История народной игрушки начинается в глубокой древности

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. В далёком прошлом она была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Предназначалась не только для игры, но и украшала быт. Глиняную игрушку делали повсюду, где занимались гончарным мастерством, не придавая ей особого значения, потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детишек, они же стали и расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы, быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий. Поэтому нет в ней ничего лишнего, мелких налепных деталей, роспись также была лаконична и условна, подчёркивала главное. Образы игрушек достаточно просты, универсальны и выразительны: люди, различные животные, в том числе и фантастические.

Каргопольские игрушки родом из Архангельской области России.

Во всех наивных и красочных образах дымковской игрушки так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. Родом она из Вятки (Россия). Яркая, праздничная, дымковская игрушка светилась недаром — она поистине уникальна!

Филимоновская игрушка таинственна, об истории её создания почти ничего неизвестно, существует, однако, красивая легенда о гончаре Филимоне, открывшем под Тулой (Россия) залежи особой глины — «синики», которая при обжиге становилась белой и не требовала дополнительной грунтовки.

Украинская глиняная игрушка исстари изготавливалась в селе Опошня, под Киевом.

Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки. Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному «поливой». Чаще всего использовали «муравлёные» (зелёные) и «цениные» (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.

Богородский промысел оказал, по-видимому, большое влияние на изготовление белорусских народных игрушек из дерева. Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др.

Народная глиняная игрушка

Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки известные еще из глубокой древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый ранимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфель­ная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Изделия народных мастеров из дерева Богородская игрушка Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя- потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское .

Изделия народных мастеров из дерева Городецкая игрушка Другой старинный игрушечный промысел зародился возле Городца. Эта игрушка известна под названием городецкая топорщина . Больше всего здешние кустари делали коньков в упряжке – по одному, паре или тройке, затем ставили их с возчиками на колёса и получался экипаж. Городецкая роспись это фантастические цветы, кони, птицы, украшающие детскую мебель, игрушки, прялки, посуду, разного рода сувениры .

Изделия народных мастеров из дерева Полхов - Майданские таратушки Одним из широко известных промыслов расписной деревянной игрушки является Полхов – Майдан Нижегородской области. Мастера делают самые разнообразные игрушки- свистульки, матрёшки, пирамидки, каталки на палочке, детские балалайки и называется всё это забавным словом – « таратушки ».

Изделия народных мастеров из дерева Семёновские игрушки Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Мастера делали яблоки, груши, паровозики, ведёрочки. Позже появилась матрёшка. Семёновская матрешка отличается от других своей многоместностью . В неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. В основе композиций лежит фартук, на котором изображен большой букет пышных цветов.

Изделия народных мастеров из дерева Сергиево-Посадская матрёшка Игрушечная столица России, где несколько веков развивались игрушечные промыслы- это Сергиев - Посад. Славится Сергиев-Посад своей матрешкой. Я из Сергиева- Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой.

Изделия народных мастеров из дерева Золотая Хохлома Хохломская роспись – русский народный художественный промысел; возник в 17 веке в селе Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (игрушки, посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.

Изделия народных мастеров из дерева Федосеевская топорщина Промысел сложился в конце 19 века в деревне Федосеево . Яркая раскраска, нанесённая по жёлтому фону стала характерной для федосеевской игрушки. Делалась эта игрушка из щепы, вырубалась топором и отличалась исключительным разнообразием. Кораблик не просто катился на колёсах, а ещё и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров.

Изделия народных мастеров из глины Дымковская игрушка Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в барашка, лошадку, всадника на коне, барыню, в фигуры зверей и птиц. Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами), используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов.

Изделия народных мастеров из глины Гжельские розы Все изделия, что ты видишь на этой странице, расписаны всего одной краской — синей. Это гжельские игрушки и посуда. Как можно догадаться по названию, делают ее в небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы с середины 18 века. Гжельский край — это известный центр народного керамического искусства. А дело это не простое — нужно правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. Гжельские художники изображают цветочные гирлянды, сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Изделия народных мастеров из глины Филимоновская свистулька Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Они имеют характерную форму и раскраску. У всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки. А раскраска такая, что ни с чем не спутаешь — чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко». И еще одно важное отличие от других глиняных игрушек — филимоновские игрушки всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Изделия народных мастеров из глины Жбанниковская игрушка Промысел возник в начале 20 века, в деревне Жбанниково . Причудливое сочетание красок в росписи создаётся использованием тёмной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» . Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основаниях.

Изделия народных мастеров из глины Каргопольская игрушка На самом севере России есть красивый старинный русский город Каргополь. Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное. Особенно любопытен Полкан — по- луконь-получеловек — этакое фантастическое существо, пришедшее из старинных народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь. Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых, потому что игрушки вручную лепят.

Изделия народных мастеров из бересты Берестяная игрушка Береста- верхний слой берёзовой коры, прочный и красивый материал для плетения. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве и отхожих промыслах – рыбалке, охоте, строительстве – береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой, а детям изготавливали разнообразные игрушки. Шеркунок - погремушка их берестяных кубиков, внутри каждого горошина.

Русская –народная игрушка из соломы Соломенная игрушка Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали, их прозвали стригушками . Такая игрушка делалась раньше между делом - себе на потеху и детям на забаву. Маленькие девочки верили, что куклы-десятиручки помогают по хозяйству. Многие обряды невозможны без соломенной куклы – из нее мастерили чучело масленицы, оберег семьи(«неразлучники»), с помощью соломенных жаворонков зазывали весну.

Русская народная игрушка из ткани Тряпичная кукла Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла: столбушка , кувадка , пеленашка … Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали вертеть куклу лет с пяти. Самой первой малышу давали куклу-оберег пеленашку или пеленашку-полено .

Русская народная игрушка из ниток Кукла из ниток Мартиничка Мартиничка - маленькая нитяная русская обрядовая кукла, которая использовалась в обряде " закликания весны" (в марте). Кукол вязали парами: из белых и красных ниток- символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Мартинички ярким контрастом красок дополняли детские игры. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Кукла подойдёт для кукольного домика и украшения ёлки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для педагогов "История народной игрушки"

Предисловие Любая игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой пед.


Конспект непрерывно образовательной деятельности по ручному труду «История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка»

Познавательно-занимательный досуг для детей подготовительной группы "История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка" с показом презентации «Игрушки на Руси как средство воспитания». Создани.

Путешествие в историю народной игрушки

Занятие для старшей группы, направленное на развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.


История народной игрушки


Конспект образовательной деятельности: «История народной игрушки»

Цель: продолжать знакомить с русским народным творчеством, с народными промыслами, с видами народной игрушки.Задачи: - Расширять знания о народных игрушках, способах её изготовления.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«История народной игрушки»

Педагог дополнительного образования Баранова Ирина Викторовна МБОУ ДО ДДТ МО Ейский район, отдел МБОУ СОШ № 9 с.Кухаривка.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки и привить интерес к истокам народного творчества, культуре своей Родины.

Образовательная задача:

- познакомить с историей народной игрушки и направлениями в декоративно- прикладном творчестве.

Развивающая задача:

- развить образное и пространственное воображение, внимание, память;

- способствовать развитию творческих способностей;

Воспитательная задача:

- воспитывать уважительное отношение, между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры своей Родины.

Предварительные задачи перед мероприятием:

- Дети должны узнать у родителей, бабушек, дедушек – какими игрушками они играли в детстве.

- Подготовить представление своей «Любимой игрушки».

Методы и приемы проведения занятия : беседа с объяснением нового материала, словесный, наглядный, рассказ.

Материально-техническое оснащение :

Оборудование кабинета технологии: компьютер, проектор, экран, презентация.

Демонстрация иллюстраций, слайдов, игрушек, рисунков, конспект.

Нитки разного цвета, поролон или синтепон, лоскутки ткани, ножницы.

I . Организационный момент .

Проверка готовности к занятию.

Тема нашего занятия – «История народной игрушки»

Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал.
(народная мудрость)
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой.

Игрушки начали изготавливать давно. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек детей приучали к труду. Лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывали у мальчиков необходимые навыки для охоты, рыболовства, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.

Из каких материалов изготовляли игрушки?

Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами.

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки.

Из соломы игрушку мастерили и в Пензенской, Тамбовской, Калужской, на

Кубани и в других губерниях России. Обычно соломенные игрушки не продавали, их изготовляли для своих детей. Нередко игрушки из этого материала делали сами дети.

В былые времена крестьяне зимой или ближе к весне, клали соломенные жгутики, чтобы вода с оттаявших стекол не стекала на пол, из этих жгутиков дети и мастерили себе кукол. Затем украшали, наряжали в тряпочки вроде сарафана.

Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга на потеху детям. При их изготовлении вкладывалось много выдумки, отражалась любовь к детям – красивые, яркие по окраске, четкой формы игрушки были выразительны и доходчивы. Изготовлялись они кустарным способом, отражали быт людей, наиболее любимых животных. Часто животные изображались в одежде и представляли собой сказочных персонажей.

Деревянная игрушка существовала почти повсеместно в нашей лесной полосе, центром же ее производства надо считать бывшую Московскую губернию со старинным очагом деревянной кустарной игрушки - Сергиевым посадом. С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Рассказ об изготовлении кукол.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куколку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, стан, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и нарядный сарафан из пестрых лоскутков. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались уж очень хорошо, и она делала их на заказ. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась, как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали корзинку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Традиционная тряпичная кукла безлика Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в неё злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

По назначению куклы подразделялись - это береговые, обрядные, игровые.

Самые настоящие куклы - обереги выполнялись без иглы и ножниц. Ткань не резали, а рвали. Иногда кукол так и называли — "рванки". Традиционная тряпичная кукла безлика, лицо оставалось белым. Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры. Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельную .

Свадебные куклы. Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Некоторых из них клали новобрачной на колени с целью вызвать материнскую силу. Втайне от молодых перед свадьбой еще одну особую куклу шила мать невесты. Во время свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая кукла оставалась в ее доме.

По классификации куклы различались по назначению и по технологии изготовления. Куклы – закрутки – это куклы «столбушки», «пеленашки».

Краткий технологический показ педагогом.

Также из тканевых квадратов делались : вепская, зерновушка, мать т дочь

Вепская -или (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.

Зерновушка - - (еще одно название – Зернушка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

Мать и дочь - Куклы связаны одной ниточкой, символизирующий неразрывную связь в жизни мамы с дочкой.

В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом.

Современное название «ИГРУШКА» возникло в 16 веке во Франции.

А какими игрушками играли ваши родители, бабушки, дедушки?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

А теперь мы послушаем рассказы о ваших любимых игрушках.

Дети рассказывают о своих любимых игрушках.

Народная игрушка - это куклы из дерева и соломы, глины и ткани.

Народное творчество значительно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства. Ведь народные мастера не получают специального художественного образования. Работа их носит характер традиционного коллективного творчества. Основные приемы обработки материала, круг образов, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих безыменных мастеров. Навыки ремесла передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Постичь красоту народного искусства, значит понять душу народа, его историю не только разумом, но и сердцем.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Презентация на тему: «Русская народная игрушка»Презентация на тему: «Русская.


Курс повышения квалификации

Современные тенденции в воспитании и социализации детей


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности воспитателя в условиях ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Воспитательная система образовательной организации в современных условиях


«Сказкотерапия с элементами арттерапевтических техник»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «Русская народная игрушка»Презентация на тему: «Русская.

Презентация на тему: «Русская народная игрушка»
Презентация на тему: «Русская народная игрушка»

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с твор.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Изделия народных мастеров из дереваБогородская игрушка Пестрые деревянные ку.

Изделия народных мастеров
из дерева
Богородская игрушка
Пестрые деревянные курочки на подставке,
фигурки кузнецов, мужика и медведя-
потяни за планку, и они застучат
молоточками по маленькой наковальне…
Забавные игрушки, известные на Руси с
незапамятных времён, стали основным
народным промыслом для жителей
подмосковного села Богородское.

Изделия народных мастеров из дереваГородецкая игрушка Другой старинный игруш.

Изделия народных мастеров
из дерева
Городецкая игрушка
Другой старинный игрушечный промысел
зародился возле Городца. Эта игрушка
известна под названием городецкая топорщина.
Больше всего здешние кустари делали коньков в
упряжке – по одному, паре или тройке, затем
ставили их с возчиками на колёса и получался экипаж. Городецкая роспись это фантастические
цветы, кони, птицы, украшающие детскую
мебель, игрушки, прялки, посуду, разного
рода сувениры.

Изделия народных мастеров из дереваПолхов - Майданские таратушки Одним из ш.

Изделия народных мастеров
из дерева
Полхов - Майданские таратушки
Одним из широко известных промыслов
расписной деревянной игрушки является
Полхов – Майдан Нижегородской области.
Мастера делают самые разнообразные игрушки-
свистульки, матрёшки, пирамидки, каталки на
палочке, детские балалайки и называется всё
это забавным словом – «таратушки».

Изделия народных мастеров из дереваСемёновские игрушки Изготовлением токарны.

Изделия народных мастеров
из дерева
Семёновские игрушки
Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались
с незапамятных времён. Мастера делали яблоки, груши,
паровозики, ведёрочки. Позже появилась матрёшка.
Семёновская матрешка отличается от других своей
многоместностью. В неё вкладывают до 15-18 разноцветных
кукол. В основе композиций лежит фартук, на котором
изображен большой букет пышных цветов.

Изделия народных мастеров из дереваСергиево-Посадская матрёшка Игру.

Изделия народных мастеров
из дерева
Сергиево-Посадская
матрёшка
Игрушечная столица России, где
несколько веков развивались игрушечные промыслы- это
Сергиев - Посад. Славится
Сергиев-Посад своей матрешкой.

Я из Сергиева- Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Изделия народных мастеров из дереваЗолотая Хохлома Хохломская роспись – русс.

Изделия народных мастеров
из дерева
Золотая Хохлома
Хохломская роспись – русский народный
художественный промысел; возник в 17 веке
в селе Хохлома. Декоративная роспись на
деревянных изделиях (игрушки, посуда, мебель)
отличается тонким растительным узором,
выполненным красным и чёрным (реже зелёным)
тонами и золотом по золотистому фону.

Изделия народных мастеров из дереваФедосеевская топорщина Промысел сложился.

Изделия народных мастеров
из дерева
Федосеевская топорщина
Промысел сложился в конце 19 века в деревне Федосеево.
Яркая раскраска, нанесённая по жёлтому фону стала характерной для федосеевской игрушки. Делалась эта игрушка из щепы, вырубалась топором и отличалась исключительным разнообразием. Кораблик не просто катился на колёсах, а ещё и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров.

Изделия народных мастеров из глиныДымковская игрушка Дымковская игрушка одна.

Изделия народных мастеров
из глины
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет.
Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в барашка, лошадку, всадника на коне, барыню, в фигуры зверей и птиц. Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами), используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов.

Изделия народных мастеров из глиныГжельские розы Все изделия, что ты видишь.

Изделия народных мастеров
из глины
Гжельские розы
Все изделия, что ты видишь на этой странице, расписаны всего одной краской — синей. Это гжельские игрушки и посуда. Как можно догадаться по названию, делают ее в небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы с середины 18 века. Гжельский край — это известный центр народного керамического искусства. А дело это не простое — нужно правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. Гжельские художники изображают цветочные гирлянды, сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Изделия народных мастеров из глиныФилимоновская свистулька Эти игрушки труд.

Изделия народных мастеров
из глины
Филимоновская свистулька
Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Они имеют характерную форму и раскраску. У всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки. А раскраска такая, что ни с чем не спутаешь — чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко». И еще одно важное отличие от других глиняных игрушек — филимоновские игрушки всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Изделия народных мастеров из глиныЖбанниковская игрушка Промысел возник в на.

Изделия народных мастеров
из глины
Жбанниковская игрушка
Промысел возник в начале 20 века, в деревне Жбанниково. Причудливое сочетание красок в росписи создаётся использованием тёмной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» . Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основаниях.

Изделия народных мастеров из глиныКаргопольская игрушка На самом севере Росс.

Изделия народных мастеров
из глины
Каргопольская игрушка
На самом севере России есть красивый старинный русский город Каргополь. Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное. Особенно любопытен Полкан — по- луконь-получеловек — этакое фантастическое существо, пришедшее из старинных народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь.
Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых, потому что игрушки вручную лепят.

Изделия народных мастеров из берестыБерестяная игрушка Береста- верхний слой.

Изделия народных мастеров
из бересты
Берестяная игрушка
Береста- верхний слой берёзовой коры, прочный и красивый материал для плетения. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве и отхожих промыслах – рыбалке, охоте, строительстве – береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой, а детям изготавливали разнообразные игрушки.
Шеркунок- погремушка их берестяных кубиков, внутри каждого горошина.

Русская –народная игрушка из соломыСоломенная игрушка Эта забавная игрушка ро.

Русская –народная игрушка из соломы
Соломенная игрушка
Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали, их прозвали стригушками. Такая игрушка делалась раньше между делом - себе на потеху и детям на забаву.
Маленькие девочки верили, что куклы-десятиручки помогают по хозяйству.
Многие обряды невозможны без соломенной куклы – из нее мастерили чучело масленицы, оберег семьи(«неразлучники»), с помощью соломенных жаворонков зазывали весну.

Русская народная игрушка из тканиТряпичная кукла Самой распространённой игруш.

Русская народная игрушка из ткани
Тряпичная кукла
Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла: столбушка, кувадка, пеленашка…
Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали вертеть куклу лет с пяти. Самой первой малышу давали куклу-оберег пеленашку или пеленашку-полено.

Русская народная игрушка из нитокКукла из ниток Мартиничка Мартиничка - мале.

Русская народная игрушка из ниток
Кукла из ниток Мартиничка
Мартиничка - маленькая нитяная русская обрядовая кукла, которая использовалась в обряде "закликания весны" (в марте).
Кукол вязали парами: из белых и красных ниток- символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Мартинички ярким контрастом красок дополняли детские игры.
Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде.
Кукла подойдёт для кукольного домика и украшения ёлки.

Главная Дошкольник рекомендует

История создания народной игрушки
Фольклор
Автор: Прибыткова Виктория Анатольевна
09.11.2016 22:59

История создания народной игрушки

История создания народной игрушки

Подготовила: Прибыткова В.А.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах Украины.

Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов. Самое широкое распространение с незапамятных времен имела глиняная игрушка. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое.

Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают сходные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение".

В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Читайте также: