Из чего делали игрушки свистульки в старину

Обновлено: 03.05.2024

История возникновения свистулек, их разнообразие, каковы возможности свистульки для развития малыша, как изготовить свистульки собственными руками.

ВложениеРазмер
v_rodit._ugolok_svistulka_2014.doc 409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Свистулька — народный музыкальный инструмент.

Могут изготовляться из глины, дерева, пластмассы. Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников и фантастических животных, как правило, оригинальных для каждой местности. Готовые игрушки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.

Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки-свистульки могут изготовляться в некрашеном виде для самостоятельной росписи.

В некоторые виды свистулек можно налить вовнутрь немного воды и вместо свиста получить многотональные трели. В ряде свистулек по ходу воздушного канала просверливают дырочки, превращая их в некое подобие дудочки-жилейки.

Выполненные с фантазией и ярко окрашенные свистульки представляют собой в наше время прекрасную детскую игрушку и хороший памятный сувенир народного творчества.

История игрушек-свистулек насчитывает тысячелетия. В глубокой древности звучащие изделия служили средством для общения людей и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. Позже свистульки утеряли религиозный смысл и превратились в детскую игрушку, музыкальный инструмент. Благодаря различному акустическому строению, существует три основных группы свистулек:

сосудообразные (распространены на всех континентах), фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке

водяные свистульки - «соловьи», конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру

и глиняный музыкальный инструмент - окарина.

Игрушки и помощники в религиозных обрядах, они появились больше пяти тысяч лет назад в разных уголках земли. Какой народ придумал свистульки первым, до сих пор не известно. Хорошая идея приходит сразу в несколько голов. Только в ХIХ веке свистулька стала другом ребенка, игрушкой. А до этого свистящие фигурки использовали в обрядах. Китайские свистульки помогали забеременеть. А африканский подросток превращался в мужчину, лишь только когда ему вручали заветную обрядовую фигурку.

Обычный свисток — самый древний и распространенный вид свистульки. От размера резервуара зависит свист. Чем меньше тулово, тем нота выше. Тулово больше — звук низкий. Есть свистульки-соловьи или кукушки, у них свисток по-другому расположен.

Все началось с XIX века. В России к этому времени были широко распространены дымковская, романовская, филимоновская, кожлянская, каргопольская и другие направления игрушек-свистулек. Они были созданы для исполнения ритуальных обрядов, но со временем стали простыми игрушками. Каждая отличалась неповторимым узором, стилем изготовления и другими особенностями. Мастера вырезали и деревянные свистульки. Такая игрушка состоит из двух частей: непосредственно фигурка и свисток. Свистульки – более народные игрушки, фольклорные. Поэтому в играх современных детей, как правило, свистулек почти нет.

Их заменили американские «Язычки», дудочки и прочие игрушки, носящие более развлекательный характер. Но если у малыша есть матрешки, вальдорфские куклы, то свистулька займет достойное место в детских играх.

Каковы возможности свистульки для развития малыша?

Во-первых, обращение к истокам. Сказки, фольклорные напевы, игрушки – все это часть немного забытой культуры малыша, истории его страны. Поэтому для родителей, желающих познакомить чудо с культурой прошлой эпохи. Будет полезно воспользоваться этими игрушками. Во-вторых, развитие цветовосприятия. Например, романовские свистульки изготавливали из 4 цветов: красный, желтый, зеленый и черный. В-третьих, развитие музыкального восприятия, тренировка дыхания. На самом деле с помощью обычной свистульки можно сыграть целую мелодию, по красоте порой не уступающую другим инструментам. И этому нужно учиться. Где-то задержать дыхание, на каком-то моменте исполнения резко набрать воздуха.

Каждая свистулька – это индивидуальное образное решение дизайнера, у нее свой характер и свое звучание. И сейчас она продолжает оставаться для ребенка не только развлечением, но и по традиции оберегом.

Как изготовить свистульки своими руками

Широко распространены игрушки из глины. Способов изготовления несколько.

1 способ. Из целого куска. Этот способ применим для лепки животных. Возьмите кусок глины (1/3 ладони) и скатайте шар в форме куриного яйца. В своем воображении разделите шар на 3 части.

Верхнюю часть яйца захватите двумя пальцами и вытяните (это голова). Затем сформируйте голову. Нижняя часть яйца выполняется аналогично. Наметьте на туловище разделительную линию посередине и сделайте разведение лапок.

Используя прием оттягивания и прищипывания, продолжайте лепить голову, лапы. Примерно таким же способом изготавливаются и другие животные, например, баран. В этом случае нужно верхнюю часть сделать побольше.

2 способ. Скульптурный. Из яйца формируется туловище, голова. Остальные мелкие части изготавливаются из другого куска глины и прилепляются. Места соединения маскируются при помощи стекла.

Как изготовить свисток?

Для этого понадобятся 2 палочки одинакового диаметра ( зубочистки или шампуры). Одна круглая, вторая – заточена с не резким переходом до точки соединения в центре.

Теперь нам необходимо создать из глины кубик и приблизительно полсантиметра глины снять при помощи остренькой зубочистки или иного материала. Далее вставляем в центр среза нашу круглую кисточку и проталкиваем до центра. Увеличиваем диаметр внутренней части, пока не образуется полость. Следующий прокол этой кисточкой нужно сделать в центре той стороны кубика, которая смотрит на вас, но это не должна быть противоположная сторона. Рекомендованный угол прокола — сорок пять градусов. Практически с ювелирной точностью посередине мы ее выводим к верхней стенке прокола, сделанного первым до соприкосновения с отверстием. Все отверстия нужно тщательно очистить от остатков глины.

Это важно знать!


Использование подобных игрушек должно контролироваться родителями и педагогами, которые, как правило, не подозревают о воздействии свистулек на психику ребенка. Следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки на психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. Неумеренное использование ребенком данной музыкальной игрушки может негативно отразиться на психическом здоровье ребенка.


Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Сегодня глиняную свистульку встретишь на каждой ярмарке, где её не только видно, но и слышно. История самого народного керамического изделия уходит в глубину веков. До того, как стать ярмарочным сувениром, глиняная свистулька (дудка, гудуха, свистун) была важным языческим инструментом для вызывания дождя, оберегом от нечистой силы, а заодно музыкальным инструментом.

Считается, для забавы свистульки начали изготавливать лишь в XIX веке. Традиции многих гончарных центров, которые тогда возникли, сохранились до сих пор, и в современной России живут и работают потомственные свистулечники. Сберечь удалось не только форму и орнамент, но и голос свистульки, который зависит от качества глины и слуха мастера.

Свистопляска из глубины веков

Когда на Руси впервые раздался глиняный свист, узнать невозможно. Историки ручаются за то, что более тысячи лет русские гончары изготавливали глиняные дудки различных форм. Самые ранние археологические находки этих изделий относятся к X веку, но мастерили свистульки гораздо раньше.

В языческие века дудки играли важную роль в обрядах и наделялись магическими свойствами. Известно, что с их помощью пытались вызвать дождь в засуху и распугать нечистую силу. Делали свистульки и в качестве музыкальных инструментов – для себя и по заказу для ярмарочных выступлений. Музыкальные дудки были нарочито неказистыми, отличаясь от всех прочих отсутствием рисунков и орнаментов.

Скоморохи

Считается, что слово «свистопляска» тоже пошло от игрушек-свистулек. Например, в Вятской губернии дети подыгрывали на глиняных дудках родителям, бравшим в руки балалайки, в дни поминовения предков, и это называлось свистопляской.

Долгое время свистульки, да и игрушки тоже, считались побочным промыслом русских гончаров – их лепили наскоро из остатков глины, которая шла, прежде всего, на изготовление посуды. Однако с XIX века они стали самостоятельным направлением и отвоевали себе часть гончарного прилавка. А когда на смену посудной керамике пришёл металл и фабричные изделия, игрушки стали залогом выживания для гончара.

О чём свистит корова?

Чаще всего русские свистульки имеют форму животного, как правило, птицы. Традиционно «поют» глиняные утки, куры, совы, голуби и пернатые неопределённых типов. Также делали свистульки в форме других животных, например, коров, которые должны были насвистеть владельцам крепкую семью и здоровье. С птичьими свистульками народные поверья связывали привлечение в дом богатства и благополучия.

Жбанниковская свистулька-корова

При сходных технологиях производства глиняных свистулек в разных регионах России существовали свои местные особенности. Например, кое-где изготавливали водяных соловьёв, которые начинали петь переливчатым голосом после наполнения водой. Для других игрушек попадание воды, напротив, было равносильно паденью на землю – свистулька могла раскрошиться в руках.

Разновидностей свистулек великое множество. Наиболее известны каргопольская, жбанниковская, абашевская, плешковская, старооскольская. И дымковская, конечно. Сегодня изготовлением традиционной игрушки-свистульки занимаются, в основном, дипломированные художники и педагоги народных студий, но и кустарей в этом деле немало. Мастера со стажем говорят, что прокормиться игрушкой можно, но разбогатеть вряд ли получится – слишком дорого свистульку не продашь, а сил и средств на её создание уходит немало.

Потомки мастеров

В Нижнем Новгороде Анну Терешину называют волшебницей и хранительницей традиций. С именем мастера связывают сохранение легендарного жбанниковской игрушки, которая родилась в местном селе Жбанниково в XVII веке. Анна – прямой потомок, по крови и ремеслу, мастеровой династии Тимофеевых, с которыми связывают развитие промысла.

Анна Терешина

Обучалась изготовлению игрушки она у матери, Прасковьи Тимофеевой, а ту научил отец. Дед был потомственным гончаром, и все его дети занимались этим ремеслом: сыновья делали горшки, дочери – игрушки-свистульки. Анна Терешина с гордостью рассказывает, что её дед торговал своими изделиями не только на ярмарках в Нижегородской области, но и в Москву возил. Благодаря чему стал по местным меркам состоятельным человеком.

А его внучка не только до столицы, но и в зарубежные страны добралась со своими свистульками. На испанском фестивале народных мастеров мэр города Теруэль, восхищённый голосом и видом терешинских-тимофеевских петушков и баранов, устроил для Анны аудиенцию.

Мастер глиняной игрушки из Каргополя Валентин Шевелёв вспоминает, что лепке игрушек его научил дед. Сначала давал поиграть, а увидев интерес у внука, взялся за обучение. «Говорил – садись, в жизни пригодиться, – вспоминает мастер. – А так не хотелось. Ребята на лыжах вышли, с горок катаются, а мне игрушку лепить. Сейчас вспоминаю это время как самое лучшее».

Свистулька из Филимоново

Потомки мастеров сыграли важную роль и в сохранении филимоновской игрушки, которая происходит из Тульской области. В середине прошлого века в Филимоново остались лишь три мастерицы, которые помнили традиции. Объединение усилий их потомков и группы выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища позволило сохранить промысел.

А вот в селе Абашево Пензенской области сохраняют секреты абашевской игрушки в школе. Здесь открыт музей глиняной игрушки, где можно услышать рассказ о выдающихся мастерах, проводятся и занятия по лепке. Технологию изготовления свистульки здешний житель знает так же, как алфавит – со школы.

Абашевская свистулька

Как делают свистульку

Шаг первый. Выбор глины

Глина, пригодная для изготовления горшка или тарелки, может не подойти для свистульки. Мастера берут глину, в которой не более 10 – 15 % песка. Если его больше, изделие может не слепиться, а если меньше – даст не тот звук.

Шаг второй. Лепка

После добычи и специальной подготовки глины мастер вылепливает небольшой шар, из которого делает чашу с толстыми стенками. После этого сводит концы, чтобы получился шар, полый внутри (в нём будет формироваться звук), с продолговатым свистком.

Шаг третий. Работа над свистком

Для того, чтобы игрушка зазвучала, нужно сделать несколько отверстий с помощью трубочки или палочки, которые у гончаров называются пичужками. Некоторые дают глине подсохнуть, но в этом случае есть опасность, что изделие потрескается.

Свистулька жбанниковская

Первое отверстие делается в свистке, втрое на стыке свистка и пустотелой камеры. Отверстия должны быть правильной круглой формы, для этого они тщательно вычищаются от глины, различных шероховатостей и заусенцев. Для того, чтобы игрушка могла менять голоса и исполнять музыку, мастера делают отверстия по бокам. При игре их можно будет закрывать пальцами, изменяя тональность. Принято делать до шести отверстий.

Мастер нередко настраивает звук, регулируя размер отверстий, с мягкой глиной в руках. Голос будущей свистульки уже понятен, после обжига он станет громче и звонче.

Шаг четвёртый. Завершение фигуры

Получившийся шаг со свистком может стать основанием для любой фигуры, превратиться в птицу, быка или наездника, сидящего верхом на бочонке. После того, как фигурка готова, следует обжиг и роспись.

В древней Руси игрушки несли не только привычный нам смысл, они были обычной частью обихода и иногда имели тайное назначение, которое было хорошо понятно в те времена. Такие предметы создавались из доступных материалов: дерева, глины и лоскутов ткани. Использовались национальные орнаменты и другие узоры, подсказанные природой и сказочными мотивами.

Свистульки из глины

Такие игрушки основаны на древних ритуалах знахарей и целителей, которые держали связь с потусторонними силами. Ритуалы всегда сопровождались звуками различных музыкальных инструментов. Цели были разные: одни звуки привлекали добрых духов, другие отпугивали злых, помогали управлять стихиями для повышения урожая призывая дождь, для обработки зерна призывая ветер. Фигурки для детей были вовсе не для игры, а как амулет, оберегающий от злых сил.

Наиболее известным промыслом является заречная слобода Дымково близ Вятки (Кировская область). Редко можно встретить человека, который не слышал про дымковскую игрушку с исконно русской росписью. Свистульки выполнялись в виде диких и домашних животных с росписью символами расцветающей весной природы.

Такие игрушки выполнялись в трёх вариантах:

  • с внутренней полостью, от размера которой зависела высота издаваемых звуков;
  • с отдельным свистком, который исполнялся в стиле самой игрушки;
  • с возможностью добавления воды, что позволяло издавать практически соловьиные трели.

Часто в рамках гончарного промысла изготовлением изделия занималась вся семья. Мастер брал на себя изготовление свистка, а менее ответственную работу по созданию фигурки поручал жене или детям. Так как свистульки пользовались гораздо большим спросом, чем другие игрушки, то мастера стали оснащать соответствующими отверстиями все свои изделия, иногда в весьма нестандартных местах. Эти глиняные изделия были своеобразной рекламой для другой продукции основного гончарного промысла: горшков, мисок и прочей посуды.

Менее известен, но в свое время весьма популярен, был промысел в деревне Жбанниково Нижегородской области. Жбаниковские глиняные изделия имели особенную треугольную форму и три точки опоры. Использовались образы всадников, сказочных птиц и другие образы.

Мастера соревновались в уникальности звуков и даже иногда создавали целый оркестр из одной свистульки. Отверстия могли быть где угодно: в хвосте, рогах и других местах игрушки. Особенностью игрушки была роспись: на фон одного цвета наносилась роспись из узоров и точек, зачастую идеи для росписи заимствовали из других промыслов.

Дагестанские промыслы также содержат подобные изделия. Причем известны сложные ритуалы, которые начинались с замеса глины под народные песни и заканчивая национальной росписью. По результатам торгов в настоящее время цена на такие изделия легко достигает цены в 80 000 рублей.

Солома и лоскуты ткани

Старые детские игрушки могли быть проще, а могли быть на уровне самых дорогих современных авторских работ. Простые куклы изготавливались из обрывков ткани и наполнялись золой. Причем лоскуты брались с ношеной одежды, для передачи ребенку силы рода. Иногда ее ещё и заговаривали для защиты от болезней, тогда они носили название «лихоманки» или «лихорадки». А на подарок шили праздничную одежду из новой ткани и изготавливали украшения.

По древним поверьям, кукла имела свою душу, и она могла подсмотреть семейные секреты и рассказать их посторонним. Поэтому куклам не делали глаза и рот, вместо лица у них была гладкая ткань. Есть несколько вариантов кукол, различающихся по территориям изготовления:

  • основание-палочка, носит названия столбушка, лучина, полено, чурка и т.п. — это палочковые куклы;
  • крестообразное основание — крестушка;
  • полностью созданная из лоскутков, завязанных узлами — узелковая;
  • основа мешочек с наполнителем — набивная кукла.

Северные регионы изготавливали палочковые куклы, на юге — набивные, у которых была большая голова, особенностью центральных регионов было то, что части набивной куклы изготавливались отдельно и сшивались. Набивка несла свой смысл: голову наполняли женскими волосами или шерстью животных, а иногда использовали клубок для вязания, что настраивало девочку на рукоделие или связывало с богиней, прядущей судьбу Макошью или Параскевой Иконийской, покровительницей семейного очага. Для тела использовали тряпки или золу, которая связывалась с силой огня.

Такими же безликими были куклы из пеньки, льняных веревок и соломы. Сделать их было легко и просто: волокно или солома перегибались и перевязывались нитками, лоскутки служили одеждой, причем всегда в наряде использовали красный цвет.

Только к XIX веку такие изделия стали игрушками. Именно с этого момента у них появляются лица, которые в начале рисовали углем, а позже красками, а также делали вышивку или аппликацию. По их чертам и одежде можно определить их сословие: крестьянка, обеспеченная горожанка или барыня.

Игрушки из дерева и кости

Самой древней найденной куклой можно считать фигурку, вырезанную из кости мамонта, которую нашли на территории современной Чехии. Приблизительный возраст 30-35 тыс. лет.

Считается, что из дерева игрушки начали делать около IX века. Первоначально они, также как глиняные, выполняли роль оберегов. Наиболее красочные куклы изготавливали в Троице-Сергиевой лавре, где тонкая выделка и окраска достигла таких высот, что купцы заказывали большие партии для перепродажи в столице. Популярны были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными репродукциями домов. Стиль оформления определял цену: для простого люда кукол расписывали краской или приклеивали недорогой наряд, а эксклюзивных кукол наряжали специальные одевальщицы, которые использовали самые дорогие ткани (шёлк, бархат, атлас), кружева и другие материалы.

Знамениты были промыслы села Богородское. Оригинальность изделиям придавала резьба и подвижность отдельных деталей. В качестве знаменитого примера можно привести «богородских кузнецов»: мужик и медведь по очереди бьют молотами по наковальне. Максимальное развитие промысла отмечено с XVIII по XIX век.

Каждая область имела свои особенности. В Нижегородской области была популярна топорная балясинка, вырезали её при помощи самых доступных инструментов — топора и ножа. Грубая работа имеет свое очарование. Идеями служили народные легенды, сказки и природа.

В ХХ веке кустарное производство стало нерентабельным, а с открытием фабрик и вовсе исчезло. После революции именно в Загорске (в советские годы, ныне Сергиев-Посад) решили возродить традиции. Кроме фабрик народной игрушки здесь создали даже научно-исследовательский институт игрушки и специализированное учебное заведение.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал !

- Познакомить детей с духовым музыкальным инструментом.

- Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель выходит из групповой комнаты в приёмную и начинает свистеть в свистульку-птичку. Слышится трель соловья. Затем заходит в группу, спрятав свистульку и спрашивает :

- Ребята, вы, что-нибудь слышали пока меня не было?

Дети: Да, как птичка поёт.

Воспитатель: А как вы думаете, что у меня в руках, за спиной?

Воспитатель: Живая или игрушечная?

Воспитатель показывает свистульку и спрашивает :

- Как вы думаете, что это?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, это у меня свистулька, народная игрушка. В далёкие времена, на потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также всадников, барышень и т. д. Делали их из дерева или из глины и расписывали красками. У нас с вами водяная свистулька – «соловей». Я немного расскажу об этой игрушке. Хотите узнать, почему они называются игрушки-свистульки?

Воспитатель: Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек. Но не все могли купить такую игрушки. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки сами из дерева.

Воспитатель показывает картинки со свистульками.

Рассказ воспитателя с показом презентации:

- Как же делали глиняные свистульки? Люди брали глину и лепили игрушку, затем обжигали её в специальной печи. А когда их оттуда вынимали, они становились твёрдыми как камень. Затем игрушки расписывали красками, только не кисточкой, а пёрышком. Затем краски высыхали и игрушки становились сказочно красивыми и расписными. Эти игрушки становились развлечением для детей с самого маленького возраста. Игрушка увлекала приятными звуками.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посвистеть нашей свистулькой?

Воспитатель: Сейчас мы в неё нальём немного воды, и тогда будет издаваться особый свист, который похож на соловьиную трель.

Воспитатель наливает воды и подносит к детям. Дети начинают свистеть.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня познакомились с игрушкой. Как она называется?

Дети: Свистулька-соловей.

Воспитатель: Из чего делали свистульки?

Дети: Из дерева и глины.

Воспитатель: Для чего их делали?

Дети: Чтобы дети могли играть и развлекаться.

Воспитатель: А сейчас вы можете поближе рассмотреть игрушку и посвистеть в неё. Спасибо вам большое.

Конспект беседы «Крещение» для старшего дошкольного возраста 19 января Православная церковь отмечает великий праздник-Крещение Господне В этот день светят воду-проводят обряд водосвятия Воду освещают.

Конспект беседы по искусству для детей старшего дошкольного возраста «Фруктовая лавка» Тема: «ФРУКТОВАЯ ЛАВКА» Задачи: • Вызывать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению объектов окружающего мира, развивать.

Конспект беседы с детьми «Футбол — увлекательная игра» для старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей со спортивной игрой - футбол; уточнить представления об основных линиях и разметке поля; простейших правилах игры;.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Для чего нужна зарядка» Конспект беседы «Для чего нужна зарядка» Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, физкультура,.

Конспект индивидуальной беседы для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Агрессивные дети» Цель: оказание консультативно-профилактической помощи и повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Что такое агрессия.

Конспект музыкальной беседы «Музыка рассказывает о животных и птицах» для детей старшего дошкольного возраста Конспект музыкальной беседы по теме «Музыка рассказывает о животных и птицах» (Для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: • Формировать.

Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка»

Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка» Деревскова Вера Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Репка».[/h3][/b] Описание материала: предлагаю вашему.

Конспект занятия-беседы для детей старшего дошкольного возраста «Память о героях войны в памяти наших улиц» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» Методическая разработка Конспект занятия-беседы для детей.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Читайте также: