К какой народной игрушке принадлежат элементы данной росписи филимоновской каргопольской дымковской

Обновлено: 07.05.2024

приобретение опыта создания художественного образа дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек через их роспись.

Дать сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, каргопольские, филимоновские игрушки, учить передавать в лепных изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; лепить фигурки по мотивам народных игрушек, освоить их декоративную роспись; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески

и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; развивать творческие способности детей

Научить передавать единство формы и декора в игрушке.

Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

компьютер, экран, презентация 1 «Древние образы в современной народной игрушке», презентация 2 «Технология создания глиняных игрушек», учебник и рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса, игрушки.

игрушка из глины (пластилина), (вариант: рисунок игрушки) одного из промыслов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения : узнают об элементах дымковской, коргопольской и филимоновской росписи, научатся выполнять декоративную работу.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – научиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о приемах рисования элементов декоративной росписи игрушек;

регулятивные – научится принимать и сохранять учебную задачу;

коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности.

Организационная структура урока

1. Организация класса

1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

2. Проверка рабочего места.

3. Организация внимания.

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Слушают учителя.

Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний учащихся

1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

1. Загадать загадку.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.

Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поёт, не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
А зовут её … (народная игрушка)

Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности.

- Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи. Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. (К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным.) Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. -Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Возвращаемся к началу урока.

- Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены игрушки, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

2. Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве?

3. Делаю вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба).

Предлагаю открыть учебники.

Слушают, участвуют в формулировании цели.

2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах.

- самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели;

- дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек.

3. Изучение нового материала

1. Сформулировать тему и учебную задачу урока.

2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?».

2.Демонстрирую слайд 1 в презентации 1 и сообщаю тему урока.

3. Задаю вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

4. Постановка художественной задачи.

5. Показываю приёмы и последовательность выполнения одной игрушки.

Базовый уровень - рисунок игрушки) одного из промыслов.

Высокий – лепка игрушки по схеме в учебнике или свистульки по продемонстрированной схеме.

1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок.

2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

3. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов.

Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

4. Закрепление новых знаний и способов действий.

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию.

1. Предлагаю самим выполнить игрушку, используя традиции одного из промыслов.

2. Обеспечить контроль

за выполнением задания.

1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат.

осуществляют работу по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки).

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

осуществляют взаимоконтроль, оценивание.

межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой.

5. Этап контроля

Контроль за правильностью выполнения способа действия.

1. - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

Дать инструкцию по выполнению диагностической работы.

2. Предлагаю рассказать, какие способы применили при создании своего образа игрушки и декорирования.

3. Задаю задание по разгадыванию кроссворда

1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов.

2. Разгадывают кроссворд в рабочей тетради.

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

рефлексия своих действий.

осуществляют пошаговый контроль по результату.

6. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

- А вы знаете, что мы познакомились только с тремя промыслами. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. Организация дифференцированного ДЗ.

Информация о домашнем задании (2 мин). Базовый: Занести в словарь и выучить определения (солярные знаки, народные промыслы). Повышенный: найти в интернете понятие «солярные знаки» и рассказать об их значении в народном творчестве.

Высокий: сделать презентацию «Расписные глиняные игрушки».

Представление права выбора ДЗ.

Делают выбор ДЗ, задают вопросы.

участвуют в обсуждении вариантов ДЗ.

осуществляют выбор в выполнении ДЗ.

1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников.

Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

1. - Где мы с вами сегодня «побывали», и с каким искусством познакомились?

2. - Где можно познакомиться с искусством глиняной игрушки?

3. - Что вы узнали нового?

4. - Почему называют глиняную игрушку народным искусством?

5. - Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему? Учитель: --предлагаю выбрать смайлик (улыбка - понравилось, печаль-нет) – понравился ли ученикам урок. Учитель: А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд!

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

2. Убирают рабочее место.

- умеют использовать речь для регуляции своего действия;

- строят понятные для собеседника высказывания.

- дают объективную самооценку результатов своей деятельности.

3. Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов - Москва: Белый город, 2004. – 47с.

4. Пономарев Е. Я познаю мир: История ремесел / Е. Пономарев, Т. Пономарева– М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 200 – 416 с.: ил.

Данный урок изобразительного искусства – это урок знакомства с глиняной игрушкой: дымковской, каргопольской, филимоновской.

Урок соответствует принципам обучения. Материал доступный, научный.

Урок соответствует психофизическим особенностям школьников.

Дидактический материал, используемый на уроке, соответствует теме урока и способствует реализации поставленных целей.

Этапы урока логически увязаны. Они развивают интерес учащихся к народному промыслу, истории, воспитывают аккуратность и последовательность.

Обучение проводи тся информационно-коммуникативным, деятельностным, проблемным методами.

Спланированы комфортные условия каждому ребенку.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Свистулька «Птичка ». МБОУ-СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Брянской области Автор: Марина Владимировна Малыгина учитель ИЗО первой категории 2014 – 2015 уч. год

Все филимоновские игрушки – свистульки. Это делает их более забавными и интересными. Свистулька – птичка, свистулька – корова, даже «барыня» и «солдат» держат под рукой птичку – свистульку, которую мастерицы из Филимоново называют «курицей ». Но сделать свисток – совсем не простая задача. Поэтому возьмем несложные формы. Например, вот такую маленькую птичку или кувшинчик. Их можно сделать в виде кулонов, если привязать к ним красивую веревочку.

Возьмем кусочек глины величиной чуть больше грецкого ореха. Разомнем из него пластину, обернем вокруг пальца, чтобы сделать полую (пустую внутри) форму. Сожмем нашу полую форму на пальце с одной стороны, придав ей форму цилиндра. Снимем с пальца. С другой стороны вылепим горлышко кувшина или готовку птички (смотря, что вы выбрали). Стараемся не смять внутреннюю полость формы, когда лепим горлышко кувшина или головку птицы. Теперь лепим свисток по схеме.

Полая форма птички уже готова. Стеком вертикально протыкаем дырочку вниз. Вытаскиваем стек и пальцем примнем слегка спинку птички сверху. Можно двумя пальцами слегка сжать цилиндр свистка. Горизонтально проткнем плоским тонким стеком цилиндр свистка так, чтобы кончик стека вышел над спинкой птички. «Язычок» должен получится прямо напротив щели, в которую затем будем дуть. Пробовать получится звук или нет можно сразу в процессе лепки.


Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.


ГЖЕЛЬ Гжель — вид русской народной росписи. Название этот промысел получил от деревни Гжель. Сейчас «Гжель» - это посуда, светильники, вазы и другое


Эти изделия из керамики с яркой синей росписью по белому фону.



Дымковская игрушка Этот русский народный промысел возник в Дымково около города Вятка. Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. Дымковские игрушки лепят из глины, обжигают в печи и расписывают веселыми, яркими красками. Игрушки могли быть в виде: девушек, мужчин, и сказочных персонажей.


Материал - глина Цвет - белый фон, яркие краски Сюжет - бытовой сюжет, домашние звери, птицы Особенности - игрушки, свистульки







Богородская резная игрушка Свое название этот промысел получил от села Богородское. Фигурки зайцев, забавных медвежат и другие разные фигурки вырезают из липы, ольхи и осины. Как правило их не раскрашивают, они сохраняют цвет дерева.




ХОХЛОМА В старинном селе хохлома торговали деревянной красочной посудой. Рисовали на ней травы, ягоды, листья, цветы, рыб и птиц. Секрет хохломы заключается в том, что деревянные изделия после особой обработки кажутся золотыми.

image%281%29.jpg

t1614181645ad.jpg

а)

t1614181645ae.jpg

б)

t1614181645af.jpg

в)

5. Это фантастическое существо- полуконь - получеловек с окладистой бородой, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

6. Тульская область – это родина …

а) Дымковской игрушки

б) Филимоновской игрушки

в) Каргопольской игрушки

7. К какому виду игрушки относится данный тип росписи?

image.jpg

а) Дымковская игрушка

б) Каргопольская игрушка

в) Филимоновская игрушка

8. Какая самая древняя игрушка?

а) Дымковская игрушка

б) Каргопольская игрушка

в) Филимоновская игрушка

9. Какие особенности есть у каргопольской игрушки?

а) Много оборок - волнистых полос на платьях, на ногах животных, на хвостах птиц

б) Вытянутые фигуры

в) Большая голова в шляпе, коренастая фигура, упрощенное изображение

10. Какая из игрушек - дымковская?

image%282%29.jpg

а)

б)

image%284%29.jpg

в)

Оценка: 1 – 10 по 1 баллу. Максимально: 10 баллов.

Соотнесите цвета и элементы росписи глиняных игрушек по категориям

t1614181645ak.jpg

А

t1614181645al.jpg

Б

t1614181645am.jpg

В

Впишите ответы:

Оценка: 1 – 3 по 1 баллу. Максимально: 3 балла.

Ответы и критерии оценивания теста по изобразительному искусству, 5 класс ​​​​​​​


В двух словах - о глиняных игрушках вообще. Эти замечательные игрушки сегодня претерпевают упадок, так как их стиль - наивный и незатейливый, на фоне сегодняшнего времени порой кажется излишне примитивен. Но уверяю вас, это не так! Вглядитесь в них - в настоящих, возьмите в руки, и вы почувствуете их живое тепло и обаяние. К сожалению, многие фотографии в и-нете не выражают очарования этих национальных игрушек - особенно это касается Дымковской игрушки. Но я смогла найти удачные варианты. Во второй части поста - моя маленькая коллекция :)


Дымковская игрушка - изначально "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. К этому празднику женщины слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей. Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились кавалеры, барышни и многие другие персонажи.


Весь процесс создания такой игрушки - творческий и уникальный, всё делается вручную и однажды, каждая игрушка неповторима. "Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни".


Некоторые образцы из и-нета:


 (550x418, 63Kb)


 (500x375, 36Kb)


 (700x525, 61Kb)


 (699x470, 51Kb)


 (600x400, 65Kb)


 (673x600, 37Kb)


 (700x525, 40Kb)


Полезные ссылки по теме:


Промысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевском районе Тульской области в среде местных гончаров. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили последние мастерицы промысла, возобновившие его. В основе своей это свистульки, близкие по теме и сюжету к древним глиняным игрушкам. Оригинальна роспись и пластика!


 (525x700, 174Kb)


 (525x700, 102Kb)


 (500x699, 107Kb)


 (525x700, 143Kb)


 (700x525, 90Kb)


 (400x400, 124Kb)


Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.


Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.


*** К слову сказать - Каргапольская игрушка и теперь дешевле остальных и более доступна для приобретения, в отличии от безумно дорогой Дымковской.


 (600x399, 77Kb)


 (332x347, 53Kb)


 (465x699, 82Kb)


А это мои сокровища :))


 (699x466, 120Kb)


Дымковская игрушка для меня дорога, я пока приобрела лишь маленькую птичку:

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Редактор изображенийОналайновый редактор изображений с возможностью загрузки с вашего компьютера или из Интернет. По функциональным возможностям близок к Adobe Photoshop
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Национальные глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргапольская.

В двух словах - о глиняных игрушках вообще. Эти замечательные игрушки сегодня претерпевают упадок, так как их стиль - наивный и незатейливый, на фоне сегодняшнего времени порой кажется излишне примитивен. Но уверяю вас, это не так! Вглядитесь в них - в настоящих, возьмите в руки, и вы почувствуете их живое тепло и обаяние. К сожалению, многие фотографии в и-нете не выражают очарования этих национальных игрушек - особенно это касается Дымковской игрушки. Но я смогла найти удачные варианты. Во второй части поста - моя маленькая коллекция :)

Дымковская игрушка - изначально "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. К этому празднику женщины слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей. Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились кавалеры, барышни и многие другие персонажи.

Весь процесс создания такой игрушки - творческий и уникальный, всё делается вручную и однажды, каждая игрушка неповторима. "Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни".

Некоторые образцы из и-нета:

 (550x418, 63Kb)

 (500x375, 36Kb)

 (700x525, 61Kb)

 (699x470, 51Kb)

 (600x400, 65Kb)

 (673x600, 37Kb)

 (700x525, 40Kb)

Полезные ссылки по теме:

Промысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевском районе Тульской области в среде местных гончаров. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили последние мастерицы промысла, возобновившие его. В основе своей это свистульки, близкие по теме и сюжету к древним глиняным игрушкам. Оригинальна роспись и пластика!

 (525x700, 174Kb)

 (525x700, 102Kb)

 (500x699, 107Kb)

 (525x700, 143Kb)

 (700x525, 90Kb)

 (400x400, 124Kb)

Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

*** К слову сказать - Каргапольская игрушка и теперь дешевле остальных и более доступна для приобретения, в отличии от безумно дорогой Дымковской.

 (600x399, 77Kb)

 (332x347, 53Kb)

 (465x699, 82Kb)

А это мои сокровища :))

 (699x466, 120Kb)

Дымковская игрушка для меня дорога, я пока приобрела лишь маленькую птичку:

Читайте также: