История о дымковской игрушке для 3 класса

Обновлено: 11.05.2024

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней.

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

• Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.

• Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.

• Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.

• Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.

• Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

• ромбов и зигзагов,

• кругов и полосок.

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

Дымковская игрушка — история промысла для детей: как лепить и раскрашивать



«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году»

Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году» На праздник мам родители получили в подарок не только свои портреты, но и дымковскую игрушку - барышню-водоноску. Они были в восторге.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Лэпбук «Дымковская игрушка»

Лэпбук «Дымковская игрушка» Лэпбук, в переводе с английского "папка на коленях", дает возможность воспитателям дошкольного образования разместить в нем в игры и задания.

Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM

Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM Как уроженка Кировской области, как ценитель народных промыслов, как педагог, - я никак не могла пройти мимо темы дымковской игрушки и не.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Ды́мковская игрушка — русская народная игрушка.

Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятка (ныне город Киров).

Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка».

Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.

Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки.

Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски.

Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.

Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Дымковская игрушка очень нарядная.

Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». Листочки золота очень тонкие, легче пуха.

Кого лепят мастерицы?

Это водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, олени, петухи, наездники…

Самая большая коллекция дымковской игрушки находится в Кировском областном краеведческом музее.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Дымковская игрушка Подготовила: Жихарева Елена Алексеевна Учитель изобразите.


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка Подготовила: Жихарева Елена Алексеевна Учитель изобразите.

Подготовила: Жихарева Елена Алексеевна
Учитель изобразительного искусства и технологии
МАОУ СОШ №13 г. Тюмень

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных пром.

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игр.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, сос.

Особенностью дымковской игрушки
является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины



Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного.

Для росписи используют контрастные
сочетания ярких цветов:
красного, малинового, жёлтого,
оранжевого, голубого, зеленого,
синего и черного

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам.

Каргопольская игрушкадымковская игрушкаковровская игрушкафилимоновская иг.

Каргопольская
игрушка
дымковская
игрушка
ковровская
игрушка
филимоновская
игрушка

Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей.

Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).

Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).







Этапы изготовления дымковской игрушки

Этапы изготовления
дымковской игрушки

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вят.

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили.
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней«примажут» стан, р.

Свернут блин,
и получится
колокол юбки
для барыни.
К ней«примажут» стан, ручки, головку.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 час.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотог.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Герои дымковской игрушки:Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Куп.

Герои дымковской игрушки:
Барыни.
Кормилицы.
Кавалеры.
Мужики.
Горожанки.
Купчихи.
Офицеры.
Скоморохи.
Звери.
Птицы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 935 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Технология», Куревина О.А., Лутцева Е.А.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Технологии», Коберник А.М., Терещук А.И., Гервас О.Г.
  • Учебник: «Технологии», Коберник А.М., Терещук А.И., Гервас О.Г.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Оставьте свой комментарий

  • 24.11.2017 3397
  • PPTX 3.3 мбайт
  • 281 скачивание
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жихарева Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Метод ситуативного анализа Case-study как средство развития учебных и социальных компетенций» Часть 2. Практика

31 минута

«Развитие памяти и внимания при скорочтении»

53 минуты

«Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Каргапольская игрушка"

Презентация "Каргопольская игрушка" . В данной работе представлена информация о Каргополье, об узорах, используемых для росписи каргопольских игрушек, варианты различных игрушек.

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Дымковская игрушка"

Презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства или технологии, посвящённых изучению народных промыслов.


Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки.


Презентация к уроку изобразительного искусства. "Жанр изобразительного искусства Портрет"

Портрет В изобразительном искусстве — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик.

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Какие бывают игрушки? Изображение плюшевого медвежонка", 2 класс

В презентации рассказывается об истории возникновения игрушек, приведены примеры наиболее известных игрушек в мире, дан пошаговый план изображения медвежонка.


Технологическая карта урока изобразительного искусства :"Каргопольская глиняная игрушка " (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема урока изобразительного искусства: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникно.

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1).

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

дымковская игрушка

рассказ о дымковской игрушке

дымковские игрушки

дымковская игрушка картинки

дымковская роспись

глиняные игрушки

дымковская игрушка фото

дымково

глиняная игрушка

дымковская игрушка рассказ для детей

дымковская игрушка раскраска

игрушки из глины

история дымковской игрушки

дымковская слобода

дымковская игрушка своими руками

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.

Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

роспись дымковской игрушки

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.

В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

изготовление дымковской игрушки

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

дымковская роспись в детском саду

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

дымковская игрушка лошадка

Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

лепка дымковской игрушки

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

глиняные игрушки своими руками

Побелка

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

как появилась дымковская игрушка

Цвета

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Читайте также: