Известно что первые игрушки младенца яркие погремушки дайте психологическое объяснение этому факту

Обновлено: 01.05.2024

С того момента, как новорожденный начинает фокусировать взгляд, а это происходит уже в первый месяц жизни, его должны окружать яркие, цветные предметы.

Если малыш постоянно находится в бледной комнате, в бледной кроватке, окружён блеклыми предметами, то может в последствии иметь проблемы с развитием. Дело в том, что в такой обстановке развитие зрительного канала происходит медленнее, так как в окружении постельных тонов, взгляд не обнаруживает яркого объекта, на котором можно было бы сфокусироваться. Из-за чего замедляется развитие мышц глаз.

Как следствие при слабом развитии зрительного канала, позже начинает развиваться и мелкая моторика. А потом и речь. В чем взаимосвязь? Сначала мы видим, а уже потом подключаем руки. Увидели игрушку – взяли, увидели мобиль, потянулись ручками, увидели коробочку – попытались открыть.

Как стимулировать развитие зрения малыша?

  • Для начала обратим внимание на обустройство детской комнаты и кроватки. В детской не должно быть всё постельных цветов. Обязательно должны присутствовать яркие акценты в виде красных, синих, зелёных, оранжевых, жёлтых цветовых пятен. Это может быть игрушка, светильник, мобиль простых форм без назойливых мелодий.
  • Цветами, активно стимулирующими развитие зрения, богата природа. Когда малыш чуть подрастает, имеет более длительные периоды бодрствования, с интересом рассматривает окружающий мир, рассматривайте с ним зелёные листочки, травку, цветочки, фрукты и ягодки. Предложите малышу потрогать листочки, понюхать цветочки, лизнуть фрукт. Комплексная сенсорная стимуляция в действии.
  • Чем больше кроха получает зрительных стимуляторов, тем лучше у него развивается зрение. Только обратите внимание, что полезна стимуляция именно цветом! Не светящиеся игрушки, не тем более телефоны, телевизоры, планшеты, они лишь перегружают нервную систему ребенка и отнимают силы, так нужные для гармоничного развития малыша. Напоминаю, что до двух лет мультфильмы детям не полезны. Да, это бывает удобно, включить ребенку мультфильм. Но увы, за такое удобство потом может придется заплатить слишком большую цену в виде задержки развития. Часто речи.
  • После 6 месяцев малыш начинает распознавать лица, радуется, когда к нему наклоняются родные. Кроха следит за движением губ мамы, склонившейся над ним. Если использовать яркую помаду, то малыш особенно внимательно наблюдает за артикуляцией, запоминает движения. Это большой плюс для развития речи.

Примерно в 8 месяцев малыши могут пугаться и плакать при виде чужих. Так как уже отличают знакомые и незнакомые лица.

Игрушки в жизни ребенка — это не развлечение, а средство познания жизни, они необходимы ему для правильного умственного и физического развития.

ВложениеРазмер
rol_pogremushki_v_zhizni_rebenka.docx 17.28 КБ
игровые упражнения с погремушками 13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Если говорить об истории погремушки, то её можно, наверно, считать прародительницей игрушек. В Древней Руси первыми игрушками младенца и стали погремушки. Но стоит отметить, что возникли они изначально не в качестве забавы. Они служили своеобразным оберегом малышу, своим шумом они как бы призывали защитные силы. Делали их из природных материалов: дерева, глины, бересты, кожи животных и т.д. И были они невзрачные на вид. Существовало множество названий таких игрушек. Например, шаркунки, шуршунки, грематушки, побрякушки. Когда ребенок подрастал, то на смену погремушкам приходили другие игрушки из ниток, дерева, ткани и др.

Из толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова я узнала, что слово «погремушка» имеет несколько значений. Во- первых, погремушка- это первая игрушка, издающая при встряхивании шум, во- вторых, это небольшой глухой бубенчик на костной сбруе на маскарадном костюме, в- третьих, это то, что не представляет никакой пользы, служит лишь забавой или для украшения, развлечения.

В настоящее время выбор погремушек велик. Они сделаны из различного материала, имеют разнообразные формы и расцветки. Некоторые погремушки делают с отверстием, чтобы звук был громче.

Современная игрушка- погремушка- целая развивающая лаборатория, она отображает наше время.

Игрушки в жизни ребенка — это не развлечение, а средство познания жизни, они необходимы ему для правильного умственного и физического развития.

Погремушка – первая и очень важная игрушка в жизни ребенка. С ее помощью кроха начинает познавать окружающий мир. Такие игрушки оказывают огромное влияние на гармоничное развитие ребенка : эмоциональное, физическое, умственное, совершенствуют и развивают мелкую моторику, побуждают к самостоятельным действиям.

Самой традиционной и нужной игрушкой для малыша была и остается погремушка. Но не все папы и мамы понимают, что погремушка - это не только лишь средство успокоения или развлечения ребенка, это реальная развивающая игрушка. У ребенка возникает и ярко выражается направленность на результат собственных действий. Малыш замечает и начинает реагировать нате действия, которые он сам производит.

Погремушки в развитии ребенка занимает не последнее место. Их грохот или гул, мелькание сверкающих листочков или перекатывание шариков усиливают итог движений малыша, делают обычное движение - взмах руки красивым, видимым и слышимым.

Ребенок замечает результат движений погремушки и стремится снова воспроизвести его. Подобное размахивание и извлечение звуков очень полезно, так как позволяет малышу ощутить свою самостоятельность и свои способности. Он обучается управлять своими руками, телом, движениями. Соответственно, чем красивее, звучнее и ярче погремушка, тем эффект лучше. Как бы ни удивительно это не звучало, но малыш уже изучает, что конкретно представляет из себя та погремушка, которую он держит в руках: какого она цвета, геометрической формы либо же какое животное на ней изображено.

Главное, чтоб движения крохи давали видимый и слышимый итог. Конечно, следует помнить, что вид или шум при этом не должен пугать ребенка. Также, важно чтобы игрушка была легкой и комфортной для удержания и схватывания в маленьких ручках крохи.

Конечно, итог собственных действий дают ощутить ребенку не только лишь погремушки. Любые, действия - сжатие, толкание, удаление или приближение предметов, вызывают определенный результат для малыша.

Он учится координировать свои движения. Погремушка стимулирует слух, заставляя ребенка прислушиваться к звукам. Малыш, рассматривая погремушку, развивает зрение, тренирует мышцы глаз, учится различать цвета. Игра с погремушкой стимулирует развитие тактильных ощущений. Малыш ощупывает игрушку, прижимает к щечке, сует в рот. Различные наполнители в игрушках массируют маленькие мальчики, что оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка

Все эти действия являются наилучшими условиями для умственного и физического развития малыша.

Мы используем погремушки в период адаптации детей в детском саду: ставим перед малышом коробку с погремушками. Он перебирает их, рассматривает, играет и отвлекается от своих детских переживаний.

Помогает погремушка распознать овощи и фрукты, называть домашних и диких животных, определять геометрические формы, закреплять цвета. Через погремушку знакомим детей с различными материалами (пластмасса, резина, дерево, мех), с категориями «твердый», «мягкий», «один» или «много». Используем их для проведения утренней гимнастики, подвижных и сюжетно- ролевых игр.

Устройство погремушки очень простое. При желании такую игрушку можно смастерить самостоятельно. Нужно взять любой полый предмет, в него поместить мелкие детальки, которые при встряхивании звенят.

1. Известно, что первые игрушки младенцаяркие погремушки. Дайте психологическое объяснение этому факту.

2. Если взять ребенка под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснуться подошвами его ног к какой-нибудь поверхности, то он сначала отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если ребенка теперь немного наклонить вперед, то он начнет «шагать», но руки его при этом не двигаются для удержания равновесия.

Укажите примерный возраст, в котором можно наблюдать подобную двигательную активность ребенка. Дайте психологическую характеристику данной формы активности.

3. Почему рекомендуется в первые месяцы жизни помещать игрушки

в поле зрения ребенка на расстоянии 25-30 см от него?

4. Какие возрастно-психологические закономерности развития общения в младенчестве иллюстрируют следующие примеры.

a) Валя (0, 5, 29) лежит в кроватке. Никто с ней не разговаривает. Она начинает злиться: кричит, плачет, выгибает тельце «мостиком», быстро переворачивается со спины на бок и обратно. К ней подходит папа. Валя моментально перестает злиться. На лице появляется улыбка, она смотрит ему прямо в глаза, что-то «говорит» (из дневника Е.И. Валитовой).

b) Жаклин (0, 8, 13)наблюдает, как ее мать плавно размахивает матерчатой оборкой. Когда это зрелище кончается, Жаклин начинает искать руку матери, кладет ее на оборку и подталкивает, чтобы заставить мать повторить действие. (Флейвелл Дж. Х., с.150)

c) Играю с Адиком (0, 11, 5). Он сидит на стульчике. Я бросаю

о землю большой и маленький мячи. Адик протягивает ручонки. Даю ему мячи. Он бросает их также на землю. Перестаю играть. Сердится и кричит, просит продолжать игру. (Павлова А.Д., с.34)

d) Валя (0, 11, 13) любит выполнять просьбы взрослых. Когда попросишь ее «дай . », она улыбается, хохочет и радостно кладет в протянутую руку предмет. Но вот я прошу ее дать мне связку ключей, которую она взяла каким-то образом (эта связка для нее - желанная игрушка). Валя с радостью положила связку на мою ладонь, но в тот же момент начала плакать и взяла ключи обратно. Вновь прошу: «Дай ключи». Валя осторожно кладет связку на мою ладонь, но не выпускает ее из рук, и тут же берет ключи обратно. (Из дневника И.Е. Валитовой.)

5. Прокомментируйте следующие ситуации с точки зрения закономерностей развития предметной деятельности ребенка.

a) Валя (0, 3, 22) лежит в кроватке. Перед ней подвешены на веревочке погремушка и пластмассовый жираф. Смотрит на игрушки, начинает радостно двигать руками и ногами. Случайно задевает их руками и приводит в движение. Оживляется еще больше. Если рука попадает на жирафа (он висит очень низко), Валя растопыривает пальцы и на мгновение задерживает руку на нем. (Из дневника И.Е. Валитовой.)

b) Маша (0, 10) сидит на высоком стульчике. Перед ней разложены игрушки. Она хватает кубик и бросает его. Услышав стук от упавшего предмета, фиксирует взглядом то место, куда он упал. Затем хватает вторую игрушку, снова бросает и следит за падающим предметом, потом третью и т.д. Разбросав все игрушки,

Маша обращается к взрослому с требованием поднять и подать ей игрушки: показывает рукой, издает всевозможные звуки, произносит «мама», перегибается через стул, пытаясь поднять самостоятельно. И не успокаивается до тех пор, пока взрослый не поднимет игрушки. Получив, бросает снова и снова, требует поднять и дать ей. Так может продолжаться довольно долго. (Пантина Н.С., с.35).

c) Митя (0, 7, 11). Дала Мите коробочку от часов и открыла ее. Обычно Митя брал одну половинку, а сегодня взял обе, постучал ими друг о друга и начал прикладывать одну к другой. Но совместить их еще не удалось. (Из дневника Л.Г. Лысюк.)

6. На столе лежит пустышка, к ней привязана веревочка, конец которой находится у края стола. Валя (0,8,16) смотрит на соску, потом на веревочку, тянет руку к веревочке, берет ее. Как только соска подвигается, Валюша берет ее другой рукой и тут же тянет в рот (из дневника И.Е. Валитовой). Какую закономерность психического развития младенца иллюстрирует данный пример?

7. Подмечено, что годовалый ребенок, садясь на стул (независимо от его размеров), сначала взбирается на него коленями и только затем разворачивается и садится «по-взрослому». Какими возрастными особенностями психики ребенка можно это объяснить?

8. Каковы могут быть причины нарушений психического развития генетически здоровых детей, описанных ниже?

Во время второй мировой войны в Германии нацистами был проведен следующий «эксперимент». Были отобраны физически и психически совершенно здоровые мужчины и женщины из семей, не отягощенных наследственными заболеваниями. Рожденных от этих людей детей забирали у матерей и воспитывали в специальном детском доме с целью создания «сверхлюдей» «чистой расы». По докладу работников одного из таких детских домов все 20 детей, которые там содержались, сильно отставали в развитии, поздно научились говорить, у многих навыки опрятности появились только после 5 лет. Некоторые дети описывались как «идиоты». (ЛангмейерЙ., Матейчек З., с.71-72.)

1. Бауэр П . Психология развития младенца. М., 1979. С. 5-16, 171-190, 263-267.

2. Валитова И.Е . Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997. С.19-37.

3. Кэмпбелл Р . Как на самом деле любить детей. М., 1990. С.12-17.

4. Ландмейер Й ., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30-39, 7785.

6. Менчинская Н.А. Дневник бабушки. // Вопр. Психол. 1996. №3.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.с. 100-119.

9. Сигал М. Ребенок играет от рождения до года. СПб., 1996.

10. Урунтаева Г.А . Дошкольная психология. М., 1996. С. 41-43, 117118, 124-127, 141-144, 157-158, 187-189.

11. Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.

2.2. Раннее детство

В озрастные границы периода раннего детства - от 1 года до 3 лет.

2.2.1. Личностное и эмоциональное развитие

Л ичностное развитие. Начало раннего возраста связано с “кризисом одного года”. Психологическое содержание кризиса состоит в том, что поведение ребенка уже не управляется со стороны внешних воздействий, дети начинают действовать под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений.

Саша (1.4.6). В течение месяца Саша не видел отца и за это время ни разу о нем не вспомнил. Приехал отец поздно, и Саша видел его лишь мельком и не насытился общением с ним. И вдруг в первое же утро после приезда его первым словом было “папа”. ( из наблюдений Н.А. Менчинской).

У ребенка появляются “мотивирующие представления” (Л.И. Божович), которые изменяют поведение ребенка, часто вызывают упрямство, капризы. Таким образом, ребенок становится субъектом. Далее ребенок становится существом, осознающим себя как субъекта, возникает системное новообразование, которое связывают с появлением слова « я ».

В конце первого - начале второго года жизни ребенок переходит к прямохождению. Оно имеет важное значение для дальнейшего психического развития, поскольку теперь ребенок видит дальше, более самостоятелен в общении с миром, в

достижении желаемого объекта, его руки освободились для манипулятивной деятельности.

Изменяется социальная ситуация развития, ребенок приобретает значительную автономию от взрослых, удовлетворяет самостоятельно многие свои потребности. Его познавательная активность направлена теперь не только на внешний предметный мир, но и на самого себя. Ребенок многократно производит одно и то же движение (например: открывает и закрывает дверь), следит за теми изменениями, которые он производит, выделяет себя из окружающего мира предметов и осознает себя как субъекта. Осознание себя происходит вместе с появлением местоимения “я”. Система “я” - центральное новообразование, которое возникает к концу раннего возраста. Она выражается в настойчивом требовании ребенка “я сам”.

Саша не хочет пить лекарство, ему дают его насильно, после чего он долго и громко плачет; и так каждый раз. Однажды отец сказал: “ Саша, ты - мужчина, ты сам выпьешь лекарство”. мальчик широко раскрыл рот и выпил лекарство.

Другими новообразованиями ребенка этого возраста является самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых, уровень притязаний.

Эмоции в этом возрасте носят кратковременный, неустойчивый характер, бурно выражаются. Так, если мама пытается увести из песочницы увлеченного игрой ребенка, это может вызвать протест со словами типа: «Ты плохая . ». Однако это не характеризует пока отношение ребенка к матери, т.к. эмоции ситуативны. Ребенок импульсивен, действует под влиянием сиюминутно возникших переживаний.

Эмоции оказывают сильное влияние на все поведение ребенка. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и проч.) или после него дети становятся плаксивыми, раздражительными, капризными.

К концу раннего возраста происходит постепенная социализация эмоций, т.к. возникают переживания, связанные с результатами человеческой деятельности (ребенок хочет получить одобрение при самостоятельном выполнении определенных действий); развиваются симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда. Так, если в начале раннего возраста часто действует «эмоциональное заражение» (если в группе

Восприятие в раннем возрасте остается синкретичным и JJ расплывчатым. Узнавание предметов осуществляется по какому-либо случайному, яркому признаку, детали. Это проявляется в том, что ребенок часто рассматривает картинки, фотографии "вверх ногами".

Восприятие развивается по мере овладения ребенком предметной деятельностью, в ходе которой он учится ориентироваться на цвет, форму, размеры предметов (например, при подборе колец пирамидки, частей матрёшки, застегивании пуговиц и т.д.). Постепенно ребенок переходит от внешнеорудийной ориентировки в свойствах предметов к зрительной. Например, если в начале второго года дети подбирают вкладыши к отверстиям в игре методом прикладывания, то на третьем году уже действуют на основе зрительного соотнесения. В памяти ребенка сохраняется представления воспринятых им ранее предметов, которые в дальнейшем выступают в качестве эталонов при восприятии новых предметов (зелёный "как огурец", круглый "как шарик" и т.д.).

К концу раннего возраста ребенок усваивает представление об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, круг, овал), основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), развивается фонематический слух. Ребёнок, воспринимая слово, ориентируется уже не на его ритмическую и интонационную стороны, а выделяет отдельные звуки родного языка (сначала гласные, а затем согласные).

В целом внимание носит непроизвольный характер; ребёнка привлекает новизна, яркие признаки объектов. Объем внимания остаётся узким (если что-то рассматривает, то перестаёт слушать).

Память. Развивается образная память (ребёнок узнаёт близких людей по голосу), вербальная память (растёт словарь, усваивается грамматика родного языка). Память постепенно освобождается от восприятия. Если младенец не столько вспоминает, сколько узнает знакомые объекты, то в раннем возрасте он способен к воспроизведению (ищет мяч под диваном, если он укатился туда накануне).

Развитие получает долговременная память. В начале второго года жизни ребёнок узнаёт знакомых людей после 1,5-2 месяцев разлуки, к концу третьего года жизни этот период возрастает уже до 1 года и более. Формируются первичные исполнительные действия (застегивание пуговиц, умывание и т.п.). Однако эти действия в раннем возрасте не превращаются в устойчивый навык и быстро забываются с прекращением повторений.

Память носит непроизвольный характер, ребёнок не может выполнить специальных действий с целью запомнить. Основным фактором в запоминании является частота повторений и включение активных действий самого ребёнка (при заучивании стихотворения -притаптывание в такт, хождение в круге и т. п.).

Воображение в раннем возрасте развивается в связи с сохранением, накоплением в памяти впечатлений, представлений и выполняет двоякую функцию. Во-первых, оно участвует в познании окружающего, в образах дети домысливают непонятное, увиденное; во вторых, предохраняет растущую личность от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм (отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях сказок; в фантазиях дети приписывают себе положительные качества и т.п.). Воображение в это время носит воссоздающий характер и проявляется в том, что ребенок узнает знакомые предметы на картинках, сопереживает героям рассказов, сказок; в игре воспроизводит действия, показанные взрослым.

У ребенка появляется способность к преобразованию образов восприятия, в одном предмете начинает видеть другой (палочка превращается в лошадку, кубик - в мороженое и т.п.).

Жаклин (1.8.9). Подходит к закрытой двери, держа в каждой руке травинки. Она протягивает правую руку к ручке дверного замка, но тут видит, что для того, чтобы открыть дверь, ей придется выпустить из рук траву. Она кладет траву на пол, открывает дверь, снова поднимает траву и входит в комнату. Но когда ей захотелось выйти из комнаты, ситуация осложнилась. Она кладет траву на пол и берется за ручку. Но тут она замечает, что, открывая дверь на себя, она сметет прочь траву, которую она положила между дверью и порогом. Тогда она поднимает ее и кладет за пределами зоны движения двери ( из наблюдений Ж.Пиаже).

Оперируя образами, ребенок планирует собственные действия, прогнозирует результат. Это дает основание говорить о возникновении наглядно-образного мышления.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Взяв карандаш и бумагу, Рома сказал, что нарисует козу. Однако, когда рисунок был готов, он развернул его и сказал: "Посмотрите, я нарисовал Аллу Пугачеву". Какие возрастные особенности изобразительной деятельности здесь проявились? Каков примерно возраст ребенка?

2. Почему дети в раннем возрасте часто рассматривают книги, картинки, газеты, держа их перевернутыми?

3. Дайте психологический анализ речевых ошибок:

a) Женя (1, 9, 23): "Мама ниська питать"; (1. 9, 24): "Мама мася купить"; (1,10,10): "Пацька ба-ба" (Палочка бай-бай), "мясяла" (самовар), "маки" (башмаки); (2, 8, 6): "покуришка" (папироса). (Гвоздев А.Н., 1981, с. 23, 24, 26, 27, 118.)

b) Кирюша (1, 8,22) часто выговаривает: "каландаш" - карандаш; "какан" -стакан; "Андей" - Андрей. (Мухина В.С., 1969, с.41.)

c) Витя (2, 6) называет две части круглой коробки: "открыточка" - это часть с дырочками, "закрыточка" - это часть без дырочек. Он же говорит "писачка" - о любом инструменте для письма.

d) Лена (3 г.) поет песенку "Елочка". Вместо "мороз снежком укутывал", она произносит "мороз мешком укутывал". Наташа (2, 10) поет эту песенку так: "Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал" (вместо "рысцою пробегал").

4. Юра пытается починить тележку. Он сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юра очень доволен. Воспитатель говорит: "Молодец, Юрик, сам починил тележку! Как ты это сделал?" Юра отвечает: "Починил, вот видите!" (Показывает, как вертится колесо.) Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику: "Как ты это сделал, покажи?" Юра вновь прикладывает его к тележке, но уже быстрее одевает колесо на ось. "Вот и починил!" - радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

Определите примерный возраст ребенка. Какие особенности мыслительной деятельности данного ребенка проявились в данном эпизоде?

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991, с.32-45.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступеньки общения: от года до семи лет. М., 1992, с.7-57.

4. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Саратов, 1981.

5. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997, с. 120 -164.

Вопросы Младенчество

1. Известно, сто первые игрушки младенца - яркие погремушки. Дайте психологическое объяснение этому факту.

2. Если взять ребенка под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснуться подошвами его ног к какой-нибудь поверхности, то он сначала отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если ребенка теперь немного наклонить вперед, то он начнет "шагать", но руки его при этом не двигаются для удержания равновесия.

Укажите примерный возраст, в котором можно наблюдать подобную двигательную активность ребенка. Дайте психологическую характеристику данной формы активности.

3. Почему рекомендуется в первые месяцы жизни помещать игрушки в поле зрения ребенка на расстоянии 25-30 см от него?

4. Какие возрастно-психологические закономерности развития общения в младенчестве иллюстрируют следующие примеры.

а) Валя (0, 5, 29) лежит в кроватке. Никто с ней не разговаривает. Она начинает злиться: кричит, плачет, выгибает тельце "мостиком", быстро переворачивается со спины на бок и обратно. К ней подходит папа. Валя моментально перестает злиться. На лице появляется улыбка, она смотрит ему прямо в глаза, что-то "говорит" (из дневника Е.И. Валитовой).

b) Жаклин (0, 8, 13) наблюдает, как ее мать плавно размахивает матерчатой оборкой. Когда это зрелище кончается, Жаклин начинает искать руку матери, кладет ее на оборку и подталкивает, чтобы заставить мать повторить действие. (Флейвелл Дж. X., с. 150)

c) Играю с Аликом (0, 11, 5). Он сидит на стульчике. Я бросаю о землю большой и маленький мячи. Адик протягивает ручонки. Даю ему мячи. Он бросает их также на землю. Перестаю играть. Сердится и кричит, просит продолжать игру. (Павлова А.Д., с,34)

d) Валя (0, 11, 13) любит выполнять просьбы взрослых. Когда попросишь, ее "дай. ", она улыбается, хохочет и радостно кладет в протянутую руку предмет. Но вот я прошу ее дать мне связку ключей, которую она взяла каким-то образом (эта связка для нее - желанная игрушка). Валя с радостью положила связку на мою ладонь, но в тот же момент начала плакать и взяла ключи обратно. Вновь прошу: "Дай ключи". Валя осторожно кладет связку- на мою ладонь, но не выпускает ее из рук, и тут же берет ключи обратно. (Из дневника И.Е. Валитовой.)

5. Прокомментируйте следующие ситуации с точки зрения закономерностей развития предметной деятельности ребенка.

a) Валя (О, 3, 22) лежит в кроватке. Перед ней подвешены на веревочке погремушка и пластмассовый жираф. Смотрит на игрушки, начинает радостно двигать руками и ногами. Случайно задевает их руками и приводит в движение. Оживляется еще больше. Если рука попадает на жирафа (он висит очень низко), Валя растопыривает пальцы и на мгновение задерживает руку на нем. (Из дневника И.Е. Валитовой.)

b) Маша (0,10) сидит на высоком стульчике. Перед ней разложены игрушки. Она хватает кубик и бросает его. Услышав стук от упавшего предмета, фиксирует взглядом то место, куда он упал. Затем хватает вторую игрушку, снова бросает и следит за падающим предметом, потом третью и т.д. Разбросав все игрушки, Маша обращается к взрослому с требованием поднять и подать ей игрушки: показывает рукой, издает всевозможные звуки, произносит "мама", перегибается через стул, пытаясь поднять самостоятельно. И не успокаивается до тех пор, пока взрослый не поднимет игрушки. Получив, бросает снова и снова, требует поднять и дать ей. Так может продолжаться довольно долго. (Пантина Н.С., с.35).

с) Митя (0, 7, И). Дала Мите коробочку от часов и открыла ее. Обычно Митя брал одну половинку, а сегодня взял обе, постучал ими друг о друга и начал прикладывать одну к другой. Но совместить их еще не удалось. (Из дневника Л.Г. Лысюк.)

6. На столе лежит пустышка, к ней привязана веревочка, конец которой находится у края стола. Валя (0,8,16) смотрит на соску, потом на веревочку, тянет руку к веревочке, берет ее. Как только соска подвигается, Валюша берет ее другой рукой и тут же тянет в рот. (Из дневника И.Е. Валитовой.)

7. Подмечено, что годовалый ребенок, садясь на стул (независимо от его размеров), сначала взбирается на него коленями и только затем разворачивается и садится "по-взрослому". Какими возрастными особенностями психики ребенка можно это объяснить?

8. Каковы могут быть причины отставания в психическом развитии у генетически здоровых детей, описанного ниже?

Во время второй мировой войны в Германии нацистами был проведен следующий "эксперимент". Были отобраны физически и психически совершенно здоровые мужчины и женщины из семей, не отягощенных наследственными заболеваниями. Рожденных от этих людей детей забирали у матерей и воспитывали в специальном детском доме с целью создания "сверхлюдей" "чистой расы". По докладу работников одного из таких детских домов все 20 детей, которые там содержались, сильно отставали в развитии, поздно научились говорить, у многих навыки опрятности появились только после 5 лет. Некоторые дети описывались как "идиоты". (Лангмейер Й., Матейчек З., с.71-72.)

Вопросы ранний

1. Взяв карандаш и бумагу, Рома сказал, что нарисует козу. Однако, когда рисунок был готов, он развернул его и сказал: "Посмотрите, я нарисовал Аллу Пугачеву". Какие возрастные особенности изобразительной деятельности здесь проявились? Каков примерно возраст ребенка?

2. Почему дети в раннем возрасте часто рассматривают книги, картинки, газеты, держа их перевернутыми?

3. Дайте психологический анализ речевых ошибок:

a) Женя (1, 9, 23): "Мама ниська питать"; (1. 9, 24): "Мама мася купить"; (1,10,10): "Пацька ба-ба" (Палочка бай-бай), "мясяла" (самовар), "маки" (башмаки); (2, 8, 6): "покуришка" (папироса). (Гвоздев А.Н., 1981, с. 23, 24, 26, 27, 118.)

b) Кирюша (1, 8,22) часто выговаривает: "каландаш" - карандаш; "какан" -стакан; "Андей" - Андрей. (Мухина В.С., 1969, с.41.)

c) Витя (2, 6) называет две части круглой коробки: "открыточка" - это часть с дырочками, "закрыточка" - это часть без дырочек. Он же говорит "писачка" - о любом инструменте для письма.

d) Лена (3 г.) поет песенку "Елочка". Вместо "мороз снежком укутывал", она произносит "мороз мешком укутывал". Наташа (2, 10) поет эту песенку так: "Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал" (вместо "рысцою пробегал").

4. Юра пытается починить тележку. Он сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юра очень доволен. Воспитатель говорит: "Молодец, Юрик, сам починил тележку! Как ты это сделал?" Юра отвечает: "Починил, вот видите!" (Показывает, как вертится колесо.) Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику: "Как ты это сделал, покажи?" Юра вновь прикладывает его к тележке, но уже быстрее одевает колесо на ось. "Вот и починил!" - радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

Определите примерный возраст ребенка. Какие особенности мыслительной деятельности данного ребенка проявились в данном эпизоде?

Теперь его окружает не пространство внутри мамы, а многообразный мир. Будучи таким маленьким, ребенок еще не умеет сам познавать мир. Ему в этом помогают родители и, конечно же, игрушки. Куда же без них?!

Первые игрушки, с которым знакомится малыш - это погремушки. Задавались ли вы когда-то вопросом, а почему именно они являются первыми? Давайте разбираться вместе.

Желание малыша познавать мир растет с каждым днем, разговаривайте с ним, играйте. Хорошим помощником как раз будет погремушка. Помните, что для каждого возраста погремушка должна быть своя.

Первые три месяца ребенок учится держать предметы, фокусировать на них внимание, поэтому лучше всего подойдет легкая, игрушка, без наличия большого количества цветов. Также для такого маленького возраста есть погремушки, которые можно одеть на руку. Она и звук будет издавать и привлекать внимание малыша, а также есть возможность непроизвольного прикосновения к ней. Для мамы это отличная возможность отвлечься ненадолго от малыша, пока он лежит в кроватке и наблюдает за такой интересной вещью. Кроме того, для малыша это отличная возможность понимать, что звук можно услышать, когда пошевелишь ручками или ножками, он будет постепенно прислушиваться, а где же звенит!

Прекрасным дополнением будет и подвесная гирлядна или мобиль, они пригодятся еще достаточно долго и помогут заинтересовать.

Важно, чтобы не было большого набора цветов, для малыша это не очень полезно, лучше наличие двух-трех, на первом этапе этого достаточно. Не гонитесь за яркими красками!

С возрастом от 3-х месяцев ребенок становится более осознанно относиться к окружающей действительности. Ему уже интереснее, что-то потрогать, делает первые попытки подержать погремушку. Поэтому теперь старайтесь сами предлагать малышу взять, пощупать игрушку. Кроме того, к этому возрасту ребенок уже начинает переворачиваться на живот, дополнительный стимул как раз даст любимая игрушка. Особую радость малышу доставляет, если появляется новая погремушка, это для него новый звук, цвет, форма, тактильные ощущения. Один из вариантов освежить интерес к вещи - убрать ее на время из поля зрения ребенка, потом он будет ей радоваться как новой. Старайтесь, чтобы вокруг малыша не было целого вороха игрушек, они будут ему мешать, он не будет знать на что обратить внимание, не будет осознания, что это отдельные вещи.

Помните о безопасности! Минимум деталей, хорошо прикреплены, не токсичны! Это еще тот возраст, когда у ребенка желание все запихать в рот!

К полугоду малыш станет еще более осознанным и на смену придут новые погремушки, о которых я расскажу в следующий раз!

Полезно? Ставь "лайк" и делись с друзьями в соцсетях! И не забудь подписаться на канал, чтобы не пропустить море полезного материала!

Читайте также: