История создания игрушечных солдатиков

Обновлено: 28.03.2024

Человечество играет солдатиками уже не одно тысячелетие. Миллионы маленьких бойцов из глины, бронзы, олова, пластмассы и даже золота изготавливались и изготавливаются по всему свету. Собиранием игрушечных армий в разные времена занимались и дети сапожников, и принцы крови, и сопливые мальчишки, и взрослые мужчины. Неизменным оставалось одно — море удовольствия, что доставляли фанатам их миниатюрные полки и батальоны.

Кто съел солдатиков Петра III?

Самые древние из известных нам солдатиков найдены в Египте. Им насчитывается более 4000 лет. Обычай класть в могилы покойников ушебти (раскрашенные фигурки из дерева, терракота или фаянса) появился во времена Среднего царства. В гробнице номарха Асьюта было найдено целых два набора таких ушебти: отряд египетских воинов со щитами и копьями и отряд нубийских лучников.

Вата и золото

Неизвестно, можно ли в полной мере считать ушебти игрушками или они большей частью носили ритуальное значение, как, скажем, воины терракотовой армии из погребения Цинь Ши хуанди, и должны были защищать покойного в потустороннем мире.

Глиняных солдатиков, датированных VIII веком до нашей эры, археологи находили на Кипре. Миниатюрных воинов из бронзы, камня или дерева держали в домах Древней Греции и Древнего Рима. В национальном музее Англии хранятся фигурки римских легионеров, датируемые III веком нашей эры, а в Британском музее — ифушечная бронзовая колесница. Известно также, что маленькие изображения гладиаторов можно было купить в своеобразных сувенирных лавках, прямо при цирках, где проводились бои.

В Средние века мастера начали делать солдатиков для детей знати. С помощью миниатюрных всадников и пехотинцев отпрыски голубых кровей постигали науку тактики и стратегии. Дети становились взрослыми, но не спешили расставаться со своими военными ифушками. Принято считать, что коллекционирование подобных фигурок началось с XIV века. Большинство европейских монархов отдали дань этому увлечению. Коллекция пеших рыцарей была у Максимилиана I. Мария Медичи подарила своему сыну, будущему Людовику XIII, 300 солдатиков. Армия Людовика XIV насчитывала 20 батальонов пехоты и 10 эскадронов конницы. Сначала маленький принц обходился фигурками из картона, затем скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален отлили для него новое войско — из серебра.

Из того же благородного металла была сделана и армия братьев Оранских. Хотя сложно обвинить Морица и Вильгельма в пустом сибаритстве. Моделируя буквально на столе действия боевых частей, они вывели базовые принципы и создали устав. А потом, опираясь на этот боевой порядок, нидерландское ополчение раз за разом громило лучшую в Европе испанскую армию.

Другой знаменитый военачальник — Наполеон — заказал для своего сына солдатиков из золота. Этот набор из 117 фигурок до сих пор считается самой дорогой ифушкой в мире.

Собирали солдатиков и российские императоры. Пётр I располагал целой коллекцией миниатюрной артиллерии с оловянными канонирами. Его внук Пётр III питал к солдатикам настоящую страсть. Его воинство состояло из самых разнообразных фигурок, начиная с механических, изготовленных в Саксонии, и заканчивая солдатами из ваты, закреплённой сахарным сиропом. Именно их и сожрала дворцовая крыса. По приказу наследника престола преступница была поймана и подверглась показательной казни.

Павел I играл с импортными солдатиками, отлитыми за фаницей, зато артиллерия и модели кораблей были сработаны русскими мастерами. Из маленьких пушек можно было стрелять картечными пулями. Подобные забавы производились под неусыпным надзором специально назначенного денщика, отставного артиллериста.

Последний русский император также имел игрушечную армию, часть которой была произведена мастерами-ювелирами на фабрике самого Фаберже, но это не уберегло династию от свержения.

По паре всякой твари

Конечно же, солдатиков из драгоценных металлов, отлитых ювелирами, могли позволить себе единицы. По-настоящему дешёвые и доступные всем солдатики из олова начали входить в обиход с конца XVIII века.

Считается, что прямыми предками солдатиков можно считать оловянные изображения святых, которые пилигримы снимали со своих шляп, чтоб подарить детям. Идея понравилась немецким ремесленникам, которые начали лить фигурки людей и животных для продажи. Предложение стимулировало спрос. В 1578 году Нюрнбергский совет гильдий законодательно закрепил право выпуска детских игрушек из олова. Бум производства литой игрушки начался после того, как посуда из дешёвого фаянса сменила оловянную. Литейщики были просто вынуждены искать новые сферы приложения своих умений.

Отцом оловянной военной миниатюры считают Иоганна Готфрида Хильперта. Своё дело Хильперт начал в Нюрнберге и к 1770-м годам наладил массовое производство плоских фигурок из олова. Вначале это были театральные герои, домашние животные, но вскоре ведущее место заняли миниатюрные копии немецких солдат времён Фридриха Великого. Затем появляются оловянные модели воинов других стран, особенно Франции и России. Постепенно мода захватила всю Европу.

В 1839 году в Нюрнберге начал работать Эрнст Хайнрихссен. Он основал одну из известнейших игрушечных фирм в Европе и инициировал ряд глобальных нововведений: Хайнрихссен первым начал «одевать» солдатиков в мундиры, в полном соответствии с формой прототипов, а кроме того предложил коллегам-конкурентам унифицировать размер производимых игрушек. Именно это дало толчок солдатикам для вхождения в разряд вечных игрушек, наряду с мячом или куклой. Тип солдатиков, созданный Хайнрихссеном, до сих пор называют «нюрнбергским».

Постепенно солдатики эволюционировали. Они прибавили в толщине и стали полуобъемными, завоевали всю Европу и Америку и наконец приобрели полный объём. В качестве пионера выступила компания Густава Хэйде. Его объёмные солдатики имели съёмную амуницию, меняющиеся головы, двигающиеся руки и ноги. После Первой мировой войны фирма предлагала покупателям около 1000 различных наборов.

Предприятие Густава Хэйде погибло в 1945 году вместе с Дрезденом, превращенным американцами и англичанами в пылающие руины. Сегодня солдатиков Хэйде можно найти лишь в редких коллекциях.

Воины советской эпохи

Ни революция, ни гражданская война не смогли прервать традицию изготовления оловянных миниатюр в России. Первым, кто в послевоенном СССР стал лить солдатиков по классической технологии, был Лев Майданович. Бывший офицер белой армии, служивший у Каппеля, долго жил в эмиграции и вернулся на Родину в 1956 году. Его работы до сих пор хранятся в Суворовском музее, в военно-морском музее и в музее игрушки Сергиева Посада.

К сожалению, массового солдатика, производимого в СССР с середины XX века, сложно назвать качественным. К производству подавляющего большинства таких игрушек относились спустя рукава. Даже миниатюры 1930-х годов были на голову выше того, чем советское производство пыталось радовать детей в 1970-1980-е годы. Исключением специалисты называют тематические наборы донецкой фабрики. В то время даже ходила байка, дескать в проданном комплекте индейцев оказалось не восемь, а только семь фигурок, восьмой, раненный стрелой индеец был изъят из набора за излишне натуралистическое страдание на лице.

Впрочем, обычные советские детсадовцы и младшеклассники были совсем не привередливы. Наверное, многие помнят, какое счастье охватывало нас в отделе игрушек, когда мама покупала нам пахнущую пластмассой упаковку с дюжиной заветных фигурок конных красноармейцев или новгородских дружинников, соединённых перемычками, которые потом нужно было перерезать ножницами. А какую радость мы испытывали, найдя в песочнице потерянного кем-то и выцветшего до состояния полупрозрачности тевтонского рыцаря с обкусанным копьём?

Уже 30 лет прошло с распада СССР. Современные игрушки становятся все технологичней и изощренней. Даже знаменитый солдатик Джи-Ай Джо с подвижными руками-ногами и съёмной амуницией на сегодняшний день — полная архаика. И, как знать, быть может, совсем недалеко то время, когда трёхдюймовые электронные коммандос с миниатюрными пулемётами и базуками станут не фантастической выдумкой Стивена Кинга, а суровой реальностью детских магазинов.

Журнал: Загадки истории №49 декабрь 2019 года
Рубрика: Люди и вещи
Автор: Эдуард Шауров

Telegram-канал Багира Гуру

Маркитантка — кто это?

Помните песню Булата Окуджавы, где были такие слова: «Пулями пробито днище котелка, / Маркитантка юная убита»? А многие ли смогут чётко сказать сегодня — кто такая маркитантка? Между тем профессия эта существовала с античных врёмён, а в долгой истории «жён войны» случались и настоящие трагедии, и минуты яркой славы.

Разгром американского конвоя ON-67 Вархед

1942 год начался в разгаре битвы за Атлантику. Немцы сделали ставку на подводные лодки в борьбе за жизненно важные для антигитлеровской коалиции океанские коммуникации. Ведь всего лишь нужно было топить больше транспортных судов, чем противник может за то же время построить, — и зависимый от океанской торговли Альбион рухнет!

Одним из лучших подарков для советского мальчишки были солдатики. Оловянные и пластиковые, большие и маленькие. Как создавались игрушечные армии, и какие недетские скандалы порой сотрясали индустрию — в нашей, почти детективной, истории.

Солдатики Российской империи мало чем отличались от европейских. Реалист или гимназист мог обзавестись армией из оловянных пехотинцев, драгунов и казаков или устроить варгейм с помощью бумажных бойцов.

Как казакам головы отпилили

После окончания Гражданской войны и введения новой экономической политики производство солдатиков попало в руки частников. Нэпманы в погоне за быстрой прибылью порой брались за дело слишком резво.

Чтобы запасам царских солдатиков не пропадать зря, им решили дать новую жизнь. И просто поменяли головы с реакционными казацкими фуражками на политически верные будённовские шлемы.

Впрочем, такая рокировка возмутила прессу молодой республики.

Производство солдатиков и других игрушек в Союзе практически на 100% было сосредоточено в артелях.

Что в те времена представляли собой солдатики? Чаще всего это были наборы столбиков из оловянного сплава — красноармейцы стояли по стойке смирно или шагали в колонне. Отряд дополняли командир, знаменосец, трубач, барабанщик и так далее.

Но встречались и «экшн»-солдатики: стрелки с винтовками, ведущие огонь стоя или с колена, лежащие пулемётчики, мотоциклисты и, естественно, кавалеристы.

Игрушечную живую силу дополняли жестяные заводные танки, броневики и пушки.

Борис Емельянов в книге «Рассказы о Гайдаре» описывает, как играли в те времена: «Из кусков пилёного сахара мы выстроили укреплённую каменную цитадель, и в ней засели мои зелёные оловянные снайперы. Голубые солдаты Гайдара пошли в наступление. Артиллерийскую подготовку его полевые орудия провели неудачно. Две деревянные пушки могли стрелять только шариками из жёваной бумаги — гороху в доме не было, — и оловянные снайперы громко смеялись в своём сахарном укреплении над огневой немощью врага».

Продолжалась и традиция выпуска бумажных воинов. Кроме того, продавались специальные штампы, которыми можно было перенести контуры солдатика на бумагу, а потом его вырезать. Вырезали таких солдатиков и из листового металла, и из фанеры, и даже из резины.

Сейчас фигурки 30-х стали объектом настоящей охоты коллекционеров. Стоимость их доходит до нескольких сотен долларов.

Но не спешите пускаться на поиски игрушечного антиквариата. По барахолкам гуляет масса искусных подделок. Нужно хорошо разбираться в вопросе, чтобы случайно не купить отлитого умельцами и состаренного в горшке с цветком «солдатика сталинских времён». По этой причине многие коллекционеры предпочитают честный пластик.

В поисках врага

Самым большим огорчением мальчишек в те годы было отсутствие врагов для красноармейцев. Их советская промышленность не выпускала. Нужно было делить армии либо на условных «красных» и «синих», либо временно назначать «фашистами» и «буржуинами» часть солдатиков из своей коллекции.

Ситуация начала меняться только в 1970-х. Тогда появились наборы, посвящённые Куликовской битве и Ледовому побоищу. Но вот к прекрасным революционным матросам контрреволюционных кадетов вы бы не нашли. Не говоря уже об игрушечных солдатах вермахта.

И на это было множество причин. Основная — жёсткие идеологические установки. И если в кино без персонажей Белого движения было не обойтись, в игрушечном воплощении будёновцы могли бороться только с воображаемым врагом. Лишь с началом перестройки и возрождением кооперации прилавки начали заполнять пластиковые американцы, англичане, японцы и немцы.

Скульпторы сверхмалых фигур

В послевоенную эпоху производство солдатиков встало на широкие рельсы машиностроительной отрасли. Оловянных бойцов отливали на больших заводах — Минском и Брянском моторных, Ленинградском карбюраторном, Тульском патронном и многих других.

К созданию наборов солдатиков в Союзе подходили очень ответственно. Так, автором знаменитого набора«Ледовое побоище» Ленинградского карбюраторного завода стал Лев Разумовский — известный скульптор, художник и медальер.

К созданию набора его привлекли в 1972 году. Днями напролёт он просиживал в этнографическом музее, делая зарисовки одежды, доспехов и оружия русских воинов и сражавшихся с ними рыцарей. Потом скульптор создал 14 двусторонних рельефов. Каждого солдатика сначала лепили из пластилина на отдельном куске стекла — на одной стороне аверс, а на другой — реверс. С каждого рельефа делали гипсовые отливки, которые обрабатывались автором, а потом передавались на завод. Там с них снималась форма и уменьшалась в несколько раз.

Разумовский создал не только персонажей «Ледового побоища». Он также сваял фигурки для набора«Матросы революции», которых можно увидеть выше. А его «Куликовская битва» выдержала множество переизданий и выпускалась вплоть до 2010-х годов.

Ещё одно плоское «Ледовое побоище», но в пластике, создала советский скульптор Зоя Рылеева (она же — автор скульптуры «Золотой сноп» на ВДНХ, ставшей затем фонтаном «Дружба народов»).

Маркс и пластмассовая революция в СССР

Советская игрушечная индустрия до 1970-х годов предлагала в основном плоских оловянных (точнее, из алюминиевого сплава) и пластиковых солдатиков. А детям хотелось большего реализма.

Да и набор эпох и народов был крайне ограничен. В продаже практически не было стрельцов, петровских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей или солдат Отечественной войны 1812 года.

Историческая преемственность прослеживалась лишь в паре наборов «дутышей» (так называли пустотелые пластиковые фигурки).

Да, вот таких миниатюрных резиновых пехотинцев 1812 года выпускал завод «Малыш».

Куликовская битва

Большинство мальчиков обожают военные игрушки. В частности, одной из самых любимых игрушек для них являются солдатики. Причем, зачастую, обожают солдатиков не только дети, но и их папы. Не зря коллекционирование этих военных фигурок так распространено среди взрослых мужчин.

История солдатиков уходит далеко в прошлое. Самые древние фигурки датируются двумя тысячами лет до нашей эры. Это фигурка нумидийского пехотинца и тяжеловооруженного египтянина, которые были обнаружены в захоронении сына египетского фараона Эмсаха. Фигурки были выполнены из дерева и раскрашены. Подобные солдатики существовали также и в других древних государствах Ближнего Востока, например, в Ассирии. А вот в Древней Греции и Риме солдатики уже отливались из металлов, в основном из свинца или бронзы, хотя продолжали свое существование и деревянные фигурки.

В Средневековье солдатики стали использоваться для моделирования ведения военных действий и для обучения юных будущих рыцарей основам стратегии и тактики. Эти солдатики могли изготовляться из различных металлов, вплоть до золота и серебра, и отличались точностью воспроизведения. Иногда эти солдатики могли даже использоваться рыцарями в качестве талисманов.

С четырнадцатого века получает широкое распространение коллекционирование солдатиков. Наиболее известны из тех времен коллекции королевских особ. Например, коллекция спешенных рыцарей Максимилиана Первого, императора Священной Римской Империи Германской Нации, изготовленная для него прославленным мастером Гансом Бургмайером. Или коллекция Людовика Великого известного своим высказыванием «Государство – это я!». Интересно, что первоначально его коллекция состояла из солдатиков, изготовленных из картона. Целых 20 эскадронов конницы и 16 батальонов пехоты. Позже, в 1650 году, он заказывает у известного мастера Малена коллекцию из серебра. Но самая известная коллекция принадлежала Наполеону. 120 золотых фигурок корсиканцев - участников сражения при Маренго.

В России солдатики появились при Алексее Михайловиче, как и многие другие новшества, пришедшие к нам из Западной Европы. Но действительно большую коллекцию собрал его сын – Петр Первый. Именно с него начинается увлечение солдатиками среди российских императоров. Все без исключения русские самодержцы были преданы этому хобби. Самая же огромная и уникальная коллекция принадлежала Петру III. Она занимала целый кабинет, состояла из всех возможных родов войск, и солдатики коллекции были изготовлены из разнообразнейших материалов: от различных металлов, до дерева, воска и даже… сахарной ваты.

В конце восемнадцатого века солдатики начинают массово производиться из олова и приобретают полноценный статус игрушки. Наибольших успехов в этой индустрии добиваются немецкие мастера. Родоначальником этого производства считается Иоганн Готфрид Хильперт их Нюрнберга. Первоначально он отливал фигурки домашних животных и обычных людей, но вскоре, заметив спрос, полностью перешел на производство солдатиков. Сначала это были копии немецких воинов Фридриха Великого, но позже ассортимент стал расширяться за счет копий солдат других стран, преимущественно, русских и французов. Солдатики Хильперта были плоскими, высотой в пять-шесть сантиметров.

Современные монстры

К середине девятнадцатого века качество производимых солдатиков выходит на новый уровень. И связано это с именем еще одного немца – Эрнста Хайнрихссена, который также работал в Нюрнберге. Кроме повышения художественного уровня фигурок, именно он установил международный стандарт размеров для солдатиков: пехота – 32 миллиметра высоты, конница – 44 миллиметра. Именно к фирме Хайнрихссена, правда, в лице уже его сына, Вильгельма, обратился с заказом Николай I. Император желал получить от немецких мастеров коллекцию солдатиков ростом в шесть сантиметров. В серии были представлены все рода войск, от казаков и гусаров, до гренадеров и артиллеристов. Стоил сей заказ весьма прилично – 15000 гульденов. Сам Николай I не дожил до получения этого заказа, солдатики прибыли в Россию уже при Александре Втором.

Вплоть до середины двадцатого века объемный оловянный солдатик был самой желанной игрушкой. Хотя, конечно, существовали и другие солдатики, деревянные и бумажные, например, но по понятным причинам они не могли составить конкуренцию оловянным.

Вторая половина двадцатого столетия ознаменовалось невиданным ростом игрушечной индустрии и конечно же расцветом производства разнообразных солдатиков. Пираты, индейцы, рыцари, египтяне, современные армии всех стран, военные различных эпох из пластмасс и металлов, радовали сердца мальчишек всего мира. К сожалению, за последнее пятнадцатилетие выбор дешевых качественных солдатиков, созданных непосредственно в качестве игрушки, изрядно подсократился. Более широкое распространение получили коллекционные военные миниатюры и отдельные фигуры, а также фигуры различных супергероев и монстров. Тем не менее, солдатики остаются по-прежнему востребованным продуктом, так что вполне возможно, что новый виток развития этой великолепной мальчишечьей игрушки не за горами.

Эта игра существует уже ни одну тысячу лет и своей историей уходит далеко в прошлое. Она стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов. И занимала первое место в развлечениях монархов и их детей. Как зарождалась традиция игры, и кто отдавал дань этому увлечению, узнала Анна Баклага.

ФОТО1.jpg

Знаменитые солдатики появились к концу XVIII века. Эрнст Хайнрихссен, являющийся основателем одной из самых популярных фирм производящих военные миниатюры, начал в Нюрнберге настоящую революцию в их изготовлении. Он один из первых создал фигурки похожие на реальный прообраз. Мастер учитывал малейшие детали в форме солдат. Он также установил стандарт, каким должна быть эта военная игрушка. Пеший солдат — тридцать два миллиметра, конный — сорок четыре миллиметра, не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Андерсена.

В средние века «солдатиков» делали из серебра и золота

Позже, для большей реалистичности моделей, фигурки стали изготавливать полуобъемными. Они отличались от «нюрнбергских» толщиной, и стали предшественниками объемных солдатиков. Лидирующая компания по изготовлению объемных фигурок была создана в 1870 году, Густавом Хэйде. Игрушки были с меняющимися головами, со съемной амуницией, принимали разнообразные позы. Изданный после первой мировой войны каталог Хэйде предлагал любителям около тысячи различных наборов.

К сожалению, производство талантливого Густава было уничтожено в ходе второй мировой войны. Его оловянные солдатики остались только у коллекционеров.

ФОТО2.jpg

Еще в древней Греции, Риме, и Египте были найдены фигурки, которые по виду напоминали воинов. Изготавливали их из дерева, камня или бронзы. В средние же века, солдатиков начали делать из серебра и золота. Игрушки из такого метала стоили значительно дороже и предназначались только для царских семей и аристократов. С их помощью правители обучали своих детей искусству сражения.

Первыми использовать эту игрушку в практических целях начали братья Оранские. Благодаря фигуркам солдатиков, они смоделировали на столе действия боевых частей армии и создали боевой порядок, которому обучили солдат. Итогом была победа над Испанией и независимость Нидерландов. Для Европы эта идея была невероятным открытием. Игра в миниатюрные фигурки приобрела невиданную популярность среди монархов.

ФОТО3.jpg

Набор в триста солдатиков Мария Медичи подарила своему сыну, будущему ЛюдовикуXIII. Раннее, еще в 1516 году, для императора Максимилиана I были изготовлены фигурки пеших рыцарей. У Людовика XIV было многочисленное войско из картона, оно насчитывало двадцать эскадронов и десять батальонов. Позже, для него сделали армию из серебра. Наполеон же позаботился, чтобы у его сына было сто семнадцать золотых военных фигурок. Этот набор сохранился до сих пор, и является самой дорогой игрушкой в мире.

Российские императоры не отставали от зарубежных. В распоряжении Петра I была коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами, а у Петра III разнообразные фигурки солдатиков из дерева, воска, свинца, и даже ваты, закрепленной сахарной пудрой. У Петра III был даже специальный кабинет, где «жила» его коллекция. Там же, он разыгрывал миниатюры сражения.

У Павла I помимо солдатиков были стреляющие пушки и модели военных кораблей. Пушка была воспроизведена, как настоящая и могла стрелять. Единственное отличие было в размере. Игры с пушкой проводились под чутким контролем воспитательницы и офицера.

Князь выстраивал ровные шеренги солдатиков и очень расстраивался, когда один из них падал, увлекая за собой остальных.

ФОТО4.jpg

Детство будущего Всероссийского императора Николая I и его брата Михаила, тоже прошло за играми в солдатиков. Они расставляли их по столам в комнатах, и строили артиллерии в саду. Вместе с тем, у них был целый военный арсенал — ружья, алебарды, гренадерские шапки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики и многое другое.

В конце жизни Николай I заказал серию фигур российской императорской гвардии. Там предполагались изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. К тому же, для каждого конного полка были предусмотрены: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. А гвардейская пехота должна была состоять из конного полкового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Нюрнбергской фирме по изготовлению фигур, потребовалось три года, чтобы выполнить заказ.

Однако, солдатики последнего российского императора, Николая II, больше напоминали коллекцию украшений, чем игрушек. Они были сделаны на самом высоком уровне, из драгоценных металлов и камней.

Коллекцию так же имели Суворов и Наполеон, Кутузов и Франс, Гете, Конан Дойль, Стивенсон, Честертон, Грамм. Количество фигурок Ганса Христиана Андерсена, который увековечил оловянного солдатика в литературе, насчитывала тридцать тысяч экземпляров. Более полторы тысячи солдатиков было у Черчилля. А фантаст Уэллс даже написал книги «Игра на полу» и «Маленькие войны», где разработал правила игры в солдатиков.

На сегодняшний день собрание военных миниатюр можно увидеть в музеях по всему миру.

Игровые солдатики были неотъемлемым элементом детства многих наших читателей. Мы все выстраивали отряды, включали воображение и проводили напряженные и кровавые сражения. Но это была не единственная роль миниатюрных воинов в истории и культуре человечества. Они прошли тысячелетия эволюции, становясь то церемониальным атрибутом, то наглядным пособием для аристократии, то массовой детской игрушкой. А иногда и самым настоящим предметом искусства.


Глубокая древность

Миниатюрные фигуры пеших или конных воинов зародились раньше, чем можно подумать. Нам, конечно, никогда не узнать, кто и когда начал делать их первым. Но есть вполне четкие «минимальные» цифры. Старейшие находки, обнаруженные археологами в Египте, датируются примерно 2000 годом до нашей эры. С этого времени солдатики древности встречаются более-менее регулярно, причем параллельно в совершенно разных культурах – от древнего Рима и эллинских полисов до не менее древнего Китая.

Последний, в своих лучших традициях, отметился особым масштабом. Только китайцы могли додуматься сделать самый, пожалуй, богатый и дорогостоящий набор солдатиков в истории – более восьми тысячи штук! Причем, для большего эффекта – в масштабе один к одному.


Выкопанная археологами Терракотовая армия Цинь Шихуанди

Да, речь о знаменитой «Терракотовой армии». Во всем был виноват старый обычай хоронить с императором его лучших солдат. Но Цинь Шихуанди, объединивший Китай после столетий кровавых усобиц, не мог позволить себе такой роскоши. Ослабленная гражданскими войнами страна имела множество лишь поверхностно заживших ран, которые могли открыться по любому поводу. Поэтому строивший свой мавзолей император мудро обошел древний обычай, заменив жертвоприношение воинов созданием терракотовой армии в натуральную величину.

Правда, династии такой гуманизм не помог – она прекратила свое существование всего лишь через четыре года после смерти Цинь Шихуанди.

Возможно, Цинь Шихуанди не просто отдавал дань традиции, а реально планировал обмануть богов, в которых верил. Ведь каждая статуя по-настоящему уникальна – в том числе и в чертах лиц. Они не просто отличны друг от друга, но соответствуют физиогномике различных этносов, населявших империю. То есть, каждый «солдатик» имел вполне конкретного прототипа. Ну, или заказ был размещен в разных мастерских, каждая их которых приглашала конкретных людей в качестве моделей для лепки.

Дворянское развлечение

Но все-таки армия Цинь Шихуанди была исключением. Как правило, для церемониальных целей не требовалось такого количества фигурок воинов. Все стало изменяться к «Осени Средневковья». С XIV века солдатики становятся одним из увлечений крупных феодалов – наряду с охотой, пирами и войной. Коллекции в несколько сотен фигур имели такие гранды европейской политики, как император Максимилиан I и король Франции Людовик XIII.

Чем дольше шло время, тем более утонченными становились увлечения аристократии. И тем большее место в них занимали солдатики. Известным любителем таковых был, например, император России Петр III. Говорят, что он даже устроил торжественную казнь крысы, испортившей значительную часть его коллекции солдатиков из сахарной ваты.

Играли солдатики и обучающую роль. Рост их популярности в качестве игрушки аристократов совпал с эпохой регулярных армий. Раньше, в феодальных армиях, дворянин был основной ударной единицей на поле боя. Теперь же он стал командиром множества рекрутов. Которых, в отличие от старых времен, можно было массово обучать на регулярной основе. Это значило, что резко выросла управляемость пехоты. Теперь, в отличие от феодальной эпохи, она могла производить более сложные тактические маневры.

Это повышало требования к подготовке офицеров. Львиную их часть составляли все те же аристократы. И коллекции солдатиков могли использоваться нанятыми семьей учителями, чтобы с детства объяснять будущим полководцам азы тактики. Инструмент был более чем удобный и наглядный.

Массовое производство

На рубеже XVIII и XIX веков солдатики перестали быть игрушкой дворян, и стали доступны большему количеству людей. Какую-то лепту в этот процесс внесла Великая французская революция, резко увеличившая размер армий и изменившая социальный состав офицерства. А что-то сделали новые технологии.


Набор оловянных солдатиков, конец XIX — начало XX века

Последние заключались в применении для тиражирования оловянного литья, что значительно удешевляло стоимость одной фигурки. Все началось со здравствующей и поныне Нюрнбергской миниатюры ещё в 1770-е годы. Первые такие солдатики были «плоскими» – толщина составляла всего лишь несколько миллиметров. Но зато рельеф мог быть проработан весьма подробно. Формат очень быстро прижился, и вышел за пределы Нюрнберга, освоив другие германские земли.

Очень быстро плоские солдатики стали неким «национальным продуктом» еще даже не объединенной Германии – фирмы плодились одна за другой именно на немецких землях. Их продукция шла и на экспорт. Это побуждало заграничных предпринимателей освоить производство плоской миниатюры своими руками. Но конкурировать с немцами на равных все равно не получалось.

Забавно, что более привычные для нас «объемные» солдатики появились примерно в то же время – в конце XVIII века. Причем не в Германии, а во Франции – где, что характерно, пребывали в определенной безвестности, пока за объемных оловянных солдатиков не взялись все те же немцы.

Запустила этот процесс фирма Густава Хейде, открытая в Дрездене в 1870 году. Время для такого бизнеса было удачное – шла победоносная для германцев Франко-Прусская война, и солдатики имели спрос. Дела у предприятия шли хорошо вплоть до знаменитой бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года, когда завод был полностью уничтожен.

Сегодня коллекционирование военно-исторической миниатюры из детской игрушки стало любимым хобби для немалого количества взрослых и весьма обеспеченных людей. На новый уровень солдатиков выводит роспись – искушенные коллекционеры предпочитают её привычной «игрушечной» заводской покраске.

Специально для них существуют тысячи фирм военно-исторической миниатюры. Её качество состоит из двух компонентов – уровня лепящего мастер-модель скульптора и чистоту отливки. В качестве материала используется эпоксидная смола или напоминающий олово сплав «белый металл». Что любопытно, расписывающие миниатюры художники предпочитают смолу, потому что она легкая, и при работе с фигуркой её удобнее держать в руке. Коллекционеры же любят металл – им нравится «приятная тяжесть» очередного элемента своей коллекции.

Пластик, что характерно, в представляющей интерес для коллекций военно-исторической миниатюре практически не используется. Все потому, что для литья из пластика нужно более дорогое оборудование. Оно, в совокупности с материалом, дает большую живучесть пресс-форм, и большие тиражи. Но за это приходится платить серьезнейшими вложениями в производство. В то время как небольшая фирма, производящая смоляных или оловянных солдатиков, может иметь более чем скромный капитал, и состоять всего из нескольких человек. А иногда и вообще из одного.


Скромная роспись смоляной фигурки, выполненная автором этой статьи

В итоге множество мелких «оловянно-смоляных» фирм выигрывает у сравнительно небольшого количества пластиковых хотя бы за счет ассортимента. Кроме того, они могут себе позволить выпускать нишевые и интересные вещи – например, каких-нибудь древнеегипетских воинов, венгерских танкистов, или генуэзских арбалетчиков. В то время как выпускающие пластиковые наборы компании ограничены высокой стоимостью пресс-форм и оборудования. И, чтобы отбить эти деньги, они вынуждены делать предсказуемую «попсу» – то есть, ограничивать себя рамками довольно затертых, с точки зрения коллекционеров, тем.

Интересно, что Россия в этом бизнесе занимает далеко не последнее место. У нас есть скульпторы, лепящие более чем конкурентоспособные фигурки, а в отдельных масштабах – лучшие в мире. Отечественные художники расписывают бокс-арты для продукции серьезных иностранных фирм – особенно это видно в жанре военно-исторических бюстов в масштабе 1/9. Есть даже особые направления росписи – как, например, знаменитая «Питерская школа», известная умением воспроизводить сложнейшие узоры на клочке в один-два квадратных сантиметра.

Отечественная военно-историческая миниатюра становится все сложнее и многообразнее. Многочисленные выставки растут в масштабе и уровне работ. А это значит, что многотысячелетняя история солдатика еще не закончена.

Читайте также: