История создания филимоновской игрушки для детей

Обновлено: 23.04.2024

В документе представлены история создания и изготовления изделия народного промысла, символика изображения и этапы нанесения красок, сюжеты.

ВложениеРазмер
filimonovskaya_igrushka.docx 24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс воспитателя МДОУ «Детский сад № 22»

Тюхай Надежды Алексеевны

Филимоновские игрушки: изготовление, сюжеты, символика

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. По преданию, деревню Филимоново Тульской области назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.

Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.

Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.

Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи — горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.

До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь.

Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей.

Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой».

Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.

Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • композиции из нескольких фигур.

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло, со временем филимоновские сюжеты начали пополняться и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное – что современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 сам в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по своей сути – свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб с покойником.

Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя - уши, и тому подобное. Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» - это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Знаки и символы, используемые в филимоновской игрушке.

Это всё солярные знаки, то есть знаки и символы Солнца. В давние времена, когда люди верили в божественную силу природы, Солнце было одним из главных природных явлений, которому поклонялись. Это символ земной жизни, без солнечного света и тепла не будет урожая, будет холод, болезни. Знаки Солнца образуются из различных сочетаний коротких и длинных линий и точек. Как правило, рисуют на груди животного, юбках барынь. Замкнутый круг – полосочка на игрушке в языческие времена была символом оберега, спасения, это символ добра против зла. Замкнутый круг предотвращал вторжение злых сил. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца

Елочка – это символическое изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия.

Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай. Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. К символам возделанного поля можно отнести также крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками-зернами. Зигзаги и дуги – символы радуги и небесных вод, дождя, который несет плодородие земле. Косые или волнистые линии – небесные воды, дающие плодородие земле.

Конь у древних вятичей, южно-восточных славян, является символом устремления вперед, и конь является символом солнца, но как атрибут, а не солнце. Мифологический образ солнца очень многогранен и обладает множеством символов и атрибутов. Конь – один из них. Причем наиглавнейший.

Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Всадник на коне связывался с возрождением солнечного тепла, света, жизни.

Барыня – хранительница и защитница семейного очага, женских ремесел, прародительница рода человеческого. Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей или птицами. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей.

Корова – символ спасения и благополучия. С глубокой древности животные с рогами являлись символом благосостояния рода и почитались как существа, несущие на рогах солнечный диск.

Олень - его ветвистые рога также воспринимались как символ Мирового Древа, а следовательно сам Олень соотносился с образом великой Богини – владычицы природы. Олень – символ плодородия, богатства, надежной защиты.

Медведь – в древности почитаемый у всех народов образ тотемного предка, образ хозяина, покровитель лесов, зверей и людей. Медведь - символ добра, а медведица с малышом – сродни барыни и явяется защитницей рода, семьи. По народным верованиям, Медведица когда-то родила первую женщину, поэтому медведь и медведица часто выступают как покровители женщин рожениц и женщин вообще.

Волк – символ любви и добра.

Петух – один из сильных оберегов. Символ солнца и света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье. Это символ наступающего дня и света. Петух – птица огня, вещая птица. Петух отгоняет злые силы. Его голос ослабляет и разрушает действие злых чар. Сидящие друг против друга петухи символизируют плодородие.

Утка – является женским символом, связана с Небесным и с Подземным миром, и с культом Великого женского божества, которое не только дарует плодородие земле, воде, но и защищает род, семью от всякого дурного влияния и воздействий. Утка – покровительствует всем женским ремеслам.

Птица – вестник весны и посредник между мирами, между человеком и и миром богов. Птица должна была донести людскую молитву до небес.

Собака – верный помощник и друг.

На сегодняшний день весь промысел переехал из деревни Филимоново в Одоев. Местные филимовчане даже удивляются, когда им сообщают, что их маленькая деревенька – родина уникального и древнего художественного ремесла. Возможно, это получилось и потому, что в 2009 году именно в Одоеве открылся Музей филимоновской игрушки. Сейчас в его экспозиции около 2000 глиняных игрушек - работ ремесленников как прошлого так и нынешнего веков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой.


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.


Филимоновская игрушка: изготовление, сюжеты, символика

Слайды презентации, иллюстрирующие символику, сюжеты, этапы изготовления филимоновской игрушки.


Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети .

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.

Филимоновская игрушка - барашек

История

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.

Филимоновские игрушки

О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Филимоновские игрушки - упряжка

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.

Раскрашенные филимоновские игрушки

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.

Лепка филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Роспись филимоновской игрушки

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Филимоновские узоры

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Заготовки для филимоновских игрушек

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
  2. Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
  4. В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Этапы изготовления филимоновской игрушки - петушка

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

Шаблоны - силуэты филимоновских игрушек

  1. Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
  2. Детям выдают шаблоны игрушки.
  3. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  4. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  5. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Раскрашивание силуэта филимоновской лошадки

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».

Описание игрушки

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.

Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:

• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);

• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);

• Птицы (петух, гусь, павлин);

• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).

Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.

Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.

Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).

Как играть?

Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.

Плюсы и минусы

Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.

Новый век

И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена правления Ивана Грозного. Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма.

Предназначение свистулек

филимоновская роспись

Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме.

Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника – Филимона.

Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать глиняные игрушки, чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

Работа над игрушкой

Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью. В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

филимоновская игрушка раскраска

Иногда женщины вместе с дочерьми, которым на тот момент могло быть не больше 7-8 лет, садились в кружок и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки.

Значение филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.

Филимоновская игрушка для детей была так называемой охраной, оберегом, который охранял малышей от зла. Многие из историков полагают, что на заре своего создания такая свистулька не была детской игрушкой. Она имела совершенно другое предназначение. Если присмотреться, то на каждой фигурке можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), имеющие определенный смысл.

Интересна и форма игрушки. Она наводит на мысль, что каждая из них что-то обозначает.

Обжиг в печи

В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.

элементы филимоновской росписи

Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.

Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. Обожженная глина уже подготовлена для работы.

Филимоновские игрушки. Их образы

Принято считать, что филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой заключено какое-то конкретное обозначение.

Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно.

Еще один образ – это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень – символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь – олицетворение всего живого. Считалось, что конь – это символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа.

филимоновская игрушка фото

Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы – это все олицетворение птиц.

Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют определенные элементы филимоновской росписи.

У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокола и блузы, а у мужчины – яркая рубаха и штаны.

Филимоновская роспись очень необычная, смелая, завораживающая взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном – о связи человека с природой.

роспись филимоновской игрушки

Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одеждах рисовали пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. У женщины юбка всегда была разноцветная, блузка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каемочкой. У мужчины обязательно должна была выделяться рубаха.

Филимоновская роспись. Раскраска лица

Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне рисовали глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. Форма глаз всегда была одинаковой. Глаза – черточки. Рот обязательно должен был быть малинового цвета.

Никогда не допускалось рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигура – это оберег, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов.

Основные цвета

Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, – это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.

Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, – животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а цветовая гамма использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета.

Интересно, что свистулька - филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев.

Обряд «свистопляски»

Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает значение выражения «устроить свистопляску». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность доказать что-то кому-то.

история филимоновской игрушки

На самом деле, в середине 19-го века это был один из самых красивых, интересных обрядов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и все вместе свистеть в свистульки. Этими действиями они хотели преклониться перед умершими родственниками, это был определенный обряд памяти. После совершенных действий люди могли попросить у Бога все, что хотели. Некоторые вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и получали удовольствие от жизни.

Филимоновская лепка в наше время

Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес Николая Денисова к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия – характерная особенность синей глины.

Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

филимоновская игрушка для детей

Дети и красивые игрушки

Большое одобрение и поддержку получили занятия с такими изделиями в дошкольных учреждениях. Филимоновская роспись в детском саду - один из творческих проектов, прочно закрепившихся в программе обучения малышей.

В процессе рисования (дети пишут акварелью) педагог знакомит дошколят с историей создания филимоновской игрушки, главными принципами ее раскраски, а также приобщает детей к народному творчеству, заставляя их почувствовать и понять, как искусство влияет на нашу жизнь в будущем.

Музей филимоновских игрушек

По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве.

Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное – опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.

Читайте также: