История появления игрушек на руси

Обновлено: 30.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

 История возникновения игрушки на Руси


Курс повышения квалификации

Ценностные ресурсы личностной компетентности


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Школьные проблемы и способы их преодоления на разных возрастных этапах


«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 История возникновения игрушки на Руси

История возникновения
игрушки на Руси

Цель: Изучить историю создания игрушек на Руси. Развивать интерес учащихся к.

Цель: Изучить историю создания игрушек на Руси. Развивать интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления вязаных игрушек.
Задачи урока:
Образовательная – расширять кругозор обучающихся, познакомить учащихся с историей создания игрушки на Руси и технологией изготовления вязаной игрушки.
Развивающая – развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию.
Воспитательная – воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам своего края.

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относят.

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду X-XV веков. В это время игрушки делали из подручного материала, - дерева, кожи, соломы, глины, ткани. Первые артефакты относятся к территории самых древних русских городов – Новгорода, Коломны, Москвы, Киева, - и их окрестностей. Забавные игрушки не просто копировали черты реальных героев, но и хорошо подчеркивали неразрывное единство человека с природой.

Игрушки, имеют многовековую историю. Археологи на раскопках находят иг.

Игрушки, имеют многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде».

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой умень.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. А делали их из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Раньше кукло.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности.
Раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы.
Кукле отводили Важную роль, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала да же примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отр.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самосто.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Шло время, вместе с ним совершенствовались приемы изготовления игрушек из раз.

Шло время, вместе с ним совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек: Троице-Сергиев Посад, села Полховский Майдан, Дымково и др. Часто народное творчество обращалось к таким материалам как солома, лён, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Сейчас это всего лишь игрушки-сувениры.

А вот вязаная игрушка снова входит в моду. И вы сами, своими руками при помо.

А вот вязаная игрушка снова
входит в моду.
И вы сами, своими руками при помощи спиц или крючка и небольшого количества пряжи, можете выполнить красивые игрушки. Узоры для них выбираются несложные (столбики без накида или лицевая гладь). Главное – умение придать игрушке нужную форму. Готовые изделия наполняют кусочками ваты или синтепона, а отделку выполняют в соответствии со своей фантазией, - бисером, стразами, лентами.

Вязаные игрушки смотрятся очень красиво. Технология изготовления игрушки про.

Вязаные игрушки смотрятся очень красиво. Технология изготовления игрушки проста, а процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Вместо фабричных кукол и машинок вы можете подарить своим друзьям и близким красивые вязаные игрушки выполненные своими руками.

Ресурсы http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/davnymdavno_na_ruci.htm.

Ресурсыhttp://kharkov-online.com/files/images/objava/36597/155196.jpg http:/.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Недавно задумалась: как появились развивающие игрушки и кто первый начал их шить. А потом мне пришла мысль " Как вообще появились игрушки и что известно о их происхождении"?

Приглашаю почитать мою статью, надеюсь, будет интересно :)

Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи в отдаленных, оторванных от торговых центров селах или деревнях.

Издавна содержание игрушек в основном определялось тремя группами образов:

1. Зверей и птиц.

2. Сказок, былин и других произведений народной фантазии.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 1

Кустарь-крестьянин, первый народный художник-игрушечник, в своей работе использовал природные материалы, которые он мог найти в лесу, на реке, — дерево и глину.

Но игрушки делали ещё и из других материалов: травы (соломы).

История возникновения игрушек на Руси, фото № 2

Золы (зольная кукла). Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка.Такая кукла называлась Баба — женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 3

Со временем изготовление игрушек совершенствовалось. Стали делать игрушки из таких материалов как: солома, лён, пряжа, дерева, глины, кости, камня, металла.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Многие известные компании, занимающиеся игрушкой, начала свою деятельность в 1890-х и 1900-х годах. Британцы начали делать игрушечных солдатиков, а затем игрушечные фермы, зоопарки, ковбоев и индейцев и железные дороги. Во время Второй мировой войны производство игрушек было в упадке. Возрождалась домашняя игрушка.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 4

История возникновения игрушек на Руси, фото № 5

История возникновения игрушек на Руси, фото № 6

История возникновения игрушек на Руси, фото № 7

На картинках русско-народные игрушки. Но когда они были изготовлены я точно не знаю, к сожалению, очень тяжело в интернете найти игрушки старинных времен без подписей на фото. И если честно я была немного разочорованна тем, что не много информации о игрушках.

Напишите свое мнение было ли вам интересно читать эту статью и узнали ли вы что-то новое из нее.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы трудового законодательства и охраны труда в образовательной организации


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


«Формирование навыков успешного публичного выступления»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

История возникновения
игрушки на Руси

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
№1 VIII вида г. Железноводск
учитель рукоделия высшей
квалификационной категории
Негодина Т.В.

Цель: Изучить историю создания игрушек на Руси. Развивать интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления вязаных игрушек.
Задачи урока:
Образовательная – расширять кругозор обучающихся, познакомить учащихся с историей создания игрушки на Руси и технологией изготовления вязаной игрушки.
Развивающая – развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию.
Воспитательная – воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам своего края.

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду X-XV веков. В это время игрушки делали из подручного материала, - дерева, кожи, соломы, глины, ткани. Первые артефакты относятся к территории самых древних русских городов – Новгорода, Коломны, Москвы, Киева, - и их окрестностей. Забавные игрушки не просто копировали черты реальных героев, но и хорошо подчеркивали неразрывное единство человека с природой.

Игрушки, имеют многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде».

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. А делали их из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности.
Раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы.
Кукле отводили Важную роль, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала да же примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Шло время, вместе с ним совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек: Троице-Сергиев Посад, села Полховский Майдан, Дымково и др. Часто народное творчество обращалось к таким материалам как солома, лён, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Сейчас это всего лишь игрушки-сувениры.

А вот вязаная игрушка снова
входит в моду.
И вы сами, своими руками при помощи спиц или крючка и небольшого количества пряжи, можете выполнить красивые игрушки. Узоры для них выбираются несложные (столбики без накида или лицевая гладь). Главное – умение придать игрушке нужную форму. Готовые изделия наполняют кусочками ваты или синтепона, а отделку выполняют в соответствии со своей фантазией, - бисером, стразами, лентами.

Вязаные игрушки смотрятся очень красиво. Технология изготовления игрушки проста, а процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Вместо фабричных кукол и машинок вы можете подарить своим друзьям и близким красивые вязаные игрушки выполненные своими руками.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Древнеегипетская кукла-оберег 2100 -1700 годы до нашей эры./ Современные мотанки-обереги.


В доисторические времена куклы совершенно не считались детскими игрушками, а служили одним из атрибутов для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Представители разных народов с целью самосохранения вынуждены был защищать себя и свой род от болезней и напастей, а жилище от злых духов, привлекать к себе удачу, благополучие, здоровье. В каждой стране были свои для этого секреты, но у многих народов таким оберегом служила кукла, называемая Берегиней .

«Кукла» - от греческого «киклос» («круг») с древних времен имела вид деревянного или глиняного божка, свертка из ткани или пучка соломы и была важной частью жизни народа. Ей поклонялись и использовали как защитницу от негатива и помощницу в различных делах. Их мастерили в Египте, Риме и Месопотамии, в загадочном Китае и в Древней Руси.

Самые первые куклы древнеегипетской цивилизации

 IV–III век до н. э. Тряпичная набивная фигурка из льняного полотна и набитая папирусом /. Деревянные куклы. 2080–1990 года до н. э.

IV–III век до н. э. Тряпичная набивная фигурка из льняного полотна и набитая папирусом /. Деревянные куклы. 2080–1990 года до н. э.

История возникновения кукол глубоко уходит корнями в давние времена. Более четырех тысячелетий тому назад в Древнем Египте египтянки лепили из глины бога Осириса, отливали из воска и вырезали из дерева фигурки человечков, а некоторые экземпляры имели подвижные части тела на шарнирах.

Древнеегипетская обрядовая кукла (около 2100—1700 годы до нашей эры). Глина, дерево, льняная нить.

Благодаря археологическим раскопкам нам предоставляется возможность узнать как выглядели одни из самых древних кукол в истории, которые находили в саркофагах гробниц. Они использовались в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Примечательно то, что звук издавали волосы кукол, которыми служили бусинки из глины, нанизанные на льняные нити.

Древнеегипетская обрядовая кукла (около 2100—1700 годы до нашей эры). Глина, дерево, льняная нить.

Известно, что царица Клеопатра была первой обладательницей большой коллекции авторских кукол, хранящихся на сегодняшний день во многих музеях мира.

Акуаба - африканская кукла-талисман

Одна из известных древних африканских кукол — акуаба , являлась воплощением идеальной красоты и оберегом от бесплодия. Эта деревянная статуэтка женщины с дискообразной головой, обладающая магической силой, дарилась маленьким девочкам африканских племен с целью развития материнского инстинкта и успешного вынашивания потомства при замужестве. Эта традиция сохранилась и по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти приобретают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения детей.

Кукла "Мотанка" - волшебный оберег

Давние мотанки. / Мастерица, изготавливающая обереги.

На заре своего исторического развития славянские народы, живя в полном единении с живой природой, чувствовали непрерывную связь с окружающим миром. Во времена язычества люди, обожествляя и поклоняясь ей, придавали различным силам символы в виде талисманов и оберегов.

Одним из таких оберегов у славян и была кукла, называемая «мотанкой», потому как нити, которыми фиксировали ткань, именно на нее наматывались. Создание такого оберега представляло собой целый ритуал. Главным условием было то, что оберег нужно было изготовить за один раз, чтобы не нарушить наполнение магическим защитным зарядом. И считалось, что только женщины и девушки могут изготавливать сильные обереги, вкладывая в них частичку живой энергии.

Эта кукла не имела лица, поэтому считалось, что в нее не может вселиться злой дух, в который так верили наши предки. Мастерицы, изготавливая мотанки, использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а еще в ход шли кожа, лыко, лен, береста, трава, ветки и другие природные материалы.

Кукла-мотанка со знаком Светлого Ирия на лице.

Каждая мотанка имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением и не важно было насколько она красива, а было важно ее магическое содержание. Особенностью некоторых из них были обязательные обережные знаки - кресты, звёзды на месте лица и на одежде куклы, являющиеся символом Светлого Ирия, символом Творца. Эти куклы после изготовления освячивали и дарили детям, чтобы охраняли их чистые души от темных сил.

Домашняя кукла Масленица.

"Масленница" - одна из обрядовых кукол, являющаяся обязательным атрибутом праздника Масленицы, когда ее сжигают на костре. Она служила символом избавления от всего старого, ветхого, ненужного и освобождения места для молодого и нового. Что интересно, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяйки доверяли свои планы на год и просили, чтобы кукла помогла им осуществиться. Устанавливали помощницу на самое видное место, чтобы служила напоминанием того, что запланировано сделать к концу года. По истечению которого "уставшую" от своих обязанностей домашнюю Масленицу провожали и сжигали вместе с большим чучелом. А ей на смену изготавливали новую куклу-помощницу.

«Неразлучники»

Во время свадьбы молодоженам дарили куклы, изображающие жениха с невестой, называемые «Неразлучниками» . И что примечательно, в одном регионе их изготавливали из одного кусочка материи и все детали обматывались единой нитью, чем акцентировался неразрывный союз молодоженов, их целостность и единение. В другом регионе эти же куклы делали из трех одинаковых отрезов ткани, объединенных общей рукой - символом того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.

Кукла Десятиручка.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины, делая из соломы или льняного шпагата кукол Десятиручек , приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Кукла Желанница. Автор: Светлана Шупенко.

Большим спросом и почитанием всегда пользовалась кукла, исполняющая заветные желания - Желанница . ЕЕ прятали от посторонних глаз в потайное место. А при случае хозяйка дарила своей кукле красивую бусинку или тесемку и подносила ее к зеркалу, приговаривая: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

Кукла-оберег «Здоровушка» от Светланы Казиной.

При изготовлении куклы «Здоровушка» мастерица заговаривала ее пожеланиями на здоровья. В ее руках букет или кузовок с засушенными лекарственными травами, ягодами и цветами, которые и должны были нести исцеление и здравие домочадцам.

Кукла Зерновушка.

Зерновушка имеющая несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка — считается одной из главных кукол в доме, приносящей достаток в семью. Ее наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво принаряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

«Спиридон-Солнцеворот» – ладный мужичок./ Кукла Путешественница. Автор: Светлана Шупенко.

Современные народные куклы-обереги от Светланы Казиной.

На сегодняшний день тряпичная кукла вновь переживает свое возрождение, так как этническая или генетическая память людей начала бунтовать против полиуретановых кукол массового производства.

Современные народные куклы-обереги.

Однако разнообразие авторских кукол в наши дни также впечатляет. Так, шарнирные куклы скульптора Михаила Зайкова настолько реалистичны, что кажется - они вот-вот оживут.

Читайте также: