История игрушки петрушки доклад

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Чернореченский»

Фестиваль - конкурс ученических проектов

Выполнили:

Локтионова Евгения, 12 лет.

Гайлиш Ираида, 12 лет,

Кныш Полина, 11 лет.

Проверил: Фролова О.Н.,

педагог дополнительного образования,

І квалификационная категория,

Почему Петрушка?

2.2. Родство Петрушки с иностранными персонажами кукольных театров……. 4

2.3 Анкетирование учащихся, обработка результатов…………………………. …. 4

2.5 Работа с куклами-петрушками …………………………………………………. 6

1. Введение.

На занятиях кукольного кружка самыми нашими любимыми - являются верховые куклы-петрушки. Кукол-петрушек с удовольствием надеваем на руку и работаем на ширме. На первом же занятии у нас возник вопрос: «Почему эти куклы называются петрушками?»

В исследовательской работе мы:

· провели анкетирование и опрос учеников начальной школы,

· нашли информацию об истории Петрушки,

· выяснили, как называют родственников Петрушки в разных странах;

· узнали, что такое кукла-петрушка,

· побывали в настоящем кукольном театре;

· научились работать с куклой-петрушкой,

· поставили кукольный спектакль;

· участвовали в районном театральном фестивале.

В итоге нашего исследования мы узнали, что театр петрушек назван по имени старинного народного кукольного героя-Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за неё, стоя за ширмой. Поставили кукольный спектакль, используя кукол-петрушек. Получили подтверждение нашей гипотезы, что действительно куклы-петрушки чаще всего используются при постановке детских кукольных спектаклей. Результаты нашего проекта так же были представлены во время школьной НПК, посвящённой Дню науки, что значительно увеличило интерес детей и преподавателей к кукольному театру.

1.2. Актуализация темы.

На занятиях театрального кружка мы работали куклами-петрушками. Почему они называются петрушками, ведь они надеваются на руку и напоминают перчатку. Наш коллектив называется «Петрушка и Кº». Памятник Петрушке был поставлен в г.Керкраде (Нидерланды) в октябре 2005г.

-А кто же такой Петрушка?

С этим вопросом мы обратились к учащимся начальной школы. И узнали, что из 102 учащихся начальной школы примерно 78 ребят затрудняются ответить на этот вопрос или путают с приправой.

Поэтому нами была выдвинута следующая гипотеза:

куклы – петрушки чаще всего используются при постановке детских кукольных спектаклей.

1.2.Цели и задачи.

Анализируя результаты опроса ребят начальной школы и родителей, мы поставили перед собой следующую цель проекта: постановка спектакля с помощью кукол-петрушек.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи проекта:

· узнать где и когда появился Петрушка;

· определить его родство с иностранными персонажами кукольных театров;

· познакомиться с театром петрушек;

· научиться работать с куклой-петрушкой.

2. Основная часть.

2.1. Исторический аспект

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году.

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками. Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей.

Во время ярмарок, народных праздников на площадях городов и сел, в театрах, балаганах разыгрывались кукольные представления.

До IX - Х века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.

Мы обратились к толковому словарю и узнали.

"ПЕТРУШКА – кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Голос Петрушки отличался особым тембром и высотой, для этого в разговоре за него кукольники использовали специальное приспособление – говорок, пищик. Как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».

2.2.Родство Петрушки с иностранными персонажами кукольных театров.

Да и внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, — при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения — кукла-перчатка Гиньоль, появившийся в Лионе в начале XIX века.

2.3 Анкетирование учащихся 1-4 классов, обработка результатов.

Перед поиском информации о Петрушке мы провели анкетирование учащихся начальной школы классов. Им были заданы следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты кто такой Петрушка?

2. Какой театр называется кукольным?

3. Что такое кукла- петрушка?

В нашем анкетировании приняло участие 102 человек. На первый вопрос нашей анкеты: Знаешь ли ты кто такой Петрушка? Мы узнали, что 88 человек не знают, лишь 14 человек частично ответили на наш вопрос.

Со вторым вопросом нашей анкеты: Какой театр называется кукольным? Справилось большинство ребят, 92 человек, что составило 90% - ответили на наш вопрос положительно, но, к сожалению, 10 человек, что составило 10% человек - затруднились ответить.

На третий вопрос нашей анкеты: Что такое кукла- петрушка?

Ребята в основном даже не догадываются, что такое кукла-петрушка: 98 человек, что составило 96% -не знают ответа на наш вопрос, а 4 человека были близки к ответу, что составило 4% опрашиваемых.

2.4 Театр Петрушек.

Кукла-петрушка или, как ее еще называют, перчаточная кукла – один из старейших компонентов традиционного кукольного театра.Куклы – петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка – перчатка, которая надевается на руку кукловода. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. К внешним краям шеи приклеивается рубашка – перчатка. К рукавам рубашки пришиваются руки куклы с патронками. На перчатку надевается костюм. Ноги у куклы бывают не всегда.



Куклы петрушки обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.



2.5 Работа с куклами-петрушками.

Предком всех разновидностей верховой куклы является так называемая кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею.

У куклы-петрушки нет туловища: она состоит из твердой головы и прикрепленного к этой голове костюма. Когда актер вводит в костюм куклы свою руку, кукла приобретает туловище.

Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Она как бы ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой, несколько ниже ее верхнего края.


Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла. Добиться правдоподобной походки у кукол дело нелегкое, над этим надо серьезно работать.


Когда кукла говорит, — она движется, когда молчит, — она неподвижна. В противном случае зритель не поймет, какая из кукол разговаривает. Это правило допускает самые минимальные исключения (например, одна кукла гоняется за другой и одна из них или обе что-то кричат).

Кроме того, актеру-кукловоду все время нужно видеть, куда направлен взгляд куклы, следить за тем, чтобы она ходила прямо, а не боком, чтобы она не слишком проваливалась за ширму и не вылезала выше, чем полагается.

Рука кукольника может расположиться внутри куклы по-разному — от этого меняется устройство, а с ним и выразительные возможности куклы-петрушки. Наиболее часто встречаются два способа управления куклой-петрушкой:

1) указательный палец входит в голову куклы, большой и средний — в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони (рис. 1);

2) указательный и средний пальцы входят в голову, большой палец — в один рукав, безымянный и мизинец — в другой (рис. 2).



Можно управлять куклой так, как это показано на рис. 3. Такая кукла по внешнему виду больше приближается к человеческой фигуре.



На рис. 4 изображена кукла, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.

Пальцы кукольника могут иногда входить не непосредственно в рукава костюма куклы, а в чехольчики, прикрепленные в свою очередь к рукавам куклы. Такая кукла требует особого покроя платья.

Мы освоили ряд упражнений с куклой-петрушкой.

1 шаг. Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

2 шаг. Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.

Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы - значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

3 шаг . Добавляем к движениям - голос, один из важных моментов.

Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

4 шаг. Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

5 шаг. Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:

3. Заключение.

Исследование подтвердило, что в России прошлого века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого населения по широте распространения (от Петербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), по злободневности, остроте и убийственной силе смеха. Петрушка осознавался главным и едва ли не единственным героем русского кукольного театра.

До сих пор кукольный театр использует перчаточные куклы, а за ширмой театра Петрушка уступил место другим героям.

Итак, мы изучили историю Петрушки, собрали достаточное количество информации о Петрушке и его иностранных родственниках, провели анкетирование учащихся 1-4 классов, научились работать куклами-петрушками, побывали на спектакле в кукольном театре г.Новосибирска, поставили свой спектакль и выступили с ним на районном театральном фестивале, где стали лауреатами в своей номинации(см.приложение с.11). В процессе исследовательской работы мы попробовали себя в качестве актеров, режиссеров, вокалистов, кукловодов. По результатам нашего исследования мы убедились, что действительно с помощью кукол-петрушек можно создавать прекрасные кукольные спектакли.

Петрушка

Петрушка – это перчаточная кукла, главный персонаж русских народных театров, фольклорный персонаж, кукла-марионетка, герой литературных пьес. Первая кукла появилась в России в конце XIX века. Внешность куклы не совсем русская. Она очень схожа с внешними данными итальянской куклы Пульчинеллы: большие руки, голова, не в меру увеличенные черты лица, огромные черные глаза и горбатый нос.

Так как «Петрушка» пользовался огромной популярностью среди людей разного сословия, самыми востребованными театрами были бродячие, где актеры прямо на улице разыгрывали целые представления. Главным атрибутом таких представлений являлась шарманка, звуки которой привлекали зрителей и обещали им массу впечатлений и эмоций. По окончанию действия народ обычно рукоплескал главному герою - плуту, забияке и мошеннику и просили продлить комическое представление.

Настоящие кукольные театры в России появились в 30-х годах. Театр С. Образцова в Москве был самым крупным театром тех лет, он и сейчас остается крупнейшим театром мира. А чтобы сохранить русские традиции уличных представлений художником В. Смирновой и А. Шавель был создан народный театр «Петрушка». В 80-е годы его труппа в одном из подмосковных городов устроила 30-и минутное балаганное представление прямо на улице. В спектакле использовали куклу - точную копию того самого Петрушки, который веселил толпу российских городов 200 лет назад.

В XX веке Петрушка приобрел новый статус, изменился его характер, исчезла грубость, агрессия, появились добродетельные черты, сценические тексты стали добрее. Он все чаще и чаще стал появляться на детских праздниках, народная кукла являлась желанным гостем на новогодних елках. Обычно петрушка одет в красную рубаху и холщовые штаны, на голове его надет остроконечный колпак с кисточкой на конце.

Описание игрушки

Петрушку считают балаганной куклой и олицетворением русского шута и потешника, остряка, но наряду с этим он является отрицательным персонажем, а наличие на руках четырех пальцев вместо пяти наводит на мысль, что это не человек, а персонаж из другого мира. Русские кукольники использовали куклу по-разному:
В марионеточных театрах в качестве кукол-марионеток, движение которых приводилось при помощи нитей, прикрепленных к частям тела.
В театрах «Петрушки» - в качестве перчаточных кукол, которые одевались на руки кукольника.
В «вертепных» театрах» кукол приделывали к длинным стержням, с помощью которых приводили в движение. Театральным вертепом считается двухэтажная конструкция, где этажи ранее символизировали как «рай» и «ад».

Как играть?

Играть с Петрушкой можно во что угодно. Такая кукла прекрасно подходит для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с Петрушкой и его друзьями.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сегодня одним из последних петрушечников является А. Архипов, который хранит традиции балаганного представления и раскрывает все секреты народного театра для его маленьких посетителей. В городе Мытищи под Москвой им создан семейный театр «Петрушкина Слобода», который пользуется большим успехом. Уникальная атмосфера, прекрасный интерьер, вкусное угощение и самое главное, незабываемое театральное представление, где главный герой Петрушка расскажет удивительную историю каждому маленькому гостю.

Производство

В настоящее время на рынке детских игрушек, Петрушка представлен в разных образах. Но основным по сей день остается перчаточный вариант куклы. Различные компании предлагают Петрушку в виде пирамидки, деревянного дергунчика, плюшевой или пластиковой куклы. Из таких компаний можно выделить Мастерская Сереброва, Умная игрушка, WoodFun, 1TOY, ABtoys и другие.

Персонаж кукольных представлений, герой сказок, один из "веселых человечков" отступил под натиском современных персонажей. Началось это не вчера, а еще в начале ХХ века. Особой изысканности в Петрушке не наблюдалось, высокой культуры то-же, поэтому его власти не жаловали: ни царская, ни советская. В 50 гг. ХХ века Петрушка появится в мульфильмах и детских журналах, но и там его будут держать на "вторых " ролях. История персонажа проста, но интересна. Почему не славянская внешность? Глуп или умен? Почему то дерется до смертоубийства, то обниматься лезет? За что любили, а потом забыли? Давайте посмотрим!

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Каков герой?

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Это печаточная кукла, "верховая". Играли Петрушку только мужчины. Каков он? - горластый, пискливый забияка, с петушиным профилем. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик.

Марионетки (куклы на веревочках), "низовые", появились в России в первой половине XVIII века. Их привозили кукольники из европейских стран. Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с Петрушкой расставались неохотно. Он стал выходить на сцену марионеткой. Правда, роль его в марионеточном представлении сократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками. Петрушка будет оставаться , в основном, перчаточной куклой весь XIX век.

Представление лучше удавалось двум исполнителям — кукольнику и музыканту . Позднее их станет трое - добавится ведущий . Ведущий комментировал очередное действие или картинку, вел повествование, импровизировал. Он мог попутно сообщить новость или слух, поделиться свежим анекдотом, продемонстрировать свои знания в области литературы, политики, науки, географии и т. д. Он мог даже вступить в дискуссию с аудиторией, или с кукловодом. Главным в деле ведущего была импровизация и артистизм. Позднее ведущий стал и музыкантом: появилась шарманка. Поскольку это был музыкальный прибор, а не инструмент, играть на шарманке легко. Крутишь ручку - она сама и играет. Так кукольники стали выступать с шарманщиками, образовался крепкий союз.

Когда появился Петрушка?

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие уличные артисты. Скоморохи существовали на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам , а потом появились кукольные театры. Предположительно, именно запрет «кривляться» скоморохам в XVI веке подтолкнул артистов к использованию кукол — такое развлечение считалось более безобидным.

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Смотрим на гравюру выше: кукольник на переднем плане показывает сцену покупки Петрушкой у цыгана лошади . Со знанием дела хвастливый Петрушка заглядывает лошади под хвост, что бы убедиться - лошадь хороша!

Магистр Лейпцигского университета А. Олеарий побывал в России несколько раз. В числе многих других наблюдений Олеария о жизни и быте россиян начала XVI I века есть и небольшое упоминание о кукольном представлении. Вот как описывает кукольников Адам Олеарий в 17 веке : ". вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или Klücht (шалость) как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (Teatrum portale), с которою они ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления".

В 17 веке "официальный" театр кукол существовал в Росии на уровне государственного признания, поддержки. Официальный кукольный театр подвергся сильному влиянию немецких, итальянских, французских традиций."Подлый" театр кукол существовал на самом дне русской городской и посадской жизни, адресовался "подлому" люду и официально не признавался фактом культурной жизни. Но театры и "подлый" и "официальный" влияли друг на друга. Видимо, что "русский" Петрушка подвергся сильному, многоленему иноземному влиянию.

Поступки и словеса героев "подлого" (народного) театра не отличались изысканностью: убийства, драки и ругань были обычным делом в представлении. Петрушка был именно таким драчуном, горлопаном, сквернословом, простаком. Поэтому и был близок простым мужичкам и их семьям.

В конце XIX века - начале XX века Петрушка утрачивает остроту языка и злобность. Артисты-перчаточники становятся участниками массовых представлений для детей, утренников и новогодних елок, поэтому герой вынужденно перестает ругаться и драться. От прежнего образа шута остается только костюм и склонность к проказам, теперь уже безобидным.

Как появилось у куклы имя?

Ученые предположили, что в XVII в. этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а новое прозвище герой комедии получил по имени известного в России шута царицы Анны Иоанновны, итальянца Пьетро Мирро (он же Педрилло, он же Петруха-Фарнос, Петруха). Вероятно и то, что свое имя Петрушка мог получить от одного из кукольников, представления которого были наиболее известны, например Петра Якубовского. Можно предположить, что нередко в лубочных листах изображавшийся верхом на петухе, сам по характеру — вылитый петух, мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок” . Однако Петрушкой устойчиво стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Имеется у него и "паспортное" полное прозвание Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Шуты и народные комические герои нередко получали прозвища по названиям различных кушаний и приправ. Немецкий Гансвурст — Иван Колбаса, Жан Фарина — Иван Мучник, французская разновидность Полишинеля, Пикельгеринг — Маринованная селедка, английский Джек Снак — Легкая закуска.

"Семья" Петрушки и его "родственники".

Считать Петрушку исконно русским персонажем? Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла, двойники Пульчинелло — Кассандрино в Риме и Меопатакко в других местностях Италии), во Франции (Полишинель) , в Великобритании (Панч) , в Турции (Карагёз) , в Германии (Гансвурст) , в Испании (Дон Кристобаль), в Венгрии (витязь Ласло) и много где еще. Много похожего наблюдалось в Иране, где похожего Петрушке героя звали Пэхлэван. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой рот и торопливый писклявый говорок. И драться они все мастера - палкой, дубиной, сковородкой.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Но были и отличия: у Петрушки не горба, нет профессии, он не столь уж груб и кровожаден. Впрочем, грубости и смертоубийства и у Петрушки случались.

Петрушка и его представления.

Сюжеты формировались, видимо, под влиянием народных игр: “хождение с кобылкой”, “сватовство”, “шутовское лечение”, “пародийные похороны” и т.д.

Ядро сюжета: решение жениться, обзавестись хозяйством, покупка у Цыгана лошади, падение с лошади, обращение к Лекарю-шарлатану, вслед за раскрытием обмана - убийство и похороны, конфликт с властью, попытки сбежать с армейской службы.

В зависимости от сюжета использовались различные куклы, которых у "петрушечника" могло быть от 7 до 20.

Развивалось представление ( чаще всего) по такой линии:

1. Петрушка встречался с Невестой и обсуждал с музыкантом-Шарманщиком, зрителями ее достоинства и недостатки;

2. Встречался с Цыганом, покупал у него лошадь, расплачиваясь «березовыми деньгами» - палочными ударами;

3. Упав с коня – звал Лекаря-немца. После комической сцены лечения, как правило, убивал Лекаря (да-да, тот еще добрячок!), затем следовала сцена пародийных похорон;

4. Далее появлялся Капрал или Солдат и объявлял, что Петрушку «забривают» в армию, затем учил его солдатским приемам. Эта сцена также традиционно заканчивалась избиением или убийством Капрала.

5. Подобным образом Петрушка обходился и с Барином, бравшим его в услужение, или с Отцом убитого им Лекаря;

5. Заканчивалась комедия чаще всего тем, что появлялся Барбос, или чёрт, который хватал Петрушку и волок за ширму. Петрушка с криком: «Прощай, жизнь молодецкая. » прощался с публикой до следующего представления.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста — румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский ), поп и черт . Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость.

В СССР никаких балаганов, ярмарок и бродячих кукольников не было, детские кукольные представления показывали на сцене кукольных театров, при этом Петрушка мог быть как перчаточной куклой или марионеткой , так и живым актером на сцене . И даже если вдруг показывали в театре кукольников с ширмой, их показывали на сцене в исполнении актеров, игравших этого самого кукольника.

Развитие образа Петрушки.

1. В 1911 году Игорь Стравинский на основе потешных сцен с участием героя создал балет «Петрушка» , действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом. Костюм и грим Петрушки некоторая "смесь"образа калссического Петрушки и Пьеро.

2. В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой использовал элементы традиционных народных представлений о герое.

3. В 1956 году был открыт журнал «Весёлые картинки» , главными героями журнала должны были стать маленькие весёлые человечки. Их всего 8 , в том числе и Петрушка. Но выглядит он несколько отличным от привычной куклы.

4. Существует несколько мультфильмов ( снятых с 1957 года по 1996 гг.), в которых действуют члены «Клуба Весёлых человечков».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Петрушка» - история одной куклы.


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Руководство профильным направлением (проектом) в организации библиотечно-информационной сферы


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

«Организация рабочего времени учителя с учетом требований ФГОС»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Петрушка» - история одной куклы.

«Петрушка» - история одной куклы.

Каждый из нас с детства, наверное, знаком с куклами. Кто не знает веселого Пи.

Каждый из нас с детства, наверное, знаком с куклами. Кто не знает веселого Пиноккио, храброго Чиполлино или нашего задорного задиристого Петрушку? Все смотрели кукольные мультики в детстве или хотя бы один раз посещали кукольный театр, где удивительные представления «дают» куклы-марионетки. И один из главных персонажей этого театра – Петрушка. Откуда же взялся так полюбившийся народу этот веселый балагур?

Петрушка – традиционная «кукла-перчатка». Сегодня он по праву занимает видное.

Петрушка – традиционная «кукла-перчатка». Сегодня он по праву занимает видное место в народном фольклоре – наравне с Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным или Иваном Царевичем. Хотя само появление Петрушки на Руси до сих пор не совсем ясно.

Петрушка известен как один из первых русских кукольных персонажей. Пётр Петрович Уксусов (по другой версии Петр Иванович) – таково было полное имя Петрушки.

По другой версии Петрушка до середины 19-ого века не имел своего имени и част.

По другой версии Петрушка до середины 19-ого века не имел своего имени и часто его называли «Иван Рататуй» или «Иван Ратютю», что свидетельствует о французских корнях этой куклы. И действительно, Петрушка вовсе не такой исконно русский персонаж, как считалось ранее. Авторские куклы, игрушки ручной работы, «куклы-перчатки»,декоративные куклы и декоративные игрушки были, несомненно, популярны и в других странах. И у Петрушки есть свои браться и старшие родственники.

В Венгрии – это витязь Ласло. Он колотит всех не палкой, как Петрушка, а сков.

В Венгрии – это витязь Ласло. Он колотит всех не палкой, как Петрушка, а сковородой.
Во Франции старший «брат» Петрушки – Полишинель
В Англии – Панча

В Италии – ПульчинеллаВ Турции – Карагёз Сейчас эти марионеточные авторские.

В Италии – Пульчинелла
В Турции – Карагёз
Сейчас эти марионеточные
авторские куклы
ручной работы отличаются от Петрушки тем, что управляются не пальцами руки, а с помощью нитей. Единственным аналогом Петрушки в Европе
осталась «кукла-перчатка» из Лиона – Гиньоль, появившаяся в начале 19-ого века.
Гиньоль

Даже одежда у Петрушки «заморская». Он всегда изображался в остроконечном ко.

Даже одежда у Петрушки «заморская». Он всегда изображался
в остроконечном колпаке с кисточкой, в красной рубахе и холщовых штанах.
Петрушка был одним из любимых персонажей народных ярмарочных кукольных представлений.
Острослов и задира, он был тем и комичен, что выходил «на сцену» и принимался всех бить кулаками и палкой. Петрушка побеждал всех кроме смерти.

Петрушка сначала вовсе не был положительным персонажем, как считают многие. О.

Петрушка сначала вовсе не был положительным персонажем, как считают многие. Он нещадно дубасил всех и выкрикивал такие реплики,
которые запрещалось говорить в народе.
А его всем известный «рот до ушей»
был вовсе не широкой улыбкой, а оскалом.
На ярмарках Петрушка своими острым языком и тумаками развлекал и веселил народ. И всё ему – шуту «сходило с рук».
Пьесы с участием Петрушки нередко входили в репертуар скоморохов. Затем эту куклу стали делать для кукольных театров кукольные мастера.

А его придворные клички – «Адамка», «Антонио», «Петрушка» – запомнились многи.

А его придворные клички – «Адамка», «Антонио», «Петрушка» – запомнились многим и «вышли в народ». Петрушкой был назван кукольный шутник всех ярмарок и балаганчиков того времени, а итальянский придворный шут стал «отцом» одной из самых народных кукол в России. Впоследствии «Петрушка» обозначало уже не столько героя, сколько любую куклу, надеваемую актером на руку – куклу-петрушку.

Загадки о Петрушке:Наряд мой пестрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Ве.

Загадки о Петрушке:
Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
(Петрушка)
***

Любимая детская игрушка,
Озорной шутник .
(Петрушка)
***
Он с бубенчиком в руке,
В ярком-ярком колпаке.
Как весёлая игрушка
Называется? .
(Петрушка)
***

СКАЗКА ПРО ОЖИВШИЕ ИГРУШКИ. Ваня лег спать, а заснуть не мог. Он думал про св.

СКАЗКА ПРО ОЖИВШИЕ ИГРУШКИ.
Ваня лег спать, а заснуть не мог. Он думал про свой секрет,
о котором еще никому не говорил. А секрет этот был еще
какой секрет! Куда там Алешке с его марками, и Люсе с
настоящим сундуком сокровищ, которые она собирала с двух лет. Это такой секрет, за который не жалко отдать и марки, и сокровища! Только Ване ничего этого не надо, пусть Алешка и Люська оставляют все себе, его секрет дороже. А секрет это был такой: одна Ванина игрушка оживает каждую ночь. А выяснил это Ваня так. Когда-то, когда Ваня был еще совсем маленьким, ему подарили на день рождения, а может, на Новый Год, Петрушку. Он его сразу полюбил, долго с ним играл, брал с собой на прогулки, а потом ему стали дарить другие игрушки, он стал играть с ними.
Петрушку Ваня доставал из ящика все реже, а потом он и вовсе пропал где-то на дне. Ваня и забыл уже про него, а вчера зашелв свою комнату, а он сидит прямо на кровати! Сначала Ваня удивился, кто бы мог достать Петрушку со дна, может мама? Иногда она вытаскивала медведей и зайцев, относила их в ванную и стирала, а потом они долго и смешно сушились на балконе, подвешенные за уши. Может, она и Петрушку решила постирать, а потом посадила Ване на кровать, чтобы он с ним поиграл? Но это было странно, потому что мама не любила, когда после игр игрушки оставались по всей комнате. Ваня взял смешного человечка и отнес назад, в большой ящик. На следующий день Ваня утром снова увидел Петрушку возле себя. Как же так? Ночью мама точно не могла зайти в комнату, чтобы забрать игрушки на стирку. Папа уехал в командировку, а больше в квартире никого не было. И тогда Ваня догадался! Петрушка по ночам оживает, приходит к нему, а он спит и не видит! И решил Ваня, что это будет его секрет, а ночью он непременно не будет спать, а будет караулить, когда Петрушка придет к нему.

Мама зашла в последний раз, выключила свет, включила маленький ночник, поцело.

Мама зашла в последний раз, выключила свет, включила маленький ночник, поцеловала Ваню и ушла. Ваня тут же вскочил с кровати, чтобы не заснуть ненароком, и стал смотреть на коробку. Долго ждать не пришлось. Скоро послышалось сопенье, кряхтенье и тихое бормотанье. Расталкивая зайцев и медведей, отпихивая машинки и самолеты, из ящика с игрушками вылез Петрушка. Ваня изумленными глазами смотрела на свою старую игрушку, которая потихоньку забиралась на кровать, хватаясь за одеяло и простынь. Наконец он залез на кровать и уселся рядом с Ваней.
- Ты кто? – спросил Ваня. – Ты правда живой?
- Как это кто? – возмутился Петрушка. – Ты же со мной игрался, ты меня с собой брал. Я твой Петрушка!
- А я не знал, что игрушки взаправду живые бывают, - тихо сказал Ваня. Он боялся обидеть человечка.
- Конечно, я живой, - продолжал Петрушка. – А ты меня забыл, из ящика не вынимаешь, а там в темноте скучно. А я ведь столько всего знаю, и играть могу!
- А ты сказки знаешь? А то мама мне всегда одно и то же рассказывает, а потом забывает и опять старые сказки начинает.
- Я много сказок знаю! Давай, я тебе буду каждый вечер сказку рассказывать, а ты меня на прогулку будешь брать. Про что хочешь сказку?
- Про то, почему игрушки живые! Они ведь все живые, или только ты один?
- Все живые, все до одной! Хорошо, слушай.
Когда-то дети в нашем городе играли с тем, что находили сами. Камушки, палочки и листочки были единственными игрушками, которые были у них. А в городе жил мастер, он был очень добрый волшебник. Он хотел подарить детям игрушки, но он мог делать

только волшебные вещи. Долго сидел он в своей мастерской, придумывал, какие д.

только волшебные вещи. Долго сидел он в своей мастерской, придумывал, какие должны быть детские игрушки. Сделал он тысячу разных игрушек за три года. Но все они получились живые, болтали, смеялись и ссорились друг с другом. Иногда они так громко болтали, что у мастера начинали болеть уши. А когда однажды игрушки затеяли драку, волшебник рассердился и приказал им замолчать. С тех пор игрушки не говорят. А чтобы они не убегали от своих хозяев, волшебник запретил им бегать и прыгать. И игрушки стали такими, как ты их видишь – молчаливыми и неподвижными. Волшебник раздал их детям нашего города, и дети стали просто счастливы. Другие мастера начали делать новые игрушки, и все они похожи на те, что сделал волшебник. Но на самом деле они живые, и иногда некоторые из них могут избавиться от чар мастера-волшебника, как я.
Ну что, Ваня, понравилась тебе моя история? – спросил Петрушка.
- Конечно, Петрушка. А завтра ты расскажешь мне новую?
- Да, Ваня, расскажу. А теперь мне и тебе пора спать.
И Петрушка полез назад в свой ящик. А Ваня накрылся одеялом, думал о новой сказке и о том, как ему повезло, что теперь у него есть настоящий волшебный друг.


Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и колпаке с кисточкой. Петрушка — это перчаточная кукла, то есть ее прозвище .
Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.
Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через свисток начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.
У петрушки было полное имя — его называли Петром Ивановичем Уксусовым имя было дано Сергее Образцовым (пьеса).
Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и колпаке с кисточкой. Петрушка — это перчаточная кукла, т е ее прозвище .
Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.


Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через свисток начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.
У петрушки было полное имя — его называли Петром Ивановичем Уксусовым имя было дано Сергее Образцовым (пьеса).
Петрушка до середины 19 века в России ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли Иван Ратютю или Иван Рататуй (что выдаёт французские корни куклы). Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси).
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).
Следует, однако иметь в виду, что все ритуальные и символические элементы внешности Петрушки в большой степени нивелировались во время представления — в движении кукла производила весьма «живое» впечатление.
В России "оживляли" Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым использовали специальный свисток, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

Типичное заблуждение — почитать Петрушку в качестве крайне древнего и исконно русского героя, основывается на его архетипических чертах характера, который зародился в глубине человеческих представлений о себе. Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, — при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения — кукла-перчатка Гиньоль, появившияся в Лионе в начале XIX века.

Читайте также: