Из какой страны дымковская игрушка

Обновлено: 02.05.2024

В каждом крае и области есть свое родное, близкое народу искусство. Наш Вятский край прославила на весь мир дымковская игрушка - яркая, нарядная, она стала своеобразным символом Вятской земли. Но, что знаем мы о ней? Что это? Сувенир? Детская забава? Как так получилось, что древняя примитивная глиняная игрушка выжила в наш век высоких технологий? Есть ли у нее будущее? Можно ли использовать игрушку как средство воспитания у детей любви к родному краю, … На эти вопросы очень хотелось найти ответы. Поэтому, когда необходимо было определится с темой опыта, решила узнать о дымке как можно больше и донести это детям.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, фигурки людей. Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы,- ярко и красиво их расписывали.

Современные дымковские игрушки выразительнее, ярче, у них разнообразная тематика. Эти игрушки с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция, которая, сохранив основное, на протяжении 20 века постоянно изменялась и развивалась. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Цель деятельности - познакомить детей с дымковской игрушкой как средством воспитания патриотических чувств. Для достижения этой цели, определила ряд задач:

1 Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2 Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки

3 Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Начиная знакомить детей с дымковской игрушкой, рассказать об истории игрушки, традициях, ведь без этого не сохранился бы и сам промысел. Детям было интересно узнать, что переселенцы из Северной Двины и Великого Устюга основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Происхождение дымковской игрушки не отделимы от местного праздника – Свистопляски. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька в форме различных животных, птиц и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. А вот одна из легенд. Однажды к Хлынову (так раньше назывался город Вятка, теперь - Киров) подошли несметные полчища кочевников. Вятичам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям города — от малышей до стариков — глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Кочевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказочное чудище напало, то ли — что к вятичам подмога пришла. С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунью» : всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной далеко разносится над Вяткой веселый свист. Считают так же, что их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять. Со временем праздник меняет свое название — это уже не Свистопляска, а Свистунья.

В процессе многолетней работы я поняла, что замечательно рассказать детям историю дымковской игрушки, сочинить сказку о том как кусочек влажной глины в руках мастерицы становится барыней, красивой птицей или забавной детской свистулькой, о том как - то, что было землей обретает жизнь. Но совсем другое дело, когда ребёнок сам попробует слепить её, вложить свою душу в этот комочек глины, через собственные руки понять в чем заключается труд мастериц. Эти чувства никуда не денутся, останутся на всю жизнь.

Поэтому на следующем этапе знакомила с технологией лепки дымковской игрушки. Это подготовка глины, лепка игрушки из отдельных частей, сушка и обжиг изделия. Характерным этапом только для Дымкова было "отбеливание", когда игрушку белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке. Затем уже расписывали, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

В процессе знакомства с элементами узора детям интересно было узнать, что каждый элемент что-то означает, несет какую либо информацию. И художник таким образом писал целые фразы, составляя свои узоры. Оказывается: Волнистая линия означает воду или дождь; круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила; ромб – пашню. Перекрещенные полоски – сруб колодца, точки с кругом — знаки семян и зародышей. растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. Да и цвет в дымковской игрушке выбирался мастерами не случайно.

Каждая эпоха имела свой орнамент, особенность, тематику, краски по которым можно определить время, когда была создана та или иная вещь.

Поэтому в своей работе не просто знакомила с игрушкой, а использовала её как иллюстрацию нашего прошлого, быта, истории родного края. Ведь для детей это возможность окунуться в наш русский мир, увидеть в красочных фигурках приметы прошедших времен.

Тематика глиняных игрушек разнообразна : животные, птицы, люди - это считалось символом плодородия. Мастерицы изображали окружающую действительность, это могли быть как отдельные фигурки, так и сюжетные композиции. Например, карусель символизировала мир и праздник.

Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что у всех игрушечников. Но только наши игрушки не похожи на другие. Яркие с позолотой краски на белоснежном фоне, праздничные, веселые. И люди — счастливые, и звери — улыбчивые. Таких радостных и добрых игрушек, которые как маленькие солнышки теплят душу, больше не найти. Дымковская игрушка пережила множество исторических событий но сохранила при этом исконно-русские традиции, самобытность и уже более полувека является настоящим символом города. А колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современного модельера Валентина Юдашкина.

Хочется сказать спасибо тем людям, которые несмотря ни на что сберегли для нас наше наследие и что благодаря им нам есть чем гордиться.

Пока есть дымковская игрушка и жива душа Вятки.

В заключении хочу пожелать вам: лепите с детьми игрушки, свистите на здоровье, пусть радуют вас и отгоняют злых духов. И не верьте пословице «не свисти – денег не будет» - у нас на Вятке все же свои порядки.

В этот раз мы расскажем об одном из самых известных народных промыслов – дымковской игрушке.

Широко расставленные ноги лошадей и баранов, малиновый румянец на щеках наездников и наездниц, снежно-белый фон, по которому стелются яркие красные, синие и зеленые круги и линии – дымковскую игрушку невозможно ни с чем перепутать. Особенно когда выясняется, что на нее можно не только любоваться – но и свистеть в нее. Этот популярный сегодня сувенир появился на свет четыре столетия назад. Он пережил все: и русскую смуту, и период упадка промысла, и войну, и послевоенное возрождение. Сегодня дымковская игрушка – символ не только Вятского края, но и всей России, такой же, как расписные матрешки, гжельский фарфор или деревянные городецкие поделки.

«Своя своих не познаша», или Откуда взялась вятская Свистопляска

История дымковской игрушки удивительна тем, что поначалу она была символом поминальных гуляний. Глиняные свистульки в вятской слободе Дымково лепили, как и по всей Руси, издавна. Но только в XV веке их начали массово заготавливать для события, именовавшегося Свистопляской, или Вятской свистуньей. Такое необычное название носил поминальный обряд, который вятичи справляли по своим землякам и их союзникам-устюжанам, павшим жертвой случайной ночной схватки – Хлыновского побоища.

По легенде, когда в начале XV столетия Вятку, носившую с 1457 по 1780 год имя Хлынов, осадили новгородцы, на помощь ей пришло ополчение из Устюга – давнего вятского союзника. Но устюжане допустили трагическую ошибку. Ради военной хитрости, чтобы не дать новгородцам узнать о подходе подкреплений, они решили войти в город ночью. Стража, не опознавшая союзников, подняла переполох, и началось настоящее побоище. Как сказано в летописях того времени, «своя своих не познаша», и вятичи с устюжанами успели побить немало своих союзников, прежде чем поняли, что к чему. Оттого, дескать, овраг, или ров, где происходила массовая схватка, и получил название Раздерихинского, что в нем случился «раздор» или «раздерение».

Несмотря на трагическую ошибку, вятичи в союзе с устюжанами сумели прогнать новгородцев. А жертв ночного случайного побоища стали ежегодно поминать в четвертую субботу после Пасхи. Праздник состоял из двух частей: церковной панихиды и дальнейших языческих гуляний. Во время них, чтобы увеселить павших и отпугнуть злых духов, по языческому обычаю свистели и плясали, отчего традиция и получила название Свистопляски. Позднее, чтобы искоренить воспоминание о язычестве, стали говорить, что звук глиняных свистулек напоминает о громком свисте, которым ночная стража Вятки сзывала свое ополчение к Раздерихинскому оврагу.

Как заезжие купцы обеспечили расцвет игрушечного промысла

В слободе Дымково издавна добывали особую красную глину, из которой хорошо лепились не только домашняя утварь, но и любые простенькие детские игрушки, в том числе свистелки. Когда же появился обычай Свистопляски, дымковцы стали специально для него готовить два вида специальных игрушек.

Во-первых, полые глиняные шарики, или шарыши, как называли их вятичи. Шарыши взрослые бросали в овраг как подношение павшим, а потом дети подбирали их там и превращали в свои забавки. Во-вторых, глиняные свистульки, в основном в форме животных или «барынь», то есть женских фигурок. Последние, по одной из версий этнографов, напоминали вятичам о том, что после Хлыновского побоища в городе осталось множество молодых вдов.

Постепенно смысл Свистопляски забывался, обрядовые гуляния превратились просто в городской праздник, где главными развлечениями были ярмарка и кулачные бои. Но традиция готовить к гуляниям множество глиняных игрушек не исчезла. Напротив, она ширилась и расцветала, поскольку дымковская глиняная игрушка стала популярна не только у вятской ребятни, но и далеко за пределами города.

На ярмарку специально приезжали заезжие торговцы из других мест, чтобы купить побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно продать подальше от Вятки. Да и сами вятские купцы оценили спрос на местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в другие города. Прежде всего в Нижний Новгород, Казань, Пермь и Оренбург.

От бабушки к внучке: почему промысел был чисто женским?

Традиционный дымковский промысел имел несколько специфических особенностей. Прежде всего, изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. В этом, кстати, этнографы видят еще одно подтверждение легенды о Хлыновском побоище. Скорее всего, дымковские вдовы вынуждены были именно так зарабатывать на жизнь, а потом традиция укоренилась. Каждая мастерица училась своему делу у матери и в свою очередь передавала навыки дочерям. Все вместе они копали в окрестностях слободы местную глину, тщательно перемешивали ее с мелким речным песком, и только после этого принимались за лепку.

Лепили игрушки на плоских деревянных подносах, которые клали себе на колени или на стол. Игрушки никогда не делали целиком, а собирали из отдельных частей, тщательно заглаживая стыки. Налепив достаточное количество фигурок, их сначала сушили на открытом воздухе. Процесс этот был небыстрым: в зависимости от погоды и размера игрушек он мог занимать от двух дней до полутора месяцев. Потом забавки отправляли в печь на обжиг при температуре около 850 градусов, а когда они остывали, приступали к росписи.

Прежде всего, обожженные фигурки белили: фон рисунка дымковской игрушки был и остается только молочно-белым. Слово «молочный» тут не случайно: долгое время фигурки целиком окунали в раствор мела, приготовленный на молоке. Когда побелка высыхала, на нее начинали наносить рисунки. Орнамент уже к началу XIX столетия хорошо устоялся: круги символизировали солнце, волнистые синие линии – воды реки Вятки, зеленые – луга и пашни. Непременным элементом декора дымковской игрушки стали небольшие блестящие ромбы, сначала из потали – сплава, напоминающего золото, а потом и из настоящего сусального золота.

Очень долго дымковские игрушки делались исключительно одиночными: объединять фигурки в единые композиции не было принято. Оно и понятно, ведь главным предназначением их было издавать свист, а дуть в тяжелую многофигурную игрушку куда как тяжело. Зато фигурки радовали многообразием вариантов. Традиционно делали глиняных лошадок, бычков, козликов, петушков, гусей и другую привычную крестьянскому глазу скотину или птицу. Нередко мастерицы лепили животных с двумя, а то и тремя головами, явно намекая на сказочных Змеев Горынычей и других фантастических тварей. Непременно продавались фигурки барынь, мужичков, детишек, нянек с младенцами на руках, водоносок и скоморохов: все с ярко раскрашенными лицами, широкими улыбками и в праздничной одежде.

От барынь и козликов к танкистам и часовым: как менялась дымковская игрушка?

Пережив расцвет в конце позапрошлого столетия, дымковская игрушка едва не исчезла в начале ХХ века. В 1920-х годах Свистопляску то ли отменили по приказу сверху, то ли просто перестали праздновать – не до того было в разоренной войнами стране. Упал и спрос на игрушки, отчего они перестали кормить мастериц. Дошло до того, что в слободе Дымково начали лепить из гипса, и совсем не те фигурки, что раньше. В итоге к концу 20-х годов прошлого века из всех дымковских мастериц традиции не изменила всего одна – Анна Мезрина.

Именно ей дымковский промысел и обязан своим последующим возрождением. Ей и еще вятскому художнику-исследователю Алексею Деньшину, который в то же самое время создал несколько художественных альбомов с рисунками игрушек из Дымково и описанием промысла. Понимая, что традиция может кануть в Лету, Деньшин сумел добиться внимания к дымковской игрушке на самом верху. Промысел решено было поддержать, к нему стали проявлять интерес музеи, игрушки стали предметом экспорта. К концу 1930-х лепкой и росписью игрушек занимались не только вернувшиеся к прежнему делу старые мастерицы, но и их подросшие ученицы.

С началом Великой Отечественной войны в Кирове, куда эвакуировали немало заводов из западных областей СССР, стало не до игрушек. Промысел в Дымково снова заглох. Однако не навсегда. Как писал позднее Алексей Деньшин, «дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойцов, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль светлого жизнерадостного фактора. Она стала доказательством неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1942 году промысел в Дымково восстановили, а к традиционным фигурками добавились актуальные летчики с аэропланами, танкисты с танками, часовые, снайперы и другие военные игрушки.

И с тех пор вот уже 80 лет дымковский игрушечный промысел существует непрерывно. Конечно, сегодня никто из мастеров не занимается всем в одиночку – от добычи глины до обжига и раскрашивания. Материал для лепки добывают на глиняном комбинате, откуда он попадает в руки художникам уже в форме упакованных в полиэтилен брикетов весом от пяти до десяти килограммов. И обжигают игрушки уже не в маленьких печах. Однако каждую по-прежнему делают вручную, отчего никогда нельзя найти среди дымковских забавок двух совсем уж одинаковых.

Вместо разведенного в молоке мела фигурки сегодня покрывают темперными белилами, а раскрашивают анилиновыми красками. От этого игрушки стали еще ярче, чем раньше, и сохраняют рисунок лучше. На прилавках магазинов можно встретить не только традиционных зверей и барынь со скоморохами, но и многофигурные композиции на «блинчиках», то есть едином основании.

Есть и совсем уж произведения искусства. Так, местная мастерица Людмила Верещагина в 2005 году создала композицию «Праздник Преображения», состоящую из расположенных в три яруса 120 фигурок! И все-таки главным предназначением дымковской игрушки, как и 100, и 400 лет назад, остается детская радость. Ребенок может взять в руки яркий предмет, дунуть в него, услышать переливистый свист – и рассмеяться, отпугивая от себя и других любое зло.


В здании нашей организации, расположенном в историческом центре города, уже несколько десятилетий принимает гостей со всего света Музей «Дымковская игрушка: история и современность». Так как музей входит в структуру промысла, это позволяет посетителю при желании заказать не только увлекательную экскурсию, но и встречу с мастерицей,и увидеть, как из комка глины в умелых руках мастера рождается игрушка.

Музей обладает крупной, постоянно пополняемой коллекцией дымковской игрушки (более 1000 экспонатов), а также богатым архивным наследием промысла (документы, фотоматериалы, каталоги выставок, буклеты, афиши, книги отзывов, живописные и скульптурные работы кировских художников с изображением мастериц и др.).

Экспозиция музея раскрывает этапы развития дымковского промысла от последней трети XIX века до сегодняшнего дня.

Здесь представлены работы прославленных мастериц дымковской игрушки, творивших на родине промысла (в слободе Дымково), а также творчество других поколений мастериц, приходивших в промысел, начиная с середины 1950-х годов.

Важной частью экспозиции является настенная росписьизвестного вятского живописца, народного художника России В.Г. Харлова, раскрывающая историю промысла и его значение в вятской культуре.

Кроме постоянной экспозиции, в музее проходяттематические выставки дымковской игрушки с участием современных мастериц, а также временные выставки народных художественных промыслов Кировской области и других регионов, работ вятских художников и т.д..

История музея насчитывает несколько десятилетий. Формирование его коллекции началось ещё с конца 1950-х годов. Она родилась из ассортиментного кабинета, который использовали на участке дымковской игрушки Кировского отделения Художественного фонда РСФСР для обучения молодого поколения мастериц. Многие игрушки служили предметом копирования, как в лепке, так и в росписи. Важнейшую роль в формировании коллекции сыграла Е.А. Окишева (1927-2007), осуществлявшая художественное руководство промыслом. Она собирала информацию по истории игрушки, биографические сведения о мастерицах, сохраняла работы старейших мастериц.Сначала будущая коллекция музея занимала всего несколько полок на стеллаже.

В конце 1960-х годов под руководством мастерицы А.М. Трефиловой (1949-1994) были сделаны опись и разбор коллекции по мастерам.

В 1970-1980-е годы музей пополнялся работами мастериц следующих поколений. Это были закупки с разных выставок. Музейная коллекция пополнялась за счёт местного бюджета и средств Министерства культуры РСФСР. Часть игрушек была подарена самими мастерицами.

В 1981 году было построено здание для мастериц дымковской игрушки по адресу ул.Свободы, 67, где для музея было выделено помещение, которое оформил по всем правилам музейного дела художник А.Андреев.

В 2011 году при поддержке администрации г.Кирова в здании организации открылась новая современная экспозиция «Дымковская игрушка: история и современность». Причиной тому стала назревшая необходимость и многочисленные пожелания гостей города иметь постоянно действующую и доступную для массового посещения экспозицию по истории промысла.

Теперь музей стал местом, куда приходят не только кировчане, но и многочисленные гости нашего города, в том числе и иностранцы. Также в нашем музее проходят практику студенты ВУЗов, в т.ч. из других городов.

В музее проводятся юбилейные встречи, круглые столы, различные занятия. Для удобства посетителей на 1 этаже здания сделан фирменный магазин СХР-НХП «Дымковская игрушка», где желающие могут приобрести подлинную дымковскую игрушку, одобренную Художественным советом промысла.

Также принимаем посетителей в праздничные дни и нерабочее время (утро, вечер) по предварительной записи.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней.

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

• Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.

• Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.

• Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.

• Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.

• Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

• ромбов и зигзагов,

• кругов и полосок.

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

Дымковская игрушка — история промысла для детей: как лепить и раскрашивать



«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году»

Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году» На праздник мам родители получили в подарок не только свои портреты, но и дымковскую игрушку - барышню-водоноску. Они были в восторге.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Лэпбук «Дымковская игрушка»

Лэпбук «Дымковская игрушка» Лэпбук, в переводе с английского "папка на коленях", дает возможность воспитателям дошкольного образования разместить в нем в игры и задания.

Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM

Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM Как уроженка Кировской области, как ценитель народных промыслов, как педагог, - я никак не могла пройти мимо темы дымковской игрушки и не.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Читайте также: