История возникновения калининской игрушки

Обновлено: 27.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тема: «Роспись и декорирование калининской игрушки»

Цель: освоение техник росписи народной игрушки.

- ознакомление с особенностями орнаментальной росписи глиняной игрушки,

- развитие художественного вкуса и творческих способностей детей в создании самостоятельных декоративных композиций;
- воспитание у школьников любви и интереса к народному декоративно-прикладному искусству; бережного отношения к традициям своего народа;


Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный, деятельностный, здоровьесберегающий

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная

Материально - техническое оснащение и дидактическое обеспечение:

- для учителя: фотоматериалы с образцами народных глиняных игрушек; глиняные игрушки торжокских (калининских) мастеров, правила безопасной работы для каждого, презентация о народной игрушке, таблица «Народные игрушки» (для сравнительного анализа калининской и дымковской игрушки), карта-таблица «Элементы калининской росписи» и «Технологическая карта «Роспись петушка»», вопросы (по плану работы), таблица «Самоанализ работы»

для учащихся: образцы,клеёнки, салфетки, стеки, глиняные фигурки, выполненные на прошлых уроках, гуашь, кисти, баночки с водой.

Термины и понятия: калининская игрушка, самооценка,(оценка себя, собственных качеств и умений), кретерий (признак, качество предмета, по которому проводится оценка)

Калининские игрушки

Глиняную игрушку изготавливают и в других областях РСФСР: Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Калужской и Калининской.
Так, в городе Торжок Калининской области сравнительно недавно стали изготавливать игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью.
Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный.
Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор.
Кроме росписи, игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой.
Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженой глины.
В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность.
Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце X.


Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании


Курс повышения квалификации

Развитие навыков грамотного письма у младших школьников с ОВЗ


Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста


«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце X.

Народная игрушка
Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XIX –XX в.

Богородская игрушка

Традиции богородской игрушки, передаваясь из поколения в поколение, сохрани.

Традиции богородской игрушки, передаваясь из поколения в поколение, сохранились до наших дней.
Движущиеся деревянные игрушки, сделанные в российской глубинке мастерами народного творчества, несут тепло рук мастера и доброту в дом. Народные мастера, работая простыми инструментами, создают из липы правдивые, реалистические образы людей и животных, сюжеты.

Кузнец и медведь

Кузнец и медведь

«Мышка и кошка» ручная работа художник Блинов А. И.

«Мышка и кошка» ручная работа художник Блинов А. И.

Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву за.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневн.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.
Появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки.

Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск).

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни.

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.
Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блекл.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.
Основа фигур белая
Красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

Калининская игрушка Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вски.

Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вскинутой головой. Это не обычная лошадь, а именно конь, крутогривый, сказочный, полный напряжения. Такого впечатления мастер достиг лепкой основных объемов фигурки и мягкой пластичностью их переходов. Лишь заостренно поднятые уши нарушают общую мягкость, скругленность и создают ощущение настороженности, встревоженности.

Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневно.

Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневности, усиливать и видоизменять реальные черты.
В изображении медведей подчеркнута забавная неуклюжесть, сила и добродушие. Звери представлены на четырех лапах, с горбом на спине, голова с разинутой пастью и намордников, в ноздре – отверстие для кольца. По-видимому, эти игрушки были частью набора «Поводырь с медведем». Медвежья потеха принадлежала к числу любимых забав в Древней Руси. Нашла она свое отображение и в глиняной игрушке.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного тво.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества, очевидна нерасторжимая связь ремесла и искусства. Между руками мастера и материалом не было посредника-инструмента, который мог так или иначе воздействовать на создаваемый предмет.

Аналогичного происхождения и многие человеческие фигурки. Они изображают скоморохов - народных певцов, музыкантов и актеров, нередко водивших за собой дрессированных зверей. С 15 века на Руси начались гонения на скоморохов со стороны светской и духовной власти. Любопытно, что фигурки скоморохов датируются именно этим временем – 16-17 веками. Скоморохи изображены играющими на музыкальных инструментах, вроде волынки, танцующими, ведущими медведей. Лепка игрушек весьма примитивна, но передает характерные позы, жесты, даже самозабвенную увлеченность игрой.

Филимоновская игрушка – жемчужина народного искусства.

Филимоновская игрушка – жемчужина народного искусства.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сох.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого ка.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством.
Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «.

Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок

 В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции мож.

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века.
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Волгодонский педагогический колледж»

Конспект занятия

по декоративно-прикладному искусству на тему:

«Калининская игрушка, роспись калининского петушка»

Составил: студент 4 курса Алёшечкина Анастасия Павловна

Место проведения: ЦДТ

Волгодонск 2020 г.

План-конспект урока по изобразительному искусству (4 класс)

Преподаватель: Алёшечкина Анастасия Павловна

Тема урока: «Калининская игрушка, роспись калининского петушка».

Тип и вид урока: урок повторение и закрепление знаний.

Форма урока: индивидуальная, фронтальная.

Технология урока: Традиционный урок

Цель урока : завершить работу над скульптурой.

Обучающие задачи: ознакомление с особенностями орнаментальной росписи глиняной игрушки.

Развивающие задачи: развивать мелкую моторику, развивать творческие способности детей в создании самостоятельных декоративных композиций.

Воспитывающие задачи: воспитывать у ребят любовь и интерес к народному декоративно-прикладному искусству, бережного отношения к традициям своего народа.

Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке по теме «Калининская игрушка, калининский петушок» с помощью учителя, умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя, умение высказывать своё предположение (версию) на основе дидактической игры в ходе беседы, умение работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные: умение анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные: овладевать навыками росписи и декора калининской игрушки

Материалы и оборудование:

- для учителя: фотоматериалы с образцами народных глиняных игрушек; глиняные игрушки торжокских (калининских) мастеров, карта-таблица «Элементы калининской росписи» и «Технологическая карта «Роспись петушка», таблица «Самоанализ работы»

для учащихся: клеёнки, глиняные фигурки, выполненные на прошлых уроках, гуашь, кисти, баночки с водой.

Этапы урока:

Организационная часть – 2 мин.

Теоретическая часть – 10 мин.

Практическая часть – 25 мин.

- Здравствуйте ребята, напоминаю, меня зовут Анастасия Павловна сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства, присаживайтесь.

- Прежде чем мы продолжим нашу тему урока, проверим нашу готовность, у вас должны быть приготовлены ваши глиняные изделия, гуашь, кисти и баночка с водой. У всех всё готово? Тогда преступим!

Чтобы получше вспомнить какой была тема прошлого занятия я предлагаю вам отгадать загадку

В лесах синих зародилась

Из глины красной заводилась,

Из песочка чистой речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

И в узоры наряжалась.

( Калининская игрушка)

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему. Проверяют готовность к уроку.

Дети отгадывают загадку называют тему урока по картинке, которую показывает преподаватель.

Картинка, на которой изображена глиняная игрушка.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке по теме «Калининская игрушка, калининский петушок»

Показывает на доске на доске иллюстрации с изображением игрушки.

На прошлых уроках вы познакомились с одним из древних промыслов нашего народа - глиняной калининской игрушкой. А сегодня мы окунемся в интереснейшее занятие - росписи и декора калининской игрушки . А именно, нашего калининского петушка.

Давайте вспомним материал прошлого урока.

- Где создавались калининские игрушки? (в городе Торжке, Калининской области)

-В виде каких фигур чаще всего изображали игрушку? (в виде птиц, людей, животных)

-Как мастера занимались гончарством?
(из остатков глины от гончарных изделий лепили игрушку)

Посмотрите ребята, здесь представлены два вида глиняных изделий.

Какие это изделия? (дымковская и калининская)

А в чём же различие между калининской и дымковской игрушкой?

Какие отличительные особенности у калининской игрушки?

Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный.
Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор.
Кроме росписи, игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой.
Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожжённой глины.

-Калининская игрушка очень яркая, но всё же она очень отличается от очень яркой дымковской игрушки. В чём различие?

Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке.

Основные элементы геометрического орнамента - круги, овалы, клетки, полоски, точки. В росписи используют желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный цвета. Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Хорошо, мы с вами определились чем отличаются друг от друга изделия, но тогда назовите мне главные образы калининской игрушки?

Русская земля испокон веку славилась своими мастерами - людьми одаренными, поднимавшими ремесло до уровня яркого и самобытного национального искусства. При этом дерево было и остается самым распространенным, поделочным материалом. Мастеров привлекает в нем прочность и одновременно податливость при обработке, красивая естественная текстура, способность принимать любую окраску. Старинные традиции тверской резьбы сохранились до наших дней.

Файлы: 1 файл

реферат тверская игрушка.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

Реферат по технологии.

Выполнила: Петрова Дарья

ученица 8 «5» класса Руководитель: учитель технологии

Дроздовский А. В.

Введение

Русская земля испокон веку славилась своими мастерами - людьми одаренными, поднимавшими ремесло до уровня яркого и самобытного национального искусства. При этом дерево было и остается самым распространенным, поделочным материалом. Мастеров привлекает в нем прочность и одновременно податливость при обработке, красивая естественная текстура, способность принимать любую окраску. Старинные традиции тверской резьбы сохранились до наших дней.

Тверские игрушки - это разнообразные матрешки, забавные, весёлые фигурки сказочных персонажей, фигурки зверей и птиц, предметы утилитарно-бытового назначения, коробочки, шкатулки, разделочные доски.

Оригинальные изделия из дерева с росписью, резьбой и выжиганием, сказочные по выразительности и пластике скульптурные композиции, созданные тверскими художниками.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные.

Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия.

Возникновение и развитие Тверской игрушки.

У промыслов Тверского края интересная многовековая история. Народно-художественные промыслы формировались первоначально в народной среде как изготовления в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным гончаром, ткачом, кружевницей, резчиком по дереву. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своим основным занятием (охотой, землепашеством, строительством, скотоводством). Художественные промыслы возникали там, где были достаточное количество местного сырья и устойчивый спрос на изделия.

Тверская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная история. При огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако, и это необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты. Таким образом, сложились основные виды местного народного творчества:

  • резьба и роспись по дереву;
  • кованый металл;
  • плетение;
  • керамика;
  • набойка;
  • одежда;
  • ткачество;
  • кружево;
  • вышивка.

Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров Торжка, Твери, Калязина, Лихославля, Максатихи, Андреаполя, Вышнего Волочка, Конакова, Осташкова не только украшают быт. В них душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура.

Особенности Тверской глиняной игрушки.

Глиняная игрушка Торжка.

Город Торжок Тверской области (бывшей Калининской) — родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской, торжокской. Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки — птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), некоторые животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка». Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, де коративные. Птицы украшаются налепами и затем расписываются. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки — жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два-три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок. Сочетание цветов разное — это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки — белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светло

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное.

Игрушки отличались лаконичной выразительной формой, иногда, украшались мелким вдавленным рисунком. Среди них традиционные кони, всадники, животные, птицы, уточки, петушки, курочки.

Гончарный промысел в г. Торжке возник в давно. Вначале гончары лепили посуду, а из остатков глины лепили игрушки- свистульки. А в 1975 году мастера организовали цех по изготовлению игрушки. Птицы – павы, уточки, веселые петухи – их лепят из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами(точки, капельки, овалы).

В Торжке воссоздан промысел глиняной расписной игрушки. Яркие, нарядные свистульки с так называемыми «налепами», - петушки, курочки. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.

Технология изготовления глиняной игрушки.

Чтобы сделать глиняную игрушку, нужно поэтапно выполнить следующие операции.

- В карьере накопать глину.

- Высушить комки на чистой поверхности.

- Удалить примеси, предварительно размолов комки молотком.

- Смешать глину с водой, в пропорциях 1/3, добившись однородной массы.

- Дать отстояться до осаждения песка, камней в нижней части. В верхней будет вода.

- Вычерпать средний слой. Положить эту глину в ведро.

- Высушить до получения консистенции пельменного теста.

- Перемять глину, избавляясь от пузырьков воздуха.

Если из получившийся массы скатать небольшой валик, а потом медленно его согнуть и трещин на сгибе не будет, то глина готова к лепке.

Технология изготовления деревянной игрушки.

Для Тверского края наиболее характерным видом работы считается узорная резьба из дерева на токарной и токарно-столярной основе с выжиганием, резьбой и росписью поликолоровыми и акриловыми красками, с последующей отделкой лаком и без нее.

Дерево было и остается самым распространенным, поделочным материалом для игрушки. Мастеров привлекает в нем прочность и одновременно податливость при обработке, красивая естественная текстура, способность принимать любую окраску. Тверские мастера используют в своем производстве дерево только лиственных пород из экологически чистых районов.

Художественное изделие с момента валки леса до момента изготовления конечного образца проходит несколько стадий: валка, перепиловка на плаху и брус, торцовка, перепиловка в размер, точка, шлифовка, подрезка, сборка, выжигание, роспись. Все технологические операции выполняются высококвалифицированными работниками, с учетом всех традиций тверских промыслов.

Старинные традиции тверской резьбы сохранились до наших дней. Продукция тверских мастеров-художников изготавливается на токарной основе. Возможно, это кого-то настораживает и вызывает недоверие к художественной ценности изделий, процесс изготовления которых представляется сугубо машинным, механическим, не требующим особого мастерства. Однако это совершенно не соответствует действительности. Станок лишь придает заготовке вращательное движение. Все прочее - создание формы, рисунка - ручная работа, ее результат всецело зависит от мастерства художника-изготовителя.

Народные мастера не ездили за сырьем на дальние расстояния, а обрабатывали то, что было под руками, что дает окружающая среда -естественные ресурсы. У кого под руками дерево - дерево, у кого под руками камень - камень, где есть глина - использовали глину и т. д.
Тверская деревянная игрушка - матрёшка.

История игрушки «Матрешка».

Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы; из резины и пластмассы. Со всеми куклами интересно играть. С Катей, Дашей, Барби.

Есть куклы, у которых имя одно и то же - Матрешки. В разных городах их продают ив странах, а называются все одинаково. Все - Матрешки. Почему полюбили так эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается и собирается. Снимешь верхнюю и увидишь - внутри еще одна. Только поменьше, и тоже раскрывается. Бывает одна матрешка в матрешке - и все. А иногда шестьдесят в одну умещается. Последняя - маленькая, с горошинку, и все - матрешки.

Первая матрешка на Руси появилась почти сто лет тому назад. Игрушечный мастер В. Звездочкин из города Сергиев Посад сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде - в сарафане, переднике, в платке и с цветами.

Правой рукой прижимает к себе черного петуха. Так родился ясный, радостный образ крестьянских девочек, девушек, покоряющий своей красотой и искренностью. И имя ей дали деревенское - Матрена. В то время оно было очень распространенное. Имя Матрена кажется не случайным, ибо происходит от латинского слова «матрона» - так в Древнем Риме называли почтенную женщину, мать семейства. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни - таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.

С тех пор мастера кукол в Сергиевом Посаде стали вытачивать матрешек на токарном станке. Матрешки отправлялись по всем городам России и даже в другие страны. Сегодня ее знают во всем мире. Дарят на память о нашей стране, она стала русским сувениром.

Изготавливают матрешки из липы и березы. Дерево сушат, потом распиливают на бруски. Из брусков вытачивают фигурки. Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками - «одевают» куклу в пестрые сарафаны, цветастые платки. А потом самое сложное - рисуют лицо: глаза, губы, румянец наведут - и «ожила» Матрешка. А еще для живости и блеска покрывают лаком. Этих кукол делают в Сергиевом Посаде (под Москвой), Семенове, Полховском Майдане (Нижегородская область), Твери.

Сергиев Посадские - устойчивые, толстобокие. В разноцветных передниках, в красных, синих, зеленых платках.

Матрешки из Семенова - в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках. Край платка этих матрешек украшен ритмичной цепью небольших бутонов.

В легкой виртуозной манере письма цветов угадывается влияние традиционной кистевой росписи Золотой Хохломы: центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семенове.

В селе Полховском Майдане (на юге Нижегородской области) у матрешек по желтому фону «разбрызгивают» малиновые ягоды да цветы, зеленые листья. И статью они стройные. Мастера этих матрешек выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал дна двухцветном фоне - верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Узоры имеют название: «большая роза», «колокольчик», «яблочко» и «виноград» и т. д. Роспись полховских мастеров отличается черной «наводкой» (используют анилиновые краски).

Но где бы ни родились матрешки - все они веселые, пригожие, потому что их делают талантливые и добрые художники».

Особенности Тверской матрешки.

Матрёшка — полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Она приобрела небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства. Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. О матрёшке – деревянной расписной игрушке «с секретом» – знают даже в самых отдалённых от России странах.

Как правило, иностранцы, приезжающие в Россию, чаще всего покупают в качестве сувениров две вещи: матрешку и самовар. Найти объяснение этому явлению просто. Самовар – символ русского радушия и гостеприимства. Ну а матрешка… Издревле считается, что матрешка – это символ широкой русской души, русского народного искусства, этакий собирательный образ России.

Среди широкого многообразия видов русских матрешек особое место занимает тверская матрешка. В этом регионе России мастера изготавливают матрешек, отталкиваясь от мотивов различных сказок. Как правило, тверская матрешка исполняется в виде известного сказочного (иногда исторического) персонажа.

Читайте также: