История развития деревянной игрушки

Обновлено: 09.05.2024

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдусалямова Шохида Камилжановна

Игрушка во все исторические времена была связана с игрой ведущий деятельностью, в которой формируются ум, физические и нравственные качества ребенка: В данной статье освещается история развития игрушки , начиная от античности заканчивая 19 тысячелетием.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Абдусалямова Шохида Камилжановна

Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях российского этнографического музея и музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)

Текст научной работы на тему «История игрушки»

ИСТОРИЯ ИГРУШКИ Абдусалямова Ш.К.

Абдусалямова Шохида Камилжановна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: игрушка во все исторические времена была связана с игрой - ведущий деятельностью, в которой формируются ум, физические и нравственные качества ребенка: В данной статье освещается история развития игрушки, начиная от античности - заканчивая 19 тысячелетием. Ключевые слова: игрушка, ребенок.

Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.

Первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра.

Рис. 1. Самая первая погремушка

Литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, заносящий лапу над предполагаемой

жертвой, и др. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работающий раб.

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных).

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки. Дешевые городские игрушки (первоначально - куклы) во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли.

Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше - смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, в вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург и Лимож.

В 1900 году англичанин приказчик из Ливерпуля Фрэнк Хорнби (1863 - 1936) ехал в поезде и размышлял об удивительных достижениях техники рубежа XIX - XX веков, ему пришла в голову мысль сделать ребенка соучастником в деле создания технических средств. По словам Френка: идея в том, что ребенок может создать какие либо технические новшества, послужила основой для создания первого конструктора, который был назван: "Усовершенствованной игрушкой для обучения детей и подростков". Он придумал игру, состоящую из дырчатых планочек, миниатюрных гаек и болтиков. Болтики можно было завинчивать в отверстия на разном расстоянии и под разными углами. Это давало возможность сооружать из планок тележки, мосты, подъемные краны. Эта игрушка открывала небывалые для того времени возможности. В целом идея Френка Хорбни оказалась очень востребована и принесла ему миллионы, он даже написал книгу, назвав её "ФренкХорбни: человек, заработавший миллион на игрушке".

Рис. 2. Усовершенствованная игрушка для обучения детей и подростков

Изобретателем деревянного конструктора является австриец Ехан Корбули, он был многодетным отцом, а на жизнь зарабатывал торговлей. У самого младшего из сыновей Ехана самым любимым занятием было крушение всех сооружений из деревянных кубиков, которые строили его старшие братья. Естественно это вызывало много конфликтов, и Ехан нашел решение это проблемы, он проделал дырочки во всех кубиках, таким образом, чтобы их было возможно соединить деревянными палочками. Конструктор приобрел название "Матадор" и поступил на прилавки в 1903 году, при изготовлении деталей использовалась древесина из бука.

Технические игрушки в занимательной, доступной пониманию детей форме дают представление о современной технике. Технические игрушки знакомят со строительной техникой, с видами транспорта, различными машинами (самоходные комбайны, электротракторы, подъемные краны, транспортеры, экскаваторы, грейдеры и др.),

Заключение: Игрушка - важнейшая составляющая любой культуры, отражающая национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки - это жизнь в миниатюре, можно сказать фундамент, на котором формируется мироощущение ребенка, поэтому именно от них во многом зависит формирование личности.

1. Дорофеева З.Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента // № 6 (218).

2. Абрамова И. Всё равно тебя не брошу. // Витебский курьер, 2004. № 87.

3. Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С. 4.

4. Оршанский Л.Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. - Петроград, 1923. С. 101.

5. Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С. 46.

6. Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С. 377.

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э.

Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-

транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

Жизнь человечества в целом, и детей в частности, не мыслима без игр и игрушек. Игрушки неразрывно связаны с культурными, бытовыми традициями, особенностями устного народного творчества той или иной областью, где в неё играли.

Археологи обнаружили доказательства, что первые игрушки были ещё в IX веке нашей эры. Доказательства эти лишь документальные, сами игрушки, конечно, не сохранились, т.к. надо учитывать особенность дерева, как материала.

Надо отметить, что самыми простыми игрушками, могли быть даже простые сучки деревьев, поструганные ножом. Сейчас, в наш век нам трудно в это поверить. Затем игрушки стали делать из шишек, еловых лапок и разных палочек. (слайд 1).

Так как деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то изображались животные, птицы, дровосеки с вязанками дров, лешие и т.д.

Игрушки всегда были важной составной частью жизни детей, и хотя прошлые игрушки явно отличаются от игрушек сегодняшнего времени, многие образы любимы и сейчас. Известно, что в Древней Греции и Римской Империи дети, как и сейчас, играли с куклами, лошадками, собачками.

В 18 веке немецкие производители очень заинтересовались деревянными игрушками и стали активно создавать разнообразные игрушки на любой вкус и достаток. Немецкие торговцы путешествовали по миру и собирали заказы на изготовление игрушек. Но все - таки эти игрушки были достаточно просты.

В 19 веке игрушки стали делать более сложные, иными словами, игрушки детализировали. Появились деревянные макеты зданий, домики, солдатики, машинки и даже поезда. (слайд 2). Очень важно то, что игрушки стали раскрашивать.

Сегодня не стоит думать, что деревянная игрушка устарела и освободила место игрушкам электронным. Разнообразные машины, грузовики, домики и так далее становятся очень популярными подарками, детям, а порой и взрослым они очень нравятся.

Производство деревянной игрушки в России.

Полено, чурка или щепка – вот с чего начинали мастерить игрушку народные резчики. В России признаны три области изготовления деревянной игрушки.

Но чем же игрушки разных областей отличаются друг от друга, казалось бы и тут лошадка и там лошадка, и тут медведь с мужиком и там медведь с мужиком… Но если их поставить рядом, отличии видны невооружённым глазом. Каждая игрушка отличается неповторимым сюжетом, композицией, уникальным решением форм. Авторы сумели найти такие художественные приёмы, которые утвердились со временем как особенности и стали стилем того или иного центра изготовления игрушки.

Русские игрушки очень и очень разнообразны: они бывают точёные и резные, бывают раскрашенные красками, бывают из чистого дерева (липы, осины, берёзы). Сегодня, несмотря на разнообразие выпускаемых игрушек, деревянная игрушка способна очаровать, доставить удовольствие и ребёнку, и взрослому.

Давайте рассмотрим области, где изготавливали игрушки.

Первая область известна с 19 века, располагается по берегам Белого моря – сейчас это Архангельская и Вологодская области. Эти игрушки отражают северность и характер северного народа. Они похожи на северных идолов, облик их достаточно скуповат.(слайд 3) Черты лица прорисованы не чётко и не выразительно. Мотивы игрушек – птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки. Русский Север, здесь каждый мужик (крестьянин, рыболов, охотник) владел топором. И легко управлялся с ним, мог вырубить украшение, домашнюю утварь или какую-нибудь куклу. Фигуры коней, птиц – это образы не просто игрушек, в те далёкие времена им присваивали магическое значение: птица несла в себе символ весны и жизни, а деревянный конь- посланник солнца.

Панка – это северная кукла. (слайд 4).Сейчас можно сказать, что она представляет собой обрубок дерева, на котором топором намечена голова в виде шара и туловище представляло собой форму конуса. Фигура не имеет рук и ног, лицо плоское не вырезанное.

Северные коники. (слайд 5). У этих игрушек короткая массивная шея, маленькая голова, могучее и огромное тело опирается на короткие ноги. Такие игрушки расписывали: на красно-оранжевом фоне рисовали кресты, клетки, штрихи. Существует описание, что эти кони представлялись как огненные небесные кони, которые олицетворяют появление весеннего солнца.

Другая область производства деревянной игрушки находится в Нижегородской губернии. Надо отметить, что этот регион вообще славится резьбой по дереву. Здесь можно увидеть прекрасные образцы домовой и корабельной резьбы. А как здесь делают ложки?! (слайд 6). Мастера очень заинтересовались деревянной игрушкой и вложили весть свой профессионализм. Художественный уровень этого промысла очень высок. Города, где изготовлялись игрушки стали – Городец, Семёнов, Пурех и другие.

Третий известный центр производства деревянной игрушки – Сергиев Посад и деревня его Богородское. Его мастера предпочитали изображение фигуры пышных, полных женщин в своих игрушках. Но кроме этого были популярны и фигуры солдат, простых мужиков и могучих лошадей. Ещё нельзя забывать об одном из главных героев фольклорного жанра – косолапый медведь. Богородские игрушки изготавливались композиционно, важно отметить, что они могли двигаться. Если подвинешь планки, то мужичок с медведем начинают стучать молоточками. (слайд 7). Богородские мастера делали разные движущиеся игрушки: двигались колёса, планки, балансировал шарик, который был подвешен под кругом. Это известная игрушка «Куры на кругу».

Матрёшка. (слайд 8). Это игрушка пришла к нам из Японии, прижилась в России, и можно сказать стала символом России. Первые матрёшки стали выпускать в Троице-Сергиевой лавре. Роспись матрёшек отражали быт русского народа. Изображали девушек в разнообразных сарафанах, которые были раскрашены травным орнаментом. Наиболее распространёнными были зелёная, жёлтая, синяя краски. В ней располагается обычно от двух до пяти куколок, состоит из верхней и нижней части. Как говорилось выше обычно рисуется женщина в сарафане или платке. Существует мнение, что форма первой матрёшки принадлежит токарю из города Подольска. Первая российская матрёшка: восемь кукол – девочек, а самая старшая девушка с петухом.

Вот такими самобытными , замечательными игрушки славится земля русская и русский народ. (слайд 10)

Яковлева Лариса Юрьевна

Игрушка — предмет, предназначенный для детских игр. Сейчас их существует огромное количество. К сожалению, большинство изготавливается из пластмассы, синтетических тканей и прочего. В современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Хотя производство деревянных игрушек является мало затратным и несложным по исполнению. А ещё такие игрушки, яркие и безопасные, могут вызвать сильный интерес детей, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Цель: расширить знания о деревянных игрушках, разработать и изготовить собственную деревянную игрушку «Пистолет резинкострел».

  • Изучить историю деревянной игрушки;
  • Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире;
  • Изготовить оригинальную игрушку;
  • Усовершенствовать навыки столярных и плотницких работ;
  • Развить творческие способности, инициативу и самостоятельность.

Гипотеза: деревянную игрушку, которая понравится детям, можно сделать легко и быстро, без больших материальных затрат.

Обоснование темы: для реализации этого проекта я выбрал изделие «Пистолет резинкострел» потому, что:

  • Изделие экологически чистое;
  • Интересная игрушка для детских праздников и дней рождений;
  • Отличный подарок на день рождения;
  • Интересно делать;
  • Низкая стоимость материалов.

2. Теоретическая часть.

2.1. История деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки били у восточнославянских племён ещё в 9 веке н.э. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянной игрушки. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки были в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине.

2.2. Деревянные игрушки в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластмассы деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и лёгкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались лишь сувенирами и никак не предназначались непосредственно для игры. Но в последнее время, в связи с усилием внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоёвывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребёнка.

2.3 Целительная сила дерева

Игрушки из дерева, как и всё деревянное, обладают особыми, успокаивающими свойствами. Они хранят природное тепло и приятны на ощупь, они безопасны и полезны для психики ребёнка. Предки верили в целительную силу дерева, считали, что деревья помогают обрести гармонию духа.

Берёза – хранительница рода. Считается, что она защищает от беды, генерирует энергию, способствует концентрации внимания.

Сосна – дерево спокойствия. Энергия сосны помогает избавиться от нервных расстройств и стрессов, поможет повысить иммунитет и поднять настроение.

Ель – дерево-целитель. Энергия ели успокаивает и снимает психологическое напряжение, помогает контролировать свои силы и настроиться на философский лад.

Бук – символ знания и благополучия. Повышает устойчивость к стрессам, способность сосредоточиться, улучшает кровообращение.

2.4. Анализ и синтез идей. Выбор варианта изделия.

Работу над выбором варианта я начал с просмотра сайтов в интернете.

Из всего многообразия я выбрал два подходящих.

Автомат выглядит эффектнее, но из него не пострелять. Нет никаких механизмов, которые очень нравятся мне. А вот пистолет можно изготовить так, чтобы он стрелял резинками. Это гораздо интереснее, с ним играть будет веселее. Потому для своего проекта я решил сделать именно его. К тому же процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретенные знания, проявить умения и навыки.

3.1.Выбор материала для работы. Оборудование. Инструменты.

Чтобы изготовить максимально приближенную к оригиналу деревянную модель пистолета, мне понадобились:

  • листовая фанера толщиной 5 мм;
  • ручной лобзик;
  • струбцина для зажима заготовки;
  • быстросохнущий резиновый клей;
  • шаблон с формой изделия
  • Кисть
  • Наждачная бумага
  • Резинки
  • Шуруп – 4 шт
  1. Организация рабочего места и техника безопасности

Организация рабочего места

  • Надеть рабочую одежду, перчатки
  • Подготовить рабочее место
  • Подготовить все необходимые инструменты.
  • Во время работы быть внимательным.
  • После выполнения работы все инструменты положить на место, убрать
  • мусор.

Правила безопасности при работе с лобзиком

  • Перед началом работы лобзиком и шилом проверить, надёжно ли
  • Надёжно крепите выпиловочный столик к верстаку;
  • Надежно закрепляйте пилку в рамке лобзика;
  • Не делайте резких движений лобзиком при выпиливании,
  • Не наклоняйтесь низко над заготовкой.

3.3. Технология изготовления проектного изделия

Найти образцы деталей пистолета шаблон, распечатать их на принтере и перенести рисунки на фанеру.

При помощи лобзика нужно аккуратно вырезать шаблоны элементов пистолета, которые были нарисованы на фанере. Всего должно получиться пять основных и четыре вспомогательных деталей, из которых будет собираться будущий деревянный муляж пистолета.

Первые три основные детали (каркас пистолета) нужно зажать струбциной, выровнять боковые поверхности и грани при помощи наждачной бумаги, а затем склеить между собой. Затем можно переходить к механической обработке вспомогательных деталей, которые потом в определенной последовательности накладываются на поверхность деревянного пистолета. Когда пистолет полностью собран, его нужно обработать наждачной бумагой, чтобы сгладить все имеющиеся неровности.

На завершающем этапе столярных работ необходимо вырезать из фанеры визуальные элементы, которые потребуется хорошо отшлифовать и приклеить на пистолет: мушку, накладки на рукоять, муляж обоймы, а также высверлить отверстие под дуло.

4. Обоснование выгодности

4.1. Экономическое обоснование. Расчет себестоимости

Стоимость вычислим следующим образом:

Фанера размером 40х40 см обошлась нам в 60 рублей, затраты клея ПВА не учитываю, т.к. они были в наличии. Несколько резинок стоили 10 рублей, четыре шурупа – 2 рубля. Остальное всё было в наличии и может использоваться для создания подобных игрушек неоднократно. Получается, что стоимость пистолета-резинкострела обошлась мне в 72 рубля, что очень дёшево.

Изделие сделано из экологически чистого материала — фанеры. Ведь она не выделяет никаких токсичных веществ. Кроме того дерево легко поддается обработке, удобно в использовании.

Итак, я считаю, что справился с поставленными целями и задачами, так, как изготовил изделие, которое мне очень нравится, и расширил представление о деревянных игрушках.

Оказалось, что деревянные игрушки сейчас снова набирают популярность. Ведь они просты в использовании, безопасны и отлично развивают детей.

В результате пистолет-резинкострел понравился моим близким. Одноклассники тоже хорошо оценили мою работу.

Кроме того я получил удовлетворение от данной работы, у меня появилось желание изготавливать другие более сложные изделия.

Развитие игрушек на Руси неразрывно было связано с народными традициями и потому шло по-своему, особому пути.

Древняя языческая вера русичей «одушевляла» все вокруг. Люди верили в домовых, духов леса, воды, воздуха. Поэтому в избе обязательно должны были присутствовать фигурки, отождествляющие особо почитаемые божества. Если хозяева не обзаводились игрушками, дом считался «бездуховным». А вот приход в дом новой игрушки связывался с приходом счастья и благополучия. К каждому празднику детей старались порадовать новой игрушкой, ибо существовала примета – дети охотно и много играют с игрушками – быть тому дому благополучным, а за небрежное, неуважительное отношение игрушки могли наказать хозяев бедой.

Связь между суевериями и игрушками особенно видна на примере лоскутных или «тряпичных» игрушек, изготавливаемых каждой хозяйкой дома самостоятельно. Такие куклы-обереги принимали на себя болезни и несчастья, защищали от злых людей и темных сущностей, оберегали дом, сторожили сон (особенно детский), удерживали семьи от распада. Интересна традиция заводить в семье бабью куклу «Масленицу». Каждый раз, когда женщина терпела от людей обиду, она рассказывала кукле о случившемся и завязывала на ее подоле тряпочку. К приходу праздника Масленицы весь подол куклы был в ленточках-обидках. Теперь её полагалось сжечь в костре и вместе с куклой сгорали все неприятности, а для дома делалась новая «Масленица». С отходом от язычества отпала необходимость в обрядовых куклах. Постепенно игрушки стали подразделяться на обереговые и игровые. Новым оберегом в русских избах стали щепные птицы, (сделанные из деревянных лучинок) подвешенные в красном углу возле икон. Щепная птица была символом Святого Духа и несла в дом счастье и радость.

Кроме лоскутков ткани для изготовления игрушек, использовались и другие подручные материалы - глина, дерево, солома, мох. Ложкари вытесывали простые по форме фигурки и свистульки, пытаясь с воображением обыграть развилку веток, рисунок древесины или сучок. Гончар, отдыхая от горшков, лепил зверушек, птиц, человечков и выставлял их на продажу вместе с кринками. Особой яркости такие игрушки не имели, ведь главным красящими веществами были мел, цветная глина, печная сажа. Расписанную натуральными красками игрушку стали делать уже в XIX веке, когда на нее появился устойчивый спрос. В это же время появляются новые типы игрушек – жанровые (вращающиеся с людьми карусели, движущиеся на колесиках упряжки лошадей, танцующие либо работающие человечки) и развивающие. Для того чтобы у детей развивалась сосредоточенность, усидчивость, придумывались игрушки типа «Бирюльки», когда из вороха рассыпанных бирюлек нужно было крючком вылавливать по одному предмету, не шелохнув остальные. Для четкости движений, развития глазомера, целеустремленности существовали «Бабки», «Закидушки», «Кубарь». Игрушки типа «Чижик» - способствовали развитию быстроты реакции, хваткости, ловкости, меткости.

Занятость ребенка игрой на Руси всегда считалась важным занятием: игровые постройки никогда не ломались, а начатые игры не останавливались. Взрослые верили, что умеющий играть с игрушками ребенок обязательно станет добрым и отзывчивым человеком.

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.

По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка - это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика - мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени - «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, "неразборную" матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут - начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Русская деревянная игрушка

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Русская деревянная игрушка

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, "ванька-встанька") — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный "ванька-встанька" - клоун-скоморох - расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, "выделки игрушек", был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

Читайте также: