Изготовление развивающей игрушки для развития мелкой моторики рук

Обновлено: 16.05.2024

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Цель семинара-практикума: Знакомство педагогов с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики; помощь в изготовлении пособий для развития мелкой моторики своими руками.

ВложениеРазмер
melkaya_motorika.doc 182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4

«Изготовление пособий для развития мелкой моторики рук».

Подготовил: учитель – логопед

Городской округ город Выкса, 2015

Движения пальцев рук исторически,

в ходе развития человечества тесно

связаны с речевой функцией.

Знакомство педагогов с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики; помощь в изготовлении пособий для развития мелкой моторики своими руками.

  1. подготовить бросовый материал;
  2. показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
  3. изготовить пособия из бросового материала для детей.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие самой мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас детей более старшего возраста; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

На твердую основу наклеиваются картинки определенной тематики, например, для соотнесения числа и цифры. Ребенку предлагаются карточки с цифрами, соответствующие картинкам. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить цифру с картинкой на основе с помощью прищепки. Можно заменить цифры буквами или геометрическими фигурами и т.д.

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер (на песок), и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Используются пустые баночки из-под бахил и нитки. Нитка закрепляется с помощью крышечки, затем ребенок наматывает ее на баночку, например «Кто быстрее».

Взрослый завязывает на шнурках или веревке узелки (не тугие). Ребенок должен их развязать. Во время выполнения задания возможно стихотворное сопровождение.

«Лабиринт для бусины».

Вариант 1. На листе бумаги рисуется лабиринт любой формы. Ребенок помогает бусине или другой мелкой игрушке преодолеть лабиринт.

Вариант 2. (Для старшего возраста) Лист бумаги расчерчивается на квадраты. Бусина ставится в первый квадрат. Далее взрослый «ведет» бусину, сообщая ребенку, в какую сторону и на сколько квадратов должна продвинуться пуговица. Данное пособие помимо развития мелкой мускулатуры решает и другие задачи.

Змей сделан из старого пояса, гольфа или фаланги перчатки. Выбор зависит от размера предметов, который будет «поглощать» змей. Взрослый предлагает ребенку «покормить» змея, т.е. заталкивать до конца предметы. Можно усложнить задачу, например из всех предложенных предметов змей любит только предметы зеленого цвета, или только овощи, фрукты и т.д.

Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками. Используем также для тренировки пальчиков.

1. На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков. По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.

2. Для этой игры чем больше пуговиц будет, тем лучше. Главное, чтобы все они были разного размера и среди них одна сама большая и самая маленькая.

- ищем самую большую пуговицу, - и высыпает все пуговицы из коробки на стол. Игроки сидят вокруг стола и, не мешая друг другу, ищут пуговицу. Тот, кто нашел, кладет ее рядом с собой. Ведущий собирает все пуговицы в коробку и дает следующее задание:
- ищем самую маленькую пуговицу

И так далее. Задания могут быть примерно такими:

- ищем пуговицу в тремя дырочками
- ищем треугольную пуговицу
- ищем самую большую красную пуговицу
Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).
Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Тот и победитель.

3. Чтобы выиграть в этой игре, нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц.
Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть.
Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

Такие игры Вы можете изготовить самостоятельно из того, что находится "под руками". Кроме развития мелкой моторики, экономической выгоды такие игры позволяют развивать фантазию детей и взрослых.

Лариса Александровна Шушура
Мастер-класс «Изготовление игрушки для развития мелкой моторики».

Игровая деятельность является одной из ведущих деятельностей детей раннего возраста. Для развития мелкой моторики не обязательно покупать дорогостоящие игрушки, их можно изготовить самим, если только пофантазировать.

Для изготовления игрушек, нам потребуются обычные воздушные шарики (лучше маленького размера) и различные наполнители: горох, гречка, пшено, рис, фасоль и др., а так-же простой карандаш.

Возьмём воздушный шар, в горлышко которого осторожно будем насыпать наполнитель, и утрамбовываем с помощью простого карандаша. Затем, слегка надавливая на шарик, выдавливаем лишний воздух и завязываем его.

Настало время украшать наши игрушки, на них мы с ребятами нарисовали носик, глазки, ротик, волосы, завязали красивой красной лентой. Можно украсить как угодно, лишь только проявить немного фантазии.

Вот и развивающая игрушка и готова!

Все дети остались довольны, им очень понравилось играть своею игрушкой.

Книга для развития сенсорики, мелкой моторики и всестороннего развития детей.

Книга для развития сенсорики, мелкой моторики и всестороннего развития детей. В основу страничек мягкие коврики, салфетки для уборки и фетр. Использованы также детали старых шортиков, слюнявчиков и много разных, на.

Мастер-класс для родителей изготовление Новогодней игрушки-украшения «ёлочный шар» Цель : Для воспитателей : 1. установление дружеского контакта и взаимодействия с детьми и их родителями; 2. привлечь аудиторию к изготовлению.

Мастер-класс для родителей на тему развития мелкой моторики рук у дошкольников Цель: Систематизировать знания у родителей о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием природного.

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки»

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки» Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных.

Мастер-класс «Изготовление елочной игрушки «Конфетка»

Мастер-класс «Изготовление елочной игрушки «Конфетка» Изготовление елочной игрушки «Конфетка»Новый год – это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут и дети, и взрослые. Немного приблизить.

Мастер-класс «Изготовление экологической игрушки Травянчик»

Мастер-класс «Изготовление экологической игрушки Травянчик» МАСТЕР-КЛАСС «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ «ТРАВЯНЧИК». Базанова Вера Валериевна Воспитатель СП «Детский сад №27» ГБОУ СОШ №38 г. Сызрани.

Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук»

Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Цель мастер – класса (в рамках КМО): поделиться с педагогами приемами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ» Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ. Цель: раскрытие творческого.

Мастер-класс по применению в работе технологии развития мелкой моторики у дошкольников

Мастер-класс по применению в работе технологии развития мелкой моторики у дошкольников Цель: Познакомить педагогов с технологией развития мелкой моторики при помощи двигательно-речевых упражнений Ход мастер – класса Ребята,.

«Пособия по развитию мелкой моторики своими руками».

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Известный физиолог И. П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

Руки- это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, мышление, творчество. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.

Поэтому в группе необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.

Предлагаю вам познакомиться с пособиями, которые я использую в своей работе.

1. Всем известная развивающая доска «Бизиборд».

Пособия по развитию мелкой моторики своими руками

2. Панель с тактильными дощечками, на которых наклеены материалы разной фактуры (мех, вельвет, драп, клеенка, спички, шнур, крупа, воск от свечки).


3. Панель с рамками-вкладышами.


4. Тактильные мешочки, наполненные разными крупами. Игра «Найди два одинаковых».


5. Цифры с нашитыми пуговицами.


6. Пособие «Сенсорный куб». Данное пособие можно использовать в работе с детьми на протяжении всего дошкольного детства.









7. Сушилка для белья.

Тренировать ручки и мозг ребятам помогут обычные прищепки. Здесь ребенок учится правильно открывать и закрывать прищепку, прицеплять их. Если вы в руки детям дадите платочки, одежду для кукол, картинки (по темам недели) и они будут развешивать их прищепками, то такая деятельность не может не понравиться маленькому человечку. Любимое занятие детей и передвигать прищепки палочкой.





Кроме того, для игр с прищепками используем старые пластинки, компьютерные диски, вырезанные из картона различные фигурки (ёжики, птички, солнышки и др.)





8. Пособия по шнуровке.

Шнуровка-очень полезное занятие для пальчиков. Существует множество вариантов шнуровки, предлагаю вашему вниманию некоторые из них.




9. Для развития ручной умелости помогают и катушки. Игра «Намотай ниточку».


10. Дощечки с набитыми гвоздиками.






11. Любимое занятие наших ребят собирать бусы.





12. Игра «Покорми мишку и колобка».



13. Игры с пинцетами.



14. Игра «Разложи фасоль» (футляры от градусников).


15. Игра «Вязаные «блинчики». (игра взята с интернета).


Дубы-дубы-дубочки, (дети перекладывают «блин» с ладошки на ладошку)

С одной стороны (переворачивают блин на полу - «сковороде» двумя пальцами)

С другой стороны,

Жарю в масле я блины.

Вот блин со сметаной (блин на ладошке-смазываем его сметаной)

Он самый румяный,

В трубочку сверну (сворачиваем)

Кушай мой румяный блин

Завтра снова поедим.

16. Игры со скрепками.



И вот ещё некоторые.




Буду рада если данные пособия пригодятся кому-то в работе!

Благодарю за внимание! Творческих вам успехов!

«Чудо-дерево» своими руками для ознакомления с временами года и развития мелкой моторики

«Чудо-дерево» своими руками для ознакомления с временами года и развития мелкой моторики Подготовили Паркина Е. В. Горенкова Л. И Чудо дерево. для занятий мы сделали своими руками чудесные деревья. Из ткани серого цвета вырезали.

Игры своими руками для развития мелкой моторики рук

Игры своими руками для развития мелкой моторики рук Точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений.

Дидактические пособия для развития мелкой моторики

Дидактические пособия для развития мелкой моторики Ирина Волкова «Дидактические пособия для развития мелкой моторики». «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».

Конспект мастер-класса по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек. Павлин из пластиковой бутылки

Конспект мастер-класса по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек. Павлин из пластиковой бутылки Авторы: Щербакова Инга Александровна, Говорова Наталья Вадимовна, Фурштакова Светлана Анатольевна и Черемушкина Татьяна Сергеевна. Добрый.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками» Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Закрепить теоретические.

Пособия для мелкой моторики рук

Пособия для мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики это прекрасный инструмент для развития речи ребенка. Для этого мною были изготовлены различные пособия для детей.

Проект по развитию мелкой моторики «Расскажи стихи руками» в подготовительной группе Направление: познавательное, речевое, социально – коммуникативное. Возрастная группа: дети подготовительной группы «Радуга». Тема проекта:.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2–3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2–3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время.

Развивающие пособия своими руками

Развивающие пособия своими руками На своей страничке я предлагаю Вашему вниманию простейшие пособия, сделанные своими руками из подручных материалов для развития наших деток.

ЕЛЕНА ДЕМЬЯНОВА
Мастер-класс по изготовлению дидактической игрушки для развития мелкой моторики рук ребёнка.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- зрительная и двигательная память;

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Прикреплённые файлы:

Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I.

Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук»

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук» Хочу поделиться с вами некоторыми своими мыслями. В этом учебном году я набрала 2-ю младшую группу. В ходе своей работы обнаружила, что.

Мастер-класс для родителей ДОУ «Говорящие пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кокоринская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солоны».

Мастер-класс для воспитателей «Использование прищепок для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей на тему: Использование прищепок для развития мелкой моторики рук детей» Цель: познакомить воспитателей с.

Мастер-класс по изготовлению сарафана из фетра для развития мелкой моторики

Мастер-класс по изготовлению сарафана из фетра для развития мелкой моторики Делалось для 1 младшей группы. Это моя первая публикация и поделка такого рода. Никогда не работала с фетром,но вот всё таки доросла до.

Мастер-класс для педагогов «Использование вариативных техник изодеятельности как условие развития мелкой моторики рук» МАСТЕР – КЛАСС для педагогов. Воспитатель: Гусева Н. В. «Использование вариативных техник изобразительной деятельности, как условие развития.

Роль дидактической игры в развитии мелкой моторики рук Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью детей. Учеными доказано, что существует прямая связь между эмоциональным состоянием.

Предлагаю подборку на тему "Игрушки для развития мелкой моторики". Игрушки, которые можно сделать своими руками. Все представленные ниже фотографии - наши с дочкой творения.

Начнем с игрушек и пособий, которые не потребуют особых навыков:

1. "Коробочка с крупами" - взяли коробку от обуви, маленькие лопатки, грабельки, кисточку для бритья, контейнеры с крупами (у нас манка, пшено, рис), вырезали из картона геометрические фигуры и приделали к ним "ручки" - крышечки от пластиковых бутылок. Можно пересыпать, рисовать на крупе, закапывать мелкие игрушки, учится "писать" пальчиком буквы-цифры и пр.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 1

2. В продолжение темы использования коробок от обуви - "Коробочка с крышечками". В такой коробочке мы хранили долгое время наши первые машинки. Ребенок тренируется закручивать-откручивать крышечки, можно подключить еще и изучение цветов (прикручивать согласно цвета). Сделали мы ее так: коробка от обуви, самоклеющаяся пленка (сделали аппликацию), обрезанные горлышки от пластиковых бутылок (вкрутили в крышку изнутри), крышечки от пластиковых бутылок для закручивания.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 3
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 4

3. "Копилки-кормилки" - из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки, которых детки с удовольствием будут "кормить". У нас есть хрюшка (обшила её фетром, но можно было и самоклейкой оклеить), а самые первые были зверюшки из баночек от пальчиковых красок (здесь помимо мелкой моторики мы проходили, кто что ест).

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 5
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 6

4. Игры с прищепками (а для более старших деток- со скрепками) - изготовить их легко из бумаги или картона.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 7

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 9
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 10

5. "Картинки-пластилинки", а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином - просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно "рисовать" пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 11

6. "Домашняя песочница". У домашней песочницы масса плюсов: в нее можно играть круглый год, можно не волноваться за здоровье ребенка (дворовые песочницы очень любимы котами, а дома песок из карьера прокален), песок помогает расслабляться и взрослым, а еще мне лично очень нравится песочная терапия (почитайте в интернете).

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 13

7. Пальчиковые куклы. Можно их сшить, а можно и из бумаги сделать.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 14
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 15

При изготовлении следующих игрушек понадобятся навыки шитья:

8. "Перебиралки-перетягивалки" - вариантов их исполнения может быть масса, мы сделали себе на автокресло. Нашила разнофактурных разноцветных лоскутков, ленточек, шнурочков с бусинами. А маленькой племяшке я шила игрушку-совушку.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 17
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 18

9. Искалочки - игрушки из ткани с прозрачным окошечком, наполненные бисером/рисом и мелкими деталями. Детки перебирают искалочку и ищут спрятанные в ней сокровища. Вариантов в интернете много, здесь наша черепашка.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 19

10. Игрушки с застежками. Есть различные варианты исполнения: матрешки-застежки, развивающие кубики, книжки, коврики. Лично мне больше всего нравится вариант коврика, поскольку он очень практичен - его удобно брать с собой на природу, на дачу, на пляж.

Читайте также: