Из чего делают знаменитую филимоновскую игрушку

Обновлено: 17.05.2024

Филимоновская игрушка знакома каждому туляку с детства. Myslo пообщался с мастерами, которые посвятили всю свою жизнь необычному ремеслу.

В семье Орловых из Одоева Тульской области мастерят все – женщины, мужчины, дети. Это не только их хобби, но и работа.

Главная мастерица в доме – 80-летняя Валентина Николаевна Масленникова. Несмотря на возраст, она частенько занимается любимым делом. А основную работу сейчас делает её дочь Елена Орлова.

- Моя семья родом из деревни Филимоново. Там все были мастеровитыми. Мужчины занимались гончарным делом, а женщины лепили филимоновские игрушки. Моим учителем стала бабушка по маминой линии Анна Иосифовна Дербенева, - рассказывает Елена Орлова. – Я впервые взяла глину в руки в 7 лет, а профессионально занялась игрушкой в 17. Спустя год уже получила звание Народного мастера. Тогда я жила в Щекино. В 1983 году местные власти предложили мне вернуться в Филимоново и возрождать здесь традиции, рассказывать об игрушке, обучать детей и взрослых. Я была с маленьким ребенком на руках, но заболела этой идеей. В Филимоново, правда, не оказалось условий для молодых мастеров – ни больниц, ни детских садов. Поэтому центр ремесла филимоновской игрушки перенесли в Одоев.

В этом небольшом городке ремесло развивается и по сей день. У опытных мастериц, как и раньше, перенимают опыт их дети.

– Мой сын Роман упирался до последнего, говорил, что никогда в жизни не станет заниматься игрушкой. А в итоге окончил художественное отделение Даргомыжского училища, получил президентскую премию, стал членом Союза художников и даже открыл свою маленькую мастерскую, - говорит Елена. – Филимоновская игрушка – наша судьба. Если ты родился в семье ремесленников, у тебя просто нет выбора. Когда Роман женился, он обучил свою жену, а теперь работе с глиной учатся мои внучки – 10-летняя Аня и 7-летняя Даша. Так что у нас есть, кому продолжать традиции.

Как уверяют мастера, дело это несложное. Но сейчас ремеслу нигде, кроме Одоева не учат.

Делают яркие фигурки из беложгущейся глины. Собирают её тут же, недалеко от деревни Филимоново около берега Упы. В сыром виде она серая с голубоватым отливом, а после обжига становится белой.

В природе глина лежит пластами в полусухом виде. Её собирают, сушат, а затем заливают водой и переминают как тесто. После этого из нее можно лепить.

Мастера называют эту глину «тощей», т. е. нежирной. Она отлично держит форму и очень приятно тянется. Вероятно, именно поэтому у большинства филимоновских игрушек длинные шеи.

Самое сложное в игрушке – свисток. Мастеру нужно сформировать полость, а затем - уплотнение на конце. После этого палочкой-«пичужкой» сделать несколько отверстий. Если они будут в неправильных местах, игрушка не запоет.

После лепки игрушку сушат и обжигают в муфельной электрической печи. А затем раскрашивают.

– Печь мы сделали своими руками. Она электрическая, но поддерживает температуру в 920 градусов. Именно столько нужно для обжига глиняной игрушки. В печи фигурка должна простоять от 6 до 10 часов, – рассказывает Елена Орлова. – Раньше игрушки обжигали между глиняными кувшинами. Глазурь на посуде была лимонного цвета, она иногда попадала и на фигурки. Поэтому и в филимоновских игрушках основной цвет – желтый. Так мастерицы просто скрывали брак.

Филимоновские игрушки всегда трехцветные – желтые, зеленые и малиновые. Как говорят мастера, цвета и рисунки не связаны с языческими символами. Издревле краски делали из природных материалов – ягод, цветов и трав. А после XIX века игрушки стали яркими. Анилиновые красители для шерсти в Одоев стали привозить купцы. А элементы росписи мастерицы брали с костюмов.

– Найти нужные краски сейчас – проблема. Раньше их продавали бабушки на рынке. Мы замешивали их на яйце, со временем они часто трескались. Современные краски замешиваются на нитролаке и ацетоне. Но найти нужный цвет стало почти нереально, - делится Елена.

Зеленый я отыскала на мебельной фабрике, желтую – на производстве красок для покрытия фасадов зданий, а вот малиновая нашлась только в Индии.

В нашей стране есть все оттенки красного, кроме традиционного филимоновского!

Сейчас на полках магазинов много интерактивных игрушек, которые сами разговаривают и ходят, но дети все равно обожают филимоновские игрушки.

– Еще десять лет назад игрушки заказывали коллекционеры и музеи. А сейчас наш основной покупатель – дети, - говорит Елена. – Образы филимоновской игрушки просты и понятны всем. Мастерицы делали то, что видели своими глазами – зверей (лошадей, коров, козлов, баранов, лис), птиц (петухов, индюков и куриц), барыней, всадников и солдат. Кстати, раньше не было игрушек в форме котов и зайцев. А сейчас это самые популярные модели. Бывают и необычные. Например, мне заказали сделать призы на фестиваль «Скитулец» – самовары, сверху на которых байдарочники на лодках.

Филимоновскую игрушку не найдешь в обычных магазинах. Это на сто процентов тульский сувенир. Найти его можно на родине у мастеров и на фестивалях hand-made. Игрушки изредка появляются и в столичных сувенирных лавках, вот только стоят они там втридорога. Так что, если хотите получить настоящую филимоновскую игрушку, отправляйтесь в Одоев. Тем более, в этом небольшом городке есть даже собственный музей традиционной игрушки.

Здесь за небольшую плату вам расскажут об истории местного фольклора и познакомят с работами опытных мастеров.

Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.

Филимоновская игрушка - барашек

История

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.

Филимоновские игрушки

О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Филимоновские игрушки - упряжка

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.

Раскрашенные филимоновские игрушки

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.

Лепка филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Роспись филимоновской игрушки

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Филимоновские узоры

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Заготовки для филимоновских игрушек

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
  2. Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
  4. В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Этапы изготовления филимоновской игрушки - петушка

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

Шаблоны - силуэты филимоновских игрушек

  1. Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
  2. Детям выдают шаблоны игрушки.
  3. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  4. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  5. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Раскрашивание силуэта филимоновской лошадки

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Сегодня - рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки.

Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню - Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины - глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна - гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета - желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи - зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь - традиционный рисунок

11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

14. Готовая игрушка

16. Основные герои - барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка - это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

17. А это все стадии изготовления

16. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

18. Несколько игрушек из местного музея

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Филимоновская игрушка знакома каждому туляку с детства. Myslo пообщался с мастерами, которые посвятили всю свою жизнь необычному ремеслу.

В семье Орловых из Одоева Тульской области мастерят все – женщины, мужчины, дети. Это не только их хобби, но и работа.

Главная мастерица в доме – 80-летняя Валентина Николаевна Масленникова. Несмотря на возраст, она частенько занимается любимым делом. А основную работу сейчас делает её дочь Елена Орлова.

- Моя семья родом из деревни Филимоново. Там все были мастеровитыми. Мужчины занимались гончарным делом, а женщины лепили филимоновские игрушки. Моим учителем стала бабушка по маминой линии Анна Иосифовна Дербенева, - рассказывает Елена Орлова. – Я впервые взяла глину в руки в 7 лет, а профессионально занялась игрушкой в 17. Спустя год уже получила звание Народного мастера. Тогда я жила в Щекино. В 1983 году местные власти предложили мне вернуться в Филимоново и возрождать здесь традиции, рассказывать об игрушке, обучать детей и взрослых. Я была с маленьким ребенком на руках, но заболела этой идеей. В Филимоново, правда, не оказалось условий для молодых мастеров – ни больниц, ни детских садов. Поэтому центр ремесла филимоновской игрушки перенесли в Одоев.

В этом небольшом городке ремесло развивается и по сей день. У опытных мастериц, как и раньше, перенимают опыт их дети.

– Мой сын Роман упирался до последнего, говорил, что никогда в жизни не станет заниматься игрушкой. А в итоге окончил художественное отделение Даргомыжского училища, получил президентскую премию, стал членом Союза художников и даже открыл свою маленькую мастерскую, - говорит Елена. – Филимоновская игрушка – наша судьба. Если ты родился в семье ремесленников, у тебя просто нет выбора. Когда Роман женился, он обучил свою жену, а теперь работе с глиной учатся мои внучки – 10-летняя Аня и 7-летняя Даша. Так что у нас есть, кому продолжать традиции.

Как уверяют мастера, дело это несложное. Но сейчас ремеслу нигде, кроме Одоева не учат.

Делают яркие фигурки из беложгущейся глины. Собирают её тут же, недалеко от деревни Филимоново около берега Упы. В сыром виде она серая с голубоватым отливом, а после обжига становится белой.

В природе глина лежит пластами в полусухом виде. Её собирают, сушат, а затем заливают водой и переминают как тесто. После этого из нее можно лепить.

Мастера называют эту глину «тощей», т. е. нежирной. Она отлично держит форму и очень приятно тянется. Вероятно, именно поэтому у большинства филимоновских игрушек длинные шеи.

Самое сложное в игрушке – свисток. Мастеру нужно сформировать полость, а затем - уплотнение на конце. После этого палочкой-«пичужкой» сделать несколько отверстий. Если они будут в неправильных местах, игрушка не запоет.

После лепки игрушку сушат и обжигают в муфельной электрической печи. А затем раскрашивают.

– Печь мы сделали своими руками. Она электрическая, но поддерживает температуру в 920 градусов. Именно столько нужно для обжига глиняной игрушки. В печи фигурка должна простоять от 6 до 10 часов, – рассказывает Елена Орлова. – Раньше игрушки обжигали между глиняными кувшинами. Глазурь на посуде была лимонного цвета, она иногда попадала и на фигурки. Поэтому и в филимоновских игрушках основной цвет – желтый. Так мастерицы просто скрывали брак.

Филимоновские игрушки всегда трехцветные – желтые, зеленые и малиновые. Как говорят мастера, цвета и рисунки не связаны с языческими символами. Издревле краски делали из природных материалов – ягод, цветов и трав. А после XIX века игрушки стали яркими. Анилиновые красители для шерсти в Одоев стали привозить купцы. А элементы росписи мастерицы брали с костюмов.

– Найти нужные краски сейчас – проблема. Раньше их продавали бабушки на рынке. Мы замешивали их на яйце, со временем они часто трескались. Современные краски замешиваются на нитролаке и ацетоне. Но найти нужный цвет стало почти нереально, - делится Елена.

Зеленый я отыскала на мебельной фабрике, желтую – на производстве красок для покрытия фасадов зданий, а вот малиновая нашлась только в Индии.

В нашей стране есть все оттенки красного, кроме традиционного филимоновского!

Сейчас на полках магазинов много интерактивных игрушек, которые сами разговаривают и ходят, но дети все равно обожают филимоновские игрушки.

– Еще десять лет назад игрушки заказывали коллекционеры и музеи. А сейчас наш основной покупатель – дети, - говорит Елена. – Образы филимоновской игрушки просты и понятны всем. Мастерицы делали то, что видели своими глазами – зверей (лошадей, коров, козлов, баранов, лис), птиц (петухов, индюков и куриц), барыней, всадников и солдат. Кстати, раньше не было игрушек в форме котов и зайцев. А сейчас это самые популярные модели. Бывают и необычные. Например, мне заказали сделать призы на фестиваль «Скитулец» – самовары, сверху на которых байдарочники на лодках.

Филимоновскую игрушку не найдешь в обычных магазинах. Это на сто процентов тульский сувенир. Найти его можно на родине у мастеров и на фестивалях hand-made. Игрушки изредка появляются и в столичных сувенирных лавках, вот только стоят они там втридорога. Так что, если хотите получить настоящую филимоновскую игрушку, отправляйтесь в Одоев. Тем более, в этом небольшом городке есть даже собственный музей традиционной игрушки.

Здесь за небольшую плату вам расскажут об истории местного фольклора и познакомят с работами опытных мастеров.

Читайте также: