История игрушек с новым годом

Обновлено: 05.05.2024

Символ Нового года – украшенная разноцветными игрушками ёлка. Приближение праздника многие начинают ощущать, когда на прилавках магазинов появляются новогодние игрушки – разноцветные шары, пушистые гирлянды и другая ёлочная мишура. При взгляде на блестящий, сверкающий, как зеркало, нежный и хрупкий новогодний шарик в каждом взрослом просыпается ребенок, в душе просыпаются воспоминания из детства и стремление вновь прикоснуться к волшебству. Классические правила украшения зеленой красавицы до сих пор практически не изменились, хотя современные игрушки сильно отличаются от елочных украшений былых времен. А что мы знаем об истории ёлочных украшений?

От средневековой Европы

Новогодние ёлочные украшения, ставшие неотъемлемым атрибутом праздника, прошли долгий путь развития. Традиция украшения домов ветками хвойных деревьев известна ещё со времен средневековья. Обычай приносить домой целую ель или сосну появился в Европе только в ХVI столетии. Хвойную красавицу стали называть «рождественским деревом», и у жителей католических стран она до сих пор ассоциируется не с Новым годом, а с Рождеством.

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/7f3/7f326ec789ab837a9bc6bbdf34faa2a5.jpg

Петровская эпоха и новогодние украшения

История ёлочных украшений в России начинается с реформ Петра Великого. По высочайшему указу от 20 декабря 1869 года ель стала символом новогоднего праздника, а хвоей, елью и можжевельником надлежало украшать городские улицы и дома. Однако специально украшать ель не предписывалось. После смерти Петра Первого его начинание было фактически забыто и свято соблюдалось лишь кабатчиками, продолжавшими украшать ёлками крыши и входы в питейные заведения.

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/6a5/6a54229305315a7fa611f21dcb61fe8b.jpg

Ёлочные украшения XIX века

Первые рождественские ёлки появляются в русских домах в 1840-х годах. Самыми распространенными украшениями были конфеты, фигурные пряники, орехи, завернутые в золотую бумажку. Со второй половины ХIХ столетия этот праздник становится подлинно семейным, преимущественно детским, и широко отмечается не только в высших кругах аристократии, но и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей и творческой интеллигенции.

Первая русская «публичная» ёлка, украшенная разноцветными бумажными лоскутками, была установлена в 1852 году в столице Российской империи, на петербургском Екатерингофском вокзале. Повсеместно устанавливать ёлку в местах общественных гуляний стали лишь в последней трети ХIХ века.

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/c4c/c4cc437979a511980ca58fc78e1956bf.jpg

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/8c0/8c00a68d2a3bbd46ef338445ca913cb3.jpg

Ёлочные игрушки: цена вопроса

В Москве ёлочную игрушку можно было купить во многих магазинах. В 1913 году «Торговый дом Тихомирова и К°» предлагал перечень ёлочных игрушек и карнавально-праздничных изделий, изложенный на 12 листах убористой печати и включавший 72 наименования одного только комнатного фейерверка.

Ёлочные игрушки мастерили самостоятельно не только из-за их недостатка и по причине дороговизны. Даже в аристократических семьях считалось, что процесс изготовления ёлочных игрушек и украшения ими рождественской ели несёт важный эмоциональный и воспитательный смысл.

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/340/340286800669774401d0be90946c5653.jpg

Символика рождественских украшений

Первоначально игрушки воссоздавали евангельский сюжет. Верхушку ели венчала вифлеемская звезда, а крестовина символизировала распятие. Ангелочки отождествлялись с божественной волей, колокольчики означали божественный глас, а гирлянды (бусы, цепи, венок) – святость, страдания и воскрешение. Фрукты представлены обязательным яблоком (символ Спасения и Познания) и виноградом, который в Ветхом завете служил эмблемой плодов земных, равноценной Древу жизни. Овечка олицетворяла паству, нуждающуюся в духовном проводнике и наставнике. Птица (Голубь Благовещения) символизировала Благую весть, а ягнёнок (Агнец Божий) – самого Иисуса Христа. Эмблемой Христа, Церкви, Благодати и Веры служили свечи.

Цветовое убранство также несло сакральный смысл. Золото – символ божественного начала, серебро – чистоты и целомудрия. Сочетание красного и зелени веток ассоциировалось с Иоанном Крестителем и Страстями Господними как терновый венец и капли крови.

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/ae8/ae82043c53f4638e27bafa7abfee5ef6.jpg

Первые украшения

До середины XVIII столетия украшения для ёлки были только съедобными - яблоки, вафли, орехи в золотых бумажках, пряники. И только со второй половины XVIII столетия, появляются первые «несъедобные» ёлочные украшения. В каждой семье они изготавливались своими руками из бумаги, яичной скорлупы и еловых шишек, покрытых напылением. Вскоре появляются и первые игрушки, изготовленные мастерами. Это были замысловатые фигурки из латуни и чеканки, изображающие, главным образом, сказочных фей. К концу XVIII столетия для украшения рождественской ёлки стали использовать блестящие серебристые звездочки, различные бумажные цветы и всякую мишуру.

Ёлочные шары

Первые ёлочные шары появились только в 1848 году, а их родиной стал городок Лауш, расположенный в Тюрингии.

https://4.bp.blogspot.com/-YQgxdz0QCv8/WjSoSlROhuI/AAAAAAAABtE/pzCP7SYlhIsbThuNxbgIHaeSyNZhmeOYgCEwYBhgL/s640/13304598.jpg

https://sun9-33.userapi.com/impf/c856020/v856020451/831d5/3Rv7LOMzjTQ.jpg?size=2000x1421&quality=96&sign=a1f9af02feb7f2958df5329fc06adc14&type=album

Их создавали из тяжелого стекла, прозрачного или цветного. Для придания зеркального блеска с внутренней стороны шары покрывали тонким слоем свинца, а снаружи – разноцветными блестками.

Технология изготовления шаров изменилась после 1867 года, когда на территории города был открыт газовый завод. Благодаря этому стало возможным изготовление шаров из тонкого стекла. От свинца, вредящего здоровью, отказались, а зеркальный блеск создавали при помощи нитрата серебра. Из стекла выдували ёлочные игрушки любой формы и размеров – гроздья винограда, животных, фигурки Санта-Клауса и ангелов.

В начале ХХ века елочные игрушки стали выпускать на мануфактурах и фабриках других стран.

Ёлочные игрушки в СССР

После Октябрьской революции 1917 года производство ёлочных игрушек прекратилось, новогодние праздники были запрещены. И только 28 декабря 1935 года в советских газетах появился призыв наряжать ёлку для детей, а в 1937 году огромная ёлка была установлена в Колонном зале Дома Союзов.

Наладился и выпуск ёлочных украшений, а в 1937 году была выпущена серия шаров с изображением деятелей Политбюро.

Внешний вид ёлочных игрушек и их смысловая нагрузка изменились в соответствии с историческими реалиями – на многих из них была коммунистическая символика и яркая надпись «СССР».

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/f36/f36db1f4ef15ee59b4309101a0624a2c.jpg

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/ee7/ee7a08b0a1fca61a830237a666464523.jpg

Ёлочные игрушки в годы Великой Отечественной войны

Производство елочных игрушек не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны, а празднование Нового года должно было напоминать о спокойной и мирной жизни. В этот момент выпускались игрушки в виде танков, другой военной техники и солдат-санитаров.

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/96c/96c5afb6ff18f0c84631b6558deaba7c.jpg

Ёлочная игрушка в послевоенное время

С 1947 года 1 января снова стало праздничным выходным днем, а для украшения новогодней ели использовались только «мирные» игрушки. К 1949 году была выпущена серия с изображением героев из сказок А.С. Пушкина, а в 50-х годах появились ёлочные игрушки в виде овощей и фруктов, они должны были символизировать изобилие в стране.

А после фильма «Карнавальная ночь» появляются стеклянные часы, стрелки которых показывают пять минут до наступления Нового года.

Ёлочная игрушка в СССР во второй половине XX века

В 60-х годах, когда Н.С Хрущев способствовал культивации кукурузы, появились ёлочные игрушки в виде початка «царицы полей». Полёт человека в космос стимулировал производство «современных» на тот момент новогодних игрушек – космических спутников и космонавтов в скафандрах, ракет. Появились и первые электрические гирлянды.

С 70-х годов игрушки стали не выдувать, а штамповать. Было налажено массовое производство, появились в ассортименте типовые разноцветные шарики, шишки, однообразные сосульки и колокольчики, выпускались игрушки на прищепках. В продаже появился и знакомый нам дождик.

В 90-е годы прошлого столетия после активного внедрения в повседневную жизнь восточного календаря, широкое распространение получили елочные игрушки с изображением символа наступающего года.

http://old.cgon.ru/upload/medialibrary/756/756542c4f02657b9c7598d84105b8c6e.jpg

Ёлочная игрушка в начале XXI века

С начала ХХI столетия в моду вошли самодельные игрушки, так называемый «хэнд-мэйд». Их создают из подручных материалов – соломы, веточек, кусочков ткани, меха, ниток и клубков, можно сшить или связать крючком.

«Винтаж» - одно из самых популярных направлений в украшении новогодней елки. Чтобы нарядить ёлку в таком стиле, понадобятся игрушки в стиле ретро. Возможно, у вас на чердаке или в кладовой может отыскаться подлинный шедевр, свидетельствующий об истории развития новогодних игрушек.


Традиция украшать зимнюю ель возникла на территории нынешней Европы еще во времена язычества. По преданиям германских племен, в лесу, на деревьях, жили злые духи. Зимой эти невидимые демоны становились злобными и ненасытными и требовали жертв. Чтобы задобрить нечисть, германцы вешали на деревья угощения.


С приходом в Европу христианства эта языческая традиция сохранилась, изменился подтекст. Елку ставили в доме и украшали яблоками, кусочками тканей, вафлями и свечами. Звезда (свеча) на верхушке ели символизировала Вифлеемскую звезду, яблоки— запретный райский плод. В Средние века на елке появились и другие украшения: цветы и ангелочки из бумаги, золоченые шишки, печенье, кусочки сахара и орехи. Постепенно обычай украшать ель на Рождество распространился по Европе.


Стеклянные яблоки .

Первые стеклянные елочные игрушки появились в Тюрингии (Германия) в конце XIX века из-за . неурожая яблок. Находчивые стеклодувы городка Лауша взамен яблок начали продавать стеклянные шары. Стеклянные «яблоки» были нарасхват.


Позднее стекольных дел мастера научились делать и другие игрушки: шишки, колокольчики, фигурки животных.
В конце XIX века кроме шаров были популярны игрушки из золотой проволоки, ватные и восковые куколки, бумажные и картонные изображения ангелочков. Многие украшения хозяйки делали сами. Темными декабрьскими вечерами девушки шили мешочки для конфет, лоскуты и вату превращали в человечков. Дети заворачивали в золотую бумагу орехи и раскрашивали деревянные фигурки.





Дореволюционная Россия


Моду на елки и елочные игрушки ввела императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Для царской семьи привозились стеклянные украшения из Германии и даже невиданные тогда электрические гирлянды.







Фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Постепенно мода на нарядные елки распространилась среди состоятельных людей. В богатых домах имелись «настоящие» игрушки, выписанные из Англии и Германии: тяжелые стеклянные шары, ватные фигурки моряков, детей и экзотических животных.










Фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Большая часть украшений, как и в Европе, была самодельной и съедобной: пряники, леденцы, золоченые орехи. В 1916 году Священный Синод запретил елки, т.к. Россию вступила в войну с Германией, и все немецкое объявили враждебным.

Советская Россия

В советской России елка была запрещена из-за религиозного контекста. Елку реабилитировали в 1935 году, переименовав в новогоднюю. С этого момента началась эпоха советской елочной игрушки. Вифлеемскую звезду заменили пятиконечной и пиками-буденовками, вместо ангелов на ветках появились красноармейцы и пионеры. Игрушки изготавливали из стекляруса, прессованного хлопка и папье-маше.






На внешний вид игрушек оказывали влияние политические события, происходящие в стране. В 30-е годы на ветки вешали танки и самолеты. В 40-е все игрушки были парашютистами: к фигуркам прикрепляли кусочек ткани, получался парашют. После войны стали популярны игрушки, изображающие циркачей и героев детских сказок.




В 50-е годы, с наступлением сельскохозяйственной эры Хрущева, пришла мода на «овощные» игрушки: из стекла и пластмассы изготавливали початки кукурузы, огурцы, помидоры, морковки.


В 60-е космонавты и ракеты потеснили кукурузу.


Тематику елочных украшений задавал кинематограф и мультипликация. После выхода фильма Эльдара Рязанова «Карнавал» появились игрушки-часы. Сказки режиссера Роу подарили детям елочную Бабу-Ягу, Деда Мороза и Снегурочку.





Заморские елочные обычаи

В современном мире люди активно заимствуют друг у друга культурные традиции и дизайнерские идеи. На елках соседствуют игрушки разных эпох, стилей. Но у каждой страны есть свои оригинальные приемы украшения елки, своеобразная визитная карточка Рождества и Нового Года.

Например, в Германии на входной двери обязательно должен висеть рождественский венок, как знак приветствия гостей. Елка украшается пышно шарами и бантами красного и золотистого цвета. Немцы обожают свечи, поэтому популярны елочные ретро-гирлянды в виде свечек. Любимая елочная игрушка немецких детей — Щелкунчик.



В Скандинавии самым ярким атрибутом Рождества является соломенный козел — герой скандинавских преданий. В Швеции, Финляндии и Норвегии елку наряжают национальными флагами, снежинками и звездами.




В Норвегии принято самим срубать ель в лесу и украшать втайне от детей. А в Финляндии, наоборот, предпочитают искусственные елки. У финнов есть традиция — наряжать елку игрушками handmade.




В Гренландии рождественскую ель украшают свечами и разноцветными лентами.

В Великобритании рождественское дерево выглядит очень ярко: много игрушек, еще больше гирлянд.



В Ирландии на елку вешают фонарики, ангелов, эльфов и украшают верхушку звездой.




Американцы и канадцы любят наряжать елку съедобными украшениями. Это апельсины, клюква, леденцы в форме буквы «J» — первой буквы имени Иисуса. Особое внимание в Америке уделяют гирляндам, ими декорируют не только ель, но и окна, двери, лестничные проемы.




В жарких южноамериканских странах наряжают маленькие елочки в горшочках, пальмы и даже кактусы. Мексиканцы кладут на ветки кусочки хлопка, имитирующие снег.





Фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Если вам хочется чего-то необычного при декорировании елки, воспользуйтесь заморскими идеями. Можно украшать елку старыми фотографиями, бижутерией, венецианскими масками и другими нетипичными для елки аксессуарами. Детские варежки, маскарадные очки и носы, клоуны, компакт-диски, шелковые платочки отлично будут смотреться на елке.






25.12.17,
Наталья Жернова,
Новосибирск,
фото из открытых источников в интернете

Наступает Новый год. Одна из традиций этого праздника – украшенная ёлка. Сегодня все стремятся нарядить ёлку согласно модным тенденциям , покупая яркие игрушки, которых, к счастью, в магазинах перед праздниками – большой выбор для создания новогодних композиций в любом стиле.

Советские ёлочные игрушки - отражение нашей истории


Советские ёлочные игрушки — отражение нашей истории

Но у многих ещё сохранились ёлочные украшения наших родителей и бабушек. Помните, какое волшебство начиналось, когда с дальней полки доставалась коробка с нарядом для ёлки? И какой печалью становилась каждая разбитая нечаянно игрушка.

Сегодня старые советские ёлочные игрушки – предмет коллекционирования. В антикварных магазинах и на блошиных рынках цена на некоторые экземпляры весьма значительна – может достигать полумиллиона рублей. Хотя некоторые не согласятся расстаться с игрушками ёлок своего детства ни за какие деньги.

«Устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!»

В дореволюционной России главным праздником был не Новый год, а Рождество. Поэтому ёлочные игрушки тех времён были связаны с библейскими сюжетами: фигурки ангелов, рождественские колокольчики, звёзды. После Октябрьской революции рождественская ель была отменена как буржуазный пережиток.

Поначалу изготовлением новогодних украшений занимались небольшие артели. Материалы и техники были традиционными – вата, картон, папье-маше, стекло. Популярностью пользовались известные ещё с дореволюционного времени плоские игрушки в технике дрезденского картонажа – тисненые, состоящие из двух склеенных половинок. Интересно, что такие игрушки выпускались на протяжении всей советской истории – до 80-х годов.

Новогодние игрушки, как передовицы газет, передавали то, чем жил, чему радовался, о чём мечтал советский народ: в 1939 году был создан комплект игрушек «Скотный двор» к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Птичницы, доярки, сельскохозяйственные животные – этот комплект был, как говорят, limited edition: продавался только во время действия выставки и больше никогда не воспроизводился.

Новогодняя ёлка предвоенного времени. Фото с сайта photolium.ne


Новогодняя ёлка предвоенного времени. Фото с сайта photolium.ne

Лётчики, полярники (в честь подвига папаницев), герои-пограничники (узнаваемая всеми фигурка пограничника Никиты Карацупы с собакой Индусом, задержавшей 338 нарушителей границы), а также персонажи популярных фильмов – когда в прокат вышел фильм «Цирк» с Любовью Орловой, появились и ёлочные клоуны, гимнасты, дрессированные собачки. И негритята из ваты.

Среди старинных игрушек вообще было много различных реалистичных фигурок – изображений людей (пионеры, футболисты, повара, балерины, физкультурники, дворники) и предметов быта или инструментов (ёлку украшали стеклянными самоварами и вазами, почтовыми ящиками и домиками, миниатюрными копиями техники).

Серия ёлочных игрушек «15 республик – 15 сестёр» – фигурки в национальных костюмах, выпускавшаяся в 60-е годы: украшения интересны и как образец декоративно-прикладного искусства, и, наверное, даже больше – как пример идеологии и менталитета того времени.

«Всё это нашей истории строки. »

В хрупких ёлочных украшениях, как в зеркале, отражалась история страны: и «целинные земли и космос далёкий», и «царицу полей», и первый спутник, и Белку со Стрелкой, и космонавтов – всё можно было увидеть на праздничном новогоднем дереве.

К этому времени относятся прожекторы (игрушки с коническим углублением) и шарики-радиоволны (шары с рисунком из концентрических кругов, нанесённых фосфорической краской, светящейся в темноте).

Всем известен лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». Но во время войны у страны находились ресурсы не только для производства снарядов: на заводе «Москабель» выпускались игрушки из остатков проволоки. А на предприятиях, занимавшихся пошивом военной формы, делали ёлочные украшения из остатков материала для погон.

В 70-е годы производство ёлочных игрушек стало массовым, они стали яркими и блестящими, но вместе с тем потеряли свою индивидуальность. Игрушки стали более обтекаемыми, потеряли скульптурность формы, из нарисованных глазок пропало выражение. А потом мишки, белочки, зайчики, человечки и вовсе сменились безликими сосульками, льдинками и фонариками.

Всероссийский музей декоративного искусства и галерея InGallery в преддверии любимого всеми праздника представили выставку "Новогодняя история игрушек". Это самый светлый и сказочный проект уходящего года, уверены организаторы. И, кажется, они не ошиблись. Помните, как у Гайдара находчивые Чук и Гек украшали в глухой тайге елку? "Они ободрали все цветные картинки из старых журналов, из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. ". Герои современной выставки тоже сделаны из ваты. Неуклюжие мишки, розовощекие девочки, задиристые мальчишки, бородатые деды морозы и нежные снегурочки каким-то чудом создают новогоднее настроение у детей и взрослых. Корреспондент "РГ" попыталась разобраться, почему незатейливая ватная игрушка покоряет современников.

Всероссийский музей декоративного искусства

Катающиеся на санках мальчики, девочки с леденцами, щекастые младенцы в толстых одеяльцах - далеко не все ватные сюжеты. Каждую игрушку хочется разглядывать вечность - за каждой своя новогодне-зимняя история. Воронежские художники Виталий Мартыненко и Надя Козинина создали целые новогодние картины, героями которых стали ватные игрушки из домашней коллекции. На темных таинственных холстах эти, с виду грубоватые и неказистые игрушки, играют в снежки, разглядывают себя в зеркале, катают друг друга на санках и даже танцуют.

"Коллекционировать игрушки мы начали лет десять назад, - рассказывает Виталий Мартыненко. - В моем детстве под елкой всегда стоял Дед Мороз из ваты, я вырос, и теперь он живет в моей семье. Но начинали мы коллекцию со стеклянных игрушек. Ватные казались какими-то грубоватыми, и даже вызывали отторжение".

Но однажды Виталий и Надя посмотрели на них по-другому.

"Мы купили Казачка, - вспоминает Надя Козинина, - и - влюбились".

За десять лет на интернет-аукционах они собрали внушительную коллекцию.

"Покупали для души, - рассказывает Виталий. - Многие были не в очень хорошем состоянии, зато с симпатичным лицом или с какими-то особенными движениями. У нас есть игрушка 30-х годов - лицо треснуло, где-то пятнышки, где-то надрывы - все это как возраст человека, про индивидуальность и непохожесть".

В долгой совместной профессиональной истории Виталия и Нади это всего лишь второй совместный проект. И, можно сказать, эксклюзивный.

"Перед праздником многие художники выставляют свои работы с новогодними игрушками, в основном это стекло, с ватой вроде бы никто не делал, нас зацепила эта идея и мы решили попробовать", - рассказывает Виталий.


Воспроизвести на холсте грубое ватное очарование не просто, но у художников получились настоящие шедевры.

"Работы делались долго, сложно, многослойным способом, из-за этой многослойности темный фон превращается в таинственную глубину, создает такое гофмановское настроение - и праздничное, и новогоднее, и сказочное, возникает ощущение тайны", - говорит Виталий.

Может быть поэтому в наш век изобилия, когда в магазинах полно елочных украшений на любой вкус и кошелек, возвращается интерес к простой игрушке из простого материала. Из ваты и клейстера. На выставке "Новогодняя история игрушек" можно увидеть ватную игрушку от мануфактуры "Московская игрушка", которая профессионально занимается возрождением производства. В музее мануфактуры хранится более 100 уникальных старинных и современных новогодних ватных игрушек с 1920-х годов до наших дней, картонажа и элементов декора дореволюционной и советской России.

"В поздние советские времена стали появляться актуальные, модные, яркие новогодние игрушки, гирлянды, теперь этот интерес схлынул, и людям захотелось вернуться к чему-то простому и доброму", - считает Виталий.

"Под Новый год всегда хочется сделать что-то праздничное и волшебное своими руками, - добавляет Надя. "Но бумага слишком скучный и обычный материал, стекло и пластик - сложный, а вата - это просто и интересно, - продолжает Виталий. - Плюс, накоплен большой культурный пласт, можно вернуться в прошлое, что-то взять оттуда и сделать новое в рамках традиции".

Свою елку Надя и Виталий будут наряжать вместе со своим семилетним сыном. И она обязательно будет живая. "Искуственная елка не дружит с живой ватной игрушкой", - говорит Виталий.

Однако, по данным социологов, почти половина наших соотечественников сегодня отдает предпочтение искусственной елке. "Многие не хотят лишних хлопот с осыпающимися иголками, - понимающе отмечает Виталий. - Но мы с отцом всегда ходили за живой елкой. В провинциальном городке было непросто добыть елку, их привозили на предприятия. Привезут грузовик елок, а они все какие-то кособокие, ободранные. У нас был знакомый в лесхозе, мы ездили к нему с санками за елкой. Отец всегда выбирал елку покрупнее, попушистее. Устанавливали ее в . руль. У нас дома было старое рулевое колесо, я им играл, рулил, а под Новый год в него устанавливалась елка. Я очень любил лежать под елкой, она была большая, мама укладывала мне одеяло, я лежал, и смотрел сквозь ветки, наверх. Рядом была батарея, было тепло, и вылезать из этой сказки совсем не хотелось".


Спрашиваю, как художники относятся к современному елочному дизайну, когда вся елка в шарах одного цвета.

"Елка - это не про дизайн, это про тепло и уют, - убежден Виталий. - Возможно, наша елка яркая, дурацкая, выглядит бестолково, каждый подойдет и что-то повесит - не в то место, не те игрушки, но она живая".

"Елочный современный дизайн подходит тем, кто не знает, как украсить, он упрощает задачу, - говорит Надя. - Но на самом деле, елка - это портрет семьи". "Поэтому украшать елку надо с фантазией, по-домашнему, - добавляет Виталий. - Не совершенная елка, не совершенные игрушки - в этих недостатках появляется личность. И недостатками они кажутся только на первый взгляд, на самом деле - это достоинства, приметы индивидуальности".


До середины XVIII столетия елка украшалась только съедобными «украшениями» - яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, другими фруктами и сладостями, пастилой и медовыми пряниками. И только, начиная со второй половины XVIII столетия, появляются первые «несъедобные» елочные украшения. На этом этапе они еще были примитивными, в каждой семье они изготавливались своими руками из бумаги, яичной скорлупы и еловых шишек, покрытых напылением. Вскоре появляются и первые игрушки, изготовленные мастерами. Это были замысловатые фигурки из латуни и чеканки, изображающие, главным образом, сказочных фей.

К концу XVIII столетия для украшения рождественской елки стали использовать блестящие серебристые звездочки, различные бумажные цветы и всякую мишуру.

Первые елочные шары ,так хорошо знакомые нам сегодня, появились только в 1848 году, а их родиной стал городок Лауш, расположенный в Тюрингии. Эти шары не были такими легкими и хрупкими, как сегодня, они изготовлялись из тяжелого стекла, прозрачного или цветного, а для придания зеркального блеска с внутренней стороны покрывались тонким слоем свинца. Такие шарики снаружи покрывались разноцветными блестками, но, стоит отметить , такое новшество стоило недешево и позволить себе покупку елочных шаров мог не каждый.

Технология изготовления шаров изменилась уже после 1867 года, когда на территории города был открыт газовый завод. Применение газовых горелок в стеклодувном производстве дало возможность разогревания стекольной массы до довольно высоких температур, благодаря чему стало возможным изготовление елочных шариков из тонкого стекла, они были намного легче предыдущих, и гораздо меньше отягощали ветки рождественского дерево своим весом. Свинцовое покрытие, способное причинить вред здоровью , на шарики больше не наносилось, а зеркальный блеск придавался при помощи нитрата серебра. Пластичное стекло стало применяться не только для выпуска блестящих шаров, из него можно было выдувать елочные игрушки любой формы и размеров – гроздья винограда, животных и птиц, фигурки Санта-Клауса и маленьких ангелочков, рыбок, которые в христианстве отождествлялись с Иисусом Христом, а также небольшие амфоры и разнообразные кувшинчики.

Для росписи елочных игрушек использовалась серебряная и золотая пыль, каждая игрушка производилась вручную, а замысловатые росписи отличались одна от другой. В течение длительного времени все стеклянные елочные игрушки производились только в городе Лауш, а затем экспортировались в другие страны Европы, в том числе и в Россию. *И только в начале ХХ века елочные игрушки стали выпускать на мануфактурах и фабриках других стран – в Богемии, Японии, США и Польше., а потом производство блестящих красочных шаров наладилось во многих христианских государствах, где существовал обычай наряжать елку.

После Октябрьской революции 1917 года производство елочных игрушек прекратилось, а само украшение елки было объявлено пережитком прошлого, обычаем буржуазии, с 1927 по 1935 годы празднование Нового года и Рождества находилось под строжайшим запретом, в них видели идеологическую угрозу для советской власти. И только 28 декабря 1935 года в советских газетах появился призыв праздновать Новый год и наряжать елку для детей, а в 1937 году огромная наряженная елка была установлена даже в Колонном зале Дома Союзов. С тех пор елка опять вошла в обычай, только она уже связывалась не с Рождеством, а с Новым годом. Наладился и выпуск новогодних елочных украшений – красных звезд на верхушку елки, шаров, а в 1937 году была выпущена серия елочных шариков с изображением деятелей Политбюро.

Внешний вид елочных игрушек и их смысловая нагрузка изменились в соответствии с историческими реалиями – на многих из них была коммунистическая символика, а в продаже появились парашютисты в советской форме, а также бумажные дирижабли, на каждом из которых красовалась яркая надпись «СССР».



Производство елочных игрушек не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны, а празднование Нового года должно было напоминать жителям, находившимся на незанятых фашистами территориях и в эвакуации, а также фронтовикам и лечащимся в госпиталях о спокойной и мирной жизни. В этот момент выпускались игрушки в виде солдат, танков, другой военной техники и солдат-санитаров.


С 1947 года 1 января опять стало праздничным выходным днем, а для украшения новогодней ели использовались только «мирные» игрушки. К Новому 1949 году была выпущена серия новогодних игрушек с изображением героев из сказок А.С. Пушкина, она была посвящена юбилею со дня рождения великого поэта. В 50-х годах, когда на территории Советского Союза возникла серьезная продовольственная проблема, было решено выпустить серию елочных игрушек в виде овощей и фруктов, они должны были символизировать изобилие в стране.


В эти годы появились елочные игрушки в виде Деда Мороза, вначале как самостоятельно висящая игрушка, а затем и как главная фигура, стоящая у подножья новогодней елки, и Снегурочка, не имевшая западноевропейских предшественников. Появляются елочные игрушки в форме белочек , зайчиков, медвежат; елки стали украшать и стеклянными бусами. А после того, как жители Советского Союза увидели фильм «Карнавальная ночь», снятый режиссером Эльдаром Рязановым, стали выпускать и стеклянные часы, стрелки которых показывают пять минут до наступления Нового года. А в 60-х годах , когда Н.С Хрущев во многих регионах страны способствовал культивации кукурузы, стали выпускаться и елочные игрушки в виде початка «царицы полей». Полет человека в космос стимулировал производство «современных» на тот момент новогодних игрушек – космических спутников и космонавтов в скафандрах, ракет. Стали производиться и первые электрические гирлянды, засверкавшие на детских утренниках и в квартирах граждан.


Начиная с 70-х годов, выпускаемые в СССР елочные игрушки утратили свое разнообразие, было налажено массовое производство, а на фабриках их стали не выдувать, а просто штамповать. В магазинах в широком ассортименте появились похожие друг на друга разноцветные шарики, золоченые стеклянные шишки, однообразные сосульки и колокольчики. Иногда, правда, в продаже появлялись эпатажные экземпляры – новогодние игрушки в виде снежинок, украшенные серпом и молотом, выпускались игрушки на прищепках, которые удобно было цеплять на ветки елок, в продаже появился и знакомый нам дождик.

Игрушки 80-х годов возвращают в детство каждого из нас, они сохранились до сих пор во многих домах. Несмотря на давно сменившуюся советскую идеологию, многие для украшения верхушки елки используют красную пятиконечную звезду, напоминающую всем известный символ Кремля. Интересно, что никто её не собирается менять на золотистую или серебристую «Вифлеемскую» звезду.

В 90-е годы прошлого столетия после активного внедрения в повседневную жизнь восточного календаря, широкое распространение получили елочные игрушки с изображением символа наступающего года.

В настоящее время выпуск новогодних игрушек отличается большим разнообразием, появилось и множество стилей украшения новогодней елки. В моду входят игрушки, напоминающие старые образцы, изготовленные сто лет назад, выпускаются и шары с изображением русских пейзажей и снежной зимы. А игрушки с государственной символикой в России выпускаются до сих пор. В украшении елки стал преобладать европейский стиль с использованием шаров одинакового размера двух цветов, симметрично расположенных на зеленой красавице, и никаких гирлянд и надоевшего многим дождика. Такие елки можно увидеть в витринах магазинов, в торговых центрах и супермаркетах, да и практически во всех офисах. Появились и искусственные новогодние елки неестественных цветов – синие, белые, серебристые и золотистые. Но дома многие жители предпочитают наряжать елку с использованием гирлянд и дождика.



С начала ХХI столетия в моду вошли самодельные игрушки, так называемый «хэнд мэйд». Такие игрушки вызывают в каждом из нас положительные эмоции. Такие игрушки изготавливают из подручных материалов – соломы, веточек, кусочков ткани, меха, ниток и клубков. Елочные игрушки можно сшить или связать крючком. Если вам сложно изготовить такую необычную игрушку самим, можно купить что-то подобное в магазине интерьеров или на специальных выставках-ярмарках мастеров рукоделия. На сегодняшний день «винтаж» - одно из самых популярных направлений в украшении новогодней елки, причем для их создания используются и игрушки в стиле ретро. Возможно, у Вас на чердаке или в кладовой может отыскаться подлинный шедевр, свидетельствующий об истории развития новогодних игрушек.


Можно вернуться на два-три столетия назад и украсить елку только съедобными украшениями, развесив на ней яблоки, вафли и орехи в золотых обертках. В последние пять лет в продаже появилось много елочных украшений из соломы и грубых тканей – звезды, снежинки, сказочные гномики. Сейчас «писком моды» стали необычные современные игрушки, изготовленные из акрила. Они имеют преимущества перед стеклом, хотя и менее прозрачные. Такие игрушки изготавливаются в большом разнообразии и чем-то напоминают дорогостоящие изделия из венецианского стекла, технология изготовления которого в течение долгих столетий была «тайною за семью печатями» на территории России.


Первые стеклянные украшения, появившиеся на русских елках в середине ХIХ века, представляли собой исключительно немецкие образцы. На российский рынок попадали также чешские (богемские) стеклянные елочные украшения. Таможенные пошлины на ввоз готовых изделий из стекла были очень высокими. Иметь даже одну такую вещицу было престижно. Самыми дешевыми игрушками считались картонные. Их начали изготовлять в Дрездене. Вплоть до революции 1917 года картонные игрушки – животные, птицы, рыбы, насекомые, а позднее – военная и гражданская техника – (дирижабли, самолеты, парашюты) – были самыми распространенными и любимыми украшениями в России.


Исключительно российским ноу-хау явились «съедобные» игрушки – особая разновидность пряников – КОЗУЛИ. Это национальное лакомство поморов, которое выпекалось раз в году, на Рождество. Холмогорские и мезенские козули изготавливались из ржаного теста, а затем поливались сахарной глазурью – белой и цветной (чаще розовой) и украшались сусальным золотом. В основном козули изготовлялись высотой 1,5-2 вершка (7-9 сантиметров), но встречались и полуметровые пряники, которые ставили под елку. В святочной обрядности они символизировали достаток и благополучие в доме, хранились до следующего Рождества и часто использовались детьми вместо игрушек. Такие пряники не только рассылались по всей России, но и отправлялись за границу. Стоили они от копейки до рубля, но наиболее искусные изделия могли достигать цены в 10 рублей и более. Первоначально козули изображали домашних животных, им на смену пришла рождественская тематика: звезды, ангелы, и даже Дед Мороз. В советское время на пряниках появились орлы в короне с надписью «РСФСР».

Читайте также: