История создания глиняной игрушки презентация

Обновлено: 20.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Курс повышения квалификации

Потенциал теории воспитания и ее реализация в актуальных педагогических технологиях в условиях реализации ФГОС ДО


Курс профессиональной переподготовки

Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе


Курс профессиональной переподготовки

Организация дополнительного образования детей в условиях дошкольной образовательной организации


«Для чего нужно и кому подходит рисование двумя руками!?»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народная глиняная игрушка

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.
Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

Самой большой известностью пользуются
глиняные игрушки из Дымковской слободы
под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка.
Они отличаются пышностью форм, богатством
отделки, обилием декоративных деталей.
Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни,
козлы, петухи с расписными
хвостами.

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

Каргопольская игрушка
Древний русский город Каргополь
находится в Архангельской области.
Для каргопольских игрушек характерна
очень условная обобщённая передача образа.
Формы игрушки передают
лишь самое главное, деталей почти нет.
Формы предельно упрощены. Окраска у
большинства фигурок строгая – белая, черная.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину,
блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

Филимоновская игрушка
В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки-свистульки.
Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома ,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям , это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая.
Основной узор – это причудливые полоски жёлтых , лиловых, зелёных цветов

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу».
Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.
Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая
Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.

Абашевская игрушка
В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными ,
красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников


Курс повышения квалификации

Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности


«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Внеурочная деятельность в 1 классе «Хочу всё знать»
Тема: «История происхождения глиняной игрушки»
Автор презентации:
Т. И. Туран,
учитель начальных классов
г. Новокузнецк, 2016
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Отгадай
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее…

На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры.

Они представляли собой погремушки, различную посуду и маленькие глиняные подобия орудия труда.

При раскопках (Москва, Рязань) были найдены игрушки и более позднего происхождения. Они носили культовое значение и были изготовлены в виде фигурок людей, птиц, коней.

Создавались эти игрушки посредством лепки из глины и последующего обжига в печи. Иногда их украшали росписью и покрывали глазурью.

История глиняной игрушки стремительно развивалась. Ее производство в 17-18 вв. быстро нарастало. Фигурки стали изготавливаться специально для продажи на весенних ярмарках.

Из глины лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое.

При Алексее Михайловиче в качестве сувениров и подарков такие вещицы охотно стал закупать царский двор.

В то время глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. Занимались этим по большей части в осенне-зимний сезон, когда времени, свободного от сельских забот, было предостаточно.

Глиняная игрушка каргопольская
Своим названием эти поделки обязаны своему месту происхождения, городу Каргополь Архангельской области, а точнее деревням вокруг него.

Именно там поначалу крестьянами создавались игрушки из наиболее доступного в этих местах материала – глины.

Сюжеты делятся условно на 2 категории:
Сюжетные игрушки, демонстрирующие деревенский образ жизни, а также воссоздающие сказочные сюжеты. Тематика может быть абсолютно разной – «Девушка за стиркой», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и тому подобное.

Старинные типы – всевозможные животные, полкан (человек с телом коня), берегиня (женщина с голубями в руках).

Абашевская игрушка
Абашевская игрушка достаточно «молода», этому виду народного промысла всего 200 лет, но она имеет свою историю и конкретную «прописку».

В селе Абашево большинство дворов занималось производством посуды, но в 12-ти хозяйствах стали производить игрушки, которые стали пользоваться спросом.

Особая форма игрушек из села Абашево моментально выделяет их из десятков видов поделок, сделанных мастерами из другой местности. Удлиненные тела и непомерно длинные шеи с маленькой головой у животных были воплощением мира удивительного мастера Лариона Зоткина.

Дымковская игрушка
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.

Дымковская игрушка
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!

Дымковская игрушка
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

Дымковская игрушка
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Дымковская игрушка
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.

Дымковская игрушка
Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась дымковская игрушка.

баба в ярком сарафане - изначально, в основном, женщины и животные служили моделями для будущих расписных поделок.

Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские,

и целые скульптурные группы.

Технология изготовления передавалась по наследству.

Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины.

Свистульки
Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.

А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят:

Свистульки
Цвет малиновый и синий,
Жёлтый – яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки –
Музыкальные свистки,

По-народному – свистульки.
Лепят в области их Тульской
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!

Филимоновская игрушка
История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад.

Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена правления Ивана Грозного.

Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника – Филимона.

Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19-го века. В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом.

Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек.

Он был первым человеком, который начал расписывать глиняные игрушки, чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью.

В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка.

Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.

Закрепление
Придумать и нарисовать свою игрушку из глины.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 962 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 08.12.2016 2439
  • PPTX 4.7 мбайт
  • 125 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Туран Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

103 минуты

«Педагогическая поддержка и проблема личности ребенка»

59 минут

«Нормативно-правовые и организационные аспекты лицензирования и аккредитации применительно к разным уровням образования»

30 минут

«Делаем интерьерное украшение - гербарий между двумя стёклами»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

МОУ

№ слайда 1

Роль глиняной игрушки в жизни русского народа Игрушки запечатлели в себе историю

№ слайда 2

Роль глиняной игрушки в жизни русского народа Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.А еще – игрушки воспитатели, учителя и наставники.

История возникновения глиняной игрушки Древнейшие глиняные игрушки, найденные на

№ слайда 3

История возникновения глиняной игрушки Древнейшие глиняные игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. В XVIII-XIX в.в. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета.

Почему народ создавал игрушки? Глиняная игрушка прививала ребенку ценностное отн

№ слайда 4

Почему народ создавал игрушки? Глиняная игрушка прививала ребенку ценностное отношение к труду, к народным традициям и обычаям.Взрослым же она напоминала о радостях жизни, была всегда мечтой, воплощенной сказкой, иногда фантастической, чаще – сказкой-былью.В игрушках запечатлена история нашего народа

Старооскольская глиняная игрушка Старооскольская игрушка родилась в слободе Каза

№ слайда 5

Старооскольская глиняная игрушка Старооскольская игрушка родилась в слободе Казацкой. Была рассчитана на вкус городского покупателя.

Раскраска старооскольской игрушки Преобладали цвета обожженной глины, вкрапления

№ слайда 6

Раскраска старооскольской игрушки Преобладали цвета обожженной глины, вкрапления белого и зеленого. Расписывали анилиновыми красками (красной, малиновой, зеленой). Черную делали из сажи, которую выгребали из печной трубы.

Особенность старооскольской игрушки Живая наивность образа, мягкие пластичные фо

№ слайда 7

Особенность старооскольской игрушки Живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый, глубокий звук свистулек.

Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог

№ слайда 8

Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог "Народные промыслы России"

Борисовская глиняная игрушка Также как и Старооскольская Борисовская игрушка дел

№ слайда 9

Борисовская глиняная игрушка Также как и Старооскольская Борисовская игрушка делалась из красной глины, обжигалась, глазировалась, но не раскрашивалась. Была не просто игрушкой, но и свистком.

Символика образа Каждая народная игрушка была образом- символом.Конь-символ Солн

№ слайда 10

Символика образа Каждая народная игрушка была образом- символом.Конь-символ Солнца-подателя всех благ земных.Баран – олицетворение плодородия, быстрого роста и здоровья.Женщина – хранительница домашнего очага.

Символика росписи Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел

№ слайда 11

Символика росписи Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел объяснять ее явления. Для общения с богами покровителями создал знаки-обереги, которые символически обозначали богов-покровителей

Отличительные особенности Старооскольской и Борисовской игрушек Общие черты: фор

№ слайда 12

Отличительные особенности Старооскольской и Борисовской игрушек Общие черты: форма (фигурки людей, животных, птиц) и назначение (игрушка-свисток).Отличие: Борисовская игрушка глазировалась и, практически не раскрашивалась. Старооскольская игрушка была яркая, нарядная и не глазированная

Возрождение игрушечного промысла на Белгородчине Гончарова Наталья Михайловна –

№ слайда 13

Возрождение игрушечного промысла на Белгородчине Гончарова Наталья Михайловна – потомственный мастер лепки глиняной игрушки, перенявшая мастерство лепки у своей матери еще в 30 годы.

Старооскольские мастера гончарного и игрушечного мастерства

№ слайда 14

Старооскольские мастера гончарного и игрушечного мастерства

Народный мастер старооскольской игрушки Шиян Татьяна Анатольевна

№ слайда 15

Народный мастер старооскольской игрушки Шиян Татьяна Анатольевна

Старооскольская глиняная игрушка мастера Пырьевой В.П. Ее игрушкам присуща одаре

№ слайда 16

Старооскольская глиняная игрушка мастера Пырьевой В.П. Ее игрушкам присуща одаренность, поэтичность, удивительное чувство фантазии, глубина мысли и чувств.

«Народный мастер Белгородской области» Агафонов Ю.П. собрал и хранит в своей кол

№ слайда 17

«Народный мастер Белгородской области» Агафонов Ю.П. собрал и хранит в своей коллекции глиняные игрушки, выполненные лучшими борисовскими мастерами.

Керамические игрушки, выполненные Борисовским мастером Агафоновым Ю.П. В керамик

№ слайда 18

Керамические игрушки, выполненные Борисовским мастером Агафоновым Ю.П. В керамике он – продолжатель и хранитель народных традиций.

Современная сувенирная продукция Борисовской керамической фабрики

№ слайда 19

Современная сувенирная продукция Борисовской керамической фабрики

Мастер декоративно-прикладного искусства Нарцева Ольга Ивановна. П. Майский Белг

№ слайда 20

Мастер декоративно-прикладного искусства Нарцева Ольга Ивановна. П. Майский Белгородского района

Фрагмент оформления музея, созданного Нарцевой О.И. в детском саду поселка Майск

№ слайда 21

Фрагмент оформления музея, созданного Нарцевой О.И. в детском саду поселка Майского

Глиняные игрушки, выполненные мастером Нарцевой О.И.

№ слайда 22

Глиняные игрушки, выполненные мастером Нарцевой О.И.

Нарцева О.И. вместе со своими учениками осваивают мастерство лепки глиняной игру

№ слайда 23

Нарцева О.И. вместе со своими учениками осваивают мастерство лепки глиняной игрушки-свистульки

Награды Нарцевой О.И.

№ слайда 24

Награды Нарцевой О.И.

Вывод Глиняные игрушки Белогорья возникли в глубокой древности. Они запечатлели

№ слайда 25

Вывод Глиняные игрушки Белогорья возникли в глубокой древности. Они запечатлели в себя историю человечества.Самыми известными на Белгородчине игрушечными промыслами были Старооскольский и Борисовский.Старооскольские и Борисовские глиняные игрушки имели как общие черты, так и отличия.

Как хорошо, что в нашей области есть люди, которые вернули в нашу жизнь старинну

№ слайда 26

Как хорошо, что в нашей области есть люди, которые вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления.

Народная глиняная игрушка 900igr.net

№ слайда 1

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времен

№ слайда 2

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.

 Фигурки из глины обязательно у

№ слайда 3

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под

№ слайда 4

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка. Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей. Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни, козлы, петухи с расписными хвостами. Дымковская игрушка

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геом

№ слайда 5

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый,

№ слайда 6

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской

№ слайда 7

Каргопольская игрушка Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области. Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа. Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, черная.

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое с

№ слайда 8

Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в с

№ слайда 9

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут

№ слайда 10

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.

Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на

№ слайда 11

Филимоновская игрушка В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки-свистульки. Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома ,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям , это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Основной узор – это причудливые полоски жёлтых , лиловых, зелёных цветов

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных

№ слайда 12

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солн

№ слайда 13

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – с

№ слайда 14

Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свис

№ слайда 15

Абашевская игрушка В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и дли

№ слайда 16

Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными , красными, в с

№ слайда 17

Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными , красными, в самых неожиданных сочетаниях.


№ слайда 1

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не тольк

№ слайда 2

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и

№ слайда 3

Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Образы дымковской игрушки:Образы дымковской игрушки: Барыни в пестрых юбках Брав

№ слайда 4

Образы дымковской игрушки:Образы дымковской игрушки: Барыни в пестрых юбках Бравые кавалеры и всадники Важные петухи и индюки Водоноски, кормилицы, няни Женихи и невесты Бараны, кони, коровы Веселые карусели

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комби

№ слайда 5

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строиться по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одое

№ слайда 6

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барын

№ слайда 7

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого,

№ слайда 8

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Каргопольская игрушка

№ слайда 9

Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой с

№ слайда 10

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволж

№ слайда 11

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.


№ слайда 12

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылеп

№ слайда 13

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».


№ слайда 14

Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и ба

№ слайда 15

Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не уступает другим. Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не уступает другим.

Читайте также: