Изготовление романовской игрушки из глины

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Долгоруковского муниципального района Липецкой области

Творческая работа на тему:

Автор: Матвиенкова Маргарита,

обучающаяся 8 класса

МБОУ ООШ с.Вязовое

Руководитель: Филатова Светлана Николаевна,

учитель физической культуры

I . Цель :

- познакомиться с историей романовской игрушки,

- узнать о характерных особенностях изготовления и росписи романовской игрушки.

II . Задачи :

- опираясь на изученный материал изготовить романовскую игрушку с учётом особенностей росписи.

III . Ожидаемый результат:

- умение создать конечный продукт – романовскую игрушку, работая индивидуально.

IV . Практическая значимость:

- создание игрушек своими руками, оформление школьного музея, участие в выставке.

V . Историческая справка.

История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.

В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.

Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках.

Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Наиболее ранние игрушки датируются концом Х I Х века.

Особенности романовской игрушки.

Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована с помощью засечек, гравировки и раскраски в два-три цвета. Благодаря золотистому цвету, основания игрушки и мягкости форм теряется ощущение "грубости" глины.

В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки. Невозможно найти две одинаковые игрушки, каждая из них является ручной работой мастера, в которой проявляется его индивидуальность. Часто мастера лепили уток, коров, баранов и прочих домашних животных, их изображали в профиль, людей – анфас.

Популярной игрушкой является романушка – берегиня, хранительница домашнего очага, мать. Женщину изображают в свадебном костюме и головном уборе (символ звездного неба), бусы на груди символизируют капли дождя, а рубаха, юбка и передник - землю и растительность. Вдоль подола идут линии – это земля, наполненная влагой.

Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

По утверждению историков, гончарный промысел в с. Доброе (бывшем городе) существовал уже в XVII – XVIII вв. В начале XX в. в Добром несколько семей занимались гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Пустоваловы, Тюрины, Линевы. Гончары работали на дому, некоторые затем вошли в организованную в 1938 году артель «Ударник». Традиционно в Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого традиционно передавались по мужской линии. Промысел кормил гончаров и их семьи. Глину добровские гончары добывали в Екатериновском овраге, привозя ее в свои мастерские на телегах, запряженных лошадью, а то и коровою. Глина эта имела серый цвет, после обжига черепок приобретал бело-розовый оттенок.

Качества местной глины, помноженные на высокое мастерство гончаров, позволяли тянуть посуду с тонким, прочным черепком, плавным « певучим » силуэтом. Посуда добровских гончаров славилась своей легкостью, красотой и гармоничностью форм, долговечностью и удобством использования. Прочная посуда была с тонким, звонким черепком от кремового до персикового цвета. « Возами возили » гончары свои крынки в соседнее с. Замартынье на молочную ферму. Изделия добровских гончаров пользовались большим спросом в близлежащих селах и городах.
Кроме посуды, мастера так же изготовляли игрушку. Своим существованием добровская народная игрушка в большой степени обязана народному мастеру Ивану Константиновичу Пустовалову (1926-2001). Сам мастер, как и его брат, Василий Константинович Пустовалов (1933-2013), – потомственные гончары. Поскольку братья Пустоваловы работали на производстве, в керамическом цехе с. Доброе, цвет и особенности декора игрушек определялись диапазоном производственных керамических красителей – коричневый, желтый, зеленый, синий ангоб с последующим закреплением слоем прозрачной глазури, желто-зеленая и коричневая глазурь.
Добровскую игрушку условно можно разделить на две группы. Одна, наиболее многочисленная, связана с влиянием романовской глиняной игрушки (6, с.127.) – это пустотелые и цельные фигурки-свистульки птиц и животных, вытянутые по горизонтали и окрашенные подобно романовским – одним цветом голова и три разноцветных полосы поперек спины. В эту же группу можно отнести всадника.
К другой группе относятся игрушки гончарного типа. Появление подобных игрушек естественно в промысле, где преобладает гончарное дело. Идентичность формы в изображении женской и мужской фигур свидетельствуют, по утверждению Н.А. Прямковой (5), о достаточно архаичных истоках этого сюжета. Кроме игрушек, добровские гончары лепили также игрушку (как и «игрушечную» посуду выделывали) для своих малых деток и внуков.
Основные образы игрушек из глины.
Форма добровской глиняной игрушки, особенности пластической трактовки образов напрямую связаны с особенностями глины как исходного материала, традиционных способов его обработки, приемов лепки, выверенных поколениями гончаров. «Форма вытягивается, наращивается, вдавливается и набухает, образуя выпуклости, приобретает четкий, выразительный силуэт. В произведениях У. Бабкиной, Т. Зоткина, А. Карповой, И. Пустовалова и других наблюдения за действительностью преломляются через фольклорные представления. Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей несет тепло прикосновений рук талантливых мастеров, форма организует пространство, образ монументализируется» (3, с. 26). Игрушки различны не только по «краске», но и по форме, особенно юбки-стакана (рюмки): юбки нерасписных барышень пропорционально более вытянуты, имеют иной характер силуэта в области «талии-бедер».
Мастера лепили фигурки-свистульки птиц и животных, оленей, кавалера-орденоносца, всадников, подбоченившихся барынь. И.К. Пустовалов выделывал также копилки. Баба-копилка выполняется на гончарном круге на основе формы кувшина для вина (масла). Копилки были, соответственно, несколько большего размера, чем игрушки. Сзади-сбоку они имели щель для монеток. «Юбки» копилок Иван Константинович впоследствии украшал налепами в форме кружочков (цветов) и жгутиков (листьев, веток). Добровская баба-копилка представляется вполне органичной – женский образ в народном искусстве неразрывно связан с плодородием, благосостоянием, достатком. Иван Константинович изготавливал также копилку-мужика, возможно, в пару бабе, чтобы не скучно ей было. И опять же, с гармоникой.
Уникальным и самобытным образцом народной пластики является добровская «барыня», которая лепится на основе выполненной на гончарном круге рюмки (чашки, стакана). В основе юбки барыни – перевернутая рюмка, из ножки которой вытягиваются руки фигурки. Голова и детали налепливаются дополнительно. Барыня изображается с ребенком, с двумя детьми, с птицей, а также с собачкой под мышкой, с сумочкой, платочком, либо вообще без этих элементов. Форма рюмки в добровском промысле очень естественно и логично легла в основу антропоморфной фигурки, которая, по словам Пустовалова, могла быть рюмкой-перевертышем.
«Наряд» добровской барыни отражает особенности женского традиционного костюма селений Добровского района (Добринского уезда). Форма юбки добровской барыни, имеющая гончарную основу, претерпела с течением времени некоторые изменения. Характер декорировки также менялся.
В основе мужской фигуры в добровской игрушке – также перевернутая рюмка (чашка, стакан). Идентичность формы в изображении женской и мужской фигур свидетельствуют, по утверждению Н.А. Прямковой, о достаточно архаичных истоках этого сюжета (6, с.127.).

Литература:
1. Истоки: Добровская керамика: Информационно-методический сборник №5: Издание Липецкого областного дома народного творчества. – Липецк, 1997.
2. Колобкова И.А. Экспедиции ГРМ в центры традиционной глиняной игрушки // Народное искусство: Исследование и материалы. – СПб, PALACE EDITION, 1998. – С. 137-143.
3. Некрасова, М.А. Современное народное искусство: По материалам выставок 1977-1978 годов / М.А. Некрасова. – Л: Художник РСФСР, 1980.
С. 26
4. Пастухова С.Ю. Глиняная игрушка села Доброе Липецкой области / С.Ю. Пастухова // Образование. Наука. Культура Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б.В. Илькевича, Ответственный редактор: Н.В. Соловьева. – Гжель: ФГБОУ «Гжельский государственный художественно-промышленный институт» (Электроизолятор), 2015. – С.155-160.
5. Пастухова С.Ю. Традиционная керамика села Доброе Липецкой области / С.Ю. Пастухова // Сборник по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы сохранения и развития гончарства в России». – Вологда, 2007. – С.20-25.
6. Прямкова, Н.А. Пустовалов И.К. / Н.А. Прямкова // Липецкая энциклопедия. Т.3. – Липецк, 2001. – С.127.


Мастер добровского гончарного промысла И.К.Пустовалов (1926-2001 г.г.). Из фонда С.Ю. Пастуховой.


Гончарная посуда И.К. Пустовалова (1926-2001 г.г.). Из фонда С.Ю. Пастуховой.


Добровские барышни. Из фонда С.Ю. Пастуховой (1972 г.).


Полочка с керамикой в доме И.К.Пустовалова (1926-2001 г.г.). Из фондов С.Ю. Пастуховой (1972 г.р.).


Последовательность лепки "собачки". Из фонда С.Ю. Пастуховой (1972 г.р.).


Последовательность лепки "птички". Из фонда С.Ю. Пастуховой (1972 г.р.).


Мастер и исследователь добровского гончарного промысла С.Ю. Пастухова (1972 г.р.).


Добровские барышни. Мастер С.Ю. Пастухова (1972 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


"Олень" добровская глиняная игрушка. Мастер С.Ю. Пастухова (1972 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Мастер С.Ю. Пастухова (1972 г.р.). Творческая лаборатория "Технология изготовления традиционной добровской игрушки". Фотоархив ОЦКНТ, фото В.А. Живанович, 2017 г.


Мастер С.Ю. Пастухова (1972 г.р.) и И. Пастухов. Творческая лаборатория "Технология изготовления традиционной добровской игрушки". Фотоархив ОЦКНТ, фото В.А. Живанович, 2017 г..


Изготовление добровской "бабы". Творческая лаборатория "Технология изготовления традиционной добровской игрушки". Фотоархив ОЦКНТ, 2017 г.


Мастер И. Пастухов за работой. Творческая лаборатория "Технология изготовления традиционной добровской игрушки". Фотоархив ОЦКНТ, фото В.А. Живанович, 2017 г.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


ОЦКНТ, 2021. Выставка в традициях Добровской керамики и глиняной игрушки "Побеги", созданная руками учеников народного мастера России, члена Союза художников России Светланы Пастуховой. Фото Е. Климов.


Встреча участников кружка "Глиняная игрушка" ЦДТ "Октябрьский", руководитель Л.Ю.Тихонова (Люрис) с мастером И.К. Пустоваловым (1926-2001). Фото В. Кулик, 1993 г.


Встреча участников кружка "Глиняная игрушка" ЦДТ "Октябрьский", руководитель Л.Ю.Тихонова (Люрис) с мастером И.К. Пустоваловым (1926-2001). Фото В. Кулик, 1993 г.

Видеозаписи

Р омановская игрушка сформировалась в XVII веке, и называется по месту основного поселения ремесленников, завезённых в XVII веке с Рязанщины боярином Романовым в Липецкий уезд Тамбовской губернии. Братья Романовы привезли на новые места крепостных крестьян из своей старой вотчины – села Вослебы, Скопинского уезда, Рязанской губернии. Есть версия, что скопинские переселенцы – потомственные гончары, зародили гончарный промысел в местах, богатейших залежами глины – красной, чёрной, жёлтой, белой. Однако, романовская игрушка довольно далека от скопинской своими формами, цветом и сюжетом. При строительстве железоделательных заводов в городе Липецке Петром I (1720 г.), где отливались пушки и якоря для флота, начался отток не только состоятельных граждан, дворян, купечества из Романова в город Липецк, но и крестьян, среди которых было немало мастеров гончарного промысла. С этого момента гончарный промысел и игрушка угасают, а бывший г. Романов разделяется на сёла: Пады, Троицкое, Романово (ныне Ленино), а Липецк в 1766г. получает статус уездного города.

Широкое распространение романовский промысел получает в конце XIX- начале ХХ вв. В начале XIX века в городе Липецке открывается первый в России курорт, и это послужило толчком к активному расцвету романовского народного промысла. Липецкий курорт того времени собирал большое количество петербургской и московской знати. С этого времени на романовских мастеров оказывает влияние бурная городская жизнь. Игрушечники стали вносить светские, городские мотивы в свои работы. Наряду с традиционными свистульками в виде птиц и зверей, есть фигурки барынь в больших шляпах, кафтанах и длинных юбках, «всадниц» в костюмах для верховой езды, сидящих на украшенных лошадях. Лица фигур не расписывались, а лишь отмечались нас, глаза и рот отверстиями.
Свистульки использовались как музыкальный инструмент в основном весной на закличках птиц. Так же считалось, что четыре звуковых отверстия позволяющие извлечь шестиступенчатый звукоряд отгонял порчу от человека и от жилища. Отличают игрушку пластичность и многообразие образов, лаконичность цветов – зеленый, красный, желтый, серебряный. "Романушка" единственная глиняная игрушка, где используется в росписи серебрянка. Краску покупали на вес (порошок), варили её с клеем и квасом, а затем наносили на обожженную игрушку (красный, жёлтый, синий, зелёный цвета, а серебрянка только как орнамент.). Существует около 80-ти сюжетов.

Техника изготовления. Гончарное дело часто сопровождалось производством игрушек: свистулек и простейших фигурок. Материалом для игрушки служила белая глина. Глину очищали от примесей, долго разминали. На каждое ведро влажной глины добавляли три литра воды и песок, глиняная масса считалась пригодной к лепке, если глина свободно отставала от рук. Инструменты при лепке: мокрые тряпки для сглаживания швов и острые лучинки, ими мастер делал глаза, волосы, прорабатывал мелкий орнамент. По окончании лепки игрушки ставили на полки для просыхания. Сушили они 4-5 дней и больше, чем лучше просохнут, тем меньше брака при обжиге. Обжиг производился в земляном горне. Изделия укладывались плотно по стенкам горна. Игрушки обжигали заодно с посудой. Их клали в внутрь горшков, махоток. Полный горн сверху накрывали черепицей, чтобы сильнее нагревался. В печь закладывали дрова. Горн накалялся до бела. Температура обжига достигала 1500 градусов. Игрушки светились, пламенели. Обжиг в горне продолжался 10 часов, а иногда и больше. Это зависело от степени накалённости горна.

Современными мастерами и главными хранителями старой романовской школы являются исследователь Н.А. Прямкова, член Союза художников России, Народный мастер России В.В. Маркин, Народные мастера России О.Л. Волокитина, А.С. Короленко, С.В. Ильина, народный мастер России, Член Союза художников Е.Г. Смолеевская.

По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Технология изготовления романовской игрушки».


Романовский козел. Мастер А.С. Короленко, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер О.Л. Волокитина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Лев" мастер А.С. Короленко. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Бронепоезд" мастер С.В. Ильина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. "Паровоз" мастер С.В. Ильина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская парочка. Мастер О.Л. Волокитина. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка, композиция «Балаган», мастер В.В. Маркин Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка, композиция романовские барышни, мастер О.Л. Волокитина Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер В.В. Маркин, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.


Романовская игрушка. Мастер В.В. Маркин, Липецкий район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ.

Видеозаписи

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

Читайте также: