История возникновения развивающих игрушек

Обновлено: 21.05.2024

В различных формах игра сопровождает человечество в течение всего его исторического развития с древних времён и до наших дней. Аристотель, известный мыслитель античности, отмечал важность дошкольного возраста в развитии человека. Он считал, что до пяти лет особое место в воспитании ребёнка должно отводиться играм. «Игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься впоследствии».

В статье А.Локшина «Игрушки древнего мира» прослеживается мысль о том, что игры детей античности отражали систему общественных отношений того времени. Например, в Древней Греции множество игр носило политический характер, в Афинах была известна «игра в царя», где дети подражали своим отцам, устраивали «судебные процессы» над провинившимися детьми. В этом просматривался процесс воспитания будущих рабовладельцев, которые презирали физический труд и повелевали рабами.

Со времён рабовладельческого строя и до современности игра является своеобразной формой детской деятельности, через которую ребёнок осваивал нормы общественного поведения своей эпохи, знакомился со способами действия с предметами, отражающими уровень развития производительных сил определённого общества.

Игра в разной степени касается почти всех областей народного творчества, начиная с небольших игровых песенок и заканчивая свадьбой, которая является своеобразной драматической игрой с определёнными ролями и чётким поведением каждого персонажа с последовательным развёртыванием сцен с завязкой, развитием действия, кульминацией и финалом.

Другие формы игрового поведения видны в календарных обрядовых праздниках, народных игрищах, которые ещё много поколений назад устраивали на Святки, Масленицу, Троицу и другие праздники.

Первоначально игра была не только развлечением на досуге, а и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Уже в те времена игра учила, наставляла, развивала многие способности человека: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, умение общаться в различных ситуациях.

Несмотря на то, что, так или иначе, человек играет на протяжении всей своей жизни, всё же слово «игра» ассоциируется с детством. Культура детской игры развивалась во взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи, рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности.

В любой культуре есть свои традиции. Присутствуют они и в детском быту. Одна из них – заимствование игр детьми друг у друга. Народные игры поэтому так и названы, что они созданы народом и передаются из поколения в поколение.

Постепенно содержание многих народных игр потеряло свою связь со временем, с эпохой в процессе передачи их через многие поколения. Игры отдалились от условий, которые были источником их возникновения, хотя идеи, вложенные в содержание игр, имеют место и в наши дни.

В педагогике значение народных игр оценивалось высоко. А.П. Усова в своих работах отмечает, что «Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы его школьной жизни. П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования» (16, с.32). Усова также ссылается на К.Д. Ушинского, который считал, что народные игры наиболее понятны для детей в силу доступности их образов, сюжетов детскому воображению. В России было заложено начало новой национальной системы воспитания детей, в которую были введены и народные игры.

Такие педагоги, как Ушинский, Покровский, Виноградова и другие, призывали собирать и описывать народные игры для того, чтобы сохранить и донести до будущих поколений народный колорит обычаев, празднеств, неповторимость и оригинальность самовыражения народа, своеобразие его языка и формы.

Во все исторические времена с игрой была связана и игрушка. Народная игрушка очень давно вошла в детский быт. Она отображает весь круг детских интересов. Ребёнок знакомится с бытовыми предметами, с миром животных, людей, а также порой уходит в мир фантазий.

У русской игрушки есть своя история. Это ещё раз подтверждает, что она появилась не случайно, а развивалась постепенно как отдельная страница народного искусства, у которой есть свои традиции.

Очень интересна статья педагога-исследователя А. Локшина «Игрушки древнего мира», где просматривается зарождение игрушки с древних времён. Первой игрушкой ребёнка была погремушка, которая вышла родом из Древней Греции. Там существовало поверье, что различные трещотки, погремушки отгоняют от младенцев злых духов, оберегая ребёнка. Затем появились игрушки, которые могли двигаться благодаря несложному механизму. Это были небольшие фигурки из дерева, изображающие животных, людей, например, «Крокодил», «Тигр». Игрушка Древнего Египта «Месильщик теста» нашла отражение в дальнейшем и в творениях русских мастеров. Пример этого – богородская игрушка «Кузнецы». Механизм их движения очень сходен.

Позднее в игрушке возник образ коня. Такие игрушки были очень любимы детьми Древней Греции. Большинство из них делалось из глины. Игрушки отражали события тех времён. Так появилась игрушка «Троянский конь», копирующая огромного деревянного коня, при помощи которого Одиссей взял Трою.

Образ куклы тоже пришёл к нам из глубокой древности, примерно 4 тысячи лет назад. Первоначально это были куклы из тонких дощечек, которые раскрашивались геометрическими узорами, напоминающими одежду. Они не предназначались для детей, а были связаны с религией той эпохи. Древнейшие куклы Египта были погребальным дарованием и должны были скрасить одиночество умершего человека. Считалось, что куклы, изображающие фигуры людей, могут влиять на их судьбу. Их часто делали без ног, так как боялись, что кукла убежит из гробницы.

Постепенно стали появляться и куклы для игры. Они делались из глины, дерева, соломы и других материалов. Дошли они и до наших дней.

Таким образом, игры и игрушки возникли очень давно и сопровождают человека на всём протяжении его существования, играя важную роль в его развитии.

В настоящее время народные игры и игрушки дошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность. Так как народные игры являются достоянием народа, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, то возникла необходимость собрать, составить и по возможности наиболее полно описать традиционные народные игры. В настоящее время в педагогической литературе имеется ряд сборников народных игр, где авторы подробно описывают их содержание и правила. Среди них «Детские народные подвижные игры» Т.И.Осокиной, А.В. Кенеман, «Русские народные подвижные игры» Литвиновой М.Ф., «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор» М.Ю. Новицкой, Г.М. Науменко и другие.

При передаче игр изменялись условия их бытования, соответственно менялись и сами правила. По этой причине народные игры можно назвать результатом коллективного творчества, а при их анализе опираться не на время их появления, а на способ создания и передачи.

Как считает И.А. Качанова, кандидат педагогических наук центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г. Москвы, внедрение в свою практику народных игр предполагает разработку и размножение дидактических материалов для воспитателей и, возможно, родителей. Также И.А. Качанова отмечает, что «в незапамятные времена были заложены (практикой!) нынешние научные основы педагогики. Так, народной педагогике (и это видно из содержания и идеологии народных (традиционных) игр) принадлежит заслуга определения цели воспитания – простая и ёмкая формула подготовки ребёнка к жизни в условиях существования своего народа. Практический опыт становится (через игру) главным источником познания окружающего людей мира, важнейшим средством развития человеческого разума» (7, с. 91). С этим мнением нельзя не согласиться.

Если проанализировать различные народные игры, можно увидеть, насколько они универсальны: игры развивают память, наблюдательность, внимание, коллективизм, а также ловкость, меткость, выносливость. Таким образом, народные игры важны для современной педагогики, поэтому используются в наши дни. Они не отрицают современные игры, а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели – развивать ребёнка, готовить его к последующей жизни в окружающем его мире.

Народные игрушки тоже широко используются в современной системе воспитания. Это различные яркие пирамидки, шары, цилиндры из дерева, забавные движущиеся фигурки, такие, как медведь-кузнец, это и кукольная мебель, сплетённая умельцами. Красива и удивительна дымковская, городецкая, семёновская игрушка, которая привлекает к себе взгляд.

Народная игрушка проста, красива и близка ребёнку, она радует, учит, воспитывает. Именно поэтому народная игрушка дошла до наших дней и используется для игр детей или же как предмет эстетического быта.

Таким образом, мы познакомились с историей народных игр и игрушек, сделали вывод об их важности для воспитания детей. Теперь можно перейти к следующей главе исследования, которая будет посвящена вопросу социализации детей и народным играм и игрушкам как средству социализации.

Народные игры и игрушки дошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность.

Так как народные игры являются достоянием народа, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, то возникла необходимость собрать, составить и по возможности наиболее полно описать традиционные народные игры. В настоящее время в педагогической литературе имеется ряд сборников народных игр, где авторы подробно описывают их содержание и правила. Среди них «Детские народные подвижные игры» Т.И.Осокиной, А.В. Кенеман, «Русские народные подвижные игры» Литвиновой М.Ф., «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор» М.Ю. Новицкой, Г.М. Науменко и другие.

При передаче игр изменялись условия их бытования, соответственно менялись и сами правила. По этой причине народные игры можно назвать результатом коллективного творчества, а при их анализе опираться не на время их появления, а на способ создания и передачи.

Как считает И.А. Качанова, кандидат педагогических наук центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г. Москвы, внедрение в свою практику народных игр предполагает разработку и размножение дидактических материалов для воспитателей и, возможно, родителей. Также И.А. Качанова отмечает, что «в незапамятные времена были заложены (практикой!) нынешние научные основы педагогики. Так, народной педагогике (и это видно из содержания и идеологии народных (традиционных) игр) принадлежит заслуга определения цели воспитания – простая и ёмкая формула подготовки ребёнка к жизни в условиях существования своего народа. Практический опыт становится (через игру) главным источником познания окружающего людей мира, важнейшим средством развития человеческого разума» (7, с. 91). С этим мнением нельзя не согласиться.

Если проанализировать различные народные игры, можно увидеть, насколько они универсальны: игры развивают память, наблюдательность, внимание, коллективизм, а также ловкость, меткость, выносливость. Таким образом, народные игры важны для современной педагогики, поэтому используются в наши дни. Они не отрицают современные игры, а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели – развивать ребёнка, готовить его к последующей жизни в окружающем его мире.

Народные игрушки тоже широко используются в современной системе воспитания. Это различные яркие пирамидки, шары, цилиндры из дерева, забавные движущиеся фигурки, такие, как медведь-кузнец, это и кукольная мебель, сплетённая умельцами. Красива и удивительна дымковская, городецкая, семёновская игрушка, которая привлекает к себе взгляд.

Народная игрушка проста, красива и близка ребёнку, она радует, учит, воспитывает. Именно поэтому народная игрушка дошла до наших дней и используется для игр детей или же как предмет эстетического быта.

Таким образом, мы познакомились с историей народных игр и игрушек, сделали вывод об их важности для воспитания детей. Теперь можно перейти к следующей главе исследования, которая будет посвящена вопросу социализации детей и народным играм и игрушкам как средству социализации.

Народные игры и игрушки дошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность.

Так как народные игры являются достоянием народа, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, то возникла необходимость собрать, составить и по возможности наиболее полно описать традиционные народные игры. В настоящее время в педагогической литературе имеется ряд сборников народных игр, где авторы подробно описывают их содержание и правила. Среди них «Детские народные подвижные игры» Т.И.Осокиной, А.В. Кенеман, «Русские народные подвижные игры» Литвиновой М.Ф., «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор» М.Ю. Новицкой, Г.М. Науменко и другие.

При передаче игр изменялись условия их бытования, соответственно менялись и сами правила. По этой причине народные игры можно назвать результатом коллективного творчества, а при их анализе опираться не на время их появления, а на способ создания и передачи.

Как считает И.А. Качанова, кандидат педагогических наук центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г. Москвы, внедрение в свою практику народных игр предполагает разработку и размножение дидактических материалов для воспитателей и, возможно, родителей. Также И.А. Качанова отмечает, что «в незапамятные времена были заложены (практикой!) нынешние научные основы педагогики. Так, народной педагогике (и это видно из содержания и идеологии народных (традиционных) игр) принадлежит заслуга определения цели воспитания – простая и ёмкая формула подготовки ребёнка к жизни в условиях существования своего народа. Практический опыт становится (через игру) главным источником познания окружающего людей мира, важнейшим средством развития человеческого разума» (7, с. 91). С этим мнением нельзя не согласиться.

Если проанализировать различные народные игры, можно увидеть, насколько они универсальны: игры развивают память, наблюдательность, внимание, коллективизм, а также ловкость, меткость, выносливость. Таким образом, народные игры важны для современной педагогики, поэтому используются в наши дни. Они не отрицают современные игры, а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели – развивать ребёнка, готовить его к последующей жизни в окружающем его мире.

Народные игрушки тоже широко используются в современной системе воспитания. Это различные яркие пирамидки, шары, цилиндры из дерева, забавные движущиеся фигурки, такие, как медведь-кузнец, это и кукольная мебель, сплетённая умельцами. Красива и удивительна дымковская, городецкая, семёновская игрушка, которая привлекает к себе взгляд.

Народная игрушка проста, красива и близка ребёнку, она радует, учит, воспитывает. Именно поэтому народная игрушка дошла до наших дней и используется для игр детей или же как предмет эстетического быта.

Таким образом, мы познакомились с историей народных игр и игрушек, сделали вывод об их важности для воспитания детей. Теперь можно перейти к следующей главе исследования, которая будет посвящена вопросу социализации детей и народным играм и игрушкам как средству социализации.

По модным в наше время теориям, ребенка надо развивать практически с первых дней жизни. К году его уже начинают учить чтению и счету, к двум игре на музыкальных инструментах . Но не стоит думать, что раньше родители не заботились о развитии своего чада.

Наши предки ничего не слышали о модных нынче методиках раннего воспитания, однако активно использовали игрушки для стимуляции внимания, координации, способствовали с их помощью познанию окружающего мира.

На особенности игр накладывали отпечаток эпоха и исторические условия конкретной территории. Но всегда использовались фигурки зверей, в том числе с возможностью движения (открывали пасть, поднимали лапы), яркие подвески для люльки, погремушки. Последние, кстати, непросто позволяли акцентировать внимание, но изначально использовались как оберег от злых духов. Самые ранние найдены при раскопках строений Древнего Египта 3 в до н.э. Это были изображения животных. Есть свидетельства, что также дети играли с тележками, каталками, в которых в том числе они могли ездить сами.

Если говорить о Древней Руси, то здесь игрались фигурками зверей, птиц и людей из дерева, глины. В 17 веке получили распространение продукция Дымковского промысла, Гжель, центром резьбы из древесины стали Сергиев Посад и Богородск. В 19 веке придумали матрешку. Каждый может посетить какой-либо исторический музей и рассмотреть их подробно - они очень яркие, теплые, уютные. Конечно, старинные развлечения сильно отличаются от современных, но принцип остался тот же.

Музыкальное развитие – свистульки, погремушки, бубенцы и бубны, трещотки.

Стимуляция активной деятельности – мячи, каталки, качалки, воздушные змеи, волчок.

Образное мышление – зверушки, куклы в разных нарядах. Особое место занимали марионетки – позволяли проигрывать сцены из жизни.

Оружие и орудия – лук и стрелы, топорики. Внешний вид менялся в зависимости от времени – чем пользовались взрослые, то появлялось в уменьшенном виде у детей.

Немаловажную роль играли потешки. С пеленок мамы и бабушки сопровождали ими свое общение с малышом. Так в голове у младенцев закладывались первые знания о мире, вырабатывались ассоциации с определенными действиями, местами, образами.

Детские забавы совершенствовались в соответствии с ходом технического прогресса. Появлялись новые материалы, механизмы. Разрабатывались новые теории и методики воспитания, все это накладывало свой отпечаток. Но во все времена взрослые были озабочены вопросом развлечения и обучения детей с пользой и интересом.

Что появилось раньше: игра или труд, как развлекались боги Древнего Египта и кто, кроме людей, играет в куклы. Что еще вы не знали об игрушках? Мы расскажем

Для чего нужны игрушки? Кажется, ответ очевиден — для развлечения детворы. Но все не так просто. Ученые полагают, что игра — это, скорее, многофакторное явление. Одни считают, что ее породил труд, другие — что труд сам формой игры для первобытного человека. Третьи роднят игру с искусством, которое, как известно, тоже зародилось в палеолите (свидетельство тому — наскальная живопись, статуэтки и украшения). А еще первые игрушки были предметом культа и лишь потом превратились в детскую забаву. Но какая игрушка заслуживает звание самой древней?

- 250 000 — 160 000 лет назад

- Игрушка, учебное пособие

Каменное рубило, или попросту нечто вроде первобытного топора, можно назвать первой игрушкой в мире. Миниатюрные орудия весом 17 г и длиной 4,4 см были найдены в местечке Квинтелуйхен в Голландии. Их авторы наши далекие предки — гейдельбергские люди. Впрочем, это лишь те игрушки, что были найдены. А ведь большая часть материальной культуры изготавливалась вовсе не из камня, а из дерева, кожи или шерсти (таким же образом дело обстоит у современных племен), поэтому не сохраняется.

Интересно то, что миниатюрные рубила могли быть не только забавой, но и учебным пособием. Потому что некоторые из найденных предметов явно выполнены искусным мастером, другие имеют среднее качество, поэтому, вероятно, их изготавливал подмастерье, ну а третьи совсем плохи: их мастерил новичок.

- 35 000 — 40 000 лет назад

- Кость, мягкие породы камня, глина, охра, дерево, кожа, воск, солома, текстиль, папье-маше

- Игрушка, предмет культа

На роль самой первой игрушки человечества претендует и кукла. Ведь с неким прообразом кукол играют даже девочки-шимпанзе (что характерно, детеныши-самцы так не делают). Приматы нянчат их и носят с собой. Правда, настоящими куклами эти предметы назвать нельзя — это всего лишь палки. Но поскольку шимпанзе — наш ближайший сородич, ученые предполагают, что нечто подобное могли делать и наши далекие предки — австралопитеки.

Самыми же древними куклами являются статуэтки, которые, скорее всего, были изготовлены с религиозной целью. Это так называемые палеолитические венеры. Их делали из кости животных (как правило, мамонта или слона) или мягких пород камня (известняка, кальцита, стеатита, мергеля). У многих из них есть общие черты: крайняя тучность и выраженные половые признаки — грудь и вульва. А вот голова часто была совсем крошечной или ее не было вовсе — вероятно, древние люди не считали голову женщины хоть сколько-нибудь заслуживающей внимания. Так или иначе, ученые полагают, что венеры имели отношение к культу плодородия. Все они покрыты простой резьбой, а некоторые еще и охрой. Самой древней из найденных является «Венера из Холе-Фельс», найденная в Германии. Возраст «старушки»: 35 000 — 40 000 лет.

Лепили наши предки и фигурки животных. Поэтому куклы могли быть не только прекрасными дамами, но и, к примеру, бизонами или мамонтами.

В Древнем Египте куклы уже предназначались не только для сакральных нужд, но и для «игральных». Последние представляли собой деревянные или керамические расширяющиеся книзу сосуды с волосами из нитей и бусинок и укороченными руками. В Древней Греции любили кукол из ткани, воска или глины. А в Риме иногда даже делали из янтаря, серебра или золота. И римские, и греческие куклы продавались в обнаженной натуре — без одежды. Предполагалось, видимо, что хозяин сошьет нужное сам.

А вот у древних славян куклы были прежде всего оберегами. Их часто шили девочкам в период полового созревания. А кукол-куваток клали в люльки младенцев, чтобы уберечь от злых духов. То же самое делали и когда человек заболевал — в постель к нему помещали красивую куклу, чтобы болезнь перешла на нее. Через некоторое время куклу сжигали. А еще такую игрушку могли положить в гроб покойнику.

Участники делились на две команды, каждая из которых играла на стороне своих богов. Тут тоже было свое подобие ворот, в которые загоняли мяч (правда, не ногами, а палками). Кто загонит наибольшее число раз — те боги и победили

В XIX веке самые красивые куклы хранились в шкафу как ценное произведение искусства. Все, что могли дети, — любоваться ими. А вот куклы из соломы, ткани или глины были вполне доступны, хоть и не отличались натуралистичностью. Добиться последнего, а заодно и снизить цену на кукол в том же XIX веке позволила простая технология — папье-маше. Именно в это время появляются первые говорящие, плачущие и даже ходящие куклы. Подробнее — в нашем материале «Куклы прошлого» .

Этнографическое исследование.История происхождения игрушки.Педагогические и эстетические требования к игрушке.

ВложениеРазмер
История происхождения игрушки. 25.65 КБ

Предварительный просмотр:

История возникновения игрушки.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Проследив за изменениями игрушек в хронологическом порядке, мы
увидим, что игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они – ее оче-
видцы и свидетели. Изделия народных промыслов расскажут об этнических
особенностях отношения человека к природе, о его понимании прекрасного и
даже о национальном характере. Армии оловянных солдатиков – о сражениях всех веков и народов. Машинки, корабли и самолеты – о развитии технической мысли. Механические игрушки – свидетельство ума и изобретательности человека-творца.
Игрушки – воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект и воображение. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

сюжетные или образные (кукла, собака, кот) – по своему назначению – во многом определяют сюжет игры. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт;

дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры)

игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка);

спортивные – предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. Игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки и др.);

театрализованные – служат для разыгрывания сценок (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски);

технические – вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки);

строительные и конструктивные – наборы строительных материалов, ЛЕГО; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями.


◙ по степени готовности – готовые, сборно-разборные, заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок, материалы для создания игрушек-самоделок;

◙ по виду применяемого сырья. Например, деревянные, пластмассовые, металлические, игрушки из тканей. В том числе набивные, резиновые, из бумаги, картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесно-опилочных масс, папье-маше, из других синтетических материалов.

◙ по величине – мелкие (размером от 3 до 10 см, удобные для руки ребёнка), игрушки среднего размера (от 10 до 50 см), игрушки крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

◙ по художественно-образному решению – реалистические, условные, конструктивные.

Для развития сюжетно-ролевых игр детей важно рассмотреть игрушки, различные по художественно-образному решению: реалистические, условные и конструктивные.

Под реалистическими игрушками понимаются игрушки, которые передают типичные черты вида, яркий характер, индивидуальные особенности объекта. Например, если игрушка изображает собаку, то у неё соблюдаются пропорции тела, узнаётся порода.

В условных игрушках более ярко выделяются определённые детали, подчёркивающие внешние признаки предмета, которые позволяют приспособить игрушку к игре и использовать её динамично. К условной игрушке можно отнести коня-качалку, коня на палочке. Если же это собака, то в ней передаются признаки, характерные для всех собак и отличающие её от других видов животных.

Конструктивные игрушки представляют собой содержательный строительный материал, отдельные части которого скрепляются. Это части дома, автомобиля, трактора, робота и т. п.

Так, в классификации под реалистическими игрушками понимаются такие, которые представляют точные копии предметов. Однако точные копии реальных предметов называются моделями, а не игрушками.

Существует ещё один подход к классификации образных игрушек. В основу её положена функция образной игрушки в развёртывании сюжета игры. Например, Н. Я. Михайленко разделила игрушки на «полисюжетные» и «ключевые». К «полисюжетным» игрушкам она отнесла те, которые используются в разнообразных по тематическому содержанию сюжетно-ролевых играх. Это игрушки-персонажи – куклы, разнообразные звери, а также телефоны, машины.

Группу «ключевых» образных игрушек составили игрушки, которые более или менее жёстко определяют и направляют действия играющих, влияют на характер развёртывания сюжета игры: фонендоскоп, ружьё и т. п.

В работе Н. Я. Михайленко рассмотрены также и другие функции игрового материала и образных игрушек. Их три:

1) функция обозначения игрового пространства (деревянный корабль на участке детского сада; ширма, обозначающая «кабинет врача» и т. п.);

2) атрибутивная функция (специфические предметы, определяющие игровую роль, например, шапочка с красным крестом для врача);

3) игрушка является непосредственным предметом оперирования в игре (игрушечная посуда, руль, бинокль и т. п.).

Первую группу составили «многофункциональные» или «многообратимые» (Е. А. Аркин) игрушки, то есть игрушки, которые меняют свои роли в творческой игре в зависимости от желания и замысла ребёнка. Например, одну и ту же куклу ребёнок может превратить в «свою любимую доченьку», которая «слушается маму, не капризничает» или персонаж какой-либо сказки. Тогда у куклы меняется внешний облик, поведение. Так, кукла в роли Машеньки из русской народной сказки «Машенька и медведь» становится смекалистой, находчивой и умелой хозяюшкой, способной и в доме убрать, и пирожки испечь, и медведя обхитрить. Но эта же кукла, в роли той же Машеньки, но уже из другой русской сказки – «Три медведя» – «превращается» в беззаботную, любопытную девочку, которая всё хочет узнать и потрогать своими руками, не заботясь о последствиях.

Такой же «многообратимостью» обладают и игрушки, изображающие различных животных. Например, медведь в игре ребёнка может быть и сказочным персонажем, и реальным животным, и выполнять профессиональные функции.

«Многообратимостью» обладают и игрушечные грузовые автомобили. Грузовая машина может остаться грузовиком, и тогда она будет выполнять в игре свою основную функцию – перевозить грузы. Но в зависимости от желания ребенка она может быть превращена в «скорую помощь» или «пожарную машину», и тогда её функцией становится функция оказания немедленной помощи.

С изменением функции машины в игре изменяется: во-первых – содержание и направленность игры, во-вторых – состав её участников. На обычной грузовой машине, предназначенной для перевозки грузов, работает один шофёр в одну смену. Закончив работу, он ставит машину в гараж и отдыхает. «Скорая помощь» и «пожарная машина» работают круглосуточно, значит, для игры с ними нужны, как минимум, два шофёра. Кроме того, «скорую помощь» сопровождает врач или бригада врачей, санитары. В пожарной машине обязательно находятся пожарные. Это обстоятельство увеличивает количество участников игры, которым нужно договариваться друг с другом, согласовывать свои игровые действия, советоваться по поводу развития сюжета игры. В-третьих – для разных видов автомобилей меняются правила дорожного движения: «скорая помощь» или «пожарная машина» могут мчаться на помощь людям на красный свет светофора, не останавливаясь; грузовой машине это запрещено.

Функциями «многообратимых» игрушек также являются коммуникативная и моделирующая. Благодаря коммуникативной функции происходит непосредственное общение ребёнка с игрушкой, сверстниками, взрослыми, осуществляется контакт с миром природы и техники.

Моделирующая функция позволяет ребёнку преобразовывать и трансформировать «мысли», «чувства» и «поступки» игрушек-партнёров, определять типы их взаимодействий в игре.

Вторую группу игрушек в нашей классификации составляют «моносюжетные» игрушки. Как правило, они имеют строго определённое назначение, в соответствии с которым и используются. Например, телефон – звонить, стиральная машина – стирать, холодильник – хранить продукты. Поэтому основной функцией использования их в игре является операциональная. Крупные игрушки этой группы могут использоваться для обозначения и разделения игрового пространства, например, кукольная мебель (стол, буфет, шифоньер) отделяет кукольную кухню от комнаты, показывает их границы. Некоторые игрушки из этой группы (бинокль, фотоаппарат и т. п.) выполняют атрибутивную функцию.

Знание классификации игрушек с учётом их игровых функций позволяет педагогу направлять и развивать творческие сюжетно-ролевые игры детей.

игрушка является важным средством воспитания, формирования личности ребенка, способствует умственному, физическому и эстетическому развитию. В России игрушка всегда была другом, помощником, радостью ребенка, с ней жизнь добрее и веселее.

Ключевое педагогическое требование – развитие и закрепление опреде-
ленных навыков, в дальнейшем когнитивной (внимание, память, мышление)
и коммуникативной сферы ребенка.

1) развивающие первоначальные движения и восприятие (до 1 года): погремушки, кольца, подвески;

2) знакомящие детей с окружающей средой и природой, развивают речь: фигурки людей, зверей, посудка, больничка;

3) способствующие физическому развитию детей: санки, скакалки, коляски, мячи;

4) дидактические игрушки, имеющие элемент обучения в процессе игры: лото, менеджер;

5) знакомящие детей с элементами науки и техники;

6) знакомящие детей с трудовыми навыками;

7) игры, способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

8) игрушки - забавы: игрушки заводные (вызывают смех);

9) настольные игры, развивающие у детей усидчивость: игры-головоломки, хоккей, футбол, лото.

По материалу: деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, стеклянные , комбинированные, полиграфические.

Основное психологическое требование – содействие психо-
физиологическому развитию ребенка и познанию окружающего мира. Иг-
рушка должна способствовать позитивному настроению ребенка.

Основное эстетическое требование заключается в том, что игрушка
должна быть привлекательной внешне, сочетая в себе 5-6 цветов, не более 7-
ми и способствовать формированию эстетического вкуса ребенка.

Требования к качеству.

Главное гигиеническое требование – безопасность для здоровья и физи-
ческого развития ребенка.
Качество игрушек должно соответствовать требованиям стандартов. Они должны быть красиво оформлены, иметь гладкую поверхность, игрушки должны быть безопасными, гигиеничными, должны хорошо очищаться и мыться, не иметь царапин.

Игрушки, не должны

— провоцировать ребёнка к агрессивным действиям, вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнёры и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;

— провоцировать сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать нездоровый интерес к сексуальным вопросам, выходящим за компетенцию детского возраста.


Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее
универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.


Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.


Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали из с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.


Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.


Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок.


Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;


б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;
в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;
г) образные игрушки – изображения животных, кукол.
д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение. Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Читайте также: