К какому средству художественной выразительности относится примеры бесславная игрушка ветхая краса

Обновлено: 23.04.2024

Каждого человека в определённый момент жизни начинает мучить вопрос своего предназначения, важности результатов проделанного труда для общества. Для творческих людей этот вопрос стоит еще острее, ведь, становясь кумирами миллионов, они чувствуют особую ответственность перед читателями. Исключением не стал Михаил Юрьевич Лермонтов, который в стихотворении «Поэт» представляет своё видение предназначения поэта и поэзии.

История создания

Ключевым этапом в творческой жизни Лермонтова становятся 1837-39 годы. В это время он пишет первое значимое произведение, открывшее ему двери в свет и сформировавшее вокруг него определённую литературную репутацию, — «Смерть поэта», приуроченное к гибели Пушкина. После литературного успеха на молодого поэта возлагаются огромные надежды, которые он с гордостью оправдывает, выпуская свои известнейшие произведения.

В это же время Михаил Юрьевич ищет своё предназначение в поэтической жизни, чему посвящает стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.

Жанр, направление и размер

Отнести данное произведение к какой-либо жанровой принадлежности сложно: можно рассматривать как послание (обращение к определённому лицу или группе лиц).

Стихотворение относится к философской лирике. Он излагает своё собственное мнение о предназначении поэта, и каждый сам решает, соглашаться с ним или нет.

Композиционно произведение делиться на две части с неким объединением в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая из пяти), написанные перекрёстной рифмой с чередованием шестистопного и четырёхстопного ямба.

Образы и символы

В произведении фигурирует два главных образа: грозный кинжал, ржавеющий в пыли, и поэт, утративший своё предназначение. Их на протяжении всего стихотворения сравнивает автор, показывая их схожую участь — уйти в забвение или висеть на потеху без практического применения.

Лирическим героем выступает сам Лермонтов, рассуждающий над важной для него темой – предназначения поэта. Каким в идеале должен он быть? Видимо, кинжалом в действии – разящим на смерть и обладающим грозной красотой.

Темы и настроение

  1. Назначение поэта и поэзии для общества – основная тема в стихотворении «Поэт» для Михаила Юрьевича. Автор показывает, что влияние мастеров слова на общество и их важность очень высоки.
  2. Так же он продолжает важную для себя мысль презрения к молодому поколению за безразличие ко всему, что происходит вокруг.
  3. Лермонтов огорчён тем, что мечта об истинной цели поэтического искусства становится более несбыточной. Финал стихотворения — это призыв к поэтическому пробуждению, ведь сила поэзии, как и сила кинжала, может сразить наповал.

Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века — время, когда общество находится в застое, для молодых людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не принимает происходящего.

Стихотворение «Поэт» — протест инертному обществу, в нём красной нитью проходит главная мысль о высоком предназначении поэта, смысл деятельности которого сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких нравов в обществе.

Средства художественной выразительности

В основу произведения положено развёрнутое сравнение: поэт и кинжал сопоставляются по своему прямому назначению. Язык настоящего стихотворца, как и остриё рабочего кинжала, способен наносить точные удары по проблемам общества. Однако бездействующий клинок и подкупный, равнодушный или же пустоголовый рифмоплет выполняют только декоративную функцию.

В стихотворении также использовано большое количество эпитетов (кинжал – золотой, надежный, таинственный, заброшенный, бесславный и безвредный). Поэт – мыслей благородных, осмеянный пророк, простой и гордый язык. Эти средства выразительности способствуют более острому восприятию сопоставляемых понятий.

В финале произведения Лермонтов использует метафору, сравнивая ветхий мир, прячущий морщины под румяна, со своим временем, в котором он жил и творил.

Среди других изобразительно-выразительных средств можно отметить аллитерацию (была б ему богатая резьба), инверсию (наезднику в горах служил он много лет) и риторические вопросы.

В 1838 году Михаил Юрьевич написал произведение, посвящённое тем, кто создаёт поэтические строки. Поводом к его созданию послужила гибель Пушкина. Подробный анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова учащиеся выполняют в 9 классе. Представленный обзор по плану поможет написать сочинение и хорошо подготовиться к уроку литературы. Ознакомившись с особенностями содержания, рекомендуется прочесть оригинал.

Поэт анализ стихотворения

История создания

Гибель А. С. Пушкина так потрясла Лермонтова, что в 1838 г. он создал небольшое стихотворение под названием «Поэт». Впервые творение было опубликовано в следующем году, в русском литературном журнале «Отечественные записки». До этого автор уже написал одно стихотворение, посвящённое гибели Александра Сергеевича, за что подвергся гонениям. Лермонтова сослали на Кавказ, однако это не сломило бунтарскую натуру.

Год написания был сложным для Лермонтова, он переосмыслил многое в жизни. Как и прежде, он думал, что талантливые люди наделены даром не случайно. Их предназначение состоит в том, чтобы влиять на судьбы других, а также на события. В жизни Лермонтова не было места праздным забавам, потому что его тяготили такие явления:

  • рамки, установленные цензурой;
  • преследования;
  • запреты.

 анализ стихотворения лермонтова поэт

Будучи на Кавказе, он ещё раз убедился в том, как важно знать военное дело и владеть холодным оружием.

Недаром центральным образом в произведении становится кинжал.

Погружаясь в местную культуру, поэт не переставал искать смысл жизни и отстаивать свободу слова.

Прекрасная природа поспособствовала развитию творчества, и именно в такой обстановке были созданы сильные, проникновенные строки.

Основная тема

Темы стихов Лермонтова «поэт» и «поэзия» характерны для позднего периода творческой биографии. Текст, о котором идёт речь, написан в пору зрелости. Автор рассуждает о том, какую роль играют поэтические строки, как они могут воздействовать на государство в целом и каждого человека в отдельности. Вот какие задачи стояли перед мастерами пера много десятилетий назад:

  • правдиво рассказывать об исторических событиях, чтобы о них могли узнать потомки;
  • воспевать значимые сражения;
  • поддерживать боевой настрой воинов;
  • вдохновлять население на подвиги.

 анализ стиха лермонтова поэт

В то время, когда жил Лермонтов, приходилось учитывать ограничения, налагаемые цензурой. Михаилу Юрьевичу казалось, что в такой обстановке его таланту нет достойного применения, поэтому он покрывается «ржавчиной».

По стилю повествования стихотворение «Поэт» похоже на новеллу или легенду. Это показывает, что на творчество Лермонтова оказали сильное влияние традиции романтизма. Во второй части содержится глубокий философский смысл.

Автор рассуждает о том, что мастера часто сворачивают со своего истинного пути в ту сторону, где находится богатство. По мнению Михаила Юрьевича, поэт, который не служит людям, может удостоиться лишь презрения. Вот что он считает самым важным для настоящего творца:

  • искренность;
  • свобода;
  • стремление говорить правду;
  • упорная работа.

Лирический герой хочет донести свои убеждения до читателей, которых он видит такими же поэтами, как сам. Он взывает к их достоинству и чувству долга.

Лермонтов высказывает мысль, что творцу не пристало прикрывать пороки общества «румянами» и «блёстками». Его задаче — сеять правду и мудрость, и не прикрывать глупость и ложь.

Композиционные особенности

Анализ «Поэта» Лермонтова показывает, что композиция состоит из 2 частей. В первой рассказывается о славном прошлом и безрадостном настоящем кинжала.

 анализ стихотворения поэт

Во второй части поэт проводит параллель между талантом творца и оружием, показывая, что поэты находятся в таком же положении. Если не пользоваться даром по назначению, он начинает ржаветь.

Текст состоит всего из 11 строф, но автору удалось вложить у них мощную аллегорию. Он дерзко поделился своими мыслями с потомками, напомнил о предназначении и дал совет проснуться.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?» Автора в судьбе поэта привлекает именно возможность влиять на сердца и умы.

Жанр и средства выразительности

Стихотворный размер произведения Михаила Лермонтова «Поэт» — шестистопный ямб с переходами в четырёхстопный, рифмовка — перекрёстная. Произведение известно и под другим названием: «Отделкой золотой блистает мой кинжал…» Литературный жанр — элегия, в которой прослеживаются элементы сатиры. На жанровую принадлежность указывают следующие признаки:

  • философский смысл;
  • грусть;
  • размышления о прошлом и настоящем;
  • тематика и общий настрой;
  • ритм.

 лермонтов поэт

Их всех кратких произведений, относящихся к гражданской лирике Михаила Юрьевича, это считается одним из лучших. Последние 4 строфы — очень выразительные, превосходящие по накалу остальные. В них автор кратко, но ёмко раскрыл главную мысль.

Автор мастерски использует средства изобразительно-выразительные средства и богатую лексику. С их помощью создаются образность, самобытность и исторический колорит. Виды и примеры тропов, которые есть в произведении:

  1. Эпитеты. «Осмеянный пророк», «бесславная игрушка», «изнеженный век», «таинственный закал», «ветхая краса», «могучие слова», «хладный труп», «надёжный клинок». Показать сходство между оружием и словом — вот какова роль эпитетов.
  2. Метафоры. «Ржавчиной презренья», «изнеженный век».
  3. Синекдохи. «Своё утратил назначенье» (сравнение поэта с кинжалом), «воспламенял бойца для битвы».
  4. Сравнения. «Как чаша», «как фимиам» (о стихах), «мир», как «ветхая краса», «морщины прятать под румяны», «игрушкой золотой», «как колокол», «как божий дух».

Основная идея заключается в том, что поэт можно сравнить с кинжалом. Это он и делает на протяжении всего произведения.

Лермонтов проводит тонкую и красивую параллель между старинными и современными стихами, говоря о первых, что они были необходимы людям, как «фимиам в часы молитвы» и «чаша для пиров».

Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.

Образ кинжала, вынесенный из воинственной культуры Кавказа и личного опыта, полученного во время службы, явился для Лермонтова яркой метафорой силы и власти. Он считал слово мощным оружием и хорошо знал ему сцену.

2. Литературное направление

Стихотворение «Поэт» относится к романтическому направлению. Исключительная роль отдельной личности (поэта как проводника смыслов) противопоставлена участи других людей.

3. Род

Произведение «Поэт» — образец гражданской лирики. Также его можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Данное произведение тяготеет к жанру элегии, но, как это нередко бывает у Лермонтова, в лирический текст вкрадывается сатира.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта, выполняющего миссию их транслятора.

6. Тематика

Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что редкий дар поэзии потерял свою изначальную чистоту в глазах людей.

Стихи невозможно разменять на деньги или почести, и потому для многих поэзия стала пустым звуком.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и вопрошание. Поэта печалит человеческая любовь лишь к тому, что блестит, утрата истинных ценностей.

Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

9. Система образов

Образы поэта и поэзии соотнесены с образом кинжала. Автор сообщает, что его оружие блистает «отделкой золотой», что оно сокрыто от глаз и редко берётся в руки. Это иносказательное признание в том, что он – обладатель редкого и таинственного достояния.

Однако при всей своей красоте, кинжал бездействует. Он не участвует в битвах за правду и красоту, бездействует, не приносит пользы.

Наконец, Лермонтов сравнивает с кинжалом самого поэта, душа которого скрывается от внешних потрясений и перестаёт отзываться на потребности современников. Из-за этого люди теряют уважение к звучащему слову, забывают о духовных ценностях.

10. Центральные персонажи

Поэт – центральный персонаж стихотворения. Его дар сравнивается с кинжалом, прекрасным, но бесполезным.

Автор напоминает, какой мощью может обладать слово в умелых устах. Оно звучит, «как колокол на башне вечевой».

Лермонтова угнетает тот факт, что поэзия перестаёт играть ту исключительную роль, которую она имела во времена Пушкина.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении присутствует. Он заявляет о себе в первой строфе, рассказывая читателю о собственном кинжале, искусном оружии старинных мастеров, хранящем память о великих битвах. На эту деталь указывает местоимение «мой» (кинжал).

Далее предметом изображения становятся мысли лирического героя. Он больше не говорит о себе, но с глубоким трепетом произносит от первого лица слова о значимости поэта и поэзии.

12. Сюжет

Сюжет развивается из наблюдения за предметом – кинжалом, добытым на Кавказе. Автор любуется старинным оружием, гадает о том, какой была его участь, в чьих руках он побывал.

Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.

Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.

Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двучастная. Развитие сюжета происходит от частного к общему.

В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о кинжале, который он внимательно рассматривает.

Следующая часть (со второго по шестое четверостишие) соответствует развитию действия (в данном случае – описания).

В седьмом четверостишии сюжет выходит на новый уровень. Автор переносит аналогию на поэта: «Не так ли ты, поэт. ».

Кульминация и развязка сосредоточены в конце произведения: в 10-11 строфах.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту добиться наглядности в изображении.

Лексический состав стихотворения демонстрирует преобладание книжной лексики, что продолжает трагический настрой стихотворения «Смерть поэта», выполненного в той же стилистике.

Синтаксис произведения отличается обилием вопросительных и восклицательных предложений, наличием обращений и других средств, выражающих интонацию побуждения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравностопным ямбом (чередуются строки из шести и четырёх стоп). Такой «зазор» в ритмическом рисунке помогает удерживать внимание на каждой детали текста, акцентирует особо значимые моменты.

Используется перекрёстный способ рифмовки (АБАБ).

11 строф стихотворения представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в наш век изнеженный»; «в немом благоговенье», «струя светлей лазури», «ветхий мир», «осмеянный пророк»;
  • олицетворения: «наезднику служил», «забавы он делил» (о кинжале), «нас тешат блёстки и обманы», «мир привык морщины прятать под румяны»»;
  • сравнения: «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, // Как фимиам в часы молитвы», «как божий дух, носился над толпой», «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык // Морщины прятать под румяны…»;
  • метафоры: «…была б ему богатая резьба // Нарядом чуждым и постыдным…», «Игрушкой золотой он блещет на стене…»;
  • антитезы: «прежде — теперь», «оружие – игрушка».

С помощью аллитераций на «с», «ж», «ч», «ш» поэт прорисовывает мужественный образ кинжала. Это холодное оружие, со свистом рассекающее воздух, словно блестит и переливается, когда его достают из ножен, чтобы полюбоваться.

Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.

Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.

17. Значение произведения

Стихотворение «Поэт» – не обычное размышление на тему поэзии. Это творческий манифест Лермонтова, его личное видение образа поэта, взгляд на проблему его предназначения.

Поэт, по Лермонтову, должен быть решительным, мужественным, активным. Его голос не должен затихать в пору бурь и потрясений.

18. Актуальность

Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.

Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова я считаю пророческим. Уже в 19 веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово, неосторожность в обращении с ним самих поэтов. Я соглашаюсь с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

20. Чему учит

Стихотворение «Поэт» учит бережности в отношении слов, которые мы произносим или пишем. Древняя сила, скрытая в каждом слове, очень велика. Нельзя забывать об этом, и тогда драгоценный кинжал сослужит нам добрую службу.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.

Биография Пушкина

Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2022 г. ХРОНИКА

Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году под влиянием двух разнородных впечатлений, вдруг объединившихся для Лермонтова в одно целое.

Второе впечатление – посещение Лермонтовым Троице-Сергиевой лавры летом того же года. В рассказе одного из нищих, поведавших, что молодые люди подложили ему камень вместо пищи, юный поэт узнал себя.

Два впечатления, сравнимые по остроте испытанной боли, вдохновили его на написание стихотворения. Оно было опубликовано уже после гибели Лермонтова, в 1844 году.

2. Литературное направление

Стихотворение «Нищий» реалистично по своему сюжету, и всё же его написал поэт-романтик. Озвучен романтический конфликт между человеком и обществом, кризис личного чувства.

3. Род

Это лирическое произведение, написанное на основе личного опыта и рассказанное от первого лица.

4. Жанр

Стихотворение «Нищий» тяготеет к элегии: в нём звучит жалоба на бесчувственность любимой, тоска по недостижимому идеалу.

5. Проблематика

Стихотворение затрагивает проблему равнодушия и жестокости в отношениях между людьми. Первое порождает второе. Там, где один не готов представить себя на месте другого, рождаются отчуждение, холод, насмешка. Всё это может довести до отчаяния.

6. Тематика

В произведении затронута тема безответной любви. Лермонтов доводит этот мотив до масштаба вселенской катастрофы. Образ любимой сливается для него с портретом «жестокого» поколения.

7. Идея

Идея произведения проста. Не встречая сочувствия, самое благородное чувство обращается в свою противоположность. Любовь, надежда, теплота, отвергаемые людьми, превращаются в равнодушие.

Как нищий, получающий камень в ответ на просьбу о хлебе, лирический герой получает насмешки в ответ на свои нежные чувства.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и разочарование. Герой упрекает возлюбленную в жестокости, усиливая впечатление от её насмешки картиной страданий нищего. Эта отсылка помогает Лермонтову выразить всю глубину собственной боли.

9. Система образов

Образ нищего и образ любящего юноши зеркальны. Поэт даёт нам возможность сопоставить их. Точно также он сопоставляет образы светской насмешницы и всего молодого поколения.

Эти пары персонажей связаны идеей страдания. Нарушена цепь естественных человеческих отношений. Из-за этого глупая шутка оборачивается личной трагедией.

Образ камня, подменяющего хлеб, — идеальная метафора жестокости. Камень твёрд, холоден, мёртв. Так же мертва человеческая душа, забывающая законы любви и сострадания.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: возлюбленная, её поклонник (лирический герой), нищий на паперти и «кто-то», положивший в его руку камень.

Как уже было сказано, герои разбиты на пары. Девушка соотносится с неизвестным обидчиком нищего, а юноша – с самими нищим.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения говорит о своём чувстве прямо: «Так я молил твоей любви // С слезами горькими, с тоскою…». Он слишком чист душой, чтобы скрывать свой порыв.

Передать глубину страдания ему помогает образ обманутого нищего. Старик умирает от голода и вдобавок подвергается унижению. Таково же положение лирического героя.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает нищего, стоящего на паперти возле храма. Он протягивает руку за подаянием, но получает камень вместо хлеба.

Поэт сравнивает с этим несчастным себя. Он точно также просил любви, но получил вместо этого равнодушие и презрение.

13. Композиция

Композиция произведения зеркальная, ретроспективная.

Поэт начинает разговор не с себя. Сначала он обращается к картине страданий нищего, что производит на читателя тягостное впечатление. Этому изображению отдано две первых строфы.

В третьей кульминационной строфе появляется образ лирического героя, в состоянии которого угадывается просящая поза нищего.

Отражаясь друг в друге, образы обретают двойную глубину.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения сух, лаконичен, прост. Однако Лермонтов не обходится без высокой книжной лексики («врат», «взор являл живую муку», «с слезами») и романтической патетики, что соответствует посылу любовной элегии.

Среди частей речи преобладают прилагательные, характеризующие душевное состояние героев. Автор использует градацию (нарастание) при передаче происходящего у врат обители.

Он усиливает трагизм звучания с помощью усилительных частиц и личных местоимений. Стихотворение завершается восклицательным предложением, в котором поэт выражает прямой упрёк возлюбленной.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских окончаний.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 3 четверостишия.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «бедняк иссохший, чуть живой», «живую муку»; «с слезами горькими»;
  • литота: «куска лишь хлеба он просил»;
  • гипербола: «обмануты навек тобою»;
  • сравнение: автор сравнивает себя с нищим.

С помощью аллитераций на «р», «т», «б» поэт передаёт неестественность, напряжённость происходящего. Речь его словно спотыкается, в ней слышится твёрдость камня, полученного нищим.

Завершающая строфа срывается на плач за счёт аллитераций с «о», «э», «у», «ы».

17. Значение произведения

Стихотворение «Нищий» – шедевр любовной лирики. Оно близко каждому, кто испытал безответное чувство в годы юности, когда всё переживается впервые и с особенной остротой.

Помимо истории личной неудачи Лермонтов оставляет напоминание о глобальном, порой чудовищном, равнодушии людей друг к другу.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова очень актуально. В наше время многие готовы жестоко посмеяться друг над другом. Люди переходят все границы жестокости.

Поэт обращает наше внимание на то, что действие происходит у врат обители святой. Даже близость святыни не останавливает людей от дурного поступка.

Так происходит и сегодня. Многие вернулись к вере, стали посещать церковь, но человечности в отношениях между людьми не прибавилось.

19. Моё отношение

Стихотворение «Нищий» глубоко тронуло меня. Я думаю, что не стану смеяться, если кто-то признается мне в любви. Это же такое событие! Даже если человек не нравится, не надо его обижать. Надо беречь друг друга, быть бережнее.

20. Чему учит

Стихотворение «Нищий» напоминает о том, что каждый человек очень раним. Не стоит издеваться друг над другом, ведь жизнь такая короткая и в ней совсем мало любви! Лермонтов создал необыкновенно трогательный образ, который учит нас милосердию и такту.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.

Биография Пушкина

Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2022 г. ХРОНИКА

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написано в 1838 году. Поэт продолжает тему предназначения поэта, гибель Пушкина всё ещё сказывается на его творчестве.

Тема – поэта и поэзия, гражданская лирика.

Композиция – Стихотворение делится на две структурные части: повествование о кинжале и обращение к поэту. Состоит из 11 строф.

Жанр – элегия с чертами сатиры.

Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Метафоры – “изнеженный век”, “покрытый ржавчиной презренья”.

Эпитеты – “таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”.

Синекдоха – “воспламенял бойца для битвы”, “не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье”.

Сравнение – “стих, как божий дух…, как колокол…”, игрушкой золотой (кинжал) он блещет на стене”, “Как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны”, “звук(стихи)… как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.

Анализ стихотворения «Смерть поэта»

Первым произведением Михаила Лермонтова, принёсшим ему широкую известность, стало стихотворение «Смерть Поэта», хотя опубликовано оно было только спустя почти 20 лет после создания.

Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк. Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса. На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.

Стихотворение моментально разошлось в рукописных списках и было доставлено царю с надписью «Воззвание к революции». И автор крамольного произведения, и те, кто его распространял, были арестованы — за арестом последовала ссылка.

«Смерть Поэта» — яркий при мер публицистической гражданственной лирики с элементами философского раздумья. Основная тема — трагическая судьба Поэта в обществе. В произведении совмещены черты разных жанров: элегии, оды, сатиры и политического памфлета.

По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Компоаиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть — печальная элегия о трагическом событии 1837 года. С первых же строк ясен подтекст стихотворения — прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над Поэтом и унижало его. Светское общество не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить Поэта — это было своеобразной забавой. Чего стоит одно только присвоение ему императором Николаем 1 чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину было уже 35 лет (подобного чина, как правило, удостаивались юноши, которым отводилась роль придворных пажей). В стихотворении автор доносит до читателя мысль, что убийство поэта — это неизбежное следствие его давнего и одинокого противостояния «свету».

Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.

Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Поэта, а после его смерти надели маску скорби. Тут же присутствует намек на то, что гибель Пушкина была предопределена — «судьбы свершился приговор». По преданию, смерть на дуэли Пушкину ещё в юности предсказала гадалка и даже в точности описала внешность того, кто сделает роковой выстрел.

Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта. Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами Поэта. Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.

Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.

Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз. Описывая убийцу Поэта, Лермонтов даёт точные приметы Дантеса: … издалёка, Подобный сотням беглецов, На Ловлю счастья и чинов 3аброшен к нам по воле рока …

Чужестранец, не знавший русского Языка и презрительно относившейся к стране, в которой жил, не задумываясь, выстрелил в Поэта. Лермонтов, используя приём антитезы, противопоставляет Поэта убийце: у того «пустое сердце», он, «подобный сотням беглецов », Охотник за счастьем и чинами, презирающий чужую культуру и обычаи.

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор: и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь! Важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.

Средства художественной выразительности, которые выбирает Лермонтов, ПОмогают ему передать пафос стихотворения, выразить возмущение и гнев в адрес убийц и горечь личной потери. Вот какие эпитеты найдены для этого: свободный, смелый дар; пустое сердце; дивный гений; миг кровавый; глухая ревность; чёрна» кровь; жалкий лепет; коварный шёпот; ничтожные клеветники.

Лермонтов использует сравнения: Поэт « угас, как светоч»; увял, как «торжественный венок»; погиб, «как тот певец … воспетый им … » (сравнение с Ленским — персонажем из романа в стихах «Евгений Онегин»). Можно отметить также перифразы (Угас …дивный гений, / Увял торжественный венок), метафоры (на ловлю счастья и чинов; Свободы, Гения и Славы палачи; жалкий лепет оправданья; злобно гнали … дар; И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него); ассонансы (поникший гордой головой) и аллитерации (пал оклеветанный молвой).

В стихотворении много риторических вопросов. Такие вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы заострить внимание: «Зачем … / Вступил он в этот свет завистливый и душный / Для сердца вольного и пламенных страстей? / Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, / Зачем поверил он словам и ласкам ложным, / Он, с юных лет постигнувший людей?».

В этих строчках использован и другой стилистический приём — параллелием, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, что придаёт поэтической речи особую выразительность. Не случайно повторение слова зачем в начале предложений. Этот приём, называемый анафорой, также усиливает эмоциональность.

В стихотворении есть литературные реминисценции. (Реминисценция — это воспроизведение автором образов, отсылающих читателя к другому, известному ему произведению ). Так, начало стихотворения Лермонтова: «Погиб Поэт! — невольник чести … » напоминает читателю о строках из пушкинской поэмы «Кавказский пленник»: «Когда Я погибал, безвинный, безотрадный, / И шёпот клеветы внимал со всех сторон … ». Другая строчка «Поникнув гордой головой») напоминает о стихотворении Пушкина «Поэт» «не клонит гордой головой» ).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, во второй части — вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрёстная, кольцевая, парная.

История создания

Стихотворение написано в 1838 году. В 1839 году оно опубликовано в “Отечественных записках”. Смерть А.С.Пушкина глубоко взволновала поэта, он продолжал тему поэта и его предназначения в стихотворении “Поэт”.

Ссылка на Кавказ не сломила поэта, к тому же он стал широко известен после гонений за произведение, посвящённое смерти Пушкина. К тому же знание оружия и военного дела сказывается в тексте, поэт как никто знал ценность и силу кинжала, который стал центральным образом в стихотворении. Год написания был сложным, как и вся короткая жизнь поэта.

Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.

Образы и символы

Образ Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» — это образ гения, отвергнутого толпой. Его «свободный, смелый дар» гнали, а пожар сердца раздували на потеху. Пушкин в изображении Лермонтова — бунтарь, который «восстал против мнений света». По мнению автора, его обманули, и сам творец напрасно доверился «ложным словам». Ему не стоило входить в светское общество, потому что оно не стоило его таланта.

Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди – образ смерти Пушкина-дуэлянта (правда, пуля попала ниже).

Так же появляется образ «ничтожных клеветников», то есть тех, кто порочил имя Пушкина и его жены и поддерживал его убийцу. Эти люди лицемерием добились доверия поэта и специально привели его к трагическому исходу. По мнению автора, их ждет жестокая кара, от которой их не убережет «злословие». Грозный божий суд сулит наказание для тех, кто посмел поднять руку на поэта.

Не остается незамеченным и образ его противника и убийцы – Дантеса: «Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы». Лермонтов характеризовал его как человека «с пустым сердцем».

Когда Лермонтов говорит про увянувший «торжественный венок», он имеет в виду пышущего бодростью и жаждой жизни молодого Пушкина, чья смерть наступила так внезапно. Также венок символизирует славу и успехи поэта. Образ венка обыгрывается и дальше. Венок жизни и славы сменяется библейским символом, означающим несправедливые муки, принятые Творцом:

В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и злобой.

Тема поэта и поэзии свойственна позднему периоду творчества Лермонтова. Очень зрелое проникновенное стихотворение с особым характером повествует об особой роли поэта в жизни людей и государства. В былые времена поэты вдохновляли на подвиги, поддерживали боевой дух, воспевали значимые события, раскрывали правду исторических событий для потомков.

В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь словесного мастера.

«Фабрика» анализ стихотворения Блока по плану кратко – средства выразительности, идея, тема

Смысл произведения – без упорной работы, свободной, искренней, правдивой талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит – достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками” или приукрашать уродства общества “румянами”. Главная мысль произведения – поэт должен служить людям, истории, правде.

Главная мысль

Основная идея Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта» – протест против общества, которое виновато в смерти поэта. Это общество покрывало преступника, способствовало распространению клеветнических слухов и было безразлично к потере великого творца. Лермонтов восстал в этом стихотворении против светских льстецов и лицемеров, которые раздули пламя ревности в груди Пушкина. Движущая сила общества, в котором жил Пушкин, – богачи, приближенные к государю лица — была направлена против честного и смелого поэта, который не раз обличал их пороки. Но их вина глубже рядового преступления, и они поплатятся на Божьем суде и перед потомками, культуру которых они ограбили.

Смысл стихотворения «Смерть поэта» заключается в том, что исчезновение человека искусства, гибель гения — это трагедия для всего народа, и все те, кто повинен в этом преступлении, поплатятся перед историей и перед Богом.

Композиция

Структурно стихотворение можно поделить на две части: в первой описывается история кинжала, его некогда славное прошлое и унылое настоящее; во второй – автор открыто сравнивает поэтический дар с оружием, которое ржавеет, если им не пользуются. В 11 строф автор вложил огромную по своей поэтической силе историю с прозрачной аллегорией.

Лирический герой дерзко и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравах общества. Заканчивается стихотворение восклицанием и вопросом, который глубже и сильнее риторического: “Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья, из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья. ”

Произведение относится к жанру элегии, об этом говорит ритм, общий настрой, тематика, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Черты сатиры также прослеживаются в смысловой сфере стихотворения. Оно написано шестистопным ямбом, временами переходящим в четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой. Это одно из лучший произведений поэта, относящихся к гражданской лирике. Все четыре стиха последней строфы содержат сильнейший эмоциональный накал, содержащий главную мысль стихотворения.

Средства выразительности

В произведении много эпитетов (“таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором.

По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.

Анализ стихотворений«Родина» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, средства выразительности, лирический герой

Анализ стихотворений«Нищий» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, год, тема, средства выразительности

Читайте также: