История игрушки чем играли наши предки проект

Обновлено: 03.05.2024

Сегодня такой чудесный день! Мы все собрались вместе, посмотрите вокруг, сколько разных и любимых вами игрушек в нашей группе.

Назовите их. Современные игрушки очень яркие и красивые.

Из чего они сделаны, из какого материала? (Из пластмассы, резины, ткани, металла)

Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (Их покупают в магазине, дарят)

Ребята, а ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки были детьми и они тоже играли с игрушками,

Раньше игрушки были не такие, как у вас сейчас.

А где их брали? (Их делали сами)

Из чего делали раньше игрушки (ответы детей)

Да из того, что было под рукой: лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток, делали из соломы.

Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в наше прошлое. На много-много лет назад и посмотреть с какими игрушками играли предки. Давайте закроем глаза, повернемся на носочках вокруг себя и проговорим: «На носочках повернись, в прошлом мигом очутись!

Презентация «Игрушки наших предков» (показ слайдов) Дети присаживаются на стульчики

Из поколения в поколение передавались секреты мастерства изготовления игрушек. Игрушки постепенно изменялись, совершенствовались.

Мастера – игрушечники стали делать игрушки не только для игры своим детям, но и на продажу. Прославлялись города, где жили эти мастера, слава о них шла по всей Руси.

А как вы думаете, где раньше можно было продать или купить игрушку (на барах и ярмарках) Да, ребята, раньше игрушки продавали на ярмарке.

На ярмарках люди веселятся, поют да пляшут, шутят да на каруселях катаются. А в хотите поиграть и на карусели покататься.

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едим мы на карусели

От веселья и к веселью.

А в наше время где можно увидеть игрушки, сделанные мастерами-умельцами. (на выставках, в музеи)

Ребята, я предлагаю вам посетить мини – выстовку народных игрушек. Они вам знакомы назовите их (дымковские игрушки, каргопольские, филимоновские свистульки и. т. д). Почему их так назвали? Названия они получили по названию местности, где их делают. Сюжеты у игрушек самые разнообразные : образы лошадей, медведей, оленей и птиц. (Медведь символизировал могущество; лошадь слугу солнца; олень изобилие; птица наступление тепла.

Вам нравятся эти игрушки?

Какие эти игрушки, опишите их? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные) .

Посмотрите, есть ли на нашей выставки произведения дымковских мастеров. Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)

Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи?

Какие используют цвета?

Ребята, а это какие игрушки? (Каргопольские) Эти игрушки делают мастера из Каргопольского края

Основные цвета росписи каргопольских игрушек : чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий.

Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки.

Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные кони, медведи, олени, сказочные герои

Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами.

Как называется эта игрушка? (показываю филимоновскую).

-Почему она так называется? Где они были сделаны? (В селе Фелемоново)

Из чего сделана? (Из глины)

-В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки, но не всякие, а именно свистульки. Какие игрушки вы здесь видите? (котик, барышня, птичка)

Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки).

Какие цвета использовали в филимоновской росписи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный. Какой основной узор? Сильно вытянутые шеи будто всегда они чему – то удивляются.

Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Эта наша национальная гордость.

Всё умеют народные умельцы, а вы хотите стать настоящими народными мастерами? Приглашаю вас в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

Дети берут лошадок, сделанные из соленого теста.

В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. Пока идет самостоятельная деятельность детей, воспитатель включает фонограмму «Русские народные напевы».

Анализ детских работ

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ.

А что вам понравилось больше всего?

Что нового вы узнали

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось. Спасибо за работу вашу, за старание. По всему свету разошлись изделия народных мастеров. И наша задача не забывать традиции нашего народа, возрождать забытые промыслы.

Фотоотчет. Мои прогулки с сыном. Нравственно-патриотическое воспитание в семье

Фотоотчет. Мои прогулки с сыном. Нравственно-патриотическое воспитание в семье Мой путь воспитателя начался много лет назад, когда я узнала, что стану мамой. Во всех моих начинаниях меня всегда поддерживал и поддерживает.

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Очень много говорят и пишут о том, что наше поколение детей (в большем случае) отдают предпочтение компьютерным играм, что приводит отдаление детей от реальной жизни.

Нам стало интересно, а какие игрушки были у наших предков, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши предки? Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История даст нам возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс познания себя и своих предков.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки» и сформулировали проблему «В какие игрушки играли наши предки?»

ВложениеРазмер
Выступление по теме "Игрушки наших предков" 117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

с углублённым изучением отдельных предметов

Конференция «Менделеевские чтения – 2012»

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВ

ученики 4 «В» класса

Коптягина Светлана Сергеевна

учитель начальных классов

2. Теоретическая часть …………………………………………………. 3-8

Сбор, классификация и обработка полученных данных – использование информации для построения доказательства гипотез……………

  1. История возникновения игрушки.
  2. Соломенные игрушки.
  3. Погремушки.
  4. Куклы – обереги.
  5. Тряпичные куклы.
  6. Деревянные игрушки.
  7. Подвижные игрушки.
  8. Глиняные игрушки.
  9. Двигательные игрушки.
  10. Матрёшка.
  1. Опрос учащихся 4 «В» класса.
  2. Поиск в сети Интернет.

5. Список литературы и источников……………………………………..11

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения игрушки.

  1. данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  2. В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.
  1. Введение:

Очень много говорят и пишут о том, что наше поколение детей (в большем случае) отдают предпочтение компьютерным играм, что приводит отдаление детей от реальной жизни.

Нам стало интересно, а какие игрушки были у наших предков, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши предки? Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История даст нам возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс познания себя и своих предков.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки» и сформулировали проблему «В какие игрушки играли наши предки?»

  1. Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  2. Изучить историю возникновения игрушки на Руси.
  3. Узнать, зачем нужны игрушки.
  4. Познакомится с видами игрушек.
  5. Оформить отобранные материалы.

Предположим , что игрушки практически ровесники человечества.

Возможно , именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений.

Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Игры — путь поиска ребенком себя в коллективе, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.

Как и сегодня, самой первой игрушкой детей древности была погремушка. Постукивая ими, матери, и отцы напевали колыбельные песни. Кроме того, от первобытных времён сохранилось поверье, что трещотка своим шумом отгоняет злых духов и тем самым оберегают ребёнка

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Не нужно было быть резчиком по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть.

Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребёнка, когда он принимается осваивать окружающее пространство – сначала ползать, а потом ходить.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВРаботу выполнил: Печенкин Святослав ученик 3 «Б» класса.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе


Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста


«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВРаботу выполнил: Печенкин Святослав ученик 3 «Б» класса.

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВ
Работу выполнил:
Печенкин Святослав
ученик 3 «Б» класса
МБОУ «Лицей № 1
П. Первомайский»


Цель : Узнать с какими игрушками играли наши предки; Какую роль выполняли иг.

Цель :
Узнать с какими игрушками играли наши предки;
Какую роль выполняли игрушки в жизни наших предков.

Задачи проекта:
1.Изучить и обобщить информацию о старинных детских игрушках.
2. Провести опрос среди учащихся 3 классов по данной теме.
3. Провести опрос среди родителей одноклассников.
4. Узнать из каких материалов сделаны старинные игрушки.
5. Сделать игрушки своими руками, использовав материал, которым пользовались раньше для изготовления самодельных игрушек.

Актуальность: Считаю эту тему одной из актуальных на сегодняшний день. Связь.

Актуальность:
Считаю эту тему одной из актуальных на сегодняшний день. Связь времён, сохранение традиций , культуры -это наша история.
Гипотеза:
Предполагаю, что игрушки наших предков отличались от современных игрушек не только внешним видом, но и предназначением.


Игрушки наших предков

Игрушки наших предков





Опрос среди одноклассников. Много ли у тебя игрушек? Да-23 Нет-0 Тебе игрушки.

Опрос среди одноклассников.
Много ли у тебя игрушек?
Да-23
Нет-0
Тебе игрушки подарили или ты сделал их сам?
Подарили-19
Сделал сам-4
Какая у тебя самая любимая игрушка?
Смартфоны -14, другие (роботы, трансформеры,винксы,феи)
Какие у тебя любимые игры?
Компьютерные-15
Согласен ли ты с тем, что компьютерные игры лучше, чем детские игрушки?
Да-17
Нет-6
Как твои родители относятся к играм на компьютере?
Отрицательно-23




Любимый игрушечный герой?

Любимый игрушечный герой?


Исследование № 2 В какие игры любит играть ваш ребёнок?

Исследование № 2
В какие игры любит играть ваш ребёнок?

Какие игрушки покупаете ребёнку?

Какие игрушки покупаете ребёнку?

Есть у вашего ребёнка гаджет?

Есть у вашего ребёнка гаджет?

Откуда у ребёнка гаджет?

Откуда у ребёнка гаджет?


Чему учат нас эти игрушки…?

Чему учат нас эти игрушки…?

До начала эксперимента…

До начала эксперимента…

Наша творческая мастерская

Наша творческая мастерская




КУКЛА-НЕРАЗЛУЧНИК

Вывод:Моя гипотеза о том, что игрушки, которые изготавливались в старину, име.

Вывод:
Моя гипотеза о том, что игрушки, которые изготавливались в старину, имеют духовное богатство, подтвердилась.
Цель, поставленная мною в начале работы, достигнута.
Во-первых, я узнал, какие игрушки были у наших предков, во- вторых, выяснил, что роль у игрушек старины огромна.
И это наше культурное наследие, о котором мы не должны забывать!


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 935 материалов в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент - персональная эффективность преподавателя»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 12.10.2016 3165
  • PPTX 8.4 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куюмжу Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

24 минуты

«Для чего нужно и кому подходит рисование двумя руками!?»

27 минут

«Нескучные пальчиковые игры, или тренируем письмо, но не пишем!? для детей 6-8 лет»

27 минут

«Обеспечение иммунопрофилактики: документация, планирование, контроль и критерии оценки качества»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Проект направлен на знакомство детей с русскими народными куклами и через игрушку - с историей и традициями на Руси. Развитие интереса к национальной культуре.

ВложениеРазмер
bank_dannykh.doc 474.5 КБ
prezentatsiya_proekt.ppt 1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Десятиручка – кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она все успевала и все у нее в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли 14 октября на Покров, когда садились за рукоделия. В изготовлении использовали нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывали обязательно 9 красных ниточек-бантов.

Северная берегиня – оберег для дома. Ее ставили в северный угол дома. Она охраняла и приносила благополучие дому. Такая кукла бытовала в северных районах Руси. Эта необычная кукла очень не похожая на традиционных кукол. Выполнена по принципу трещотки из ярких тканей. Очень позитивная и нарядная – это мощный оберег для дома, привлекающий благополучие и удачу. Сделана без использования иглы. Традиционно куклу напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливалась из ненужных оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новой ткани. Для изготовления куклы нужно брать 7 кусочков ткани разного цвета.

Берегиня – это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой: берегла от болезней, защищала от завистников и недоброжелателей. Делать куклу должен здоровый человек в хорошем настроении. Иначе энергетика у волшебницы-берегини будет совсем не та. При изготовлении куклы нельзя пользоваться иглой, а если берегиню делают для ребенка, то исключают из процесса изготовления ножницы. Кукол-берегинь делают только женщины. Причем на всю деревню могла быть одна рукодельная мастерица, которая обеспечивала игрушками-защитницами все семьи. Было только одно условие – берегиню обязательно нужно выкупать. Если кукла упала с гвоздика со шляпкой, попробуйте повесить ее еще раз, но если снова упадет, значит пришла пора ее сжигать.

Благополучница – по поверью, куколка, внутри которой спрятана монетка, приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью. Кукла-оберег, хозяюшка или благополучница дарится в подарок на Рождество. Благополучница имеет размер с ладошку. Внутри мешочка у нее монетка с цифрой 5. Цифра 5 является символом благополучия. Куклу дарят с пожеланиями благополучия и достатка в семье. Можно сделать с рукавами, или с руками, сделанными узелком. Чтобы кукла-оберег приобрела магические свойства, при ее изготовлении выбирается определенный день (согласно преданиям, нельзя работать по средам, пятницам, воскресениям и в праздники). Желательно сделать куклу в один день, не откладывая работу, желательно в молчании. А чтобы наделить куклу целительными свойствами, в нее зашивают лечебные травы.

Это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка. Ребенок 5-6 лет мог сам сделать такую куклу, для маленьких детей ее изготовляла мама. После принятия пищи мать обычно даже не мыло ложку, а просто чистила и насухо вытирала ее. Затем доставала из своего сундука кусочки ткани, делала куклу и клала ее в люльку к своему малышу. Ребенок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству – ну а ложкой опять пользовались по назначению.

Веснянка – это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, подарив женщине – всегда быть обаятельной и привлекательной. По размеру это ладонная кукла. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов, болезней и добрая утешница.

Нянюшка – ее чаще всего делали не только для новорожденных, а для детей постарше, когда можно было уже их одних оставлять хоть на минуточку, чтобы им не страшно было. Считалось, что куколка сбережет ребенка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым. Кукла эта небольшая, ведь она – это мир ребенка. Ребенок делит с «нянюшкой» свои горести и радости, с ней ждет маму домой, рассказывает ей о своих мечтах.

Столбушка – самая древняя кукла, проста в изготовлении. Из названия можно понять способ изготовления ее основы. Материал или береста, плотно свернутая в трубочку и скрутка из ткани – плотной или мягкой. Основа – столбик, используется при изготовлении самых разных кукол, которых делали и сами малыши и более старшие дети в семье. Но кукол по дому не разбрасывали – их аккуратно хранили в сундуках. Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить и т.д.

Описание: C:\Users\Watchtower\Desktop\проект куклы\травница.JPG

Травница – чтобы дух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку – Травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Кубышка – Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.

Мотанка – В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла – одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Кукла из веревок.

История куклы очень древняя и богатая. Данная кукла испокон веков была не только игрушкой, но и предметом сакрального значения, а также коллекционным экспонатом. Создать такую игрушку своими руками – значит вдохнуть в нее жизнь, вложить частичку своей души и выразить через нее свою индивидуальность. В старину народ делал игрушки из любых подручных средств. Кукла, которая получится у вас, будет напоминать русскую народную игрушку – незамысловатую, простую, но при этом позитивную и симпатичную. А ваша кукла будет детям дороже покупных вдвойне, поскольку она получила мощный заряд положительной энергии в процессе своего рождения.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С №78 «АЛЫЕ ПАРУСА» ПРОЕКТ «В какие куклы играли наши предки» (из опыта работы) Гейнц Елена Петровна, Билей Маргарита Геннадьевна (воспитатели)

Авторы проекта : воспитатели Билей М.Г. и Гейнц Е.П. Характеристика проекта: Вид проекта: смешанный (познавательный, творческий, художественный). Характер контактов: внутри группы, в контакте с семьей. Форма организации проекта: среди детей и родителей одной группы. Количество участников: дети – все, родители – все, педагоги – 2. Продолжительность проекта : средней продолжительности (1 месяц). Предполагаемый продукт: выставка-презентация кукол на заседании родительского клуба «Папа, мама, я – счастливая семья». Цель проекта: знакомство детей с русскими народными куклами и через игрушку - с историей и традициями на Руси. Развитие интереса к национальной культуре. Задачи: обогащать словарный запас детей. Знакомить с новыми словами и их значениями: кукла-закрутка, оберег, лоскут, фартук, кайма и т.д. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта. Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

- Беседа о жизни детей в прошлом. Игры и игрушки, в которые они играли». - Рассматривание иллюстраций, сравнение современных кукол и кукол предков. - Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка». - Фото-выставка «Моя любимая игрушка». - Загадывание загадок об игрушках. - Рассматривание альбома «Русские народные промыслы». - Заучивание потешек и колыбельных. - Дидактическая игра «Одень куклу в русский народный костюм», «Собери матрешку», «Противоположности» (варежки – рукавицы, туфли – лапти и т.д.), «Одень Машеньку» - Чтение стихотворений о куклах.

Посещение музея им. Праве Консультация «История возникновения русской народной куклы» Мастер-класс для родителей по изготовлению куклы-закрутки «Нянюшка» Создание банка данных с помощью компьютера Изготовление русской народной куклы

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Создание банка данных с помощью компьютера.

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ ИМ. Г.Н. ПРОЗРИТЕЛЕВА И Г.К.ПРАВЕ

2 ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. Беседа с детьми о жизни детей в прошлом, играх и игрушках, в которые они играли

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Сначала сворачивают льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, можно закрепить ее ниткой. 2. Делают лицо и руки: кладут трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани; перегибают по диагонали и закрепляют голову, перевязывают ниткой. Ручки и талию также перевязывают, получилась белая кофта.

Наряжают куклу: закручивают вокруг талии декоративную тряпочку и завязывают ее ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из декоративной тесьмы. На голову повязывают шелковую ленточку или платок. 5. Получилась кукла «Нянюшка».

Игрушки старины. История игрушки.

Игрушки появились очень давно. Просто в то время делали их из глины, камня, дерева, палок – одним словом из подручных и доступных материалов на то время.

Конечно, с каждым веком игрушки стремительно эволюционировали. И если сравнить, какие игрушки были в древнее время, а какие игрушки сейчас, то древние люди были бы шокированы от современности наших игрушек и, возможно, думали, что это какие-то мистические предметы)

Например, в Древнем Египте в середине III тысячелетия игрушки делали из слоновой кости, камня, керамики, дерева. Собой они представляли разные фигурки животных: лев, тигр, собака, корова, кошка, конь. Но также встречались игрушки с несложным проволочным механизмом – у крокодилов открывалась пасть.

Дымковская игрушка

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. Элемент росписи Элементы росписи В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Элементы росписи Элементы росписи Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Элементы росписи

Филимоновская игрушка

В Древней Руси игрушки делали в основном из двух материалов: глины и дерева. Самая знаменитая на то время игрушка – это была Филимоновская игрушка. ,названная так в честь деревни Одоевского района Тульской области, где были обнаружены залежи глины высочайшего качества. Это были различные фигурки и свистульки в форме медведей, коней, петушков, коров и др. животных, которые расписывали в малиновые, желтые, голубые и зеленые цвета. От этого они были достаточно яркими и забавными для игр маленьких детей.

Наносят узоры на игрушку

Богородска игрушка

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.

- Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.

- Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.

- Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

- Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.

- Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.

- Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства

Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородске игрушки чаще бывают не крашенные и редко расписные.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола - Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.

КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

Ёлочные игрушки из стекла.

Лошадки из дерева

«Не укладывайте спать

Неваляшку на кровать!»

«Мой веселый, звонкий мяч…»

«Чуть-чуть тряхнешь - совсем иные краски,

Иной узор, иное настроенье.»

«Полосатая юла напевала ла-ла-ла»

Советские игрушки. Юла.

Железная, пластмассовая, издающая какие-то свистящие звуки – именно такой в советские времена была юла. Помимо кручения вокруг своей оси, эта игрушка также развивала отличную моторику рук. Ребенку необходимо было не только давить на стержень, но и удерживать балансирующую юлу в движении.

«Попалась в руки мне «змея»,

Не аспид злой, головоломка»

Советские игрушки. «Змея».

Изобретатель и скульптор Рубик подарил миру не только всемирно известную головоломку – кубик, но еще и «змею». Эта игрушка, состоящая из 24 треугольных призм, позволяла конструировать различные фигуры.

Пятнашки - отличная игра, чтобы «убить время»

Советские игрушки. Пятнашки.

Пятнашки развивали логику и мышление, а также были прекрасным вариантом «убить время». Именно по этой причине взрослые нередко сами переставляли фишки с места на место.

Серьезные баталии в настольный хоккей

Советские игрушки. Настольный хоккей.

Несмотря на то, что настольный хоккей был игрушечной игрой, баталии между соперниками устраивались по-настоящему. Для того, чтобы выиграть, игроки шли на хитрости: загибали фигуркам клюшки, меняли пружины для более сильного удара.

У детей в Советском Союзе не было компьютеров и прочих гаджетов, именно поэтому их детство было насыщено яркими красками, как именно нужно проводить время, чтобы на душе остались воспоминания радости и безграничного счастья.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «История елочной игрушки» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – исследовательскому и речевому развитию для детей.

Конспект занятия по изготовлению поделки «История новогодней игрушки» Конспект мастер – класса «История новогодней игрушки». Цель: оказать практическую помощь в изготовлении елочных украшений; способствовать.

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки».

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки». В декабре в детском саду проходила выставка «Ёлочка - краса», на ней были представлены самые разнообразные ёлочки из различного материала,.

Новогодние игрушки

Новогодние игрушки Дети группы №7 "Красная Шапочка" МБ ДОУ Д/С №2 "Крепыш" г. Кузнецка приняли участие в конкурсе новогодних поделок и рисунков, которое.

Проект «История новогодней игрушки» Проект подготовительной логопедической группы №7 "Мальчиши" «История новогодней игрушки». Выполнили: Калашникова Т. Ф. Булгатова А. В. Давлетханова.

Проект «История новогодней игрушки» МБДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ Подготовительная группа № 9 «Звездочка» Воспитатель: Богатикова В. А Проект «История новогодней игрушки».

Проект «История возникновения новогодней игрушки» Проект «История возникновения новогодней игрушки» Выполнила : Згонник А. А. Тип проекта: Творческий (краткосрочный) Группа: средняя «Дюймовочка».

Занятие «Игрушки» Упражнение на развитие восприятия. Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки. Задача детей - собрать.

Занятие «Игрушки»

Занятие «Игрушки» Цели: обогащать словарный запас детей названиями игрушек, знакомиться с геометрическими фигурами, развитие мелкой моторики детей в процессе.

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки»

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки» Цель: - формировать у детей интерес и стремление узнавать новое; - развивать у детей творческие способности. Задачи: - знакомить детей.

Читайте также: