История возникновения игрушки матрешка

Обновлено: 24.04.2024

Чаще всего мастера делали матрешки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера.

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера.


Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал.

История создания матрешки

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

Какой была первая матрешка?

Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.

Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.

Матрешка в современном мире

игрушка

В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках.

Матрешки могут изображать:

  • исторических личностей,
  • литературных персонажей,
  • героев народных сказок и басен.

Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:

  • Семеновская матрешка;
  • Загорская матрешка;
  • Тверская матрешка;
  • Вятская матрешка.

Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.

Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.

Такие музеи есть

  • в Сергиевом Посаде;
  • В Нижнем Новгороде;
  • В Ногинске;
  • В Вознесенском.

Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.

Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.

История происхождения и развития матрешки

Матрешка – забавная расписная игрушка с милым личиком. Она считается национальным сувениром, поэтому ее охотно покупают иностранные туристы и наши сограждане. Многие думают, что матрешка существует чуть ли не со времен древней Руси, но на самом деле это не так, и история этой игрушки имеет весьма оригинальное развитие.


Где и кто изобрел?

Деревянная куколка с привычной для нас росписью и краснощеким лицом появилась не так уж давно. Не стоит приписывать ей солидный возраст и искать истоки корней у древних славян. Известно, что первую матрешку сделали в 1890-х годах. Рождение игрушки связывают с популярностью русского стиля и интересом к народной культуре. Забавная куколка изначально должна была демонстрировать традиционные наряды жителей различных губерний, однако она многим полюбилась, что и привело к дальнейшему развитию промысла.


Родина прототипа матрешки – Япония. Многие бы никогда не подумали об этом, но именно в восточной стране очень давно было принято делать кукол-неваляшек и разъемные деревянные фигурки.

Однако эти игрушки имели другой облик и были совсем не похожи на улыбчивую крестьянскую девушку.


Одна из них изображала мудреца по имени Дарума. Считалось, что он помогает в исполнении желаний и приносит счастье. Японцы до сих пор используют такие фигурки, устанавливая их на домашнем алтаре.


Также есть мнение, что предшественника матрешки создал беглый русский монах, поселившийся на острове Хонсю. За основу он взял фигурку бога по имени Фукурокудзю, который обычно изображается в виде благообразного старца с посохом или веером. Игрушка имела грушевидную форму, а внутри содержала еще несколько куколок, олицетворяющих других божеств. Считается, что такую фигурку однажды привезли в усадьбу Мамонтова, и именно с этого момента начинается история матрешки в России.



В гостях у известного мецената оказался художник Малютин, который заинтересовался диковинкой и вдохновился на создание собственного эскиза. Деревянные формы поручили выточить мастеру Звездочкину. С появлением куколки само собой пришло имя – Матрена, оно было одним из наиболее распространенных и популярных на Руси. Некоторые исследователи считают, что художник никакого отношения к происхождению матрешки не имеет, а игрушку для детей придумал и сделал именно Звездочкин.

Несмотря на то что история выглядит немного туманной, та самая фигурка хорошо сохранилась и находится в музее Сергиева Посада.


Описание первой матрешки

Куколку изготовили в мастерской, специализирующейся на игрушках, на изделии можно найти штамп с названием «Детское воспитание». Игрушка состояла из восьми фигурок, помещающихся внутри самой большой из них. У нее улыбчивое и краснощекое лицо крестьянской девушки, и одета она в традиционном стиле: спереди у нее повязан передник, на голове – нарядный платок с цветастым узором. В руках она держит черного петуха.


Другие фигурки выполнены в таком же стиле. Они изображают девушек в русской крестьянской одежде, две из них держат в руках каравай и серп. Есть в этом семействе и младший братец – мальчик в красной расписной рубахе. А самая маленькая фигурка – младенец в пеленках.


Развитие до наших дней

Сергиево-Посадская матрешка быстро стала популярной. Ассортимент расширялся, и куклы уже изображали не только румяных девушек, но и пастушков, женихов и невест, дедушек и бабушек. Появлялись и тематические серии. Например, такие:

  • к 100-летнему юбилею Гоголя – фигурки были выполнены в виде героев произведений этого писателя;
  • к столетию с окончания Отечественной войны 1812 года – самые большие матрешки были с лицами главных полководцев (Кутузова и Наполеона), а внутри помещались их подчиненные;
  • в честь сказок: «Конек-Горбунок», «Жар-Птица», «Репка» – куколки изображали всем известных персонажей.


Матрешки стали настолько популярны, что их даже пытались подделывать за границей, а в России тем временем появилось несколько разных направлений.

В каждом регионе делали свои оригинальные изделия, которые можно было опознать по особенностям росписи.


Семеновские

Эти матрешки родом из Нижегородской области. Им присущи определенные черты, которые прослеживаются как в форме, так и в рисунке:

  • куклу делали из липы, осины или березы, вытачивая ее на специальном станке, основание при этом получалось немного зауженным у низа;
  • затем дерево грунтовали картофельным клейстером, чтобы материал не впитывал краску, а готовое изделие имело приятный блеск;
  • после этого вырисовывали черты лица и одежду, одна из характерных особенностей семеновских игрушек – кайма на платке, украшенная цветочными бутонами.


Традиции росписи закладывались потомственными мастерами Майоровыми, которые адаптировали народные мотивы древней Руси. В качестве декоративных элементов присутствовали различные цветы: розы и колокольчики, колоски и травы. Для росписи использовались оттенки желтого, красного, зеленого, фиолетового, малинового. В завершение игрушку покрывали лаком.


Характерная черта семеновских матрешек – они многоместные, могут состоять из 15–18 фигурок. Также именно здесь была изготовлена самая большая игрушка высотой 1 метр. Она включала 72 куклы.


Загорские

Они напоминают самую первую матрешку – такие же круглобокие, с устойчивой формой. Роспись лица довольно простая: две пряди волос под платком, нос в виде двух точек и губки бантиком. Одета кукла традиционно – в сарафан с передником. Наряд украшен незамысловатым растительно-цветочным орнаментом.


Полхов-Майданские

Эти игрушки – соседки семеновских, они тоже происходят из Нижегородской области. Процесс создания у них похож на начальных этапах, но роспись при этом отличается. На лице из-под платка видны завитки волос, передник имеет овальную форму, а не прямоугольную, и украшен цветочным узором. Орнамент может включать георгины, яркие розы, нежные колокольчики, дикий шиповник. Кроме того, эти матрешки имеют более стройный силуэт в отличие от своих соседок.


Вятские

На севере России тоже делали свои игрушки и украшали их особым способом. Техника инкрустации соломкой придает матрешкам оригинальный вид. Сама роспись оставалась традиционной: милое личико, платок и сарафан с передником, но поверх краски наносили дополнительный декор. Из соломенных элементов выкладывали цветы на переднике, окантовку и другие детали. Распространение такие игрушки получили позже других – в 60-х годах прошлого века.


Современные

Изменения в стране сказались и на дальнейшем развитии матрешки. Перестройка не только вызвала растущий интерес к русской культуре, но и дала возможность открывать небольшие мастерские, не зависящие от государства. Умельцы снова могли свободно продавать свои изделия, многие художники охотно воспользовались этим.


Современные игрушки очень разные по стилю, но можно выделить несколько наиболее популярных направлений.

  • Политические. Изображают известных деятелей разных эпох: как отечественных, так и зарубежных. Рисунки выполняются в реалистичном стиле или в виде шаржей – с чертами, преувеличенными для комичного эффекта.


  • Со звездами. Как и политические, являются портретными, только изображают в этом случае разных знаменитостей. Можно встретить фигурки с лицами звезд эстрады и кино, футболистов или гонщиков.


  • В традиционном стиле. Напоминают первых русских матрешек, фактически это подражание известным видам росписи. Куклы представляют крестьянских девушек или семью – мать с детьми.


  • Сказочные. Знакомые с детства истории нередко вдохновляют художников. На фигурках может присутствовать целый сюжет с последовательным развитием событий или же отдельные персонажи.


  • Архитектурные. Матрешек украшают изображениями старинных зданий. Это могут быть архитектурные памятники из разных городов, церкви и соборы.

Сюжетом для росписи может стать что угодно – современное искусство не ставит ограничений, позволяя художникам творить так, как они видят.


Процесс изготовления

Чтобы игрушка получилась красивой, нужно правильно подобрать основу. Чаще всего используют древесину липы: она хорошо поддается обработке и довольно пластична. Иногда также применяют ольху или березу. Дерево нужно как следует просушить, чтобы оно стало пригодным для работы.


Процесс создания заготовок включает несколько этапов:

  • начинают с самой маленькой фигурки;
  • затем делают следующую: сначала вытачивается цельная форма, после чего ее разрезают пополам и удаляют древесину, чтобы внутри могла поместиться первая куколка;
  • этапы повторяются нужное число раз в зависимости от количества фигурок.


Игрушки просушивают и полируют, а затем приступают к росписи. Художник может использовать разные типы красок: акварель, масло, темперу, гуашь. Многие мастера отдают предпочтение именно последней, следуя традиции.


Матрешки стали неотъемлемой частью культуры, но история этой игрушки не застыла во времени, она продолжает развиваться. Появляются новые стили и сюжеты для росписи, новые формы: от миниатюрных до гигантских. Матрешка вошла и в цифровой мир – с 2020 года ее включили в число символов эмодзи – смайликов, используемых в интернете.

Все, что нужно знать о матрешках

Все без исключения – и дети, и взрослые, живущие в России, знают, как выглядит матрёшка, которую многие воспринимают в качестве символа нашей страны. Однако не каждый знаком с историей происхождения этой куклы. В этой статье вы можете ознакомиться с описанием матрёшки, а также узнать много нового не только об истории её создания, но и о её разновидностях.


Что это такое?

Матрёшка – это народная игрушка, имеющая для русских людей огромное значение. Выглядит она как расписная деревянная кукла, а вернее, целый набор кукол: внутри самой большой матрёшки находятся похожие на неё куколки, но в меньшем размере. Как правило, в таком наборе присутствует не менее трёх матрёшек.

Каждая из кукол имеет плоское донце и по форме напоминает яйцо, состоящее из двух частей, которые легко соединяются и разъединяется.


Традиционный вариант русской матрёшки выглядит как женщина, наряженная в сарафан и платок. Вообще, расписана игрушка могла быть по-разному – например, хохломской, городецкой или дымковской росписью. Всё зависело от предпочтений её создателя.


История создания

То, как на Руси появилась первая деревянная кукла, получившая название матрёшка, история интересная и в нынешнее время всё ещё не совсем ясная. Многие полагают, что родом эта игрушка из самой Японии. Согласно этой версии один из русских мастеров увидел японскую фигурку и решил сделать подобную на свой лад.

В японской версии этой игрушки тоже находилось ещё несколько фигурок меньшего размера, а символизировала она божеств, что приносили людям счастье.


Однако утверждать точно, что всё было именно так, нельзя, ведь подобные фигурки встречаются также в китайской и индийской культурах. Большинство всё-таки склоняется к версии, что матрёшка была создана в период вдохновения мастера славянской культурой.


С создателем игрушки всё гораздо проще. Им является Василий Звездочкин, проживавший в Подольске и утверждавший, что аналогов матрёшки из Японии ранее не видел. Первая матрёшка была создана в 1890 году, а создателем её эскиза считают Сергея Малютина.


Выглядела эта кукла как девушка, держащая в руках чёрного петуха. От традиционного варианта игрушки она мало чем отличалась: внутри неё находилось ещё несколько фигурок, последняя из которых представляла собой запеленутого малыша. Своё название игрушка в итоге получила от распространенного на тот момент имени – Матрёна.


Уже в 1900 году кукла отправилась на всемирную выставку в Париже и получила там бронзовую награду. Это послужило толчком к распространению игрушки, её стали изготавливать во многих местах.

Использовали для этого, как правило, липу – её древесина была более мягкой и во время сушки не покрывалась трещинами.


Существует множество видов матрёшек: воронежская, тверская, тюменская и даже турецкая. Бывают также и авторские игрушки такого рода, которые делают под заказ. Ниже поговорим о разновидностях матрёшек, которые в зависимости от их места создания имеют характерные отличительные черты.

Загорская

Народный промысел, который возник на землях Сергиева Посада именуется Загорской матрёшкой. Созданием таких игрушек активно занимались в середине прошлого столетия, когда в городе активно функционировало большое количество мастерских. Промысел продолжает развиваться и сейчас.


У данной разновидности матрёшки есть отличительные черты: её роспись упрощена, в ней активно используют такие цвета, как красный, жёлтый, синий и зелёный. Как правило, очертания элементов таких матрёшек, включая лицо и одежду, либо обводят чёрным, либо выжигают.


Одета такая кукла довольно скромно. Её передник имитирует ткань, украшенную горохом или простыми на вид цветами. Руки такой куклы либо опущены, либо находятся в согнутом положении. В последнем случае в них можно увидеть корзину, домашнее животное или гармошку.


Семеновская

Данная разновидность матрёшек возникла ещё в прошлом столетии, а именно: в 1929 году. В этом году в Семёнове, который располагается в Нижегородской области, открыли артель по выпуску кукол из дерева. Уже спустя несколько лет на его базе возникла фабрика, которая получила название «Семёновская роспись». Произошло это в 1932 году, а сама фабрика функционирует и по сей день.


В росписи семёновской матрёшки можно легко обнаружить такой художественный мотив, как хохлома, а также элементы федосеевской или мериновской росписи. Как правило, такая игрушка выглядит яркой, волосы у неё черные, а на голове находится платок. Руки её обычно не прокрашиваются, а фартучек покрывают ромашками, крупными розами или голубыми незабудками, причём у цветов в обязательном порядке присутствуют листики насыщенного зелёного оттенка. Нижняя часть такой игрушки обычно красится в жёлтый.

Отдельно стоит сказать и об авторских семёновских матрёшках. Их делают под заказ, а их роспись обычно отличается своей замысловатостью.


Полхов-майданская

Полхов-Майдан – это небольшое село в Нижегородской области. Там изготавливать матрёшек стали с 1920 года. У кукол, произведённых в этом месте, также есть ряд отличительных характеристик: они очень вытянуты в длину и имеют маленькую голову. Расписывают их обычно красным, синим, зелёным и жёлтым цветами. Руки таких куколок обычно опущены, либо же в них находится поднос, на котором красуется каравай.


Недалеко от этого места располагается другое село, где также создают матрёшек, именуемых крутицкими. Они во многом похожи на полхов-майданских кукол. Отличает крутицкую матрёшку только стройность, статность и богатая роспись, в которой присутствуют большие и яркие цветочные элементы.


Другие

Есть и другие места, где занимаются изготовление матрёшек – например, Вятка. Там можно найти самых северных кукол, которые во многом похожи на девушек-северянок: волосы у них светлые или рыжеватые, а глаза голубые. Вятских кукол также отличает мягкость и приветливость черт лица и милая улыбка. В руках у них часто можно увидеть либо цветочный букет, либо поднос с традиционным караваем. Формироваться промысел по созданию матрёшек начал примерно в 1930 году, закончился этот процесс только ближе к 60-м.


Существует и тверская матрёшка – самая красивая, по мнению многих. Её, как правило, раскрашивают золотыми красками, имитируя тем самым хохломскую роспись. Кроме того, им характерен особый блеск, который делает куклу похожей на расписанное пасхальное яйцо. Наряд у такой куклы выглядит богато: платье праздничное, на её шее висят бусы, а сверху можно увидеть золочёный головной убор. Платок у такой матрёшки обычно выкрашен в красный цвет, а на переднике можно увидеть большие розовые цветки с зелёными листочками, которые располагаются на чёрном фоне.


Самой выделяющейся из всего этого списка является воронежская матрёшка. Её голова чуть заострена, что делает игрушку похожей на яйцо. Объясняется это тем, что в давние времена, когда промысел по созданию таких кукол только появился, эталоном красоты были полные девушки. Расписывают таких кукол в полном соответствии с народным костюмом воронежской губернии, по которому легко читается возраст, профессия и социальный статус. Ещё одна отличительная черта этой матрёшки – барановский платок красного цвета и чёрная традиционная юбка, которая делится красноватыми полосами на квадраты.

Такой раскрас олицетворяет чернозём, который был поделён на наделы.


Матрешки в современном мире

В нынешнее время яркая и приветливая на вид матрёшка считается одним из главнейших символов России. Она продаётся во многих магазинах, иностранцы зачастую привозят её домой в качестве сувенира.


Развитие данного промысла сейчас протекает так же активно. Однако в нынешнее время количество вариантов для росписей этой игрушки заметно расширилось: стали создавать необычных портретных матрёшек, перенося на дерево черты конкретного человека, а также кукол-пародий на деятелей политики.


В нынешнее время создаются авторские матрёшки, сделанные в виде известных персонажей. В качестве матрёшки также могут изображаться популярные персонажи из книг и кино, исторические деятели и не только.



Создаются и эксклюзивные варианты таких кукол. Делается это, как правило, под заказ. Некоторые из таких игрушек способны вмещать в себя около 50 фигурок чуть меньшего размера. Однако наиболее популярны матрёшки в наборе которых присутствует 5 или 7 игрушек.

Все о семеновских матрешках

На фабрике в городе Семенове, находящемся в 70 километрах от Нижнего Новгорода, изготавливают известных во всем мире матрешек. Посредством популярного русского сувенира семеновская роспись сделалась национальным культурным достоянием. А местом рождения ее стало село Мериново, неподалеку от Семенова. О том, как возникла семеновская матрешка и роспись, о сегодняшнем положении ремесла, а кроме того, о специфичности техники росписи — мы рассказываем в нашей статье.




Особенности росписи

Семеновская матрешка выделяется среди остальных тем, что она многоместная и включает в себя 15-18 различающихся по окраске фигурок. Эта матрешка с цветочным платьем и расписным платком. Расписывают семеновскую матрешку, не следуя определенным правилам.

Основой семеновской росписи являются красочные, выразительные, большие цветы, которые увенчивают ягоды рябины, банты, точки и мелкий цветочек. Зачастую матрешку из Семенова сопоставляют с сергиевской: они схожи, но разукрашенные изделия из Семенова более орнаментированны.

Мастера Нижнего Новгорода ориентировались на так называемые травные древнерусские орнаменты.




Для матрешки семеновской росписи свойственны:

  • значительный объем незакрашенной древесины;
  • передник куклы, на котором нарисованы большие цветы;
  • синий, желтый и красный – цветовое доминирование которых должно гармонично вписаться в оформление платка, фартука матрешки, сарафана;
  • асимметричность местоположения букета на фартуке с незначительным смещением в правую сторону;
  • токарная обработка, при которой матрешка получается более статная (по сравнению с сергиевской), со сравнительно тонким верхом.

До 1953 года семеновские матрешки находились в тени загорских и сергиевских, однако первый раз попав за границу, они стали составлять конкуренцию более известным образцам. И соперничество было выгодным — красочное, колоритное исполнение семеновской росписи помогало матрешкам увеличить потребительский спрос.




История возникновения

Семеновская матрешка и мериновская — это то же самое? Ученые, занимающиеся исследованиями в области истории искусства, до сих пор спорят и к единому решению не пришли. Но то, что это аналогичные промыслы, несомненно.



Матрена потрясла всех на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Мастерам народных художественных промыслов стала сильно интересна эта игрушка. В России сформировался ряд центров для ее производства. Одним из них стал маленький городишко Семенов, располагающийся в 70 километрах от Н. Новгорода.

В глухом нижегородском лесном Заволжье располагалось поселение староверов, которое затем стало городом. Он славился росписью по дереву, которая называется «золотой хохломой».

Позднее, приблизительно в 1924 г., в Семенове стали точить из древесины и расписывать куклу, которая стала называться семеновской матрешкой, поскольку она разнится с полховско-майданской и загорской.


Село Мериново располагается в 8 километрах от Семенова. Отпрыском токаря А. Валгина была привезена из Сергиева Посада деревянная кукла (мужик с усами и бородой), выкрашенная в салатовый цвет. Мастер сразу же принял решение выточить куклу, состоящую из 2 элементов, вставляющихся, как пасхальные яйчата, один в другой. Так началось рождение семеновской матрешки. Поначалу она была выкрашена в пурпурный цвет, потом токарь изготовил лысого, усатого и бородатого мужичка и солидного мужчину в шляпе и пальто.

Однако реально прославила семеновскую матрешку и определила ее образ семья мастера А. Майорова. История ее такая. Мастер, посетив Н. Новгород, привез с ярмарки нераскрашенную деревянную куклу-болванку. Его дочь Люба посредством пера гуся нанесла на нее все контуры, а после раскрасила кисточкой анилиновыми красителями. На голове она нарисовала русский кокошник, а в середине разместила ярко-алый цветок, схожий с ромашкой. Фактически дочь Арсения превратила обыкновенную пустотелую куклу с ярмарки в великий русский символ. Именно в такой манере и стали в дальнейшем расписывать семеновскую матрешку.



Городская матрешка

Из села кукла перебирается в город Семенов. Судовладелец и биржевик Д. В. Сироткин основывает школу художественной обработки древесины (ШХОД). Ее возглавляет профессиональный художник, мастер художественных промыслов Г. П. Матвеев. В 1925 г. начинает функционировать матрешечная артель, в которой трудятся выпускники ШХОД. Артель первое время объединяла не больше 20 человек, главным образом надомников. Потом на базе артели образовываются общественные мастерские. Возрастает производство матрешек. В 1929 г. артель мастеров-игрушечников становится независимой. В 1932 г. она стала называться художественной фабрикой «Семеновская роспись».



Немало матрен изготовлено с того времени, но есть единственная, которую никто еще не превзошел. В 1970 г. изготовили заволжскую красавицу метровой высоты, диаметром 0,5 метра и толщиной стенок 0.5-0.6 миллиметров, включающую в себя 72 куклы. Масса этой матрешки приблизительно 30 килограммов. Художницам по росписи пришлось очень непросто. Ее занесли в Книгу рекордов Гиннеса, и сегодня она пребывает в Германии. Это не высшая точка для наших мастеров. Из страны восходящего солнца пришла заявка на заволжскую красавицу высотой 180 сантиметров.

Семеновские мастера ее изготовят, после того как отыщут подобающее ровненькое дерево.


Матрешки в современном мире

В настоящий момент семеновская фабрика под наименованием ООО «Торговый Дом Семеновская роспись» (название ее частенько менялось вследствие частых преобразований) с успехом функционирует и изготавливает, наряду с разнообразной продукцией, большой ассортиментный выбор матрешек. Дизайнеры и художники этой фабрики создали довольно много неординарных, зачастую занятных матрешек.

В образе современной деревянной игрушки, любовно названной матрешкой, сегодня улавливаются черты хохломской, мериновской и федосеевской народных росписей. Матрешки, изготавливаемые на ООО «Торговый Дом Семеновская роспись», расходятся по разным частям света – в ОАЭ, Англию, Германию, Францию, Канаду и так далее.



Мастера прославленной фабрики сделали большим преимуществом акцент на экологичной продукции: используются качественная древесина (береза и липа), анилин, гуашь, безвредный, имеющий сертификат лак. Необходимо обозначить, что лак является важнейшим элементом матрешки, для семеновской фабрики его производят по специальному заказу. Вследствие чего семеновские матрешки приобретают особенный блеск, насыщенную и приятную на ощупь текстуру.

В 2017 г. тут открыли музей матрешки и традиционной игрушки. В музее присутствуют классические образцы, демонстрирующие, как виртуозна семеновская роспись, а также буклетная матрешка и сувениры, новогодняя продукция. Можно здесь приобрести пенал, авторучку, ваньку-встаньку, сувенирную композицию «Теремок» и так далее.



Русская матрешка является настоящим чудом света. Настоящим – по той причине, что была, есть и останется произведением рук человека. Чудо света – потому что чудесным образом игрушечный символ нашей страны путешествует по всей планете, и для него не существует границ.

Исторически значимые промыслы, оттачиваемые годами, должны пребывать не только в архивах и коллекциях музеев. По этой причине все больше в нашей стране открывается детских кружков и студий, нацеленных на обучение детей традиционной росписи по дереву. И это существенный вклад в сохранение и распространение народных художественных традиций.

Читайте также: