К дидактическим игрушкам относятся

Обновлено: 01.05.2024

Дидактическая игра – это одно из средств, позволяющее через доступную и привлекательную для детей дошкольного возраста форму деятельности, решать разнообразные воспитательные и образовательные задачи.

Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов и содержащие в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту ребенка.

Значимость дидактических игр и игрушек в воспитании детей раннего возраста

Большое значение в воспитании, обучении и развитии детей раннего возраста имеют дидактические игры и дидактические игрушки. Ведь именно игра и игрушка способна одновременно учить, воспитывать и дарить ребенку радость.

С самого раннего возраста ребенок активно познает окружающий мир, посредством исследования происходящего вокруг. В этом познании ему активно помогают дидактические игры и игрушки, которые способствуют расширению кругозора ребенка, учат его наблюдать и выделять характерные признаки предметов, устанавливать простейшие взаимосвязи между ними.

Особую значимость дидактические игры и игрушки имеют в воспитании детей раннего возраста, так как с их помощью дети познают и усваивают нормы и правила поведения в обществе, получают навыки взаимодействию с окружающими. Все эти навыки необходимы детям не только для последующего успешного обучения в школе, но и для успешной социализации в обществе.

Дидактическая игра и игрушка неотделимы друг от друга. Так, дидактическая игрушка может стать началом игры, в ходе которой развивается сюжет, требующий дополнительных игрушек.

Ценность дидактической игры и игрушки состоит в том, что они знакомят детей раннего возраста с жизнью, способствуют его психическому развитию, обеспечивают возможность осуществления всех видов детской деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи дидактических игр и игрушек

Основные задачи применения дидактических игр и дидактических игрушек в воспитании детей раннего возраста:

  1. Обогащение чувственного опыта ребенка раннего возраста, обеспечение развития восприятия.
  2. Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения выражать свои чувства и мысли.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Воспитание дисциплинированности, справедливости, честности, организованности и волевых качеств личности ребенка, посредством соблюдения правил игры.
  5. Формирование нравственных понятий и представления, усвоение общепринятых норм и правил.
  6. Воспитание эстетических чувств.

Дидактическая игра, как метод воспитания детей раннего возраста, имеет свою определенную структуру:

В дидактических играх, помимо дидактического материала, зачастую используются дидактические игрушки. В качестве дидактических игрушек выступают разнообразные конусы, башенки, пирамидки, шарики, мозаики и т.д. Используя их, дети раннего возраста, учатся различать цвет, форму, величину, а также знакомятся с числами, цифрами, пространственными положениями и т.п.

Классификация дидактических игр и игрушек

В настоящее принято классифицировать дидактические игры по следующим видам:

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Маленький ребенок уже в раннем возрасте знакомиться с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают, неточны, неполноценны, непорядочны. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактическую игру.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, усваивать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметами и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме и др., что очень важно, для развития отвлеченного, логического мышления.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки, в них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материалах, из которого делаются игрушки, о предметах необходимых людям в разных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной деятельности, подсказывать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами и др.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Настольно – печатные игры. Это интересное занятие для детей, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задания усложняются, ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение установления связи между предметами; дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотнося с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки; или дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действиями.

Запоминания состава, количества и разложения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, умение рассказать связно о тех изменениях которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задачи этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целые предметы.

Описание, рассказ о картинках с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

В старших группах дети изображают действия, нарисованные на картинках и др. – отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди.

В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску, в создании необходимого образа.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющееся представление о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

В среднем дошкольном возрасте, когда у детей начинается активно формироваться логическое мышление чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Так как способствуют подготовке ребят к обучению к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находит нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Структура дидактических игр. В независимости от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактических игр и упражнений являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача обучающая:Это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Например, в игре: «Узнай предмет по звуку», обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. Детям предлагают следующую игровую задачу прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы и отгадать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программой» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнять. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры «угадать по описанию», «Скажи наоборот», «Отложи картинку» и т. д.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уме имеющимся знаниям и представлениям. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего иметь в виду какие знания, представления детей (о природе о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)

Например, в хорошо известной всем воспитателям игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформировать так: закреплять знания детей об игрушках, их свойства, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

При определении дидактической задачи избегать повторений в ее содержании трафаретных фраз (воспитывать внимание, память, мышление и др.) Как правило эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше узнать. Например, развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Игровые правила:Обеспечивать реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участки игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер, и условия выполнения игровых действий устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее…

Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать, как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка,

Вся познавательная деятельность ребенка строится на базе игры. Игра необходима ребенку для того, чтобы реализовать своё стремление жить во взрослом мире и поступать как взрослые, но сохраняя при этом детские желания получить немедленный результат.

Л.С. Выготский определяет сущностью игры, как реализацию обобщенных стремлений ребенка, содержащих в своей основе систему взаимоотношений с взрослым миром. Л. С. Выготский " Об игре ".

Что должна дать детям игра

Игра представляет собой вид деятельности ребенка, где он на основе эмоций, а позже посредством интеллекта усваивает себе всю систему отношений между людьми. Воспроизводя и моделируя окружающую действительность, ребенок через игру осваивает все базовые навыки, которыми он будет руководствоваться во взрослой жизни.

С самого рождения ребенку нужно накапливать опыт об окружающем нас мире. Начиная с опыта ощущения объема предметов окружающего нас мира. Сетчатка нашего глаза дает нам «плоское изображение», объем, оно получает уже непосредственно в мозге. Конечно эффект стереоскопии, благодаря наличию двух глаз и эволюционные механизмы заложенные с рождения позволяют приблизить двухмерную картинку к трехмерному пониманию этого мира, но только на примитивном уровне.

Трогая руками игрушки и другие предметы ребенок «заносит в базу данных» своего мозга знание об этих предметах. Тоже происходит во всех прочих ситуациях. Двигаясь, перемещая предметы, опрокидывая их или собирая, карабкаясь и ударяясь, раскручивая и сматывая и т.д и т.п. ребенок набирает богатый опыт создающий, через кинестетические и тактильные каналы восприятия ощущения пространства и объемов. Посредством этого происходит развитие теменных зон коры головного мозга отвечающих за ощущение объема, пространства и их соотношение.

Развитие этих ощущений ложиться, в будущем, в основу возможностей абстрактно мыслить. Абстрактное мышление позволяет усваивать такие предметы как геометрия, физика, алгебра и строить сложные конструкции при прогнозах возможного развития событий.

Поэтому так опасно повсеместное увлечение «гаджетами» в качестве «обучающих» и «развивающих» пособий и игр. Плоское, цифровое изображение и виртуальный мир подавляют развитие теменной доли мозга и ведут к деградации процессов отвечающих за формирование абстрактного мышления. О вреде «цифры» в деле развития детей можно почитать у доктора А. Курпатова, в его «Универсальных правилах».

На помощь в этом вопросе могут прийти старые, добрые дидактические игры от рождения и до начальной школы. О них пойдет речь.

Дидактические игры, что это? Цели, структура и задачи, решаемые с их помощью

Дидактическая игра представляет собой получение знаний, умений и навыков ребенком в форме активной игровой деятельности, имитирующий и моделирующий системы, процессы и явления, предлагаемые ему к освоению.

Целью дидактических игр, как и многих других видов образовательной деятельности, является обучение и воспитание, но характерной их особенностью является, то, что при наличии дидактической цели, они по-прежнему остаются играми. Участие в таких играх должно увлечь ребенка, - по видимости он участвует в игре, а по сути, занят решением предложенной ему дидактической задачи.

Дидактические игры по классификации делятся на:

Игры с использованием игрушек и предметов

Речевые (словесные) игры

Структурно любая дидактическая игра разделяется на составляющие:

Дидактическая задача - основной элемент, суть и стержень любой игры. В зависимости от цели воспитания или обучения они содержат:

познание окружающего мира (цвета, размеры и объемы предметов, окружающая природа, фауна и флора);

знания о человеке (бытовая жизнь, труд и профессии, общество и его организация);

речевые навыки (произношение звуков, пополнение словарного запаса, постановка речи);

математика и логика (абстрагирование, фиксация и развитие начальных арифметических знаний).

Содержание игры – объединяет игровой замысел, ход игры и игровую задачу. Замысел обозначается названием самой игры и часто может звучать как вопрос, который создает проекцию хода самой игры. Игровая задача маскирует от детей саму дидактическую задачу, для того, чтобы сам ребенок стремился её выполнить, на уровне игрового фона усваивал обучающие и воспитательные моменты, направленные на формирование его мышления.

Правила – призваны для организации поведенческих реакций ребенка и деятельности по ним. Помимо того, что с их помощью игра становится напряжённой и интересной, через исполнение предписаний и соблюдение ограничений играющим, они исподволь воспитывают в ребенке преодоление отрицательных эмоций при неудачах и тренируют силу воли.

Игровые действия – процесс самой игры, являющийся её основанием. Расширение диапазона игровых действий, повышает заинтересованность ребенка. В зависимости от тематики игр различаются игровые действия в соотношении и связи самих играющих и ориентации их действий. Игры могут содержать действия по ролям, решение квестов, конструктивные и объемные изменения пространства и т.п. Сочетание определенного количества последовательных фрагментов игры в одном игровом действии сосредотачивает ребенка на выполнении установленных правил на более продолжительный отрезок времени и больше погружает его в содержание игры, что благоприятно сказывается на качестве решения дидактической задачи.

Дидактические игрушки для каждого этапа развития ребенка

Дидактические игрушки

Из вышесказанного можно прийти к заключению, что сама по себе игрушка не в состоянии решить вопрос обучения или воспитания ребенка. Только взрослый человек вызывает у ребенка заинтересованность игрушкой, а самое главное – учит игре с ней, а не совершать примитивные манипуляции.

Место же дидактических игрушек в формировании личности ребенка, начиная от рождения и вплоть до младших классов, переоценить невозможно. Дидактические игрушки призваны развивать процессы формирования здоровой психики ребенка, связанные с восприятием, памятью и мышлением, через решение развивающих задач, соответствующих возрастным параметрам ребенка.

До одного года посредством игр с дидактическими игрушками (пирамидка, кубики, шарики и пр.) карапуз будет учиться определять признаки и особенности предметов, – цветовую гамму, разнообразие форм, размеров и соотношения между ними. Путем выполнение игровых задач на выборку их по идентичности или наоборот, - отличию и в других играх этого плана.

В организации игры с дидактическими игрушками для взрослых главным правилом будет постепенность и последовательность действий. Все игрушки разом ребенку не предоставляются, идет их чередование, для сохранения увлеченности ребенка игрой. Обязательным является показ детям, как играть, при этом стоит принимать во внимание реальные способности ребенка, обусловленные его возрастом. Начиная с ограниченного числа игрушек и пособий планомерно добавлять их по мере усвоения ребенком игры.

С изменением возраста, должны меняться и задачи исходя из возможностей интеллекта малыша. В соответствии с этим правилом идет подбор игрушек, помогающих ему в развитии.

Так, после года малыш уже сможет сопоставлять предметы и соотносить их с пространственными объектами. Для закрепления данных навыков имеются игрушки, под общим названием «почтовый ящик» изготовленные в форме пластикового ящика с прорезями под форму простых геометрических фигур, ребенку предлагается в процессе игры вкладывать в прорези, предметы, которые им соответствуют по форме.

Развивая музыкальный слух и чувство ритма можно применять игры с использованием барабана, детской дудочки, колокольчиков, ксилофона и других простейших игровых музыкальных инструментов, выбирая их по принципу чистоты тона их звучания.

От года и далее ребенка можно учить действовать в согласовании с имеющимся образцом, так сказать, по инструкции. Специальные дидактические игры с образцами научат строить домик, цветочек. Начинать играть нужно вместе с ребенком, чтобы он уловил суть. Элементы должны быть достаточно крупными и их должно быть небольшое количество, не более 7.

Позже от этого можно переходить к собиранию пазлов, которых поначалу тоже должно быть 5-6 единиц, солидной величины. Изображение к ним не должно содержать изображений маленьких деталей, достаточно вообще одного, максимум двух предметов на картинке. По цвету фигурки должны заметно контрастировать с фоном, а сам предмет должен состоять из 2-3 элементов. Собирать пазлы надо совместно с малышом несколько раз, после чего он начнет делать это сам. По мере усвоения этого навыка и увеличение возраста необходимо увеличивать число элементов.

Взросление должно сопровождаться такими семейными играми как «Домино», «Лото» пока просто с изображениями животных, растений или предметов. Далее следует усложнять задачи, организую игры с вопросами, например, «Кто их мама?» - про животных; «Чьи это инструменты» - по профессиям, дальше можно поиграть в ассоциации к словам.

При приближении к школе и в начальных классах игры могут носить обучающую направленность, связанную с буквами, слогами, словами, числами, примерами арифметики и на закрепление таблицы умножения, а также с иными предметами школьной программы, которые можно дать в форме игры.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализо­ванной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образ­ные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущ­ность как прототипов (образов) предметов, чем они и при­влекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она - источник разнообразных переживаний малыша. Широкий диапазон таких переживаний девочки отразил П.И. Чайковский в музыкальных пьесах «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» («Детский альбом»). Дети одушевляют куклу, поверяют ей свои радости и беды, заботятся о ней.

Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности. Осо­бенно любимы ребенком куклы, изображающие детей. В последние десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни (кукла Барби во многих ее вари­ациях и кукла Вероника - ее российский аналог). Расши­ряется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок «отправляется» в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку и т.п. Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игруш­ки, наделенные какими-либо индивидуальными особенно­стями, забавные, выполненные с легким юмором: грациоз­ная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обе­зьянка-проказница.

Для любознательных:

В 20-е гг. XX в. многие отечественные педагоги выступили с кри­тикой образных игрушек (прежде всего куклы), утверждая, что они ограничивают интересы ребенка, закрепляют пережитки прошлого быта, способствуют «мещанскому воспитанию». Любимая детская игрушка - кукла - была изгнана из детского сада. На смену ей при­шли куклы «пионер», «милиционер», «красноармеец», «рабочий», которые должны были стимулировать игры с новым социалисти­ческим содержанием.

Е.А. Флерина не согласилась с этой точкой зрения. Она прове­ла экспериментальную работу в детском саду, на основе которой выявила, что дошкольникам (и девочкам, и мальчикам) необходи­мы куклы в образе маленьких детей. В играх с ними дети усваива­ют навыки культурного семейного быта, подражают матери в ее уходе за малышами, учатся быть заботливыми, внимательными. Старшие дошкольники охотно играют с куклами в образе взрос­лых, причем мальчики предпочитают кукол с выраженной профес­сиональной принадлежностью, особенно если профессия относится к разряду героических.

Кукла давно восстановлена в своих правах, в каждой группе дошкольного учреждения можно увидеть кукол со всем кукольным «хозяйством». Но взгляды Е.А. Флериной по поводу воспитатель­ного значения игр с куклами остаются во многом нереализованны­ми. Не верите? Понаблюдайте за играми детей в «Семью», «Доч­ки-матери».

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия та­кой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей) Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодаю­щиеся козлики, мишка-«дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игру­шек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повесе­лить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Осо­бенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожидан­ности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.

Все это будит в ребенке острую заинтересован­ность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досу­га и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы по­могают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, по­чему она двигается и т. п. Отсюда требование, чтобы игруш­ка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам отно­сятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой мо­торики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепле­ние мышц руки, предплечья, развитие координации движе­ний (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Дру­гие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреп­ляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существу­ют спортивные игрушки, предназначенные для коллектив­ных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праз­дниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отлича­ются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звуча­нию музыкальные инструменты: детские балалайки, метал­лофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дуд­ки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электрон­ные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требова­ния к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки - это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сю­жетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, ин­сценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и эле­менты костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хоро­ши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, жи­вотные). Использование театрализованных игрушек требу­ет определенного игрового оборудования: театральной пе­реносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; зна­комят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во мно­гих технических игрушках используются заводные, инер­ционные двигатели, электромоторчики, электронные уст­ройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и пост­роек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепеж­ных элементов и инструментов для сборки различных кон­струкций. Детям предлагают конструкторы с разными спо­собами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими раз­вивающими возможностями обладают конструкторы ново­го поколения - «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игруш­ках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрад­ки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-са­моделок лежит художественный труд, в ходе которого ре­бенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки до­школьник может изготовлять из разных материалов: нео­формленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фоль­га, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катуш­ки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблю­дая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребе­нок испытывает радость, стремление к созидательной дея­тельности.

Мальчик играет с дидактическим пособием

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактический круг по изучению разных сфер жизнедеятельности

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Дидактический материал в виде автомобиля и светофора с навинчивающимися цветными крышками

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Дошкольники рассматривают коллекцию минералов

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

Игровой макет проезжей части с машинками, дорожными знаками и светофором

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.

    Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

      материал в картинках;

    Предметные картинки по теме «Игрушки»

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

    Раздаточный материал по теме «Транспорт»

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

    Плакат «Средства музыкальной выразительности»

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

    Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

    Дидактический материал для детского сада своими руками

    Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

    1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
    2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    Дидактическая игра «Цветное лото»

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

    Фланелеграф с изображением нот, ёлочек, птичек, листочков и др

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

    С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

    Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

    Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

    Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

    Фотогалерея: дидактические материалы по математике

    Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

    Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

    Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

    Видеоматериалы по теме

    Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

    Читайте также: