание на коньках, лыжах, занятия спортом, танцами, йогой. К пассивным - лепка, рисование, рукоделие, моделирование, пение.

Когда у нас что-то получается, мы получаем от этого большое удовольствие. Любимое занятие помогает успокоиться, избавиться от плохих эмоций.

Мои увлечения заполняют все, свободное от школьных уроков, время. Но отказываться хотя бы от одного из них, я не хочу.

Самое главное мое увлечение – это лепка из пластилина

Моё второе увлечение – это динозавры. Смотрю телепередачи, посвященные динозаврам. В моей библиотеке несколько энциклопедий, посвященных доисторическим животным. (Приложение 1)

Актуальность выбранной темы состоит в том, что освоив технику изготовления экологически чистого пластилина в домашних условиях, можно создавать оригинальные поделки, поделиться опытом с одноклассниками и друзьями. Я надеюсь, что результаты данного проекта заинтересуют и позволят оценить «удивительный пластилин», по – новому взглянуть на декоративно – прикладное искусство и понять его ценность и важность.

Объект исследования: пластилин

Предмет исследования: способы приготовления пластилина в домашних условиях

Гипотеза: изучив материал и зная состав, можно самому приготовить экологически чистый пластилин.

1.2Цель работы: выяснить состав и свойства компонентов для приготовления пластилина, приготовить его в домашних условиях, создать коллекцию творческих работ в технике - лепка, научить друзей, участвовать в конкурсах декоративно – прикладного творчества.

1.3 Задачи исследования:

Что такое хобби, увлечение?

Какие увлечения у моих одноклассников?

Изучить литературу по темам: пластилин и динозавры

Обобщить полученные знания;

Изготовить пластилин в домашних условиях или изготовить работу из пластилина.

1.4 В ходе работы я использовал следующие методы:

анализ источников информации

сравнение и обобщение

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 История пластилина

Слово пластилин берёт свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastós, что означает лепной.

Как материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ ещё в средние века. В его состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска, сала и других веществ.

История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Существуют две версии происхождения пластилина:

Первая версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он изобрёл чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Неизвестно, как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву.

Вторая версия. В 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбутт разработал новый, знакомый всем нам, пластилин, взяв за основу его первоначальный состав, добавил в него красок растительного происхождения. Затем он получил патент в 1899 году.

Кто же автор изобретения пластилина? Общественное мнение все же ссылается именно на Харбутта, как на автора. В «глину, которая никогда не высыхает», как он её вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Название «Пластилин» придумывали всей семьёй.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Таиланд.

2.2 Каким бывает пластилин

Состав детского пластилина экологически безвреден. Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках, и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой. Существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:

Обычный детский – знакомый нам с детского садика и школы. В состав, которого входит: воск, глина и масло.

Профессиональный скульптурный – используется скульпторами, студентами и учащимися художественных школ. Основа тоже восковая, бывает серого, оливкового или телесного цвета. У этого пластилина особая твердость и эластичность.

Арт – пластилин, или пластилин Ключниковых. Бывает двух видов: арт – пластилин «мягкий» - подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций и др., арт – пластилин «твердый», или каркасный. Подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек и др. Затвердевает в бытовых условиях за 15 – 30 мин. в горячей воде, духовом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ печи.

Детский отскакивающий пластилин. Он очень податлив, если его разогреть в руках, но главное – остыв, он отскакивает как мячик от поверхностей. Отлично подойдет, если ребенок любит не просто создавать поделки, но и активно играть с ними.

Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе, безопасен для малышей. Лепить из такого пластилина одно удовольствие. Шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые изделия высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используется для развития моторики у самых маленьких детишек, очень удобен и легок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.

Застывающий пластилин – имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол. Но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они плохо приклеиваются друг к другу.

«Умный пластилин» или «Жвачка для рук» - это пластилин, который способен принимать любую форму, При этом обладает несколькими свойствами – может быть жидким или твердым, рваться и тянуться, менять цвет, светиться и даже может магнититься. Умный пластилин» или «Жвачка для рук» можно сказать уникальная игрушка. При этом он не маслянистый, не пачкает одежду и руки, его можно мыть. Не ядовит, не содержит вредных добавок, не вызывает аллергию и абсолютно безопасен для детей от 3х лет. 2

3 Интересные факты о пластилине

Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился.

Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили из пластилина и гипса в оригинале все детали. Да, именно в натуральную величину.

На создание чудесного мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло около 800 кг пластилина, который из – за блеклых цветов раскрашивали красками.

Англичанин Джеймс Мэй создал сад, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов

4 Свойства пластилина.

он мягкий, пластичный, быстро согревается в руках;

не крошится и не размазывается;

не прилипает к рукам, легко отмывается

от рук тёплой водой;

легко лепится к бумаге, картону;

может долго находиться в воде;

пластилин не токсичен;

срок годности не ограничен

5 Основные приемы работы с пластилином

• Скатывание – формирование шариков из небольших кусочков пластилина

• Надавливание – нажатие на скатанный шарик большим или указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки.

• Придавливание – нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцем.

• Разрезание – работа стеком (пластмассовый ножичек).

• Раскатывание и вытягивание – работа пальцев, например, раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид.

• Раскатывание цилиндра – прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатываем его по доске вперед – назад прямыми движениями.

• Размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении.

Я предпочитаю работать с пластилином, используя приемы: скатывание, придавливание, разрезание стеком. 3

Правила безопасного труда с пластилином

Застели рабочее место клеенкой или бумагой.

Во время работы пользуйся тряпкой для вытирания рук.

Если необходимо сделать поверхность поделки гладкой и даже слегка блестящей, смочи пальцы водой и аккуратно погладь поверхность.

Перед тем как вымыть руки водой, тщательно вытри их тряпочкой или бумагой.

Руки мой теплой водой с мылом.

При работе используются стеки – ножи для пластилина. Вытри их после окончания работы.

2.6 Практическая работа. Приготовление пластилина в домашних условиях

Рецепт пластилина с крахмалом.

Чтобы сделать пластичную массу для лепки, возьмите:

1 ложка растительного масла;

1 ложка крахмала;

Насыпьте в глубокую миску пшеничную муку, соль и крахмал - перемешайте. В воду добавьте нужный краситель, клей ПВА и растительное масло - перемешайте. Затем, постепенно добавляя воду с ингредиентами - замесите тесто. Массу вымешивайте долго и тщательно. По своей консистенции она должна напомнить крутое пельменное тесто. (Если добавить в пластилин немного эфирного масла, то он приобретет приятный аромат)

Пластилин готов! (Приложение 2)

Выводы:

И так я достиг своей цели - получил пластилин. Для достижения этой цели я воспользовался информацией об истории пластилина, составе и свойствах компонентов, процессе производства пластилина. Так же, я придумал другие (экологически чистые) составы пластилина. А самое интересное, что мне удалось пронаблюдать на опыте, как различные компоненты влияют на свойства пластилина, и что пластилин зависит от самого процесса приготовления. Тут главное не ошибиться в пропорциях и иметь хорошее терпение (пластилин готовится длительное время). В общем, в процессе работы я пришел к выводу, что получение пластилина - это целое искусство.

2.7 Практическая работа «Планета динозавров»

Результаты анкетирования, проведенного в школе, среди учащихся 2 – 6 классов показали, что, чем младше человек, тем больше он любит лепить из пластилина.

В классе была организована выставка моих работ. Особенность моей техники –очень мелкие предметы. Это трудоемкий труд, требующий внимания воображения т. к. требуется передать все детали определенного предмета. Люблю лепить животных. Принимал участие в муниципальном конкурсе по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» и региональном конкурсе «Киселевские чтения» - работа по творчеству А.Л. Барто «Пять лягушат», в региональном конкурсе «Наследники Гагарина».

Для конференции я решил изготовить работу, посвященную моему второму хобби, и назвал её «Планета динозавров». (Приложение 3) Прочитал много энциклопедий о них. Участвовал во всероссийском конкурсе по теме «Динозавры».

В работе я использовал не только профессиональный пластилин, но и пластилин, который я изготовил сам в домашних условиях. Из «своего» пластилина я сделал дерево и черепашку. В работе использовал природный материал: камни, ракушки. Для изображения воды мне понадобился клей «Титан» и еще я использовал гриб, который нашел в лесу. Я решил, что гриб может изобразить материк, ведь в палеозойский период существовал один материк и назывался Пангея. В конце мезозоя он разделился на части, появились моря, океаны. Зародилась жизнь под водой. Одни моллюски остались жить в воде, другие вышли на сушу.

Наступила Мезозойская эра – эра начала жизни динозавров. Появились первые динозавры:

аллозавр, тероподы – первые хищники средних размеров;

платеозавры, стогозавры – крупные растительноядные.

Юрский период – период процветания динозавров. Появилось много новых видов, среди них летающие ящеры:

Третий период – меловой.

Почти 140 миллионов лет динозавры господствовали на планете. Время, когда на Земле жили динозавры, называют мезозойской эрой. Появились они около 230 млн. лет назад. Динозавры жили на всех континентах, включая Антарктиду, водились и на территории России: в Читинской области, в Бурятии, Красноярском крае, в Якутии, на Дальнем Востоке.

Единственный способ узнать о динозаврах - изучение их окаменевших останков. Этим занимаются учёные-палеонтологи (палеонтология – наука о вымерших животных и растениях)

Травоядные. Диплодок, брахиозавр, игуанодон, стегозавр, анкилозавр, цератопс, теризинозавр

Плотоядные. Тиранозавр, овираптор, церотозавр, комсогнат, троодон, дейнонихус.

Все хищники обладали сильным мускулистым телом, небольшими передними лапами и низким мощным хвостом. Мозг хищников был гораздо больше, чем у растительноядных, а значит, хищники были умнее. Травоядные имели огромные тела с длинными шеями и маленькими головами. Огромные размеры травоядных динозавров сами по себе были хорошей защитой от хищников. У некоторых динозавров на голове были прочные костяные пластины. Сторонники активной обороны спасались от хищников с помощью острых когтей или шипастых хвостов, а самые маленькие просто убегали. Некоторые динозавры при беге развивали скорость до 80 км/ч. Трицератопс мог бегать со скоростью 50 км/ч, а 70-тонный брахиозавр передвигался размеренным шагом со скоростью около 5 км/ч. В гнёздах динозавры откладывали яйца, до 10 штук. Яйца были круглые или овальные, покрытые твёрдой скорлупой. Чтобы яйцам было тепло, самка укрывала их растениями. Через некоторое время вылуплялись детеныши-динозаврики. Детёныши росли быстро, их в первые недели жизни постоянно оберегала и кормила самка. Когда животные становились более взрослыми, их Продолжительность жизни мелких видов составляла от одного до двух десятков лет. Гигантские динозавры могли жить от 200 до 300 лет рост замедлялся, но не прекращался, динозавры росли до конца жизни. 4

Заключение

Работа с пластилином – увлекательное занятие, которое даёт мне радость. Ведь можно сделать столько различных красивых и замечательных поделок!

Я узнал много интересного о пластилине! А ещё я научился делать его в домашних условиях! Цель достигнута, задачи выполнены! Моя мечта стать палеонтологом. Думаю, что и мечта моя тоже сбудется.

Литература

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

Универсальный словарь иностранных слов русского языка под редакцией Т. Волковой – М.: Вече, 2001. – 688 с.

Детская энциклопедия «Махаон»- М., 2012. – 378 с.

Детская энциклопедия «Динозавры». Росмен. М. – 2012. – 253 с.

Поделки из солёного теста и пластилина. Нижний Новгород – ОО «Доброе слово», 2008 – 265 с.

С давних времен у многих народов существуют поверья о том, что человек был сотворен из глины. Об этом рассказывается в мифах древних греков и египтян, индейцев Америки и народов Африки. Ну а библейская история сотворения человека из глины, без сомнения, известна многим. Как утверждают ученые, даже само древнееврейское слово «человек» имеет связь со словом «земля, краснозем». Не удивительно, что и человека с раннего детства так тянет лепить, создавать новые формы из различных пластичных материалов.

Похоже, все началось с обыкновенной глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки.

Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.

Лепка из теста – искусство не менее древнее, чем лепка из глины. Возможно, первыми, кто догадался лепить из теста, были древние инки. Они делали из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам.

Славяне лепили из теста обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. Сегодня лепка из соленого теста утратила мистический смысл и стала любимым хобби и замечательным способом развития творческих способностей у самых маленьких.

Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно.

Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово и расцветили с помощью красящих пигментов.

В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина, который с каждым годом становится всё более усовершенствованным, и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедевральными арт-объектами.

Например, Джеймс Мэй, ведущий одного из британских телешоу, за 6 недель сотворил сад из пластилина. На это чудо ушло 2,6 тонны пластилина, в работе ему помогало около 2 тысяч человек, многие из которых дети. Этот рукотворный сад поразил публику яркими разнообразными слепленными в натуральную величину растениями - кустами, плодовыми деревьями, «созревшими» овощами и ягодами, нарциссами, маками, розами, тюльпанами и другими цветами. Масштабная задумка и великолепное воплощение!

Нашей команде тоже посчастливилось принять участие в установлении рекорда по самой массовой лепке. 10 августа 2014 года в Сестрорецке прошел фестиваль «Лепота», посвященный лепке, который был организован компанией JumpingClay под моим руководством

Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе. Мультики бывают войлочными, вязаными, лоскутными… Но в борьбе за зрительскую любовь среди прочих подручных материалов побеждает обычный пластилин. Из этой «божественной глины» мультипликатор может вылепить целый мир, сильно смахивающий на тот, в котором мы все мечтаем жить. Не более совершенный, чем наш, но очень душевный и теплый.

Одно время считалось, что если мультфильм не рисованный, то ему сложнее растопить сердца зрителей. Тем оглушительнее был успех «Пластилиновой вороны» Александра Татарского, увидевшей свет в 1981 году и ставшей поистине культовым произведением, которое соединило в себе достоинства народного «хита» и авторской анимации.
Маловато будет!»

В истории с «Вороной» вначале было слово, а точнее стихотворение Эдуарда Успенского под названием «Жил-был один слоненок, а может, не слоненок…». Оказалось, впрочем, что по этому «либретто» мультфильм уже есть. Тогда «папа Чебурашки», похулиганив с известной басней Ивана Крылова, явил другое поэтическое произведение – «А может быть, ворона. ».

Чтобы подчеркнуть игру в неопределенность, Александр Татарский решился на необычный ход. «Пластилин на нашем пути возник случайно, как результат судорожных поисков, – вспомнил про это Игорь Ковалев, друг Татарского, художник-постановщик. – Студия запланировала сделать фильм по рисункам детей. Были уже готовы два сюжета. Первый – «О картинах» – сделан в гуаши, второй – в карандаше. Тут пришел Успенский, принес стихотворение «Про ворону». Стали думать: что же еще можно сделать? Сидели втроем. Что-то предлагали. Саша и воскликнул: «Пластилин!».

Невероятные метаморфозы, происходящие на экране, зритель может наблюдать благодаря технологии, которую изобрели создатели «Вороны». На стекле делали барель­еф из пластилина, затем изображение размазывали, снимая каждый такой шаг. Когда пленку пускали в обратном направлении, на экране из бесформенной мешанины рождалась живая картинка.

«Пластилиновую ворону» чуть не отправили «на полку» за «идеологическую безыдейность». Спасли ее режиссер Эльдар Рязанов и автор «Кинопанорамы» Ксения Маринина. Они на свой риск дали мультфильм в эфир этой популярной передачи вместе с сюжетом о том, как он сделан. И на создателей «Вороны» обрушилась слава. Потом уже появилась заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», где использовался тот же прием. Выдержав испытание временем, она убаюкала не одно поколение телезрителей.

А в 1983 году был снят народный бестселлер «Падал прошлогодний снег», чья участь сродни фильму «Ирония судьбы, или С легким паром». В том смысле, что полный веселого абсурда мульт про глуповатого мужичка, которого жена «уж послала, так послала» в лес за елкой, стал обязательным блюдом в новогоднем телеменю.

В этом фильме превращения, ставшие фирменным стилем Татарского, приобретают глобальный характер. «По экрану летят пластилиновые брызги, бьют фонтаны. За тотальной трансформацией бытовых деталей и персонажей разворачивается пластическая метафора жизни. И хотя Татарский не пионер пластилиновой анимации, именно у него пластилин обретает качество чувственной, окрашенной юмором и эмоцией метаморфозы», – замечает Лариса Малюкова, кинокритик и искусствовед.

Помимо Александра Татарского в отечественной истории есть и другие выдающиеся мастера. Один из самых известных – Гарри Бардин. Первым его творением в технике объемной пластилиновой анимации стал мультфильм «Тяп-ляп, маляры», снятый в 1985 году. Как признавался Бардин, все его творчество подогревалось «нелюбовью» к классической кукольной анимации, где мысль была всегда скована формой. Яркое доказательство тому, что из этого круга можно вырваться, – «Брэк!». Смешной и социально острый мультфильм о боксе, снятый в 1985 году, был награжден призами фестивалей в Риге, Штутгарте, Загребе и Лейпциге.

«Мои руки чувствуют объем – он у меня на кончиках пальцев, что ли. В рисованной мультипликации я должен долго объяснять художнику, что мне нужно, с пластилином я многое делаю сам – это для меня проще», – говорил Гарри Бардин. Потом были еще пластилиновые мультфильмы «Серый Волк энд Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Гадкий утенок» и трогательная «Чуча».

Герои нового времени

Сегодня одно из главных действующих лиц в мире пластилиновой анимации – студия «Пилот», которую создал Александр Татарский. Сергей Меринов немало лет проработал там мультипликатором, прежде чем пошел учиться на режиссера. И свой дипломный фильм он сделал в пластилине. «Это уникальный материал на стыке двух анимаций – рисованной и кукольной, и берет от них лучшие качества. От рисунка – пластичность. Ведь кукла скована конструкцией, у нее не может вытянуться рука, она не способна принимать невообразимые позы. А пластилиновая фигура может все. Плюс кукольной анимации – то, что не надо каждый кадр рисовать. Сделал персонажа и ведешь его весь фильм», – поясняет он.

Над проектом «Гора самоцветов» – циклом мультфильмов по сказкам народов России – студия «Пилот» начала работать в 2004 году. Созданные разными режиссерами в разных стилях и техниках (рисованной, пластилиновой, кукольной и 3D), они успели завоевать множество фестивальных наград. У всех мультфильмов стандартный сериальный хронометраж 13 минут, а также пластилиновая заставка, в которой рассказывается о народе, чья сказочная история пойдет следом.

По воспоминаниям Сергея Меринова, в большей степени из-за «Горы самоцветов» студия сделала рекордный в своей истории заказ на пластилин – сразу 800 кг. Хотя и в «мирное время», говорит он, материал приходится покупать даже не наборами, а огромными коробками с одним цветом: белым, синим, красным.

Проект «Гора самоцветов» стал последним для лидера студии Александра Татарского, который ушел из жизни в 2007 году. Но, несмотря на эту огромную потерю, проект не закрылся. Сегодня в творческом багаже «пилотовцев» уже более 60 сказок цикла. А самобытные заставки «Горы самоцветов» разрослись в дочерний проект «Мульти-Россия», который в сотрудничестве с «Пилотом» затеяла продюсерская компания «Аэроплан». Это серия анимационных миниатюр, каждая из которых представляет собой визитную карточку одного из уголков страны. «Государственные инвестиции «в патриотизм» на сей раз оказались успешными, ведь эффект от хорошего мультика несопоставим с прямолинейной идеологической пропагандой, – пишет в своей книге «Сверхкино» Лариса Малюкова. – Узнаваемые голоса Алексея Баталова, Льва Дурова, Ирины Муравьевой, Александра Филиппенко, Виктора Сухорукова, Владислава Галкина придают картинам ощущение домашности, их хочется пересматривать».

Предполагалось, что мультипликационная видеоэнциклопедия России будет состоять из сотни минутных серий. Готово пока не более половины. Работу тормозит недостаток финансирования, которое поначалу обеспечивалось в том числе стараниями Русского географического общества и хотениями администраций регионов. Сегодня заказы в рамках проекта «Мульти-Россия» возникают время от времени.

Дружба с «цифрой»

Пластилиновые техника и мультипликаторы – явления в отечественной анимации уникальные, уверен Сергей Меринов. Чтобы выжить, пластилинщики берутся за любую работу: музыкальные клипы, образовательные проекты и пр. Как пример, клип на песню Леонида Агутина «Мир зеленого цвета» или к композиции группы «Несчастный случай» «Шла Саша по шоссе».

Один из последних образовательных проектов Сергея Меринова – «Пластилиновая азбука». Тридцать два коротких мультфильма, от 45 секунд до 1,5 минуты, представляющих каждую букву алфавита. Их по достоинству оценили не только дети и их родители. В 2014 году «Пластилиновая азбука» стала победителем в номинации «Лучший мультипликационный сериал» на международном фестивале в Варне.

Пластилиновых, а не рисованных смешариков можно лицезреть в музыкальном ролике «Мнем мы, мнем», сделанном студией «Пластилин» в сотрудничестве с компанией «Смешарики». Но то, что еще никто не видел, – как смешные шарообразные зверушки путешествуют по объектам наследия ЮНЕСКО в России и рассказывают о них детям. Три пластилиновых фильма из образовательного проекта «Наследники», получившего грант правительства, готовы и вскоре будут представлены на суд зрителей.

По словам Сергея Меринова, сотрудничество со «смешарами» – редкий случай, когда персонажей лепили из пластилина, но двигать их пришлось в компьютере: «Иначе они бы перестали походить на смешариков». Но вообще при создании мульт­фильмов в этой технике все в основном делается по старинке: и лепят, и оживляют героев руками.

«Цифровые технологии нам чем помогают… Если раньше это все снималось на одном мультстанке, на нем могло быть до 12 ярусов, и аниматор все персонажи в кадре двигал, фоном снег мог идти, и передний план лежать, и это все надо было делать одновременно, – рассказывает Сергей Меринов. – Долго и тяжело – работу такую можно было доверить только самым опытным. А сейчас каждый персонаж или декорация хоть и создаются и двигаются вручную, но снимают их на отдельном станке на хромакее, и все вместе собирается уже в компьютере. Так у аниматора есть право на ошибку, он переснимет только ту часть сцены, где ошибся. И потом при съемке каждого кадра всегда можно посмотреть, что получается. Раньше из-за одной ошибки приходилось переснимать все. Конечно, работать стало быстрее». Значит, новые технологии не подвинули, а лишь дополнили любимый с детства пластилин.

Как это сделано?

В пластилиновой анимации существует две основные техники. Перекладка – композиция состоит из нескольких слоев персонажей и декораций (по слою для каждого персонажа, заднего или переднего планов). Слои располагаются на нескольких стеклах, друг над другом, а камера – вертикально над стеклами. Персонажи и декорации плоской формы (барельефы) перекладывают, снимая покадрово (именно так создавал свои шедевры Александр Татарский). С развитием компьютерных технологий каждый слой стали снимать отдельно, а после – совмещать при монтаже.

При объемной пластилиновой анимации (кукольной) персонажи располагаются в декорации. Для анимирования кукол их иногда специально укрепляют с помощью опор и подвесок.

И та и другая техника предполагает покадровую съемку объектов с их модификацией в промежутках между кадрами.

Конец . Не пропустите еще две интересные статьи на нашей канале:

ДРУЗЬЯ ! Дайте обратную связь - заходят ли в вас наши статьи?! Возможно нам нужно создать особый материал, специально по вашим запросам - пишите нам! Любим вас!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


«Средняя образовательная школа № 5»

Творческий проект

Выполнил: обучающийся 3 г класс,

Скляров Дмитрий

Руководитель: Демиденко Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов

Введение 3

I . Подготовительный этап

1.1. Что такое пластилин……………………………………………………. 5

1.3 Применение пластилина…………………………………………… …. 7

II . Основной этап

2. 1. Разработка идеи, выбор лучшей………………………………………10

2.2 Этапы выполнения картины «Морячок»…………………………. 11-12

III . Заключительный этап ……………………………………………… 13

Список литературы ……………………………………………………. 14

Приложение ……………………………………………………………… 15-18

Я весь мир слепить готов Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин.

Для большинства жителей нашей планеты поделки из пластилина связаны с детством. Этот универсальный материал традиционно используется для развития мелкой моторики рук, а в дальнейшем художественных навыков, а также для изготовления оригинальных и незатейливых вещей.

Мне нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Я уже умею лепить всевозможные фигуры: кукол, зверей, загадочных существ. Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина.

Так возник проектный замысел изготовление картины из пластилина.

Цель проекта выяснить возможности пластилина и освоить разные техники работы с ним, создание картины в технике пластилиновая живопись.

План работы над проектом:

1. Выяснить происхождение пластилина.

2. Установить на основе эксперимента свойства пластилина.

3. Изучить приемы работы с пластилином.

4. Освоить технику пластилиновая живопись

5. Пополнить свою «копилку» новыми поделками, слепить картину в технике пластилиновая живопись.

6. Презентация и защита проекта.

Тема моей творческой работы будет актуальна, наверняка, ещё много лет. Потому что изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес и приносит удовлетворение результатами труда.

В работе над проектом использованы общепринятые методы сбора и обработки информации.

I .Подготовительный этап

1.1 Что такое пластилин

Слово «пластилин» берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastós, что означает лепной. Материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ еще в средние века. В его изначальный состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска – озокерита, сала и других веществ. История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы сейчас пользуемся. Первая версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Неизвестно как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. Коммерческий успех пришел к пластилину в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги: покупатели буквально сметали с полок в отделах игрушек баночки с беловатым податливым веществом. Сейчас в пластилиновых наборах можно встретить не только все цвета радуги, но даже серебряную и золотую массу для лепки. Которая стала поистине золотой жилой для своего изобретателя, Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет. [1,с.8]

Основные виды пластилина: (Приложение 1)

обычный детский пластилин, профессиональный скульптурный, арт-пластилин, отскакивающий (прыгающий), шариковый, застывающий, «умный».

1.2.Свойства пластилина

Пластилин является популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными изделиями. Я сравнил свойства глины и пластилина:

1. Глина - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.

2. Глина – крошится, растрескивается, а пластилин – нет.

3. Глина – теряет свои качества при длительном хранении, а у пластилина – срок годности не ограничен.

4. Глина - бесцветный материал, а пластилин – цветной.

5. Глина – сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

6. Глина - могут жить там разные червячки и их личинки, а пластилин – экологически чистый, безвредный.

Секреты пластилина . Это – пластичность; вязкость, «прилипчивость»; цветность. Каким должен быть хороший пластилин:

Ø легко разрезаться пластмассовым ножичком;

Ø быстро согреваться в руках и становиться мягким;

Ø не крошиться, но и не размазываться;

Ø легко отмываться с рук теплой водой;

Вы никогда не задумывались, из чего делают пластилин? А я вот задумался. Сначала я думал, что пластилин, состоит из каких – то сложных веществ. Однако, собирая материал о пластилине, я узнал его состав. Он оказался не такой и сложный.

Пластилин – это та же глина, с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. Поэтому в состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать.

Помимо заводского пластилина существует еще и его самодельный аналог. Для изготовления этого материала в домашних условиях необходимо в стакане миксера смешать 200 грамм соли, 400 грамм муки и столовую ложку аптечного медицинского порошка «alann» наподобие желатина. Затем туда же следует влить пол-литра кипятка и быстро все перемешать, чтобы не осталось комочков. Далее в смесь требуется добавить 1 столовую ложку подсолнечного масла и много яркой пищевой краски. Когда масса станет густой и миксер уже не сможет ее перемешивать, необходимо пластилин вынуть из стакана и хорошенько замесить как тесто. Хранить такой домашний материал для лепки следует в закрытом пакете или банке. [2,с.254]

1.3.Применение пластилина

Для многих детей этот материал превращается из хобби в настоящее творчество. Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился. Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили ее из пластилина в натуральную величину. Да, именно в натуральную величину.[2,с.24]

На создание чудесного мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло восемьсот кг пластилина. А в северной столице появился памятник «Пластилиновой вороне». [2,с.15]

Известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.[2,с.16]

Испанская художница Ирма Грюнхольз делает из пластилина реалистичные объемные картины-сюжеты. [2,с.18]

В 2010 году британский телеведущий Джеймс Мэй (James May) при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. [2, с.20]

Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас при помощи этого материала создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы. Так, например, недавно жители Лондона получили возможность лицезреть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин. [2,с.23]

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует познакомиться с различными техниками, научиться основным приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.[6,с.45]

Одной из техник работы с пластилином является- пластилинография.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.[7,с.29] (Приложение 2)

1.4 Анкетирование

После того, как я изучил всю литературу по теме, я решил провести анкетирование среди обучающихся 3 г класса МБОУ « СОШ № 5». Общее число опрошенных составило 22 человек. Возраст опрашиваемых - дети от 8 до 9 лет.

Цель опроса : выявление осведомленности обучающихся об использовании пластилина.

Обучающимся класса было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Любите ли вы лепить из пластилина?

2. Какие техники, приемы работы с пластилином вы знаете?

После проведения анкетирования я увидел, что практически все дети любят лепить из пластилина, но техники, приемы работы знают не все.

II. Основной этап

2.1. Разработка и выбор идеи

Каждый из нас хотя бы раз в жизни лепил из пластилина зверей, машинки, человечков и многое другое.Но оказывается пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Эта техника называется рисование пластилином или пластилиновая живопись. Итак, что же необходимо для создания пластилинового рисунка?

ü Яркий, качественный пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой. Чем меньше он будет липнуть к рукам, тем лучше.

ü Основа картины: стекло, оргстекло, картон, фанера.

ü Доска для лепки, стакан с водой, салфетки для рук, стеки.

ü Маркер или карандаш для нанесения рисунка.

К вам в руки попал пластилин? У вас есть масса вариантов!

Вот несколько идей:

1. Можно слепить различные овощи, фрукты и другие продукты.

2. Можно слепить различных животных. Например: ежик, улитка и др.

3. Если намазать пластилин на небольшую баночку, то получится замечательная ваза.

4. Можно слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни, а затем поместить все это внутрь прозрачной стеклянной банки и залить водой. Получится великолепный аквариум.

5.Слепить героев какой-нибудь сказки и разыграть представление.

6. Картины из пластилина и подручных средств. Облепить листок картона пластилином. Дальше можно в меру своей фантазии выкладывать на нем рисунки из гречки, риса, гороха, фасоли, семечек, макарон, ракушек, камней, бусинок, блесток или кусочков бумаги.

7. Картины из пластилина в технике пластилиновая живопись.

Изучив литературу и рассмотрев ряд вариантов, я выбрал картину из пластилина в технике пластилиновая живопись «Морячок», которая не содержит мелких деталей, сюжет мне нравится. Способ выполнения работы прост - лепка отдельных частей, который не требует большого опыта работы в этой технике. В целом картина смотрится объемно, оригинально, красиво.

2.2 Этапы выполнения картины «Морячок»

Организация рабочего места.

Для изготовления картины мне понадобятся следующие материалы:

1. Готовая основа;

2. Пластилин чёрного, коричневого, зелёного, красного, жёлтого, розового, белого цвета.

инструменты и приспособления:

2. клеёнка или доска для лепки;

Различные оттенки пластилина можно получить путем смешивания различных цветов (бежевый цвет для личика и грудки мы получили, смешав белый, коричневый и желтый).

Для изготовления картины я подготовил рабочее место. Положил перед собой на стол доску для лепки, выше пластилин, слева заготовку, справа стеку. Во время выполнения изделия нужно соблюдать следующие правила безопасной работы:

Ø чтобы пластилин не прилипал - перед работой смочить руки и доску для лепки водой;

Экологичность

Для изготовления работы я использовала только экологические материалы – пластилин, картон. Их применение не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека. (Приложение 3)

Читайте также: