История игрушек показывают игрушки

Обновлено: 02.05.2024

У меня в голове до сих пор играет музыка из финала, так что извините, что засоряю вам ленту, но не могу иначе.

Я сижу на DTF с 2018 года (а зарегистрировался в 2020-ом, да), так что по доброй старой традиции каждого уважающего себя "малоплюсного" парня здесь решил накатать свое мнение и пригласить к обсуждению темы, которую уже давно все обсудили. Тем более, у меня уже есть опыт.

Предлагаю не ограничивать себя в спойлерах.

Для меня "История игрушек: Большой побег" всегда выглядела как попытка сделать ремейк спустя 11 лет после выхода предыдущей нормальной части. Добавить графона, впихнуть идею, которую уже вроде бы обсудили в предыдущей части (Энди взрослеет, но всех нас ценит).

Мне понравилась Toy Story 3 за то, что она рассказывала про новое веселое приключение для старых героев. Приключение в духе первых двух частей. С очевидным антагонистом (Сид-Старатель-Лонцо, трое подлецов, получающих по заслугам, хах). С "безумным" планом в стиле "Миссии: невыполнима". И с шуточками про Барби, как во второй части :-)

Финал "трешки" был хорош: смена поколений и все такое. Пожалуй, это был самый серьезный момент фильма. Он мне, конечно, тоже понравился. Но.

Она изначально, как мне кажется, делалась с расчетом на то, чтобы детям было весело и любопытно, подростки и молодежь получили свои отсылки к поп-культуре (ах этот Базз с его вулканским приветствием, в его случае - прощанием), а взрослые - наверно, порадовались еще одному "духоподнимающему" рассказу о дружбе и семье. Широкого философствования - по минимуму, больше конкретная мораль. Я думаю, именно таким в 1995 году видели проект и Лассетер, и Джобс, и Доктер, и Стэнтон, и все остальные. Во многом из этого они развили концепцию и всех остальных своих проектов тех лет.

В сиквеле все сделали больше, круче, смешнее, "отзеркалив" персонажей: теперь Вуди узнал о своем "происхождении" и Баззу пришлось наставлять его на путь истинный. Немного лично меня напрягала последняя песня Хрипуна, как будто Toy Story хотят превратить в комедию-мюзикл для самых маленьких. К счастью, по этому пути франшиза не пошла.

Но внутри заложенной в нее концепции была проблема: раз вы хотите на серьезных щщах говорить только об отношениях "маленький ребенок-игрушки", то скоро эта тема исчерпается. Что, собственно, и произошло в третьей части. Поэтому, наверно, многие говорят, что это был идеальный финал.

Я бы описал "Историю игрушек 4" именно этой фразой из "Угадай, кто придет сегодня к обеду?" (1967). По сути это мелодрама с неприкрытыми философствованиями о любви: Вуди и Энди/Бонни, Вуди и Бо, Габи-Габи и Хармони. Конечно, тут есть ветка с Вилкинсом, которая о другом - о том, как игрушки рождаются и осознают себя. Но она не в центре сюжета, да и не особо ей был подведен итог, честно говоря.

Все это крайне необычно для предыдущих "Историй игрушек". Не могло быть в них таких фраз:

- Такая безумная верность.

- Достойна такой же любви!

Потому что. нафиг это нужно в детском мультфильме? Ну ладно, вы стали делать более отвлеченно-философские вещи типа "Головоломки", но у Toy Story есть своя концепция, которую вы рискуете сломать. И они (Лассетер+Стэнтон, я их "виню" во всем) рискнули. И они сломали. Благодаря чему эта франшиза обрела невиданный до селе потенциал.

Я несколько раз пересматривал сцену прощания Вуди с Бо и финальную сцену их воссоединения. Только на 3 раз я допер, что она предлагает ему ехать с ней (я тупой, простите), но он отказывается, так как не может покинуть Энди (нет, не так: он не хочет покидать его). И она принимает его выбор этим сценарным клише "шляпа-лицо" (не "рука-плечо", Майлз, извини), которое она обязательно должна повторить при повторном расставании. В результате, Вуди спустя 9 лет оказывается не нужен ни Энди, ни Бонни, но к последней настолько привязан, что хочет помочь ей в жизненных трудностях, чего никогда раньше игрушки не делали - они спасались от каких-то опасностей, жили своей жизнью, но хозяинам руку помощи не подавали. Вуди превращается в ментора для Бонни и мне очень понравилось, как один обзорщик сказал, что это похоже больше на токсичную привязанность, а не любовь. Однако - весьма интересно - что Вуди оказывается-то прав насчет Вилкинса - тот обязательно должен быть рядом с Бонни (хотя тут пиксаровцы оставляют массу места для сомнений, можно хоть статью по философии писать). Но встает вопрос: должен ли он ради хозяйки отказываться от Бо второй раз? Это совсем другой взгляд на взаимоотношения "ребенок-игрушка", по сравнению с тремя прошлыми частями.

То, что "ребенок-игрушка" - это некое подобие отношений любви, а не "хозяин-собачка" подчеркивается по линии Габи-Габи - Хармони. Прямо толсто об этом говорит сцена, где Габи говорит, что "Хармони делает все идеально". Но последней та оказывается не нужна. И Вуди такой: да ладно, есть еще много других детей. И оказывается, что есть ребенок, которому Габи действительно нужна (ну, в данный момент). Опять же совсем другой взгляд, по сравнению с той дружбой, которую испытывали игрушки к Энди.

Но мультфильм, как по мне, не про Бонни и не про Габи-Габи, он про Вуди и Бо. И вот эта простая идея снова свести их вместе, но рассказать их историю подробно, которая, видимо, родилась еще при разработке "Большого побега", в том варианте, в котором она в конце концов воплотилось, ломает фокусировку на "ребенке-игрушке". Ведь теперь It's a story about love!

Мне очень понравилась финальная сцена и в целом финал (потому что он ломает все, что было раньше - наслаждение от разрушения, извините). Особенно, как прорисовали Бо в ней: сначала она просто смотрит на уходящего Вуди с улыбкой, потом, когда он поворачивается к ней, у нее постепенно становится удивленный вид лица и она начинает часто дышать, а увидев, что он возвращается, она, нераздумывая, прыгает со своего "балкона". Вообще сцена с тем, как он ее кружит, и та, где она снова прикасается к его шляпе, и тот самый "там-ди-та-та-там". Короче, этот

. мне очень зашли. При этом, если бы это был новый проект, как какая-нибудь "Душа", он бы не производил столь сильного впечатления. Потому что Стэнтон, писавший окончательный вариант истории, базировался на 24-летнем опыте развития франшизы, где не нужно объяснять, кто такой Вуди, кто такая Бо, давайте сразу к деталям.

Мне понравились "пластыри", которыми заклеивает себя Бо, мне понравились аж 2 (зачем 2-то?) сцены, где Вуди с ней любуются окружающей красотой этого мира.

Конечно, были как минимум 2 вещи, от которых мое восхищение мультом испарялось: 1) Бо никогда не была игрушкой Энди? Бо еще не было, когда Молли боялась ложиться спать? Эм, а то, что в начале первой части Молли - карапузка, а Энди уже играет с Бо, Стэнтона не смутило? Вроде сценарист всех 4 частей, а подумать над этим он не захотел; 2) Базз Лайтер тут, конечно, опущен до "шута", обращающегося к "внутреннему голосу", видимо, потому что Вуди в этой части детей веселить не может и должен быть противовес. Но к этому моменту я лично отношусь снисходительно, ведь Стэнтон и его молодая подопечная-сосценаристка ведут к тому, чтобы в конце Базз сказал: "Слушай внутренний голос". Но стоило из-за этого опускать такого героя? Мне кажется, мы бы не обиделись, если бы фильм полежал на полке еще пару лет и вы бы как-то лучше скомпоновали комедийные и мелодраматические элементы.

По поводу того, что характеры у героев "попылили" - нет, я так не считаю (за исключением Базза). Все-таки то, что вы справились с одними жизненными проблемами, не значит, что нет новых. И вот вы снова не знаете, что делать. Так происходит с Вуди. Все логично. Бо в первых двух частях была просто девушкой главного героя. Ну и типа все. Ее характер был достаточно слабо прописан. Его можно было повернуть в любом направлении. И в "четверке" получилось неплохо: теперь она ценит свою независимость и независимость Вуди, давая ему вести себя так, как он хочет, но и не ограничивая себя в действиях. Это, кстати, лично мне помогло принять то, что я не особо понимал в первой части - с чего это Бо верит, что Вуди убил Базза? Почему в окне последним оставался Спиралька, а не Бо? Почему Бо потом говорит в пустоту: знал бы ты, как Энди по тебе скучает? С концепцией Бо как личности, ценящей свою автономию, тут все немного яснее, хотя оправдывать сценарные грехи 26-летней давности - это смешно, конечно.

Да, Pixar сказали, что это их грандиозный финал. Но. Линию Вилкинса не раскрыли до конца (так почему он живой-то? Почему Вуди, сделанный в 50-ых, ожил именно тогда, когда с ним стал играть Энди? Или игрушки как-то забывают предыдущих хозяев? Очевидные вопросы, лежащие на поверхности). Вопрос с тем, как теперь будет жить Вуди без своего "Мне в сапог заползла змея" - также остался не отвеченным. Поэтому, я думаю, что если Том Хэнкс через 10 лет все еще будет радовать нас своим присутствием, мы увидим и пятую часть. Ну, еще и потому что теперь концепция проекта стала весьма широкой.

Насколько я знаю, уже сейчас Доктер работает над "Лайтером" - сериалом для Disney+, и я б хотел его увидеть с учетом того, что. ну, помните, был в 1990-ых сериал про Лайтера, который действительно является космическим рейджером. Мне он нравился. Но "Лайтер" - это прецедент, что The trail never ends - даже старая команда готова работать над продолжениями.

19 ноября мы отмечаем годовщину выхода фильма «История игрушек» — ровно 25 лет назад в Лос-Анджелесе состоялась премьера первого полнометражного мультфильма студии Pixar.

Это первый анимационный фильм, полностью созданный на компьютере (ни один кадр не был нарисован вручную), который доказал всему миру состоятельность этой технологии, а также помог студии Pixar начать своё творческое восхождение.

В этом посте я расскажу, как появилась задумка этого мультика, какие трудности возникли во время создания и при чём тут Стив Джобс и Тим Бёртон — расскажем в нашем материале.

Часть 1. Как Джона Лассетера сначала выгнали из Disney, а потом умоляли вернуться и феноменальный курс в институте

В 1979 году состоялся фантастический выпуск Калифорнийского института искусств (Calarts). Почему фантастический?

Вот некоторые люди, которые тогда выпустились вместе, ещё не зная, что ждёт их впереди:

  • Брэд Бёрд (будущий создатель «Стального гиганта», «Суперсемейки» и «Рататуя»)
  • Генри Селик (будущий режиссёр «Коралины в Стране Кошмаров»)
  • Тим Бёртон (в представлении не нуждается, но для проформы скажем, что это режиссёр «Эдварда руки-ножницы», «Трупа невесты» и «Битлджуса»)
  • Джон Маскер (будущий режиссёр «Русалочки», «Аладдина» и «Геркулеса»)
  • Крис Бак (будущий режиссёр обеих частей «Холодного сердца»)
  • Ну и, безусловно, Джон Лассетер, будущий креативный директор Pixar и Disney Animation Studio, речь про которого пойдёт дальше.

Во время учёбы все они много времени проводили в знаменитом классе A113 (который потом станет «пасхальным яйцом» во множестве анимационных произведений).

(Лассетер сверху с карандашом в зубах. Ниже и левее улыбается Тим Бёртон, справа с усами сидит Брэд Бёрд)

Во время своего выпускного года Лассетер побеждает в конкурсе студенческих работ со своей короткометражкой «Леди и лампа» (позднее именно поэтому лампа станет символом Pixar).

Сразу после выпуска, в 1979 году, Джон Лассетер был принят аниматором в Disney. Конкурс был феноменальный — почти 200 человек на место.

Лассетер работал над некоторыми проектами Disney вроде «Лис и пёс» и «Фантазия 2000».

В 1981 году выходит фильм «Трон», в котором впервые массово используется компьютерная графика. Джон, увидев это кино, навсегда будет очарован новыми техническими возможностями.

Лассетер делает наброски короткого мультика, основанного на детской повести «Отважный маленький тостер», который собирался полностью смоделировать на компьютере.

Джон даже презентует свою идею Джеффри Катценбергу, тогдашнему главе Walt Disney Feature Animation (запомните это имя — к нему мы ещё вернёмся).

Увы, но Катценберг отвергает эту идею, посчитав её коммерчески неуспешной.

Для того, чтобы презентовать ему идею напрямую, Джон перепрыгнул через своих непосредственных руководителей, что им, мягко говоря, не понравилось, — Лассетер был уволен через 15 минут после получения отказа.

В 1983 году Лассетер был нанят Lucasfilm (и лично Джорджем Лукасом).

Тогдашний со-основатель Lucasfilm Элви Рей постоветовал Лассетеру присоединиться к команде Lucasfilm Computer Graphics Group, занимающейся компьютерным моделированием.

Команда потом отделилась, а в 1986-м её покупает Стив Джобс, увидев в стартапе то, что он обожал, — сочетание новаторства и высоких технологий.

Элви Рей возглавляет новую компанию, которой даёт название Pixar.

Техническим директором становится Эд Катмулл, а креативным — Джон Лассетер.

Pixar начинает создавать инновационные анимированные фильмы полностью на компьютере.

В 1988 году студия создаёт короткометражный мультик «Оловянная игрушка», который побеждает на премии «Оскар» (это первое CGI-произведение, получившее награду).

Disney, будучи почти монополистом в области развлекательной анимации, не мог не заметить успех Pixar.

Сначала Катценберг (тот самый, который пять лет назад уволил Лассетера) просто предложил Джону вернуться в Disney.

Мультипликатор, недолго думая, ответил знаменитым отказом:

«Я могу уйти в Disney и быть режиссёром, или я могу остаться здесь и творить историю».

Но Катценберг загорелся идеей создания компьютерного мультика, вдобавок к этому Disney обладал тем, чего так не хватало Pixar, — деньгами.

Две компании сели за стол переговоров, чтобы обсудить совместную работу над мультфильмом.

Переговоры были долгими и тяжёлыми. С одной стороны, авторитарный Катценберг хотел почти полного контроля над лентой, а с другой — не менее авторитарный Стив Джобс всячески отвоёвывал свободу творчества.

К самой затее сотрудничества с Pixar очень плохо относился глава Disney Майкл Айснер, так как до этого у студии не было примеров создания фильмов сторонними компаниями, без непосредственного участия мышиной корпорации в творческом процессе.

Однако прецедент случился буквально во время переговоров: в 1993 году подобное право получили однокурсники Лассетера Тим Бёртон и Генри Селик.

Disney выдал им почти 20 миллионов долларов на создание их полностью авторского проекта — «Кошмара перед Рождеством».

Этот прецедент помог сдвинуть переговоры с мёртвой точки.

В итоге условия сделки были далеки от идеальных:

  • Pixar получал около 30 миллионов долларов на создание фильма от Disney
  • Pixar должен был показывать Disney материал на протяжении всего процесса
  • Pixar получал ⅛ от суммы сборов
  • Pixar лишался всех прав на персонажей (а это и продажа игрушек, и сиквелы, и компьютерные игры и так далее).

Но даже такие условия были приемлемы — Pixar мог начать творить!

Первоначальный сценарий сильно отличался от финального.

В нём главным злодеем был Вуди — он представлял собой злого и подлого персонажа, который манипулировал остальными игрушками. По сюжету, остальные игрушки объединяются с наивным идеалистом Баззом Лайтером и начинают противостоять тирану (нечто подобное мы увидим в третьей части, где похожую роль диктатора исполнил медведь Лотсо).

Через несколько итераций стало понятно, что сюжет не работает, тогда Джеффри Катценберг потребовал в течение двух недель изменить сценарий, сделав персонажей более «человечными».

Лассетер вместе с остальными сценаристами начал авральную работу, и в результате к нужному сроку появилась история, которую мы в итоге и увидели на экране.

Игрушки в качестве действующих лиц были выбраны неслучайно: у зверей слишком сложная текстура (шерсть, чешуя), а люди у Pixar пока выходили откровенно страшными.

Поэтому были взяты игрушки — у них и материал попроще (пластик, дерево), и мимика победнее.

По-английски он зовётся Buzz Lightyear, то есть Базз Световой Год.

Белый цвет костюма был перенят от цвета костюмов реальных астронавтов, а вот зеленый и фиолетовый — любимые цвета Джона Лассетера и его жены. 🙂

Своё имя Базз получил от Базза Олдрина — второго человека на Луне, который ступил на неё через несколько минут после Нила Армстронга. Вообще-то он Юджин Олдрин, а прозвище «Buzz» возникло ещё в детстве: его младшая сестра не могла выговорить слово «brother» («брат») и сокращала его до «buzzer», а затем и вовсе до «buzz».

Кстати, на известной фотографии «Человек на Луне» изображён именно Олдрин, Армстронг фоткает.

В истории Pixar много великолепных мультфильмов, но «Историей игрушек» студия особенно гордится. Во-первых, это был первый полнометражный мультфильм студии, а во-вторых, мультфильмы серии «История игрушек» напичканы таким количеством продуманных деталей, отсылок и пасхальных яиц, что о них можно рассказывать и рассказывать. Чем мы прямо сейчас и собираемся заняться. Далее вас ждут 20 мелких и незаметных деталей в мультфильмах серии «История игрушек», которые вы скорее всего пропустили. Мы не дадим вам снова это сделать. Не благодарите.

Актёр Дон Риклс, озвучивавший Мистера Картофельная голова начиная с первой части «Истории игрушек», скончался в 2017 году, тем не менее смог "озвучить" Картофелину посмертно


Команда Pixar изучила записи голоса Дона Риклса, которые он делал для тематических парков, игрушек и других фильмов за более чем 20 лет, и смогла озвучить его голосом Картофельную голову в «Истории Игрушек 4», составив фразы по частям.

В «Истории Игрушек 4» вместо создания каждой отдельной паутины вручную, команда Pixar создала специальных "пауков с искусственным интеллектом", которые плели реалистичную паутину во всех подходящих для этого местах


Во время создания первой части «Истории игрушек» сценаристы приклеили ботинки к деревянной доске, чтобы помочь творческой команде понять, как должны ходить и бегать игрушечные солдатики


В «Истории игрушек 4» на руке Вуди можно видеть красные нитки, которые Энди использовал в «Истории игрушек 2», чтобы пришить шерифу оторванную руку


В первой части «Истории игрушек» злодей Сид использует ящик с инструментами вымышленой компании Binford Tools. Binford Tools — это спонсор передачи по домоводству в сериале «Большой ремонт», в котором Тим Аллен (озвучивший Базза Лайтера) исполнил главную роль


Мусорщик в «Истории игрушек 3» — это Сид из первой части


В «Истории игрушек 4» особо внимательные зрители могли заметить Бу из «Корпорации монстров», играющей в парке аттракционов


В «Истории игрушек 4» есть отсылка к мультфильму «Вверх», когда овечки приносят игрушечной пастушке Бо Пип крышечку от виноградной газировки


Если внимательно присмотреться к внешности Базза Лайтера в «Истории игрушек 4», то можно заметить, что наклейки на его скафандре начинают медленно отклеиваться


Ковёр в доме Сида в первой части «Истории игрушек» был специально сделан в стиле ковра из отеля «Оверлук» в фильме «Сияние», чтобы показать, что это ещё тот дом ужасов


Это одна из многих отсылок к фильмам ужасов во всей серии мультфильмов Pixar.

В одной из сцен «Корпорации монстров» (2001) Бу даёт Салли куклу Джесси, первое появление которой состоялось в «Истории игрушек 2» (1999)


В «Истории игрушек 3» на стене в комнате Энди среди прочих записок можно заметить открытку от Карла и Элли, главных персонажей мультфильма «Вверх»


Чтобы понять, как много внимания Pixar уделяет деталям, можно взглянуть на подписи на ботинках игрушек из первой части мультфильма, по которым заметно, что с возрастом почерк Энди становится лучше


В «Истории игрушек 3» на батарейках Базза Лайтера можно видеть логотип «Buy N Large», той самой компании, которая сделала ВАЛЛ-И


В «Истории игрушек 2» есть отсылка к «Парку юрского периода», когда Рекс преследует машинку, отражаясь в боковом зеркале заднего вида


В «Истории игрушек 2» можно видеть, как Миссис Картофельная Голова читает книжную версию «Приключения Флика»


В одной из сцен мультфильма «Вверх», когда дом Карла взлетает в воздух, можно видеть Лотсо, главного злодея из «Истории игрушек 3»


В первой части «Истории игрушек», в сцене с безумным чаепитием Базза, аниматоры сделали чайник в виде легендарного «Чайника из Юты», одной из первых компьютерных моделей, ставшей одним из эталонных объектов в сообществе трёхмерной компьютерной графики


На обложке журнала Tween Zine, который Молли (младшая сестра Энди) читает в «Истории игрушек 3», можно заметить Дарлу из мультфильма «В поисках Немо»


В «Истории игрушек 3» внешний вид Кена и Барби основан на реальных куклах


Кен имеет внешность куклы «Любитель животных Кен» 1988 года, а Барби основана на кукле «Барби: Великолепная форма» 1983 года.

А теперь самое время пересмотреть мультфильмы серии «История игрушек» в поисках данных пасхальных яиц и отсылок.

Стереотипы, домогательства и внезапный мачизм: что не так с «Историей игрушек» - слайд

22 ноября 1995 года в прокат вышел полнометражный мультфильм «История игрушек». Это детище студии Pixar стало во многом революционным.

Первый трехмерный мультфильм, который был целиком и полностью сделан на компьютере. Первый анимационный фильм, номинированный на «Оскар». Самый кассовый фильм 1995 года. Этот проект буквально сделал студию узнаваемой.

«История игрушек» — это веха, она входит в список 100 лучших американских фильмов за 100 лет. Тем не менее, кое-что с ним не так. Скажем мягко, это история не про женщин и не для женщин.

Многие скажут: «Ну и что? Это же просто мультик. Зачем в нем феминизм? Совсем уже с ума посходили?» Но мультики создаются не просто для того, чтобы что-то двигалось на экране. В конце концов они имеют целевую аудиторию, и эта аудитория — дети, которые познают мир, и информацию при этом черпают из всех доступных источников. Сосед сказал «пенис»? Надо спросить у мамы, что это такое, или погуглить. В мультике показывают, что девочки заботливые, хорошо готовят и много болтают? Значит, как-то так оно и есть.

Все, что касается стереотипов, человек усваивает очень быстро, не тратя время на проверку информации (и потом не может взять в толк, откуда у него такие представления о мире).

Репрезентация девочек и женщин в мультипликации долгое время была очень ограниченной: они были или возлюбленными главных героев, или сами были главными героинями, добивающимися любви благодаря своим исключительным женским качествам. Женщины в мультфильмах, конечно, были и матерями, и сестрами, и даже коварными злодейками, но долгое время на их долю не выпадало ничего героического. Ни приключений, ни сражений, ни путешествий, ни спасения мира. В крайнем случае женские персонажи оказывались в центре всех этих увлекательных событий в роли «дамы в беде».

Количество мужских персонажей в мультипликации сильно превосходит количество женских. При этом главные герои-мужчины достаточно разнообразны: храбрецы и трусы, силачи и ботаники, добряки и агрессоры, лентяи и трудолюбивые, хвастуны и скромники, молчуны и шумные экстраверты.

Женские персонажи долгое время были загнаны в рамки традиционных половых стереотипов: красивая, добрая, скромная, хозяйственная. Все эти Белоснежки, Золушки, Спящие красавицы — они, конечно, прекрасны, но чем, кроме внешности, они отличаются одна от другой? Да кого мы обманываем, они даже внешностью не отличаются, так, может, цветом волос и нарядами!

Но в 90-е годы неповоротливый корабль западной мультипликации стал медленно разворачиваться в сторону большего разнообразия. Появились принцессы-воительницы, женщины-супергероини, а мотивация женских персонажей перестала упираться в «найти мужчину». Однако большая часть мультфильмов все еще изображала женщин стереотипно (или не изображала их вообще).

Так что в 1995 году с «Историей игрушек» все было в порядке. В смысле — стандартно.

Начало истории

В первой части «Истории игрушек» есть всего один значимый женский персонаж — фарфоровая пастушка Бо Пип. И она, как нетрудно догадаться, является романтическим интересом главного героя. Она мила, верит в Вуди, ободряет его и поддерживает. В общем, она хорошая и женственная, спокойная и объективная, но большего о ней не сказать. Она не стремится к приключениям, потому что она фарфоровая, и ее место — дома в спокойной обстановке.

Для 1995 года такое изображение женщин в мультфильмах было скорее правилом, чем исключением, хотя сейчас это смотрится диковато.

В общем-то даже большого возмущения эта ситуация не вызвала, только маленькие девочки жаловались, что им скучно смотреть мультики исключительно про мальчишек.

Надо сказать, что Pixar — это в общем-то и есть мальчишеский междусобойчик. Женских героинь у них мало, главных женских героинь еще меньше, а женщин-режиссеров нет вообще («Храбрую сердцем» начинала снимать женщина, потом в режиссерском кресле ее сменил мужчина).

Но по первому фильму студии это все еще не было понятно, потому что гендерный дисбаланс и стереотипное изображение женщин процветали тогда почти везде. В 1995 году вышла еще и «Покахонтас», в которой все опять уперлось в «лав стори», за год до этого нашумел «Король лев», где сильная героиня все равно должна была стать подружкой главного героя.

Шутки про сексуальные домогательства

В 1999 году в прокат вышел сиквел — «История игрушек-2». В него добавили женских персонажей, как главных, так и второстепенных. Наконец, появляется еще одна значимая героиня — ковгерл (это как ковбой, но девочка) Джесси. Сначала она чинит препятствия Вуди, затем помогает ему, а в конце в нее влюбляется Баз Лайтер, и она отвечает ему взаимностью. С Джесси не было проблем, она — отличная героиня и приемлемая ролевая модель: ловкая, умная, веселая, отзывчивая.

Проблема второй части находилась в сцене после титров (кстати, в кинотеатрах эту сцену тоже не показали, ее добавили для релиза на видео). Там Вонючка Пит, находясь в компании двух Барби, представляется продюсером и обещает им роли в «Истории игрушек-3» взамен на некую благосклонность. После этого он берет одну из куколок за руку, но увидев ковбоя Вуди, выпроваживает Барби из коробки.

Особая пикантность заключается в том, что основателя студии Pixar Джона Лассетера (который и срежиссировал этот мультфильм) тоже обвиняли в сексуальных домогательствах и непристойном поведении.

Большой побег: стереотипы и гомофобия

Но больше всего критики от феминисток получила «История игрушек: Большой побег», вышедшая в 2010 году. Начало фильма настраивало на оптимистичный лад: Миссис Картофельная голова грабила поезд, Джесси преследовала ее на коне, но потом все свернуло назад к сексистским истокам.

Среди новых персонажей большинство — мужского пола. Пастушка Бо Пип исчезла из сюжета — создатели фильма понимали, что фарфоровая куколка не перенесет всех приключений, положенных по сценарию.

Зато добавили значимую героиню — куклу Барби. Она вся такая девочка-девочка, мечтает о любви, о замужестве, о жизни в доме мечты с Кеном. Она очень эмоциональна, часто плачет и кричит. Даже когда она говорит что-то умное, это воспринимается как шутка.

Миссис Картофельная Голова слишком болтлива, а мама мальчика Энди (которой так и не придумали имени) — слишком ворчлива.

Джесси все та же, ей предстоит немало пережить из-за своей клаустрофобии, но и она не избежит стереотипного поведения. Когда у База Лайтера сбиваются настройки, и он начинает вести себя как типичный мачо, Джесси очень нравится его пылкость (хотя она не производит впечатление девушки, которой такое по вкусу).

Но особенно возмутило феминисток изображение Кена как гея, вынужденного скрывать свою ориентацию. В мультфильме над этим достаточно много подшучивают. Ха-ха, как смешно (нет). У многих после просмотра возникло ощущение, что мальчики, посмотревшие мультфильм, должны решить, что быть женщиной или гомосексуалом — это унизительно и смешно.

Феминизм торжествует?

Четвертая часть серии вышла в 2019 году и снискала множество похвал. Внезапно вернувшаяся в сюжет фарфоровая пастушка Бо Пип изменилась — она стала феминисткой, сорвиголовой и со всех сторон независимой женщиной. Главным героям впервые противостоит не злодей, а злодейка — сломанная кукла Габи-Габи.

И даже ковбой Вуди поворачивается к нам своей лирической, а не героической стороной: он заботится о самодельной игрушке Вилкинсе, даже жертвует своим голосовым динамиком, чтобы спасти непутевого человечка из вилки, пластилина и проволочек.

И хотя мы находим «Историю игрушек-4» превосходной, не думаете же вы, что до нее никто не смог докопаться? Писательница Стелла Даффи нашла в мультфильме расизм и сказала, что Бо Пип нельзя считать феминисткой, потому что она влюбляется и собирается жить с Вуди долго и счастливо. При всем уважении к Стелле, это странное заявление: феминистки что, не могут влюбляться и надеяться на то, что отношения окажутся продолжительными? В соцсетях ее справедливо раскритиковали по этому вопросу.

Ладно, Стелле было мало феминизма, зато некоторым русским критикам его было много. Четвертую часть серии на сайте «Научи хорошему» отругали за насаждение «чуждых нам ценностей». Вот как автор описывает решение Вуди остаться с сильной и независимой Бо Пип: «Таким образом, некогда сильный твердый мужчина по ходу развития сюжета под давлением женщины-командира превращается в безвольную тряпку и отрекается от всех своих идеалов. Так часто происходит и в реальной жизни, но в мультике это показано, как нормальное и правильное явление».

Как бы ни считали критики из изданий об особой русской морали и нравственности, постепенный разворот всех мультипликационных студий в сторону большей репрезентации женщин радует. Мальчиковый Pixar тоже старается не отстать от времени, и это идет ему на пользу. Хотя мы по-прежнему считаем, что им есть куда расти!

Современные родители часто отказываются показывать мультфильмы своего детства детям. Многим кажется, что это поможет уберечь маленьких людей от вредных стереотипных установок. Однако Институт Джины Дэвис по гендерным вопросам в СМИ, который исследует вопросы гендерного дисбаланса в фильмах, телевизионных шоу и средствах массовой информации, рекомендует просто смотреть фильмы и мультики вместе. А после просмотра — обсуждать увиденное.

Пока гендерный перекос никуда не делся (хотя он выправляется), и неразумно ждать, когда снимут новые программы с правильным посылом — их снимут, но дети могут успеть вырасти. Поэтому включайте «Историю игрушек» и приготовьтесь объяснять, почему там так мало девочек и почему они так странно себя ведут.


Мультфильмы Pixar известны своими интересными сюжетами, колоритными персонажами, детальной рисовкой и, конечно же, бесчисленными отсылками. И если вам кажется, что вы знаете обо всех — уверены: вы ошибаетесь.

Сегодня мы собрали большой список пасхалок, который доказывает, что аниматоры Pixar — настоящие гении!

1. «История игрушек» (1995) — это первый полнометражный фильм, выпущенный Pixar, поэтому других кинокартин, на которые можно было бы сделать отсылки, было не так уж и много. Но это не остановило PCU (Pixar Cinematic Universe)!


Все книги на полке позади Вуди названы в честь пиксаровских короткометражек: «Безделушки» (1989), «Оловянной игрушки» (1988), «Звезды цирка» (1987) и «Приключений Андре и Пчелки Уолли». (1984).

2. К «Истории игрушек 3» мультфильмов насобиралось достаточно. Так, батарейки, которые вставляются в корпус Базза Лайтера, производятся Buy N Large — мегакорпорацией из мира ВАЛЛ-И, которой также принадлежит гоночная трасса в «Тачках 3».


На аккумуляторе BNL также работает машина Бо Пипа в «Истории игрушек 4».

3. Во вселенной Pixar также существует очень успешный китайский производитель еды на вынос — коробка с его логотипом сначала появляется в «Приключениях Флика», а затем за свинкой Хэмм в грузовике Planet Pizza в «Истории игрушек 2».


Коробочка с китайской едой стоит и в холодильнике Лингвини в «Рататуе», а также на столе семьи Райли в «Головоломке».

Семья Парр также берет китайскую еду на вынос, поэтому мы видим коробочки в «Суперсемейке 2». И в «Истории игрушек 4» в холодильнике Маргарет. Коробка появилась и в «Душе» — ее можно заметить на рабочем столе. Кстати, в «Корпорации монстров» тоже есть коробки с китайской едой, но с другим логотипом и дизайном. Конкурент?


4. Еще одна крупная компания? Insuricare! В «Тачках 2» услуги по страховке автомобилей предлагает Insuricare — та же компания, в которой работает Боб Парр в «Суперсемейке».


5. Когда в мультфильме «Душа» Джо едет в поезде, в вагоне висит реклама Brang — компании, в которой работал отец Райли из «Головоломки».


Должно быть, это крутая компания, потому что отец Райли носит футболку с ее логотипом на протяжении всего фильма.

6. Заправка Dinoco, которая впервые появилась в виде небольшой станции в «Истории игрушек», на самом деле является крупной нефтяной компанией в пиксаровской вселенной.


Например, в «Тачках» Dinoco — самый прибыльный спонсор Кубка Большого Поршня, а в ВАЛЛ-И можно заметить старую зажигалку с ее логотипом. Dinoco появляется и в «Истории игрушек».

7. Жвачка TripleDent — еще один популярный бренд в мире Pixar. Впервые мы знакомимся с ним в воспоминаниях в ​​«Головоломке», а затем — в «Тачках 3», где TripleDent спонсирует Кэма Спиннера и Терри Газкара на Кубке Большого Поршня.



8. В «Истории игрушек» Eggman Movers — компания по перевозке грузов. Причем, должно быть, достаточно успешная, потому что может позволить себе рекламный щит посреди билбордов BNL в «ВАЛЛ-И». (Либо это последняя трата их маркетингового бюджета. )


Eggman Movers появляются в первой, второй и четвертой «Истории игрушек» и помогают переезжать семье Энди.


А может, он просто научил других крыс готовить.

10. На комоде Энди в «Истории игрушек» лежит открытка от Карла и Элли из «Вверх»!


11. В «Тачках 2» можно заметить гобелен с семьей Мериды в виде автомобилей — он висит в лондонском баре.


Когда «Храбрая сердцем» вышла на экраны, точно такой же семейный гобелен висел в замке клана Данброх.


13. В «Истории игрушек 2» можно заметить Геймлиха — гусеницу из «Приключений Флика», который ползет по ветке!


Вы можете подумать: «Серьезно? Гусеница? Это ведь неточно!». Но блуперсы во время финальных титров подтверждают, что это действительно был Геймлих.

В этом ролике Геймлих сообщает Флику, что они снимаются для «Приключений Флика 2». Затем гусеница пытается объяснить, что они снимаются для сиквела, только не для своего — в этот момент звучит фраза «Action!», и Базз разрубает рукой ветку, на которой стоят насекомые, в результате чего Флик и Геймлих с криком падают на землю.


14. В «Истории игрушек 2» миссис Картофельная Голова читает книгу о «Приключениях Флика», в которой нарисованы Флик и Дора. На этой странице можно прочитать: «Дора не на шутку разозлилась. ».


Учитывая эту сцену и камео Геймлиха, становится ясно, что персонажи из «Истории игрушек» и «Приключений Флика» существуют в одном и том же мире.

15. В «Тачках» в кинотеатре в Радиатор-Спрингс показывают автомобильные версии других фильмов Pixar — «Супермобили», «Историю игрушечных машин» и «Корпорацию автомонстров».


16. Игрушки из «Истории игрушек», кажется, тоже пользуются большой популярностью во вселенной Pixar.


Например, в комнате ожидания стоматологического кабинета в «В поисках Немо» в углу можно заметить Базза Лайтера.

17. А на одной из полок ВАЛЛ-И стоит игрушка Рекса. Позже он появляется в «Душе» — в одном из ящиков, которые опрокидывает Пол.


18. Даже в мультфильме «Вверх», когда дом Карла начинает взлетать, в спальне маленькой девочки можно заметить медведя — злодея из «Истории игрушек 3».


19. А в «Тайне Коко» есть пиньяты в форме Вуди, Базза Лайтера и Майка Вазовски, которые развешаны на улицах города.


20. В Земле Мертвых в «Тайне Коко» даже висит плакат «Суперсемейки» — только «скелетная» версия.


21. В комнате Бу в «Корпорации монстров» лежит кукла Джесси.


22. Чуть позже Бу предлагает Салли свою игрушку Немо (из «В поисках Немо» — мультфильма, который вышел через два года после «Корпорации монстров»).


23. Кстати, о «В поисках Немо»: ребенок, который ждет своей очереди в кабинете стоматолога, читает комикс «Мистер Исключительный» — про Боба Парра из «Суперсемейки».


24. Поскольку мистеру Исключительному пришлось выпустить Бомба Вояжа, чтобы спасти Бадди, преступник французского происхождения был замечен в Париже в «Рататуе».


Его имя даже упоминается в газете, которую читает Колетт.

25. Несмотря на то что санитарные инспекторы закрыли ресторан Гюсто в «Рататуе», похоже, он снова открылся, но уже в «Тачках 2», под названием Gastow.


Его видно, когда Финн и другие приезжают в Париж.

26. Помните ту стаю собак и их хозяина-злодея Чарльза Манца из «Вверх»? Что ж, в «Истории игрушек» есть портрет, на котором изображен Даг, играющий с ними в карты (а-ля картина Кассиуса Кулиджа «Собаки играют в покер»).


27. Когда в «Корпорации монстров» Рэндалл практикует свои пугающие техники, его помощник, Грибок, меняет фон, чтобы он мог замаскироваться. Один из фонов — обои с облаками, которые висели в комнате Энди в «Истории игрушек».


Должно быть, это самые популярные детские обои во вселенной Pixar.

28. В «Приключениях Флика» Эмиль Блох руководит цирком, расположенным в коробке из-под печенья Casey Jr. Cookies.


В «Истории игрушек 4» можно заметить коробку этого печенья в антикварном магазине. А рядом — очки аквалангиста из «В поисках Немо».

29. Еще одна странная находка в антикварном магазине в «Истории игрушек 4» — очень знакомая четырехногая трость. Да, она принадлежит Карлу из «Вверх».


30. Внутри шкафа в антикварном магазине из «Истории игрушек 4» стоят тарелки с гербом клана Данброх.


В «Храброй сердцем» королевством Данброх правит одноименный клан — семья Мериды.


32. Если вы смотрели «Историю игрушек 4», возможно, вы задавались вопросом: где же грузовик Pizza Planet? Но переживать не стоит — он на месте. Обратите внимание на татуировку на ноге сотрудника ярмарки, прямо перед тем, как он найдет Базза.


33. После того как этот сотрудник находит Базза в «Истории игрушек 4», он выставляет Лайтера на витрину рядом с несколькими гитарами из «Тайны Коко».


34. Еще один пример: знаете, кто еще заскочил на ярмарку в «Истории игрушек 4»? Бу из «Корпорации монстров»!


Впервые мы видим ее, когда Бонни приходит в детский сад, где Бу — девочка из ее группы.

35. Когда в «Душе» душа 22 пытается выстрелить из лука в Hall of Everything, цели выглядят так же, как и в «Храброй сердцем».


Конечно, вы можете утверждать, что они просто немного похожи, но напоминаем: цели в «Истории игрушек 4» были традиционного красно-белого цвета.

36. В «Душе», в пиццерии внутри Hall of Everything, тоже есть пицца с брокколи — та самая пицца, которую подают Райли и ее маме в «Головоломке» (к их большому огорчению).


37. Кстати, в Hall of Everything так много пасхальных яиц! Вот лишь некоторые из них: конечно же, грузовик Pizza Planet и Люксо-младший.


Возможно, это рекорд по пасхалкам для одного фильма Pixar.


А на карте Барли отмечены «Brave Wilderness» (Brave — английское название «Храброй сердцем») и «Loch Lake» (Loch — ирландское слово, которое означает «озеро»).

39. Салли, возможно, также напугал ведьму в «Храбром сердце», когда она была ребенком, потому что в ее хижине есть его изображение в виде резьбы по дереву.


40. В «Рататуе», когда Реми бежит по городу, можно увидеть тень Дага из «Вверх»!


41. Когда в «Душе» Джо идет по улице и говорит по телефону, он проходит мимо почтового ящика с надписью «Сид» — это имя хулигана из «Истории игрушек».


42. В «Душе» также есть две знакомые наклейки на почтовом ящике (чтобы их заметить, возможно, понадобится бионическое зрение): логотип BNL — он же мегакорпорация Buy N Large из «ВАЛЛ-И» — и лицо Андре из «Приключений Андре и Пчелки Уолли».


«Приключения Андре и Пчелки Уолли» — короткометражный анимационный фильм, выпущенный в 1984 году компанией Graphics Group, которая тогда была подразделением Lucasfilm, а позже переименована в Pixar.

43. В первом кадре «Истории игрушек 2» изображено созвездие в виде Люксо-младшего.


44. И поскольку Люксо-младший практически повсюду: когда ВАЛЛ-И строит статую Евы, ее рука сделана из той самой лампы!


45. В «Душе», когда 22 и Джо стоят на платформе метро, ​​позади них останавливается поезд с номером 2319. В «Корпорации монстров» 2319 — это код, который используется для предупреждения монстров о заражении.


Например, когда Агентство по обнаружению детей ловит застрявший носок у Джорджа Андерсона, которого бреют и поливают обеззараживающим душем.

46. Оловянная игрушка из «Оловянной игрушки» была также замечена на вечеринке в клубе антикварного магазина в «Истории игрушек 4».


47. Когда в «Истории игрушек 3» Вуди совершает побег, он выходит на игровую площадку с тренажерным залом в джунглях — он сильно похож на зал из памяти Райли в «Головоломке».


Даже если это не тот самый тренажерный зал и игровая площадка в джунглях, то производитель определенно тот же.

48. Когда «В поисках Немо» рыбы сбегают из кабинета дантиста в своих мешках с водой, можно заметить Луиджи из «Тачек» (которому принадлежит магазинчик шин Casa Della Tyres), проезжающего мимо.


Да, на первый взгляд это похоже на обычную желтую машину, но поверьте: это Луиджи. В этой сцене можно также заметить грузовик Pizza Planet.

Читайте также: